Административная жалоба подается в вышестоящие органы исполнительной власти, любых организаций и общественных объединений, а также вышестоящим должностным лицам. Федеральным законом предусмотрена проверка и рассмотрение жалоб органами прокуратуры и депутатами представительных органов.
Административная жалоба бывает двух видов:
Общая административная жалоба имеет следующие характеристики:
• может подаваться в любом возрасте;
• не установлены сроки для реализации права на подачу;
• подаются вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуются.
При этом существует прямой запрет на передачу жалобы на рассмотрение тому, чьи действия обжалуются.
Отличие общей административной жалобы от других видов обращений:
• жалоба свидетельствует о наличие правового спора, что предъявляет особые требования к процессуальной форме рассмотрения данного вида обращения: процедура административной жалобы должна двигаться в том же направлении, что и судебное рассмотрение;
• для данного вида обращения требуется более точно и детально определить подведомственность их обращения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения;
• инициирование спора гражданином предполагает более детальный механизм направления, регистрации, передачи спора по жалобе;
• для жалобы должны быть определены виды и формы решений, а также основания для их вынесения;
• для жалобы необходимо определить процедуру исполнения решения.
Специальная административная жалоба имеет особенности:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;
• специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т.п.), прямо названные в законе;
• четкое определение субъектов права на специальную жалобу, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей (специальная жалоба не может быть подана с целью защиты интересов других лиц);
• четкое определение письменной формы и адресатов жалобы;
• специальные сроки подачи жалоб;
• процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.
К специальным можно отнести жалобы:
• государственных гражданских служащих;
• на действия и бездействие таможенных органов;
• на акты налоговых органов;
• связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями;
• рассматриваемые вышестоящими органами исполнительной власти в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
• направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Федерации;
• иные жалобы, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок их рассмотрения.
Рассматривается административная жалоба в течение одного месяца с момента ее подачи.
Жалоба по административному делу
Апелляционная жалоба по административному делу — это документ, цель которого обжалование не вступившего в силу постановления суда, где предметом рассмотрения выступают нарушения, предусмотренные КоАП РФ.
Апелляционная жалоба по административному правонарушению подаётся либо в орган, вынесший решение либо непосредственно вышестоящему суду, уполномоченному на её рассмотрение. Важно соблюдать сроки и порядок подачи апелляции.
В соответствии с ч. 1 статьи 30.2 КоАП РФ, жалоба может быть подана как судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, так и непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (ч. 3 статьи 30.2).
При подаче жалобы уплачивать госпошлину не требуется.
В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1. См. подробнее статью "Обжалование постановления об административном правонарушении".
Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Пропущенный срок давности обжалования постановления может быть восстановлен по ходатайству о восстановлении срока.
Жалоба на постановление об административном правонарушении
Со дня вручения постановления есть десять дней для того, чтобы подать жалобу. Подается она непосредственно в суд либо должностному лицу, которое занималось вынесением соответствующего решения.
Десятидневный срок — время до того, как вступит в силу постановление. Зачастую выполняется обжалование в прокуратуру. В компетенции районной и городской прокуратуры присутствует рассмотрение таких обращений.
Ст. 30.2 КоАП утверждает, что у любого лица есть возможность подать жалобу как судье, который оглашал приговор, так и в вышестоящий суд, который имеют компетенцию рассматривать подобные обращения.
Одними из самых распространенных нарушений административного характера являются случаи, связанные с ПДД. Поэтому жалоба на постановление по делу об административном правонарушении ПДД является актуальной.
При ее составлении в правом верхнем углу пишется полное название суда, а также ваше ФИО и адрес проживания. Далее по середине — название документа.
В первых абзацах необходимо правовым языком описать ситуацию, за которую вас оштрафовали, обязательным является упоминание фамилии инспектора, за что вас оштрафовали и размер штрафа.
Далее по пункта нужно описать, почему вы считаете, что составленный протокол и последующее за ним постановление нельзя назвать законными. Все приведенные вами основания должны содержать под собой аргументы из ПДД, КоАП и других документов и нормативно-правовых актов.
Все тот же КоАП устанавливает, что при подаче жалоб госпошлина не оплачивается. Интересно, что в мировой практике это редкость. Например, в Беларуси, подавая такое заявление, необходимо еще приложить квитанцию об уплате пошлины.
Со дня вручения копии или оригинала постановлении у человека есть десять дней на его обжалование. Орган, имеющий право рассматривать жалобу, должен сделать это тоже в течении десяти дней после ее получения, если к ней прикреплены все необходимые документы.
Решение судьи благодаря вашим своевременным действием могут быть наложены изменения. Теперь действуют эти правила и в Республике Крым (РК). Чаще всего такие проблемы появляются у тех, кто сталкивается с нарушением ПДД. Инспекторы ГАИ или ГИБДД часто ошибаются в своих выводах, поэтому каждому нужно знать порядок, по которому можно написать апелляционную жалобу.
Все документы, которые подлежат изучению, будут проанализированы надзорными органами. Это касается и нарушениям, которые фиксируются на таможне с возвратом товаров, и УФАС, и ФАС, и кассационной службой, и ГКУ АМПП (вопросы парковки), и Роспотребнадзором. Вы в своем заявлении будто бы пишите отзыв о незаконности действия конкретных работников органов.
Например, если было оглашено решение о лишении прав за превышение скорости, вам нужно в ближайшее время взять все бланки и шаблоны, после чего написать жалобу. Как только пристав вручит вам проект постановления, проанализируйте его примерное содержание и переходите к написанию заявления об обжаловании.
Постарайтесь избегать малозначительных аргументов. Возражение в виде приложенного документа с фото и видео фиксацией с камер является достаточно действенным. Такое дополнение точно будет хорошим основанием для поднятия вопроса о правильности вашей подсудности.
Текст протеста можно писать по поводу любого вынесенного решения, в том числе и о тонировке, и не пристегнутом ремне. Арбитражные имеют право в некоторых случаях могут дать отказ на принятие подобного протеста. Действия таких органов, как ГЖИ, ГИТ, ФМС и ДПС, также могут подлежать обжалованию.
Юридически правильно будет писать в ходатайстве название вашей улицы и полный адрес.
Административная апелляционная жалоба
Согласно гражданскому праву каждый из участников судебного разбирательства имеет возможность выразить возражение на апелляцию жалобу. То есть, истец или ответчик может в письменной (устной) форме подать в судебный орган заявление в отношении определенных аргументов и доводов, приводимых противной стороной, либо на заявление в целом.
