Введение курортного сбора в России наделало много шума в нашем обществе. И нельзя сказать, что только лишь оппозиционеры «из народа» были противниками нововведений. Споры разгорались на всех уровнях, включая кабинет министров. Как и полагается в «нормальном демократическом» государстве, точку поставил сам президент В. В. Путин. Как известно, после его мнения все дискуссии и споры прекращаются.
Курортный сбор в России – это обязательная плата, взимаемая с туристов, приезжающих на определенный туристический объект. Его цель – поддержание действующей инфраструктуры.
Все средства от сбора идут исключительно в бюджет того комплекса, в котором находятся отдыхающие. Видимо, поэтому федеральные чиновники сильно сопротивлялись его введению. Одно дело – введение нового налога, который идет в Центр, другое – вводить сбор, который пойдет на развитие конкретного объекта. Популярность от этого уменьшается, т. к. новый сбор еще никому не придавал популярности, а денег не прибавляется.
Суть курортного сбора, в том, что средства от него должны находиться в руках определенного туристического объекта и должны быть направлены на:
1. Модернизацию курортных зон.
2. Финансирование природоохранных мероприятий.
3. Улучшение сервиса.
4. Реконструкцию туристических объектов, памятников и др.
Именно поэтому активнее всех за него выступали главы тех регионов, которые имеют у себя огромные туристические потоки: Краснодарский край, Алтайский край, регионы Золотого кольца и др.
Страна «выходила из тени», подобные меры хорошо рекламировались. Сборы с человека были минимальными, особой финансовой нагрузки они не несли. Непосвященные и вовсе не знали, что он существует, и услышали о нем только после его отмены.
Сегодня все иначе. Общество очень негативно воспринимает введение любых дополнительных сборов или налогов, а также повышение уже существующих. В эпоху экономического кризиса и снижения покупательной способности граждан, в преддверии президентских выборов, такой шаг говорит о полной уверенности власти в своих действиях.
Особенность нового сбора в том, что нет той фиксированной суммы, которую наш отдыхающий особо не замечал. Новые расценки будут дифференцированы – регионам дали экономическую волю и свободу в действиях. Это значит, что заявленная сегодня цена сбора от 50 до 450 рублей в сутки – всего лишь рекомендация, которая не имеет силу закона.
Конечная стоимость будет зависеть от конкретного туристического объекта и от ставок, которые будут устанавливать чиновники на местах. Не зря именно губернаторы туристических регионов, объединившись, единым фронтом лоббировали инициативу.
На практике курортный сбор в России будет означать одно – значительное увеличение стоимости путевок. Так, например, семья из 4 человек может дополнительно оставлять на наших курортах около 2 тыс. рублей в сутки. Прибавим это за 10-15 дней и мы получим почти стоимость одной «горящей» путевки в Турцию.
Неизвестно, как будут обстоять дела в будущем, но решено ввести курортный сбор в тестовом режиме в четырех регионах:
Размер курортного сбора каждый регион определит самостоятельно, пока порекомендовали сделать его максимально низким.
Алтайский край пока не разглашал свои данные о тарифах, что касается остальных тестовых регионов, то в них уже определили размеры, подсчитали возможную прибыль. В Министерстве по делам Северного Кавказа ожидают получить около 700 млн. рублей в новом курортном сезоне, это при максимальной ставке в 150 рублей/сутки. Крым же заявил о единовременном сборе в размере 300 рублей, независимо от количества дней.
Практика курортного сбора распространена во многих туристических странах, но не во всех. Обязательно придется заплатить во Франции (1-3 евро), Египте (7 долларов), Испании (0,7-2,5 евро). В Турции, Болгарии и Индии подобные пошлины отсутствуют, но Россия в подобных вопросах всегда опирается на опыт тех, кто повышает налоги и сборы, вводит новые.
Новый сбор в местные бюджеты поистине выстрадал право на существование. Д. А. Медведев распорядился изучить вопрос местного налога, разработать необходимые механизмы. Тогда эту идею лоббировал губернатор Ставропольского края. Тогда чиновники и экономисты различных ведомств были против подобной идеи.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. Отсутствие целесообразности и эффективности сбора.
2. Негативное отношение к внутреннему туризму. Тогда ни о каких запретах на выезд за границу, импортозамещения, санкций и контрсанкций, призыва к патриотизму не было и речи. Наши граждане выбирали «горящую» путевку в Турцию вместо Краснодарского края, т. к. она была гораздо дешевле, а сервис лучше. Сейчас, с девальвацией, экономическими и политическими проблемами в России и мире, этот баланс постепенно выравнивается, а в ближайшем будущем, скорее всего, роль внутреннего туризма сильно возрастет.
3. Подобный сбор, по мнению многих чиновников, может спровоцировать различные серые и коррупционные схемы. То упорство и настойчивость, с какой эту идею продвигают местные власти, дает повод задумываться об этом.
