На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409 НК РФ):
• транспортный налог;
• земельный налог;
• налог на имущество физических лиц.
Также на основании налогового уведомления подлежит уплате НДФЛ с доходов, полученных с которых налоговый агент не смог удержать налог, в связи с чем представил сообщение вам и в налоговые органы (пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228 НК РФ; ч. 8 ст. 4 Закона N 396-ФЗ).
Неуплата или несвоевременная уплата налогов по налоговому уведомлению может повлечь:
• начисление пеней;
• привлечение к ответственности в виде штрафа;
• взыскание задолженности по налогу (недоимки), а также пеней и штрафа через суд.
Пеня — это денежная сумма, которая будет начислена вам на сумму задолженности по налогу, если вы уплатите налог с опозданием (п. 1 ст. 75НК РФ).
Пени рассчитываются по формуле (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ):
Сумма пеней = не уплаченная в срок сумма налога x количество календарных дней просрочки x 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
Если вы не уплатите налог в срок, налоговая инспекция направит вам требование об уплате недоимки по налогу и пеней.
Такое требование должно содержать: сумму задолженности по налогу; размер пеней на момент направления требования; срок уплаты налога; срок исполнения требования; также меры по взысканию налога, которые будут приняты в случае неисполнения требования.
Указанные в требовании суммы вы должны уплатить в течение восьми рабочих дней со дня получения требования, если в нем не указан более продолжительный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления этого письма (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 69 НК РФ).
За неуплату налога вас могут привлечь к ответственности в виде штрафа. Штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Если же инспекция докажет, что налог вы не уплатили умышленно, то сумма штрафа увеличится до 40%. При этом привлечь вас к ответственности налоговый орган вправе в течение трех лет с начала календарного года, следующего за тем, в котором налог следовало уплатить (п. 1 ст. 113, ст. 122 НК РФ; Информация ФНС России «О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности»).
Важно знать, что налоговый орган для привлечения вас к ответственности должен иметь доказательства, которые подтверждают совершение правонарушения: располагать документами о том, что инспекция исчислила налог в соответствии с законом, направила вам налоговое уведомление и требование, имеет подтверждение факта и даты получения уведомления.
При неисполнении требования в срок налоговый орган может подать заявление в суд, чтобы взыскать задолженность за счет вашего имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, наличных денег (п. 1 ст. 48НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования налогового органа сумма вашей задолженности, включая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (п. 2 ст. 48 НК РФ):
• превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня превышения задолженности 3 000 руб.;
• не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При подаче налоговым органом заявления мировому судье по вашему месту жительства возможно вынесение судебного приказа по данным требованиям, если они являются бесспорными. При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон (п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4, ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ).
Однако если вы до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней со дня направления вам копии вынесенного судебного приказа представите свои возражения относительно изложенных в нем требований, в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ отменен. В таком случае последует уже судебное разбирательство после обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 36).
Кроме того, о неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся без деления по видам налогов, налоговый орган может проинформировать вашего работодателя, а также направить ему или иному лицу, выплачивающему вам заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств (Письма ФНС России N ГД-4-8/18401@ (п. п. 6, 9), N ГД-4-8/22302@).
Если у вас есть имущество, которое облагается налогом, но в установленный срок налоговое уведомление вам не пришло, следует выяснить в налоговой инспекции по месту жительства или месту нахождения имущества причину неполучения уведомления. Обратиться в налоговый орган можно лично или направить информацию о неполучении уведомления через официальный сайт ФНС России, в том числе через личный кабинет (п. п. 1, 5 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС России N БС-4-21/21044@).
При этом вы обязаны не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом), представить в налоговый орган сообщение о каждом объекте налогообложения, по которому не было получено налоговое уведомление. Данное сообщение не представляется в налоговый орган, если вы ранее получали налоговое уведомление в отношении конкретного объекта налогообложения либо не получали его в связи с предоставлением вам налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
Также следует отметить, что если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 руб., то налоговое уведомление вам не направляется. Однако уведомление с суммой налога менее 100 руб. в любом случае вам направят в том году, по окончании которого налоговый орган теряет право его направить (три предшествующих года) (п. 4 ст. 52 НК РФ).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Сегодня пени трактуются налоговиками именно как мера, стимулирующая налогоплательщиков своевременно уплачивать налоги и взносы.
Они могут уплачиваться как по требованию контролирующих органов, так и добровольно.
Налогоплательщик, делающий платеж самостоятельно, без напоминания налоговиков, начисляет сумму пеней в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ.
Юридическими лицами пени рассчитываются по ставке, равной:
• 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, от суммы своевременно не уплаченного платежа за каждый день просрочки — за первые 29 дней опоздания;
• 1/150 от ставки рефинансирования, установленной Центробанком РФ, — за весь последующий срок.
Предприниматели и физлица рассчитывают пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, за весь период просрочки.
Платежное поручение по пеням оформляется в соответствии с приказом Минфина РФ «Об утверждении правил указания информации в реквизитах» № 107н (далее — приказ № 107н).
Основным отличительным признаком платежного поручения на уплату пени является код КБК, проставляемый в поле (104).