Подача возражения на апелляцию – один из эффективных способов защиты собственных интересов и прав в гражданском судопроизводстве. Основной принцип, на котором зиждется данная процедура – состязательность. А это значит, что такой юридический инструмент процессуального сражения является последовательным, логичным и эффективным при рассмотрении дел в судах второй инстанции.
Вопрос о подаче возражения возникает в случае, если постановление судебного органа полностью устраивает одну из сторон, а другая в своей жалобе обосновывает доводы, по своей сути противоречащие полностью или частично обстоятельствам, которые были рассмотрены в ходе разбирательства.
Получателем заявления о возражении на апелляционную жалобу должен быть судебный орган, который разбирал дело по первой инстанции. В обязательном порядке к заявлению следует приложить документальное подтверждение доводам и аргументам. Документ должен иметь несколько копий, по числу участников процесса. При этом оплату государственной пошлины производить не нужно.
Апелляционная жалоба по административному делу составляется субъектом, имеющим претензии к судебному решению. Право обжаловать постановление суда в апелляционном порядке закреплено в Кодексе административного судопроизводства РФ. Апелляция в нашем государстве развивается и набирает популярность среди населения. Как такового наказания в случае выигрыша судья не понесет, зато апелляционная инстанция вправе отменить, или изменить решения, признанные незаконными.
В административном производстве могут участвовать:
1. Граждане Российской Федерации.
2. Граждане, имеющие двойное подданство.
3. Как государственные, так и частные предприятия, фирмы, учреждения.
4. Государственные служащие, должностные лица (также и муниципальные).
5. Общественные объединения.
6. Сотрудники общественных объединений.
7. Иностранцы, беженцы, переселенцы, лица с отсутствием гражданства.
Каждый из перечисленных участников может оспаривать решения суда первой инстанции. Обжалование наказания вправе совершать граждане, обладающие правосубъектностью. К таким относятся лица, имеющие объективные права или выполняющие юридические обязанности. Также заявители должны быть дееспособными и достигшими восемнадцатилетнего возраста.
В кодексе конкретно прописана информация об административном правонарушении. В правонарушении должны просматриваться незаконные действия, в результате которых нарушены права, задеты свободы или интересы людей. Если незаконным образом посягают на собственность — идет речь о правонарушении. Например, предприятие по изготовлению косметической продукции загрязняет близлежащую реку. Описанные действия негативно влияют на окружающую среду, имеют экологический подтекст и относятся к административному правонарушению.
Порядок оспаривания наказания
Как и в любом другом судопроизводстве, апелляция подается в установленный законом срок. Период для подачи документов составляет 30 (тридцать) календарных дней с момента получения окончательного решения в полном виде. На руках у заявителя будет письменное определение суда, которое должны вынести в течение пяти дней с момента оглашения судебного вердикта на заседании. Например, заявитель получил определение 30 апреля, значит подача жалобы должна произойти на протяжении месяца, вплоть до 30 мая. 31 мая обращение уже не примут.
Наказания за несвоевременную подачу обращения не будет, так как его просто отклонят. В случае просрочки можно подавать ходатайство о восстановлении срока, но его принимают редко, только при наличии уважительной причины. Веским аргументом может быть уход за больным родственником или наличие больничного листа. А вот пребывание в командировке уже не считается уважительной причиной пропуска срока обжалования.
Подавать заявление можно разными способами, важно, чтобы количество поданных экземпляров соответствовало количеству участников процесса. Заявитель выбирает удобный для него способ: принести документ лично в учреждение суда или же отправить по почте. Подаются экземпляры жалобы в то отделение суда, решение которого обжалуется. По истечении тридцатидневного срока обжалование направляется в апелляционную инстанцию. Обойти этот порядок нельзя.
Апелляция — официальный документ, который состоит из трех частей. Во вступлении указывают:
• полное наименование суда (в тринадцатый Тагилстроевский районный суд);
• сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, место регистрации и место проживания, контактный номер телефона);
• контактная информация о других участниках дела.
Следующая часть — содержание:
• изложение причин обращения по факту правонарушения;
• основания для оспаривания судебного постановления;
• требования (результаты обжалования, на которые рассчитывает заявитель).
В заключительной части размещают список документов, приложенных к делу:
• оспариваемое постановление суда;
• квитанция об уплате государственного сбора (госпошлины);
• прочие доказательства по сути дела.
Будьте осторожны и соблюдайте при составлении жалобы все требования к содержанию документа, чтобы апелляцию не отклонили.
Заявление или представление возвращается, если:
• заявитель не является субъектом апелляционного производства (не имел права на обжалование);
• заявитель пропустил строки подачи (не было представлено заявления о восстановлении сроков).
Судья может вынести постановление об оставлении жалобы (представления) без движения. Это случается при допуске ошибок в оформлении или при подаче неполного списка документов, содержащихся в приложении. Судья устанавливает период, в течение которого недочеты должны быть исправлены. Если заявитель не уложился в отведенный срок, обращение не примут.
Лица, подающие апелляцию, имеют право отказаться от нее. Для этого составляют письменный документ — отказ и направляют его до вынесения окончательного решения в отделение суда. Также оппонент имеет право направить на рассмотрение возражение, в котором наглядно продемонстрировать недочеты в содержании апелляционной жалобы. К встречному иску должны обязательно прилагаться аргументы, подтверждающие изложенное.
Подавать возражение необязательно. Судья к встречному иску относится положительно, так как его наличие подтверждает активную позицию сторон оспаривания. Также появляется возможность всестороннее разобрать дело и вынести более объективное решение.
Апелляционный вердикт
После рассмотрения дела апелляционный судья выносит постановление, в котором указаны мотивы выводов суда, а также окончательные решения. Дело ведется коллегиально, то есть участие в процессе принимают как минимум 3 (три) профессиональных судьи. Увеличение количества судей связано с повторным расследованием, так как главная цель апелляционного обжалования — проверить предыдущие решения на ошибки и нарушения, исправить их.
Судебное заседание проходит в следующем порядке:
1. Выступает судья с докладом об обстоятельствах, содержании оспариваемого решения, излагает доводы обращения, сообщает о правонарушении, вводит в курс дела.
2. Стороны процесса излагают свои позиции, уведомляют суд о правонарушении (первым выступает заявитель).
3. Судьи исследуют существующие и новые доказательства правонарушения.
4. Вынесение постановления или определения по делу.
Постановление должно содержать следующую информацию:
• дата и место вынесения;
• наименование апелляционной инстанции;
• указание состава суда;
• информацию о заявителе;
• краткое изложение хода дела;
• судебные выводы, сроки принятия постановления;
• мотивы вердикта с ссылками на статьи кодекса.
