С учетом требований Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а затем в методику расчета стоимости легковых и грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов, мототехники отечественного и иностранного производства внесены некоторые изменения технического характера, которые способствуют более объективному определению стоимости объекта оценки. Результаты расчетов, выполненные на основе этих методических рекомендаций, позволяют определять с достаточной степенью точности остаточную стоимость оцениваемых объектов, которая используется при определении цены продажи или сдачи в аренду, стартовой цены для аукциона, приватизации или передачи в доверительное управление, залоговых операциях и разрешении имущественных споров, начислении налогооблагаемой базы и других производственных ситуациях.
Процедура оценки стоимости автотранспортного средства включает в себя следующие операции:
Составление договора на проведение работ по определение стоимости транспортного средства. Это важный этап работы, предусматривающий знакомство с заказчиком, определение его полномочий на заказ оценочных работ, предварительное тактичное выяснение, возможно, скрытых дефектов и повреждений объекта оценки. После уведомления заказчика о существующих рыночных ценах на подобного рода работы и получения согласия на их проведение по предъявленному объекту заключается соответствующий договор, в котором обязательно фиксируется предмет договора, обязанности, права и ответственность сторон, стоимость услуг и дата определения стоимости объекта оценки.
Осмотр транспортного средства. Этот этап выполнения оценочных услуг включает в себя несколько операций. Прежде всего оценщик фиксирует: во-первых, сведения о владельце транспортного средства или его доверенном представителе (паспортные данные человека или реквизиты юридического лица); во-вторых, наличие технического паспорта (свидетельства о регистрации) и основные параметры технического средства; в-третьих содержание документа органа внутренних дел, в котором зафиксированы повреждения оцениваемого объекта, обнаруженные при его осмотре на месте происшествия. Затем оценщик приступает к непосредственному осмотру и определению технического состояния и комплектности движимого имущества. Акт осмотра не является обязательным документом, но значительно упрощает процесс составления отчета, а также его изучение заинтересованными лицами, что в свою очередь, позволяет избежать большого количества ненужных вопросов, а, следовательно, повышает степень доверия к его составителю.
Идентификация данных технического паспорта транспортного средства. Паспортные данные предъявленного технического средства характеризуют объект оценки по таким показателям, как год выпуска, номера кузова и двигателя, пробег и другим параметром. Для большинства технических средств год выпуска устанавливается по номеру кузова, так как в связи с введением в паспортные данные VIN – номера международного идентификационного номера технического средства, согласно стандартам ИСО–8, используется единая международная система нумерации дорожного транспорта.VIN - номер - это комбинация из 17-ти цифр и букв, состоящая из трех частей и индивидуальная для каждого автомобиля.
Первая часть номера, состоит из трех знаков, означает международные коды изготовителя: географическая зона, страна, завод - производитель. Вторая часть состоит из шести знаков и обозначает модель транспортного средства. Третья часть состоит из восьми знаков: первый – латинская буква, обозначающая год выпуска, а остальные – порядковый номер кузова.
Таким образом, умея расшифровать номер кузова, оценщик может достоверно установить особенности транспортного средства, а иногда и законность его происхождения и подлинность документа. Номер двигателя содержит информацию о модели, рабочем объеме и порядковом номере этого агрегата. Важным ценообразующим фактором при определении остаточной стоимости транспортного средства является показатель его пробега.
Для установления реальности пробега оценщик должен убедиться в целости пломб на спидометре и отсутствии следов вскрытия. Достоверная информация о пробеге обычно содержится в сервисных книжках транспортного средства и компьютерных базах данных сервисных станций технического обслуживания.
Достаточно точным показателем в сомнительных ситуациях может служить состояние салона, кузова, двигателя, изношенность тормозных дисков и барабанов, других частей объекта оценки. С такой же тщательностью оценщик проверяет наличие и техническое состояние доступных для осмотра агрегатов автомобиля.
По окончанию внешнего осмотра и выполнения соответствующих записей, оценщик, если это возможно, запускает двигатель транспортного средства и проверяет его работу на всем диапазоне частот вращения коленчатого вала, а также работу других узлов, систем и контрольных приборов. Работа двигателя проверяется с целью выявления посторонних шумов (стуков), избыточного дымления через выхлопную трубу и отверстие для залива масла.
Проведение расчетных операций по определению стоимости транспортного средства. Наиболее трудоемким этапом выполнения услуг по оценке стоимости движимого имущества является проведение расчетных операций. В соответствии с общепринятой методикой оценки стоимости транспортного средства все расчеты производятся в следующей последовательности.
Уточняются на дату оценки розничные цены, установленные предприятием-изготовителем на транспортные средства, которые аналогичны предъявляемому к оценке объекту. Информационной базой для этих целей могут служить цены региональных дилеров; регулярно публикующиеся сборники Государственного научного Центра Российской Федерации «НАМИ»; данные систем каталогов DAT и SCHWACKE, которые достаточно часто обновляют свою базу данных и содержат практически любую необходимую информацию по ценам на транспортные средства, запасные части к ним, нормативы по обслуживанию и ремонту техники.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Справка-счет, чек или другой документ, выданной торгующей организацией, реализующей бывшие в употреблении транспортные средства, а также выданный при покупке транспортного средства на аукционе, биржевых торгах и т.п., не могут быть использованы в качестве первоначальной цены при определении остаточной стоимости объекта.
Конкретизируется розничная цена транспортного средства, предъявленного к оценке, с учетом его комплектности. Так, например, при нестандартной комплектности объекта оценки его цена уменьшается (или увеличивается) на величину стоимости отсутствующего (или дополнительного) элемента и стоимости по его установке.
При назначении первоначальной цены отечественного транспортного средства, снятого с производства, можно воспользоваться коэффициентами приведения к ценам базовых моделей новых транспортных средств, которые рекомендованы в методическом пособии № РД 37.009.015-98.
Для назначения первоначальной цены при оценке иностранного транспортного средства, снятого с производства, или отсутствии достоверной информации о его розничной цене, можно использовать цены или этого объекта в последний год выпуска, или ближайшего по техническим параметрам аналога.
Определяется расчетный процент износа предъявленного к оценке транспортного средства.
Процент износа можно определять по износу отдельных агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий, если на предъявленном к оценке транспортном средстве в процессе его эксплуатации была произведена и документально или фактически подтверждена их замена. Подтверждением произведенных улучшений может являться запись в техпаспорте, оплаченный заказ автообслуживающего предприятия, маркировка предприятия изготовителя даты выпуска изделия и т.д. К дорогостоящим комплектующим относятся агрегаты и узлы, стоимость которых превышает 3% стоимости транспортного средства.
Индивидуальный процент износа замененных агрегатов и комплектующих деталей рассчитывается аналогично проценту износа самого транспортного средства, только показатель и соответствуют времени их эксплуатации. Например, если на пятилетнем автомобиле произведена замена двигателя два года назад, то показатель для него будет ровняться двум годам. В тоже время при выявлении факта замены агрегата имеет значение, какие агрегаты использованы в качестве заменителя – новые или капитально отремонтированные; аналогичные, стандартные или взаимозаменяемые с других моделей (модификаций); более дорогие или дешевые. Вся эта информация потребуется при корректировке остаточной стоимости оцениваемого технического средства.
Практика показывает, что при определении износа капитально отремонтированного и установленного на транспортном средстве агрегата к проценту износа, полученному расчетным путем, дополнительно прибавляется 20% -я надбавка, учитывающая снижение ресурса агрегата после капитального ремонта. Оценщику необходимо помнить, что подразумевается под капитальным ремонтом. Это ремонт включающий в себя замену базовой детали агрегата, например, для двигателя - замена блока цилиндров; для кузова легкового автомобиля – его основание; для легкового автомобиля (автобуса) в целом – замена кузова; для грузового автомобиля – замена рамы и т.д. Когда при оценке транспортного средства, находящегося по внешнему виду и эксплуатационным характеристикам в удовлетворительном состоянии, но достигшего расчетного процента износа 60% и более, последний может быть снижен до уровня 50%, но не ниже (за исключением замены кузова в сборе).
При этом оценщик должен обосновать снижение расчетного процента износа наличием документа, подтверждающего произведенные ремонтные работы.
Определяется остаточная стоимость предъявленного к оценке транспортного средства с учетом расчетного процента его износа.
При определении остаточной стоимости капитально отремонтированного транспортного средства его расчетная цена, как уже отмечалось выше, должна быть уменьшена на 20%.
Если в процессе эксплуатации объекта оценки были произведены замены отдельных агрегатов и дорогостоящих комплектующих деталей, то следует определить их индивидуальный процент естественного износа и учесть его при расчете остаточной стоимости транспортного средства.