Это 20-значный код бюджетной классификации, который показывает, в какой бюджет и по какому виду доходов направляется перечисление.
Разряды кода с 14 по 17 показывают вид платежа, перечисляемого в бюджет. Здесь указывается значение 2100.
Еще один реквизит, который поможет точно идентифицировать тип перечисляемого платежа, — поле (110). Независимо от того, по чьей инициативе делается платеж, в нем указывается «ПЕ».
Если пени уплачиваются по требованию проверяющих органов, то в поле (107) указывается код «ТР».
В реквизите «Срок уплаты платежа» (поле (108)) указывается срок перечисления, установленный в требовании.
Это 10-значный код в формате «ХХ.ХХ.ХХХХ». Порядок заполнения поля определен п. 8 приложения 2 к приказу № 107н:
• первые 2 разряда — это месяц, квартал или год, за который был просрочен платеж;
• 4–5-й разряды — его порядковый номер;
• 7–10-й — год, в котором был просрочен платеж.
В поле (108) указывается номер требования ИФНС, а в поле (109) — дата его выставления.
Если пени перечисляются по требованию, в котором указан 20 либо 25-значный код УИН, то он указывается в поле (22), в остальных случаях там ставится 0.
При оформлении платежного поручения по пеням в ИФНС на основании акта проведенной налоговой проверки в поле (106) необходимо указывать «АП».
При этом в поле (107), которое показывает период, за который перечисляются пени, ставится 0, ведь уплата пени по акту проверки не имеет периодичности.
Следующий важный реквизит — поле (108). В нем приводится номер акта, на основании которого были начислены пени.
В поле (109) вписывается дата решения об их начислении, на основании которого заполняется платежка. Показатель должен быть указан в формате «ХХ.ХХ.ХХХХ» согласно п. 10 приложения 2 к приказу № 107н.
В поле (22) ставится 0.
Плательщики, добровольно перечисляющие пени, начисленные в случае просрочки платежа, в поле (106) ставят код «ЗД». Он говорит о перечислении платежа именно за прошедшие периоды (ведь сам факт их появления показывает, что срок платежа был пропущен).
Пени могут начисляться за несвоевременную оплату какого-то конкретного платежа или накапливаться от периода к периоду. В первом случае в поле (107) указывается период, за который был несвоевременно уплачен налог, в формате «ХХ.ХХ.ХХХХ», во втором ставится 0.
В полях (108) и (109) при добровольном погашении пени на основании проведенного акта сверки задолженности указываются номер и дата акта сверки. При самостоятельном расчете в обоих полях ставится 0.
В поле (22) тоже должен быть 0.
На порядок заполнения полей платежного поручения влияет не только вид перечисляемого в ИФНС платежа (налоги, пени, штрафы), но и причина, побудившая налогоплательщика к этому (требование на уплату налога, акт проверки или сверки платежей). Об этих особенностях важно помнить при заполнении документа.
Практически любая компания хотя бы раз получала от ФНС требование на уплату штрафа за несвоевременно сданную декларацию или на уплату пеней за просрочку платежа. Как самостоятельно рассчитать сумму пеней и проверить расчеты налоговой службы, какими проводками отразить налоговые санкции, расскажем в данной статье.
Определение налогового штрафа можно найти в ст. 114 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, штраф относится к категории налоговых санкций. Применяется он в случае совершения налогового правонарушения и исчисляется в денежном выражении.
Размер штрафа зависит от вида нарушения (гл. 16 НК РФ). Самые распространенные налоговые санкции, с которыми сталкивается бухгалтер, это штрафы за несвоевременную уплату налогов и сдачу отчетности.
Например, при подаче декларации по НДС позже установленного срока компанию ждет штраф в размере от 5 до 30 % суммы налога, указанного в декларации. При этом минимальный штраф составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). А если бухгалтер забыл перечислить налог, придется заплатить еще и пени за каждый день просрочки.
Все штрафы по налогам выносятся на основании решения ФНС и подлежат уплате виновной организацией, а не должностным лицом. Иногда штрафы по отчетности удерживают из зарплаты исполнителя (например, главбуха) — такие действия должны быть закреплены в локальных нормативных актах (в положении об оплате труда, в порядке о премировании работников и т. п.).
Штрафы отражаются по дебету счета 99 и кредиту счетов 68 или 69. Для подробной аналитики можно открыть дополнительные субсчета к счету 68 в разрезе видов налогов. Например, счет 68 субсчет «Штрафы по НДС». Такая аналитика позволит бухгалтеру отследить, штрафы по каким налогам уже уплачены.
Дебет 99 Кредит 68 — начислен штраф по налогу.
Дебет 68 Кредит 51 — перечислен в ФНС штраф по налогу.
Дебет 99 Кредит 69 — начислен штраф по страховым взносам.
Пени не относятся к налоговым санкциям, а поэтому их учет мы рассмотрим отдельно.
Пеня — это денежная сумма, которую компания (ИП) должна заплатить в бюджет, если налоги (взносы, сборы) уплачены не вовремя (ст. 75 НК РФ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора. Если срок уплаты налога выпадает на 25 января, то пени нужно начислять с 26 января.
