Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.
Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.
В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.
Согласно ст. 1 ФЗ № 273 -ФЗ "О противодействии коррупции", коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Российская юридическая энциклопедия дает определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях".
Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.
Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.
Исходя из этого, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).
Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.
Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.
Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.
Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).
Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:
- государственная коррупция (коррупция госчиновников);
- коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);
- политическая коррупция (коррупция политических деятелей).
2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:
- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;
- подкуп по инициативе просителя.
3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:
- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);
- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);
- криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).
4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:
- денежные взятки;
- обмен услугами (патронаж, непотизм).
5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:
- децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);
- централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими);
- централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).
6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:
- низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);
- верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);
- международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).
7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:
- эпизодическая коррупция;
- систематическая (институциональная) коррупция;
- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).
Противодействие коррупции в 2019 году
Мероприятия, обозначенные в программе по борьбе с коррупцией, призваны решить широкий круг задач как в 2019 году так и в 2020 году. Они определяют действия различных ветвей власти, направлены на реализацию планов по становлению России ведущей державой, осуществляющей борьбу с коррупционными схемами.
Перечень обозначенных задач для противодействия коррупции на 2019-2020 годы включает:
1. Внедрение единообразия в применении мер, направленных на предупреждение конфликтов интересов, повышение эффективности исполнения антикоррупционного законодательства.
2. Оптимизация структуры требований, запретов, позволяющих бороться с коррупцией.
3. Осуществление контроля над госзакупками, услугами, необходимыми для удовлетворения государственных нужд.
4. Контроль над доходами, правами на имущество чиновников, депутатов и предоставлением соответствующей отчетности.
5. Повышение прозрачности во взаимодействии бизнеса с государственными структурами.
6. Работа по устранению недостатков в законодательстве, приведение федеральных, локальных актов к единому смыслу, исключение несогласованности. Систематизация законодательных актов.
7. Организация просветительской работы в обществе с целью формирования нетерпимости к коррупции, препятствованию ее распространению, пониманию неприемлемости нелегальных схем.
8. Включение России в систему международной борьбы и противодействия коррупции. Способствованию обретения ей авторитета среди других стран.
Программа предполагает поэтапное выполнение, охватывает 3 года по 2020 год.
План по борьбе с коррупцией, включает деятельность, реализуемую властями, Генпрокуратурой, учебными учреждениями, бизнесом.
Предполагается формировать нетерпимость к противозаконной деятельности уже со школьной скамьи, включать соответствующие меры в образовательные стандарты.
Часть мероприятий, определенных Правительством РФ, была запланирована и уже реализована. На первых этапах были определены должностные лица, в чью ответственность входит выполнение антикоррупционной программы, разработка конкретных действий по противодействию коррупции. Выделены позиции, занимающиеся оценкой уровня серых схем, действующих в стране и отдельных регионах. Предусмотрено, что соответствующие социологические опросы будут проводиться на ежегодной основе.
Внесены проекты законов, предусматривающих деятельность по совершенствованию законодательства, в том числе в отношении подарков должностным лицам. Реализация общей цели защиты от коррупции дополнена разработкой практических рекомендаций по привлечению к ответственности виновных. При этом меры ответственности должны применяться ко всем государственным служащим, депутатам Думы, членам Совета Федерации и Федерального Собрания. Определен круг ценностей, доходов, подлежащих обязательному декларированию. Решено, что исполнительные органы субъектов федерации должны обрести большую самостоятельность в вопросах планирования.
Среди мер, реализация которых предусмотрена в 2019 году, определены следующие:
1. Систематизация актов, стандартов нарушения антикоррупционного законодательства, включая параметры смягчения (например, обстоятельства непреодолимой силы) или ужесточения наказания;
2. Уточнение критериев определения действия, связанного с коррупцией;
3. Подготовка предложений о целесообразности включения анкетных данных о близких родственниках супругов, претендующих занимать госдолжности;
4. Обеспечение объективности судебных разбирательств;
5. Уточнение условий прозрачности проведения госзакупок, требований к недопущению возможных конфликтов интересов;
6. Установление запрета на выбор поставщиков госуслуг и госзакупок, имеющих связи с оффшорными компаниями;
7. Разработка требований о передаче имущества в доход РФ при условии отсутствия сведений об их источнике;
8. Проведение междисциплинарных исследований касательно конфликтов интересов в бизнесе, мер, принятие которых необходимо для предотвращения появления нелегальных схем;
9. Внедрение антикоррупционных стандартов в деловой сфере, взаимодействие с коллегами, партнерами, отношения купли-продажи.
Важной частью противодействия коррупции, направленной на 2020 год, является просветительская деятельность. Предполагается, что соответствующая программа для школ и ВУЗов будет подготовлена за 2 года, и доклад о ней будет предоставлен к 1 марта. Предусмотрено предоставление грантов на проведение исследовательских работ.
В 2020 году работа во многом будет сконцентрирована на проверке выполнения планов. На регулярной основе будет проводиться мониторинг, предоставляться отчетность об эффективности предпринимаемых действий.
Генпрокуратура будет проводить проверки исполнения законодательных актов. Вместе с Минтруда должны подготавливаться доклады о конфликтах интересов и их урегулирования. Выполнение внутригосударственных мер станет основой для проведения Евразийского форума, посвященного антикоррупционной деятельности.
Важной частью развития правового общества является борьба с коррупцией. В плане мероприятий на 2019-2020 годы, предусмотрена работа, реализация которой исполнительной, судебной властью, образовательными учреждениями, помогут добиться прозрачности во взаимоотношении общества, бизнес-структур с административными органами.