Определяется стоимость дефектов эксплуатации оцениваемого транспортного средства.
Приблизительность расчетов оправдана тем, что при определении остаточной стоимости транспортного средства с целью оформления документов на наследование, дарение и т.д. выявляются дефекты не для составления калькуляции и проведения соответствующего ремонта, а только для наиболее полного представления о техническом состоянии транспортного средства и отражения этого состояния в размере остаточной стоимости.
К дефектам эксплуатации оценщики, как правило, относят:
• следы и последствия коррозии;
• усталостные трещины элементов кузова, рамы и прочих деталей;
• сколы (выбоины), потускнение (потеря глянца), расслоение, растрескивание, растяжение неметаллических деталей (материалов), лакокрасочных и других защитных покрытий, разрыв обивки;
• загрязнение, разрыв (не по шву) обивки, тента;
• следы рихтовки, правки, подгонки, ремонтной сварки элементов кузова, рамы;
• неровности, вмятины и другие механические повреждения, вызванные нарушением правил эксплуатации (и не являющимися следствием дорожно-транспортного происшествия);
• ослабление крепления агрегатов, узлов транспортного средства;
• негерметичность емкостей и систем, прочие явные дефекты эксплуатации.
Некоторые перечисленные выше дефекты эксплуатации могут быть следствием не только ненадлежащего обслуживания, но частично и следствием естественного старения (износа) используемых в конструкции материалов. Поэтому при определении величины снижения остаточной стоимости транспортного средства и наличии дефектов эксплуатации из суммы затрат на устранение дефектов эксплуатации оценщик вычитает часть затрат, которая, по его мнению, приходится на естественный износ.
Проводится корректировка стоимости транспортного средства, если объект предъявлен на осмотр в неотремонтированном состоянии.
Проводится корректировка остаточной стоимости транспортного средства, если объект предъявлен на осмотр после восстановительных работ по факту аварии.
Определяется величины утраты товарной стоимости (УТС) оцениваемого транспортного средства.
УТС транспортного средства определяется, как правило, в его поврежденном виде (например, после аварии и до восстановления). Это состояние может быть охарактеризовано преждевременным ухудшением товарного вида объекта оценки, снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов из-за частых ремонтов, использованием при ремонтных работах бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей.
Оценщики не учитывают УТС, если транспортные средства на день осмотра или имели величину расчетного износа более 40%, или полностью перекрашивались ранее, или имели коррозионные разрушения и поврежденные элементы в результате предыдущих аварий или ремонтов.
Коэффициент изменения величины УТС при ремонте элементов кузова:
№ п/п
Способ или характер ремонтного воздействия на деталь
Значение
К1
1
2
3
Ремонт съемных деталей транспортного средства без их снятия
1.
Устранение повреждений детали в легкодоступных местах при деформации поверхности до 20% - ремонт № 1
до 0,4
2.
Устранение повреждений детали с применением подогрева (сварки) или ремонт № 1 детали с деформацией поверхности от 20 до 50% - ремонт № 2
до 0,6
3.
Устранение (правка) повреждений со вскрытием узла и сваркой; частичная реставрация детали с деформацией поверхности до 30% - ремонт № 3
до 0,8
4.
Устранение повреждений частичной реставрацией детали на поверхности свыше 30% - ремонт № 4
до 0,9
5.
Замена части детали (ремонтная вставка)
до 0,7
Ремонт съемных деталей транспортного средства со снятием их с объекта
6.
Устранение повреждений детали в легкодоступных местах при деформации поверхности до 20% - ремонт № 1
до 0,3
7.
Устранение повреждений детали с применением подогрева (сварки) или ремонт № 1 детали с деформацией поверхности от 20 до 50 % - ремонт № 2
до 0,5
8.
Устранение (правка) повреждений со вскрытием узла и сваркой; частичная реставрация детали с деформацией поверхности до 30% - ремонт № 3
до 0,7
9.
Устранение повреждений частичной реставрацией детали на поверхности свыше 30% - ремонт №4
до 0,8
10.
Замена части детали (ремонтная вставка)
до 0,6
Используемое в каждом конкретном случае значение коэффициента К1, оценщик определяет самостоятельно, исходя, во-первых, из фактического состояния оцениваемого транспортного средства; во-вторых, предполагаемого влияния ремонтного воздействия на внешний вид и остаточный ресурс отремонтированных деталей, соединений, декоративных и защитных покрытий; в-третьих, внешнего вида отремонтированного объекта оценки в целом.
Коэффициент снижения товарной стоимости транспортного средства в зависимости от вида ремонтного воздействия (справочные данные):
1. Ремонт съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы и т.д.)
0,03
2. Ремонт (замена) несъемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы и т.д.)
0,15
3 Устранение несложного перекоса
0,005
4. Устранение среднего перекоса
0,01
5. Устранение сложного перекоса
0,015
6. Устранение особо сложного перекоса
0,02
7. Замена кузова (кабины, рамы) или разборка транспортного средства для полной окраски
0,02
8. Нарушение качества заводской сборки
0,01
9. Полная окраска кузова (кабины)
0,04
10 Окраска деталей кузова (кабины, рамы)
0,05
11. Разнотон при частичной окраске
0,005
12. Капитальный ремонт полнокомплектного транспортного средства
0,2
Согласно требованиям методических рекомендаций № РД 37.009.015-98 в случаях, когда имеются признаки предыдущих аварийных повреждений несъемных каркасных элементов транспортного средства, величина дополнительной УТС при выполнении работ по их ремонту либо замене может снижаться на 50%.
Величина коэффициента ni, используемого при расчете дополнительной УТС при выполнении работ по замене кузова, кабине или рамы, или их разборке с большим объемом слесарно - арматурных работ (Укуз.), определяется в соответствии с нормативной трудоемкостью (Тн) выполняемых работ, установленной заводом-изготовителем, из расчета ni = 0.00025 х Тн.
Величина коэффициента ni, используемого для расчета дополнительной УТС при выполнении работ по полной или частичной окраске транспортного средства (Уокр.), определяется в соответствии с нормативной трудоемкостью (Тн) выполняемых работ, установленной заводом - изготовителем, из расчета ni = 0,001 х Тн . Не определяется величина дополнительной УТС при выполнении работ по окраске, если кузов, кабина или рама транспортных средств перекрашивалась снаружи в зоне аварийного повреждения; на 50% снижается величина дополнительной УТС, если на не затронутых конкретной аварией деталях кузова, кабины, платформы видны следы предыдущих аварий (УТС по разнотону в этом случае не определяется).
Величина коэффициента ni , используемого для расчета размера дополнительной УТС при выполнении работ, вызывающих нарушение качества заводской сборки транспортного средства и разнотон при частичной окраске, являются постоянными. Для учета этих факторов дополнительного снижения товарной стоимости необходимо к расчетному значению коэффициента ni, полученному для учета влияния основных ремонтных работ, прибавить соответствующее значение, принятое по таблице.
Составление отчета об оценке стоимости транспортного средства.
По каждой выполненной услуге оформляется и выдается заказчику комплект документов, форма и содержание которых должны отвечать требованиям Закона «Об оценочной деятельности», Методическому руководству № РД 37.009.015 – 98 и договору об оценке стоимости транспортного средства, заключенному с заказчиком услуги.
В общем случае заказчику выдается акт осмотра транспортного средства и отчет, содержащий заключение о стоимости объекта на момент предъявления. Остальные документы (заключение о стоимости восстановления поврежденного транспортного средства или калькуляция ремонтных работ, заключение о дополнительной УТС и другие) составляются и выдаются заказчику в зависимости от целей оценки. Документы о результатах оценки стоимости, если не оговорено другого, должны быть подготовлены и выданы заказчику не позднее десяти дней после осмотра транспортного средства.
В соответствии с требованиями № РД 37.009.015-98 документы должны быть оформлены на бланке предприятия, выполнявшего заказ, где обязательно указывается его юридический адрес и сведения о выданной лицензии на осуществление оценочной деятельности, хотя в данной части Закон «Об оценочной деятельности» не обязывает к соблюдению этой формы, но в любом случае они должны быть подписаны исполнителем или руководителем экспертной организации и заверены печатью. Копии выданных документов и материалы сопутствующих расчетов хранятся в экспертной организации в течение трех лет и могут быть выданы по официальному запросу организаций, имеющих на это полномочия или по заявлению заказчика.
Среди основных требований к составлению отчета о результатах оценки стоимости транспортного средства, которые предъявляет Закон «Об оценочной деятельности» следует выделить следующие.
Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение заказчика по поводу стоимости предъявленного к оценке транспортного средства.