Начислять ли пени за день, в который погашена задолженность, — вопрос спорный. На протяжении многих лет контролирующие органы и суды отстаивают разные точки зрения. Минфин России считает, что пени не нужно начислять за день, в котором произошла уплата недоимки (письмо № 03-02-07/2/39318). Суды также соглашаются с указанным мнением. А вот ФНС нередко настаивает на том, что пени нужно начислить даже за день, когда недоимка была уплачена (Разъяснения ФНС РФ). Если сумма пеней за один день не велика, безопаснее поступить согласно позиции налоговой службы. Если речь идет о существенных суммах, нужно быть готовым к тому, что свою позицию придется доказывать в суде.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от долга. Процентная ставка пени равна 1/300 действующей ставки рефинансирования.
Пени = Не уплаченная в срок сумма налога x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования.
Пени считаются исходя из 1/150 ставки рефинансирования, если просрочка по уплате превысит 30 дней (Федеральный закон № 401-ФЗ).
На практике пени учитывают по-разному: одни специалисты относят пени по налогам на счет 91, а другие — на счет 99. Ни один нормативный акт не дает четкого ответа, на каком счете нужно учитывать пени. Решение нужно принять самостоятельно и закрепить его в учетной политике предприятия.
Вариант № 1. Пени учитываются на счете 91.
Если прочитать определение пени, то можно сделать вывод: пени не относятся к налоговым санкциям, а значит, не могут быть учтены на счете 99. Характеристика счета 99 представлена в плане счетов и дословно звучит так: «на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций». Про пени тут речи нет.
Так как пени не учитываются при налогообложении (п. 2 ст. 270 НК РФ), для их учета остается лишь счет 91-2. Однако в плане счетов разъясняется, что по счету 91 можно учитывать лишь пени за нарушение договорных условий. Перечень расходов раскрыт в ПБУ 10/99, и среди перечисленных также нет пеней по налогам. Но в ПБУ 10/99 есть статья «прочие расходы», и пени можно отнести к ней. Главное, закрепить отражение пеней на счете 91 в учетной политике организации.
Учитывать пени на счете 99 гораздо удобнее. Тогда бухгалтеру не придется начислять ПНО.
В инструкции по применению плана счетов для учета пеней напрямую не подходит ни счет 91, ни счет 99. Однако по своему экономическому содержанию понятие пеней очень близко к налоговым санкциям, которые нужно учитывать на счете 99. Операции в бухучете нужно отражать исходя из их экономического содержания, которое находится в приоритете перед правовым статусом операции (п. 6 ПБУ 1/2008).
Пример. Компания «Небо» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 421 рубль. В организации учет пеней ведут на счете 99.
Независимо от выбранного варианта отражения пеней нужно помнить, что пени не уменьшают прибыль в целях налогообложения. В бухгалтерской отчетности пени отражаются в зависимости от выбранного счета учета. В конечном итоге чистая прибыль будет одинаковой при любом варианте учета пеней. Если сумма пеней существенна, желательно раскрыть информацию о ней в пояснительной записке.
Пени в налоговом требовании
В арбитражных судах рассматривается в настоящее время большое количество дел о признании недействительными (незаконными) требований налоговых органов об уплате налога (пени).
Как правило, налогоплательщики обжалуют требования налогового органа об уплате налога (пени) по формальным основаниям, среди которых можно выделить неполное указание сведений, предусмотренных п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Анализ судебной практики показывает, что у судов сложилось два подхода к разрешению таких споров.
Некоторые суды признают требования законными в той части, которая соответствует фактической обязанности налогоплательщика уплатить налог и пеню.
Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении по делу N А52/920/2003/2 указал, что требование может быть признано недействительным, если только оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика, то есть у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога, или если требование составлено с существенными нарушениями данной нормы права. Аналогичный вывод сделан ФАС Волго-Вятского округа в постановлении по делу N А79-7258.
Другие суды, не устанавливая фактическую обязанность налогоплательщика по уплате налога (пени), считают неуказание в требовании об уплате налога (пени) сведений, предусмотренных п. 4 ст. 69 НК РФ, существенным нарушением прав налогоплательщика, так как это не дает возможности налогоплательщику четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи, и соответственно признают требование налогового органа недействительным (незаконным).
Так, определением ВАС РФ N 306 по делу N А76-32128-45-164/44-116 налоговому органу отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных решений, так как ВАС РФ посчитал, что судебные инстанции правомерно признали недействительным требование об уплате пени по причине того, что оспаривавшееся требование не содержало необходимых сведений, предусмотренных ст. 69 НК РФ, в связи с чем оказалось невозможным проверить расчет начисленных пеней.
Примечательно, что, несмотря на эту судебную практику, налоговые органы продолжают составлять требования об уплате налога (пени) с нарушением п. 4 ст. 69 НК РФ, что способствует увеличению количества жалоб налогоплательщиков в суд по этим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для принятия налоговым органом мер государственного принуждения к исполнению обязанности по уплате налогов.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции”", определением Конституционного Суда Российской Федерации N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества “Ростелеком” на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
Применяемые меры государственного принуждения связаны с вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым - в сферу основных прав и свобод физических и юридических лиц. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении N 748-О-О и в постановлениях N 14-П, N 14-П, N 6-П, N 2-П, возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров исходя из общих принципов права должны отвечать требованиям справедливости, должны быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать частное и публичное начала в сфере экономической деятельности.