Судья в апелляционном порядке наделен полномочиями отменить или изменить предыдущее постановление. Если речь шла об административном правонарушении, факт которого не подтвердился или был оспорен с учетом вновь открывшихся доказательств, важно предъявить судье веские причины, по которым первый суд не рассматривал их. Судья, определение которого отменено, не понесет наказания. Если доказательства не были предоставлены ранее без наличия веской причины, то в обжаловании будет отказано.
Апелляция может быть удовлетворена частично, полностью или не удовлетворена. Апелляционное определение могут отменить, если оно будет незаконным. Например, рассмотрение проводилось в незаконном составе или была нарушена тайна совещания. Другие случаи определены в законодательстве. В качестве наказания за несоблюдение установленных норм можно подать кассационное обжалование.
Административная кассационная жалоба
В законодательстве прописаны условия подготовки производства по делу об административном правонарушении. Этот процесс должен учитывать поданные ходатайства от правонарушителя, включая документ о смягчении наказания. Его образец можно найти в интернете, сделав запрос «ходатайство о смягчении административного наказания образец».
В качестве обстоятельств, которые должны повлиять на судью, выступают подобные действия правонарушителя:
- понимание и неприятие совершенного правонарушения;
- прекращение деяния в добровольном порядке, а не из страха наказания;
- сообщение о своем правонарушении правоохранительным органам;
- содействие властям при производстве по делу; возмещение нанесенного ущерба нарушителем по доброй воле;
- совершение правонарушения под влиянием различных факторов, независящих от его воли, например, болезни или смерти родственника;
- состояние беременности;
- наличие малолетних детей; возраст до 18 лет.
Однако иногда судья не принимает к вниманию представленные доказательства, прошения. Он выносит приговор, который не соответствует нормам, определенным законом. Вследствие этого вынесенное постановление об административном правонарушении нельзя назвать правомерным.
Решение суда первой инстанции может быть обжаловано апелляционным производством. Для этого в течение 10 (десяти) дней нарушитель имеет право оформить апелляционную жалобу и подать ее вышестоящему судебному органу. Если во время этого рассмотрения добиться правды также не получилось, нужно подавать кассационную жалобу.
Образец кассационного заявления, равно как и образец апелляционной претензии, можно найти в судебном отделе или в интернете. Такой же образец может предоставить квалифицированный юрист, который поможет решить проблему обжалования.
Подать жалобу могут стороны производства об административном правонарушении и их представители, оформив специальную доверенность. Для представления кассационной жалобы по делу об административном правонарушении законодательством предусмотрены 30 (тридцать) дней, начиная с момента предъявления документа.
Если есть необходимость истребовать документацию из нижестоящей организации, срок продлевают до 60 (шестидесяти) дней. Время, нужное для передачи документов, не входит в указанный период. Если судопроизводство сложное, его рассмотрение также могут продлить. Пропущенный срок может быть восстановлен, если заявитель кассации предоставит соответствующее ходатайство об этом.
Данный орган рассматривает только те пункты решения, которые были заявлены в жалобе. Он также не привлекает в качестве доказательной базы непринятые и нерассмотренные первой инстанцией факты. Кроме того, он не может устанавливать приоритетность тех или иных доказательств, проверять их подлинность и отношение к делу, вызывать свидетелей.
Если заявитель обнаружит важные сведения, он может упомянуть о них в жалобе. Однако если суд посчитает их неважными, они не будут приняты к вниманию. Когда в деле об административном правонарушении затронуты интересы многих людей, тогда он вправе расширить пределы своих полномочий. Резолюция кассационного суда, включая указания по трактовке норм закона, должна быть учтена нижестоящими судами.
Кассация передается непосредственно кассационному суду. Образец претензии кассационной инстанции в административном производстве можно найти в интернете или судебных инстанциях.
Жалоба должна быть подписана лицом, заявляющим протест кассации. Если документ оформляет представитель стороны производства, он должен приложить доверенность к бумагам по делу. К кассационной жалобе также прилагают квитанцию об уплате государственной пошлины или документ, подтверждающий необходимость в продлении времени выплаты такой суммы.
Пакет документов важно пополнить всеми резолюциями по делу. Для каждого участника кассационного процесса нужно сделать копию документов. Это является обязанностью заявителя протеста. Кассационная жалоба по административному правонарушению должна соответствовать всем требованиям и представить ее нужно в указанный срок.
Подача административной жалобы
Административная жалоба – это письменное обращение гражданина к компетентному органу, в случае совершения в отношении него неправомерных действий (бездействий). Эти обращения могут направляться с целью защиты не только личных прав, но и защиты прав третьих лиц, общественных интересов.
Подача административных жалоб и их виды
Получателями могут быть вышестоящие государственные органы, органы местного самоуправления, руководители предприятий, суды и т.д.
Выделяют два вида административных жалоб: общие и специальные.
Общая - может быть подана лицом в любой срок должностному лицу либо в вышестоящий орган по отношению к тому, чьи действия обжалуются. Подать такой документ вправе любое дееспособное лицо, по любому важному и значимому поводу.
Специальная административная жалоба отличается от общей тем, что порядок ее подачи строго урегулирован нормативно-правовыми актами.
Например, к специальным относятся жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.
Документ составляется в произвольной письменной форме.
В представленных образцах административных жалоб указываются следующие сведения:
• сведения о заявителе;
• сведения о лице в отношении, которого составляется документ;
• обстоятельства совершения неправомерных действий (бездействий);
• перечень негативных последствий возникших у заявителя в связи с неправомерными действиями (бездействиями);
• дата составления;
• подпись заявителя.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие незаконные действия или бездействие лица.
Пакет документов может быть направлен по почте заказным письмом, нарочным способом или в электронном виде.
Срок подачи административной жалобы
Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения.
Орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок подачи административной жалобы в случае пропуска такого срока по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и др.).
Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее подачи. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных жалоб.
Заинтересованное лицо обладает правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.
Административная жалоба направляется в государственный орган, иную организацию, вышестоящие по отношению к уполномоченному органу, принявшему административное решение, либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами относится рассмотрение таких жалоб (далее – орган, рассматривающий жалобу).
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
Подача жалобы в административном (внесудебном) порядке не лишает заинтересованное лицо права на обращение с жалобой в суд.
Рассмотрение жалобы по административному делу
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;
9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Жалоба в верховный суд по административному делу
Надзорная жалоба должна содержать:
1) наименование суда или председателю суда, в который она адресуется;
2) наименование и сведения о лице, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
3) наименования и сведения о других лицах, участвующих в деле, указанных в статьях 25.1 - 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, если таковые имеются, их место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассмотревшие дело по первой, апелляционной (имеется в виду инстанция, рассмотревшая жалобу на не вступившее в законную силу постановление), если таковая была пройдена, и первой надзорной инстанции, когда жалоба адресуется в Верховный Суд РФ, их решения и содержание принятых ими решений;
5) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы.