В отчете обязательно должна быть указаны основание для проведения оценочных работ, дата проведения оценки любого вида стоимости объекта, а также используемые стандарты, цели и задачи оценки; приведены другие сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов оценочной стоимости.
В отчете должно быть дано описание объекта оценки, в отношении объекта, принадлежащего юридическому лицу – реквизиты и балансовая стоимость объекта.
Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного транспортного средства.
Рассмотренные методы оценки стоимости транспортных средств и практика их применения в различных ситуациях позволяет сделать некоторые обобщающие выводы по поводу специфических особенностей оценочной работы в этой области.
Прежде всего при оценке стоимости автотранспортных средств, в отличии от оценки стоимости других основных фондов, используется, как правило, один подход рыночный, ввиду того, что:
• затратный подход при оценке стоимости транспортного средства предполагает использование в качестве базовой расчетной величины стоимость затрат на его изготовление. Поскольку транспортные средства – это объекты серийного или крупносерийного производства и себестоимость их изготовления не отражает индивидуальный характер объекта оценки, то затратный подход в большинстве случаев не приемлем;
• доходный подход основывается на определении текущей стоимости объекта оценки как совокупности будущих доходов от его эксплуатации. Исходя из этого факта следует иметь в виду, что доходный подход можно применять лишь для тех транспортных средств, которые используются в производственных целях;
• рыночный (сравнительный) подход основывается на анализе цен покупки и продажи транспортных средств, сложившихся в данный момент на первичном и вторичном рынках. Так как транспортные средства – это продукция массового потребления и число сделок купли-продажи достаточно велико, то ценовая информация стабильна и доступна. В том случае, если у оценщика нет информации о рыночной цене конкретной марки транспортного средства, он может с помощью рыночного (сравнительного) подхода оценить стоимость объекта на основе анализа рыночных цен аналогов. В данном случае используется метод прямого сравнения продаж. Кроме того, при рыночном подходе могут быть использованы метод удельных ценовых показателей, метод корреляционных моделей и метод экспертных оценок. Эти методы достаточно подробно рассмотрены при определении стоимости машин и оборудования в предыдущих разделах настоящего методического пособия.
Кроме того оценка стоимости автотранспортных средств четко регламентирована «Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления» № РД 37.009.015-98. В этот документ были внесены изменения № 1 и № 2, которые расширили методические возможности при определении износа различных узлов и агрегатов, а также позволяют адаптировать разработанные и действующие методики оценки стоимости к современным техническим параметрам транспортных средств и условиям их эксплуатации.
Оценка автомобиля после ДТП
Порядок проведения независимой экспертизы автомобиля:
1. Проведение консультации и заключение договора. Заказчику предоставляется информация обо всех этапах проведения независимой автоэкспертизы, после чего подписывается договор по оказанию услуг;
2. Составление телеграмм и вызов заинтересованных лиц на осмотра автомобиля. Необходимо направить телеграммы виновнику и его страховой компании. Телеграммы необходимо отправить с уведомлением о вручении, для этого необходимо при отправлении телеграммы сообщить работнику почты, что Вам необходимо уведомление о вручении вашей телеграммы. Работник почты должен уточнить у Вас по какому адресу вам необходимо доставить уведомление, а Вы указать удобный для Вас адрес (домой, на работу). После доставления телеграммы, на указанный Вами адрес почтальон принесет уведомление. В уведомлении содержится информацией о том куда была доставлена телеграмма и кому была вручена. В том случае, если в уведомлении написано, что телеграмма виновнику не доставлена в силу неверно указанного адреса, а адрес направления телеграммы совпадает с адресом виновника указанного в справке ГИБДД, то ничего страшного не произошло. По законодательству Вы обязаны уведомить виновника, и Вы как добропорядочный гражданин сделали все возможное для того, чтобы это сделать, а в силу того, что виновник указал не верный адрес у Вас не получилось этого сделать. Также необходимо сделать заверенную копию телеграммы. Это делается там же на почте, работник почты делает копию вашей телеграммы и ставит на нем штамп данного отделения. Это делается для того, чтобы виновник не мог потом заявить, что ему приходила телеграмма от Вас, но имеющая содержание, не относящееся к вопросу независимой автоэкспертизы после ДТП. И, наконец, телеграммы виновнику и страховой компании отправляются не позднее, чем за 3 рабочих дня, если адресат находится с Вами в одном регионе (Москва-Москва) и за 6 рабочих дней, если он проживает в ином регионе (Москва-МО). Телеграммы отправляются за указанный период времени, не считая дня осмотра и дня уведомления;
3. Проведение осмотра автомобиля. При проведении осмотра автомобиля, производится фотографирование поврежденных деталей, а так же составление акта осмотра поврежденного авто;
4. Расчет стоимости восстановительного ремонта автомобиля. При расчете стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля эксперт-оценщик производит составление калькуляции посредством специализированных программ, учитывающих методику ремонта завода изготовителя и необходимое количество нормо-часов на произведение необходимых операций ремонта;
5. Составление отчета независимой автоэкспертизы. Подготовленные материалы, документы, подтверждающие право на осуществление оценочной деятельности, а также необходимые приложения собираются в отчет независимой авто экспертизы. Формируется отчет, листы сшиваются и заверяются печатью независимой экспертизы. Готовый отчет передается Заказчику.
Оценка автомобиля для наследства
На сегодняшний день нет налога на наследство (отменен). Для принятия наследуемого имущества нужно получить свидетельство, а также уплатить государственную пошлину (за нотариальные действия). Для исчисления ее размеров вам и понадобиться оценка стоимости автомобиля для наследства.
Не редко после вступления в наследство наследник решает продать авто. При этом оценка также помогает в определении адекватной рыночной цены. Напоминаем, что при этом возникает обязанность платить налог при продаже автомобиля менее 3 лет в собственности.
Для начала необходимо:
• истребовать автомобиль из чужого пользования (если такой факт имеется);
• либо определиться с фактическим нахождением автомобиля;
• получить информацию об арестах, залогах на машину со стороны посторонних, поскольку такие действия помогут избежать притязаний кредиторов на имущество наследодателя.
В пакет документов, которые необходимо предоставить нотариусу, для вступления в наследство входят:
• свидетельство о смерти;
• подтверждение родства с умершим;
• удостоверение личности наследника;
• документы на машину - договор на покупку, свидетельство о регистрации, паспорт ТС (транспортного средства);
• акт оценки автомобиля;
• заявление о принятии наследства или заявление о выдачи свидетельства о праве на наследство;
• квитанцию об оплате государственной пошлины за выдачу свидетельства о наследстве.
Нотариус может затребовать иные документы, в зависимости от имеющихся материалов наследственного дела.
Бывает, что наследники знают о существовании завещания в свою пользу, однако не имеют его на руках. При наследовании имущества по завещанию обязательно представляется само завещание. В таком случае надо сначала произвести розыск завещания. И уже после этого обращаться к нотариусу для вступления в права наследования.
Важно не забывать, что если вы пропустите шестимесячный срок, то вступить в наследство можно будет по согласию всех наследников или через суд. В последнем случае подается заявление и в судебном заседании доказывается обоснованность пропуска дабы восстановить срок вступления в наследство.
Больше всего возникает вопросов с оценкой автомобиля. Есть правила, которые следует знать:
• нотариус сам не проводит оценку и не может диктовать условия проведения;
• стоимость должна быть рыночная (не оценка стоимость восстановительного ремонта, утраты товарного вида и прочее);
• оценщик должен быть профессиональный и предоставлять письменный акт;
• оценка проводится на дату смерти наследодателя;
• акт оценки важен не только для высчитывания госпошлины, но влияет на распределения долей в наследстве;
• если наследников несколько, то лучше выбирать оценщика совместно всеми наследниками, чтобы в дальнейшем не было спора;
• если нотариус не принимает акт оценки или завышает стоимость самостоятельно, то эти действия нужно обжаловать в региональной нотариальной палате и/или в суде.
Чтобы сделать оценку автомобиля для наследства не обязательно предоставлять машину эксперту. Возможно проведение оценки без личного досмотра авто.
Необходимо только предоставить оценщику следующие бумаги (в копии):
• паспорт ТС;
• свидетельство ТС;
• свидетельство о смерти владельца;
• удостоверение личности заказчика оценки.
Также у вас скорее всего запросят данные о пробеге машины, диагностическую карту (документ о техосмотре).
Отдельного внимания заслуживает то, что оценка рыночной стоимости должна быть выполнена на дату смерти владельца, а не дату покупки авто или дату проведения оценки. Оценку следует оформлять на свое имя, то есть на наследника.
Имейте в виду, что представляя автомобиль оценщику воочию можно снизить оценочную стоимость, так как у транспорта могут быть какие–либо дефекты (царапина на кузове, неполадка двигателя и пр.), которые могут существенно снизить стоимость машины.
