Министерство финансов США объявит о новых санкциях в отношении России в течение нескольких недель.
«Мы работаем над санкциями в отношении РФ. Я могу вас заверить, что они в работе, и я вернусь сюда в течение ближайших нескольких недель, чтобы поговорить о них», — сказал Мнучин на брифинге для журналистов. «Я бы хотел подчеркнуть, что в рамках раздела 241 (закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций") мы подготовили два доклада: секретный и несекретный. И, как я неоднократно говорил, мы готовим санкции в качестве дополнения к ним», — пояснил министр.
Он также добавил, что в настоящее время Минфин США активно работает с ФБР над новыми санкциями против 13 российских граждан, которых обвинили в попытках вмешательства в американские выборы. «Мы продолжаем разбираться с вмешательством в выборы. Мы тесно работаем с ФБР по информации касательно последнего иска. И, как и положено, мы рассмотрим введение санкций против лиц на основе данных, которые у них [Минюста США] есть», — подчеркнул Мнучин.
21 февраля стало известно, что президент США Дональд Трамп предпринял некие негласные действия, чтобы оказать давление на Россию за вмешательство в американские выборы. «На прошлой неделе был эпизод, о котором сообщат в ближайшие дни», — загадочно заявила официальный представитель Белого дома Сара Сандерс.
16 февраля офис спецпрокурора США Роберта Мюллера опубликовал список обвиняемых во вмешательстве в американские выборы. В документе, размещенном на сайте ведомства, фигурируют 13 фамилий и три организации.
Президент США Дональд Трамп распорядился продлить еще на год санкции в отношении России из-за ситуации на Украине, сообщил Белый дом.
В сообщении пресс-службы говорится, что, поскольку ситуация вокруг Украины "продолжает представлять необычную и экстраординарную угрозу национальной безопасности и международной политике США", действие указа главы государства от 2014 года, в соответствии с которым были введены санкции в отношении России, продлевается на один год.
Продлением санкций в отношении России Соединенные Штаты Америки демонстрируют осознание проигрыша в военной политике, заявил зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.
"Американцы видят, что в военном отношении их политика проиграла, те колоссальные средства, потраченные на вооружение, оказались бесполезными, и то, что они делали, строя недосягаемость, она стала уязвима, они будут искать какие-то другие пути, оказывая давление на нашу страну", — сказал Чепа.
Зампред комитета Госдумы также считает, что продление санкций США против России — это попытка Вашингтона сохранить свое лицо после послания Владимира Путина.
Продление санкций США против России совершенно несправедливо, так как "Минск-2" (минские соглашения) не реализовывается по вине Киева, Россия все сделала для их выполнения, заявил, в свою очередь, член комитета Госдумы по международным делам Антон Морозов.
"Минск-2", как мы знаем, не реализовывается по вине украинской стороны, а они накладывают ответственность на нас, это совершенно несправедливо, потому что мы со своей стороны сделали все для реализации "Минска-2", — сказал Морозов.
Глава международного комитета Совфеда Константин Косачев не удивлен решением Белого дома. По его мнению, для этого подошел бы любой повод.
"Ничего нового в этой новости, увы, нет, решение было абсолютно предсказуемым. А если бы не было Украины, то обязательно нашёлся другой повод для продления санкций", — сказал Косачев.
В марте 2014 года в связи с проведением в Крыму референдума о присоединении к России президент США Барак Обама подписал указ, вводящий санкции против лиц, которые, с точки зрения Вашингтона, несут ответственность за нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины.
Указом от 16 марта были заморожены счета, арестовано имущество и отказано в выдаче виз ряду российских должностных лиц. Двадцатого марта список высокопоставленных лиц, против которых введены ограничения, был расширен. Также были введены санкции против банка "Россия".
В декабре 2014 года был введен ряд санкций в отношении Крыма. В частности, был запрещен ввоз в США товаров, услуг или технологий с полуострова.
Санкции США в 2018 году
Ожидается, что в 2018 году США объявят новые санкции против России. Они, по сути, станут первыми глобальными финансовыми санкциями против нашей страны (прежние, в основном носили персональный и секторальный характер) и могут очень серьезно повлиять на российскую экономику. Наши эксперты попытались спрогнозировать, что ждет россиян, и на что, в первую очередь, необходимо обращать внимание, чтобы пережить новый год с минимальными финансовыми затруднениями.
