Страхование — экономическая категория, являющаяся составной частью финансов. Экономическая сущность страхования связана с созданием целевых денежных фондов, которые формируются за счет денежных взносов юридических и физических лиц, с последующим их использованием на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями и иными обстоятельствами. Формирование целевых фондов страхования, компенсация материальных потерь юридических и физических лиц осуществляются с помощью экономических отношений посредством оборота денежных средств. Практически это перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств, которые выражаются через страхование как финансовую категорию.
В Законе РФ "О страховании" дано следующее определение: "Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических
Закон РФ № 40151 "О страховании" с изменениями, внесенными Федеральным законом № 157ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О страховании". В ст. 1 название Закона изложено в следующей редакции: "Об организации страхового дела в Российской Федерации", лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)".
В более широком понимании страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую создание за счет средств предприятий, организаций и населения специального резервного фонда денежных средств и его использование для возмещения ущерба, потерь, вызванных непредвиденными событиями, несчастными случаями, стихийными бедствиями и другими неблагоприятными явлениями, а также для выплаты гражданам (или их семьям) страхового обеспечения при наступлении различных событий в их жизни (достижение определенного возраста, утрата трудоспособности, смерть и т.д.). Объектами страхования могут выступать: жизнь, здоровье людей; имущество граждан и предприятий; транспортные средства, грузы; риски; ответственность.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
В страховании обязательно наличие двух сторон — страховщика и страхователя. В качестве страховщика выступает государственная, акционерная либо другая страховая организация, ведающая созданием и использованием фонда страхования. В качестве страхователей выступают юридические лица любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, акционерной, частной и физические лица).
Страхование имеет характерные черты:
- целевое назначение аккумулированных средств в фондах. На практике существуют три основные формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация — фонды риска); централизованные общегосударственные резервные фонды; фонды страхования (страховщиков). Они расходуются лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) при наступлении заранее оговоренных случаев;
- вероятностный характер отношений, поскольку заранее не известно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет;
- возвратность средств, так как они предназначены для выплат всей совокупности страхователей (но не каждому страхователю в отдельности).
Главный побудительный мотив страхования — это рисковый характер общественного производства и жизни человека. В процессе общественно экономического развития существует вероятность риска разрушительного воздействия стихийных сил природы и деятельности самого человека в процессе воспроизводства.
Страхование является основным методом снижения степени риска неблагоприятного исхода при наступлении определенных событий, на случай которых оно и проводится.
Страховые риски бывают имущественные, финансовые, экономические, политические, природные. Имущественный риск — возможность случайной гибели или повреждения имущества от пожара, наводнения, землетрясения и других бедствий. Финансовый риск — риск в кредитной сделке, риск, связанный с непредвиденным ростом издержек обращения, затрат производства вследствие инфляционного процесса и др. Экономический риск — возможность понесения потерь вследствие случайного характера принимаемых решений или совершаемых действий. Например, в инвестиционной сфере риск экономический — это вероятность понести убытки в результате вложения капитала в неперспективный объект, а также в ценные бумаги (акции, облигации). Риск политический — опасность, угрожающая субъекту со стороны государственных органов или организованных групп по политическим мотивам. Политический риск включает, в частности, военные действия, народные волнения, запрет на торговые и валютные операции и др. К природным рискам относятся такие явления, как засуха, наводнение, градобитие и др.
Вышеуказанные риски могут нанести определенный ущерб человечеству. Ущерб может быть не только имущественным, связанным с убытками в материальной сфере, но и физическим — в виде несчастного случая. Поэтому человечество всегда стремится к страхованию рисков как наиболее экономичному способу защиты своих интересов.
Роль страхования проявляется в следующих основных направлениях:
- снижении степени риска неблагоприятного исхода операций;
- экономической стабильности за счет возмещения ущерба и потерь;
Таким образом, страхование является неотъемлемым компонентом экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, оно непосредственно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов.
Страхование играет определенную роль в общественном воспроизводстве. Как известно, стихийные бедствия, несчастные случаи могут нарушить процесс воспроизводства на любой стадии, в любой сфере. Особенно часто подвержено воздействию стихийных сил природы сельскохозяйственное производство.
в борьбе с ущербом от стихийных бедствий и несчастных случаев в общественном производстве используются три группы методов: превентивные, репрессивные и компенсационные.