Основное внимание следует уделить выявлению в материалах дела обстоятельств и сведений, которые в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Перед составлением жалобы настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами дела в полном объеме (заявление о выдаче дела для ознакомления и снятия копий) и запросить из суда надлежащим образом оформленные копию постановления по делу об административном правонарушении с отметкой о вступлении в силу и копию решения по жалобе на постановление, если осуществлялось обжалование не вступившего в законную силу постановления (заявление о выдаче копий судебных решений).
В жалобе указывайте на существенные нарушения норм материального и процессуального права, на нарушение требований статей 24.1, 26.1 и 29.10 КоАП РФ, допущенные судебными инстанциями, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выяснить и установить существенные обстоятельства события и состава вменяемого правонарушения, доказать обстоятельства, на основании которых вынесены постановление и решение, вынести мотивированное решение по делу. Обосновывайте недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение и сформулированы выводы судов. Указывайте на допущенные судами существенные нарушения закона и обосновывайте это ссылками на нормы закона. Имейте в виду, что законность судебных решений, обозначенных в качестве предмета судебного разбирательства в надзорном порядке, связывается с правильностью применения норм административного права. В связи с этим в своей жалобе следует непременно указать на допущенные судом (судами) нарушения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при исследовании или оценке доказательств, повлиявшие на правильность установления судом (судами) фактических обстоятельств дела и приведшие к судебной ошибке. Указывайте на наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, на отсутствие объективной и/или субъективной стороны состава правонарушения, если в материалах дела имеются соответствующие сведения. Важно правильно определить предмет довода или доводов надзорной жалобы, правильно, ясно и четко их сформулировать, избегая двусмысленности изложения и неточности формулировок.
Например, по мнению заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии "В соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ основаниями для отмены судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело".
Согласно закону надзорная жалоба рассматривается единолично уполномоченным судьей в отсутствии участников производства по делу по доводам, приведенным в жалобе, в ряде случаев и по усмотрению судьи, с запросом материалов дела. При этом судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право, но не обязан, проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Обратите внимание, что надзорную инстанцию не будут интересовать Ваши доводы по существу вменяемого правонарушения, по правильности установления фактических обстоятельств дела (вопросы факта), если указанные доводы не были предметом рассмотрения в нижестоящих судах (формулировка в жалобе: "... не принят во внимание довод о ..."), если доводы не относятся к нарушению установленного порядка исследования и/или оценки доказательств, что повлияло на правильность установления судом фактических обстоятельств дела (доводы о недопустимости доказательств и о недоказанности обстоятельств, положенных в основу судебных решений), или если Ваши доводы не основаны на новых доказательствах, которые нельзя было по объективным причинам получить в предыдущих судебных инстанциях или представить в суд, при этом объективность и "уважительность" причин, естественно, придется обосновать должным образом.
Также надзорную инстанцию вряд ли заинтересуют Ваши доводы по нарушениям со стороны ИДПС, если допущенные нарушения прямо не связаны с законностью получения доказательств Вашей вины, не влияют на правильность оценки судами события и состава вменяемого правонарушения, на соблюдение закона при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и при судебном производстве по делу (формулировки в жалобе: "... не принято во внимание, что ..." или "... не принят во внимание довод о ..."). Например, решение Меркулова с прекращением производства по делу об административном правонарушении, предусматривающим административную ответственность по ст. 12.26 ч. 1 КоАП, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП - постановление № 23-АД14-2.
Доводы по существу правонарушения следует приводить в качестве иллюстрации невыясненных, неисследованных и неразрешенных вопросов и обстоятельств, имеющих существенное правовое значение для правильного разрешения дела в соответствии с законом, в качестве не учтенных судами обстоятельств дела, в качестве доказательств, опровергающих выводы судов.
Следует указать, какие права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебными постановлениями и мотивировать, в чем состоит нарушение единства судебной практики с соответствующим обоснованием этого нарушения ссылками на постановления Верховного Суда РФ и решения Конституционного Суда.
Целесообразно так структурировать свои доводы в жалобе, чтобы для судьи, который будет рассматривать жалобу, было ясно, что Вы считаете наиболее значимым, а что - менее. Желательно либо в начале жалобы после вводной части, либо в конце жалобы перед просительной частью, привести общий вывод в общих фразах о нарушениях закона со стороны нижестоящих судебных инстанций. Для этого потребуется всего лишь один абзац небольшого или среднего размера в несколько строк.
Нецелесообразно перегружать надзорную жалобу всеми возможными доводами, следует, учитывая практику надзорных инстанций, которую Вам следует изучить, ограничиться несколькими наиболее важными доводами. Остальные доводы Вы можете привести в жалобе, например, в виде их перечня со ссылками на соответствующие листы дела.
6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, перечень прилагаемых к жалобе новых доказательств. Ссылка лица, подающего жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суды предыдущих инстанций, допускается только в случае обоснования в жалобе, что эти доказательства невозможно было получить и представить в суды первых инстанций. Нецелесообразно прилагать к жалобе доказательства, имеющиеся в материалах дела. Для того, чтобы обратить внимание суда на эти доказательства необходимо четко сформулировать соответствующие доводы и привести ссылки на листы дела, чтобы у суда возникла необходимость истребовать материалы дела;
7) просьба лица, подающего жалобу;
8) надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его защитником. К жалобе, поданной защитником, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия защитника, заверенные в установленном порядке;
9) к надзорной жалобе прилагаются заверенные надлежащим образом (чтобы исключить возможность возвращения жалобы по основанию сомнения в соответствии копий оригиналам) копии судебных постановлений и решений, принятых по делу (прилагаемые к жалобе копии судебных актов должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью; копия постановления по делу об административном правонарушении, копии решения по результатам рассмотрения жалобы, если такое решение вынесено; в случае подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ - обязательно копия или оригинал постановления по надзорной жалобе суда первой надзорной инстанции), копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия адвоката, в случае, если жалоба подписана указанными лицами; копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 - 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
10) Повторная подача жалобы в порядке надзора по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший в порядке надзора постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, не допускаются. При этом закон не запрещает подачу повторной жалобы по иным или новым основаниям, либо по вновь открывшимся обстоятельствам.
Срок подачи надзорной жалобы не ограничен.
Жалоба в порядке надзора подается и приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.
Надзорная жалоба государственной пошлиной не облагается.
Жалоба в порядке надзора подается в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.
О принятии к рассмотрению жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление, судья выносит определение.
Решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы (жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление), должно отвечать требованиям ст. 30.18 КоАП РФ.