Западные, главным образом, американские санкции против России, введенные после присоединения Крыма к нашей стране, можно разделить на три категории: персональную, касающуюся конкретных бизнесменов, политиков и официальных служащих, а также государственных компаний; секторальную, распространяющуюся на добывающий и банковский сектора; экономическую, целью которой является нарушение баланса торговых взаимоотношений России с внешним миром в целом.
У высокопоставленных чиновников и приближенных к власти олигархов отобрали визы, добывающим предприятиям пришлось менять американские и европейские технологии и оборудование на азиатские аналоги, госкорпорации потеряли доступ к зарубежным кредитам. Экономику России тряхнуло, но к полному коллапсу не привело.
Между тем Вашингтон повышает ставки и готовит нашей стране в 2018 году, который пройдет под знаком Желтой Земляной Собаки, новый пакет политических и экономических ограничений. Новые санкции начнут постепенно вводить с 29 января.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
А уже к февралю американская администрация должна представить в Конгресс детальный доклад с «информацией о самых влиятельных российских олигархах», об их отношениях с властью, о фактах коррупции, размерах состояний и источниках доходов.
По итогам должен быть разработан законопроект, масштабы которого выходят далеко за рамки тех мер, которые до настоящего времени принимались против нашей страны. Беспрецедентным проверкам подвергнутся не только самые богатые россияне, но и члены их семей, а также все те, кто занимается с ними бизнесом на Западе.
По словам Дэниела Фрида, бывшего координатора по санкциям администрации экс-президента США Барака Обамы, российские олигархи наводнили Вашингтон лоббистами и адвокатами, поэтому над ними срочно необходимо наладить контроль.
В свою очередь, Минфин США до начала мая должен будет представить Конгрессу отчет о последствиях введения новых возможных экономических санкций. Доклад не означает, что ограничения будут введены, но они ясно дают понять, к чему следует готовиться. Конгресс должен подтвердить, что новые ограничения укладываются в политику Вашингтона в отношении против Москвы. Сомневаться в том, что документ в том или ином виде будет утвержден, не приходится — предварительный список санкций уже одобрен Сенатом и президентом США Дональдом Трампом.
Первым пунктом новой торговой санкционной директивы значится запрет на покупку американскими инвесторами новых российских гособлигаций и бойкот на операции с уже обращающимися выпусками. Эта мера предусмотрена законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который Трамп подписал 2 августа 2017-го.
Атака российского государственного долга может стать серьезным фактором давления на курс рубля. Укрепление российской валюты к доллару США в 2016-2017 годах во многом было обусловлено высокой активностью зарубежных биржевых игроков. Нерезиденты занимали доллары по низким ставкам вне России, конвертировали средства в рубли и покупали на них российские ОФЗ, зарабатывая таким образом на разнице между реальными ставками в США и России.
По оценке Bank of America, зарубежные инвесторы контролируют $51 млрд. российского суверенного долга. На облигации федерального займа (ОФЗ) приходится более $37,2 млрд. Банк России констатирует, что в последние месяцы присутствие нерезидентов на рынке ОФЗ расширялось. Если в августе их доля в российском госдолге едва достигала 30%, то сейчас она превышает 33%.
Приток капитала в таких масштабах поддерживает финансирование дефицита российского бюджета и является якорем стабильности для курса рубля. Введение санкций в отношении ОФЗ может спровоцировать их распродажу не только американскими, но и другими инвесторами. По оценке руководителя дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиба» Ольги Стериной, даже если меры коснутся только новых выпусков облигаций, они приведут к сокращению позиций иностранцев в суверенном долге России на 10%, что эквивалентно оттоку капитала более чем в 200 млрд. рублей.
Вследствие потери интереса к ОФЗ, снизится доверие к любым российским инвестиционным инструментам, в том числе, и к рублю. По мнению ведущего аналитика ГК TeleTrade Марка Гойхмана, массовый выхода иностранцев из ОФЗ может довести курс доллара до 65 рублей. Также увеличатся темпы инфляции.
