Гражданам не помешает знать, что судопроизводство – это порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных и других дел. Определенные правила устанавливаются специальным процессуальными кодексами. Даже простейшее дело, начиная с момента его возбуждения и заканчивая сроками исполнения, не может в любой временной промежуток находиться в произвольном состоянии.
С самого начала появления права стало ясно, что недостаточно установить в обществе определенные нормы и правила. Необходимо тщательно продумать порядок действий при их нарушении. Однако несоблюдение законов может приводить к совершенно разным последствиям по уровню опасности.
Таким образом, судопроизводство – это процессуальная деятельность, которая может быть:
Нормы разбирательства в каждом направлении устанавливаются свои. Они могут сильно отличаться друг от друга, так как ставятся совершенно разные задачи. Именно сфера деятельности определяет конкретный статус, а также уровень прав и ответственности участников.
Конституционное судопроизводство – это деятельность, которая находится под юрисдикцией Конституционного суда РФ, занимающего особую позицию среди других государственных органов. Его основное назначение заключается в тщательном контроле принятых решений, подписанных актов и совершенных действий. Они должны полностью отвечать нормам Конституции РФ.
Решение данной судебной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит. Подтверждения со стороны других органов не требуется. Более того, при признании нормативного акта не отвечающим конституционным нормам, государственная структура или должностные лица обязаны поставить вопрос о принятии нового документа, содержащего основные положения об отмене.
Гражданская деятельность
Самое большое количество нормативных актов содержит гражданское судопроизводство. Суд в данном случае занимается трудовыми, семейными, договорными и многими другими правоотношениями. В связи со сферой деятельности дела обычно рассматриваются в арбитражных или федеральных судах, находящихся в рамках общей юрисдикции. Правила ведения гражданского судопроизводства отражены в пунктах АПК и ГПК Российской Федерации.
Уголовное судопроизводство
Важную роль в жизни любой страны играет уголовное судопроизводство. Судебные органы в данном случае должны разрешать вопросы в области наиболее опасных правонарушений. В России деятельность, связанная с серьезными преступлениями, регулируется непосредственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
От него отступают лишь в одном случае, когда международным договором устанавливаются принципиально другие правила, нежели те, что отражены в настоящем Уголовном кодексе. Это отражено в тех же пунктах УПК РФ. Никаких других регулирующих документов не существует.
Административная сфера
В данной деятельности не было длительное время единого кодекса судопроизводства, четко регулирующего основные положения. Базовые правила и нормы отражены сразу в трех документах – ГПК, АПК и КоАП Российской Федерации. Начал действовать новый Кодекс административного судопроизводства РФ, где затрагиваются многие моменты. Тем не менее значительная часть вопросов остается за рамками данного документа.
Административное судопроизводство призвано регулировать правонарушения, не вошедшие в категорию уголовного права. Оно занимается не преступлениями, а проступками, которые вредны для общества, а не опасны. Однако такое деление является условным и достаточно зыбким. Происходило и такое, что административные проступки со временем относили к разряду преступлений и наоборот.
Существуют универсальные принципы судопроизводства, действующие в рамках всех судов без учета их уровня или полномочий.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Перед законом и судом все граждане равны, независимо от политических убеждений, вероисповедания, социального положения в обществе и других факторов. Дискриминация не может быть допустима.
2. Судебное заседание должно быть гласным, чтобы обеспечить возможность посещения любому заинтересованному лицу. Однако разбирательство может быть и закрытым, если есть риск разглашения государственной тайны.
3. При рассмотрении дела нельзя обойтись без процесса состязательности и равноправия участников. Все стороны при разбирательстве предоставляют доказательства и заявляют ходатайства в одном и том же порядке.
4. При необходимости допускается участие граждан страны в осуществлении правосудия. Они могут участвовать в процессе в качестве присяжных, контролируя тем самым деятельность правоохранительных органов.
5. Суть совершаемых процессуальных действий должна быть понятна обвиняемым, поэтому в случае незнания государственного языка им в обязательном порядке предоставляется переводчик.
6. Подозреваемые лица в совершении преступлении вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Им предоставляется адвокат сразу после предъявления обвинения.
Что касается отраслевых принципов, то они предназначены для использования в различных сферах судебной деятельности. Эти моменты четко отражены в законодательных актах.
Структурное подразделение суда определяет процессуальную компетенцию:
Инстанция
Описание
Первая
Занимается рассмотрением дел впервые и по существу. В государственных органах общей юрисдикции к этой категории относятся все суды, а в системе арбитража – ФАСС и ВАСС РФ, а также подразделения по интеллектуальным правам.
