За последние 5 лет международные санкции против РФ стали одним из факторов, значительно влияющих на политический и экономический климат в мире. Их продление происходит ежегодно, а список постепенно, но неуклонно расширяется. Введение основной массы международных санкций против РФ связано с двумя событиями: присоединением Крыма к России и вооруженным конфликтом на Донбассе (самый крупный санкционный пакет последовал за крушением Боинга 777 в Донецкой области).
Однако санкции вводились и до, и после этих событий: первый громкий пакет связан с «делом Магнитского» (ограничения наложены на ряд должностных лиц), последние – с обвинением близких к российским властям людей и структур во вмешательстве в выборы президента США. Несмотря на заверения российских СМИ, что Европейский Союз уже «устал» от санкций, примеры Ирана и Северной Кореи показывают: санкционные войны могут длиться десятилетиями! Если смотреть на вещи трезво, то рассматривать их как реалии 2020 и последующих годов можно уже сейчас.
Последний виток дипломатического противостояния между Россией и США для простых россиян окончился внедрением десятков различных санкций. Среди них есть как срочные (введенные на полгода или год, в отдельных случаях – на срок до 3 лет), так и бессрочные. Первые нуждаются в периодическом продлении; вторые, собственно, нет. К бессрочным санкциям относятся ограничительные меры в отношении многих российских физических и юридических лиц. Прежде всего, это касается мер, введенных ордерами президента США.
Дональдом Трампом был подписан закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», одним из положений которого стал запрет на отмену или изменение американских санкций в отношении России без одобрения Конгресса. Итоги выборов в Конгресс США вернули контроль над парламентом демократам, намеренным продолжать политику жесткого экономического давления на РФ. Таким образом, нет никаких оснований ждать смягчения американских санкций ни в 2020 году, ни позднее.
Что касается ЕС, то санкции, введенные им, периодически продлеваются:
• ограничения против физических и юридических лиц – раз в полгода;
• секторальные ограничения против российского государства и целых отраслей российской промышленности – раз в 6-7 месяцев.
К санкциям Европейского союза присоединяется большинство не входящих в него европейских стран: от Норвегии и Швейцарии до Черногории и Албании.
Официальная позиция ЕС проста и многократно озвучивалась как Ангелой Меркель, так и сменявшими друг друга французскими президентами: причиной введения санкций является присоединение Россией Крыма и, что еще важнее, активное участие страны в конфликте на востоке Украины. Соответственно, главным условием частичной отмены санкций может стать полное исполнение так называемых «Минских соглашений» о внутриукраинском урегулировании, а условием полной – возвращение Крыма под украинскую юрисдикцию.
Позиция российской стороны прямо противоположная: возвращение Крыма обсуждению не подлежит, Россия не участвует в украинском конфликте, а вина за неисполнение Минских соглашений лежит на Киеве.
Смягчение европейских санкций на протяжении 2020 года теоретически возможно, поскольку важность движения в этом направлении ни одна из сторон не отрицает. Однако сам текст Минских соглашений настолько рамочен и расплывчат (в частности, он не содержит конкретных сроков и мер, которые должны предпринять стороны конфликта), что служит скорее тормозом, чем инструментом для урегулирования. Оппоненты делают из него прямо противоположные выводы, а реальный ход конфликта определяется совершенно другими обстоятельствами.
Риторика представителей Украины и России после президентских выборов на Украине, а также введение РФ упрощенной процедуры получения российского гражданства для жителей непризнанных ДНР и ЛНР делает надежду на исполнение Минских соглашений совсем призрачной. Следовательно, продление санкций на 2020 год является практически неизбежным. А помимо основных декларируемых причин, у западных санкций против РФ есть и другие – возможно, даже более важные.
Вот некоторые из них (в порядке возрастания значимости):
1. «Дело Скрипалей». После совместного заявления лидеров Великобритании, США, Франции и Германии, в котором они выразили уверенность в причастности России к этому инциденту, предать его забвению просто так невозможно.
2. Глобальное противостояние России и США в Сирии, Ливии и Венесуэле.
3. Борьба между Россией и США за европейский газовый рынок. Отдельно стоит отметить активное противодействие США строительству “Северного потока 2” при одновременном начале поставок американского сжиженного газа. Кроме того, секторальные санкции против отраслей российской промышленности больше всего коснулись именно газовых гигантов, а также передачи инвестиций и технологий на разработку новых месторождений (в том числе, шельфовых).