Оборонительных рецептов у России в этом случае не так много. Валютные ОФЗ можно будет предложить внутренним покупателям. По разным оценкам, отечественные банки накопили около 2 трлн. рублей, не задействованных в инвестиционных проектах или сделках по купле-продаже. За счет этих средств они могли бы нивелировать эффект ухода нерезидентов из ОФЗ. Впрочем, на это все равно потребовалась бы валюта, которую банкиры стали бы искать на внутреннем рынке, подогревая спрос к долларам и евро.
Минфин также может переориентировать размещение ОФЗ на финансовые группы, не подпадающие под санкции, в том числе, из стран Азии. По словам главы Минфина России Антона Силуанова, в ближайшее время на Московской бирже китайские инвесторы смогут покупать российские ОФЗ, имитированные в юанях. Правда, есть и неприятный момент — Минфину, скорее всего, придется повышать процентные ставки по этому виду займов, чтобы привлечь к нему финансистов из Поднебесной.
На втором месте новой санкционной программы Вашингтона находится отключение России от межбанковской операционной системы SWIFT. Это ограничение может затронуть каждого гражданина нашей страны, пользующегося банковскими картами. SWIFT обеспечивает быстрый обмен информацией о платежах, выданных гарантиях и аккредитивах. Этой системой пользуется около 11 тысяч организаций более чем в 200 странах. Россия считается одним из самых активных участников SWIFT: наши банки занимают второе место в мире по количеству операций (уступая только американским кредитным учреждениям), и пятнадцатое — по объему сделок.
В случае отключения от SWIFT наша страна рискует оказаться в финансовой изоляции, так как на эту систему опирается вся мировая банковская структура. На грани срыва окажутся договора по экспорту и импорту, возрастет время и число задержек перевода средств, операции по транзакциям станут дороже. Российским банкам придется проводить внутренние расчеты через корреспондентские счета ЦБ, а по внешним - договариваться напрямую с контрагентом. Появятся посредники, которые за определенный процент будут помогать зафиксировать сделку через SWIFT.
В целом, процесс обмена финансовой информацией станет намного медленней и дороже, а поиск альтернативных путей грозит отнять много времени, поскольку кроме скорости и цены, пользователей будет серьезно волновать степень защиты.
Вместе с тем, если Вашингтон, а вслед за ним и Евросоюз действительно решат наказать Россию с помощью SWIFT, то ограничения, скорее всего, затронут только часть наших банков. Даже предпринимая в свое время аналогичные меры против Ирана, западным странам удалось отключить от SWIFT лишь 14 из 30 кредитных организаций.
Тем не менее, как полагает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, «отключение России от SWIFT означает фактическое отключение российской банковской системы от мировой: курс доллара может скакнуть к 70-80 рублям, что окажется существенным шоком для отечественной экономики».
Самых масштабных валютных скачков, касающихся санкционного противоборства, эксперты ожидают накануне и сразу после принятия американского закона о новых санкциях против России, а затем по мере претворения этих претензий в жизнь. Первое может случиться на рубеже января-февраля 2018 года, и существует риск, что его отголоски будут ощущаться вплоть до марта.
Скачок будет связан с решением Конгресса США о введении в действие нового пакета санкций. «Никто не сомневается, что Вашингтон ужесточит давление на экономику России, однако пока не ясно, насколько далеко американцы готовы зайти на этой раз: возможно, будет частично определен порядок операций с ОФЗ и подтверждена позиция в отношении заимствований, а вопрос сохранения доступа к SWIFT оставят до следующего раза.
Кстати, ситуация с облигациями будет относительно прозрачна: когда доходность российских ОФЗ будет расти, станет очевидно, что биржевые игроки их срочно покупают для будущей массовой продажи. В этот момент доходность ОФЗ может вырасти с нынешних 4-5% до 9-10%. Когда этот показатель начнет резко падать, будет понятно, что инвесторы выходят из данного инструмента и необходимо готовиться к очередному обвалу рубля», — полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов.
Следующего опасного для рубля периода следует ждать в мае, когда Минфин США выпустит прогноз о том, как новые санкции отразятся на экономическом положении нашей страны. Если курс на развертывание американской санкционной программы подтвердится, то удар может оказаться двойным — в июне состоится очередной саммит ОПЕК, где может быть принято решение о расторжении сделки об ограничении добычи нефти, что также отрицательно скажется на котировках рубля.