Поэтому законодатель четко регламентировал порядок взыскания налоговыми органами налоговой задолженности.
Взыскание налога - длящийся процесс.
На первом этапе налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога (пени). На втором этапе налоговый орган применяет к налогоплательщику принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ с учетом п. 19 постановления Пленума ВАС РФ N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 5) требование об уплате налога (пени) должно содержать:
- сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
- подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
- срок исполнения требования;
- размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставку пеней.
Таким образом, сведения, которые должны содержаться в требовании об уплате налога (пени), позволяют налоговому органу информировать налогоплательщика о факте наличия задолженности; предупреждают налогоплательщика о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога (пени) и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога (пени).
Направление требования об уплате налога (пени) - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога (постановление Президиума ВАС РФ N 13592 по делу N А03-13136/03-3).
Требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения [обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке (определение Конституционного Суда Российской Федерации N 503-О "По жалобе федерального государственного унитарного предприятия “123 Авиационный ремонтный завод” на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации"].
В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Требование об уплате налога (пени) является ненормативным актом налогового органа, так как отвечает следующим условиям:
- этот документ предусмотрен главой 10 НК РФ; утвержден приказом ФНС России N САЭ-3-19/825@; составлен в письменной форме; подписан руководителем (его заместителем) налогового органа;
- этот документ обращен к конкретному налогоплательщику;
- этот документ содержит предписания налогоплательщику по исполнению его обязанности по уплате налога (пени), влечет для него негативные последствия при неисполнении требований налогового органа в виде принятия мер государственного принуждения.
В п. 48 постановления Пленума ВАС РФ N 5 разъяснено, что налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, оспорил ли он решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.
На возможность обжалования в суд требования как ненормативного акта указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении N 418-О "По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Следует заметить, что согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации N 503-О, постановлению Президиума ВАС РФ N 13592 по делу N А03-13136/03-3 перечисление денежных средств во исполнение требования налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора и исключать возможность последующего обжалования требования об уплате налога (пени).
С учетом сложившейся на сегодняшний день судебно-арбитражной практики признание требования об уплате налога (пени) имеет для налогоплательщика ряд как положительных, так и отрицательных сторон:
1. Признание недействительным (незаконным) требования об уплате налога (пени) лишает налоговый орган права на взыскание сумм налоговой задолженности по данному требованию в административном порядке (постановление Президиума ВАС РФ N 4507/05 по делу N А19-13170/04-48).
2. Перечисленные налогоплательщиком денежные средства во исполнение требования об уплате налога (пени) должны быть ему возвращены в случае признания данного требования незаконным (определение Конституционного Суда Российской Федерации N 503-О).
3. В некоторых случаях действующим законодательством предусмотрено представление справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, например для получения субсидий согласно постановлению Правительства РФ N 999 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам на срок до 8 лет". Наличие налоговой задолженности, в том числе не взысканной налоговым органом, по причине признания требования об уплате налога (пени) незаконным (недействительным) по формальным основаниям, создаст для заявителя препятствия в получении таких субсидий.
4. Утрата налоговым органом права на принудительное взыскание задолженности в связи с пропуском установленного срока не служит основанием для списания данной задолженности как безнадежной ко взысканию (постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу N А79-1021).
Президиум ВАС РФ в постановлении N 16507/04 по делу N А55-4606/04-6 указал, что в соответствии с НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ, по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Поэтому у судов не было оснований понуждать налоговый орган принять решение о списании сумм недоимки и задолженности по пеням, так как суд по своей инициативе не имеет права списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.
Как правило, на момент признания судом недействительным (незаконным) требования об уплате налога (пени) у налогового органа истекают пресекательные сроки на взыскание налоговой задолженности, в том числе в судебном порядке.
Судебно-арбитражной практике известны примеры, когда при обжаловании требования об уплате налога (пени) налоговый орган в порядке, установленном ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предъявлял встречный иск о взыскании с налогоплательщика налоговой задолженности [постановления ФАС Восточно-Сибирского округа N А69-1617/05-5(2)-8-Ф02-1565 по делу N А69-1617/05-5(2)-8, ФАС Западно-Сибирского округа N Ф04-7266(39326-А45-26) по делу N А45-2052/2007-46/71].
Однако неуказание в требовании об уплате налога (пени) обязательных сведений, предусмотренных п. 4 ст. 69 НК РФ, также служит основанием для отказа налоговому органу во встречных требованиях о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Обращаем внимание налогоплательщиков на следующую проблему, которая иногда возникает у налоговых органов. Нарушение порядка составления требования служит основанием для признания недействительными (незаконными) вынесенных на его основании решения о взыскании налогов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках или решения о взыскании налогов, пеней за счет имущества налогоплательщика, независимо от того что само требование не было обжаловано (постановление ФАС Северо-Кавказского округа N Ф08-176/2006-285А по делу N А15-1291).