Закон о коррупции 2019 года
В соответствии с Положениями раздела I Указа Президента РФ № 378 «О национальном плане противодействия коррупции до 2020 года», Правительству было предписано в срок до 01 февраля 2019 г. представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением. Чем собственно Министерство юстиции и занялось, причём попыталось сделать это аккуратно, чтобы не вызвать в свой адрес обвинений о попытках легализовать коррупцию, пусть и на бытовом уровне, как это подано многими критиками.
Сам проект представлен для общественного обсуждения сроком до 08 февраля 2019 г., а его содержание, безусловно, может вызывать много споров. Беда в том, что для общественности эта тема доведена в виде предложения освобождать от ответственности за взятки и иные коррупционные преступления. Хотя инициаторы проекта сразу же заявили, что «вынужденная коррупция» будет рассматриваться только в плоскости дисциплинарной ответственности, а доказывать «вынужденность» в уголовном суде никто не позволит.
Несправедливо и утверждение, что Россия тем самым делает шаг назад в борьбе с коррупцией. Действующее российское законодательство о противодействии коррупции является далеко не худшим среди зарубежных аналогов, однако стремление внести в него поправки в части защиты чиновников от обстоятельств непреодолимой силы свидетельствует об очевидных проблемах в правоприменительной практике. Например, когда незначительные нарушения в работе или предоставлении отчетности являются способом воздействия, а нередко и отстранения от должности неугодных управленцев.
С учётом обнародования последнего Индекса восприятия коррупции CPI (Corruption Perception Index) конкретизацию положений антикоррупционного законодательства можно только приветствовать. Индекс ежегодно формируется международным общественным движением Transparency International. Россия в очередной раз оказалась не в «лучшем свете», будучи определенной на 138 место с 28 баллами из 100.
Вообще идея определения понятия «вынужденная коррупция», которым пытается оперировать Минюст, не совсем удачна. Те разъяснения законопроекта о примерах освобождения от ответственности чиновников, нарушивших установленные правила, требования и запреты, очевидно свидетельствуют о том, что в них не идет речи о коррупции как таковой.
В России понятие этого крайне негативного явления впервые закрепил Закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно которому коррупцией признаётся «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупцией также признаются указанные выше действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица.
По моему мнению, законодательное закрепление понятия «вынужденная коррупция» приведёт к уменьшению доверия населения к чиновникам. Ведь даже «условно позитивное» поведение государственных служащих будет всё равно оцениваться как коррупционное (пусть и вынужденно), подрывая тем самым их репутацию.
В зарубежных странах сложно найти примеры закреплённого понятия «вынужденная коррупция» и понять, что оно означает. В большинстве государств, которые добились наибольшего успеха в противодействии коррупции и реализации антикоррупционных стандартов, существуют схожие с Россией механизмы. Однако успех в борьбе с коррупцией не всегда, а чаще всего вообще не связан напрямую с уровнем запретов.
Объективными критериями успешности противодействия коррупции принято называть:
• высокий авторитет власти;
• нетерпимость в обществе к проявлениям коррупции;
• высокий уровень правовой культуры среди населения;
• широкий общественный контроль;
• подлинную независимость органов по расследованию фактов коррупции; стабильно работающую систему мониторинга работы чиновников;
• доверие общества и государства к работе этических комиссий и принципам, на которых строятся соответствующие этические кодексы.
Там, где антикоррупционные модели признаны наиболее эффективными, важнейшее значение приобретает прозрачность и публичность работы этических комитетов и комиссий, а также тщательное закрепление рекомендаций по принятию решений в этически спорных ситуациях. Именно в этом направлении российская антикоррупционная политика явно отстает.
Понятие непреодолимой силы (форс-мажор), которое предлагается использовать для оправдания чиновников, никоим образом не может быть связано с заведомой противоправностью их поведения. При этом речь, скорее всего не будет идти о непреодолимой силе в том понимании, которое форс-мажору придается в гражданском законодательстве (военные действия, стихийные бедствия, эпидемии и прочие чрезвычайные обстоятельства). Ведь действие непреодолимой силы – это прежде всего, событие как юридический факт, тогда как коррупционное проявление – это всегда деяние (действие или бездействие).
Проект Минюста предполагает закрепление на законодательном уровне условий, при которых несоблюдение отдельных требований антикоррупционного законодательства по независящим от государственного служащего обстоятельствам не должно влечь для него мер ответственности. Именно при таких условиях Минюст хочет отменить наказание за «вынужденную коррупцию».
Хочу обратить внимание, что примеры событий, при которых чиновник будет освобожден за нарушение антикоррупционных правил, в проекте не приводятся, а представить себе такой исчерпывающий перечень очень сложно. Несмотря на это предполагается, что в законодательстве будут перечислены конкретные примеры «вынужденной коррупции», освобождающие от применения мер юридической ответственности.
О чем же может идти речь при конкретизации положений проекта?
С учётом разъяснений, данных представителями Министерства юстиции, противоправность поведения чиновника будет исключаться при обнаружении форс-мажора в таких вопросах, как:
• декларирование доходов служащего и членов его семьи (например, злоупотребление правами одного из членов семьи или явные технические ошибки);
• конфликт интересов на государственной службе (или в правоохранительной деятельности) между близкими родственниками в отдаленных местностях;
• нецелевое расходование денежных средств в целях предотвращения или ликвидации последствий ЧС и ЧП;
• организация государственных или муниципальных закупок у единственного поставщика либо иные нарушения контрактной системы.