Настоятельно рекомендуем для анализа административного материала, материалов дела в целом, постановления и решения судов предыдущих инстанций привлечь специалиста (защитника/адвоката), имеющего достаточно большой опыт в данной отрасли права, который может выявить такие недостатки, которые ни Вы сами, ни Ваш защитник или адвокат, не учли ранее и по какой-то причине не обратили на них внимание, но которые могут в корне изменить представление, формулировку и изложение доводов в надзорной жалобе с целью повлиять на результат рассмотрения жалобы.
Ознакомьтесь с информацией, приведенной на страничке "Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба (рекомендации, советы, консультации)", где, кроме всего прочего, также приведены основания для обжалования, применимые и для надзорной жалобы.
Советуем по возможности изучить практику суда, в который планируется подача надзорной жалобы. При этом не стоит ограничиваться изучением только решений по аналогичным делам. Полезная информация содержится и в других делах данного суда, например, касающихся рассмотрения надзорных жалобы в области дорожного движения. Это в какой-то мере позволит более правильно сформулировать доводы и их изложение в надзорной жалобе. Имеет смысл проанализировать практику Верховного Суда РФ по конкретным доводам, которые планируются для использования по защите. Для обоснования ряда доводов по защите рекомендуем привести ссылки на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в соответствующих определениях, решениях и постановлениях Конституционного Суда РФ.
Настоятельно рекомендуем проконтролировать правильность оформления прилагаемых к жалобе копий судебных актов, которые должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью суда, чтобы избежать возврата жалобы из-за несоответствия приложенных копий требованиям Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 36. Да, и сами не забудьте подписать жалобу.
Обращаем Ваше внимание, что наличие положительных решений Верховного Суда РФ по рассмотрению надзорных жалоб и отмена судебных актов нижестоящих судов прямо и очевидно свидетельствуют о необходимости идти до конца, осуществляя полноценную защиту на всех этапах судебных разбирательств, накапливая все необходимые и достаточные доводы для успешного разрешения дела.
Жалоба при административном правонарушении ГИБДД
КОАП РФ в ст. 30.1 предоставляет гражданам возможность оспаривать постановления, вынесенные в связи с совершением административного правонарушения.
В нормах ст. 244 приказа МВД РФ № 185 регламентируется право физических и юридических лиц на обжалование решений государственных органов в досудебном порядке.
• нарушают их права и свободы;
• создают препятствия для осуществления прав и свобод;
• незаконно возлагают какие-либо обязанности;
• незаконно привлекают к ответственности.
Закон позволяет гражданам оспаривать обоснованность постановлений ГИБДД.
Граждане вправе подать жалобы на определение об отказе в возбуждении дела.
Обжаловать решения государственных органов вправе следующие категории граждан:
1. лица, в отношении которых ведется производство по административному делу;
2. потерпевшие по делу об административном правонарушении;
3. законные представители физических и юридических лиц;
4. защитники и представители.
Заявление об оспаривании решения по административному делу граждане вправе подать:
1. В судебные органы.
2. Вышестоящему должностному лицу органа, сотрудник которого вынес незаконное решение.
Если заявитель подает жалобу одновременно во все вышеперечисленные органы власти, то право на рассмотрение его заявления закрепляется за судом.
Постановление обжалуется мировому судье по месту расположения органа ГИБДД, которым было вынесено постановление. Поэтому, прежде чем подавать жалобу, уточните в канцелярии суда или на его сайте, которому судье это дело подсудно.
Все органы, уполномоченные принимать от граждан жалобы на постановления ГИБДД, размещают в своих территориальных подразделениях информационные стенды, где находятся образцы заявлений.
Там же сотрудники государственных органов размещают примеры правильного заполнения жалоб.
Письменное заявление гражданина должно содержать такие пункты, как:
• название органа, куда заявление будет направлено;
• ФИО и должность лица, которому адресован документ;
• ФИО заявителя-гражданина или наименование юридического лица;
• адресные реквизиты заявителя, в соответствии с которыми необходимо направить ответ на заявление;
• обстоятельства обжалуемого дела;
• иные сведения, относящиеся к делу;
• ФИО и должность сотрудника, вынесшего неправомерное решение;
• личная подпись заявителя;
• дата написания заявления.
К составленному заявлению следует приложить копию оспариваемого постановления ГИБДД и документы, на которые автор заявления ссылается при описании обстоятельств дела.
Ответ не дается по жалобам, которые:
• не содержат фамилии заявителя и его почтового адреса;
• не поддаются прочтению.
Также органы, принявшие заявление от гражданина, сообщают ему о невозможности дать ответ, если ответ на заявление требует разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Постановление сотрудника дорожной инспекции можно обжаловать в течение 10 дней. Данный период начинает исчисляться:
• со следующего дня после вручения копии постановления (вручение документа производится не позднее 3 дней с момента его вынесения);
• со следующего дня после получения копии (документ может быть выслан по почте в 3-дневный срок с момента его вынесения).
Жалоба на постановление сотрудника ГИБДД может быть подана гражданами следующими способами:
1. Отправлением по почте.
2. Представлением путем личного обращения гражданина. Дежурные части принимают заявления круглосуточно.
3. Отправлением в электронной форме через информационные системы общего пользования или специальные разделы на сайтах ГИБДД.
Кроме этого у заявителя существует право на сообщение о нарушении своих прав и свобод посредством совершения телефонного звонка в дежурную часть подразделения Госавтоинспекции.
Если гражданин по ошибке направил свою заявление в подразделение, не уполномоченное на его рассмотрение, то документ перенаправляется должностными лицами, принявшими бумагу, в соответствующий отдел в течение 7 дней.
Чтобы подать жалобу, потребуется заполнить анкету, предложенную сервисом. В пустых графах гражданину следует указать:
• наименование отделения ГИБДД;
• ФИО заявителя;
• цель направления обращения;
• контактные данные заявителя;
• желаемый способ получения ответа.
Регистрация заявления
Все поступившие от граждан заявления по обжалованию постановлений ГИБДД проходят через процедуру регистрации. Регистрационные действия в отношении жалоб производятся в службе делопроизводства.
Дежурный сотрудник ГИБДД, который принимает документ от автора или его представителя, оформляет талон-уведомление (такой талон выдается лицу, передавшему жалобу). После приема заявления данное уведомление направляется в отдел делопроизводства.
В ходе проверки уполномоченные должностные лица:
1. Анализируют обоснованность данных, описанных в заявлении.
2. Проверяют соответствие обжалуемых действий и предписаний закона.
3. Собирают объяснительные сотрудников ГИБДД.
4. Направляют запросы для получения дополнительных материалов и документов.