Безусловно, налоговые органы должны указывать в требовании об уплате налога (пени) все сведения, предусмотренные п. 4 ст. 69 НК РФ, ибо их отсутствие является существенным нарушением прав налогоплательщика, так как не дает ему возможности четко определить, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
В то же время отсутствие прямо прописанного в НК РФ механизма взыскания налогов и пени в случае признания требования об уплате налога (пени), решения о взыскании налогов (пеней) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках или решения о взыскании налогов (пеней) за счет имущества налогоплательщика незаконным (недействительным), в том числе по формальным основаниям, таким как неуказание в требовании об уплате налога (пени) сведений, предусмотренных п. 4 ст. 69 НК РФ, становится причиной возникновения ситуации, при которой конституционная обязанность, установленная ст. 57 Конституции Российской Федерации, уплатить налог остается, а правовые средства для ее реализации отсутствуют, чем нарушается баланс между правами и обязанностями налогоплательщика, а также между публичными и частными интересами, предполагающими взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ.
Все применяемые налоговыми органами действия по взысканию не уплаченной налогоплательщиком задолженности в бюджет основываются на требовании об уплате налога. Поэтому признание самого требования недействительным (незаконным) свидетельствует о недействительности (незаконности) последующих действий и решений, принятых налоговым органом во исполнение данного требования.
Федеральным законом N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" внесены изменения в часть первую НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ срок подачи искового заявления в суд на взыскание налога и пени может быть восстановлен судом.
Представляется, что в случае признания требования об уплате налога и пени по формальным основаниям недействительным (незаконным) налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Пени по страховым взносам в налоговую
Законодателями разработана система контролирующих мер за своевременностью уплаты налогов и страховых отчислений. Взыскание основного объема страховых взносов (кроме взносов по травматизму) стало прерогативой ФНС. Но требования по их уплате сохранились неизменными: уплачиваться они должны в установленные сроки и в полном размере, а при отсутствии платежа или его части, к плательщику применяются нормы законодательного права, диктующие обязательную уплату недоимки и пеней, рассматриваются которые как штрафные санкции за несвоевременность внесения взносов.
Как правильно учесть начисление и уплату пеней в бухгалтерском учете компании, расскажет эта публикация.
Пени представляют собой расчетную сумму, обязательную к уплате. Исчисляют их в процентах к сумме просроченного платежа в размере 1/300 ставки рефинансирования (СР), приравненной к ключевой ставке ЦБ, за каждый просроченный день.
Это общая формула, однако, законодатели внесли некоторые изменения в расчет, и (исключительно для юридических лиц!) пени компаниям рассчитывают так:
• 1/300 СР на сумму задолженности;
• 1/300 СР на сумму задолженности за просрочку длительностью не более 30-ти календарных дней;
• 1/150 СР на сумму недоимки за просрочку, продолжительность которой составила более 30 дней.
Т.е. пени будут рассчитывать по ставке 1/300 СР за первые 30 дней просрочки, с 31-го дня в расчете применяется 1/150 СР. Общий размер пени рассчитывают суммированием полученных значений, если наступает необходимость исчисления пени за период более 30 дней.
Пени могут быть насчитаны и уплачены компанией добровольно либо по извещениям, которые плательщику выставляются курирующей инспекцией ФНС после проведенной проверки. Для учета пеней по страховым отчислениям к счету 69 обычно открывают субсчета по каждому виду начисленных санкций.
В бухучете фирмы операции по пеням в ПФР отражаются такими записями:
Операция
Д/т
К/т
Начислены/доначислены пени в ПФР
99
69
Произведена уплата
69
51
Существуют особенности времени отражения операции по начислению пени. Это зависит от двух факторов:
• если начислены пени бухгалтерией фирмы самостоятельно, то проводка пени в Пенсионный фонд датируется так же, как и составленная справка-расчет;
• если начисление пени явилось результатом проверки, учетная запись производится на дату вступления в силу решения по итогам этой проверки.
В недавних разъяснениях Минфина РФ (письмо № 07-04-09/78875) прописаны рекомендации по отражению пеней, начисленных по не относящимся к налогу на прибыль платежам, на счета учета производственных затрат.
Поэтому начисление и уплата пени по страховым взносам в ФСС проводки имеет следующие:
Операция
Д/т
К/т
Начислены пени в ФСС
26 (44)
69
Произведена уплата с расчетного счета
69
51
Период образовавшейся просрочки для исчисления пени по страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (ОМС, ОПС, ВНиМ), считается немного иначе, в сравнении с тем, как он определялся ранее и считается в настоящее время пени по взносам «на травматизм».
Так, пени по взносам считают за отрезок времени, начиная со дня, наступившего за установленным днем уплаты взноса, до дня, предшествующего факту уплаты. К примеру, фирма, просрочив платеж 15 апреля, уплатила их 20-го апреля. Пени будут рассчитаны с 16-го по 19-е апреля включительно. А если уплачены взносы были 16-го апреля, то начислять пени и вовсе не придется.