Более отдаленное будущее санкционного противостояния России и Запада, и то, как эта борьба отразится на стоимости российской валюты, эксперты прогнозировать не спешат. «Нам предстоит пережить еще много обстоятельств, которые будут влиять как на российскую экономическую ситуацию в целом, так и на ее составляющие — курс рубля, инфляцию, котировки нефти, — полагает Суверов. — Пробуя спрогнозировать будущее, стоит опираться как на уже упомянутые геополитические факторы, так и на рядовые события, в частности, на итога заседаний мировых центральных банков по поводу процентной ставки по кредитам. Движения возможны разноплановые — и вверх, и вниз. Одно можно сказать определенно — российской экономике и рублю необходимо отстоять достигнутые позиции и удержаться на них до следующего финансового периода. Однако год предстоит жаркий».
В декабря 2017 года произошло снижение максимального срока финансирования российских банков, находящихся под санкциями США, с 30 до 14 дней и компаний нефтегазового сектора — с 90 до 60 дней.
С февраля 2018 года запрет на предоставление технологий и услуг в новых проектах подсанкционных нефтегазовых компаний распространится не только на российские, но и на зарубежные проекты. В санкционные списки могут включить предприятия железнодорожной, транспортной и металлургической отраслей.
Президент США Дональд Трамп может получить единоличное право ввести санкции против зарубежных инвесторов российских экспортных трубопроводов, а также других российских компаний из санкционных списков.
Санкции против РФ в 2018 году
Минфин США ввел новые санкции против России. В расширенный список включены 21 физическое лицо и 21 российская организация.
Речь в данном случае идет о расширении санкционных мер, которые США применяют к России с 2014 года, когда был аннексирован Крым и начались боевые действия в Донбассе. В прошлом году президент Дональд Трамп подписал закон, позволяющий США ввести новые санкции.
Согласно сообщению, опубликованному на сайте американского минфина, среди компаний, попавших под санкции, оказались "Силовые машины" миллиардера Алексея Мордашова, а также входящая в "Ростех" компания "Технопромэкспорт", с которой судилась корпорация Siemens из-за поставок турбин в Крым.
В списке также оказались польская компания Doncoaltrade, компания "Внешторгсервис", объединившая крупнейшие шахты и промышленные предприятия неподконтрольной Киеву территории Донбасса, подконтрольный беглому украинскому олигарху Сергею Курченко "Газ-Альянс", а также компания "Евро Полис", которая, как писало издание "Фонтанка", связана с бизнесменом Евгением Пригожиным.
Также в список внесены 12 компаний, связанных с "Сургутнефтегазом", в том числе его страховое общество и дочерний банк нефтяной компании под руководством Владимира Богданова.
Среди физических лиц, которых коснулись ограничения, упомянуты заместитель министра энергетики России Андрей Черезов, директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Евгений Грабчак и руководитель "Технопромэкспорта" Сергей Топор-Гилка.
В августе прошлого года санкции против Черезова, Грабчака и Топор-Гилки, а также компаний-партнеров Siemens в России ввел Евросоюз. В коммюнике о введении новых санкций подчеркивалось, что создание независимого энергоснабжения Крыма и Севастополя "поддерживает их отделение от Украины и подрывает территориальную целостность, суверенитет и независимость" страны.
29 января, как ожидается, будет опубликован американский "кремлевский доклад", который позволит США ввести санкции в отношении чиновников и представителей бизнеса, близких к президенту России Владимиру Путину.
Глава российского Минфина уверен, что американцы и сами понесут потери в случае введения санкций против госдолга России. Некоторые признаки говорят о том, что Вашингтон выберет все-таки умеренный вариант рестрикций в отношении Москвы.
Иностранные инвесторы станут первыми, кто пострадает от введения санкций в отношении российского госдолга, заявил глава Минфина Антон Силуанов. Если США запретят покупки российских гособлигаций, зарубежные покупатели российского госдолга, вложившие в ОФЗ 25 млрд. долларов за последние два года, лишатся "удовольствия", которое им приносят инвестиции в рубль.
"Если такие санкции будут введены, пострадают в первую очередь иностранные инвесторы, которые с удовольствием вкладывались в российские облигации и получали устойчивый, надежный, гарантированный высокий доход", - заявил Антон Силуанов в интервью телеканалу.