Апелляционная
Рассматривает жалобы гражданских лиц и представления прокуроров, не вступивших в силу после вынесения вердикта первой инстанции. Из органов общей юрисдикции к таковым не относятся лишь суды низшего уровня. В арбитражной системе – это ФААС РФ.
Кассационная
Занимается пересмотром вынесенных решений в целях выявления обоснованности. Если говорить об органах, находящихся в рамках общей юрисдикции, то к ним можно отнести суды военных округов и субъектов РФ. В системе арбитража – это ФАСО.
Надзорная
Пересматривает вердикты, вступившие в силу, нижестоящих инстанций. Роль надзора выполняет исключительно орган самого высшего звена – Верховный суд Российской Федерации.
В некоторой степени обособленной является инстанция по пересмотру дел, связанных с вновь открывшимися обстоятельствами. В ее обязанности входит пересмотр решений, которые уже вступили в законную силу, на основании новых фактов и появившихся доказательств. Пересмотр дела осуществляется судебными органами, принявшими пересматриваемое решение относительно определенного разбирательства.
Участниками судопроизводства могут считаться непосредственно сами судьи, которые будут выносить решение на основании законных актов и постановлений, стороны защиты и обвинения, а также иные лица, имеющие отношение к разбирательству или нет.
В последнюю категорию могут входить свидетели, эксперты, переводчики или специалисты в определенной области знаний. Они обычно оказывают непосредственное содействие правосудию.
С принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) в отечественной юридической науке ещё большую популярность и актуальность стали набирать темы и споры относительно понятийного аппарата административного права, а именно, единое понимание, взаимосвязь и соотношение таких терминов как «административная юстиция», «административный процесс», «административное судопроизводство».
Данная проблема беспокоила корифеев отечественной юриспруденции и всех заинтересованных административистов ещё задолго до появления КАС РФ. Доктор юридических наук, профессор Демьян Николаевич Бахрах написал известную статью «Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс», а в учебнике 2018 года «Административное право» трёх ведущих административистов Бахраха Д.Н., Россинского Б.В., Старилова Ю.Н. целая глава была посвящена административному судопроизводству и определению понятийного аппарата вышеуказанных терминов.
Но ключевым вопросом с принятием КАС РФ стала проблема определения понятий «административное дело» и «административный спор» и проблема единого понимания данных дефиниций, их взаимосвязи и соотношения.
Дело в том, что в пункте 1 статьи 18 проекта КАС РФ давалось определение понятию «административное дело», но по какой-то причине в окончательный проект кодекса термин не вошёл и не был принят на законодательном уровне, хотя в самом кодексе используется неоднократно: например, ч. 3 ст. 4. Тем самым ясность в научные разработки этой проблемы не была внесена. В данном случае возникает необходимость проанализировать теоретическую основу данной проблемы, рассмотреть предложенные авторами определения понятий «административное дело» и «административный спор», прийти к пониманию из взаимосвязи, определить — в каком отношении друг к другу они находятся.
Как уже указывалось, до предложения проекта КАС РФ существовала проблема в понимании значения «Административные дела». Т.В. Пешкова пишет: «Административные дела трактовались в широком смысле и включали в себя в том числе дела об административных правонарушениях (например, по нормам АПК РФ об административном судопроизводстве)». Кодекс административного судопроизводства не ввёл легального понятия «административное дело». Но можно утверждать, что, основываясь на КАС, только в отношении дел в рамках административного судопроизводства можно рассматривать понятие «административное дело».
В проекте КАСРФ (п.1 ст.18) закреплялось следующее определение: «административное дело — это принятое к производству суда требование о разрешении правового спора между субъектами публичных правоотношений, а также материалы, относящиеся к указанному спору». На данный момент — это единственное полуофициальное определение данного термина, который законодатель пытался закрепить.
Зеленцов А.Б. в своей монографии даёт следующее определение: «административное дело — это такая правовая ситуация (конфликтного или неконфликтного характера), разрешая которую в документальной форме путем применения юридических норм компетентный государственный орган определяет права и обязанности субъектов административного права, восстанавливает или иным образом защищает нарушенное право, устанавливает или подтверждает факты, имеющие юридическое значение, осуществляет регистрацию, лицензирование и аккредитацию либо фиксирует результаты контрольной деятельности». Как указывает А.Б. Зеленцов в другой работе «судебное дело (гражданское или административное) можно определить, как спор о праве, заявленный в суде заинтересованным лицом, выступающий в качестве объекта процессуальных отношений, которые связывают лиц, имеющих юридическую заинтересованность и участвующих в разрешении спора по существу».