Ключевым мотивом, оправдывающим действия чиновника, в данном случае должны стать общественные, а не частные интересы.
Если государственный или муниципальный чиновник, допуская нарушение антикоррупционного законодательства, не действует в интересах себя, своих родственников или определенного круга физических или юридических лиц, а наоборот, его действия оправданы общественным или государственным интересом, то о какой «вынужденной» коррупции может идти речь?!
Обсуждение проекта Минюста в принципе на сегодня невозможно, поскольку он не наполнен каким-либо содержанием, а об идее разработки механизмов освобождения от ответственности стало известно когда был обнародован президентский национальный план противодействия коррупции.
Следует заметить, что содержание проекта закона должно быть заполнено таким образом, чтобы исключить двоякое толкование нормативных предписаний, а перечень примеров допустимого (позволительного) поведения, и самих обстоятельств непреодолимой силы, был максимально подробно описан и был исключительным, не допускающим расширенного трактования.
В таком случае, этические комиссии по рассмотрению нарушений в сфере антикоррупционного законодательства смогут в условиях открытости принимать объективные и справедливые решения, освобождающие действительно добросовестных чиновников от какой-либо ответственности, но в то же время выявляющие лиц, которые могли бы использовать форс-мажор в корыстных интересах.
Борьба с коррупцией в 2019 году
Согласно последней статистике от МВД, за весь минувший год было выявлено 30,5 тыс. преступлений в области коррупции. Из них 12,5 тыс. напрямую связаны с взятками. Сообщалось, что количество случаев по даче взятки увеличилось на 10%, число случаев, связанных с получением взятки, выросло на 15%. Количество случаев посредничества подскочило на 21%.
По подсчетам Генпрокуратуры, размер материального ущерба, который был причинен стране выявленными случаями коррупции, составил 65,7 млрд. рублей.
Впрочем, следователи продолжают придерживаться курса по сокращению последствий коррупции. В частности, они добились ареста имущества, изъятия активов на сумму в 46,6 млрд. рублей, что примерно на 70% позволило перекрыть потери от случаев коррупции.
Средний размер взятки в России, по данным различных ведомств, находится в диапазоне 450-600 тыс. рублей.
В России вопросы борьбы с мздоимством регулирует Закон «О противодействии коррупции».
Закон определяет термин «коррупция», как действия, связанные со злоупотреблением своим служебным положением, дачей или получением взятки для того, чтобы извлечь выгоду в собственных интересах.
А противодействие коррупции – это деятельность государственных ведомств, организаций, физлиц по выявлению и устранению причин коррупции, пресечению, раскрытию коррупционных преступлений, минимизации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в России строится на 7 ключевых принципах. Среди них:
• Законность;
• Защита прав и свобод населения;
• Прозрачность деятельности госорганов;
• Неотвратимость наказания за коррупционные проступки;
• Использование мер по предупреждению коррупции;
• Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями;
• Комплексное использование политических, правовых, социальных, экономических, информационных, пропагандистских мер.
Согласно закону мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости и негативного отношения к коррупционным проявлениям, развитие институтов общественного контроля, проверка сведений по гражданам, которые претендуют на должности госслужащих, увольнение чиновников, не предоставляющих сведения о своих доходах, либо предоставляющих ложные данные.
Чтобы повысить свои усилия по вопросу противодействия коррупции, госорганы должны концентрироваться на следующих направлениях:
• Независимость судов;
• Гарантии независимости СМИ;
• Открытость, объективность в вопросах госзакупок;
• Ликвидация ненужных запретов, ограничений в экономической сфере;
• Повышение оплаты труда госслужащих;
• Сокращение количества госслужащих с одновременным повышением качества привлекаемых кадров.
Важным элементом борьбы с коррупцией является предоставление сведений о доходах. По закону граждане, претендующие на замещение ряда должностей государственной службы, должны рассказать о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе своих супругов и несовершеннолетних детей. Если гражданин брал кредиты, займы онлайн, займы на карту, то и об этих фактах нужно упомянуть.
Не упускают из виду и расходы чиновников. Граждане, которые занимают должности, включенные в специальные перечни, должны отчитываться о свои расходах, а также о расходах супругов и несовершеннолетних детей. Предусмотрен определенный порядок проверки соответствия расходов гражданина и его доходов за последние 3 года.
Также РФ активно развивает связи с иностранными государствами в вопросе противодействия коррупции. Плодотворная работа ведется по таким моментам, как розыск лиц, подозреваемых в коррупции, обмен информацией, выявление скрытого имущества.
Отдельно хотелось бы остановиться на такой мере борьбы с коррупцией, как специальный реестр лиц, в который попадают граждане, уволенные с госслужбы за совершение коррупционных преступлений. В специальный лист они попадают сроком на 5 лет с момента принятия акта, который послужил основанием для включения в реестр.
Данный реестр находится в открытом доступе и любой желающий может ознакомиться с данными лиц, которых заподозрили в коррупционных схемах. По состоянию на 17 июня 2019 года в реестре фигурируют более 1300 имен.
Закон, регулирующий борьбу с коррупцией, работает уже 10 лет, однако результаты этой борьбы, если верить международным рейтингам, не сильно заметны. Например, организация Transparency International, которая имеет свои представительства в более чем 100 странах мира, уже более 20 лет занимается исследованиями коррупции. По ее данным, сегодня Россия по уровню коррупции плетется практически в конце мирового списка, занимая 138 место из 180. Нашими соседями по рейтингу являются Иран, Ливан, Папуа-Новая Гвинея.