Срок рассмотрения жалобы на постановление ГИБДД, поданной в досудебном порядке, не должен превышать 30 дней с момента ее регистрации.
Законодательство допускает продление срока рассмотрения документа на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.
По заявлению, рассмотренному в порядке досудебного обжалования, могут быть вынесены следующие решения:
1. Об оставлении жалобы без удовлетворения.
2. О внесении в постановление изменений.
3. Об отмене постановления ГИБДД и прекращении производства по делу.
4. Об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение. Данное решение выносится при нарушении процессуальных порядков, которые не позволили полно и объективно рассмотреть дело.
5. Об отмене постановления ГИБДД и направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Таким образом, граждане, чьи права были нарушены в ходе вынесения постановления по административному делу, вправе подать жалобу. Результат рассмотрения заявления будет зависеть от обоснованности сведений, описанных гражданином.
Варианты того, как именно обжалуется постановление, зависят от самого гражданина: куда он будет обращаться — в суд или к вышестоящему должностному лицу — зависит только от него самого. Тем не менее, практика показывает, что обжалование в судебном порядке дает большую гарантию, что дело будет выиграно.
Жалоба на административное наказание
Досудебный порядок, в отличие от судебного, является более простым с точки зрения подготовки и оформления документов (составить и подать жалобу достаточно просто, а основания для ее возврата без рассмотрения минимальны). Административное обжалование является бесплатным для заявителя: государственная пошлина (иная плата) за рассмотрение подобных обращений не взимается, как это происходит, например, при обращении в судебные инстанции. Кроме того, вышестоящие органы или должностные лица не имеют права оставлять полученную жалобу без рассмотрения.
Поступающие в уполномоченные контрольные органы обращения юридических и физических лиц условно разделяются на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы.
Обращения в вышестоящие органы могут оказаться весьма эффективными, особенно если жалоба грамотно составлена. Несмотря на распространенные сомнения, многие жалобы удовлетворяются.
Если этого не случится, не стоит отчаиваться, нужно посмотреть, как можно обратить ситуацию в свою пользу:
Во-первых, заявитель жалобы получает временное преимущество. В качестве примера можно рассмотреть обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Известно, что оспариваемое постановление следует обжаловать в административном или судебном порядке не позднее 10 дней после получения его копии.
Если этот срок пропущен, восстановить его непросто: потребуется заявлять отдельное ходатайство о восстановлении срока, предоставлять доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Сочтет ли чиновник или суд причины уважительными — не известно. Кроме того, 10 дней мало, чтобы успеть проконсультироваться со специалистами, грамотно составить заявление в арбитражный суд, оформить документы, собрать необходимые доказательства, посоветоваться с экспертами и специалистами.
При обжаловании в 10-дневный срок «незаконного» постановления в вышестоящий орган заявитель жалобы получает временное преимущество, причем даже в том случае, если уверен в отказе. Пока жалоба будет рассматриваться (добавим несколько дней на почтовую доставку), можно подготовиться к судебному процессу. После отказа в удовлетворении жалобы обращаются в суд.
Если решение о наложении административного наказания обжаловалось в административном порядке, 10-дневный срок на обращение в суд начнет исчисляться не со дня получения копии постановления о привлечении к ответственности, а со дня вручения или получения решения вышестоящего органа по поступившей жалобе.
Во-вторых, исполнение наложенного взыскания на период административного обжалования может быть приостановлено. Для этого в тексте жалобы или в приложении лучше заявить мотивированное ходатайство.
В-третьих, появляется возможность выяснить позицию вышестоящего органа (должностного лица) по данному вопросу.
В-четвертых, из официального ответа по жалобе можно определить, какие аргументы представят суду контролеры, и грамотно обосновать свои контраргументы, заблаговременно подготовив доказательства.
К одному из самых главных недостатков административного обжалования относится следующее: спор рассматривает одна из сторон конфликта, и нередко такое обжалование не приносит положительных результатов. Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и пр.), зачастую признают юридически верными неправильные решения, действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц.
Еще один существенный недостаток — ухудшение отношений с контролирующим органом или лично с чиновником.
В каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования решений, действий (бездействия) контролирующих органов должен руководитель организации или предприниматель исходя из фактических обстоятельств дела.
Кроме того, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица могут по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд или прокуратуру. Если чиновники контролирующего органа заявляют, что прежде чем обратиться в арбитражный суд, следует написать жалобу на имя вышестоящего должностного лица или организации и дождаться итогов рассмотрения, знайте: вас вводят в заблуждение.
Чтобы избежать ситуации, когда по одному и тому же спору возможно принятие двух решений (если жалобы поданы одновременно в судебном и административном порядке), законодатель предусмотрел последствия изменения заявителем выбора процедуры обжалования. Приоритет в принятии решения по жалобе отдается суду. Так, обращение лица с жалобой аналогичного содержания в суд, принятие ее к рассмотрению либо вынесение судебного решения является основанием для отказа в рассмотрении административной жалобы. Поэтому когда поступает жалоба, вышестоящий орган или должностное лицо, как правило, запрашивает у нижестоящего органа или должностного лица, принявшего решение, совершившего действия (бездействие), не только документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, но и информацию, обращался ли заявитель с аналогичной жалобой в суд (тогда к делу приобщается копия определения суда о принятии жалобы к рассмотрению или судебное решение).
Жалоба подается в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в письменной форме. Подача жалобы телеграфом, факсимильной связью, а также электронной почтой не допускается.
Если заявитель хочет обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности или действия (бездействие) руководителя контролирующего органа, следует обращаться в любой из вышестоящих органов, если действия (бездействие) инспекторов — к непосредственному руководству (руководителю данного контролирующего органа).
Если заявитель не знает, куда подавать и кому адресовать свою жалобу, прежде всего, необходимо изучить информационные стенды в том органе, который вынес решение или сотрудниками которого являются должностные лица, чьи действия (бездействие) вы намерены обжаловать.
Для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности установлен 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие контролирующего органа, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
Жалоба на бездействие уполномоченного органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом.
Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в уполномоченный орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом. Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления.
Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы заявитель может восстановить по письменному заявлению. Такое ходатайство включается в текст жалобы или оформляется в виде самостоятельного документа.
В любом случае должно быть документальное подтверждение причины, по которой пропущен срок обжалования.
При решении вопроса о возможности восстановления срока обжалования уважительными причинами для индивидуальных предпринимателей обычно признаются:
• временная нетрудоспособность, вызванная заболеванием или травмой;
• содержание под стражей;
• тяжелые семейные или личные обстоятельства (например, смерть или серьезное заболевание родных, близких);
• командировка;
• форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, народные волнения, военные действия и пр.).