Как бы то ни было, но предложение Медведева «потерялось» в Минфине. Вице-премьер Дмитрий Козак попробовал разобраться в ситуации в апреле, и уже в мае Минфин вынес окончательное решение в нецелесообразности сбора. Этим инициатива Д. А. Медведева и закончилась на посту президента. В следующий раз он вспомнил о ней на Международном экономическом форуме.
Правительство отклонило проект сенаторов Евгения Бушминова, Сергея Рябухина, Владимира Петрова. Однако ни одно министерство им не заинтересовалось: ни Роспотребнадзор, ни Минфин, ни Минэкономразвитие. Федеральные чиновники посчитали, что затраты будут намного выше самих сборов. Возможно, таким образом чиновники намекали на отсутствие желания работать для конкретных регионов за бесплатно, т. к. все средства полностью будут оседать на местах.
Против выступали и туроператоры. Главный аргумент – негативная оценка потребителей. Это и логично: как можно собирать дополнительный сбор там, где отсутствуют более-менее нормальные условия по сравнению с той же Турцией. Необходимые средства для реконструкций действующих комплексов насобирают через подобные сборы только через несколько лет. Следовательно, первые отдыхающие фактически заплатят за других, которые приедут сюда несколькими годами позже. Это, мягко говоря, несправедливо и даже, можно сказать, антиконституционно.
Ассоциация туроператоров (АТОР) сообщила, что пилотный проект появится в Ставропольском крае. Закон лоббирует Министерство по делам Северного Кавказа. Оно предлагает сделать фиксированную ставку – 50-100 рублей. Средства должны пойти на оплату гостиницы и пансионата по факту. Ни о каком удорожании путевок за счет введения нового сбора речи тогда не было.
Минэкономразвитие дает отрицательное заключение на подобные меры. Главный аргумент – существенное удорожание путевки при отсутствии должного контроля над денежными средствами. Представим, семья из 4 человек за полмесяца отдаст почти 8,5 тыс. рублей, и на что пойдут эти деньги – неизвестно. Вряд ли можно надеяться, что без должного контроля эти деньги до копеечки будут уходить на развитие инфраструктуры. По мнению Минэкономразвития, эти деньги будут оседать в серых бюрократических схемах местных чиновников.
В. В. Путин поддержал введение курортного сбора. После этого все противоречия чиновников на всех уровнях сразу прекратились. Проект стал и целесообразным, и выгодным, и обоснованным. Вместо одного пилотного региона ввели четыре. Курортный сбор в России составляет, судя по проекту, от 300 рублей единожды до 450 руб. в сутки с человека.
Курортный сбор в Краснодарском крае
Курортный сбор введен в таких регионах как: Алтайский край, Ставропольский край, Краснодарский край и Крым. Это ежесуточный платеж, который будет и уже взимается с туристов в местах из размещений, за пользование курортной инфраструктурой. В каждом регионе разная сумма курортного сбора. В Алтайском крае, в городе-курорте Белокуриха, курортный сбор составил 30 рублей. Крым будет участвовать в эксперименте и сбор составит 10 рублей в сутки. Самая высокая сумма выплаты составила в Ставропольском крае – 50 рублей. В Краснодарском крае (Сочи, Геленджик, Адлер, Лоо, Адлер, Лазаревское, Кабардинка и другие Черноморские курорты) курортный сбор составляет 10 рублей в сутки.
Сумма курортного сбора:
• В Краснодарском крае — 10 рублей;
• В Крыму — 10 рублей;
• В Алтайском крае — 30 рублей;
• В Ставропольском крае — 50 рублей.
Стоит заметить, что курортный сбор является экспериментальным и может, вносит свои корректировки и изменения.
Несомненно, что курортный сбор станет дополнительным источником дохода для города. Во многих туристических городах количество туристов превышает количество местных жителей и удваивается бюджетная нагрузка на уход за городом и его благоустройством. При курортном сборе выплаченные деньги будут направляться на улучшение курортной инфраструктуры города.
Так, жителям Геленджика, администрация предлагает выбрать, на что пойдут собранные деньги через онлайн голосование на сайте мэрии Геленджика.
• на закупку и высадку зеленых насаждений;
• обслуживание, содержание и ремонт фонтанов;
• ремонт плиточного покрытия набережной города;
• установку малых архитектурных форм на территории муниципалитета;
• обустройство сквера на пересечении улиц Садовой и Ленина в Геленджике;
• обустройство сквера вблизи школы №8 им. Ц.Л. Куникова;
• обустройство сквера по ул. Короленко в селе Дивноморское.
Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Курортный сбор уплачивается оператору курортного сбора, который имеет объект размещения. Объект размещения — индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания.
Курортный сбор в Краснодарском крае уплачивается при поселении в объект размещения.
Особенностью эксперимента является большой перечень льготных категорий, которые освобождены от уплаты курортного сбора.