Если смотреть позиции России в динамике, то особого оптимизма ситуация не вызывает. Страна в последние годы лишь ухудшает свои позиции.
Пример нам нужно брать с лидеров рейтинга. По оценкам международной организации, самый низкий уровень коррупции наблюдается в таких странах, как Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Сингапур.
Рейтинг стран по коррупции в 2019 году
Коррупция — фактор, сдерживающий экономику и развитие общества. Под данным термином подразумевают чрезмерное использование полномочий должностным лицом. Подобные деяния в ряде государств мира приравниваются к мошенничеству и наказывается согласно статьям уголовного кодекса.
Искоренение коррупции — сложный процесс. Еще труднее — правильно оценить ее в масштабах одной страны. Поговорим о том, как происходит подсчет индекса и представим список самых коррумпированных стран.
Наиболее известный и широко используемый рейтинг коррумпированных стран составляется неправительственной организацией Transparency International. Он называется Corruption Perceptions Index (CPI), что в переводе на русский означает Индекс восприятия коррупции.
Задача международной организации — провести глобальное исследование в области государственного управления и предпринимательства. Индекс — своеобразный итог о проделанной работе. Изучению подлежат любые злоупотребления служебным положением, не только факты прямого подкупа.
За основу берутся результаты опросов предпринимателей и аналитиков из стран мира. Им предлагается оценить уровень коррупции в стране по 100-балльной системе. Средняя оценка есть искомый индекс.
Статистика, предоставляемая государственными органами, не может быть объективной при подсчете индекса, поскольку ряд дел в коррумпированных странах могут закрываться, не доходя до суда, или не возбуждаться.
Опрашиваемые предприниматели сталкиваются с коррупцией при ведении бизнес. Опрашиваемые аналитики имеют прямое отношение к проблеме, они занимаются ее изучением внутри страны.
Оценка означает следующее: чем она выше, тем менее коррупционной является государство. Чем ниже в строчке оно расположено, тем хуже в нем обстоит ситуация с незаконным обогащением, превышением должностных полномочий.
При определении положения в списке учитываются данные за последние три года. Отметим, что изменения оценки происходят медленно.
Новый список организация публикует ежегодно. Исследуем его с конца и представим самые коррумпированные страны мира.
На карте страны окрашены в цвета, начиная от светло-желтого и заканчивая бордовым. Светлые оттенки говорят о том, что государство получило высокий балл от экспертов и предпринимателей. Красные и бордовые оттенки указывают на наличие серьезных проблем и препятствия в развитии экономики.
Список десяти наименее коррумпированных государств выглядит так (в скобках указан совокупный балл):
На положение стран с одинаковым индексом в списке влияет статистика за последние 3 года. Уровень подкупов и злоупотребления своим положением улучшился в Эстонии, Сенегале, Кот-д’Ивуаре. Ситуация ухудшилась в Чили, Австралии, Турции, на Мальте.
Узнаем, какое положение в рейтинге занимает Россия, и какая страна считается самой коррумпированной в мире.
О том, что в России проблема стоит остро, знают все. Коррупция существует во всех областях жизни населения. За деньги решаются сложные вопросы, граждане считают борьбу правительства в области подкупов незначительной.
Российская Федерация на 2019 год занимает 138 место в рейтинге восприятия коррупции, набрав 28 баллов. Отмечается ухудшение позиций последние 3 года.
По данным Transparency International коррумпировать россиянам приходится в жизненно важных областях:
• правоохранительных органах;
• системе здравоохранения;
• системе образования;
• государственном управлении;
• налогообложении.
О рисках такого положения говорили и русские цари, но коррупция всегда была исторически вовлечена в систему управления государством.
В России были раскрыты преступления с коррумпированной составляющей в следующих областях:
• освоение космоса (хищения при выделении средств на развитие ГЛОНАСС, строительство космодрома «Восточный»);
• игорный бизнес (дело о «крышевании» сотрудниками прокуратуры казино в Подмосковье);
• энергетика (уголовное производство «РусГидро»);
• агропромышленный сектор (хищения в «Росагролизинге» на сумму более 30 млрд. рублей).
Перечисленные случаи — малая часть громких уголовных дел, в ходе которых выявлялись факты вымогательств, подкупов.
Представляем рейтинг стран с высочайшим уровнем коррупции на 2019 год. Согласно шкале международной организации они занимают 10 последних строчек рейтинга. В скобках указан индекс восприятия.
Аутсайдер рейтинга на протяжении 5 лет — Сомали. Последствия гражданской войны — разрушенная экономика, анархия, высокий уровень безработицы, наличие криминальных структур. Сегодня государство пытается построить новую экономику, участвует в программе международного кредитования.
Открыть бизнес в Сомали без поддержки властных структур невозможно.
Гражданская война в Сирии и последующая военная операция иностранных государств серьезно подорвали политические и экономические силы. Восстановить разрушенную инфраструктуру — сложная задача. В ближайшее десятилетия сирийской власти предстоит бороться с подкупами, хищениями из казны.
Внешние вливания не скоро придут в Сирию, поскольку инвесторы строго оценивают собственные риски и не готовы жертвовать деньгами.
Межэтнические конфликты вспыхивают ежегодно, на территории свободно действуют вооруженные банды, которые контролируют регионы. Говорить о наличии свобод в Южном Судане не приходится.
Африка — континент с наиболее развитой коррумпированной сетью. Период засухи привел к голоду в Южном Судане, что усугубило положение жителей.
До начала конфликта в Йемене государство являлось беднейшим среди соседей по арабскому миру. Запасы нефти не велики, количество «черного золота» в недрах иссякает. Граждане разделены на племена, каждое из которых имеет власть в определенном регионе. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на политическое и экономическое положение.
