Адвокатура (лат. advocatus, что значит призванный) – социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.
Хотелось бы напомнить – Конституция каждому гарантирует свободу мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Деятельность современной российской адвокатуры регламентируется в первую очередь Федеральным законом №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре), нормы, связанные с участием адвоката в разных видах процессов, содержатся в соответствующем процессуальном законодательстве.
В течение всего периода становления адвокатуры ее роль в государстве и системе органов государственной власти была особой. Этот институт не является государственным, но при этом невозможно представить систему правосудия без адвокатуры. Закон об адвокатуре предусматривает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре). Определение понятия адвокатской деятельности содержится в п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Необходимость адвокатуры закреплена конституционно: ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а также предоставление такой помощи бесплатно в установленных законом случаях. Применительно к уголовному процессу Конституция РФ предусматривает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ).
Реализация указанного права заключается в том, что даже в случае, если у гражданина нет возможности оплатить помощь адвоката (защитника), такой защитник предоставляется ему в порядке ст. 51 УПК РФ. Отказ от защитника возможен только в порядке ст. 52 УПК РФ.
В целом можно утверждать, что основными признаками института адвокатуры являются его независимость от государства, законодательное признание необходимости данного института, осуществление деятельности квалифицированными специалистами на профессиональной основе.
С вопросом независимости адвокатуры связано понятие адвокатской тайны. Любые сведения, полученные адвокатом в связи с предоставлением юридической помощи, составляют адвокатскую тайну (ст. 8 Закона об адвокатуре). Адвокатскую тайну можно рассматривать и как гарантию доверия к адвокату со стороны доверителя, и как гарантию независимости адвоката — никто не может требовать разглашения адвокатской тайны.
Адвокатура существует как отдельный, независимый от государства институт, но при этом законодательно предусмотрено ведение реестра адвокатов и система самоуправления адвокатуры.
Реестр адвокатов ведется территориальным органом исполнительной власти в области юстиции (п. 1 ст. 14 Закона об адвокатуре). Все лица, которым присвоен статус адвоката, включаются в указанный реестр. Таким образом, всегда возможно проверить наличие статуса адвоката у конкретного лица.
Предусмотрено обязательное объединение адвокатов в рамках негосударственной некоммерческой организации — адвокатской палаты субъекта РФ (ст. 29 Закона об адвокатуре). В каждом субъекте РФ может быть организована только одна палата. Все адвокатские палаты субъектов РФ объединены в Федеральную палату адвокатов РФ (ст. 35 Закона об адвокатуре). Каждый адвокат, являясь членом адвокатской палаты субъекта РФ, может осуществлять деятельность в одной из предусмотренных законом форм (ст. ст. 20 — 24 Закона об адвокатуре): адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация.
Будучи членом только одной адвокатской палаты, адвокат при этом вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения (п. 5 ст. 9 Закона об адвокатуре).
Ст. 29 КС РФ. Адвокатура это единственный закрепленный законом институт гражданского общества в России. Свобода выражения мнения и убеждения, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью, фундаментальная ценность гражданского общества.
Подобно судейской, адвокат есть общественная должность, задача которой заключается в том, чтобы оберегать права частного лица. Но в то время, когда судья оберегает эти права в силу своей государственной власти, адвокат может помочь только тем, что он предоставляет свое знание законов в распоряжение клиента и старается дать тяжбе благоприятное для последнего направление. Отсюда понятно, что везде, где знание права перестает быть общим достоянием и для этого образуется особое сословие юристов, там и адвокатура должна сомкнуться в тесный кружок юридически образованных защитников.
Понятие адвокатура представляет собой организованное определенным образом сообщество юристов-профессионалов, основной функцией которого является предоставление профессиональной юридической помощи всем нуждающимся.
На сегодняшний день перед адвокатурой поставлены официальные задачи по охране прав и личных интересов всех юридических и физических лиц, соблюдению и установлению законности, осуществлению правосудия, политики, направленной на неуклонное соблюдение законодательства, уважения к существующим правам, свободам, достоинству и чести других лиц.
Выполнению поставленных задач подчиняются главные направления адвокатской деятельности:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• предоставление консультаций и пояснений по юридическим вопросам в соответствии с действующим законодательством;
• предоставление услуг в судах и других государственных структурах по гражданским и административным делам;
• оформление жалоб, заявлений и других документов правовой направленности;
• участие адвокатов при процедуре дознания и предварительного следствия, осуществление защиты подозреваемых в суде;
• предоставление правовой помощи трудовым составам и другим органам, которые ведут борьбу с правонарушениями;
• активное участие в правовой пропаганде и толковании законодательства населению.
Консультация по вопросам применения законодательства является важным моментом работы адвоката.
Чаще всего она состоит в разъяснении существующего гражданского, трудового, семейного, уголовного и административного законодательства. Огромное место в этой работе занимает консультация по судебным делам. Другим участком деятельности адвоката является юридическое обслуживание учреждений, предприятий, организаций, которые не имеют юридических консультантов. Между участниками составляется договор, который предусматривает все обязанности сторон. Адвокат, работающий на данные структуры, контролирует законность издаваемых приказаний и остальных решений, принимает участие в договорных операциях, осуществляет претензионную деятельность, консультирует персонал предприятия по вопросам правового характера.
Присутствие адвоката в уголовном судопроизводстве является важной составляющей адвокатской деятельности. Общество проявляет особую заинтересованность в том, чтобы никто не привлекался к уголовной ответственности без наличия веских оснований. Закон предусматривает предоставление подозреваемым и подсудимым права на защиту. Оно, в большей степени, предоставляется адвокатами, которые обладают достаточно широкими возможностями.