Курортный сбор в Крыму
Многие уже планируют летнюю поездку на солнечные курорты гостеприимного Крымского полуострова: бронируют номера в отелях и пансионатах, составляют познавательные маршруты и развлекательные программы. Одним словом, формируют бюджет предстоящего путешествия. В сумму предполагаемых расходов будущим туристам стоит включить и налог на отдых в Крыму, действующего в рамках эксперимента для ряда регионов Российской Федерации. Далеко не все обладают полной и достоверной информацией о регламенте курортного сбора в Крыму; для тех, кто собирается провести летний отпуск на золотых пляжах легендарной Тавриды, портал «Еду в Крым» подготовил подробные ответы на основные вопросы по теме.
Экспериментальная программа стартует в Крыму позже, чем в Краснодарском крае и Ставрополье и, в отличие от других рекреационных зон Российской Федерации, действовать будет не круглый год, а только в определенный период времени. По региональным нормативным актам, налог с туристов, отдыхающих на Полуострове, будет взиматься только в пляжный сезон: с 1 мая и включительно по 30 сентября. Также постановлением республиканского правительства определен ряд населенных пунктов и районов, участвующих в налоговом эксперименте.
На Южном берегу это:
• Алуштинский городской округ;
• Судакский;
• Ялтинский.
На Западном побережье это:
• Евпаторийский городской округ;
• Сакский;
• Черноморского район.
На Восточном берегу это:
• Феодосийский городской округ.
И официальные лица, и обычные туристы, побывавшие в Крыму сразу после воссоединения региона с Российской Федерацией, отмечали запущенное состояние предприятий рекреационного сектора, недостаточность инфраструктуры и коммуникаций, и слабое техническое оснащение курортов Республики, мало изменившиеся со времен развала Советского Союза. Исправление ситуации требовало масштабных финансовых вливаний и длительного времени, а внешние экономическое и политическое давление только усложняло положение и угрожало затянуть процесс модернизации на неопределенный срок. Большей частью под давлением этих обстоятельств и возникла инициатива об экспериментальном введении налога на туризм.
По мнению авторов проекта, полученные средства должны направляться исключительно на развитие туристической инфраструктуры Крыма. Таким образом, налог на отдых становится своего рода инвестицией в реконструкцию и благоустройство действующих туристических объектов, и строительство новых инфраструктурных подразделений курортной зоны Полуострова.
Налоговая программа рассчитана всего на три года: расчеты экономистов показали, что, благодаря курортному сбору, именно за этот срок будет проведена полномасштабная модернизация курортов, достигнуто соответствие мировым стандартам и возможность в последующем выйти на международный туристический рынок.
Согласно установленному региональными постановлениями порядку, сумма курортного сбора определена и составит десять рублей в сутки. Стоит отметить, что это – абсолютный минимум платы, если сравнивать с другими популярными туристическими зонами.
Выплачивать налог на отдых предстоит частным лицам, достигшим совершеннолетия, кроме граждан, прибывших на учебу в республиканские ВУЗы (в возрасте до 24 лет), находящихся на территории Полуострова в рамках трудового договора, а также спортивного или культурного мероприятия, владельцев недвижимого имущества в Крыму и лиц, имеющих прописку или временную регистрацию в Крыму и Севастополе. Оплата курортного сбора производится по отдельному счету при заселении в санаторий, отель или пансионат, расположенный в определенных региональным постановлением районах и городских округах.
Региональный закон, дублируя федеральные нормативные акты о проведении эксперимента, определяет группы и категории граждан, которым предоставляются льготное освобождение от обязанности платить туристический налог в Крыму во время отдыха.
Это лица, имеющие официальный статус:
1. ветеран (ВОВ, тыла, труда);
2. житель блокадного Ленинграда;
3. участник событий в Чернобыле;
4. воин-интернационалист (в т.ч. участники I и II Чеченской кампании);
5. Герой Советского Союза (России);
6. инвалид I-II группы (и сопровождающий);
7. малоимущая (многодетная) семья;
8. прибывший на лечение в рамках ОМС.
По состоянию дел на данный момент, сбор налога на туризм на территории участвующих в экспериментальной программе районов Крыма возложен на компании и индивидуальных предпринимателей, занимающихся временным размещением туристов: санатории, курортные отели, пансионаты, кемпинги и хостелы.
«Дикари» с палатками и путешественники, самостоятельно арендующие жилье в частном секторе, не будут платить туристический налог, поскольку до сих пор не разработаны механизмы контроля неорганизованного туристического потока и не определены регуляторы этого сегмента рынка. В будущем правительство Республики планирует исправить эти недочеты.
Курортный сбор в Сочи
«В соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае», законом Краснодарского края № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» по 31 декабря 2022 года на территории города Сочи проходит эксперимент по взиманию курортного сбора.