Кризис в КНДР продолжился с распадом СССР. Жители массово занимались контрабандой китайской продукции, зарплаты на государственных предприятиях были низкими. Если 30 лет назад государство было наименее коррумпированным в мире, с приходом в страну частного бизнеса все изменилось. Чиновники оказались во власти соблазнов.
Судан продолжает воевать с южным соседом за территории, поэтому риски для ведения бизнеса высоки. По данным исследования Всемирного банка «Doing Business» государство занимает последние строчки, открыть и вести свое дело — большая проблема.
В Гвинее-Бисау развито вымогательство. Взятки просят открыто полицейские, чиновники, врачи. Устроиться на работу без указанной суммы невозможно.
Вторая актуальная проблема — контрабанда наркотиков. В Гвинее-Бисау этот бизнес контролируется армией, правоохранителями, судьями.
Появилась информация о том, что президент Экваториальной Гвинеи отмывает деньги из Европы и США при помощи команды из граждан Украины, ранее состоявших на дипломатической службе. Взяточничество присутствует во всех сферах жизни граждан страны, борьба с ним не ведется.
Война в Афганистане и десятилетиями не прекращающиеся вооруженные конфликты — ключ к проблеме коррупции. Процветают наркоторговля, множатся террористические группировки. Заложниками ситуации являются граждане. Ежегодно в Афганистане растет число лиц, ставших беженцами внутри собственной страны. Помощь им никто не оказывает.
Война в Ливии породила коррупцию во всех областях жизни общества. Стало принято брать и давать взятки. Бюджет «распиливают», завышая стоимость сделок на открытых аукционах. В настоящее время в стране нет порядка, вспыхивают скандалы о продаже людей в рабство, взятках в секторе государственного управления.
Региональный анализ показал, что Европа — территория со сравнительно небольшим уровнем коррупции. Средний балл — 66 из 100. Для сравнения, средний показатель Африки вдвое ниже.
Если рассматривать Европу без учета Российской Федерации, о которой сказано выше, рейтинг погрязших во взятках стран выглядел бы следующим образом (в скобках указан балл):
1. Украина (32);
2. Молдова (33);
3. Албания (36);
4. Косово (37);
5. Македония (37);
6. Босния (38);
7. Сербия (39);
8. Болгария (42);
9. Беларусь (44);
10. Черногория (45).
Если рассматривать часть света в тандеме с РФ, именно она стала бы самой коррумпированной страной в Европе.
Коррупция в образовании в 2019 году
Ни для кого не секрет, что коррупция представляет собой опасное явление для общества и государства, она характерна не только для сферы политики и государственного управления, но и для образования.
Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Наше правительство регулярно внедряет антикоррупционные меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями, а также на их предотвращение. Издаются нормативно-правовые акты, указы и производится надзор за их выполнением, так же был создан Национальный антикоррупционный комитет.
Но, к сожалению, многие специалисты констатируют тот факт, что названные меры не принесли ожидаемых результатов. Виной тому, на наш взгляд, является несовершенство норм уголовного права — ограниченные возможности привлечения к ответственности коррупционеров, а так же правовой нигилизм граждан, дающих взятки работникам сферы образования.
Но не кажется ли вам, что взяточников в нашей стране гораздо больше, и взятки они получают куда более существенные? По нашему мнению, для существенных результатов нужна сильная политическая воля и взаимодействие правительства и российского общества в целом.
И так, коррупция в сфере образования происходит на низшем и высшем уровне. На низшем уровне она проявляется в процессе обучения. К примеру, прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и многое другое. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений, а так же с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.
Одной из причин возникновения коррупции на низшем уровне образовательной сферы является большой разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями, предъявляемыми ВУЗами к абитуриентам. Из-за этого поступить в вуз становится весьма сложно, из-за чего абитуриенты и их родители с помощью взяток пытаются решить эту проблему.
Министерство образования и науки должно устранить такой разрыв, поэтому. Предлагается ввести еще один год обучения в школе, который будет нацелен на выравнивание школьной программы с требованиями вуза.
Часто у молодёжи отсутствует мотивация к учёбе, многим студентам проще заплатить за экзамен, чем сдать его самостоятельно. Для того чтобы повысить мотивацию к учёбе, необходимо менять действующей системы выпускных экзаменов и системы образования в целом.
Многие аналитики считают, что через пять лет системе высшего образования может грозить фиаско, поскольку связь между вузами и рынком труда теряется. Многие работодатели, подбирая для себя кадры, отказываются рассматривать кандидатуры выпускников некоторых ВУЗов.
На мой взгляд, негативным образом на мотивацию к учебе так же влияет возможность восстановления после отчисления за неуспеваемость, которая предусмотрена нашим законодательством. Такая схема является выгодной для ВУЗа в том случае, если студент обучался на платной основе, так как он вынужден будет еще раз заплатить за обучение. Во многих европейских странах человек, который был отчислен по причине неуспеваемости, уже не вправе получить образование по этой же специальности.
Чтобы побороть эту проблему, по нашему мнению, необходимо создать острую ситуацию, то есть связать отчисление с большим количеством издержек для учащегося, что существенно повысит его мотивацию учиться и не быть отчисленным.
Отрицательным последствием введения ЕГЭ является увеличение доли платного образования, так как теперь финансируется обучение тех, кто сдаёт ЕГЭ на высокий балл. И никто не гарантирует, что при определении «проходного балла» в ВУЗ его значение не будет завышаться с целью снижения финансирования. Следовательно, можно сделать вывод, что Единый государственный экзамен - это не выход из столь тяжелого положения- высокого уровня коррумпированности в образовании.