Под превентивными методами борьбы с ущербом понимаются мероприятия, направленные на предупреждение нежелательных событий (например, противопожарные мероприятия, мероприятия по борьбе с засухой, мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями). Эти мероприятия проводятся с целью снижения риска, поскольку не допустить ущерб всегда выгоднее, чем возмещать его. Общество заинтересовано в проведении предупредительных мероприятий, в уменьшении риска. Но для этого возникает потребность в создании резервных фондов.
Репрессивные мероприятия направлены на подавление нежелательного события (например, на борьбу с пожаром, наводнением, ураганом и т. п.). Для финансирования репрессивных мероприятий требуется создание резервных фондов.
К мероприятиям компенсационного порядка относится страхование, которое компенсирует часть ущерба или весь ущерб в денежной форме из страхового фонда. Таким образом, страхование позволяет уменьшить зависимость общественного производства от стихийных бедствий, несчастных случаев. Страховая защита охватывает все элементы производительных сил: средства труда (основные фонды, оборудование), предметы труда (сырье, материалы, товары) и рабочую силу.
Страхование в Российской Федерации получило развитие в различных формах и видах.
Формы и виды страхования
Страхование осуществляется преимущественно в двух формах: в добровольной и обязательной.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования определяются страховщиком самостоятельно в соответствии с новой редакцией закона "Об организации страховой деятельности в Российской Федерации" и ГК РФ. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами РФ. Законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
К сфере обязательного страхования также относятся:
- обязательное медицинское страхование граждан; обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте; обязательное государственное личное страхование военнослужащих; обязательное государственное личное страхование сотрудников государственной налоговой службы РФ; должностных лиц таможенных органов РФ; обязательное страхование работников с особо опасными условиями работы (пожарные дружины, лентоподъёмный состав гражданской авиации, спасатели Министерства чрезвычайных ситуаций, работники железнодорожного транспорта и др.);
- обязательное страхование имущества граждан (дома, садовые домики, гаражи, хозяйственные постройки) в размере 40% их стоимости по государственной оценке.
Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации определена классификация по видам страховой деятельности. Эта классификация по видам страховой деятельности используется в страховом деле РФ.
Теперь Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Классификация предусматривает 15 видов страховой деятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, страхование транспортных средств и других видов имущества, ответственности за неисполнение обязательств, страхование коммерческих рисков и др.
Условно эти виды можно объединить в четыре группы: личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование коммерческих рисков.
Личное страхование. Перечень объектов страхования и возможных страховых случаев по договору личного страхования определен ст. 4 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". В статье сказано, что объектами личного страхования могут быть "имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица".
В соответствии со ст. 934 Гражданского кодекса РФ сущность договора личного страхования заключается в следующем: по нему одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
К видам личного страхования относятся: страхование жизни, детей в возрасте до 16 лет, воспитанников детских: жизни на случай родов, на случай болезни, на случай хирургического вмешательства, от несчастных случаев и др.
Правительство РФ постановлением "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации" в части личного страхования разрешило относить на себестоимость продукции платежи по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней. Это постановление освободило от налога на прибыль предприятия, направляющие средства на уплату страховых взносов по договорам страхования жизни. Личное страхование осуществляется в форме добровольного и обязательного страхования.
Имущественное страхование. В современных условиях имущественное страхование приобретает все большее значение. В соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки б связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть, е частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.
Наиболее распространенными видами имущественного страхования являются: страхование имущества предприятий организаций, учреждений, граждан; страхование грузов противопожарное страхование; страхование самолетов и морских судов. Договор страхования перевозки грузов заключается с ответственностью за все риски или без ответственности за повреждения. Обязательным является страхование грузов при международных перевозках. Федеральным законом "О пожарной безопасности" и постановлением Правительства РФ "О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании" предусмотрено проведение как добровольного, так и обязательного противопожарного страхования. Затраты на страхование от пожаров выводятся из-под налогообложения предприятий. Распространенным видом имущественного страхования стало страхование автотранспортных средств (на случай угона, аварий, взрыва, пожара, повреждений и т. п.), воздушных и морских судов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации" страховые платежи по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества включаются в себестоимость продукции. Однако суммарный размер платежей на эти цели страхования для включения в издержки производства не должен превышать 1% объема реализуемой продукции.
В г. Москве появился такой вид имущественного страхования, как страхование жилья (жилого фонда).