За январь-октябрь прошлого года нерезиденты купили ОФЗ на 667 млрд. рублей, обеспечив почти 70% суммы, которую Минфин привлек на рынке для покрытия дефицита федерального бюджета. В их отсутствии облигации будут выкупать наши российские инвесторы, считают в Минфине.
Все зависит сейчас только от того, каким в итоге окажется новый пакет американских санкций, говорит аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. На сегодняшний день существует три основных варианта, назовем их условно «позитивный», «умеренный» и «негативный». Согласно первому, вероятность которого, считает аналитик, достаточно высока, санкции будут расширены исключительно за счет включения в списки новых физических и юридических лиц. Это вряд ли нанесет существенный ущерб экономике страны в целом, это стандартный порядок усиления давления на Москву, который используется уже более трех лет и вряд ли потеряет актуальность при Трампе. Тем более что последний фактически лишен возможности как-то влиять на ход вещей в связи с тем, что новые санкции вводятся не исполнительным указом президента, а на уровне законодательства США.
Собственно, этот сценарий предполагает, что вопрос об ограничении операций с российскими долговыми обязательствами никак не будет решен в ближайшее время, ограничений на сделки с ОФЗ в рамках февральского блока не последует. Судя по текущему настроению рынка, именно такой сценарий рассматривается как базовый, полагает Антонов. Несмотря на то, что активность нерезидентов при размещении новых выпусков ОФЗ сейчас крайне низкая, а спрос на них формируется в основном за счет российских банков и фондов, распродажи на рынке не наблюдается, и держатели долгов не спешат их сбрасывать, занимая выжидательную позицию даже при наличии рисков обесценивания актива в случае, если будет реализован худший сценарий.
При этом в целом ОФЗ по-прежнему пользуется спросом, отмечает эксперт. Накануне Минфин успешно разместил два выпуска бумаг с постоянным купонным доходом со сроками погашения в 2024 и 2033 годах на сумму 25 и 15 млрд. рублей соответственно. Опять же, сейчас мы наблюдаем рост котировок по ряду выпусков, что привело к снижению их доходности ниже 7%, что с одной стороны снижает их привлекательность, с другой - говорит о спросе на инструмент.
Данные подтверждают тот факт, говорит Алексей Антонов, что существенных проблем в случае реализации умеренного сценария, согласно которому ограничения на операции с ОФЗ для нерезидентов введены все-таки будут, но коснутся только новых выпусков, в экономике в целом и на долговом рынке в частности возникнуть не должно. Этот вариант также можно назвать вполне реализуемым, поскольку, очевидно, речь идет про ограничения на операции с долговыми обязательствами РФ, зашла еще в прошлом году неслучайно. И неслучайно же Минфин и ЦБ готовятся к вероятным последствиям такого шага Вашингтона.
Как напоминает Алексей Антонов, на руках у нерезидентов к концу прошлого года находилось российских долгов на сумму более 37,5 млрд. долларов, и в случае если будет реализован худший из трех сценариев, львиная доля этих долговых обязательств будет по сути выброшена на рынок в достаточно сжатые сроки. Это, с одной стороны, может привести к росту доходности ОФЗ в пределах 20-30%, а с другой - к финансовым потерям для самих держателей. Они, помимо «удовольствия от инвестиций в рубль», потеряют еще и возможность получения купонного дохода от облигаций и будут вынуждены продать их по цене ниже цены размещения.
То есть, действительно, делает вывод аналитик, пострадают от санкций и пострадают существенно, и именно поэтому принуждать собственные фонды к формированию убытков США, скорее всего, не станут, а ограничения, даже если они и последуют, могут коснуться только новых выпусков.
По мнению руководителя департамента аналитики компании "Аналитика Онлайн" Глеба Задоя, судя по движениям иностранных хедж-фондов, банков и отдельных участников, физических лиц, санкции, которые затронут крупную часть госдолга России, США вводить не будут. Зарубежные инвесторы продолжают ставить на рост отечественной экономики и рубля уже 19 неделю подряд по данным Комиссии по торговле сырьевыми фьючерсами США (CFTC).
Эта ситуация может измениться уже на следующей неделе, но сейчас явно прослеживается громкая риторика и отдельно, спокойная работа в финансовом и экономическом секторах, указывает аналитик. Объемы реальных инвестиций остаются на тех же уровнях, а спад покупок внешнего долга России больше связан не с санкциями, а снижением ставок доходности облигаций. Валютная составляющая имеет основное значение для выбора инвестирования, поэтому расчеты в рублях для многих участников становятся невыгодны после учета всех комиссий и конвертаций.