Уголовно-процессуальное законодательство обладает внушительным спектром полномочий, которые предоставляются адвокату-защитнику во время судебного разбирательства, на предварительном следствии или при процедуре дознания. Полномочия, предоставляемые адвокату, постоянно расширяются. На сегодняшний момент, адвокаты-защитники привлекаются к делу с момента задержания подозреваемого, предоставления ему обвинения и заключения под стражу. Адвокат имеет право изучать протокол задержания, видеться с подзащитным неограниченное количество времени и принимать участие в его допросах.
В большинстве случаев, лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, обязано иметь защиту. Если подсудимый или его родственники по каким-либо причинам не заинтересованы в услугах адвоката, он обязан быть назначен по предложению судьи, прокурора или следователя. Такой адвокат обладает абсолютно одинаковыми правами, что и адвокат, которого пригласили родственники подсудимого. Его услуги обязаны полностью оплачиваться за счет государственного бюджета. Участвуя в уголовном процессе, адвокат обязан использовать все законные средства и методы защиты для оправдания обвиняемого или смягчения его вины.
Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности 2020 года
Федеральный закон N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации. За время своего существования закон об адвокатуре претерпел множество изменений.
Закон об адвокатуре РФ призван регламентировать основные аспекты, связанные с данным направлением юриспруденции. И касается он не только узкого профессионального круга юристов. Закон об адвокатуре также затрагивает интересы обычных граждан, которые в той или иной степени нуждаются или могут нуждаться в участии адвоката, способствующего защите данных лиц от произвола различных структур, в том числе государственных.
Структурно закон представлен пятью главами, содержащими 45 статей. Из этого можно сделать вывод о большом объеме акта, а также о множестве включенных аспектов и нюансов.
Рассмотрим краткое содержание законодательного акта, отметив его основные положения, чтобы иметь представление о сути закона 63-ФЗ об адвокатуре:
• Общие положения — глава, определяющая основные понятия, содержащиеся в законе: адвокатская деятельность, адвокат, адвокатура. Рассматривает также действующее в данном направлении юриспруденции законодательство.
• Права и обязанности адвоката — глава, обозначающая полномочия защитника и его обязанности. Также рассматривает понятия адвокатского запроса и адвокатской тайны.
• Статус адвоката — определяет порядок приобретения статуса, получения допуска к квалификационному экзамену и его прохождения, присвоения статуса и принесения присяги а также порядок приостановления и прекращения данного статуса. Также закон об адвокатуре содержит положения о реестрах адвокатов и о внесении сведений, гарантиях независимости и о страховании риска ответственности.
• Организация адвокатской деятельности и адвокатуры — глава закона, включающая статьи о формах профессиональных образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Также рассматривает положения о договоре об оказании юридической помощи и о так называемых государственных адвокатах — то есть о бесплатной юридической помощи россиянам. Описаны структура и иерархия образований, установленная для данной сферы.
• Заключительные и переходные положения — глава, подводящая итоги закона 63-ФЗ об адвокатуре.
Чтобы ознакомиться с сутью перечисленных статей и положений закона, рекомендуем скачать 63 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ.
Вернемся к основным понятиям, содержащимся в первой главе закона об адвокатуре:
• Адвокат — лицо, получившее в установленном законом порядке данный статус и право осуществлять деятельность по защите прав и законных интересов других лиц (доверителей). Является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Не может выступать в качестве работника ни в одной сфере, кроме адвокатской деятельности. Исключением является наука, преподавание и творчество. Также не вправе занимать государственные должности, но может совмещать свою деятельность с должностью руководителя адвокатского образования и с выборными должностями адвокатских палатах и других адвокатских объединениях.
• Адвокатура — институт гражданского общества, не входящий в систему государственной власти и управления. Является профессиональным сообществом адвокатов, действующим на основании принципов законности, независимости, самоуправления и равноправия.
• Адвокатская деятельность — квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами на профессиональной основе. Данная деятельность не является предпринимательской. Её цель — защита прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечение доступа к правосудию.
Как уже было сказано, за 15 лет своего существования, закон 63-ФЗ об адвокатуре претерпел множественные изменения в целях актуализации положений.
Множество поправок было внесено, что позволило значительно расширить полномочия адвоката: в некоторой степени статус его приблизился к положению государственного или муниципального служащего. Было введено понятие адвокатского запроса и ответственности третьих лиц за непредоставление запрашиваемых сведений. Также был рассмотрен вопрос ответственности за разглашение или незаконное использование полученной информации. Выросла значимость адвокатского удостоверения.
Самые последние изменения закона об адвокатуре связаны с выходом Федерального закона N 269-ФЗ «О внесении изменений…». Рассмотрим подробнее, каких статей и положений закона об адвокатуре коснулись поправки.
Подпункт 5 пункта 3 статьи 31 о Совете Адвокатской палаты был изложен в новой редакции.
Теперь, согласно закону, Совет Адвокатской палаты не просто «определяет порядок оказания юридической помощи…», но организует ее оказание адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Порядок оказания помощи определяет Федеральная палата адвокатов.
В обязанности данного коллегиального исполнительного органа входит доведение до сведения о порядке оказания юридической помощи вышеуказанных органов и самих адвокатов, а также контроль за его соблюдением.
Пункт 3 статьи 37 о Совете Федеральной палаты адвокатов был дополнен подпунктом 3.1, согласно которому к функциям данного коллегиального исполнительного органа добавлено было определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Совет ФПА поручает советам адвокатских палат организацию исполнения установленного порядка.
Кратко рассмотрим статьи, которых последние поправки хоть и не коснулись, однако содержащиеся положения в данных статьях являются существенными в рамках закона об 63-ФЗ адвокатуре.
В ст. 6 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ указывается, что полномочия адвоката в рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства, а также производства по уголовным делам определяются в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
В части 3 ст. 6 расписаны мероприятия, которые защитник вправе проводить в рамках реализации своей юридической деятельности:
• собирать необходимые сведения;
• запрашивать справки, характеристики и др. от государственных органов (адвокатский запрос, п. 1 ч. 3 ст. 6);
• опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией;
• собирать вещественные и иные доказательства;
• привлекать специалистов и т. д.