Распространенными видами являются добровольное страхование домашнего имущества, страхование домашних животных, семей пчел. К виду страхования домашнего имущества относится страхование изделий из драгоценных металлов.
При страховании ответственности объектом выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. В соответствии со ст. 931 Гражданского кодекса РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Страхование ответственности является разновидностью имущественного страхования.
Наибольший интерес в этом страховании вызывает страхование ответственности за жизнь пассажиров и сохранность их багажа при воздушных, морских и речных перевозках. Страхование имеет целью обеспечить выплату потерпевшим денежного возмещения за причиненный ущерб в случае гибели, повреждения имущества или несчастного случая с физическим лицом.
Страхование коммерческих рисков. Сущность этого вида страхования заключается в уменьшении риска осуществления предпринимательских сделок за счет страхования. Наиболее распространенным является страхование банковских кредитных рисков. Объектами страхования кредитных рисков являются банковские ссуды, обязательства и поручительства, инвестиционные кредиты (кредитование капитальных вложений). При невозврате кредита кредитная организация (кредитор) получает страховое возмещение, частично или полностью компенсирующее размер кредита.
Объектом страхования могут выступать коммерческие операции (договоры, соглашения и т. п.) на случай возможных убытков вследствие нарушения одной из сторон (контрагентом) своих обязательств. В данном случае к убыткам относятся неполучение ожидаемых доходов, повреждение или утрата имущества, которое являлось предметом коммерческой операции.
С коммерческим риском связано страхование внешнеэкономических рисков, включающее страхование экспортно-импортных грузов, а также перевозочных средств (суда, самолеты и т.п.), международных торгово-промышленных выставок, организуемых за рубежом.
Снижение удельного веса добровольного страхования во всем страховании с 69,4 до 63,6% объясняется рядом негативных факторов, среди которых можно выделить: во-первых, снижение потребности у значительной части населения в защите своих имущественных интересов путем страхования из-за снижения доходов и невозможности выделения средств на эти цели (население России на личное страхование расходует менее 1% своих доходов); во-вторых, высокие страховые тарифы, устанавливаемые коммерческими страховыми организациями; в-третьих, трудности с получением страховых выплат, создаваемые коммерческими страховыми организациями.
Хочется надеяться, что с повышением жизненного уровня населения эти негативные факторы исчезнут.
Организация страхования в Российской Федерации
Начало организации страхового дела в нашей стране положил Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) "Об организации страхового дела в Российской Республике". Однако тяжелое экономическое положение страны, вызванное иностранной военной интервенцией и гражданской войной, не позволило в 1919—1921 гг. выполнить этот Декрет.
Создание системы страхования произошло в условиях проведения нэпа. В 1921 г. был принят Декрет СНК РСФСР "О государственном имущественном страховании"; в 1922 г. Правительство РСФСР приняло решение об организации страхования от несчастных случаев. Организационные основы страхования окончательно определились в 1925 г. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 18 сентября 1925 г. было записано, что страхование в СССР является монополией государства. При этом разрешалась организация кооперативного страхования, которое было исключением из государственной монополии. Оно проводилось кооперативными организациями. Страховые операции контролировались Главным управлением Госстраха.
Кооперативное страхование осуществлялось страховой секцией Центросоюза потребительской кооперации. В 1931 г., оно прекратило проведение страховых операций. С этого времени все страховые операции были сосредоточены в Госстрахе.
До конца 80х годов операции по страхованию в стране выполняли две государственные страховые организации — Госстрах СССР (Государственная страховая организация) и Ингосстрах СССР (Государственная страховая организация по операциям с иностранными страховщиками). При этом сферы деятельности между ними были разделены законодательством.
С принятием Закона СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР", в соответствии с которым кооперативам и их союзам разрешалось создавать кооперативные страховые организации, определять порядок, виды и условия страхования, в стране стали создаваться страховые коммерческие организации и акционерные общества. Этим Законом было положено начало созданию в стране страхового рынка.
В 2001 г. были приняты законы РСФСР "О медицинском страховании" и "О налогообложении доходов от страховой деятельности", а в 2002 г. Закон РФ "О страховании", который заложил новую правовую основу страхования.
Согласно Закону "О страховании" страховые организации, общества (страховщики) могут образовывать союзы, ассоциации, компании и иные объединения для координации своей деятельности и осуществления совместных программ, если их создание не противоречит требованиям законодательства РФ. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью. Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юридических лиц после государственной регистрации в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью.
