Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства.
Услуги, оказываемые адвокатурой, носят особый характер - они относятся к сфере защиты права. В этом смысле адвокатура является в широком смысле слова правоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и суды. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспечивает реализацию этого права.
Адвокатура - некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Гонорары адвокатов - это не прибыль, а оплата их труда.
Адвокатура - не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти. Адвокаты - не чиновники, а люди «свободной профессии». Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная защита прав и интересов граждан, полемика с государственным обвинением, выявление ошибок следствия и суда.
Общая задача адвокатуры - оказание юридической помощи - конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:
• консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;
• составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
• представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
• участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;
• участие в качестве представителей в Конституционном Суде Российской Федерации;
• защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;
• участие в качестве представителя доверителя в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
• представительство в судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах;
• участие в качестве представителя в исполнительном производстве при исполнении уголовного наказания и в налоговых правоотношениях;
• иная не запрещенная законом помощь (например, разработка уставов и подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовой контроль за учетом и отчетностью, правовое обслуживание коммерческих операций и др.).
Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом - не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Но объективно такая деятельность способствует достижению задач, стоящих перед правосудием. Адвокат - не «помощник суда», а слуга своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нужен адвокат, который был бы «помощником суда». Более того, адвокат призван поспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судебного решения. Объективно деятельность адвокатуры способствует укреплению законности. Но перед адвокатом нельзя ставить задачу укреплять законность вообще, вне связи с защитой прав и законных интересов конкретного клиента.
В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:
1) гуманизм, защита прав и свобод человека;
2) законность;
3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней;
4) самоуправление;
5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;
6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»);
7) корпоративность и равноправие адвокатов.
Гуманизм - основополагающий принцип, характеризующий адвокатуру как институт, предназначенный для служения человеку, - защиты его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, свободы, личных тайн, собственности, социально-экономических и политических прав. Адвокат, как и врач, - представитель одной из самых гуманных и социально полезных профессий.
Законность как требование, обращенное к адвокату, означает его обязанность вести защиту или представительство только законными средствами; отстаивать законные интересы клиента; немедленно реагировать на нарушения закона судом, прокурором, другими участниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого (подозреваемого) или представляемого; обжаловать в интересах и по поручению (или с согласия) клиента незаконные и необоснованные решения суда и других правоприменительных органов.
Добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней связана с тем, что адвокатура - не государственный орган, а добровольное объединение юристов-профессионалов, оказывающих правовую помощь. Любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, может подать заявление с просьбой принять его в адвокатуру. Постановление об отказе в приеме в адвокатуру может быть обжаловано в суд. Адвокат вправе в любой момент выйти из коллегии.
Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) адвокатов и предоставляя определенные полномочия выборным органам адвокатуры.
Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства.
Корпоративность означает объединение адвокатов в профессиональные организации, где все адвокаты соблюдают определенные этические нормы.
Адвокатская тайна - необходимое условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключало бы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие к адвокату.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению;
2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде;
3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;
4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним;
5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе;
б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.
В ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено: «Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю». Это положение, универсальное по своему характеру, распространяется на деятельность адвоката во всех формах судопроизводства.
Существуют гарантии сохранения адвокатской тайны:
1) требование закона не разглашать сведений, сообщенных в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи (ч. 2 ст. 53 УПК);
2) запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого и иного адвоката - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с выполнением обязанностей защитника и представителя (пп. 1, 2 ч. 3 ст. 56 УПК);
3) запрет допрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданскому (или иному) делу об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей представителя (п. 3 ч. 3 ст. 56 УПК);
4) разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине.
К субъектам сохранения тайны относятся адвокаты и в предпроцессуальный период их деятельности, т. е. до заключения соглашения о защите или представительстве (не подлежат оглашению заданные клиентом вопросы, представленные им документы, составленные адвокатом бумаги и его устные разъяснения).
Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат его реабилитации. Для предания огласке такого рода информации необходимо согласие правопреемников.
Досье адвокатов, журналы учета посетителей и учетно-регистрационные карточки должны храниться в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними лиц, не имеющих отношения к адвокатуре.
Адвокат - это лицо, получившее в установленном законом порядке соответствующий статус, позволяющий ему осуществлять все формы адвокатской деятельности. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Однако он может занимать руководящие должности в сфере науки, преподавания, искусства, а также в общественных организациях.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокатами не могут быть, в частности, индивидуальные предприниматели.
Адвокаты иностранных государств вправе оказывать юридическую помощь на территории РФ лишь по вопросам права данного иностранного государства, например, при разрешении правовых споров между гражданами (юридическими лицами) России и этих государств. Эти адвокаты заносятся в специальный реестр, который ведет Минюст России.