Эксперимент проводится посредством введения платы за пользование курортной инфраструктурой для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.
Размер курортного сбора составит 10 рублей в сутки.
Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Объект размещения - индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания.
Оператор курортного сбора - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.
Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.
Курортный сбор взимается уплачивается при поселении в объект размещения.
Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.
Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет Краснодарского края и аккумулируется в Фонде развития курортной инфраструктуры.
Перечень объектов для финансирования за счет средств Фонда развития курортной инфраструктуры формирует муниципалитет.
Данный перечень подлежит согласованию с Общественным советом при министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.
Курортная инфраструктура представляет собой совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента.
К курортной инфраструктуре не относятся объекты системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог, находящиеся в федеральной собственности.
Уполномоченными органами по проведению эксперимента определены:
• на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа;
• на региональном уровне – министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.
Муниципальное образование город-курорт Сочи наделено отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля за исполнением обязанностей:
• плательщиками – по уплаты курортного сбора;
• операторами – по исчислению, взиманию, перечислению курортного сбора, а также по подаче сведений для включения в реестр операторов курортного сбора, предоставлению отчета оператора курортного сбора и по ведению учета, предусмотренного законодательством о проведении эксперимента.
За неисполнение указанных обязанностей Законом Краснодарского края № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» для нарушителей законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.
Обращаем внимание, что федеральным законодательством определены 19 льготных категорий, освобожденных от уплаты курортного сбора.
Еще одна льготная категория, предусмотрена законодательством Краснодарского края – это жители Краснодарского края.
Суть курортного сбора
В России второй год действует курортный сбор. Суть данного платежа заключается в развитии российских курортов, в частности их инфраструктуры.
Ранее такой платеж в нашей стране уже существовал. В течение 12 лет его единовременно взимали с курортников. Причем срок нахождения на курорте значения не имел. Деньги брали не со всех, дети, герои, инвалиды от уплаты данного платежа были освобождены. Однако сбор был признан не эффективным и его отменили.
Теперь дополнительные деньги государству понадобились вновь, и региональные власти пролоббировали воскрешение давно забытого сбора. Принят отдельный закон, устанавливающий правила и территории, на которых взимается плата – Федеральный закон № 214-ФЗ о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры. Уже из самого названия видно, в чем суть курортного сбора.
Согласно этому нормативно-правовому акту в территорию проведения эксперимента включены 4 субъекта РФ:
Закон устанавливает максимальный размер сбора на развитие курортов. Установлен лимит 100 рублей. Однако это максимальный размер. Каждый регион может установить ставку по своему усмотрению. Отметим, что ни один из субъектов максимальную ставку на своей территории не ввел.
Самый большой тариф установлен в Алтайском и Ставропольском краях – 50 рублей с человека в сутки. Самый маленький размер сбора в Краснодарском крае и Республике Крым – 10 рублей в сутки. Причем в Крыму платеж взимается только с мая по сентябрь включительно. Короче говоря, суть курортных сборов – аккумулировать целевые средства для увеличения привлекательности мест отдыха россиян.
С кого же берут деньги? Плательщиками сбора являются совершеннолетний отдыхающие, поселившиеся в гостиницах, пансионах, расположенных на территории курортов.
Плата взимается за каждые полные сутки, проведенные в отеле, за исключение дня заезда. Чтобы заплатить сбор, никуда ходить не придется. Операторами платежа являются сами организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием гостиничных услуг.
Деньги, полученные от постояльцев нужно перечислить в бюджет, выдав курортнику документ, подтверждающий оплату. Большинству отдыхающих он, конечно, не понадобится. Однако для лиц, командированных в курортные местности, платежный документ будет незаменим. Только при его наличии получится подтвердить расходы на уплату курортного сбора.
Командированный отпускник должен обратить внимание на оформление документов. Иногда администраторы гостиниц выставляют общий счет, где стоимость оплаты за проживание и сумма курортного сбора указываются общим итогом. Это грубое нарушение. Чтобы минимизировать риски, следует проследить, чтобы сбор на инфраструктуру курортов был выделен отдельной строкой.
Курортный сбор в Ставропольском крае
Согласно Закону № 130-кз "О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае", эксперимент проводят по 31 декабря 2022 года.
Эксперимент проводится в четырех муниципальных образованиях:
Операторы обязаны перечислять средства по истечении срока фактического проживания плательщика в объекте размещения, не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление платежа. Но не ранее истечения срока фактического проживания отдыхающего в объекте размещения.
Ставропольский край — это огромный по площади регион, где по соседству и обширные южные степи, и величественные Кавказские горы. Здесь есть крупные промышленные города, есть и обширные поля, где выращивают пшеницу, овощи и другие сельскохозяйственные культуры. Есть здесь и целебные горные воды, открывшие для мира целый курортный регион — Кавказские минеральные воды. Здесь были Пушкин и Лермонтов, которые были настолько впечатлены Кавказом, что не раз посвящали ему свои произведения.