По инициативе Росгосстраха (Российская государственная страховая компания), Ингосстраха РФ (Государственная страховая компания по операциям с иностранными страховщиками), негосударственной страховой компании "Гарантия" и других страховых организаций был образован Страховой союз России, в который вошли страховые организации разных форм собственности. Главная задача Страхового союза состояла в координации деятельности страховых организаций, получивших лицензии. Союз создавался на принципах добровольности и самоуправления.
Таким образом, в России сформировался страховой рынок, на котором функционировало множество страховых организаций и компаний.
Так в России действовало 2217 учтенных страховых организаций. Позже их численность составила 1893, из них 58% страховых организаций имели смешанную форму собственности, 36% являлись частными, 5% государственными и 1% страховыми организациями муниципальной собственности общественных организаций.
Многие созданные страховые коммерческие организации не внушали доверия страхователям (населению и предприятиям); впоследствии часть из них оказалась несостоятельной и прекратила существование.
Для осуществления своей деятельности страховые организации независимо от формы собственности должны получить лицензию.
Наиболее значительными страховыми организациями в России, получившими лицензии на проведение страховых операций, признаются Росгосстрах (Российская государственная страховая компания), Ингосстрах (государственная компания, осуществляющая страховые операции с иностранными страхователями).
Росгосстрах — старейшая и вполне надежная страховая государственная компания, основанная в 1921 г., имеющая свои филиалы и представительства на всей территории Российской Федерации.
Государственные страховые организации получили статус юридического лица, стали относительно самостоятельными в своей деятельности, перешли на принцип хозяйственного расчета. Они самостоятельно разрабатывают свой финансовый план по доходам и расходам, утверждают штатное расписание и другие показатели. Акционерные и частные страховые компании, как правило, значительно меньше по уставному капиталу и объему страховых услуг.
Наряду с государственными и акционерными страховыми организациями в России могут создаваться общества взаимного страхования.
Операции по добровольному страхованию имущества в потребительской кооперации выполняют страховые общества взаимного страхования, созданные при областных, краевых, республиканских потреб союзах в соответствии со ст. 968 ГК РФ. Эти общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества потребительских обществ (некоммерческих организаций) и являются сами некоммерческими организациями.
Признание ГК РФ обществ взаимного страхования как некоммерческих организаций предопределяет и организационно правовую форму, в которой такие общества могут создаваться и действовать. В настоящее время в потребительской кооперации наиболее подходящей для этого формой является, по-видимому, страховой потребительский кооператив.
Из установленного законом некоммерческого характера обществ взаимного страхования и соответственно признания их деятельности некоммерческой следует, что хотя они и могут получать доход от своей деятельности, извлечение прибыли не является их основной целью. Некоммерческий характер деятельности обществ взаимного страхования проявляется и в том, что для проведения взаимного страхования членов общества (потребительских обществ) в соответствии со ст. 968 ГК РФ не требуется получения лицензии.
Участниками отношений на страховом рынке являются: страхователи, страховщики, страховые агенты, страховые брокеры.
Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).
Страховщики — юридические лица любой организационно правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества) и получившие на нее в установленном законом порядке лицензию. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.
Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.
Согласно Закону страховые брокеры обязаны направить в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности.
Страховые отношения между страховщиком и страхователем регулируются ГК РФ, а также Законом РФ "О страховании" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон
РФ "О страховании". В последнем Федеральном законе название Закона изложено в следующей редакции: "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Подзаконными актами, обязательными в страховом деле, являются постановления Правительства РФ по вопросам страхования, правила страхования отдельных видов.
В соответствии с этими нормативными актами страховые отношения между участниками страховых организаций оформляются договором страхования.
Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки, гласит ст. 15 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям действительности сделки, предусмотренным гражданским законодательством РФ.
Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику письменное заявление или иным допустимым способом заявляет о своем намерении заключить договор страхования. Договор вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если договором не предусмотрено иное (ст. 957 ГК РФ). Факт заключения договора может удостоверяться передаваемым страховщиком страхователю страховым свидетельством (полисом) или сертификатом с приложением правил страхования.
Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (ст. 940 ГК РФ).
Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика полиса (сертификата, квитанции). Страховщик вправе применять стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение по следующим вопросам: об определенном имуществе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступления, которого осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора.