Правомочия адвоката в различных формах судопроизводства определяются соответствующим процессуальным законодательством. Для участия в уголовном, гражданском или ином деле адвокат должен иметь удостоверение личности, выдаваемое органами Минюста на основании заключения адвокатской квалификационной комиссии, и ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием (бюро, консультацией и др.).
Адвокат имеет ряд прав, реализуемых в различных формах судопроизводства, и вне его. Государственные органы, должностные лица, общественные организации обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы (справки, характеристики и т. д.) или их заверенные копии.
Адвокат вправе привлечь к поиску необходимых ему сведений, предметов, документов сотрудников частных сыскных служб и своих помощников. Сведения, полученные адвокатом, обнаруженные им предметы и документы становятся доказательствами после представления их следователю, прокурору или суду и приобщения к делу. При проведении опросов лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, адвокат не вправе убеждать их в необходимости отказа от дачи показаний или их изменения и навязывать им свою позицию по делу.
Специалисты, приглашенные адвокатом на договорной основе, оказывают ему техническую помощь при поисках доказательств, помогают правильно сформулировать вопросы эксперту, высказывают свое мнение по вопросам, подлежащим разрешению по делу. Заключения специалистов-правоведов, не являясь доказательствами, помогают адвокату обосновывать заявляемые им ходатайства и оценивать заключения экспертов.
Адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период содержания его под стражей) без ограничения числа свиданий и их продолжительности. Адвокат вправе снимать копии с материалов дела, в котором он участвует, в том числе с применением технических средств.
Адвокат не может участвовать в деле и подлежит отводу, если он прямо или косвенно заинтересован в исходе расследования или разбирательства дела в суде, в частности если он участвовал в деле в качестве судьи, арбитра, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика; является по данному делу потерпевшим или свидетелем; был должностным лицом, компетенцию которого входило принятие решения в интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении данного дела; оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица (ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ).
Адвокат не вправе принимать поручение, имеющее заведомо незаконный характер, например, с помощью сфальсифицированных документов признавать сделку состоявшейся. Однако адвокат не вправе отказаться от защиты лишь на том основании, что обвиняемый совершил тяжкое преступление. Но если обвиняемый доверительно сообщил адвокату, что он действительно совершил инкриминируемое ему преступление, а официально свою вину отрицает, то адвокат при определении позиции по делу должен исходить из имеющихся в деле доказательств. При их недостаточности для осуждения адвокат обязан настаивать на вынесении оправдательного приговора. Если же, по мнению адвоката, собранных по делу доказательств достаточно для осуждения, то он может посоветовать клиенту признать вину в его же интересах. При несогласии обвиняемого с таким советом он может отказаться от защитника. Независимо от того, рассказал или не рассказал обвиняемый своему защитнику о совершенном им преступлении, адвокат не вправе, за исключением случаев, когда он убежден в наличии самооговора, занимать по делу позицию вопреки воле доверителя. Если обвиняемый свою вину отрицает, адвокат не вправе утверждать, что вина доказана. В противном случае адвокат оставил бы своего клиента без юридической помощи и превратился бы во «второго обвинителя». В любом уголовном деле при тщательном его изучении могут быть обнаружены противоречия, пробелы, слабые доказательства, процессуальные нарушения, недостаточно проверенные версии, на что должен обратить внимание адвокат, не противопоставляя себя подзащитному.
Закон, как было замечено, допускает только один случай расхождения в, позициях обвиняемого и защитника. Но обвиняемый сохраняет право от такого защитника отказаться, хотя в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 52 УПК РФ, он не обязателен для органов расследования и суда.
Закон запрещает негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Надо полагать, что и гласное сотрудничество тоже недопустимо. Сотрудничество с органами ОРД подрывало бы доверие граждан к адвокатуре.
Обязанности адвоката состоят в том, что он должен: честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законом средствами; постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, исполнять решения органов адвокатской палаты (при несогласии с ними он может обратиться в суд); соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката (проект такого кодекса имеется); отчислять из получаемого им вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты и содержание соответствующих кабинета, коллегии, бюро.
Адвокат также обязан участвовать в уголовном судопроизводстве по назначению органов расследования, прокурора и суда, а также оказывать юридическую помощь бесплатно в случаях, предусмотренных законом. Однако защита по назначению, осуществляемая почти по половине уголовных дел, может быть более эффективной, если будут изысканы ресурсы для повышения оплаты труда адвокатов за участие по этим делам.