Порог в 8% - это нижний предел (больше психологический), который рассматривает зарубежный инвестор в качестве ориентира для вложений. Если он будет превышен, то о «плохих русских» не забудут, но придут немного заработать. Максимальный урон, который могут нанести нам из Вашингтона – это привести к погашению выпусков госбумаг досрочно на всю сумму, что приведет к сильному снижению стоимости рынка и курса рубля (до 50%, если бумаги предъявят одновременно к выкупу на сумму от 10 млрд. долларов от разных источников).
Но такой спад приведет к большому дисконту по погашаемым бумагам и убыткам инвесторов (почему бы и не переложить их на инициаторов санкций) и выправлению ситуации в течение полугодия за счет резервов и положительного торгового баланса экономики страны. Рост экономики позволит нивелировать данный выпад, но после него у США останется два пути – пойти на уступки или арестовать наши ЗВР. Такая вилка приведет их к выбору, который приведет в обоих случаях к неприемлемому для их элиты поражению, уверен Глеб Задоя.
Уступки окончательно лишат из звания «сверхдержавы» в их же глазах, а арест ЗВР приведет к аресту активов компаний США на ту же сумму в России (паритет почти равный). Дальнейшая эскалация в любом случае будет приводить к потерям для США и росту для России, поэтому сейчас им придется объявлять следующий раунд санкций на уровне точечных уколов по ограничению выпусков некоторых госбумаг, скорее всего для покупки в будущем на счета основных банков ЕС и США (только напрямую, конечно, ведь можно брать бумаги и не через них).
Суть санкций 2018 года
Накануне публикации Вашингтоном «кремлевского доклада», который в Америке назвали «постыдным списком», Андрей Коробков, профессор политологии Университета штата Теннесси, заявил, что американцы обожают санкции, но вынуждены менять стратегию.
«Они их очень часто вводят против разных стран, против оппонентов. И общая логика состоит в том, что надо ослабить экономику оппонента и надо возбудить недовольство среди населения руководством страны. В современной ситуации есть две особенности, которые надо иметь в виду. Во-первых, Трамп, когда он шел к власти, выступал за улучшение отношений с Россией, он видел ее как потенциальный баланс в торговле с Китаем и считал, что ее нужно иметь на своей стороне. Придя к власти, он увидел, что ни в одной области нет такого широкого фронта оппозиции его политике, как в отношениях с Россией. Поэтому постепенно он меняет политику, это компромисс с правящей элитой.
И эти изменения идут по двум направлениям: во-первых, он согласился ввести определенные санкции, но они имеют не политический, а экономический характер. Это попытка подавить конкурентов. Предыдущие санкции били по нефтянке, по ресурсам, по тяжелому промышленному оборудованию, военно-промышленному комплексу и финансам. А теперь они все больше приходят к выводу, что главным врагом является Владимир Путин и его окружение. Поэтому они хотят запугать представителей российского бизнеса с тем, чтобы они сами пошли на изменение политического руководства, подтолкнули первое лицо к уходу», — отметил профессор политологии Университета штата Теннесси.
Политолог отметил «интересные» сигналы, которые подавались последние месяцы со стороны США.
«Их суть в том, что никто не защищен. Если у вас есть вложения за границей, родственники за границей, есть недвижимость, и не только в США, то вы находитесь под ударом, помните об этом. Это нетипичный американский подход. Формируется совершенно новая стратегия», — отметил Андрей Коробков.
Напомним, ранее сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявлял, что «публикация списка ничего не означает. Вы знаете, что публикация не является очередной санкционной волной». При этом представитель Кремля отметил, что Москва будет анализировать, какие действия последуют за публикацией нового санкционного списка, чтобы минимизировать последствия для россиян и российских компаний.
Банки под санкциями в 2018 году
Санкции США в отношении России сформулированы в четырех директивах, изданных Министерством финансов США. Периодически в них вносятся изменения и дополнения.
Эти директивы обязаны соблюдать американские компании, включая их зарубежные филиалы, граждане США, лица, не имеющие американского гражданства, но имеющие разрешение на постоянное проживание, а также прочие юридические и физические лица, находящиеся на территории США.