Оценщику нужно знать, для чего проводится оценка и попросить его приблизить оценку к минимальной границе. Ведь у оценщиков имеется такая возможность путем умелого применения оценочных нормативов. Это позволит Вам немного сэкономить на госпошлине.
В этом случае следует проследить, что бы в отчете оценщика фигурировало место проведение оценки и оценка была применительна к региону, где открывается наследство.
Пример: Оценщик зарегистрирован в Воронеже, но фактически действует на Сахалине (имеет филиал). Так как стоимость автомашина на Сахалине превышает среднюю стоимость в центральных регионах России, то не указав на то, что рыночная стоимость определялась по Сахалинской области может создаться впечатление, что оценка проводилась по Воронежским ценам, то есть занижена. Это будет поводом для оспаривания права наследства на автомобиль.
Отчет согласно стандарту оценки должен быть соответствующим образом оформлен, в том числе прошит, пронумерован и скреплен печатью оценщика. Также в обязательном порядке к нему должны быть прикреплены все документы, на основании которых выполнялась оценка, о компетенции оценщика.
Большинство компаний, предлагающие своим клиентам независимую оценку, предоставляют эту услугу в минимальные сроки: от 1 до 3 рабочих дней, при условии отсутствия дополнительных осложнений (нехватка документов, спорные моменты).
Нотариус не может обязать выбирать экспертов для оценки. Осуществляется независимая оценка автомобиля той организацией, которую выбирает наследник:
• При выборе следует руководствоваться не только стоимостью услуги, но и авторитетностью экспертов.
• Другие наследники могут не согласиться и оспорить через суд результаты оценки.
Основным моментом является то, что оценщик обязательно, будь то индивидуальный предприниматель, будь то организация, должен быть членом саморегулируемой организации оценщиков. Более подробно об организациях, имеющих право проводить оценку автомобиля для наследства, разъясняется в письме Министерства Финансов № 03-05-06-03/97.
Государственная пошлина при получении автомобиля в наследство колеблется в зависимости от очереди наследования:
• Наследники первой и второй очереди - они платят наименьшую пошлину. Такие наследники обязаны заплатить 0,3% от стоимости автомобиля, определенной в акте оценки (максимальный размер пошлины при вступлении в наследство 100 тыс. рублей). Согласно Гражданскому кодексу:
- первая очередь – это дети, родители, супруг умершего;
- вторая – родные братья и сестры.
• Все другие наследники, в том числе и по завещанию, будут платить 0,6% (максимальный порог 1 млн. рублей).
При разделе имущества в долях между несколькими наследниками, размер пошлины будет распределен пропорционально долям.
После получения свидетельства о наследстве можно приступать к переоформлению машины на свое имя.
Справочно: в случае продажи авто, полученного в дар или по наследству, ранее 3 лет от даты права собственности, владелец обязан заплатить налог в размере 13% от суммы продажи, превышающей 250 тыс. руб. (имущественный вычет).
Акт оценки автомобиля не влияет на нотариальный тариф по услугам правового и технического характера (УПТХ). Этот тариф составляет от 2000 до 3000 руб. (в зависимости от региона) за один автомобиль и взимается одновременно с госпошлиной.
Случается, что сумма пошлины неподъемная для наследника. Что же делать в таком случае? Закон предоставляет возможность получения отсрочки. Налоговый кодекс, кроме определения перечня случаев также дополнительно указывает, что во время рассрочки на сумму пошлины не начисляются проценты (п. 2 ст. 333.41). Предельные сроки такой рассрочки или отсрочки – три года.
Предоставляется если:
• вы стали жертвой стихийного бедствия;
• вам не уплачены вовремя бюджетные деньги;
• вы рискуете стать банкротом, если единовременно выплатите всю сумму;
• ваше имущественное положение не позволяет сразу оплатить пошлину;
• иные случаи.
Оценка автомобиля для нотариуса
Наследование машины, как и другого имущества, предполагает прохождение ряда обязательных процедур, среди которых – оценка автомобиля для нотариуса. Самостоятельно выполнить такую работу невозможно, данное мероприятие находится в ведении профессиональных оценщиков.
Полноправное пользование транспортом, полученным по наследству, возможно только после оформления всех необходимых документов, одним из которых является свидетельство о наследовании. Свидетельство выдает нотариус, а ГИБДД на его основании регистрирует машину на нового владельца.
За работу нотариуса наследник платит госпошлину, размер которой определяется в зависимости от того, сколько стоит машина, и составляет:
• 0,3% для родственников, причисляемых к категории близких (максимальная сумма – 100 тыс. рублей);
• 0,6% для остальных наследников (максимальная сумма – 1 млн. рублей).
Рассчитанная пошлина может выплачиваться в рассрочку (до полугода) без начисления процентов.
Оценка автомобиля для нотариуса – это компетенция только аккредитованных организаций, имеющих необходимые виды лицензий на осуществление оценочной деятельности.
При обращении наследник предоставляет пакет бумаг, в который входят:
• личные документы;
• копии бумаг о смерти владельца транспортного средства;
• документы на машину;
• сведения о выполненном ремонте либо замене запчастей.
После заключения договора на оценку назначается время и дата проведения процедуры, на которой наследник должен присутствовать лично.
Независимая оценка автомобиля для нотариуса включает в себя:
• Анализ рынка и расчет рыночной стоимости.
• Выявление повреждений кузова и салона при непосредственном осмотре.
• Фиксацию факта присутствия скрытых либо явных дефектов.
• Проверку показаний пробега.
• Оценку износа ТС.
Оценка автомобиля для нотариуса – обязательная процедура, на основании которой выписывается свидетельство. Осмотр машины проходит в присутствии наследника, который ставит личную подпись в полученном от нотариуса документе.
Для оценки стоимости транспортного средства применяются несколько способов:
• По доходам.
• По затратам.
• Сравнительный.
Наиболее распространенным способом выступает сравнительный, по которому рыночная стоимость машины определяется на основании представленных заказчиком документов и письменного заявления. Оценка стоимости автомобиля для нотариуса позволяет учесть технические характеристики машины и ее состояние. Используя имеющиеся данные, анализируется рынок с целью подобрать наиболее приближенные варианты по характеристикам авто. Так как непосредственный осмотр автомобиля не выполняется, для сравнения применяют исправные аналоги без аварийных повреждений и с полным комплектом.
Комплексным способом оценки выступает затратный метод, предполагающий обязательный осмотр машины для определения ее эксплуатационного состояния и выявления имеющихся скрытых дефектов. За годы пользования могут появиться повреждения, которые фиксируются оценщиком с помощью фотографий и составления акта осмотра с описанием найденных отклонений. Используя регламентированные правила и рекомендации, эксперт производит калькуляцию на устранение найденных недостатков. Полученные результаты способны оказать значительное влияние на рыночную стоимость, что может сказаться на конечной оценке.
Доходный метод применяется в исключительных случаях, поскольку от оценщика требуется просчитать доходы от использования транспортного средства за установленный период. Такой способ оценки актуален для спецтехники, грузового транспорта, реже — для раритетных авто.
Готовый отчет по оценке транспортного средства содержит подробное описание заключения эксперта и выбранного им способа оценки.
Расчет средней рыночной стоимости выполняется с учетом следующих фактов:
• Год выпуска и пробега.
• Общее состояние кузова.
• Работа мотора.
• Актуальность модели.
• Наличие дополнительного оборудования.
• Утрата товарной стоимости.
• Цена машины в среднем выражении.
В качестве приложения к акту оценки добавляются фотографии состояния машины, перечень использованных в процессе определения стоимости имущества актов и пособий. Данные по оценке оформляются письменно и заверяются печатью компании-оценщика и подписью специалиста, проводившего работы.
Оценка автомобиля для продажи
Оценка автомобиля предполагает тщательное его изучение и с функциональной, и с технической стороны. Полученные результаты позволяют определить его рыночную стоимость. Оценка транспортного средства проводится в самых разных случаях, чаще всего при продаже. Заказывая услугу в специализированной компании, следует быть уверенным в квалификации её сотрудников, так как определение стоимости автотранспорта имеет некоторые особенности. Заключение оценочной компании позволит узнать, сколько стоит автомобиль реально, а при необходимости и подтвердить цифры документально, так как оформляется отчёт об оценке, подготовленный профессиональной компанией.
Решение продать машину владелец принимает по разным причинам. Чаще всего это желание сменить надоевшую модель на более современную, но бывают и другие ситуации, когда срочно нужны деньги. Поэтому объектом продажи может стать и подержанный автомобиль, и только что купленный.