Новый Закон (ст. 26) существенно сузил круг оснований для оказания юридической помощи бесплатно, но это не относится к случаям участия адвоката в деле по назначению дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, либо имеет ученую степень по юридической специальности. Такие лица должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в одном из адвокатских образований продолжительностью от одного года до двух лет. В этих пределах срок стажировки устанавливает Совет адвокатской палаты по рекомендации квалификационной комиссии с учетом индивидуальных особенностей абитуриента (уровня знаний, возраста, характеристик с места работы или учебы и др.). Не могут претендовать на статус адвоката недееспособные, ограниченно дееспособные и лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
В стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, включается работа в качестве: судьи; должностных лиц государственных и муниципальных органов, сотрудников Судебного департамента, для замещения которых требуется высшее юридическое образование; преподавателей юридических дисциплин высших и средних учебных юридических заведений; сотрудников научно-исследовательских учреждений, имеющих высшее юридическое образование; адвоката и помощника адвоката; нотариуса.
Адвокат вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения, а также на территории других государств при наличии соответствующих международных соглашений.
Лицо, удовлетворяющее указанным требованиям и желающее приобрести статус адвоката, должно обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты и представить ей необходимые документы. Квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке достоверности полученных от претендента документов и сведений. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решения о допуске гражданина к квалификационному экзамену. Отказ в допуске может быть обжалован в суд.
Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатывается и утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Вопросы охватывают несколько отраслей права. Статус адвоката присваивается на неопределенный срок и не ограничивается возрастом адвоката. Претендент, успешно сдавший экзамен, приносит присягу и с этого момента становится членом адвокатской палаты.
Территориальный орган Минюста ведет реестр адвокатов субъекта Федерации. После присвоения лицу статуса адвоката квалификационная комиссия сообщает об этом территориальному органу юстиции, который вносит данные об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату удостоверение, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Адвокат вправе состоять в адвокатской палате только одного субъекта Федерации и осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании (кабинете, бюро и др.). Адвокат вправе изменить членство в адвокатской палате одного субъекта Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Федерации. В этом случае данные о нем исключаются из реестра одного субъекта Федерации и включаются в реестр другого субъекта Федерации. Соответственно адвокат сдает прежнее удостоверение личности и получает новое. Этим оформлением занимаются территориальные органы юстиции.
Включение адвокатов в реестр и исключение из него - это форма учета, облегчающая гражданам доступ к адвокатуре, а через нее и к суду, но никоим образом не способ государственного контроля за адвокатурой. Органы Минюста не вправе отказать адвокату во внесении его в реестр и выдаче удостоверения, если он получил статус адвоката решением квалификационной комиссии.
Решения о приостановлении и возобновлении статуса адвоката Совет палаты доводит до сведения территориального органа юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр.
Прекращение статуса адвоката равнозначно его исключению из адвокатской палаты. Решение об этом принимает Совет этой палаты субъекта Федерации.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» отказался от деления адвокатуры на коллегии, как «традиционные», так и «параллельные», и установил, что в каждом субъекте Федерации действует одно профессиональное объединение адвокатов - палата. Палата имеет свой орган управления - Совет и состоит из структурных подразделений - кабинетов, бюро, коллегий и консультаций. Адвокат вправе выбрать только одну из этих форм организации адвокатуры. Об избранной форме адвокатского образования адвокат обязан уведомить Совет палаты, а тот - региональный орган Минюста.
Адвокатский кабинет создает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Ему могут оказывать содействие помощники и технические сотрудники, не имеющие адвокатских полномочий.
Об учреждении кабинета адвокат уведомляет Совет адвокатской палаты, сообщая при этом сведения о себе, месте нахождения кабинета, способа осуществления телефонной, телеграфной связи между кабинетом и советом палаты. Кабинет не является юридическим лицом, но учредитель кабинета вправе открывать счета в банках, иметь печать, штампы и бланки. Соглашение об оказании юридической помощи заключается между адвокатом - учредителем кабинета и доверителем. Адвокат вправе иметь кабинет в собственных и арендуемых жилых помещениях (с согласия наймодателя).
Коллегия адвокатов лишь по названию похожа на существовавшие до сих пор коллегии. Коллегия адвокатов состоит из двух или большего количества адвокатов любой численности. Коллегия адвокатов действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и учредительского договора.
Коллегия состоит из учредителей и членов. В учредительском договоре учредители определяют условия передачи коллегии своего имущества, которое после передачи становится собственностью коллегии; порядок участия в деятельности коллегии учредителей и членов; условия приема в коллегию новых членов; права учредителей и членов; условия выхода из коллегии учредителей и членов.
При выходе из коллегии учредитель имеет право на выделение определенной доли собственности.