Банковского сектора, в первую очередь, касается Директива №1.
Согласно ее последней редакции, с 28 ноября 2017 года следующим кредитным организациям запрещено предоставлять финансирование на срок свыше 14 календарных дней, покупать их акции и имущество (в т.ч. доли в других компаниях):
• АО «Газпромбанк»; • АО «Кредит Урал Банк»;
• АО «Россельхозбанк»; • ПАО «Банк ВТБ»; • ПАО «ВТБ 24»;
• АО «БМ-Банк»; • ПАО «Сбербанк России»; • ООО «Сетелем Банк»;
• ООО «Яндекс.Деньги»;
• АО «Глобэксбанк»;
• АО «МСП Банк»;
• АО «РОСЭКСИМБАНК»;
• ПАО «Связь-Банк»;
• Внешэкономбанк.
Отдельного внимания заслуживают АО «Всероссийский Банк Развития Регионов», АО «Сургутнефтегазбанк» и АО «Новикомбанк».
АО «Всероссийский Банк Развития Регионов», подконтрольный Роснефти, подпадает под действие санкций, изложенных в Директиве № 2 и № 4. Директива №2 с последними изменениями и дополнениями, вступившими в силу 28 ноября 2017 года, запрещает предоставлять финансирование на срок свыше 60 календарных дней ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам, а также покупать их акции и имущество (в т.ч. доли в других компаниях).
Директива №4 запрещает экспортировать и реэкспортировать товары, технологии и предоставлять нефинансовые услуги ряду компаний нефтегазовой отрасли и связанным с ними структурам в рамках проектов по освоению Арктического шельфа, добыче сланцевого газа и глубоководной добычи нефти. Директива №4 распространяется на все подобные проекты, реализуемые на территории России, а также на проекты вне зависимости от их локализации (в том числе международные), если они инициированы после 29 января 2018 года.
С 1 января 2018 года под Директиву №4 подпадает АО «Сургутнефтегазбанк».
Исходя из содержания санкций, изложенных в Директиве №4, они не повлияют непосредственно на банки, а касаются инвестиционных проектов в области добычи нефти, в которых данные банки или аффилированные с ними компании участвуют или, что касается проектов начатых после 29 января 2018 года, владеют долей 33% или больше, либо контролируют большинство голосов акционеров.
АО «Новикомбанк», входящий в группу ГК «Ростех», подпадает по действие Директивы №3, в которой изложены санкции в отношении предприятий военно-промышленного комплекса и ряда других стратегических предприятий РФ. Директива №3 как и другие подразумевает запрет на покупку акций и имущества компаний, на которых она распространяется, а также запрет на предоставление им финансирования на срок свыше 30 календарных дней.
Последствия санкций в 2018 году
Три года назад Евросоюз ввел секторальные санкции в отношении России из-за ее вмешательства в конфликт на востоке Украины. С тех пор они неоднократно продлевались. В последний раз - 28 июня 2017 года, когда Совет ЕС принял решение пролонгировать срок действия ограничительных мер до 31 января 2018 года. Главным образом санкции нацелены на финансовый, энергетический и оборонный секторы, то есть теоретически они не касаются простых граждан. Однако, как констатируют эксперты, на самом деле отголоски европейских санкций ощущают на себе и рядовые россияне, а негативный эффект от "санкционной войны" может растянуться на долгие годы.
Если судить по макроэкономическим показателям, экономика России адаптировалась к европейским санкциям, заявил DW директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев: "Более двух кварталов подряд в России наблюдается рост ВВП по отношению к предыдущему кварталу (в первом квартале 2017 года он составил 0,9%. - Ред.). В таких случаях принято говорить о том, что в стране есть экономический рост".
Тем не менее, по словам экономиста, этот рост в большей степени подкреплен внешними факторами, главный из которых - рост цен на нефть. "Степень адаптации может быть разной. Можно адаптироваться и так и находиться вблизи нулевой отметки", - указал Николаев. По оценке ФБК, западные санкции стоили России примерно 1,2% ВВП в год. А уже через год в случае, если санкции не будут сняты, экономика рискует недосчитаться трех и более процентов ВВП в год.