Когда продаётся относительно новое транспортное средство, срок гарантии не истёк, а эксплуатировалась оно не больше двух лет, узнать, сколько оно стоит, очень легко. Достаточно взять среднюю цену новой машины, отнять от неё десять — двадцать пять процентов. Например, если при покупке цена равнялась 250 тысячам рублей, при продаже его реальная цифра — 220 тысяч рублей. Но при этом состояние авто должно быть идеальным.
Когда гарантия на авто закончилась, то есть его возраст больше трёх лет, узнать, сколько он стоит, не так просто.
Определение цены машины для продажи проводится двумя способами:
1. По косвенным признакам — это средняя стоимость аналогичной марки и модели на рынке примерно такого же состояния и возраста. Потребуется внимательно изучить предложения и спрос, представленные на рынке. К счастью, для этого не придётся целыми днями ходить по автомобильному рынку и скрупулёзно подсчитывать цены. Профессиональные сайты и печатные издания помогут сделать всё то же, но не выходя из дома.
2. Оценка с использованием специальных формул. В этом случае следует учитывать, что цена транспортного средства складывается из несколько факторов: техническое состояние, функциональный и фактический износ.
При расчёте сразу отнимается коэффициент в двадцать пять процентов от цены новой машины. Затем учитываются другие коэффициенты, которые зависят от общего состояния транспортного средства. Двигатель и ходовая часть оцениваются по пятибалльной шкале, где «5» — это худший показатель. Результат следует умножить на пять. Если транспортное средство находится в плохом состоянии, для определения реальной цены нужно отнять до двадцати пяти процентов, а если в хорошем — минус составит всего десять процентов. Относительно кузова и салона делаем аналогично, но оценку умножаем на три, вследствие чего цифры получаются меньше — от трёх до пятнадцати процентов. Итоговый результат составит от тридцати до шестидесяти процентов стоимости нового авто.
Это основополагающие моменты, которые помогут узнать, сколько будет стоить машина, если выставить её на продажу. Кроме этого, учитываются и другие факторы: как автомобиль ведёт себя на дороге, ощущения покупателя и т. п. Это ещё плюс-минус пять процентов. Немаловажное значение имеют дополнительно установленные элементы, например: сигнализация, акустическая система, литые диски — то есть всё, что не входит в заводскую комплектацию.
Описанный способ оценки подходит не для всех случаев. Установить стоимость машины, выпущенной двадцать лет назад, очень сложно, поэтому тут приходится ориентироваться только на предложения рынка.
Оценить стоимость машины не так легко, как может показаться на первый взгляд. При отсутствии опыта лучше обратиться к специалистам. А если нужна независимая оценка стоимости автотранспорта, без помощи сертифицированных компаний не обойтись. Для этого придётся собрать перечень определённых документов — ПТС, свидетельство о регистрации транспортного средства, данные техосмотра автомобиля, его пробег, контактные данные владельца. Как правило, необходимо указать цель, для которой проводится оценка.
Вся процедура проводится за один-два дня, и в итоге получается почти стопроцентная стоимость автомобиля. Услуги оценщиков варьируются в пределах от 1500 до 3000 рублей в зависимости от конкретного авто.
Вопрос, где оценить машину, как правило, не вызывает затруднений. В газетах и интернете предложений достаточно. Всё большее распространение в последнее время получает такая услуга, как оценка стоимости автомобиля онлайн. Подобных сервисов очень много, самый распространённый — Яндекс-авто. С его помощью можно оценить стоимость своей машины всего за минуту. Потребуется указать марку, модель, год выпуска, тип кузова, двигателя и некоторые другие характеристики. Стоимость может быть подсчитана с учётом цен конкретного региона.
Каждый водитель может выбрать для себя один из двух способов оценки:
1. Профессиональный оценщик — процедура проводится квалифицированными специалистами, результаты оформляются в виде отчёта, который признаётся официальным документом.
2. Онлайн-оценка автомобиля осуществляется собственником самостоятельно. Калькулятор онлайн — наименее затратный способ, но у него есть определённые недостатки. Предложения, размещённые на сайтах, обычно размещают такие же продавцы автомобилей, и часто они завышают цену машины. Кроме того, используя такой способ, вы не получите официального отчёта об оценке.
При самостоятельной оценке стоимости транспортного средства, главное, быть разумным и адекватным. Это поможет назначить адекватную цену и быстро продать машину. Если вы уже продавали автомобиль и точно знаете, как оценить его стоимость, поделитесь своим опытом в комментариях. Ваш опыт будет полезен для других автовладельцев.
Рыночная оценка автомобиля
Независимая оценка авто - услуга, позволяющая получить реальную рыночную стоимость вашего транспортного средства.
Рынок транспортных средств в России, а также предусмотренные законом гражданские и правовые отношения между физическими и юридическими лицами, делает такую услугу, как оценка рыночной стоимости автомобиля, чрезвычайно актуальной и востребованной. При этом оценочная компания учитывается множество различных факторов, влияющих на конечную цену. В том числе проводится экспертиза его технического состояния. На основании анализа всех данных и определяется стоимость.
Независимая оценка автомобиля учитывает и обязательно указывает в роли основных ценообразующих факторов, следующие:
• год выпуска авто;
• пробег;
• марка (производитель) и модель автомобиля;
• объем и мощность двигателя;
• комплектация транспортного средства;
• внешний вид и техническое состояние;
• наличие дополнительных опций (доп. оборудования);
• назначение (преимущественные цели использования);
• рыночная конъюнктура - насколько автомобиль данной марки ликвиден на вторичном рынке.
Каждый собственник или владелец, в том числе предприятия и организации, часто сталкивается с необходимостью провести независимую оценку авто. По назначению и степени сложности такие ситуации могут быть самыми разными.
Физические лица могут воспользоваться услугами, когда требуется оценить автомобиль для:
• покупки или продажи транспортного средства;
• раздела имущества при разводе супругов;
• вступления в наследство и/или раздела имущества при наследовании между наследниками;
• в случае дарения автомобиля для определения налога с имущества, переходящего в порядке дарения;
• при получении кредита;
• любых нотариальных и судебных целей;
• разрешения имущественных споров, в том числе и вне судебных;
• подтверждения стоимости имущества при оформлении визы (для предоставления в посольство).
Организации и предприятия могут прибегать к такой услуге, как независимая оценка автомобиля для:
• страхования;
• внесения его рыночной стоимости в уставный капитал;
• определения таможенной стоимости автомобиля;
• установления ликвидационной стоимости транспортного средства при списании;
• постановки на баланс, снятия с баланса;
• раздела бизнеса;
• любых судебных дел, связанных с автотранспортом;
• разработки стратегии развития предприятия для определения уровня технического обеспечения производства и выявления возможностей замены или модернизации устаревшего автопарка;
• установлении цены продажи или сдачи в аренду отдельных автомобилей;
• стартовую цену для аукционов, с целью приватизации или передачи в доверительное управление;
• при использовании в качестве залога;
• формирования уставного капитала предприятия.
Оценка стоимости автомобиля обычно проходит в несколько стандартных этапов:
1. Заключение договора об оказании услуг оценки;
2. Получение от заказчика всех необходимых документов;
3. Согласование времени и места осмотра автотранспорта;
4. Проведение оценщиком осмотра транспортного средства;
5. Составляется отчет об оценке автомобиля, соответствующий всем требованиям Федерального закона № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в срок от 1 рабочего дня, который вручается клиенту со всей необходимой дополнительной документацией;
6. При необходимости оценщик консультирует клиента по всем возникшим вопросам по отчету.
В общем случае для оценки стоимости автомобиля вам необходимо предоставить:
• Паспорт транспортного средства;
• Свидетельство о регистрации транспортного средства;
• Данные о пробеге и дополнительных опциях автомобиля;
• Сведения о Заказчике (физическом или юридическом лице).
Определить стоимость любого автомобиля самостоятельно, без знания и всестороннего учета ситуации на рынке транспортных средств, ряда важных технических аспектов данной процедуры не допустить при этом ошибок, невозможно без привлечения специалиста-оценщика. Это актуально для частных лиц, а тем более для организаций. Учитывая разнообразие целей, при которых требуется установление актуальной цены транспортного средства, гораздо проще и правильнее обратиться в оценочную компанию, которая за весьма небольшую плату выполнит эту работу и подробно укажет, что и как повлияло на формирование этой стоимости. С помощью полученных независимых данных вы можете вести аргументированный рыночный торг с покупателем или продавцом.
Оценка автомобиля для суда
Необходимость оценки стоимости автомобиля (или иного транспортного средства) для суда возникает чаще всего при судебных разбирательствах по возмещению ущерба после ДТП или при разделе имущества. При этом если экспертиза может быть как судебной, т.е. назначаться по определению суда или следственных органов, так и досудебной - где заказчиком является одна из сторон.