Коллегия имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы, бланки. Коллегия вправе иметь свои филиалы, в том числе на территориях других субъектов Федерации и иностранных государств, если это предусмотрено законодательством этих государств (п. 10 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности).
Коллегия является представителем состоящих в ней адвокатов по их расчетам с доверителями. Соглашения об оказании юридической помощи заключаются между адвокатом и клиентом, однако они регистрируются в документации коллегии. Таким образом, коллегия осведомлена о суммах получаемых адвокатом гонораров. Коллегия не может быть преобразована в коммерческую организацию.
Адвокатское бюро составляют два или большее число адвокатов. В отличие от коллегии их объединяет партнерство. Адвокаты, учредившие бюро, заключают партнерский договор, в котором указываются: срок действия договора; порядок принятия партнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иные существенные условия.
Управляющий партнер ведет общие дела адвокатского бюро, заключает соглашения об оказании юридической помощи клиентам, за исключением случаев, когда такие соглашения заключает другой партнер по доверенности, выданной ему всеми остальными партнерами.
Партнерский договор может быть расторгнут или один либо некоторые партнеры могут выйти из этого договора. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам.
В остальном порядок деятельности адвокатского бюро определяется правилами, установленными в отношении адвокатских коллегий.
Юридическая консультация учреждается адвокатской палатой по представлению органа власти соответствующего субъекта Федерации в случаях, когда на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью. Число мировых судей в расчет не принимается. Судебные районы пока не созданы, поэтому необходимо ориентироваться на административно-территориальное деление страны.
Юридические консультации в основном рассчитаны на оказание юридической помощи по назначению дознавателя, следователя, прокурора, суда, а также на оказание некоторых других услуг (жалобы, заявления, бесплатная правовая помощь некоторым категориям граждан и т. д.).
Юридическая консультация является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Существуют три формы оплаты труда адвоката. Первая форма - гонорар адвоката, получаемый от клиента на основании заключенного ими гражданско-правового договора (адвокат - представитель доверителя).
Из получаемого вознаграждения адвокат отчисляет средства на:
1) общие нужды палаты;
2) содержание адвокатского образования, где он работает;
3) страхование профессиональной ответственности;
4) иные расходы.
Вторая форма - оплата труда адвоката, назначенного дознавателем, следователем, прокурором, судом без заключения соглашения с клиентом, осуществляемая из средств федерального бюджета. Дополнительное вознаграждение этим адвокатам может быть выплачено из средств адвокатской палаты.
Третья форма - бесплатная защита интересов лиц, указанных в законе (участников войны, несовершеннолетних и др.), и лиц, которых сама адвокатура освобождает от уплаты вознаграждения, о чем уже говорилось.
Адвокат вправе пригласить помощника на условиях трудового договора. Помощник не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Он может оказывать адвокату лишь организационно-техническое содействие.
Адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров. Ими могут быть лишь лица, имеющие высшее юридическое образование. Срок стажировки - от одного года до двух лет. Стажер не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью, но он может вести гражданские дела по доверенности при наличии согласия доверителя, участвовать в изучении уголовного дела и под руководством адвоката выполнять некоторые другие обязанности.
Новый закон закрепил статус адвоката, который отвечает современным реалиям. В обществе бытует мнение, что адвокаты за большие деньги готовы перевернуть реальность с ног на голову, чтобы в целях больших заработков выгородить преступника, соответственно препятствуя осуществлению правосудия. Но это не так.
Адвокат, защищая своего доверителя, тем самым осуществляет функцию контроля за правильностью производства процессуальных действий на всех стадиях судопроизводства, что является залогом соблюдения законности в отношении его доверителя. По этому поводу можно привести такой пример.
Однажды в следственный изолятор попал адвокат. В результате этого развалились уголовные дела в отношении всех его сокамерников и в том числе в отношении него самого. Это говорит о большой разнице в квалификации правоприменителей и адвокатов, что никоим образом не улучшает функционирование системы правоохранительных органов.
Изменения в адвокатуре в 2018 году
С 1 января 2023 г. осуществлять представительство во всех судебных инстанциях и оказывать юридические услуги на платной основе вправе будут только адвокаты, об этом говорится в проекте Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, который опубликовал во вторник Минюст.
Исключение будет сделано только для сотрудников юридических служб предприятий и представителей НКО, оказывающих юридические услуги бесплатно. Иностранным юристам позволено будет работать в России на основании принципа взаимности: работать по специальности юристы иностранных государств смогут только при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется Минюстом, при соблюдении принципа взаимности (то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь) и лишь по вопросам права данного иностранного государства.