Рассмотрим также основные обязанности адвоката (ст. 7):
• отстаивать права и законные интересы доверителя в соответствии с требованиями и положениями действующего законодательства;
• присутствовать на заседаниях суда;
• постоянно совершенствовать и расширять профильные знания;
• блюсти профессиональную этику и т.д.
Понятием «адвокатская тайна» (ст. 8) обозначаются любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи доверителю. Защитник не может свидетельствовать против своего клиента и использовать информацию, полученную от того. Статус адвоката обязывает проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в его отношении исключительно на основании судебного решения.
Деятельность адвоката по защите прав и интересов доверителя осуществляется на основании заключенного с тем соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25). Это гражданско-правовой договор, задача которого ясна из его наименования. Заключается в простой письменной форме.
Существенными условиями данного соглашения являются:
• Указание на адвоката, его образование и принадлежность к палате;
• Предмет поручения;
• Условия и размер выплаты вознаграждения;
• Компенсация расходов, понесенных в ходе исполнения полномочий;
• Ответственность адвоката.
В свое время рассмотренный нами закон 63-ФЗ об адвокатуре еще на этапе обсуждений породил множество споров, произведя в данной сфере юриспруденции революцию — именно в этом законе был заложен основополагающий демократический принцип независимости адвокатуры от органов государственной власти, в том числе и от Министерства Юстиции, — принцип свободы при осуществлении профессионального долга.
Реформа адвокатуры в 2020 году
Глобальная реформа адвокатуры зашла в тупик, считают многие адвокаты. Концепция реформирования, разработанная минюстом при участии представителей адвокатуры, как полагают, получила одобрение в центре и на местах. Однако ряд адвокатских образований в регионах высказались против нововведений. Возникло даже протестное сообщество "статусных" и свободных адвокатов "Адвокатская инициативы", их съезд прошел под знаком резкой критики реформы.
Обсудить сложившуюся ситуацию решили в Гильдии российских адвокатов на совместном заседании ее президиума и исполкома. Эта независимая, авторитетная ассоциация адвокатов, чьи представители работают во всех субъектах Федерации и во многих зарубежных странах, всегда играла позитивную роль в консолидации адвокатских рядов.
Такое "рыночное" название концепции реформы многим представляется неудачным. Ее авторы предлагают объединить всех адвокатов и юристов, не имеющих адвокатского статуса, в "один цех", чтобы все могли на равных участвовать в судебных процессах и другой адвокатской деятельности.
Но это будет уже другая структура.
Между тем адвокатура выполняет важную конституционную функцию в государстве по защите прав и законных интересов граждан, и в таком ответственном деле раздрай - не лучший помощник.
Но я помню времена и покруче. После распада СССР адвокатура жила, что называется, без руля и без ветрил. Мне довелось принимать участие в подготовке первого закона об адвокатуре как депутату Госдумы, тогда мало кто верил в его успех. Но все же удалось снять все острые противоречия, закон был принят, и все встало на свои места на долгие годы.
Успех реформы во многом будет зависеть от внутренней культуры самих адвокатов и от умения руководства выстроить неконфликтные отношения с адвокатской общественностью.
Подготовленный в комитете Совета Федерации, грозит разрушить нынешнюю адвокатуру и превратить эту независимую, самоуправляемую организацию в "министерство адвокатуры" с властными полномочиями Федеральной палаты адвокатов и несменяемостью руководителей региональных палат.
Обновление руководства палат идет методом ротации - на каждых выборах вводят в Совет палаты часть новых членов. Иногда случается - не самых авторитетных, а более лояльных, взамен несговорчивых. Главу палаты избирает этот Совет, и есть случаи, когда состав Совета полностью сменился по ротации уже трижды, а президент все тот же. В руководстве ряда палат сложились "устойчивые семейно-родственные отношения". Насмешка, да ведь не на пустом месте.
Теперь идут споры, ограничить президентство двумя сроками или разрешить и третий? Но есть другой выход: избирать главу палаты не келейно, а общим, прямым, тайным голосованием. И если талантливый человек доказывает свою состоятельность успешным руководством, люди будут избирать его и на третий, и четвертый, и пятый срок.
Адвокатская монополия на защиту, если она будет сохранена, сужает возможности людей выбрать того защитника, который лучше и доступнее. Не секрет, что многие "статусные" адвокаты за монополию, но ведь что греха таить, титулованный защитник далеко не каждому по карману. Может быть, пора что-то менять?
Но вопрос в том, кого и как будут принимать в адвокатуру на облегченных условиях, по упрощенной схеме? Приведу недавний пример: к нам, в Российскую академию адвокатуры и нотариата направили 24 студента юридического института, у которого была отозвана лицензия. Нам поручили принять у студентов выпускные экзамены. Не сдал ни один, потому что в том вузе они не учились, а фактически покупали дипломы.
Надо ли плодить такие "кадры"? В Москве уже сегодня более 10 тысяч адвокатов, они обрывают телефоны граждан, предлагая свои услуги, пишут объявления на столбах: "Решу любой вопрос" и цену этого вопроса. Поэтому мы за сбалансированное обновление. Все надо делать с умом, в том числе - сначала глубоко изучать положение в судопроизводстве и юридических структурах, а затем уже писать и продвигать концепции реформ.
Многие обращают внимание на слабую защищенность адвокатов со стороны государства, особенно в критических ситуациях, когда в адрес адвоката сыплются угрозы от криминальных структур и проигравших участников процесса. Судей, следователей, прокуроров в таких случаях берут под государственную защиту, а народных защитников?
Это большая проблема, незащищенный адвокат - это незащищенный человек. Но, к сожалению, адвокат сегодня слабо защищен не только извне, но и внутри своей корпорации. Защищать труднее, чем обвинять. Защищая доверителя, мы не обладаем полномочиями, которые позволяют противостоять обвинению, хотя уголовный процесс провозглашен состязательным. Надо менять законы, усиливая защиту и судебную власть, которая пока всегда слабее власти исполнительной, особенно на местах.