Ставрополье еще знаменито тем, что из этих мест вышел первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, автор «перестройки», после которой была развалена огромная советская держава.
Исторически регион Ставропольского края сыграл важную роль в продвижении России на Кавказ. Здесь были построены мощные крепости, охранявшие южные границы от турок, а также появилось множество казачьих станиц, ставшей основой Терского казачьего войска.
Ставропольский край находится на юге европейской части России. Это самый северный регион, входящий в Северо-Кавказский федеральный округ. Здесь же расположена столица СКФО — город Пятигорск.
Ставропольский край со всех сторон окружен национальными республиками. На юге это Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия — Алания, Чеченская республика. На востоке это республики Дагестан и Калмыкия. Лишь на западе и на севере регионы-соседи не являются национальными автономиями. Это Краснодарский край и Ростовская область.
Рельеф края в основном горный. Большую часть территории занимает Ставропольская возвышенность. На востоке простираются бескрайние Ногайские степи. На юге предгорья Кавказа, с одним из важнейших районов — Кавказскими Минеральными водами.
Главные реки региона — Кубань, Кума. Горные реки Ставрополья прекрасно подходят для строительства гидроэлектростанций, суммарная мощность которых 4222 МВт. Озер очень мало. Тамбуканское озеро на границе с Кабардино-Балкарией знаменито своими лечебными грязями.
Ставропольский край находится на 14 месте по численности населения. Она была равна 2786281 чел. Мужское население составляет 46,6%, женское — 53,4%. Плотность населения — 42,18 чел. на кв. км.
80% местного населения — русские. На втором месте по численности — армяне (5,79%). На третьем — дагестанцы-даргинцы (1,77%). Демографическая ситуация в Ставропольском крае благоприятная. Рождаемость здесь равна смертности — примерно 12 чел. на 1000 населения. Средняя продолжительность жизни — 71 год.
Ставрополье — тихий и спокойный регион. В криминальном рейтинге по количеству совершаемых преступлений Ставропольский край расположился на комфортном 69 месте. К сожалению, бывают и эксцессы, связанные с прошедшей Кавказской войной. Так, в Ставрополе прогремел теракт. Но такие случаи — редкость, и подобное может произойти в любом южном регионе России.
Уровень безработицы в Ставрополье ниже, чем в среднем по России. Он составил 5,37%. И это неудивительно. Местным жителям есть чем заняться. Здесь и крупные промышленные центры, и знаменитые на всю страну курорты. Но при этом каких-то невероятных доходов здесь нет. Средняя зарплата в Ставропольском крае — 18131 руб., при этом трудно выделить какие-то отрасли, где зарплаты действительно отличались бы от среднего уровня. Ну разве что можно отметить финансовую сферу, где средняя зарплата — около 40 тысяч рублей.
Ставрополье характеризуется очень низкими ценами на жилье. В Ставрополе средняя цена квадратного метра — около 36 тыс. рублей. При этом минимальные цены на новое жилье могут быть всего лишь 20 тыс. рублей! Почти такой же уровень цен в Ессентуках — 35 тыс. рублей за кв. метр. А вот Пятигорск является одним из самых дорогих городов края. Квадратный метр здесь стоит чуть ли не в полтора раза выше — 45,5 руб. за кв. метр. Возможно, причина этого — в высоком статусе Пятигорска, который стал центром Северо-Кавказского федерального округа.
Климат Ставропольского края — умеренно-континентальный. Но не все так просто. Большие степные пространства на севере и Кавказские горы на юге, близость к Черному морю накладывают свой отпечаток на погоду в этом регионе. Так, зимы здесь короткие и теплые, со средней температурой января -4°С. Но иногда могут быть и сильные заморозки, до 30-40 градусов ниже нуля. Лето наступает рано, в начале мая. При этом на севере оно очень жаркое, а в предгорьях — прохладное. На равнинах средняя температура июля +23°С. Количество осадков тоже неравномерное. На юго-востоке их выпадает мало, 300-500 мм, а в горных районах — 600-700 мм.
Кто платит курортный сбор
Курортный сбор подразумевает уплату налога на отдых в определенных регионах России. К ним относится Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край. Все туристы, отправляющиеся отдыхать в теплые российские края, обязаны внести конкретную сумму в зависимости от срока пребывания на курорте.
Большая часть россиян отказалась платить налог, считая, что имеет право на бесплатный отдых в собственной стране. Действительно, законом разрешен отказ от уплаты курортного сбора, но не без последствий.
Курортный сбор — это новый вид налога, введение которого регламентировано законом и взимается пока в экспериментальном порядке. Взимать его начали, но не все туристы успели до конца изучить его суть.