Введение адвокатской монополии позволит обеспечить повышение уровня правовой помощи, следует из проекта документа. Сегодня с этим есть проблемы, признаются авторы концепции: за два последних года только в центральном аппарате Минюста получили более 1000 жалоб и заявлений граждан, связанных с предоставлением юридических услуг ненадлежащего качества лицами, не обладающими статусом адвоката.
В свою очередь квалификационные коллегии адвокатских палат ежегодно привлекают к ответственности за нарушение норм адвокатской деятельности около 3000 человек, однако ничто не мешает бывшим адвокатам продолжать оказывать услуги низкого качества в нерегулируемом сегменте рынка. Между тем, по данным Росстата, объем платных услуг населению по разделу «услуги правового характера» составил 96,5 млрд. руб., отмечают авторы концепции.
Адвокатура не рассматривалась как единственная, но была в итоге признана оптимальной платформой для объединения профессии, пишут авторы концепции: там уже установлены единые требования на допуск к профессии, этические стандарты, существуют определенные гарантии адвокатской деятельности - такие, как адвокатская тайна, адвокатский запрос, особый порядок привлечения к ответственности. Наконец, адвокатура является общепринятой и понятной мировому сообществу конструкцией, что обеспечит синхронизацию реформы с интеграцией российского рынка юруслуг в международный юридический бизнес. Осталось только подкорректировать существующее регулирование адвокатской деятельности, которое пока «не создает точек роста для развития института», полагают в Минюсте.
Привести его в соответствие с требованиями современного рынка позволит введение новых организационно-правовых форм адвокатских образований — таких, как общество с ограниченной ответственностью, непубличное акционерное общество, полное товарищество, производственный кооператив. Это позволит заключать договор как с определенным адвокатом, так и с адвокатским образованием как юридическим лицом (а это удобнее, когда дело требует привлечения широкого круга юристов). Еще одна новелла — адвокатам разрешат работать по трудовым договорам. Наконец, существенную выгоду может принести открывающаяся перед адвокатскими образованиями возможность участвовать в закупках юридических услуг частными, государственными и муниципальными организациями. Наконец, оказываемые адвокатами услуги по-прежнему не будут облагаться НДС, обещает Минюст. Действующий режим обложения страховыми взносами также планируется сохранить.
Проект концепции предполагает, что реформа юридического рынка будет идти в три этапа: в 2018 г. следует обеспечить внесение необходимых изменений в нормативную базу: править придется закон об адвокатуре, Гражданский, Трудовой и Налоговый кодексы, а также процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках.
В 2019 г. должен быть введен временный упрощенный порядок перехода практикующих юристов в адвокатуру: им придется сдавать экзамен только на знание закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Авторы концепции обещают «максимально удобную и технологичную процедуру сдачи такого экзамена с использованием технологии удаленного доступа» и необременительный размер взносов, которые платят при вступлении в адвокатуру.
Наконец, с 1 января 2023 г. начнется третий этап, и это будет означать введение адвокатской монополии на оказание платных юруслуг и представительство в судах.
Еще минувшей весной министр юстиции Александр Коновалов давал понять, что проект концепции находится в достаточно сыром состоянии и быстро готов не будет. Завершение работы ускорил демарш Ассоциации юристов России (АЮР), знает участник рабочей группы, которая работала над проектом концепции: председатель комитета Госдумы по госстроительству (а также сопредседатель АЮР) Павел Крашенинников в октябре инициировал законопроект, вводящий альтернативу «адвокатской монополии» - образовательный ценз для судебных представителей. Предполагалось, что выдавать лицензии на занятие такой деятельностью и проводить аккредитацию иностранцам будет «общероссийская общественная организация», то есть АЮР. Минюсту удалось «отбить» эту инициативу через правительство, вспоминает собеседник «Ведомостей», и теперь уже с альтернативой медлить не стали.
Президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Юрий Пилипенко говорит, что адвокатура готова к введению монополии: реформу обсуждают уже шесть лет, и все это время представители корпорации не сидели сложа руки. Обсуждаемым остается разве что размер вступительного взноса, который очень волнует независимых юристов. Сейчас в каждом регионе адвокатские палаты устанавливают свой размер «входного билета» в адвокатуру, напоминает Пилипенко. Но решение будет найдено, уверен он. «Мы можем договориться о размере взноса и сделать его приемлемым», - говорит президент ФПА.
Рано или поздно консолидация должна будет произойти, уверен партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Сегодня юридический рынок — это практически нерегулируемый сектор, замечает он: даже понятие «юридические услуги» как таковое отсутствует, адвокаты старой школы вообще предпочитают термин «правозащита». Говорить о развитии рынка в таких условиях не приходится.