Что касается количества дней просрочки по «травматическим» взносам, то они засчитываются, начиная со дня за установленным сроком уплаты взноса, по день произведенной уплаты включительно.
Требование налоговой об уплате пени
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (далее – требование об уплате) со дня выявления недоимки. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику, не позднее одного года со дня выявления недоимки.
Требование об уплате направляемое налогоплательщику по результатам налоговой проверки, направляется не позднее 20 дней после истечения одного месяца со дня вручения соответствующего решения (пункт 9 статьи 101 Кодекса).
Требование об уплате страховых взносов на основании полученного от Фонда социального страхования Российской Федерации вступившего в силу решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, принятого по результату проверки обоснованности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проводимой Фондом социального страхования Российской Федерации, должно быть направлено налоговым органом плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня получения налоговым органом соответствующего решения (пункт 2.1 статьи 70 Кодекса).
Правила, установленные вышеуказанной статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате, предусмотренных главой 9 Кодекса.
Требование об уплате направляется физическим лицам – наследникам умершего физического лица или лица, объявленного умершим, не позднее 1-го месяца со дня поступления в налоговый орган в соответствии с пунктом 6 статьи 85 Кодекса сведений о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Требование об уплате направляемое налогоплательщику в соответствии со статьей 204 Кодекса, а также по результатам налоговой проверки формируется отдельно.
Требования об уплате, направляемые ответственному участнику КГН в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 70 Кодекса, формируются отдельно.
Требование об уплате заполняется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России № ММВ-7-8/179@.
Один экземпляр требования об уплате вручается соответственно налогоплательщику лично под расписку, направляется по почте заказным письмом, передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом ФНС России N ММВ-7-8/200@ (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2017 № 46729) или через личный кабинет налогоплательщика в соответствии с Порядком ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденным приказом ФНС России № ММВ-7-17/617@ (Зарегистрирован Минюстом России № 49257). В случае направления указанного требования об уплате по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 Кодекса).
Второй экземпляр требования об уплате с датой и подписью налогоплательщика о вручении или с документом, подтверждающим дату направления требования об уплате по почте заказным письмом, хранится в налоговом органе.
Срок исполнения требования об уплате налога, направляемого налогоплательщику, в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса, должен составлять 8 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании об уплате.
В требовании об уплате, направленном налогоплательщику в соответствии с пунктом 13 статьи 204 Кодекса, рекомендуется устанавливать срок уплаты не более пяти дней со дня его получения налогоплательщиком.
В случае получения налогоплательщиком права на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и начисленным пеням и штрафам, предоставления отсрочки, рассрочки, заключения договора об инвестиционном налоговом кредите до принятия решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, ранее направленное требование об уплате налога отзывается в срок не позднее трех рабочих дней со дня предоставления права на реструктуризацию, отсрочки (рассрочки), заключения договора об инвестиционном налогов кредите или после поступления в налоговый орган информации о предоставлении права на реструктуризацию, предоставления отсрочки (рассрочки) и заключения договора об инвестиционном налоговом кредите.
В случае изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога, сбора или страховых взносов налогов, налоговый орган направляет налогоплательщику уточненное требование об уплате в порядке статьи 71 Кодекса.
Пени по налоговым платежам
Пеня — это денежная сумма, которую компания (ИП) должна заплатить в бюджет, если налоги (взносы, сборы) уплачены не вовремя (ст. 75 НК РФ). Уплата пени — это не право налогоплательщика, а его обязанность. Если у компании или ИП будет выявлена недоимка по налогу, нужно погасить долг и заплатить пени по налогам.
Если недоимку выявит ФНС, налогоплательщик получит требование об уплате налога и пеней. Налогоплательщик может обнаружить недоплату по налогу самостоятельно (раньше ФНС). В таком случае нужно рассчитать и заплатить пени вместе с недоимкой, не дожидаясь требования ФНС, иначе будет штраф по налогам.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора.
Изменения в расчете пеней произошли - пени организации будут рассчитывать по новым правилам, а именно:
• за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
• за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Согласно п.3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Часто бывает, что по каким-либо причинам налоги или авансовые платежи не были уплачены вовремя. В данной статье приведен калькулятор налоговых санкций согласно ключевой ставке, он необходим когда делается расчет суммы, для перечисления в бюджет. Мы рассмотрим расчет пени на калькуляторе в режиме онлайн на примере задержки авансовых платежей по упрощенному налогу УСН.
Примечание: Всегда сначала надо доплатить налог и пени за просрочку, а потом уже сдать уточненку.
Рассмотрим ситуации, когда возникает просрочка в перечислении налогов, а, соответственно, налоговые санкции:
1-я ситуация. Пропущен установленный срок уплаты налога. В этом случае нужно как можно быстрее перечислить просроченные налоговые платежи, а также пени. Согласно статьи 75 НК РФ сумму пеней рассчитывается на калькуляторе исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты суммы налога. Причем пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Доначисленный налог и пени за просрочку необходимо отразить в бухучете. Если речь идет о УСН, то в налоговом учете упрощенный налог и пени отражать не нужно, поскольку они не включены в список расходов по УСН.