Рассмотрим понятие административного спора. В учебнике «Административное право» Бахраха Д.Н. Россинского Б.В., Старилова Ю.Н. административно-правовой спор рассматривается указанными авторами как «юридический конфликт (или юридическая коллизия), возникшая между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами (с одной стороны) и иными субъектами права (с другой стороны) в связи с нарушением субъективных публичных прав физических или юридических лиц, осуществлением противозаконного административного нормотворчества».
Зеленцов А.Б. даёт следующее определение: «Правовой спор представляет собой юридическую конфликтную ситуацию, в которой взаимное положение сторон препятствует каждой из них единолично своей властью ликвидировать разногласия и осуществить право притязание желаемым образом. Однако необходимо иметь в виду, что стороны могут ликвидировать эти разногласия не только посредством принудительного решения третьей стороны (суда или иного компетентного органа), но и устранить совместными усилиями путём урегулирования. Отсюда третью сторону юрисдикционный орган некорректно включать в юридическую конструкцию спора».
Таким образом, анализ трудов наиболее авторитетных научных деятелей по поставленной проблеме и данные ими определения показывают нам, что единого мнения и понимания дефиниций «административное дело» и «административный спор» нет.
При анализе раздела № 1 КАС РФ можно обратиться к ч. 3 ст. 4: «Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка». А по смыслу статьи 1 КАС РФ можно закрепить такое определение: «административное судопроизводство — это судебная деятельность по рассмотрению административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий».
Таким образом, можно сделать вывод, что РФ фактически соотносит понятия «административное дело» и «административный спор» как тождественные.
Гражданское судопроизводство в 2018 году
Гражданское судопроизводство — это процесс защиты прав и законных интересов гражданина (личности). Основным документом, на который опирается гражданское судопроизводство, является Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ). Обращение граждан в суд с исками — это одна из форм их участия в управлении государством и законное средство защиты своих прав, которое имеет приоритет перед прочими формами защиты.
Основные принципы гражданского судопроизводства следующие:
• отправление правосудия только судом;
• независимость судей и подчинение их только закону;
• законность судебных решений;
• равенство граждан и организаций перед законом и судом;
• равноправие сторон во время осуществления правосудия;
• состязательность гражданского судопроизводства;
• гласность и устность рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства.
Эти правила распространяются на все виды споров и судебных разбирательств, однако в гражданском процессе они являются основополагающими и неотъемлемыми. В отдельных случаях допускается отступление от некоторых правил: закрытое разбирательство (вместо гласности) или письменное представление заявлений участников процесса (вместо устности рассмотрения).
Гражданские споры — это споры, в которых индивидуальные граждане и организации отстаивают свои права, нарушенные другими гражданами или организациями. Нарушение прав может заключаться в нанесении вреда здоровью, морального ущерба, финансовых убытков, в порче или присвоении чужого имущества, вторжении в личную жизнь.
Но надо отметить, что причинение тяжкого вреда здоровью, хищение имущества и другие тяжкие преступления являются предметом уже не гражданского, а уголовного судопроизводства.
Судопроизводство по гражданским делам осуществляется судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами.
Юристы на своем языке трактуют гражданские споры следующим образом – это конфликты или споры, которые могут возникнуть между юридическими и/или физическими лицами в повседневной жизни. Особенность рассмотрения гражданско-правовых дел в том, что они могут рассматриваться как в рамках одной, так и нескольких отраслях гражданского делопроизводства (семейное, наследственное, жилищное право и другие).
Конфликты в гражданском процессе бывают следующих видов:
• Наследственные иски (споры с распределением наследства, передача наследства и пр.).
• Земельные споры (права собственности на землю, раздел земельных участков).
• Семейные споры (конфликты о детях, раздел имущества, развод и пр.).
• Пенсионные споры (получение досрочной пенсии).
• Споры по вопросам миграции (получение вида на жительства, гражданства и пр.).
• Защита прав потребителей (возврат просроченного или некачественного товара и т.п.).
• Жилищные споры (выселение жильцов, выписка из квартиры и пр.).
• Споры со страховыми компаниями (взыскание страховой компенсации).
• Арбитражные споры (взыскание дебиторского долга и т.д.).
• Трудовые споры (неправомерное увольнение с работы, задержание зарплаты и пр.).
• Медицинские споры (выполнение не качественных платных медицинских услуг и т.д.).