При возмещении ущерба от дорожно-транспортного происшествия, определить рыночную стоимость автомобиля требуется в случае, если стоимость ремонта (ущерба) превышает его рыночную стоимость. В этом случае восстановление транспортного средства нецелесообразно и Вы не можете требовать от виновника (либо пострадавший требовать от Вас) полной стоимости ремонта. Вы не можете в итоге получить больше, чем стоит Ваш автомобиль, иначе это может считаться незаконным обогащением. Кроме того, не забывайте что, если Вам возмещают полную стоимость Вашего авто, Вы можете ещё и продать свой поврежденный автомобиль, и соответственно получить дополнительную выгоду. Это тоже незаконно, и поэтому причинитель вреда может потребовать у Вас передачи ему Вашего разбитого автомобиля, либо выплачивать Вам разницу между стоимостью ТС и стоимостью того, что от него осталось.
В случае, если стоимость ремонта превышает среднюю рыночную стоимость транспортного средства, можно требовать с виновника одно из двух:
1. Возместить стоимость Вашего автомобиля за минусом стоимости в аварийном состоянии (стоимости остатков, годных к реализации). При этом оценивается стоимость ТС в доаварийном и в аварийном состоянии.
2. Возместить стоимость Вашего автомобиля и передать виновнику Ваш разбитый авто. При этом оценивается стоимость ТС в доаварийном состоянии.
Определение стоимости ТС может проводиться по имеющимся документам - СТС, ПТС, Акт осмотра ТС. При определении стоимости автомобиля в аварийном состоянии (остатков, годных к реализации), обязательно необходим акт осмотра независимой экспертной или страховой компании, в крайнем случае - заказ-наряд или калькуляция по ремонту ТС.
Согласно некоторых методик восстановление считается нецелесообразным уже при превышении восьмидесяти процентного порога от его стоимости.
При разделе имущества, идеально, если имеется возможность предоставить автомобиль к осмотру. В этом случае будет учтено фактическое состояние автомобиля - все его недочеты, сколы, трещины, нерабочее оборудование, дополнительное оборудование и т.д. В данном случае Вам будет выдан полный Отчет об оценке ТС с описанием авто и фотографиями.
Документы, необходимые для оценки:
1. Документы на транспортное средство (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС, либо карточка учета в ГИБДД);
2. Личные документы заказчика (паспорт);
3. Так же может понадобиться - Акт осмотра ТС, калькуляция затрат на ремонт и т.д.
Акт оценки автомобиля
При продаже и аренде дорогостоящих объектов необходимо зафиксировать их цену. Далеко не всегда придуманная продавцом либо арендодателем стоимость соответствует средней на рынке. Акт оценки автомобиля к договору аренды должен быть грамотно оформленным участниками осмотра. Документ позволит установить объективную цену имущества. При неточности ее определения взаимоотношения сторон могут пострадать. Акт оценки автомобиля является важным документом, который приобщается к договору.
Акт оценки автомобиля к договору аренды должен включать такие пункты:
• Наименование оценки, дата и место ее составления;
• Причины исследования и участники оценки;
• Вопросы, на которые должен ответить эксперт;
• Используемые инструкции спецсредства;
• Методы исследования;
• Выводы экспертов и ответы на заданные вопросы;
• Подпись эксперта, ее расшифровка.
В результатах оценки и ее выводах должна содержаться регламентация из действующего законодательства. Такая деятельность базируется на законе «Об оценке», также ее ведение определяется специальными разрешениями.
Определение рыночной цены авто или его оценка выполняется для установления величины госпошлины, взимаемой нотариусом при оформлении. Размер сбора составляет 0.3% от рыночной цены машины для близких родственников наследодателя, его величина не может быть больше 100 тысяч рублей. Для других наследников государственная пошлина достигает 0.6% рыночной стоимости имущества, максимальный размер — 1 миллион рублей.
Методическое руководство РФЦСФ Минюста Российской Федерации устанавливает, что осмотр транспортных средств для вступающих в наследство не осуществляется. Это связано с тем, что оценку следует производить на момент смерти владельца. За это время техническое состояние транспортного средства может измениться.
Для оценки автомобиля для нотариуса требуется предоставить такую документацию:
• Копия паспорта ТС;
• Копия паспорта наследника;
• Копия свидетельства ТС;
• Свидетельство о смерти владельца автомобиля.
Особенности оценки ТС для нотариуса. Эта процедура не требует обязательного предоставления автомобиля для осмотра. Пп.8, п.1, ст. 333.25 НК РФ устанавливает необходимость предоставления Отчета об оценке рыночной цены ТС (акт оценки автомобиля). Документ должен оформляться в соответствии с Федеральными стандартами оценки №1, 2, 3 и ФЗ №135 «Об оценочной стоимости».
Отчет об оценке необходимо прошить, пронумеровать и скрепить печатью организацию. В приложении к нему должны быть копии документации на ведение оценочной деятельности.
Акт оценки автомобиля для нотариуса должен включать:
• Задание на проведение оценки.
• Описание оцениваемого имущества.
• Анализ автомобильного рынка.
• Описание методов расчета цены ТС.
• Определение рыночной стоимости авто.
Минфин РФ в письме №03-05-06-03 детально объясняет требования к документу. При выборе бюро для оценки транспортного средства для вступления в наследство необходимо знать, что при нарушении российского законодательства об оценочной деятельности отчет будет считаться нотариусом не соответствующим требованиям закона.
Акт об оценке стоимости транспортного средства может потребоваться в таких ситуациях:
• Определение ущерба при дорожно-транспортном происшествии;
• Оценка авто при выезде за границу для посольства;
• Внесение в уставной капитал АО;
• Оценка для нотариуса;
• Использование автомобиля как залога;
• Использование авто при разделе имущества.
Определение рыночной цены авто должно производиться специалистами, которые входят в СРО Оценщиков и получили полис страхования профессиональной ответственности. После проведения оценки заказчику выдается Отчет об оценке рыночной стоимости.
Автомобиль может принадлежать гражданам и организациям. Его оценка для юридических лиц может выполняться в таких случаях:
• При неденежном вкладе в уставной капитал. Вклад учредителя в уставной капитал акционерного общества может быть сделан в денежной и имущественной форме, в том числе в виде транспортных средств.
• Для продажи. Компании могут продать транспортные средства, которые им больше не нужны. Оценка поможет обосновать цену сделки перед акционерами. Также стоимость может пригодиться при процедуре банкротства для тех же целей.
• Для инвестиционной деятельности. На эффективность инвестиционных проектов влияет величина необходимых капитальных вложений. Для определения доходов и затрат от неё требуется установить стоимость объектов имущества.
• Для залога. Заказчиком может выступать как компания, которая планирует взять заём (она же залогодатель), так и возможный кредитор (залогодержатель). Последняя сторона (нередко это банк) играет активную роль в получении отчета по оценке.
• Для переоценки основных фондов. Компании имеют право один раз в 12 месяцев переоценивать объекты основных средств путем индексации либо прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Это устанавливает Положение по бух учету основных средств ПБУ 6/01. Результаты переоценки напрямую влияют на различные экономические параметры компании.
• При вынужденной срочной продаже. Требуется при банкротстве и ликвидации юридического лица, а также продаже его имущества в очень сжатые сроки. Оценка позволит получить ликвидационную стоимость транспортного средства.
• С целью утилизации (списания) транспортных средств. Потребность в такой оценке появляется, когда компания желает освободиться от каких-то объектов, которые нельзя продать по рыночной цене и использоваться дальше. Обычно утилизация значит, что автомобиль будет переработан в металлолом, а оценщик должен только определить его вес.
• Для страхования. Оценка позволяет определить действительную стоимость авто на дату заключения соглашения страхования. Величина возмещения не может быть выше установленной суммы.
Отчет об оценке автомобиля
В общем случае организация работ по оценке остаточной стоимости транспортных средств предусматривает выполнение следующих этапов:
• подача заказчиком заявления оценщику (исполнителю услуг) о проведении оценки транспортных средств;
• уточнение оценщиком вида заказанной услуги и заключение договора об оценке транспортного средства между исполнителем (оценщиком) и заказчиком услуги;
• проведение внешнего осмотра и проверки технического состояния транспортного средства, составление акта проверки технического состояния;
• составление отчета об оценке остаточной стоимости транспортного средства.
Заявление заказчика служит основанием для заключения договора на проведение работ по оценке.
Договор между оценщиком (исполнителем услуг) и заказчиком на проведение работ по оценке остаточной стоимости транспортных средств заключается в письменной форме и не требует нотариального заверения.