Например, авансовые платежи по «упрощенному» налогу нужно вносить не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за I квартал аванс требуется перечислить не позднее 25 апреля, за полугодие — не позднее 25 июля и за 9 месяцев — не позднее 25 октября. Это следует из пункта 2 статьи 346.19 и абзаца 2 пункта 7 статьи 346.21 НК РФ.
2-я ситуация. Авансовые платежи по УСН перечислены своевременно, но размер его был занижен из-за ошибки в расчетах. Тогда тоже возникает недоимка по налогу и обязанность сделать уплату пеней в бюджет.
Обнаружив у себя одну из перечисленных ситуаций, как можно быстрее погасите возникший долг, чтобы прекратилось начисление санкций. Потому что пени начисляются до тех пор, пока не уплачена вся сумма задолженности. Пени с суммы недоимки также нужно будет перечислить (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).
Штраф за несвоевременную уплату авансовых налоговых платежей не предусмотрен (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ). Такая санкция может быть наложена только за неуплату самого налога, то есть имеется в виду перечисление «упрощенного» налога по итогам года (ст. 122 НК РФ).
По общим правилам ФНС вправе наложить штраф на организацию (ИП) за несвоевременную уплату (неполную уплату) налога. Штраф взимается в размере 20 % от недоимки (ст. 122 НК РФ).
Что делать, если налогоплательщик самостоятельно обнаружил недоимку по налогу:
1. Рассчитать сумму пеней.
2. Перечислить на счет ФНС сумму недоимки и пеней.
3. Сдать уточненную декларацию.
Именно в таком порядке нужно выполнить перечисленные действия. Тогда налогоплательщик будет освобожден от ответственности в виде уплаты штрафа (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Если организация сначала сдаст уточненку, а потом заплатит долг и пени, налоговики выпишут штраф.
Пени организации рассчитывают по новым правилам, предусмотренным пунктом 4 статьи 75 НК РФ, а именно:
• за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (старая формула);
• за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, плюс 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Для ИП порядок расчета пеней останется прежним вне зависимости от количества дней просрочки.
Согласно рабочего плана счетов в бухучете прежде всего проверьте начисление авансовых платежей — оно должно быть отражено записью на последний день отчетного периода:
ДЕБЕТ 99 — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — начислена сумма авансового платежа по УСН за отчетный период.
Если такой проводки в нужный момент вы не сделали, то ваши действия будут зависеть от того, когда и какую именно вы обнаружили недоимку. Если это долг по авансу за текущий год и нашли вы его в текущем году, то просто текущей датой сделайте указанную выше проводку по начислению.
Если год уже закрылся, но бухгалтерскую отчетность вы еще не сдали, сделайте ту же проводку задним числом — от 31 декабря истекшего года. А вот если отчетность уже сдана и вам надо доначислить налог за прошлый год, то счет 99 «Прибыли и убытки» трогать не нужно. Расход в этом случае отразите в бухучете как убыток прошлых лет проводкой:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» — КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — доначислена сумма авансового платежа за прошлый год.
Основанием для доначисления налога будет бухгалтерская справка-расчет. В этом документе желательно указать причину образования недоимки.
А вот уплату недоимки отразите проводкой на текущую дату на основании платежки:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по упрощенному налогу» — КРЕДИТ 51 — перечислен авансовый платеж по упрощенной системе в бюджет.
Начисление и уплату пеней также отразите текущей датой записями:
Обратите внимание: счет 99 при начислении пеней нужно использовать всегда независимо от того, за какой период вы уплачиваете пени — за текущий или за прошлый. Начисление пеней делается на основании бухгалтерской справки, а уплату отразите на основании платежного поручения.
Как было сказано выше, в налоговом учете при «упрощенке», сумма самого «упрощенного» налога и авансы по нему расходом не признаются (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). То же самое относится и к пеням по данному налогу — они не перечислены в закрытом перечне расходов «упрощенца». Поэтому ни уплату «упрощенного» налога, ни уплату пеней в Книге учета доходов и расходов фиксировать не нужно.
Ответственность за неуплату налога возникает только в том случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий.
Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика влечет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Что касается бездействия налогоплательщика, которое выразилось исключительно в неперечислении в бюджет верно исчисленной суммы налога, то оно не может быть основанием для штрафа, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса.
Минфин России напомнил условия, при соблюдении которых данного штрафа можно избежать:
• налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу;
• до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик заплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Если неуплата или неполная уплата суммы налога образовалась в результате его неправильного исчисления и выявлена инспекцией в ходе проверки, применяется статья 122 НК РФ. К примеру, штраф могут назначить, если некорректно определена сумма налога и в бюджет было перечислено меньше, чем следовало заплатить при правильном расчете.
Если же налогоплательщик не перечислил в бюджет верно исчисленную сумму налога, то в этом случае налоговики предпримут меры для принудительного взыскания задолженности и начислят пени, но штрафа по статье 122 НК РФ быть не должно. Например, если страховые взносы перечислены с опозданием, но при этом сумма правильно исчислена и расчет по взносам своевременно представлен в инспекцию, то оснований для штрафа нет.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или по иной причине, влечет за собой штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ). Но, если у налогоплательщика имеется переплата по налогу в сумме, превышающей выявленную недоимку, то инспекторы не вправе его штрафовать.