Для юридических лиц восстановить пропущенные сроки проблематично: ни командировка руководителя, который должен был подписать обращение, ни производственная травма штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок можно, представив доказательства возникновения форс-мажорных обстоятельств, подтвердив факт изъятия каких-либо документов сотрудниками уполномоченного органа и пр.
Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если же в восстановлении срока обращения будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.
Предприниматели и руководители организаций при подготовке жалоб часто стремятся сэкономить не только на госпошлине, но и услугах специалистов. Между тем самостоятельно и грамотно составить обращение, привести ссылки на законодательство и судебные акты, а также подготовить доказательную базу способны далеко не все бизнесмены и штатные сотрудники организаций. Некоторые заявители «ухитряются» составлять обращения таким образом, что непроизвольно подтверждают свою вину или информируют контролеров об имевшихся нарушениях.
В результате следуют отказы в удовлетворении жалоб или, что еще хуже, контролирующий орган получает в свое распоряжение дополнительные доказательства вины заявителя.
Если вы решили составить жалобу самостоятельно, воспользуйтесь предлагаемыми рекомендациями:
1. В начале документа следует указать, кому и от кого он поступил, а также наименование органа (должность сотрудника), решение, действия (бездействие) которого обжалуется.
2. Указывается дата составления.
3. В названии не обязательно должно присутствовать слово «жалоба», чтобы ваше обращение было принято и рассматривалось. Однако название «жалоба» позволит чиновникам уже на этапе первичной обработки документов идентифицировать ее как таковую, а не как предложение, например, по улучшению работы данного ведомства.
Отметим, что в ходе первичной обработки определяется суть обращения и исполнители (подразделение или должностное лицо). Чтобы не затягивать решение вопроса, лучше, если обращение будет именоваться в соответствии с принятой классификацией документов, поступивших от организаций и граждан.
4. Написав слово «жалоба», желательно указать ее предмет (существо обжалуемого решения, действий (бездействия). Например, «о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности», «на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью о…», «на бездействие руководителя…», «на незаконные действия сотрудников полиции».
5. Четко, лаконично и по существу изложите суть проблемы, спора, назвав обстоятельства, на основании которых вы считаете, что обжалуемым решением, действиями (бездействием) нарушены ваши права, свобода и законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность. Не пренебрегайте указанием дат совершения вами, вашими контрагентами или должностным лицом контрольного органа действий (бездействия). Если вы обращались с заявлениями, ходатайствами, указывайте даты их подачи в контролирующий орган, приводите и даты получения предписаний, постановлений и пр. При этом помните, что многословный и бессистемно составленный документ труден для восприятия. Чиновник работает, прежде всего, с документами, он должен установить законность обжалуемого решения, действий (бездействия), но при этом не обязан вникать в суть проблем вашей компании.
6. Если вы ссылаетесь на какие-либо документы, следует в тексте жалобы привести их отдельные реквизиты (например, название, дата, номер) и указать: «копия прилагается» или «см. приложения». Во всех подробностях приводить полные реквизиты и содержание этих бумаг излишне.
7. Обосновывать свои требования ссылками на закон, судебную практику необязательно, но желательно.
8. Отдельно сформулируйте свои требования и просьбы: «прошу отменить (изменить) постановление», «прекратить административное дело», «направить дело на новое рассмотрение», «отменить (смягчить, снизить) наказание (взыскание, штраф)», «освободить от ответственности».
9. В конце жалобы или в сопроводительном письме укажите наименование, реквизиты прилагаемых документов и количество листов.
Обращение подписывается заявителем — индивидуальным предпринимателем, а от имени юридических лиц могут обратиться их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами или учредительными документами.
10. Обращение составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется по почте, передается непосредственно в уполномоченный орган или вручается должностному лицу на личном приеме. Второй — остается у заявителя, как и документальные доказательства, что жалоба отправлена или передана в уполномоченный орган, его должностному лицу. Подобные доказательства могут сыграть немаловажную роль в разрешении спора и будут свидетельствовать, что процессуальные сроки были соблюдены и контролирующие органы были, как минимум, проинформированы о нарушении.
Если к жалобе не приложены доказательства, ее все равно обязаны принять к рассмотрению. Некоторые из документов и их копии уже имеются в распоряжении нижестоящего органа и он в соответствии с существующим порядком передаст все материалы в вышестоящий орган или должностному лицу, рассматривающему жалобу. Кроме того, если у чиновников возникнет необходимость в получении дополнительных доказательств (например, для рассмотрения дела по существу) или в изучении подлинников, вы по первому требованию должны представить бумаги, нужные для ознакомления. В противном случае чиновники смогут отказать в удовлетворении жалобы в связи с непредоставлением заявителем необходимых доказательств.
Элементарные правила при представлении оригиналов для проверки подлинности:
Во-первых, попросите, чтобы устный запрос обрел, как это и положено по закону, официальную письменную форму, с указанием перечня, срока и места представления запрашиваемых документов, целей и предполагаемых сроков их возврата.
Во-вторых, с каждого документа снимите копию и заверьте ее нотариально либо у должностного лица, которое принимает документы.
В-третьих, передавайте документы по акту, где указаны: основания для передачи документов, дата, реквизиты и полное наименование лица, которое передает документы, наименование органа, которому передаются документы, и Ф. И. О., должность лица, которому бумаги непосредственно вручаются. Естественно, в акте следует привести название и полные реквизиты документов, а при необходимости кратко изложить их содержание. Впрочем, приведенные сведения можно указать и в сопроводительном письме, например: «На ваш запрос №… от… о предоставлении документов для… направляем следующие документы…» Когда по запросу передаются копии, это следует указать отдельно.
Если оригиналы в контролирующем органе будут утеряны или испорчены, у вас на руках останутся доказательства, что бумаги действительно существовали и их порча или утрата произошла не по вашей вине.
По результатам рассмотрения жалобы в ее удовлетворении может быть отказано. В данном случае признается правомерным обжалуемое решение, действия (бездействие) органа или его должностного лица.
Когда жалоба удовлетворяется, отменяется решение, приятое нижестоящим органом или его должностным лицом, либо признаются неправомерными их действия (бездействие). Жалоба может быть удовлетворена полностью или частично. Когда отменяется постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается либо назначается дополнительная проверка (например, если для доказательства вины правонарушителя собрано недостаточно документальных свидетельств или нарушена процедура привлечения к ответственности).
Удовлетворяя жалобу, вышестоящий орган или должностное лицо либо признает неправомерными действия (бездействие) нижестоящего органа (должностного лица) и одновременно определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции.