Договор должен содержать:
• основание заключения договора;
• вид объекта оценки (тип транспортного средства, его регистрационные данные и технико-эксплуатационные параметры);
• вид определяемой стоимости (стоимостей);
• права и обязанности оценщика и заказчика;
• сумму денежного вознаграждения за проведение работ по оценке;
• сведения о страховании гражданской ответственности оценщика (исполнителя работ);
• сведения о сертификации оказываемых услуг по оценке транспортных средств.
В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана (в случае, если на дату заключения договора законодательством Российской Федерации введено лицензирование оценочной деятельности и установлен порядок ее лицензирования).
Обязательным условием для заключения договора об оценке транспортного средства является наличие у исполнителя работ (оценщика) страхового полиса о страховании гражданской ответственности.
После заключения договора первым этапом работ по оценке является внешний осмотр с проверкой технического состояния транспортного средства, который может проводиться либо в месте, указанном заказчиком, либо у оценщика. Внешний осмотр с проверкой технического состояния транспортного средства предусматривает выполнение следующих этапов:
Идентификация транспортного средства путем внешнего осмотра, проверки регистрационных знаков, идентификационных номеров номерных агрегатов (номер двигателя, номер кузова, номера шасси) и сверки данных по регистрационным документам.
Проведение внешнего осмотра транспортного средства с фиксацией замены базовых агрегатов, отсутствия отдельных базовых агрегатов и элементов (разукомплектации), переоборудования транспортного средства, физического износа шин, отказов, неисправностей, эксплуатационных дефектов и следов ранее полученных повреждений.
Выявление и описание отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов при осмотре транспортного средства целесообразно проводить в соответствии с документом.
Проведение инструментального контроля (диагностики) технического состояния транспортного средства. Инструментальный контроль целесообразно проводить у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в установленном порядке на конкурсной основе к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации.
Проверка работоспособности основных агрегатов, систем и приборов, а также функциональных качеств транспортного средства на ходу.
Регистрация результатов осмотра в акте проверки технического состояния транспортного средства. Задание видов ремонтных воздействий по выявленным отказам, неисправностям и эксплуатационным дефектам. Виды ремонтных работ (операций) определяются экспертом по оценке при осмотре транспортного средства в зависимости от характера и степени повреждения отдельных элементов с учетом необходимости проведения сопутствующих работ (подразборка, формирование ремонтных комплектов, регулировка, подгонка, окраска, антикоррозионная обработка и т.д.). Наименования ремонтных работ целесообразно записывать так, как они указаны в нормативах трудоемкости на ремонт транспортных средств. Наименование запасных частей целесообразно приводить в соответствии с каталогами деталей, номенклатурными тетрадями запасных частей и нормами расхода запасных частей по конкретным маркам транспортных средств.
Отчет об оценке стоимости транспортных средств составляется в письменной форме. В отчете в обязательном порядке указываются:
• дата составления и порядковый номер отчета;
• юридический адрес оценщика;
• основание для проведения оценки;
• цели и задачи проведения оценки;
• дата, на которую определяется стоимость транспортного средства;
• место оценки;
• точное описание транспортного средства с указанием всех параметров, приведенных в регистрационных документах. В отчете указываются данные об отсутствии на транспортном средстве регистрационных знаков, заводских идентификационных номеров или о несоответствии их записям в регистрационных документах;
• в отношении транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость транспортного средства;
• используемые стандарты оценки транспортных средств, методические и нормативно - технические документы, информационное обеспечение с указанием источников получения информации. Обоснование использования указанных материалов при проведении оценки данного транспортного средства;
• последовательность определения стоимости транспортного средства, основные методические и расчетные этапы, принятые при проведении оценки транспортного средства, допущения и ограничения, итоговая величина стоимости транспортного средства, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
• перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики транспортного средства как объекта оценки;
• иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов оценки;
• другие сведения, являющиеся по мнению оценщика существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости транспортного средства;
• сведения о страховании гражданской ответственности оценщика;
• сведения о наличии у оценщика сертификата на оказываемую услугу (в случае, если на дату составления отчета оказываемая услуга сертифицирована);
• сведения об уставе и кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (в случае, если на дату составления отчета исполнитель является членом саморегулируемой организации);
• сведения о выданной оценщику лицензии на проведение оценки транспортных средств (в случае, если на дату составления отчета законодательством Российской Федерации введено лицензирование оценочной деятельности и установлен порядок ее лицензирования).
Отчет об оценке остаточной стоимости транспортных средств составляется с учетом указанных требований, а также содержит дополнительную информацию о степени и характере отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов, о стоимости запасных частей, материалов и работ по ремонту транспортных средств. В отчете также указываются характеристики товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта транспортных средств и услуг по ремонту транспортных средств в месте оценки транспортного средства. В состав отчета входят калькуляции по расчету затрат на устранение отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов транспортного средства.
Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.
Оценка автомобиля после ремонта
Каждый, кто сел за руль, должен понимать, что обстановка на дороге зависит от многих факторов. И даже если вы самый аккуратный и дисциплинированный водитель, от ДТП вы вовсе не застрахованы. Ваш профессионализм и внимательное отношение к движению, конечно, убережет от многих неожиданностей, но причиной аварии вполне может стать поведение или невнимательность других автолюбителей. Если это все же случилось, и вы попали в ДТП – нельзя терять голову и впадать в отчаяние. Необходимо собраться и действовать четко, грамотно, скрупулезно соблюдая все правила действий в такой неприятной ситуации.
Надо четко понимать: ремонт автомобиля после аварии – неизбежен. Его серьезность зависит от степени повреждений, полученных при аварии. Определить правильно эту степень повреждения, и есть самая главная задача автомобилиста. Вокруг масса страховых компаний, предлагающих автолюбителям услуги страхования. Поэтому, выезжать на трассу не имея страховки – сплошное безумие. Ведь именно она, страховая компания, возьмет на себя основное бремя по оплате необходимого автомобилю ремонта после ДТП. Но надо твердо усвоить, что сделает она это только после ряда экспертиз, подтверждающих степень повреждения механической части авто, потерю товарного вида. Никто кроме хозяина автомобиля не позаботится о том, чтобы все этапы экспертизы были проведены своевременно, грамотно, а ущерб был оценен справедливо.
Проводится экспертиза в несколько этапов. Первый – сразу после аварии, когда явно видны все повреждения автомобиля. Второй – после ремонта. На первом этапе важно установить все виды повреждений, и явные, и скрытые. От этого напрямую зависит сумма, которую возьмется возместить страховая компания. После проведения ремонта экспертиза необходима, чтобы определить качество ремонта, определения разницы в состоянии технического средства передвижения до аварии, в момент ее совершения и после проведенного ремонта. Для автомобилистов не секрет: многие страховые компании имеют приватные договоренности со станциями техобслуживания о проведении не совсем качественного ремонта для снижения расходов по страховке. Могут в эту цепочку защиты интересов страховщиков, в ущерб вашим, включаться и оценщики. Стоит ли этому удивляться?
Как гласит известное изречение – ничего личного, только бизнес. В таких случаях добиться справедливой оценки должны только вы лично, приложив к этому максимум усилий, настойчивости и грамотных действий. Независимая экспертиза Путь здесь, пожалуй, один, и надо быть готовым его пройти, если вы не согласны с суммой оценки, стоимостью и качеством проведенного ремонта. Это – независимая экспертиза. Независимый эксперт – это тот специалист, который поможет добиться истины, сделать качественный ремонт и не потерять в деньгах. Опыт показал, что хотя независимая экспертиза и потребует от автомобилиста определенных финансовых затрат, результат того стоит. Он точно будет более объективным, и на первом плане будет стоять защита интересов потерпевшего автолюбителя.
Независимые эксперты потому так и называются, что работают автономно, не в рамках какой-то организации, страховой или автосервиса. Если уж так случилось, что прийти к соглашению со страховой компанией по размеру суммы возмещения не удается, а автосервис не признает некачественный ремонт, путь один – к независимому эксперту. Как специалист не заинтересованный, он не искажает очевидные факты и ближе всех к истине.
Услуги независимого эксперта потребуются если:
• все предыдущие экспертизы вызывают у автомобилиста недоверие;
• для сопоставления данных, предоставленных экспертами со стороны страховой компании с действительным состоянием автомобиля после аварии;
• с целью выявить и подтвердить действительный размер затрат на ремонт автомобиля после ДТП;
• если возникает необходимость заключения сделки купли-продажи автомобиля.
Автолюбителю, принявшему решение продать битое авто следует знать, что МРЭО в обязательном порядке требует заключение эксперта в случае, если автомобиль побывал в ДТП и ремонтировался. При заключении подобной сделки, надо учитывать степень повреждения автомобиля в аварии, количество замененных или требующих замены узлов, деталей. Обратиться к независимым экспертам в этом случае выгоднее для владельца. Есть шанс установить среднюю стоимость автомобиля, реальную цену запчастей и услуг ремонта. Независимые эксперты на такой случай, имеют специальную базу данных, дающую объективную картину при продаже или покупке поврежденного авто.