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Последний пункт наиболее важен. С одной стороны, в современном мире набирают силу протекционистские тенденции, и санкции в этом смысле становятся просто одним из инструментов по установлению таможенных границ. С другой стороны, ЕС в санкционном вопросе достаточно прочно привязан к США.
Американское Управление по Контролю Иностранных Активов (OFAC) регулярно накладывает крупные штрафы на компании, сотрудничающие с лицами из американских санкционных списков. Это значит, что даже если Европа ослабит или снимет санкции, у европейского бизнеса останутся серьезные сдерживающие факторы для сотрудничества с Россией, пока ограничительные меры не снимут США. А США их снимать явно не намерены.
За пять с лишним лет активных санкционных войн российская экономика в значительной мере адаптировалась к существованию в условиях частичной изоляции. Точечные санкции, направленные против крупных российских компаний, к критическим результатам не привели.
Среди корпораций, попавших под ограничительные меры, можно отметить:
• крупнейшие банки (Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк и другие);
• ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса (Алмаз-Антей, Уралвагонзавод, Объединенная авиастроительная корпорация и т. д.);
• нефтегазовые гиганты (Роснефть, Транснефть, Газпром нефть).
Для всех этих корпораций санкции означают, прежде всего, невозможность привлечения дешевого и долгосрочного финансирования со стороны европейских и американских кредитных организаций. В свое время это стало серьезным ударом, но последствия его во многом преодолены, и попавшие в санкционные списки компании относительно успешно работают. Да, у них ограничены возможности для роста – но не для стабильного существования.
Более серьезные последствия имеют секторальные ограничения. Самым серьезным шагом Запада в этом направлении стал первый санкционный пакет по «делу Скрипалей», введенный в действие Соединенными Штатами.
Он предусматривает:
1. Полный запрет на поставки в РФ продукции, потенциально могущей иметь двойное назначение, т.е. использоваться в военных целях. Ограничение касается, в том числе, любых комплектующих и технологий в сфере авиации и космической отрасли.
2. Практически полное прекращение экспорта американских товаров в РФ.
3. Запрет на перелеты в США самолетов российских авиакомпаний.
Планируемый США полный запрет на покупку ценных бумаг российского казначейства сильно скажется на возможности получения страной внешних заимствований. Размер потерь бюджета от этой меры, по ряду оценок, может составить до 10 млрд. долларов в год.
Из европейских секторальных санкций наиболее болезненными оказались запреты на инвестиции, кредитование и поставку оборудования российским предприятиям добывающей, энергетической, транспортной и телекоммуникационной отраслей. Каждый новый санкционный пакет влечет за собой резкие колебания валютных курсов. Это тоже негативно сказывается на национальной экономике (самый яркий пример – падение акций «Русала» в цене на 40% после введения персональных санкций против Олега Дерипаски).
Точный размер потерь российской экономики от санкций определить сложно. По оценке Минэкономразвития, санкции обошлись РФ в 6,3 млрд. долларов – менее 0,4% от объема ВВП. При этом, по утверждению министерства, аналитики учли ущерб не только от санкций, но и от протекционистских мер по защите своего рынка со стороны стран, официально к санкциям не присоединившихся. Впрочем, данные Минэкономразвития выглядят излишне оптимистичными. Как минимум, они не учитывают потерь роста и затрат на контрмеры по противодействию санкциям.
Санкции подобны «черному лебедю» Нассима Талеба. Не случайно этот образ, созданный всемирно известным экономистом, обрел такую популярность в последние годы. Суть «черных лебедей» в политике и экономике заключается в том, что предсказать их появление заранее практически невозможно; но при этом, появившись, они оказывают серьезное воздействие на всю картину мира.
«Дело Скрипалей» относится именно к событиям такого рода. Предугадывать их – занятие неблагодарное. Если оставаться в рамках известного и более чем допустимого по опыту последних 5 лет, то в 2020 году с большой долей вероятности пополнятся персональные санкционные списки (российских деятелей, которым запрещен въезд в США и ЕС). Несколько менее вероятно введение в действие законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля».
• дополнительные санкции против российских банков;
• санкции против участников российских проектов в сфере СПГ за рубежом (они затронут не только российских, но и зарубежных, в том числе европейских, участников и инвесторов);
• аналогичные меры против российских нефтяных проектов – внутри РФ и за рубежом;
• санкции против российской судостроительной отрасли (этот пункт попал в законопроект после инцидента в Керченском проливе).