А что же понимается под " коррупцией на высшем уровне образования»? Это коррупция, которая возникает на стадиях аккредитации и лицензировании учебных заведений. В Российской Федерации система аккредитации и лицензирования вузов несовершенна и обладает рядом серьезных недостатков.
Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования, то есть лицензирование ВУЗа — это процедура подготовки и выдачи ВУЗу лицензии в сфере профессионального обучения по одному или совокупности направлений подготовки на основе экспертной оценки включает: проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдача лицензии.
Государственное аккредитование — аккредитация в национальной системе аккредитации подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации следовательно, аккредитация ВУЗа - это процедура подготовки и выдачи образовательному учреждению свидетельства об аккредитовании подтверждающего государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых им программ, соответствие содержание и качества подготовки выпускников требования государственного и обеспечивающего образовательного учреждения право на выдачу своим выпускникам документов об образовании государственного образца, на включение в схему государственного финансирования, на пользования печатью с изображением Государственного герба РФ.
Такого рода государственный контроль осуществляется специальной комиссией сотрудников министерства образования, но было бы логичнее сочетать этот контроль с общественно-профессиональным сообществом, которое определило бы более объективно, соответствует ли качество образовательных программ мировым стандартам. Так же объективно и более прозрачно характеризовать ВУЗ можно было бы по комплексу параметров или системы рейтингов, так как она должна отражать все достоинства и недостатки вузов. Данные подходы могли бы сделать ВУЗы более подконтрольными для общества в плане оценивания. Но не сложно догадаться, что непрозрачная система аккредитации и лицензирования так же порождает коррупцию.
В каких сферах образования коррупция распространена в наиболее крупных масштабах? А именно в тех, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования.
По данным экспертов, доля «откатов» — за выделение бюджетных средств на развитие вузовских программ формирования и развития общества доходят до 50 % от сумм финансирования. Но самая коррупционная сфера — это издание литературы для учебных заведений. Средства, выделяемые на эти цели из бюджета, распределяются исключительно между издательствами, которым покровительствует Министерство образования. Литературы на выделяемые бюджетные средства издается гораздо меньше, чем это необходимо, и недостачу объема выпущенной продукции, количество которой регламентируется количеством выделенных средств, покрывают такими финансовыми махинациями, как фиктивное увеличение себестоимости выпускаемой продукции. Однако, любая независимая экспертиза доказала бы данные несоответствия, но и здесь на пути встаёт коррупция. Данную проблему можно решить путём отслеживания соответствия выпускаемой литературы цене продукта и его качеству посредствам экспертиз. Так же решением проблемы могло бы послужить совершенствование процедуры конкурсов на издание школьной и профессиональной литературы, то есть представляется целесообразным сделать данную процедуру более открытой за счёт бюджетных средств. Какие органы осуществляют контроль и надзор в сфере образования и науки? Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которая наделена полномочиями инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. Данный федеральный орган подчинен Министерству образования, но как он может контролировать министерство, которому подконтролен? Стало быть, об объективности в контроле над образованием можно забыть.
Ни для кого не секрет, что в нашей стране не развито правосознание. Многие люди нейтрально относятся к существованию коррупции, в том числе в сфере образования. Более того, усугубляют ситуацию, сами того не замечая, то есть не считая свои действия усугубляющими коррумпированность, например, «покупку» тех же самых экзаменов. Коррупция стала частью высшего профессионального образования. Связано это, прежде всего с тем, что в Российской Федерации попросту нет эффективной системы привлечения к ответственности, как минимум из-за трудной доказуемости фактов дачи и получения взятки. А если же преподаватель ВУЗа «попадётся» на взятке, ректорат предпочтёт просто уволить этого сотрудника, не обращаясь в правоохранительные органы, чтобы это не отразилось на репутации учебного заведения. Ст. 290 УК РФ предусматривает штраф, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за получение взятки. Максимальный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по основному составу преступления — три года. Но ведь дело редко доходит до уголовной ответственности, следовательно, это тоже порождает коррупцию.
Исследователи из Государственного университета — Высшей школой экономики установили, что общая сумма взяток в системе образования за год немногим меньше 1 миллиарда долларов. И три четверти этой суммы составляют взятки, связанные с высшим образованием.
Что же вызвало такую масштабность? Ответ прост — брать и давать взятки вошло в привычку и перестало быть чем- то противозаконным в понимании людей. Необходимо напомнить обществу, что любые проявления коррупции аморальны, что они разрушают изнутри наше государство. Сфера образования является одной из самых важных сфер жизни общества, ведь ей отведена такая роль, как воспитание новых поколений и, в последствии высококвалифицированных специалистов, без которых невозможно дальнейшее развитие государства.
Коррупция в правоохранительных органах в 2019 году
Система правоохранительных органов до сих пор остается одной из самых коррумпированных в стране. Причем вред от взяточничества в этой сфере не только экономический, но и, что самое страшное, социальный. Прокуратура, полиция, Следственный комитет, ФСБ и многие другие структуры доставляют государству и обществу громадный вред, когда осуществляют коррупционные действия. Простой пример: органы внутренних дел за определенную сумму денег не обращают внимания, а то и вовсе "крышуют" какого-нибудь преступника. Тот, в свою очередь, продолжает нарушать закон. Подобные случаи в стране - далеко не редкость.