"Такова будет главная цена санкций. После президентских выборов в стране так или иначе должны будут проводиться реформы. В условиях открытых рынков, нормальных внешнеэкономических отношений это было бы эффективно. В условиях же санкционного противостояния эффективность окажется значительно снижена. И потери пойдут на триллионы", - считает Николаев.
По словам экспертов, в наибольшей степени от европейски санкций за истекшие три года пострадал финансовый сектор. Действующие ограничительные меры предусматривают запрет на кредитование российских банков и госкомпаний в западных банках. Это резко сократило доступ российского бизнеса к "дешевым" деньгам. В результате, как объяснил DW аналитик Алексей Коренев, бизнес испытал "трудности с рефинансированием долга, стало необходимо изыскивать альтернативные источники кредитования".
По его словам, зачастую даже страны, не присоединившиеся к санкциям, не рискуют кредитовать ни российское государство, ни финансовую сферу, ни отдельные предприятия. С течением времени - по мере приближения сроков погашения кредитов - ситуация начинает усугубляться. "В два раза сокращены сроки кредитования. Это усложняет вопросы рефинансирования долга и построения кредитных цепочек", - отметил эксперт.
Проблемы большого бизнеса, казалось бы, не должны касаться рядовых потребителей. Однако и простые граждане ощущают на себе эффект от финансовых санкций. Он выливается "в повышение стоимости продуктов и товаров народного потребления, снижение зарплат, падение курса национальной валюты, рост безработицы в результате стагнации рынка труда", продолжает Коренев. Эти проблемы, по его словам, начали накапливаться еще в 2013 году и усугубились после введения санкций. "Ситуация частично улучшалась за счет импортозамещения, но появление все новых санкционных пакетов мешало и продолжает мешать полностью решить проблемы", - полагает аналитик.
Европейские санкции затрагивают и наиболее чувствительный для сырьевой России сектор - энергетический. И хотя в отношении его рестриктивные меры Брюсселя менее радикальны, чем американские, их влияние все же отмечалось и продолжает сохраняться.
Как сообщила DW замдиректора аналитического департамента компании "Альпари" Анна Кокорева, "удар изначально пришелся по акциям нефтегазовых компаний, которые отреагировали падением и восстанавливались очень неспешно". Сегодня их котировки достигли прежних уровней. Также, по словам Кокоревой, санкции косвенно могли ухудшить отношения "Газпрома" с Еврокомиссией и его партнерами.
Европейским предприятиям запрещено предоставлять российским партнерам услуги по глубоководному бурению для добычи нефти и газа. В России остро не хватает своих собственных буровых установок, способных работать на шельфе, нет специализированных судов для проведения 3D-сейсморазведки. В целом, "современные технологии добычи на шельфе в России отсутствуют. Это означает, что долгосрочные перспективы его освоения становятся еще более туманными", предупредил в ходе недавнего доклада в МГУ профессор кафедры сейсмометрии и геоакустики МГУ Юрий Ампилов.
В своей статье, посвященной влиянию санкций на шельфовые проекты, он также констатировал: "Устранить зависимость от импорта быстро не получится. При нынешнем плачевном положении дел в отечественном машиностроении это, к сожалению, невозможно".
Нехватка западных технологий сказывается и на других отраслях. Санкции ЕС, нацеленные на военно-промышленный комплекс, предусматривают не только запрет на торговлю оружием, но и на экспорт товаров двойного назначения, что выливается в нехватку комплектующих для высокотехнологичных отраслей, в частности, для микроэлектроники. Эксперты говорят о том, что такого рода стресс мог бы дать импульс развитию российской промышленности, однако за истекшие три года проблема дефицита технологий так и не решена.
"Сейчас предприятия высокотехнологичных отраслей и микроэлектроники, в частности, волей-неволей вынуждены развивать собственные технологии. Пусть и не такие совершенные, но все же свои", - говорит Алексей Коренев. В то же время, по его выражению, есть целые сегменты современного высокотехнологичного оборудования, где Россия собственными силами не сможет удержаться на одном уровне с высокоразвитыми государствами.
Глава Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает, что развитие промышленности тормозит постоянное ожидание снятия санкций. "В результате у нас так и не появился собственный технологический формат. И ситуация рискует стать катастрофической, поскольку чужого уже нет, а свое так и не создано", - заключил Крупнов.