Концепция не решает этой задачи. Скажем, палата может лишить адвоката полномочий за его критичность, а Федеральная палата отстранить от должности избранного руководителя региональной палаты. Некоторые даже язвительно называют такое положение "введением внешнего управления". Мы забываем, что адвокатура - это независимое и самоуправляемое сообщество, во главе угла которого всегда должен стоять человек, защита его законных прав и интересов. Реформируя адвокатуру, надо менять и подходы, и многие законы.
Адвокат сегодня слабо защищен не только извне, но и внутри корпорации. Защищать труднее, чем обвинять
Адвокатуру нередко обвиняют в том, что она "своих не сдает", покрывает промашки, а то и прямые нарушения со стороны отдельных адвокатов. В свое время руководившая профильным отделом минюста Елена Борисенко даже сетовала, что у вас отсутствует "способность к самоочищению". Как же тут не вмешиваться руководству Федеральной палаты?
Но если он пытается выиграть конкретное дело не в судебном заседании, а на базарной площади, будоража общественность, к нему будут вопросы. Адвокат - не шут на ярмарке, надо дорожить своим званием, положением, воспитывать в себе личную и юридическую культуру. Вот почему адвокатское сообщество строго к себе и к тем, кто намеревается войти в этот "клуб избранных".
Проблемы адвокатуры в 2020 году
Адвокатура - независимый институт гражданского общества, важнейший детерминант его развития, то есть не только юридический, но также и социально-политический, гуманитарный инструмент его становления. В нашей стране адвокатура претерпела кардинальные перемены. Была принята новая Конституция Российской Федерации, провозгласившая человека и его правовой статус высшей ценностью. В связи с чем, государство взяло на себя обязанность взять под свою охрану правовой статус человека и гражданина, в том числе путем обеспечения достойного функционирования адвокатуры, основной задачей которой является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был принят. Одним из важнейших результатов его принятия стало то, что адвокатское сообщество превратилось в стойкую, стабильную общность, которое объединилось не только в связи с профессиональными интересами, но и с необходимостью достижения общих целей и соблюдения нравственных устоев. Более детально проработан правовой статус адвоката, предусмотрены различные механизмы защиты его прав, свобод и законных интересов, осуществления им своих профессиональных обязанностей и полномочий. Так как эффективная деятельность адвоката и адвокатуры в целом является залогом оказания квалифицированной юридической помощи во всем государстве.
Закон № 63 разрешил большое количество проблем, препятствующих адвокатуре в исполнении своей деятельности, но, тем не менее, некоторые проблемы все еще не искоренены. Выявление этих проблем и определение путей их разрешения - это первостепенная задача. Можно и нужно сделать вывод, что в дальнейшем вопрос необходимо изучить и подвергнуть научному осмыслению для его совершенствования и модификации.
Адвокатура - это профессиональное сообщество адвокатов. Как институт гражданского общества адвокатура не является частью системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; это самоуправляемое, независимое, негосударственное, некоммерческое, профессиональное сообщество юристов, созданное на базисе добровольности для предоставления квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, имеющее целью эффективную защиту их правового статуса и обеспечения доступа к правосудию. При этом члены адвокатского сообщества осуществляют свою деятельность на основании морально-нравственных и иных убеждений, взглядов, знаний и опыта. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов, за исключением случаев, когда эта деятельность нарушает законодательство Российской Федерации.
Адвокатура - особый правовой институт, имеющий как публичные, так и частные интересы. Среди публичных целей можно выделить такие как предупреждение нарушений прав и свобод граждан, соблюдение режима законности, последующее пресечение нарушений в будущем, обеспечение различных процессуальных принципов и начал. Среди частных интересов следует упомянуть защиту прав конкретного доверителя. Функционирование адвокатуры именно как самоуправляемой независимой организации детерминировано характером отношений между адвокатами и их подзащитными. Адвокат - особый участник правовых отношений, на которого законодательно возлагается обязанность оказывать квалифицированную юридических помощь, в том числе и безвозмездно, в установленных законом случаях. Адвокатура является тем приемом, без функционирования которого невозможно должное обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. В этом и проявляется ее специфический публично-правовой и частно-правовой статус.
Адвокатура базируется на таких, установленных законом, принципах как законность, независимость, самоуправление, корпоративность, принцип равноправия адвокатов. На сегодняшний день адвокатура в Российской Федерации действует на уровне Федерации и на уровне субъектов Федерации. На уровне Федерации адвокатура репрезентируется Федеральной палатой адвокатов. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов, а коллегиальным исполнительным органом выступает ее совет. На региональном уровне адвокатура препровождена адвокатскими палатами субъектов Федерации. Высшие органы региональных адвокатских палат - собрания или конференции адвокатов, коллегиальные исполнительные органы - советы адвокатских палат, функционируют квалификационные и ревизионные комиссии. Первостепенную роль в соблюдении профессионального минимума и этических норм играют профессиональные ассоциации адвокатов, которые принимают меры, призванные защитить своих членов от немотивированных преследований, ограничений и посягательств, а также оказывать квалифицированную юридическую помощь всем, кто нуждается в ней.
Формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Проблемы адвокатуры можно подразделить на организационно-правовые и проблемы, возникающие в адвокатской деятельности.
На сегодняшний день отношения государства и адвокатуры имеют принципиальное значение, так как коллизии этой отрасли претерпеваются и иными отношениями, с которыми перекликается адвокатская деятельность. Адвокатура на равной основе с другими общественно-правовыми институтами действует в пределах того государства, на территории которого находится и функционирует. Принимая во внимание вышесказанное, напрашивается естественный вывод о том, что адвокатура подчиняется законам этого государства.