При заключении договора личного страхования в соответствии с ч. 2 ст. 942 ГК РФ между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: 1) о застрахованном лице; 2) о характере события, на случай наступления, которого в жизни застрахованного лица осуществляется
Страховой полис — документ, выдаваемый застрахованному юридическому или физическому лицу застраховавшей его организацией (страховщиком), содержащий условия договора страхования и правила страхования.
Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых и утвержденных в установленном порядке.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщик обязан:
а) ознакомить страхователя с правилами страхования;
б) в случае проведения страхователем мероприятий, которые могут уменьшить риск наступления страхового случая и размер возможного ущерба застрахованному имуществу, либо в случае увеличения его действительной стоимости перезаключить по заявлению страхователя договор страхования с учетом этих обстоятельств;
в) при страховом случае произвести страховую выплату в установленный договором или законом срок. Если страховая выплата не произведена в установленный срок, страховщик уплачивает страхователю штраф в размере 1% суммы страховой выплаты за каждый день просрочки;
г) возместить расходы, произведенные страхователем при страховом случае для предотвращения или уменьшения ущерба застрахованному имуществу, если возмещение этих расходов предусмотрено правилами страхования. При этом не подлежат возмещению указанные расходы в части, превышающей размер причиненного ущерба;
д) не разглашать сведения о страхователе и его имущественном положении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Федеральным законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" определены следующие порядок и условия страховых выплат, а также основания для отказа в страховой выплате:
1. Страховая выплата осуществляется страховщиком в соответствии с договором страхования или законом на основании заявления страхователя или страхового акта (аварийного сертификата). Страховой акт составляется страховщиком или уполномоченным им лицом. При необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у правоохранительных органов, банков, медицинских учреждений и других предприятий и учреждений, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая, а также вправе самостоятельно выяснить причины и обстоятельства страхового случая.
2. Предприятия, учреждения и организации обязаны сообщать страховщикам по их запросам сведения, связанные со страховым случаем, включая сведения, составляющие коммерческую тайну. При этом страховщики несут ответственность за их разглашение в любой форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
3. Основаниями для отказа страховщика произвести страховую выплату являются: умышленные действия страхователя, застрахованного лица, направленные на наступление страхового случая; совершение страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем; сообщение страхователем страховщику заведомо, ложных сведений об объекте страхования; получение страхователем соответствующего возмещения ущерба по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении этого ущерба; другие случаи, предусмотренные законодательными актами.
Решение об отказе в страховой выплате принимается страховщиком и сообщается страхователю в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа. Отказ может быть обжалован страхователем в суде, арбитражном или третейском судах.
Не допускается страхование противоправных интересов:
- страхование убытков от участия в играх, лотереях, пари;
- страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
В практике организации страхового дела применяется перестрахование. Под перестрахованием понимается совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска. Страховщик, принимая на страхование риск, превышающий его возможности застраховать такой риск, передает часть его другому страховщику (страховому обществу). Статья 967 ГК РФ перестрахование трактует так: "Риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования".
При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору.
Обеспечение финансовой устойчивости страховой организации
Финансовая устойчивость страховщика определяется наличием у него необходимого размера оплаченного уставного капитала, страховых резервов, дохода и прибыли, а также системы перестрахования.
Размер оплаченного уставного капитала страховой организации при ее создании и для получения лицензии на выполнение страховых операций определен Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О страховании".
Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть:
- не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
- при страховании жизни и иных видов страхования — не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
- при проведении исключительно перестрахования — не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Страховщики обязаны были довести размеры своих уставных капиталов до размеров, определенных ч. 2. ст. 25 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". У страховщиков, не выполнивших этого требования, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью отзывает лицензию на осуществление страховой деятельности.
В условиях рыночных отношений наиболее распространенной формой привлечения капитала в страховой бизнес является открытое акционерное общество. Уставный капитал акционерного общества создается через механизм акционирования — выпуска и оплаты акций акционерами. Для увеличения уставного капитала акционерное общество по решению общего собрания акционеров вправе увеличить акционерный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
Общее собрание акционеров вправе своим решением уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций или путем выпуска части акций для сокращения их общего количества. При этом не должны быть ущемлены интересы владельцев акций определенных категорий. Держатели отдельных категорий акций на своих собраниях должны выразить согласие на предполагаемое уменьшение уставного капитала. В решении общего собрания об уменьшении уставного капитала акционеры должны определить порядок выкупа обществом своих акций. Уменьшение уставного капитала затрагивает имущественные интересы кредиторов. Об уменьшении уставного капитала кредиторы должны быть уведомлены. До этого уменьшение уставного капитала не производится.