• Имущественные споры (возмещение материального ущерба, взыскание задолженности и т.д.).
• Споры, возникающие на основе интеллектуальных произведений (установление и защита авторского права и др.).
• Иные гражданско-правовые споры, не попадающие под перечисленные виды.
Примеры гражданских споров:
• иск на возмещение физического или морального вреда;
• иск о защите прав потребителей;
• иск о расторжении договора ренты;
• иск по признании завещания недействительным.
Трудовые споры также рассматриваются в рамках гражданского судопроизводства.
Главными участниками в деле являются стороны гражданского процесса — истец и ответчик. Истец — лицо, обращающееся к суду с просьбой о защите своего права или охраняемого законом интереса. Ответчик — лицо, на которое истец указывает как на нарушителя своего права. Гражданский процесс возникает только в случае, если истец указал на конкретного нарушителя своего права. Если в процессе разбирательства выяснится, что право требования, заявленное истцом, ему не принадлежит, его признают ненадлежащей стороной, и суд откажет в иске.
Если одна из сторон процесса выбывает, а правопреемство невозможно, то процесс прекращается.
Существенными признаками сторон являются:
• наличие гражданско-правовой заинтересованности в разрешении дела;
• наличие процессуальной заинтересованности в решении в свою пользу;
• распространение на стороны материально-правовой силы решения суда;
• несение судебных расходов.
Стороны гражданского процесса могут вести дело лично или через своих представителей.
Суд в гражданском производстве возбуждает дело только по исковому заявлению, в котором заинтересованное лицо излагает и обосновывает свои требования к ответчику. В определенных случаях гражданское дело может быть возбужденно по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Право на обращение в суд и возбуждение гражданского дела в суде предусмотрено ст. 3 и 4 ГПК РФ, процедура возбуждения гражданского дела описывается в статьях 4,5 и 133 ГПК РФ.
В случае, если на стороне нескольких истцов имеются общие права или общие обязанности — на стороне нескольких ответчиков, то, соответственно, иск может подаваться несколькими лицами или предъявляться нескольким ответчикам. Подобные требования, например, о взыскании заработной платы у работодателя, о защите чести и достоинства перед СМИ и т. п. объединяют в одном деле, чтобы таким образом сэкономить средства и время.
Основными чертами гражданской процессуальной формы являются:
• установленный законом порядок разрешения дел (подача искового заявления, уплата госпошлины, представление доказательств, прения сторон и др.);
• четко определенный круг лиц, правомочных участвовать в рассмотрении гражданского дела (истец, заявитель, ответчик, третьи лица, эксперт и др.);
• наделение указанных лиц соответствующими процессуальными правами и обязанностями;
• вынесение судом решения только после прохождения определенных стадий с соблюдением всех процессуальных требований.
Ответственность по гражданскому делу обычно предполагает не наказание, а исполнение требований потерпевшей стороны: восстановление на работе, возмещение понесенного ущерба, раздел имущества, установление режима общения с ребенком и т.д.
Виды гражданского судопроизводства в 2018 году
Согласно ГПК РФ существует семь видов гражданского судопроизводства:
1) приказное производство. Это единственный вид производства, в котором отсутствуют две стадии гражданского процесса (подготовка дела к судебному разбирательству, рассмотрение и разрешение гражданского дела по существу). В приказном производстве не выносится судебное решение, а выносится судебный приказ – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника;
2) исковое производство. Для искового производства характерны все стадии гражданского процесса. Подача иска лицом, чьи права нарушены (истцом), который направлен предполагаемому нарушителю (ответчику), предполагает использование средства защиты своего нарушенного или оспариваемого права. Исковое производство возбуждается посредством подачи документа – искового заявления;
3) особое производство. В особом производстве не существует спора о праве. Факты, сведения, имеющие юридическое значение, которые невозможно получить во внесудебном порядке, устанавливаются в особом производстве. Это такие факты, как усыновление (удочерение) ребенка, ограничение дееспособности граждан, признание движимой вещи бесхозной, принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и т. д.;
4) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. Данное производство предназначено для разрешения дел, связанных с оспариванием нормативных правовых актов полностью или в части; оспариванием решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; защитой избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
5) производство по делам с участием иностранных лиц. Особенность данного вида производства состоит в том, что одной из сторон гражданского процесса является иностранное лицо (иностранный гражданин, иностранная организация, международная организация);
6) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. По письменному соглашению сторон спор о праве может быть рассмотрен третейским судом. Решение третейского суда может быть оспорено в суде общей юрисдикции, что является гарантией ограждения третейских судов от произвола;
7) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
Виды арбитражного судопроизводства в 2018 году
Самым основным видом арбитражного процесса является — исковое производство. В этом случае суды рассматривают различные экономические споры, которые возникли из каких-либо гражданских правоотношений, связанные с предпринимательской деятельностью. Конечно же, исковые дела являются двусторонними.