Отказы в рассмотрении жалоб возможны:
• если не соблюдена письменная форма подачи обращения, нарушены сроки обжалования;
• если документ не подписан заявителем или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;
• если в нем нет указания на предмет обжалования, орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, а также на лицо, от имени которого подана жалоба.
В этих случаях заявителю в обязательном порядке направляется письменный отказ (с указанием причин) в рассмотрении жалобы. Решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может быть обжаловано в общем порядке. Кроме того, получив разъяснения причин отказа и устранив недостатки, заявитель вправе вновь обратиться с аналогичной жалобой.
В решении по жалобе обязательно разъясняется порядок дальнейшего обжалования решения, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность подобного обжалования.
Вторичное обжалование решений, действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется в судебных инстанциях. Впрочем, заявитель вправе обратиться и в прокуратуру.
Во многих случаях о нарушениях, допущенных нижестоящими органами и их должностными лицами, вышестоящие органы узнают именно из жалоб, поступивших от юридических и физических лиц. К провинившемуся чиновнику может быть применена дисциплинарная ответственность: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.
Кроме того, должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или материальной ответственности.
Апелляционная жалоба на административное постановление
Содержание жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, или сокращенно апелляционная жалоба (формулировка не предусмотрена КоАП РФ, но получила широкое распространение, в том числе и в судебной практике; в данной статье используется для упрощения изложения).
Рекомендуем придерживаться следующих советов по содержанию и изложению жалобы:
1) наименование суда или председателю суда, в который она адресуется;
2) наименование и сведения о лице, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения, и процессуальное положение в деле /для лица, привлеченного к административной ответственности - необязательно/;
3) наименования и сведения о других лицах, участвующих в деле, если таковые имеются (например, потерпевший), их место жительства или место нахождения; /при отсутствии других лицах, участвующих в деле, - необязательный элемент/;
4) указание на суд, рассмотревший дело об административном правонарушении по первой инстанции, и содержание принятого им решения; /"Постановлением ... признан виновным ... и назначено наказание ..." - при изложении следует придерживаться формулировки в соответствии с резолютивной частью постановления/;
5) "С постановлением ... не согласен, считаю его незаконным и необоснованным по следующим основаниям".
Указать на несогласие с выводами судьи первой инстанции, приведенными в постановлении по делу, их немотивированность, необоснованность и несостоятельность, на недоказанность вменяемого правонарушения. Указать основания своего несогласия, мотивировав ссылками на нормы закона, положения и требования нормативных правовых актов. Желательно не мешать все в кучу и каждый вывод судьи обсудить в виде отдельного раздела или блока жалобы. Также желательно не перегружать жалобу излишними малозначительными деталями.
Указать какие, по Вашему мнению, допущены нарушения закона при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, при установлении, выяснении и фиксировании обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения дела, в процессуальных документах, в чем заключаются допущенные судом первой инстанции существенные нарушения закона, материальных и процессуальных норм закона.
Указать на нарушения процессуальных требований, предусмотренных законом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указать на наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, если таковые имеются.
Привести сведения, которые, по Вашему мнению, обосновывают недоказанность обстоятельств или выводов, на которые судья первой инстанции ссылается, как на доказательства по делу и доказательства Вашей вины в совершении правонарушения, и на основании которых было вынесено обжалуемое постановление. Привести сведения о немотивированности постановления по делу.
Привести сведения о Ваших доводах, заявленных, но не рассмотренных в суде первой инстанции, обосновывая выводы о том, что оценка Вашим доводам не дана в постановлении по делу.
Привести сведения о противоречивых показаниях свидетелей, что не было учтено судьей при вынесении постановления по делу, но свидетельствует о разночтении в изложении фактических обстоятельств по делу, ставя под сомнение событие и состав вменяемого правонарушения, соблюдение требований закона со стороны должностного лица, составившего административный материал, при применении мер обеспечения производства по делу, и прочее.
В апелляционной жалобе, в отличие от надзорной жалобы, необходимо указать доводы по существу вменяемого правонарушения, в том числе имеет смысл указать на нарушения со стороны ИДПС при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, на нарушения установленных законом порядка и процедуры осуществления процессуальных действий, на нарушения и несоблюдение требований закона по собиранию и закреплению доказательственной базы. Следует также указать, какие права или законные интересы лица нарушены судебным постановлением и мотивировать, в чем состоит нарушение единства судебной практики с соответствующим обоснованием этого нарушения.
Если цель Вашей защиты, в данном случае обжалования постановления, изменение меры наказания или переквалификация вменяемого правонарушения, то следует сосредоточиться на предъявлении смягчающих обстоятельств и невиновности в части вменяемого правонарушения.
Зачастую допускается такая распространенная ошибка по содержанию жалобы, как изложение своего мнения по вменяемому правонарушению, а не своего несогласия с выводами, приведенными в постановлении по делу. Запомните: Вы подаете жалобу на постановление по делу, а не жалобу на действия (бездействие) должностных лиц, а потому, в первую очередь, следует опровергать выводы суда, положенные в основу постановления по делу, и указать, в чем именно заключается несостоятельность выводов судьи, обосновывая это, в том числе, и доводами по существу вменяемого правонарушения, и доводами по обстоятельствам события, и доводами по материалам дела и по доказательствам, имеющимся в материалах дела и положенным судом в основу постановления.
6) перечень прилагаемых к жалобе доказательств, ходатайств, иных документов и материалов;
7) просьба лица, подающего жалобу;
8) жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его защитником. К жалобе, поданной защитником, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия защитника. Если в материалах дела уже есть соответствующий документ и жалоба подается через судью, вынесшего постановление, то документ, удостоверяющий полномочия защитника прилагать не надо;
9) апелляционные жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска предусмотренного законом срока, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Жалоба административный иск
Административные иски появились в российском судопроизводстве только недавно, но известны и используются уже давно. Ранее они назывались жалобы на действия или заявления об оспаривании.
Понятие административного искового заявления введено Кодексом административного судопроизводства РФ.
В порядке административного производства судами рассматриваются дела о защите прав:
- об оспаривании нормативных правовых актов;
- об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- об оспаривании решений, действий некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
- об оспаривании решений, действий квалификационных коллегий судей;
- об оспаривании решений, действий экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
- о защите избирательных прав граждан;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство.
Судами рассматриваются дела связанные с осуществлением обязательного судебного контроля:
- о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации;
- о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
- о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации;
- об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора;
- о не добровольной госпитализации граждан в медицинские организации.
Порядок составления, подачи и рассмотрения административных дел, подсудность и подведомственность административных исков судам, особенности обжалования и исполнения вступивших в законную силу решений по административным делам имеет свою специфику. Нормы гражданского процессуального законодательства к этим отношениям не применяются.