Законодательство провозгласило адвокатуру одним из неотъемлемых институтов, необходимых для формирования гражданского общества и правового государства. Адвокатура не является составной частью системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры за исключением случаев, когда эта деятельность нарушает действующее законодательство. Тем самым можно сделать вывод, что для адвокатуры необходим гласный, публичный, официальный, плодотворный и деловой разговор с государством. Но, к сожалению, подобное не всегда имеет место быть.
Наличие больших и существенных пробелов в законодательном регулировании многих вопросов, попыток неправильного и неверного интерпретирования норм, либо их несоблюдение, а также тенденция расширения своих полномочий государством также ведет к возникновению целой плеяды проблем при осуществлении адвокатской деятельности. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносятся многочисленные законопроекты, большинство из которых нацелено на расширение надзора за адвокатурой. Это очевидно свидетельствует о полнейшем неразумении роли и сущности адвокатуры в социуме.
За последние годы проблемы, связанные с поправками к Федеральному закону № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» носят принципиальный характер.
К примеру, Законодательное Собрание Еврейской автономной области внесло в Госдуму РФ законопроект о внесении коррективов в двадцать статей ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с целью установления государственного контроля над деятельностью лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность. К счастью, законопроект не получил поддержки.
Депутаты Государственной думы Российской Федерации В.И. Алкснис, С.Н. Бабурин, И.К. Викторов, С.А. Глотов, А.Н. Трешневиков, И.В. Савельева, А.В. Фоменко внесли в Государственную думу Российской Федерации законопроект о присвоении статуса адвоката без экзамена лицам с учеными степенями по юридической специальности. Инициатива не получила своего продолжения. Депутаты Гребенников, Митрофанов и другие внесли в Государственную думу законопроект, который ставит адвокатуру в зависимость от контролирующих государственных органов.
Помимо прочего вносились изменения, имеющие целью разрешить территориальным органам государственной регистрации запрашивать от совета адвокатской палаты справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений, то есть фактически доступ к адвокатскому досье, являющемуся адвокатской тайной; воспрепятствовать адвокатам заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности; ужесточить порядок получения разрешений (ордеров), делегировав эту функцию соответствующим органам юстиции и т.д.
Государство также не приняло во внимание мнение адвокатского сообщества, заключавшееся в категорическом отношении к созданию государственных юридических бюро, в предусмотренном законодателем порядке, так как учрежденная система государственных юридических бюро фактически является параллельной адвокатской структурой. Это решение абсолютно не соответствует интересам рациональности и эффективности, так как финансируется новая система, а оказание юридической помощи малоимущим не приобретает более доступный характер.
Учреждение государственных бюро вступает в противоречие с публично-правовым статусом адвокатуры и фактически смывает проблемы обеспечения государством квалифицированной бесплатной юридической помощью.
В связи с созданием системы государственных юридических бюро на основании Постановления Правительства № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», предлагается создать альтернативную систему, которая должна быть составной частью адвокатского сообщества.
Можно рассмотреть несколько вариантов решения этой проблемы: учредить адвокатское образование, оказывающее квалифицированную юридическую помощь исключительно малоимущим гражданам. Предлагаемое адвокатское образование должно осуществлять свою деятельность совместно с государственными юридическими бюро либо вместо них, для чего следует изменить п. 1. ст. 20 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», изложив его в следующей редакции: «Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация и государственное юридическое бюро по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам».
Следовательно, в Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» необходимо внести статью, посвященную этому новому образованию и изложить ее в следующей редакции: Юридическое бюро по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам:
1. Юридическое бюро по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам является юридическим лицом и создается на основании решения адвокатской палаты субъекта Федерации исключительно для оказания квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам бесплатно.
2. Финансирование юридического бюро по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам осуществляется за счет средств федерального бюджета.
3. Лицо, оказывающее юридическую помощь в данном бюро, является по своему статусу адвокатом.
4. Адвокат юридического бюро по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущему населению освобождается от обязанности по отчислению средств из получаемого вознаграждения на общие нужды Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и адвокатской палаты субъекта Федерации, членом которой является.
5. На адвоката распространяются решения Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и решения адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, на территории которого действует бюро, настоящий Федеральный закон, Кодекс профессиональной этики адвоката и иные нормативные акты, регулирующие деятельность адвоката.
Проблема выделения адвокатам помещений для осуществления их деятельности также является актуальной. Законодательство не предусматривает для адвокатских образований льготных условий для приобретения, арендуемых ими, помещений. Также сегодня адвокаты сталкиваются с проблемой постоянного повышения платы за арендуемое адвокатским образованием нежилое помещение. Законодательные положения об обеспечении доступности юридической помощи и содействии адвокатам органами государственной власти и органами местного самоуправления и выделения им нежилых помещений в большей степени декларативно.
Важно установить различные льготные условия для приобретения адвокатскими образованиями нежилых служебных помещений, арендуемых у государственных органов и органов местного самоуправления, для чего необходимо внести следующие дополнения:
1. Пункт 1 ст. 18 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дополнить абзацем вторым и сформулировать его в следующей редакции: «Адвокатское образование имеет преимущественное право на выкуп, по остаточной стоимости, государственного или муниципального помещения, которое оно арендует непрерывно год и более».
2. Пункт 3 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнить абзацем вторым и сформулировать его в следующей редакции: «Адвокатское образование имеет преимущественное право на выкуп, по остаточной стоимости, государственного или муниципального помещения, которое оно арендует непрерывно год и более».
Так как адвокату предоставляется право самостоятельно выбирать место осуществления своей деятельности, это ведет к недостатку квалифицированных специалистов в малонаселенных пунктах и к сосредоточению адвокатов в крупных городах. Предполагается, что необходимо разрабатывать программы с целью превращения малонаселенных и труднодоступных пунктов в привлекательные зоны для лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность. Надлежит установление льготных условий, таких как освобождение их от обязательных отчислений на нужды адвокатских образований, произведение им дополнительных выплат и денежных вознаграждений, оказание помощи в предоставлении служебных нежилых помещений для осуществления адвокатами своей юридической практики, оказание помощи в получении нежилых служебных помещений в аренду или в безвозмездное пользование для адвокатской деятельности, а возможно и для проживания.