Страховые резервы (специальные фонды) создаются в страховых организациях для гарантии выполнения страховщиком обязательств по договорам страхования.
Страховые резервы образуют страховые организации из полученных страховых взносов (иногда используют понятие "страховая премия") для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств по страховым выплатам. Страховые взносы (страховые премии) определяются на основе тарифных ставок, которые рассчитываются по определенной методике службами страховщиков. Эти тарифные ставки зависят от вида страхования, оценки степени риска, доли расходов страховщика.
Страховые резервы, образуемые страховщиками, согласно Закону РФ "О страховании" не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.
Доход от страховой деятельности представляет собой сумму страховых платежей (премий), полученных по договорам страхования, перестрахования, и иных поступлений, связанных со страховой деятельностью.
Прибыль — главный финансовый показатель, характеризующий результативность деятельности страховой организации. Прибыль страховой организации определяется как разница между полученным доходом и произведенными расходами за определенный период времени. Состав и структура доходов и расходов страховой организации отражаются в Отчете о финансовых результатах и их использовании.
Таким образом, финансовая устойчивость страховой организации определяется в конечном итоге размером уставного капитала, объемом поступлений страховых взносов, величиной страховых резервов и прибыли от страховой деятельности.
Из прибыли от страховых операций, остающейся после уплаты налогов и поступающей в распоряжение страховщиков, они могут образовывать денежные фонды, необходимые для обеспечения своей деятельности.
Страховые организации вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.
Кроме вышеизложенных требований, предъявляемых к страховой организации, для обеспечения платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.
Страховые организации, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнения за счет собственных средств и страховых резервов, обязаны застраховать у перестраховщиков риск исполнения принятых обязательств.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О страховании" страховые организации обязаны публиковать годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.
Государственный надзор за страховой деятельностью
В страховом деле, созданном на коммерческой основе, необходим государственный надзор за страховой деятельностью. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществлялся Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.
До 2006 г. службу государственного надзора за страховой деятельностью в России возглавлял федеральный орган управления — Росстрахнадзор. Однако за последние годы Росстрахнадзор как самостоятельный орган исполнительной власти показал недостаточную эффективность. Указом Президента РФ функции Росстрахнадзора переданы Министерству финансов Российской Федерации. В составе Министерства финансов образован Департамент страхового надзора.
Постановлением Правительства РФ № 2 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" четко записано: "Министерство финансов Российской Федерации является правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью". Этим же постановлением решено передать в ведение Министерства финансов РФ территориальные органы Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью со штатной численностью 112 единиц, сохранить права и функции территориальных органов страхового надзора, передаваемых в ведение Министерства финансов РФ.
На Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, правопреемника Федеральной службы страхового надзора, возложены следующие функции:
- выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
- ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
- контрольной обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
- установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью;
- обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Для выполнения своих функций Департамент страхового надзора Минфина РФ вправе:
- получать от страховщиков отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан;
- производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
- при выявлении допущенных страховщиками нарушений закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
- обращаться в Арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения им законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Среди функций Департамента страхового надзора Минфина РФ на первом месте обозначено лицензирование страховой деятельности:
1. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью:
а) страховщикам на основании их заявлений с приложением учредительных документов; свидетельства о регистрации; справки о размере оплаченного уставного капитала; экономического обоснования страховой деятельности; правил по видам страхования; расчетов страховых тарифов; сведений о руководителях и их заместителях;
б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением: учредительных документов; свидетельства о регистрации; справки о размере оплаченного уставного капитала; сведений о руководителях и их заместителях.
2. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.
3. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов.
4. Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ. Об отказе в выдаче лицензии Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.
5. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке".
В РФ созданы территориальные органы страхового надзора — региональные инспекции страхового надзора (в каждой республике в составе РФ) и 7 кустовых инспекций (в городах Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове на Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске). Территориальные органы страхового надзора вправе проводить проверки достоверности отчетности, представляемой страховыми организациями, соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков.
В бар зашли три зэка и заказали: гроб с костями, многоэтажку и то что мы строили. Официант им все принес и говорит: вот вам гроб с костями и многоэтажка. А то что вы строили – нет. Есть только то где вы были. Что заказали зэки?