Проводки по налоговым пеням
Если организация или ИП не уплатили вовремя свои налоги, помимо просроченной суммы задолженности таким налогоплательщикам придется заплатить пени. Пеня – это денежная сумма, которая подлежит уплате сверх суммы просроченных налогов (п. 1 ст. 75 НК РФ). Но бывает, что уплата пени предусматривается и в хозяйственных договорах (например, догово-ре купли-продажи). О том, какая при начислении пени проводка формируется в бухгалтер-ском учете, расскажем в нашей консультации.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина № 94н) суммы при-читающихся налоговых санкций отражаются по Дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в кор-респонденции со счетом учета расчетов с бюджетом по налогам.
Поэтому если организации были начислены пени по налогам, то бухгалтерская провод-ка будет такая:
Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
При этом, поскольку аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов, то по креди-ту этого счета указывается вид налога, по которому пени были начислены.
Так, при начислении пени по налогу на добавленную стоимость проводка будет такая:
Дебет счет 99 – Кредит счета 68, субсчет «НДС»
Соответственно, перечисление суммы начисленных пеней отразится бухгалтерской записью:
Дебет счета 68, субсчет «НДС» — Кредит счета 51 и др.
А при начислении пени по налогу при УСН бухгалтерская проводка, соответственно, будет:
Дебет счета 99 – Кредит счета 68, субсчет «УСН»
При начислении пени по взносам бухгалтерские проводки будет также состоять из дебета счета 99, а вот по кредиту нужно указывать счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
При начислении пени в бухгалтерском учете проводки могут быть другие, если речь идет не о нарушении налогового законодательства, а о неисполнении условий хозяйственных догово-ров, заключенных между контрагентами.
Ведь санкции за нарушение условий договора (штраф, неустойка, пеня и т.д.) – это прочий доход или расход в зависимости от того, к начислению или уплате причитаются эти суммы (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99). Поэтому в проводках по начислению пени за просрочку платежей по договору будет задействован не счет 99, а счет 91 «Прочие доходы и расходы» (Приказ Минфина № 94н).
Так, на причитающиеся к уплате пени за просрочку платежа по договору проводки у должника будут такие:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»
А, к примеру, на причитающиеся к получению лизингодателем пени по договору лизинга проводку необходимо отразить такую:
Правила исчисления процентов на сумму переплаты, не возвращенную в срок налоговым органом, установлены пп. 2, 5 ст. 6.1, пп. 6, 10, 12 ст. 78 НК РФ.
Начисление процентов, так же как и возврат переплаты по налогу, делается в рублях (п. 13 ст. 78 НК РФ).
Если за время нарушения срока возврата переплаты ставка рефинансирования изменялась, то за каждый период действия соответствующей ставки проценты рассчитываются отдельно.
В норме п. 10 ст. 78 НК РФ не установлено, включается ли в подсчет календарных дней просрочки день возврата переплаты.
Мнение Минфина РФ противоречиво:
• проценты за этот день не начисляются (письмо № 03-02-07/1-7);
• день возврата входит в расчетный период (письма Минфина России № 03-04-07/33140 и ФНС России № БС-4-11/11486@).
Президиум ВАС РФ (постановление № 11372/13) придерживается точки зрения, что правила расчета процентов должны быть едиными, в т. ч. для начисляемых за несвоевременный возврат сумм НДС, подлежащего возмещению из бюджета, и других излишне уплаченных (взысканных) налогов.
И заключаются они в следующем:
• период просрочки определяется фактическим количеством календарных дней просрочки с учетом дня фактического поступления денежных средств в банк, при этом согласно п. 10 ст. 78 НК РФ проценты начисляются за каждый календарный день просрочки (нарушения срока) возврата переплаты;
• расчет делается от фактического количества дней в году (365 или 366).
В связи с этим постановлением в соответствие с фактическим количеством дней в году приведена формула расчета, содержащаяся в п. 3.2.7 приказа ФНС России № ММ-3-1/683@ (приказ ФНС России № ММВ-7-8/494@).
Если проценты налоговым органом не выплачивались или были выплачены в неполном размере, он их должен доплатить (пп. 10, 11, 12 ст. 78 НК РФ).
Доплата происходит в течение 3 дней после получения от органа Федерального казначейства уведомления о дате фактического возврата суммы переплаты (п. 6 ст. 6.1, п. 12 ст. 78 НК РФ). Далее инспекция выносит решение о возврате процентов за оставшиеся дни просрочки и направлении поручения в орган Федерального казначейства.
Задержка возврата переплаты по налогу, осуществляемой по заявлению налогоплательщика, влечет за собой для налогового органа, допустившего такую задержку, уплату процентов. Рассчитываются эти проценты на не возвращенную вовремя сумму с применением к ней ставки рефинансирования (ключевой ставки) с учетом фактического числа дней задержки.
Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было: Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс? Девушка ему ответила: Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -… После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева. Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?