По словам Степанова, последняя версия концепции выгодно отличается от предыдущих: она лучше структурирована, подробно проработаны варианты создания коммерческих структур и отношения с доверителем, при этом адвокаты сохраняют налоговые льготы, то есть Минюст очевидно отдает предпочтение политике не кнута, а пряника. Эксперт отмечает, что корректно решен вопрос допуска на рынок иностранных юристов: в его основу положен принцип взаимности. В общем и целом такие изменения будут означать скорее шаг вперед, констатирует он.
Управляющий партнер Hogan Lovells в России Оксана Балаян не видит в предлагаемых изменениях ничего экстраординарного — аналогичная практика регулирования рынка есть во многих странах. Конечно, пока не очень понятно, как это будет имплементировано в национальное законодательство, но нужно не паниковать, а внимательно следить за ходом обсуждения концепции, рассуждает она.
Реформа адвокатуры в 2018 году
Минюст доработал концепцию адвокатской монополии — речь теперь идет об ограничении не только права на судебное представительство, но и в принципе на оказание платных юридических услуг. Заниматься этим, по проекту министерства, с 2023 года смогут только адвокаты. В Федеральной палате адвокатов (ФПА) инициативу ожидаемо поддерживают. Но, по мнению юристов, их переход в адвокатуру не гарантирует клиенту качественной правовой помощи, в целом же такая реформа может привести к уничтожению рынка юруслуг.
Вчера Минюст опубликовал новую версию концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Основными целями реформы заявлены: повышение качества юруслуг, совершенствование института адвокатуры и создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей международным стандартам. Ранее с инициативой ограничения права на представление интересов в судах выступали глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников и Верховный суд РФ, предложившие допускать в суды только юристов. Проект же Минюста, разработанный совместно с ФПА, предполагает еще более узкий фильтр — только адвокатов.
Первый этап реализации — 2018 год, в котором нужно будет подготовить правовые акты, позволяющие адвокатам работать по трудовому договору, дающие возможность участия адвокатских образований в госзакупках и детализирующие налогообложение.
Предполагается, что адвокатская деятельность сохранит непредпринимательский характер, но можно будет создавать и коммерческие формы юрлиц, в том числе ООО и АО.
Второй этап реформы запланирован на 2019 год. Цель — создать временный упрощенный порядок перехода лиц в адвокатуру. Он предполагает тестирование на знание только закона об адвокатской деятельности, будет действовать до 2023 года и применяться для лиц, соответствующих общим требованиям закона об адвокатуре и отвечающих ряду дополнительных критериев (сами критерии пока не называются). Остальным нужно будет сдавать квалификационный экзамен. Для юристов с опытом работы от пяти лет он будет проводиться в упрощенном порядке, вступительные взносы для них предлагается снизить или вовсе отменить.
Проект снимает требование об обязательном пятилетнем стаже в адвокатском образовании после получения статуса, но вводит ответственность за непрохождение курсов повышения квалификации.
Финальный этап Минюст относит на 2020–2022 годы.
К 1 января 2023 года должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех лиц, заинтересованных в оказании юруслуг.
С этой даты представительство в судах смогут осуществлять только адвокаты, равно как и оказывать возмездные юридические услуги. Юрфирмы должны будут получить статус адвокатского образования.
Президент ФПА Юрий Пилипенко заявил “Ъ”, что палата одобрительно относится к проекту концепции: «Его подготовка ведется уже шесть лет, это доработанный вариант — более взвешенный и сбалансированный». Он полагает, что ввести исключительное право адвокатов на судебное представительство можно не с 2023 года, а даже на пару лет раньше.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай поддерживает саму идею создания единой профессии: «Если это будет системная реформа, которая одновременно будет улучшать адвокатуру, если будет понятный и прозрачный порядок вхождения в нее, я не вижу в этом ничего плохого». «Однако большой вопрос — как будет проводиться реформа. Она должна предоставить гарантии юристам, которые отвечают всем критериям — они должны беспрепятственно стать частью адвокатской корпорации,— подчеркивает Юлий Тай.— Главное, сохранить независимость адвокатуры, поэтому важно, чтобы контроль над переходом в адвокатуру осуществляло не государство, а само сообщество. Если же юристы и адвокаты в итоге потеряют способность противостоять государству, то лучше никакую реформу не делать».
Юристы отнеслись к проекту Минюста негативно. Руководитель проектов АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов называет такую реформу «катастрофой для юридического рынка»: «По концепции получается, что всех загоняют под одну гребенку, но уровень помощи в коммерческой сфере, востребованной бизнесом, со стороны адвокатов будет низким, а помощь по уголовному праву юристы без опыта тоже не смогут качественно предоставлять, но их могут обязать».