Целью сбора является развитие инфраструктуры в курортных городах России. Правительство планирует ежедневно пополнять бюджет на 50 млн. рублей за счет туристов, направляя эти деньги на развитие курортов. Как отметили депутаты, благодаря дополнительному бюджету будет обеспечена бесперебойная подача электроэнергии, очищена питьевая вода, убраны от мусора зоны отдыха. Правда, кем и как будет проверяться выполнение этих планов неизвестно.
Взимается сбор курортными операторами, в качестве которых выступают владельцы жилья, где останавливаются туристы. Это отели, гостевые дома, хостелы. Даже если турист останавливается у друзей, собственник квартиры должен взимать сбор. Игнорирование данного требования приводит к возникновению административной ответственности и штрафу до 20 000 рублей.
Размер курортного сбора варьируется от 10 до 50 рублей в сутки с человека. Уплачивают налог только совершеннолетние лица.
У каждого курортного региона есть право отказаться от взимания сбора. Так, власти Крыма не поддержали инициативу президента и посчитали нужным ввести налог, а в Алтайском крае сбор взимается только в Белокурихе.
Не платить курортный сбор имеют права отдельные категории граждан:
• несовершеннолетние;
• туристы, пребывающие на курорте менее 24 часов;
• инвалиды 1 и 2 группы;
• малоимущие;
• граждане, отправляющиеся на курорт для выполнения служебных обязательств;
• граждане, имеющие собственное жилье на территории курортного города;
• спортсмены и тренеры, отправляющиеся на курорт для участия в спортивных мероприятиях;
• ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
• участники ВОВ;
• ветераны боевых действий;
• герои Советского Союза и РФ, признанные кавалерами ордена Славы;
• герои Труда РФ и герои Социалистического Труда.
Остальные туристы обязаны платить сбор в установленном законе порядке.
Но за туристами закреплено право отказаться от уплаты налога. В этом случае потребуется составить документ, в котором указать свой отказ. Курортный оператор при этом уведомить туриста об административной ответственности, которая грозит в случае отказа. Она предусматривает штраф в размере от 500 до 2000 рублей.
Курортный оператор вправе отказать туристу в размещении, если он не согласен уплачивать сбор и писать отказ. Или согласиться на размещение, но составить акт. В дальнейшем этот документ передается в налоговую инспекцию, где решается вопрос об ответственности туриста.
Получается, что туристам не оставили права выбора. Уплатить налоговый сбор выгоднее — в среднем, общая сумма к выплате за неделю пребывания на курорте составляет 300 рублей. Штраф при отказе может достигать 2000 рублей. Единственным выходом из этой ситуации является выбор курорта, где сбор не взимается.
Закон о курортном сборе
Законопроект, предлагающий взимать специальный налог, так называемый «курортный сбор», приняла Госдума в окончательном, третьем чтении. За него проголосовали 317 депутатов, двое воздержались и 61 народный избранник проголосовал против. Таким образом закон был принят.
Эксперимент будет проводиться в четырех регионах России: Алтае, Крыму, Ставрополье и Краснодарском крае. Срок окончания – 31 декабря 2022 года. Согласно принятому закону, в первый год его действия будет действовать тарифная ставка в размере не более пятидесяти рублей в сутки. В будущем планируется повысить этот порог до ста рублей. Также размер курортного сбора будет зависеть от времени года, туристического сезона. Налог распространяется на всех туристов, достигнувших совершеннолетия.
Курортный сбор не будет распространяться на льготные категории граждан.
В каждом из перечисленных регионов будет создан специальный фонд, в бюджет которого будет уплачиваться данный налог. В постановлении правительства указано, что все полученные средства можно направлять только на развитие курортной инфраструктуры – ремонт, строительство, реконструкцию, благоустройство, проектирование и т.д. При этом сами регионы, также должны принять соответствующие законы о туристическом сборе.
В случае, если эксперимент пройдет успешно, курортный сбор будет принят во всех регионах России.
Налог будет взиматься с физических лиц старше 18 лет, чей отдых длится более одних суток. Каждый регион должен сам установить размер налога, но в первый год действия эксперимента, он не может превышать пятьдесят рублей в сутки.
При этом есть три нюанса:
• сумма сбора не может быть включена в сумму оплаты за проживание;
• день заезда не учитывается;
• сбор не может быть истребован после выезда из гостиницы (объекта размещения).
Регионы должны самостоятельно определить перечень муниципальных образований, которым будет выплачиваться туристический налог с отдыхающих. Также регионы имеют право выйти из эксперимента.
По предварительной оценке, курортный сбор привлечет дополнительные средства в размере:
• Ставропольский край – 2,02 млрд. рублей;
• в Краснодарском крае – 8,3 млрд. рублей;
• Крым – 16,4 млрд. рублей.
Ожидаемый доход рассчитан исходя из ставки 50 рублей в сутки и протяженность отдыха – 14 дней.