Для этого необходимо создать специальную программу, финансирование которой должно осуществляться за счет средств Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, членом которой является адвокат, за счет пожертвований и иных источников, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статус адвоката также является спорным вопросом, вызывающим многочисленные дискуссии, в частности законодатель предоставил адвокату право осуществлять профессиональное расследование, но не предусмотрел детального порядка и механизма его реализации, процессуального оформления этих мероприятий и т.д.
Имеют место и морально-этические проблемы, например вопрос о допустимости или недопустимости дифференциации мнений адвоката и его клиента, вопрос использования адвокатами рекламных средств. Весьма неоднозначным и даже одиозным морально-этическим вопросом является вопрос о действиях адвоката, если клиент поставил его в известность о намерении совершить преступление. Но при этом также необходимо хранить адвокатскую тайну независимо от различного стечения обстоятельств, что также порождает немалые проблемы.
Юридическая наука также предлагает дополнить ст. 7 Кодекса профессиональной этики адвоката пунктом третьим, сформулировав его следующим образом:
Информация, допустимая к распространению:
1) фамилия, имя, отчество адвоката и /или наименование адвокатского образования;
2) уровень квалификации адвоката и наличие дополнительной (смежной) квалификации;
3) данные о стаже работы по юридической специальности;
4) реквизиты для обращения к адвокату за юридической помощью: адрес, номер телефона, часы работы и прочее;
5) расценки на предоставляемые юридические услуги.
Информация о себе и своих услугах может распространяться адвокатом либо от своего имени, либо от имени адвокатского образования, членом которого он является».
Все острее ставится вопрос о нарушении прав адвокатов и необходимости пресечения этих нарушений. Важно упомянуть, что статистика нарушений прав адвокатов началась исключительно с момента учреждения Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации собирает все данные о каждом случае нарушения прав адвокатов, в том числе и данные, полученные от региональных палат, и направляет их в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации. Среди наиболее распространенных нарушений можно выделить следующие: посягательство на адвокатскую тайну; непредоставление изолированного помещения для адвокатских свиданий с доверителями; посягательства органов оперативно-розыскной деятельности и их должностных лиц допросить адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, ставшими ему известными в связи с исполнением профессионального долга; незаконное преследование адвоката различными лицами; незаконные обыски, проведение иных незаконных следственных действий и оперативных мероприятий и т.д.
Возникает ряд существенных проблем и при оплате профессионального труда адвоката. Конституционный суд РФ принял постановление, касающееся этой проблемы. Этим постановлением объявлена не соответствующей закону практика заключения соглашений между адвокатом и клиентом, в котором размер гонорара зависит от исхода дела. Но, тем не менее, это предоставляет положительные возможности иным субъектам предоставления правовой помощи. При этом следует иметь в виду и опасность того, что запрещение получения дополнительного гонорара, зависящего от исхода дела, приведет к получению адвокатами неофициальных выплат, а это приведет к сокрытию указанных доходов от налогообложения. Государство в лице своих законодательных органов, в частности Государственной Думы Российской Федерации, должно разработать соответствующие механизмы разрешения этого вопроса.
В научной литературе нередко предлагается, во исполнение принципа свободы договора, дополнить п. 2 ст. 25 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» абзацем вторым, изложив его в следующей редакции: «Адвокат и доверитель имеют право при заключении договора на оказание юридической помощи, за исключением договоров на оказание юридической помощи по уголовным делам, предусмотреть порядок оплаты, согласно которому доверитель производит оплату по договору исходя из результатов разрешения дела».
Присутствует нужда упрочить статус адвокатского сообщества, усилить его роль в обществе, сформировать систему взаимодействия с различными государственными органами для формирования гражданского общества и правового государства. Следует выстроить взаимоотношения государства и адвокатуры не на императивном подчинении, а на равном взаимодействии, основываясь на диспозитивных и демократичных началах. Надобно формировать повсеместный престиж адвокатуры на всех уровнях, повышать уровень доверия к ней среди населения путем освещения ее деятельности с помощью средств массовой информации. Все еще присутствует обвинительный уклон в деятельности правоохранительных органов, в том числе и судебных учреждений, что негативно сказывается на имидже адвокатуры. Необходимо ликвидировать это мнение и вытеснять его на противоположное, ориентируясь на презумпцию невиновности.
Необходимо также отметить, что авторитет адвокатуры в Российской Федерации растет и продолжает расти. Есть все основания заявить, что политика по усилению авторитета адвокатуры плодотворна и эффективна, ее следует совершенствовать и развивать. Важно упомянуть крепнущую тенденцию к увеличению числа лиц, желающих приобрести статус адвоката. Основным побудительным мотивом для адвоката, при осуществлении профессионального долга является в первую очередь его общественное служение.
Адвокатура, как один важнейших социально-правовых институтов общества, должна проявлять неизменную активность в укреплении своего статуса, в защите прав и свобод граждан и их объединений, завоевывать расположение общества, формировать общественное мнение, контролировать государство, предостерегая его от нарушений гражданских прав. Основываясь на вышеизложенном, базируясь на представленных положениях, приведенных рекомендациях по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры и практику его применения хочется выразить надежду на последующие изменения законодательства в положительную сторону и разрешение ряда проблем, возникающих при функционировании современной адвокатуры в Российской Федерации.
Изменения в адвокатуре в 2020 году
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении доработанный законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в закон об адвокатуре, направленных на повышение гарантий реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Предлагаемые изменения обсуждались в Государственной Думе с профессиональным сообществом и экспертами. Так, ответственный Комитет по государственному строительству и законодательству провел по законопроекту Парламентские слушания, в которых приняли участие представители адвокатского сообщества, Министерства юстиции, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры. Кроме того, поправки многократно обсуждались и дорабатывались межведомственной Рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства.