Случаи, когда ремонт автомобиля после аварии проведен не качественно, к сожалению, не редки. Тут надежда только на экспертизу. Только по заключению экспертов можно рассчитывать на получение денежной компенсации или повторного качественного ремонта. Сегодня случаи, когда страховая компания отказывается произвести выплаты, реально возмещающие ущерб совсем не редки. Если так случилось, придется включиться в состязательный процесс и обратиться в суд в порядке гражданско-правовых интересов. Для участия в судебных разбирательствах необходимы качественные документы, весомые аргументы и актуальная экспертиза. Все это будет качественно подготовлено при независимой экспертизе квалифицированными специалистами. С их помощью решение спора в вашу пользу – дело времени, необходимого для судебных разбирательств.
Страховая оценка автомобиля
В целях определения страховой суммы, полагающейся к выплате страхователю, выгодоприобретателю или иному лицу, указанному в договоре страхования, страховщики прибегают к различным методам оценки страхового риска. Одним из критериев оценки риска является страховая оценка, об особенностях и методах осуществления которой поговорим далее.
Если страховая сумма по договору определяется договоренностью сторон, страхователю важно точно определить действительную стоимость имущества. Ведь при наступлении страхового события можно потерять значительную сумму денег из-за неверно произведенной предварительной оценки.
Для исключения вероятности ошибок на стадии заключения контракта рекомендуется прибегнуть к услугам профессиональной независимой экспертизы, в рамках которой будут применены комплексные методы оценки страхового риска.
Страховая оценка – это один из факторов оценки страхового риска. Оценка включает в себя систему денежных измерителей, тесно связанных с вероятностью наступления страхового события.
В качестве страховой оценки могут принять такие критерии, как:
• действительная цена имущества;
• первоначальная;
• заявленная и др.
В международной практике вместо термина “страховая оценка” чаще используется определение “страховая стоимость”.
В РФ основным нормативным документом, регулирующим вопросы осуществления оценочной деятельности, является 135-ФЗ “Об оценочной деятельности”.
Данный ФЗ:
• приводит определение оценочной деятельности, указывает на объекты оценки, устанавливает основания для ее проведения;
• регламентирует права и обязанности оценщика, права заказчика работ;
• определяет стандарты регулирования оценочной деятельности, управомоченные органы, осуществляющие контроль, порядок вступления оценочной компании в СРО и др.
В имущественном страховании применяются несколько видов независимых экспертиз, однако наибольшее распространение получили так называемые “неидентификационные” экспертизы, которые делятся на подгруппы.
Страховой риск – это показатель, при котором исследователь знает вероятность каждого возможного исхода события, что, тем не менее, не делает возможным точно предсказать конечный результат.
Риск – это основная причина существования страховых правоотношений в принципе, ведь, если отсутствует риск, то и страховать имущество нет необходимости.
Риск, по большей части, и есть объект страхования. Однако застраховать можно не всякий риск, а лишь тот, по которому есть возможность оценки вероятности наступления страхового случая, определения размера вероятного урона и исчисления эквивалентной страховой премии.
Страховой риск принято рассматривать в 3-х возможных аспектах:
1. Как определенное событие или совокупность таковых, при наступлении которых осуществляются компенсационные выплаты из централизованного страхового фонда в денежной или натуральной форме.
2. Во взаимосвязи с застрахованным объектом (риск наступления страхового случая может быть где-то ниже, где-то выше).
3. В качестве вероятности гибели или повреждения застрахованного объекта, исчисленной правильной дробью (1 – 100 % вероятность наступления страхового события, 0 – нулевая вероятность, 1/2 – 50-процентная и др.).
Страховые риски принято подразделять на несколько больших групп:
• которые можно застраховать;
• которые нельзя застраховать;
• благоприятные и неблагоприятные;
• технические риски страховщика;
• в зависимости от источника возможной опасности (риски повреждения имущества от стихийных бедствий, антропогенные и др.);
• по объему ответственности страховщика – индивидуальные и универсальные;
• специфические – аномальные и катастрофические;
• объективные и субъективные.
Гражданин, попавший в ДТП, в первую очередь обязан исполнить требования п. 2.5. ПДД, а именно:
• остановить ТС;
• включить “аварийку” и выставить знак аварийной остановки;
• не перемещать объекты, имеющие непосредственное отношение к случившемуся;
• освободить дорогу, предварительно зафиксировав положение ТС и окружающую обстановку на фотокамеру (п. 2.6.1. ПДД).
Дальнейшие действия зависят от наличия/отсутствия разногласий между участниками ДТП. При отсутствии разногласий допускается оставить место ДТП и оформить документы по “европротоколу”.
Согласно п. 3.9. Положения ЦБ РФ № 431-П “О правилах…”, потерпевший обязан при 1-й возможности оповестить страховщика о наступлении страх. случая.
Далее, по требованию страховщика, необходимо:
• предоставить поврежденное ТС для проведения страховой оценки автомобиля после ДТП;
• предоставить страховщику документы, полученные в ГИБДД (справку о ДТП, схему ДТП и др.);
• передать СТС, ПТС, водительские права и иные бумаги.
Осуществление страховой оценки необходимо для реализации задач:
• сбор сведений, касающихся произошедшего страхового случая;
• объективный анализ страхового случая;
• организация непосредственного взаимодействия с правоохранительными, пожарными, экологическими ведомствами;
• анализ и обобщение практики проведения страховой экспертизы по различным разновидностям страхования;
• разработка методических указаний по снижению рисков и участие в осуществлении превентивных мероприятий;
• осуществление своевременного контроля за состоянием объекта;
• содействие страхователям по уменьшению страхового риска.
Обязанности страховщика зависят от вида страхования.
Так, ст. 21 ФЗ № 40 “Об обязательном…” гласит о следующих обязанностях страховой компании:
• наличие в каждом субъекте РФ страхового агента, управомоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховом возмещении;
• наличие членства в СРО;
• осуществление деятельности в приспособленных для выполнения страховых функций помещениях;
• доступ к автоматизированной системе обязательного страхования;
• ведение журнала учета заключенных договоров;
• согласно ч. 1 ст. 938 ГК РФ, страховщик также обязан иметь разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида.
Согласно ч. 1 ст. 958 ГК РФ, договор прекращается ранее установленного срока, если после вступления соглашения в силу:
• вероятность наступления страхового события стала равной нулю;
• либо же существование риска прекратилось вследствие гибели застрахованной вещи или прекращения предпринимательской деятельности гражданином, застраховавшим риск предпринимательства.
На основании ч. 2 ст. 958 ГК РФ, у страхователя существует безусловное право на отказ от договора страхования в любое время. При этом уплаченная страховая премия не будет возвращена, если только соглашением не предусмотрено иное (аб. 2 ч. 3 ст. 958 ГК РФ).
Методика работы страхового эксперта должна основываться на 4-х основных правилах:
• эксперт обязан знать правила и условия страхования, ориентироваться в обстоятельствах и причинах произошедшего страхового случая;
• анализ представленных страхователем документов и иных обстоятельств на предмет выявления страхового мошенничества;
• тщательный сбор и обработка информации для объективной оценки случившегося;
• проведение активных предупредительных мероприятий с целью уменьшения вероятности наступления страхового события.
После проведенной независимой экспертизы составляется отчет, который должен включать в себя следующую информацию:
• ФИО или полное наименование организации, юридический, фактический адрес, контактный телефон;
• описательная характеристика объекта страхования, желательно с приложенными фото и указанием стоимости;
• подтверждение финансового состояния страхователя;
• порядок на объекте – состояние электрической проводки, наличие технических средств тушения огня, состояние замков и дверей, наличие охраны и др.
Действующим законодательством не предусмотрены точные сроки проведения независимой экспертизы, поэтому каждый оценщик самостоятельно определяет временные интервалы осуществления оценки и подготовки отчета.
Как правило, срок зависит от сложности процедуры. Лишь в редких случаях срок превышает 30 дней – как правило, опытные эксперты укладываются в 3-4 дня.
Стоимость, так же, как и сроки, определяется независимыми экспертами самостоятельно в зависимости от:
• количества элементов исследования;
• сложности конкретного страхового случая;
• времени, потраченного на проведение анализа.
Экспертное заключение, вынесенное страховщиком, может быть обжаловано в независимую экспертную службу. Также возможно оспаривание результатов в судебном порядке – тогда повторную экспертизу будут проводить уже судебные эксперты.