Оператор курортного сбора
Согласно Федеральному закону о № 214-ФЗ, платить курортный сбор будут граждане России и иностранцы по 31 декабря 2022 год включительно. Курортный сбор вводится в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.
Максимальная ставка составит 50 руб. в сутки с человека, а через год увеличится в два раза и станет не выше 100 руб. Однако регионы смогут самостоятельно устанавливать порядок и сроки исчисления курортного сбора.
Так, например, уже известно, что в Алтайском крае сумма не превысит 30 руб. Власти региона рассчитывают направлять собранные деньги на содержание и развитие города-курорта Белокуриха.
В Крыму рассчитывают ввести платеж в размере 10 руб. в сутки только в летний сезон — с 1 мая по 30 сентября. Председатель комитета госсовета Крыма по курортам и туризму Алексей Черняк считает, что Крым может получить от курортного сбора 50 млн. руб.
В Ставропольском крае размер курортного сбора составит 50 руб. в сутки. По оценкам правительства, суммарные поступления от курортного сбора при ставке 50 руб. до 2020 года составят в Ставропольском крае более 2 млрд. руб.
Что касается курортного сбора в Краснодарском крае, то здесь он введен. Отсрочка связана с матчами Чемпионата мира по футболу, которые будут проходить в регионе с 14 июня по 15 июля.
Размер курортного сбора может меняться в зависимости от ряда факторов:
• сезона (в том числе возможно его снижение до 0 руб.);
• времени пребывания плательщика сбора в объекте размещения;
• значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
В ст. 5 Закона о курортном сборе уточняется, что взимание сбора может быть прекращено на территории муниципального образования на основании заявки об исключении из территории эксперимента.
Плательщиками курортного сбора будут являться совершеннолетние граждане, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Основание: Закон Республики Крым № 435-ЗРК.
Территория эксперимента включает территории следующих муниципальных образований Республики Крым:
• городской округ Алушта;
• городской округ Евпатория;
• городской округ Саки;
• городской округ Судак;
• городской округ Феодосия;
• городской округ Ялта;
• Черноморский район.
Курортный сбор взимается по 31 декабря 2022 года. Размер курортного сбора за одни сутки фактического проживания в объекте размещения составляет: с 1 мая до 30 сентября — 10 руб.; с 1 января до 30 апреля и с 1 октября до 31 декабря — 0 руб.
От уплаты сбора освобождаются жители Республики Крым, люди, отправляющиеся в Крым на лечение в рамках обязательного медицинского или социального страхования. Льгота также распространяется на категории граждан, которые перечислены в ст. 7 Федерального закона № 214-ФЗ.
Закон Алтайского края № 76-ЗС. На Алтае эксперимент с курортным сбором начнется пока только с Белокурихи.
Размер курортного составит 30 руб. за одни сутки фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения. До 2022 года размер курортного сбора составит 50 руб. за сутки.
Закон Ставропольского края №130-кз. В Ставропольском крае курортный сбор придется платить тем, кто остановится в городах-курортах: Ессентуках, Железноводске, Кисловодске и Пятигорске.
Курортный сбор действует в соответствии с Федеральным законом по 31 декабря 2022 года и устанавливается в размере 50 руб.
Закон Краснодарского края № 3690-КЗ. Эксперимент с курортным сбором затронет следующие муниципальные образования:
• города-курорты Анапа, Геленджик, Сочи;
• город Горячий Ключ;
• Новомихайловское, Джубгское, Небугское, Шепсинское поселения Туапсинского района.
Сроки проведения эксперимента — по 31 декабря 2022 года.
Размер курортного сбора — 10 руб. с человека в сутки.
Жители края от уплаты курортного сбора освобождены.
За неуплату курортного сбора и неисполнение обязанностей, связанных с его сбором, предусмотрен штраф для граждан — от 500 до 2 000 руб.; для операторов курортного сбора (юрлиц и ИП) – от 5 000 до 15 000 руб.
При сокращении фактического количества дней проживания в объекте размещения излишне исчисленная и уплаченная сумма курортного сбора подлежит возврату оператором плательщику сбора при выезде из средства размещения.
Закон освобождает от уплаты курортного сбора различные категории граждан:
• лиц в возрасте до 24 лет, которые обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
• лиц, постоянно работающих на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
• лиц, имеющих место жительства на территории эксперимента;
• лиц, имеющих на праве собственности жилые дома, жилые помещения на территории эксперимента;
• спортсменов, тренеров и иных специалистов из спортивной сферы, прибывших для участия в официальных мероприятиях на территорию эксперимента;
• лиц, прибывших на территорию эксперимента в целях получения специализированной медицинской помощи или медицинской реабилитации, а также сопровождающих их лиц в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет.
Полный список лиц, на которых распространяется льгота, приводится в ст. 7 Закона о курортном сборе. Кроме того, субъектам РФ предоставлено право освобождать от налога иные категории лиц.
Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего это право, либо заверенной копии.
Закон вводит такое понятие, как «оператор курортного сбора».
Это юридическое лицо или ИП, которое в соответствии с законодательством РФ осуществляет деятельность следующего характера:
• предоставление гостиничных услуг;
• предоставление услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению;
• обеспечение временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.
Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта РФ осуществляется оператором по истечении срока фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения.
В ст. 10 Закона о курортном сборе перечислены обязанности операторов курортного сбора. В частности, к ним относятся:
1. Осуществление исчисления, взимания и перечисление в бюджет субъекта РФ курортного сбора.
2. Выдача плательщику курортного сбора документа, подтверждающего факт уплаты курортного сбора.
3. Уведомление о невозможности удержания курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора (в случае невозможности удержания у плательщика исчисленной суммы курортного сбора).
4. Осуществление учета плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, с соблюдением требований Закона «О персональных данных».
5. Представление в уполномоченный орган субъекта РФ отчета, подготовленного на основе данных учета, а также сведений, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора. Форма, порядок и сроки представления отчета устанавливаются уполномоченным органом субъекта РФ.
Ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора устанавливается законодательством субъекта РФ.
Курортный сбор будет поступать в бюджет региона, где проводится эксперимент. Для распределения средств планируется создать Фонд развития курортной инфраструктуры.
На днях налоговая служба выпустила письмо (Письмо № СД-4-3/6986@), в котором рассказала об особенностях учета курортного сбора. Ссылаясь на ч. 1 ст. 8 Закона № 214-ФЗ, налоговики напоминают, что сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.
Поскольку перечисляемая оператору сумма курортного сбора не связана с расчетами по оплате проживания, да и сам оператор является лишь посредником между туристом, вносящим сбор, и бюджетом, то суммы курортного сбора, поступившие оператору, не учитываются в налоговой базе по УСН, налогу на прибыль, НДС и НДФЛ.
Сумма курортного сбора исчисляется умножением количества дней фактического проживания в объекте размещения (за исключением дня заезда) на размер курортного сбора. При этом, как отмечается в ст. 8 Закона о курортном сборе, сумма сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.
Относительно порядка исчисления и уплаты туристического налога также важно понимать, что:
• курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения;
• недопустимо повторное взимание платежа за один и тот же период проживания на территории эксперимента.
Еще до подписания президентом Закона о курортном сборе туроператоры сообщили о снижении спроса на отдых в Сочи на 40%. Помимо такого негативного фактора, как распространение информации о введении курортного сбора, повлиявшего, по словам игроков рынка, на спрос, эксперты назвали погоду, высокие цены на размещение и более выгодные предложения зарубежных курортов.
В «Опоре России» введение курортного сбора назвали не иначе, как «антирекламой внутреннего туризма в стране». Глава организации Александр Калинин направил письмо на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина, в котором выступил против введения платы за пользование курортной инфраструктурой и обосновал свою позицию тем, что такой сбор повлияет на перераспределение в сторону нелегальных гостевых домов и прочих мест размещения, что приведет к росту теневого бизнеса. О подобном риске предупредили и в Ассоциации туроператоров. Эксперты проанализировали мнение представителей туристического бизнеса и пришли к выводу, что все они сходятся во мнении о преждевременности введения туристического налога, который только приведет к снижению спроса на внутренние направления.
Курортный сбор в Геленджике
Курортный сбор в Геленджике введен и его размер составит всего 10 рублей со взрослого человека в сутки.
Но если с суммой курортного сбора Краснодарский край уже определился, то механизм его взимания все еще до конца не понятен. Инструкции для владельцев мест размещений по сбору курортного сбора еще нигде не опубликованы и не озвучены.
Но в любом случае мы думаем, что сумма курортного сбора в Краснодарском крае (10 рублей в сутки со взрослого человека) не отпугнет желающих посетить наш курорт в этот летний сезон, тем более, что есть льготные категории граждан, которые платить этот сбор не будут (и их довольно много).
Согласно Закону Краснодарского края № 3690-КЗ «О введении курортного сбора на территории Краснодарского края и внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях»:
- размер курортного сбора на территории эксперимента с одного физического лица, достигшего 18 лет, проживающего в объекте размещения более 24 часов, составляет 10 рублей в сутки,
- на территории Краснодарского края от уплаты курортного сбора освобождены лица, имеющие место жительства на территории Краснодарского края,
- от уплаты курортного сбора освобождаются:
1) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
2) лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах»;
5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) инвалиды войны;
8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
9) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
10) инвалиды I и II групп;
11) лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
12) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
13) лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
14) больные туберкулезом;
15) лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
16) лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
17) лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;
18) лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;
19) спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.
Так что отправляясь в этом году на отдых в Краснодарский край, не забудьте документы, подтверждающие ваши льготы.