Отметим, что в проекте Минюста запланировано создание адвокатских специализаций.
Гендиректор юридической компании «НП-Эдвайс» Наталья Пантюхина тоже не поддерживает проект: «Новая версия концепции не снимает ни один из ключевых вопросов противников адвокатской монополии. Юристов в России 1,5–2 млн. человек. Как они собираются принимать у них всех экзамен и останется ли он платным? Какие взносы будут в адвокатские палаты? Можно ли отказаться быть адвокатом по назначению? Останется ли ограничение по региону, где адвокат может работать?» По ее мнению, «в этом виде реформа ведет к уничтожению рынка юруслуг». «Цель — повышение квалификации представителей в судах и качества юруслуг, но чем вольные юристы отличаются от корпоративных юристов, которым не нужен статус адвоката для хождения в суды?» — недоумевает Наталья Пантюхина. Александр Овеснов добавляет, что юруслуги сейчас могут оказывать и аудиторы, таможенные брокеры и другие специалисты, каждый в своей сфере: «Как быть с ними — им тоже нужно будет переходить в адвокатуру либо отказываться от своей доли рынка?».
Проект Минюста оставляет право представлять интересы в судах для сотрудников государственных и муниципальных органов в рамках их полномочий, корпоративных юристов, руководителей в отношении возглавляемых ими организаций, а также родителей (опекунов, попечителей) в отношении их несовершеннолетних детей. Концепция также предлагает сохранить право на оказание юруслуг с ведением дел в судах для участников государственной системы бесплатной юридической помощи и НКО, оказывающих юридическую помощь безвозмездно.
Закон об адвокатуре 2018 года
Российское право не включает адвокатуру в систему государственных органов. И это правильно. Лица, защищающие интересы граждан и компаний не могут зависеть от властных структур. В то же время такое положение ограничивает возможности адвоката. Ведь в России главные права сосредотачиваются у чиновников и государства. Все остальные субъекты гражданских правоотношений де-факто занимают подчиненное положение. И хотя закон предоставляет адвокатам целый ряд важных полномочий, они не могут их эффективно реализовать. Возьмем тот же запрос.
По закону адвокат вправе направить его в госорганы, общественные объединения и организации. Но часто ли они отвечают на письма адвокатов? Даже для того, чтобы получить информацию необходимую для защиты прав клиента, адвокат зачастую вынужден прибегать к знакомствам в правоохранительных структурах.
Именно поэтому новый закон вводит административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату или направление ему недостоверных сведений. Теперь такое деяние является административным правонарушение и влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.
Итак, законодатель установил ответственность на непредставление сведений. Однако наказание всегда вводится за конкретное деяние. Допустим, адвокат позвонил в местную администрацию и попросил направить ему информацию. Чиновник пообещал предоставить сведения, но, положив трубку, немедленно забыл его просьбу. Будет ли это нарушением? Конечно, нет. Потому что «слова к делу не пришьешь». Поэтому Федеральный закон ввел новый термин - «адвокатский запрос». Из контекста статьи понятно, что запрос является письменным официальным обращением. Соответственно, он должен содержать все признаки, свойственные деловой бумаге: ссылки на законы, подпись, дату, исходящие номера.
В свою очередь, госорганы и организации, получившие это письмо, должны будут его зарегистрировать и подготовить официальный ответ в установленные сроки. Таким образом, взаимодействие между адвокатом и адресатом запроса приобретают официальный статус, защищаемый законом.
Форму удостоверения, а также порядок его заполнения устанавливает Минюст России. Следовательно, удостоверение адвоката является официальным документом, а не просто «корочками», купленными в ближайшем переходе. Оно подтверждает статус и личность предъявителя. Исходя из этого факта, законодатель ввел норму, которая декларирует, что адвокатское удостоверение дает возможность свободного доступа в здания судов и прокуратуры.
По большому счету, до этого момента удостоверение адвоката требовалось только для участия в судебном заседании, да для отсчета налогового периода в целях начисления страховых взносов в Пенфонд России. В здания же судов и в прокуратуру адвокаты попадали, как «простые смертные», предъявляя свой паспорт. Теперь для этого будет достаточно удостоверения.
Разглашение, либо незаконное использование информации, полученной в ходе оказания услуг клиенту, может послужить основанием для лишения адвокатского статуса. К сожалению, наше время знает случаи, когда некоторые адвокаты, используя свое положение, совершали поступки несовместимые с профессиональной этикой. С другой стороны, закон ничего не говорил об ответственности за разглашения сведений, полученных в ходе работы с клиентом. Теперь законодатель исправил это упущение и дополнил статью 17 соответствующим подпунктом.