Уровень коррупции в правоохранительных органах остается невероятно высоким. Так, результаты уголовных дел показывают, что наиболее коррумпированными органами являются инстанции, как раз-таки призванные вести борьбу со взяточничеством.
Коррупция в правоохранительных органах имеет ряд объективных и необъективных причин.
К объективным причинам стоит отнести:
• недостаточно хорошо проработанный закон о противодействии коррупции;
• относительную терпимость работников правоохранительных органов к коррупции и к ее проявлениям;
• крайне низкий уровень правовой культуры (прививаемой в школах и высших учебных заведениях);
• некачественную надзорно-контрольная деятельность в сфере правоохранительных органов;
• низкий уровень заработной платы у работников обозначенных инстанций.
Последняя объективная причина и вовсе представляет собой замкнутый круг. С одной стороны, коррупционные проявления являются настолько частыми из-за низкой зарплаты сотрудников (тем более в сравнении с другими странами). С другой стороны, именно коррупция является основным препятствием к повышению минимальной зарплаты, улучшению благосостояния народа и т. д. Стоит также обозначить субъективные причины, вследствие которых столь масштабным представляется сегодня такое явление, как коррупция в правоохранительных органах.
Эксперты здесь выделяют:
• Чувство безнаказанности за свои поступки. Напрямую связано с неэффективной контрольно-надзорной деятельностью определенных органов. Сюда же стоит отнести такой способствующий коррупционным действиям фактор, как статус неприкосновенности депутата или судей, значительно повышающий чувство безнаказанности.
• Жадность и корысть. Эти субъективные факторы также связаны с одним объективным - низкой заработной платой сотрудников. Когда уровень жизни у работников и так высокий, мотивация воровать становится немного ниже. Простой пример - европейский страны. В Дании, Швеции, Финляндии и многих других западных государствах уровень взяточничества предельно низок. А причина тому проста: строгий контроль и достойные зарплаты.
• Дурной пример коллег. Принцип "все воруют, и я ворую" был услышан судами десятки миллионов раз. Срабатывает и конформизм, и нежелание оставаться белой вороной.
Таким образом, субъективные причины коррупции связаны в первую очередь с личностью преступника, а не со всей системой. Все представленные источники взяточничества помогают составить программу о противодействии коррупции. О ней будет рассказано далее.
Важнейший источник, посвященный борьбе с коррупцией, - это Уголовный кодекс РФ. Именно в нем закрепляется понятие представленного явления и устанавливается наказание за него ("Коррупция" - статья 290, а также 291). Помимо Уголовного кодекса существует также Федеральный закон. На данный момент это самый крупный нормативно-правовой акт, посвященный рассматриваемому преступлению. В нем закрепляются основные термины и понятия, профилактические меры, методы международного сотрудничества, основные принципы борьбы и т. д. До появления представленного законопроекта органы власти руководствовались "Национальной стратегией противодействия коррупционным явлениям".
Государство взялось за разработку национального антикоррупционного плана, предусматривающего работу государственных институтов в области противодействия рассматриваемому явлению. Национальный план был принят указом президента РФ. По мнению специалистов, это программный источник, целью которого является ликвидация ключевых источников и факторов, из-за которых формируется база для возникновения такого явления, как коррупция.
В системе правоохранительных органов рассматриваемая проблема особенно актуальна. Именно поэтому национальный план регламентирует отдельные положения, посвященные борьбе с коррупционными связями в системе охраны права. Далее будет рассказано об основных методах такой борьбы.
Проблема коррупции в правоохранительных органах не может быть решена каким-то особым, оригинальным методом. Здесь применимы все те же способы борьбы, что и в остальных случаях. Об одном из таких методов будет рассказано далее.
За последние 30 лет существенно выросло число коррупционных действий. Это явилось следствием отрицательных социокультурных процессов. Можно долго спорить о том, связаны ли как-то эти процессы с разрушением советской парадигмы права. Однозначно здесь можно сказать только одно: именно отсутствие четкой идеологии, направленной на воспитание в гражданах ненависти к коррупционным проявлениям, смогло бы значительно улучшить ситуацию.
Каким образом развитие определенных идеалов и примеров для подражания сможет помочь системе охраны права? Во-первых, нужно стараться искоренять в сотрудниках правоохранительных органов чувство терпимости к разного рода экономическим правонарушениям. Именно терпимость, безразличие к коррупции является наиболее опасным элементом внутри всей системы. От терпимости происходит чувство некой всеобщности, всеобъемлемости нарушений. Здесь же появляется и конформизм: когда воруют почти все сотрудники, почему бы не сделать нечто подобное и остальным? Это, в свою очередь, порождает чувство безнаказанности.
Каким образом необходимо развивать в сотрудниках рассматриваемой системы соответствующие, не приемлющие коррупцию идеалы? Самый действенный метод - это специальные курсы, лекции и семинары. Данный подход может оказаться несколько устаревшим и слишком формальным. Однако подобная политика до сих пор остается самым эффективным методом борьбы. Не стоит недооценивать роль просвещения. Грамотное построение лекций, подбор примеров и статистики - все это поможет побороть такое опасное явление, как коррупция в органах внутренних дел.
Своевременное проведение проверок в различных государственных инстанциях - наверное, самая оптимальная и эффективная профилактика. Коррупция в правоохранительных органах вряд ли может быть побеждена без качественной работы контрольно-надзорных органов. Органы прокуратуры, Следственный комитет - это все те органы правоохраны, которые должны осуществлять надзор за прочими, такими же органами. Здесь возникает существенная проблема: получается, правоохранительные органы проверяют сами себя? По сути, все так и есть. Другие варианты по действующему законодательству пока не предусмотрены, а потому остается работать с тем, что есть.