По итогам обсуждений были выработаны поправки к законопроекту, которые ответственный Комитет рекомендовал принять при его рассмотрении во втором чтении.
С учетом поддержанных поправок предлагаются следующие изменения в законодательство об адвокатуре:
1. Поддержано предложение ввести «гонорары успеха» - условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Уточняется, что «гонорары успеха» не могут применяться в случаях оказания юридической помощи по делам об административных правонарушениях и уголовным делам. «Гонорары успеха» применяются во многих государствах и применялись в России в дореволюционный период. Он отметил, что такой механизм позволяет получить квалифицированную юридическую помощь гражданам, которые на момент заключения соглашения с адвокатом ограничены в денежных средствах, но в случае выигрыша смогут выплатить причитающееся адвокату вознаграждение. Кроме того, законодательное закрепление «гонораров успеха» позволит обеспечить прозрачность деятельности адвокатов и пополнить бюджет, как самих адвокатов, так и государства.
2. Исключается ограничение для адвокатов на изменение членства в адвокатских палатах субъектов РФ (так называемое «крепостное право»), которое предлагалось законопроектом в редакции первого чтения. Такая норма могла существенно ограничить конституционные права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства.
3. Вышеназванное предложение о введении «крепостного права» обусловливалось недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса в определённых субъектах РФ. Для исключения таких злоупотреблений предложено ввести в качестве первого этапа квалификационного экзамена - единое тестирование, которое будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов. Данное правило позволит сделать условия получения статуса адвоката равными во всех адвокатских палатах.
4. Устанавливается, что Совет Федеральной палаты адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда - с использованием автоматизированной информационной системы. Такое распределение дел между защитниками по назначению исключает влияние любых заинтересованных лиц и направлено на борьбу с так называемыми «карманными адвокатами», снижение коррупционных рисков и более равномерное распределение нагрузки между адвокатами. Данный порядок уже применяется во многих регионах и представляется целесообразным закрепить его в законе.
5. Вводится правило о том, что адвокат, лишенный статуса по неблаговидным причинам (неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед доверителем, разглашение конфиденциальной информации доверителя, нарушение норм Кодекса профессиональной этики, совершение умышленного преступления) не может быть представителем в суде. Такое правило позволит оградить граждан от недобросовестных лиц, которые, лишившись статуса адвоката за неприемлемые деяния, продолжают вести противоправную деятельность, но уже в качестве представителя стороны в суде.
6. Предлагается повысить полугодовое ограничение на возобновление статуса адвоката в случае его приостановления по личному заявлению - до 1 года, но не позднее 10 лет.
7. Действующее требование о 5-летнем стаже адвокатской деятельности, необходимом для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшается до 3-х лет.
8. Устанавливается обязанность адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.
9. В части формирования совета палаты адвокатов (региональных и Федеральной) предусматриваются следующие новации:
- член совета палаты не может одновременно замещать должность члена квалификационной комиссии;
- на собрании адвокатов, при очередной ротации членов совета, адвокаты получают право предлагать новые кандидатуры в состав совета палаты адвокатов (сейчас все кандидатуры предлагает президент адвокатской палаты после рассмотрения и утверждения советом).
10. Закрепляется полномочие совета палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий вице-президентов по представлению президента палаты.
11. Сохраняется положение законопроекта о возможности избрания президента палаты адвокатов на третий и последующий сроки на собрании (конференции) адвокатов. Если в редакции первого чтения предусматривалось, что президент адвокатской палаты (в т.ч. Федеральной) вправе самостоятельно выдвигаться на третий срок для участия в выборах президента палаты, то поправками предлагается изменить это процедуру, уточнив, что адвокаты, участвующие в собрании (конференции), вправе предложить иных кандидатов на эту должность из числа членов совета.
12. Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будут входить: президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.
13. В части «дисциплинарного надзора» предлагается установить, что президент ФПА вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в Комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением Советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохраняется действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передает его в соответствующую палату. Кроме того, предложено дополнить закон об адвокатской деятельности новой статьей 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой:
- лицо, статус которого был прекращен решением совета палаты субъекта РФ, в течение месяца вправе обратиться в ФПА;
- Комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению. При этом Комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, рассматривает дело в течение месяца и направляется заключение в совет ФПА;
- по результатам рассмотрения Совет ФПА оставляется решение без изменения, либо изменяет решения самостоятельно, либо отменяет решение.
14. Срок вступления закона в силу предлагается установить с 1 марта 2020 года, за исключением отдельных положений, для реализации которых потребуется более длительный период времени:
- использование автоматизированной информационной системы для определения адвокатов - защитников по назначению, а также ограничение адвокатов, статус которых прекращен, осуществлять представительство предлагается вводить с 1 марта 2021 года;
- использование единой автоматизированной информационной системы в рамках квалификационного экзамена - с 1 марта 2022 года.
Способы обеспечения независимости адвокатуры в 2020 году
Для надлежащего осуществления своей деятельности адвокату необходима независимость от лиц и органов, в производстве которых находится порученное ему дело, а также от других властных структур и должностных лиц. Право на независимость - самая главная характеристика адвокатской профессии. Вопрос о гарантиях независимости адвоката затрагивает его личную неприкосновенность, способы и средства осуществления профессиональных функций. Основным условием нормального хода судебного процесса является объективность рассмотрения дела, непредвзятость суда, четкое исполнение действующего законодательства. Независимость - основное условие функционирования адвокатуры. Независимость от лиц и органов, в производстве которых находится производимое им дело, а также от других властных структур и должностных лиц. Вопрос о гарантиях независимости адвоката распространяется на его личную неприкосновенность, способы и средства осуществления профессиональных обязанностей.