Пожалуй, самое спорное нововведение. Государство посчитало, что для открытия адвокатского кабинета человек должен отработать 5 лет. А в числе учредителей коллегии должно быть не менее 2-ух адвокатов со стажем не менее тех же 5 лет. Ну что сказать по этому поводу? Можно конечно сослаться на высокое звание российского адвоката и на его ответственность перед клиентами. На необходимость приобрести опыт и знания. Но вот что интересно. Если обратится к закону о статусе судей, то можно придти к выводу, что, допустим, председатель суда и его заместитель могут быть назначены на свои должности, не отработав рядовыми судьями и одного года. Формально закон это позволяет.
Тоже важное уточнение. Закон считает, что адвокат ведет деятельность на свой страх и риск. Этим он похож на индивидуального предпринимателя. Недаром закон 212-ФЗ объединяет ИП, адвокатов и нотариусов в одну группу плательщиков страховых взносов. При этом предприниматели платят взносы, даже если они не имеют доходов и не занимаются бизнесом. Однако закон об адвокатуре четко указывал, что адвокат перечисляет взносы в Пенфонд и ФСС РФ только со своих доходов. Получалось, что если адвокат ничего не заработал, то мог вообще не платить.
Изменения в закон перекрыли эту лазейку. Они исключили упоминание о доходах. Теперь адвокат в любом случае обязан перечислять платежи в ФСС и Пенфонд России. Независимо от того, заработал он что-то, или вообще не получил ни копейки. То есть обязанность по уплате взносов зависит теперь только от его статуса.
С момента вступления изменений в силу совет ФПА вправе направлять предписания советам палат субъектов РФ об отмене решений, противоречащих закону об адвокатской деятельности, либо решениям федеральной палаты и ее органов. На самом деле, правильное уточнение. Ранее закон требовал в этом случае созыва конференции для досрочного прекращения деятельности палаты субъекта. Понятно, что до этого не доводили и решали вопрос банальным телефонным звонком либо письмом совета ФПА. Так что в этом случае законодатель просто зафиксировал реальное положение вещей. Но вот далее появляются и новеллы.
Так, если совет палаты субъекта РФ в течение двух месяцев не отменит незаконное решение, то совет ФПА вправе сделать это сам. Кроме того, в этом случае совет ФПА может созвать внеочередную конференцию адвокатов для последующего прекращения полномочий совета палаты субъекта России и приостановления полномочий ее президента.
В новом законе Президент ФПА получил право возбуждать дисциплинарное производство в отношении провинившегося коллеги. Это происходит в исключительных случаях и сделано для того, чтобы исключить возможность безнаказанности. Вполне вероятны ситуации, когда адвокат нарушит нормы закона или этики, но палата субъекта РФ закроет на это глаза либо не пожелает «связываться» с «блатным» адвокатом.
В этом случае Президент ФПА по своей инициативе или по инициативе вице-президента может возбудить дисциплинарное дело и направить его в адвокатскую палату субъекта России. Тоже разумная мера.
Государство дополнило закон новой статьей, регламентирующей создание и функционирование комиссии по этике и стандартам. Власть хочет стандартизировать деятельность адвокатов. Для этого она официально создаёт комиссию по этике и стандартам. Эта комиссия будет разъяснять адвокатам порядок применения кодекса профессиональной этики и самое главное - разработает стандарты адвокатской деятельности, оказания юрпомощи, а также обобщит дисциплинарную практику. То есть грядет регламентация работы адвокатов, как это принято в государственных и муниципальных органах.
Данный факт подтверждается и составом комиссии. В нее входят Президент ФПА, девять адвокатов, избираемых съездом, два представителя Минюста РФ, два депутата Госдумы и два сенатора от Совета Федерации. Таким образом, перед нами своеобразный общественно-государственный орган, через который власть будет напрямую влиять на работу адвокатского сообщества.
Итак, новый закон внес серьезные изменения работу адвоката. Прежде всего, он расширил его полномочия, дал определение адвокатского запроса и ввел ответственность за его неисполнение. Если исходить общей концепции новелл, то можно сделать вывод, что статус адвоката начинает все больше походить на статус государственного и муниципального служащего: ответственность за неисполнение запроса, удостоверение-пропуск, стандартизация работы.
С другой стороны увеличивается вмешательство государства в деятельность адвокатского сообщества. Создание государственно-общественного органа – комиссии по этике и стандартам говорит нам о том, что власть серьезно вознамерилась контролировать адвокатскую среду. К чему это приведет, покажет время.