Следующий вид арбитражного процесса — это производство по делам, которые возникают из каких-либо административных или публичный правоотношений. К этому виду относится дела, когда оспариваются правовые акты, которые затрагивают интересы в сфере экономической деятельности. Или, например, это могут быть дела о действиях или бездействия государственных органов или должностных лиц. Также сюда возможно отнести дела об административных нарушениях, дела о взыскании штрафов и обязательных платежей.
Далее. Особое производство. В этом случае речь идет не о споре о праве, а об интересе, который охраняется законом.
Еще один вид арбитражного процесса – производство по делам о несостоятельности (банкротстве). У этого вида очень сложная структура. Дела о банкротстве включают в себя множество различных процедур. Таких как, финансовое оздоровление, мировое соглашение, конкурсное производство.
Упрощенное производство – это вид арбитражного процесса при котором можно значительно ускорить судебную процедуру. Также если требования, которые предъявляет истец носят бесспорных характер, то его тоже можно рассмотреть в упрощенном производстве.
И последнее. Иные производства. Сюда можно отнести дела о выдаче исполнительных листов или дела об оспаривании решений.
К какому бы виду арбитражного процесса не относилось ваше дело, если вы не профессиональный юрист, который специализируется на таких делах, мы настоятельно советуем обратиться к квалифицированному адвокату.
Новое в судопроизводстве в 2018 году
Пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции могут появиться в РФ после 1 июля 2018 года. Разместить их предполагается в крупных российских городах, включая обе столицы. Это следует из текста законопроекта (есть в распоряжении «Известий»), который 13 июля рассмотрит на своем заседании пленум Верховного суда РФ (ВС РФ), после чего документ поступит в Госдуму. Такие меры позволят унифицировать работу судов общей юрисдикции по аналогии с арбитражными судами — их вышестоящие инстанции также находятся в других регионах.
Апелляционные суды предлагается разместить в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске. Кроме того, рассматривается вариант размещения суда в Воронеже или Иваново, а также в Краснодаре либо Сочи. Кассационные суды, согласно проекту документа, могут появиться в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке. Как следует из приложения к законопроекту, в кассационных судах будут работать 723 судьи, в апелляционных —181. Дополнительные расходы Судебного департамента при ВС при этом оцениваются в 4,4 млрд. рублей — из федерального бюджета на эти цели потребуется 3 млрд. рублей, полагают авторы инициативы. Ранее глава ВС Вячеслав Лебедев оценивал связанные с реформой расходы в 3,828 млрд. рублей.
Такие новеллы, как объяснял Вячеслав Лебедев, дадут больше гарантий независимости и объективности судей. В качестве аргумента он ссылался на то, что сегодня в судах областного уровня решения райсудов обжалуются в апелляционном порядке, а затем и в кассационном: «Инстанции разные, но коллектив-то один (имеется в виду коллектив суда). Поэтому резонно каждую инстанцию разделить».
С этим согласны и два собеседника «Известий», знакомых с ходом разработки законопроекта. Они отмечают, что сложившееся положение недопустимо.
— Выстраивается стройная, логичная, целостная система судебной власти в стране, которая предполагает жесткое разграничение сфер компетенции, — заявил один из них.
По его словам, при выборе места расположения апелляционных и кассационных судов учитывались имеющиеся возможности (например, наличие в городе подходящих зданий), а также географическое удобство их расположения для граждан.
Также в ходе реализации инициативы возникнет вопрос и с назначением судей в новые суды. Собеседник «Известий» отметил, что на замещение вакансий смогут претендовать судьи, работающие сейчас в областных и краевых судах. При этом на расходах на кадровый вопрос можно будет сэкономить — за счет перераспределения имеющихся сейчас незаполненных ставок в судах.
Поправки в законы в случае принятия их Госдумой могут вступить в силу уже с 1 июля 2018 года, однако начать работу новые суды смогут только после соответствующего решения пленума ВС и после назначения не менее двух третей судей от общего состава.
В Федеральной палате адвокатов ранее положительно оценили идею территориально развести апелляционную и кассационную инстанции, отделив их от региона, в котором находится суд, рассматривающий дело по существу.