Независимость - сущность юридической профессии. Свободное общество и свободные люди не могут существовать без компетентных и независимых юристов. Без независимых юристов не может быть беспристрастных судей. Независимость является наиболее характерной стороной деятельности адвокатов. Независимость является одновременно сильной стороной, обязанностью и в целом сущностью адвоката.
Адвокат должен, таким образом, избегать любых посягательств на свою независимость и следить за тем, чтобы не поступаться своими профессиональными стандартами в отношениях с клиентами, судом или третьими лицами.
Все нормативные акты, регулирующие деятельность юристов, признают независимость как абсолютный принцип такой деятельности.
В целях обеспечения этого принципа и доступности для населения органы государственной власти должны устанавливать гарантии независимости адвокатуры в Российской Федерации, предусматривая для адвокатов финансирование расходов по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам, оказывать содействие адвокатам и их организациям в получении необходимых служебных помещений, средств связи, оргтехники и т.п. При этом адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, не подчиняется им и контролируется только законом.
Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждаются ныне исполнительными органами субъектов федерации. Ограничены функции Минюста по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определяется ими самими. То есть в результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура постепенно обретает независимость, а принцип самоуправления в адвокатских коллективах обретает реальное содержание на основании закона.
Иногда бывает исключительно сложно поддерживать независимость и, особенно во времена экономических трудностей, давать совет, который не угоден клиенту, так как существует риск того, что в результате адвокат потеряет этого клиента.
Производные правила от принципа независимости адвокатов. Большинство этических правил юридической профессии вытекают из принципа независимости.
Право принимать или отказываться от указаний. Обычно адвокат может как согласиться, так и отказаться следовать указаниям клиента. Адвокат должен сам стоять на страже своей моральной и интеллектуальной независимости, решая, будет ли он оказывать услуги или нет, исходя из того, что, по его собственному мнению, он сочтет должным.
Он может также отказаться от участия в любом деле на любой стадии. Однако, используя это право, он обязан убедиться, что его клиент может своевременно найти другой источник юридической помощи, чтобы предотвратить неправосудный результат.
Независимость адвокатуры как сообщества обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с чем никакие органы не могут путем принятия каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вопреки закону вмешиваться в деятельность адвокатуры. В своем организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы адвокатских образований не подчиняются ни на федеральном, ни на местном уровне органам законодательной, исполнительной или судебной власти или каким-либо иным органам или организациям. Высшими органами адвокатского сообщества являются: в Российской Федерации - Всероссийский съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации - собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы организационной стороны деятельности адвокатских палат и адвокатских образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Определенной гарантией независимости адвокатуры является также автономность ее бюджета, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было организаций.
По своему статусу все адвокаты равноправны как в плане осуществления своей профессиональной деятельности, так и в плане имеющихся у каждого из них возможностей выбирать организационную форму адвокатского образования и участвовать в управлении адвокатурой путем непосредственного участия в съездах или собраниях (конференциях) адвокатов, избрании органов Федеральной палаты адвокатов и адвокатской палаты субъекта РФ.
Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Обеспечение независимости адвокатуры и адвокатов - обязанность органов государства.
Принцип независимости характеризуется тем, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокат при осуществлении адвокатской деятельности не может быть связан никакими приказами, указаниями и иными формами воздействия на него со стороны органов адвокатского сообщества, адвокатского образования, другими внешними факторами и является самостоятельной фигурой в выборе форм и методов защиты или других видов юридической помощи, основываясь только на законе и воле своего доверителя, если она не противоречит закону.
Недобросовестные представители стороны обвинения - следователи, прокуроры, оперуполномоченные - предпринимают попытки незаконными и аморальными средствами и способами ограничить полномочия, реальные возможности адвокатов, «отомстить» им за их деятельность, которая приносит стороне обвинения, мягко говоря, неудобства. Часто адвокат становится и мишенью для собственных клиентов - лиц, совершивших общественно опасные деяния, а также для преступников, не являющихся клиентами, для которых деятельность адвоката стала помехой в осуществлении криминальных планов.
Между тем гарантии независимости адвоката в осуществлении им своей профессиональной деятельности, безусловно, должны быть обеспечены. Специфика труда адвокатов, в особенности осуществляющих профессиональную защиту в уголовном судопроизводстве, неизбежные конфликты с иными участниками в состязательном процессе делают представителей корпорации, в определенном смысле, весьма уязвимыми.
К таким гарантиям следует отнести гарантии адвокатской тайны. В частности, адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2 ст. 8). Закон запрещает проведение ОРМ и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности). Такие мероприятия и следственные действия допускаются только на основании судебного решения. Полученные в ходе оперативно - розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Эти ограничения не распространяются только на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен (абзац 1 и 2 п. 3 ст. 8 Закона).
Кроме того, оперативно-розыскные подразделения не вправе привлекать адвокатов в негласное сотрудничество даже с их согласия (п. 5 ст. 6 Закона, ч. 3 ст. 17 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Обеспечивая тайну взаимоотношений адвоката с доверителем, закон запрещает кому-либо требовать от них предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело. Таким образом, ни субъекты расследования, ни суд не вправе требовать информации о содержании соглашения, его существенных условиях, таких, как размер вознаграждения, условия его выплаты и т.п. (ст. 25 Закона).
Однако наиболее существенные гарантии адвокатской деятельности закреплены в специальной статье Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Это статья 18 «Гарантии независимости адвоката».
Пункт 1 статьи декларирует, что вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается. Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается (п. 3 ст. 18).
Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества (п. 4 ст. 18).
Законодательство, направленное на обеспечение безопасности адвоката, равно как и потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, пока еще не сформировано полностью.
Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством. Эти гарантии закреплены в главе 52 УПК РФ, положения которой являются новеллой уголовно - процессуального законодательства. В статье 447 УПК РФ адвокат отнесен к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (п. 8 ч. 1 ст. 447).
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?