Лучшим выходом из сложившейся ситуации будет строжайшая подотчетность. В принципе, она существует и сегодня, однако нуждается в значительных доработках. Доходы и расходы всех лиц должны быть открыты. Все финансовые ходы сотрудников должны "просвечиваться" абсолютно для всех российских граждан. Не должно создаваться ситуаций, когда какое-нибудь лицо не может объяснить происхождение у него дорогостоящих предметов или крупных материальных средств.
Коррупция в полиции, прокуратуре, Следственном комитете и прочих органах правоохраны не может быть удалена без проведения кадровых "чисток". Речь здесь идет не только об увольнении сотрудников, что не могут объяснить происхождение у них какой-либо материальной ценности, но и о банальной переаттестации, необходимости своевременно повышать свой квалификационный уровень и т. д. Кадровый состав обязан постоянно меняться, работники не должны "засиживаться" на одной должности по нескольку лет. Это простой, но в то же время очень действенный способ.
Отдельно стоит рассказать и о еще одном замечательном методе борьбы с коррупцией. Речь идет о тщательном отборе граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность в органах правоохраны. Комиссии по набору сотрудников должны проводить качественную проверку всех поступающих на службу людей. Ни у одного сотрудника не должно быть криминального прошлого, а ряд деловых и личных качеств необходимо сверять со стандартами. Безусловно, не стоит проводить оценивание вероятной подверженности того или иного сотрудника коррупции. Отказ в приеме на работу с полученными в ходе такого оценивания формулировками будет крайне необъективным. Действовать нужно несколько другими способами.
Воспитания правовой культуры среди уже существующих сотрудников явно будет недостаточно. Все-таки приоритет необходимо отдавать кадровому аппарату, набирающему новых сотрудников. Слияние криминала и правоохранительных органов - очень опасная тенденция. Избежать ее можно только качественным отбором новых сотрудников.
Нельзя отрицать тот факт, что в последнее время российские СМИ стараются тщательно замалчивать сведения о некоторых экономических махинациях тех или иных должностных лиц. Такие дела освещаются крайне неохотно. Стоит ли говорить и о возможных коррупционных действиях многих других лиц, до сих пор занимающих высокопоставленные должности?
Как должны работать СМИ? Во-первых, информация должна подаваться в независимой форме, в полном соответствии со всеми достоверными данными. Речь должна идти и о таком явлении, как предупреждение коррупции: все-таки борьба должны быть направлена на источник, а не на результат. Во-вторых, СМИ должны обращать внимание на зарубежный опыт. Следует учитывать политику тех стран, что на данный момент, согласно составленным рейтингам, являются наименее коррумпированными государствами Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Исландия и т. д. В этих странах и вовсе отсутствует такое явление, как коррупция в правоохранительных органах. Статистика показывает, что подобного результата представленные страны смогли добиться не путем репрессий и жестоких наказаний, а путем разрушения самих факторов, способствующих коррупции. Что это за факторы? Это бедность среди населения, плохое качество услуг, отсутствие социальных лифтов и т. д. Эффективность представленного метода легко подтверждается сравнением заработных плат в России и, например, в Дании. Средний доход полицейского в Дании составляет порядка 5 тыс. евро, в России же - максимум 500 евро. Здесь стоит отметить один простой факт: тот же рейтинг коррумпированных стран наглядно иллюстрирует, что чем ниже уровень благосостояния граждан в государстве, тем больше происходит экономических преступлений.
Таким образом, власти Российской Федерации в борьбе с коррупцией должны обращать внимание в первую очередь на зарубежный опыт успешных стран. Роль СМИ здесь также очень важна. Граждане России должны наблюдать за тем, как основные формы коррупции в деятельности правоохранительных органов побеждаются путем качественной и эффективной политики государства. Народ должен знать причину коррупции, то, из-за чего это явление в принципе существует и приобретает все больший объем.
Реализация антикоррупционной политики возможна в первую очередь благодаря существующей политической элите. Только благодаря волевым действиям властных структур финансовых преступлений может стать меньше. У государства есть ряд специальных технологий, позволяющих определить как неудачи, так и значительные успехи в области противодействия коррупции.
Эксперты выделяют ряд этапов, входящих в "волевой алгоритм" противодействия коррупции. Сюда относятся:
• борьба мотивов (возможных целей и организационных функций, экономической целесообразности и обоснованности с точки зрения права и т. д.);
• разработка окончательного решения;
• инициации определенных действий органами власти;
• поддержка решений социальными слоями, СМИ и прочими общественными инстанциями;
• корректирование задач и целей;
• оценивание результатов (сравнение желаемого и достигнутого).
Проводить критерии эффективности возможно уже при помощи названных шагов. При этом некоторые эксперты выделяют и другие оценочные элементы.
К ним относятся, например, технологии реализации антикоррупционной политики:
• одобрение новых политических и правовых ценностей;
• разработка специальных стратегий;
• консолидация институтов гражданского общества и властных структур;
• устранение ошибок и сбоев в системе функционирования антикоррупционных инстанций и другое.
Само понятие коррупции в российском законодательстве должно оцениваться не только при помощи объективных показателей, но и в контексте социальных, духовных и экономических последствий. Должно создаваться два подхода к оцениванию уровня коррупции в стране: один - государственный, а другой - независимый (речь идет о мониторингах, СМИ и т. д.). Только многофакторный подход позволит качественно оценить всю сложившуюся ситуацию, а также грамотно обозначить критерии эффективности политики по противодействию коррупционным связям.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?