Санкции, действующие на сегодняшний день, введены в общей сложности 62 странами мира:
1. Персональные санкции действуют в отношении примерно 200 человек (151 в списках ЕС, 68 в списках США, 42 в списках Канады).
2. Списки юридических лиц включают 38 крупных российских компаний.
3. Секторальные санкции ограничивают взаимодействие инвесторов, кредиторов и партнеров с российским ВПК, энергетическим, добывающим, телекоммуникационным, транспортным и инфраструктурным секторами промышленности.
Политика российского правительства основана на четком разделении санкций США и санкций ЕС. В отношении США планируются максимально жесткие ответные меры (это отразилось даже в названии принятого федерального закона: «О мерах воздействия на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»). В отношении ЕС ставка делается на использование всех возможностей для сотрудничества при минимуме агрессивной риторики (Россия склонна рассматривать Европу, как заложницу США).
Проблема, однако, заключается в том, что воздействовать на Штаты очень сложно: торговый оборот тут в десятки раз меньше, чем с ЕС. Мировая финансовая система контролируется США и основана на долларе, от которого зависит, в том числе, и Россия. Применить прямые контрсанкции в таких условиях едва ли возможно.
С Европой дело обстоит противоположным образом. Вполне эффективные контрсанкции против европейцев введены, когда был запрещен ввоз в Россию широкого ассортимента пищевой и сельскохозяйственной продукции, в том числе большинства видов мяса и мясных продуктов, молочных изделий, овощей и корнеплодов и т.п. Хотя впоследствии список корректировался (некоторые продукты из него исключены), в целом эмбарго действует и причиняет европейским сельхозпроизводителям многомиллиардные убытки, вероятно, сопоставимые с потерями от санкций самой России.
Единственным действительно значимым ответом России на санкции Штатов мог быть вывод государственных резервов РФ из банков и казначейских бумаг США. Правительство РФ действительно прибегло к таким мерам зимой. На сегодняшний день (в отличие от ситуации десятилетней давности) главными резервными валютами России стали евро (примерно треть от общего объема ЗВР) и золото, с которым доллар делит второе-третье место.
Другие важные меры российского правительства – защита от еще не введенных, но возможных в будущем санкций. Наиболее значимые шаги в этом направлении:
• Разработка Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС), пригодной для замены межбанковской системы обмена информацией SWIFT. Слухи об отключении SWIFT появились, но ни к чему конкретному до сих пор не привели.
• Принятие программы импортозамещения в сфере производства сельхозпродукции. В 2020 году на поддержку сельхозпроизводителей, попавших в программу, планируется тратить по 241 млрд. руб. в год.
• Локализация в России производств СПГ-оборудования и других высокотехнологичных компонентов нефтегазовой промышленности, поставки которых из-за рубежа невозможны из-за секторальных санкций.
• Принятие законопроекта о суверенном интернете. Хотя трудно сказать, связано ли в действительности его принятие с внешними угрозами, или с сугубо внутриполитическими полицейскими соображениями. В целом, закон предполагает создание на территории России независимой инфраструктуры, способной обеспечить бесперебойное функционирование Сети в случае отключения страны от зарубежных корневых серверов.
Безусловно, меры властей РФ по преодолению санкций этим не ограничиваются и включают в себя много частных, закулисных переговоров и договоренностей с отдельными западными политиками и компаниями. Примером комбинаций такого рода стала поставка газовых турбин Siemens на крымские электростанции – сделка, безусловно, запрещенная санкционным режимом, но, тем не менее, состоявшаяся с использованием цепочки подставных компаний.
На сегодняшний день можно быть уверенным только в одном: санкции не исчезнут в одночасье, а будут реальностью мировой политики и экономики еще не один год. Российская Федерация показала высокую способность адаптироваться к существованию в новых условиях, но развитие страны ограничительные меры серьезно тормозят. Новый виток санкций в 2020 году и обострение ситуации в экономике, а затем и политике страны, исключать нельзя до сих пор.
Санкции США в 2020 году
США в 2020 году ввели новые санкции в отношении 13 физических и юридических лиц в России, Китае, Ираке и Турции. Об этом говорится в обнародованном во вторник, 25 февраля, заявлении госсекретаря США Майкла Помпео.
Как следует из документа, штрафные меры приняты за неисполнение Закона о нераспространении оружия массового уничтожения в отношении Ирана, Сирии и Северной Кореи.
Под действия постановление подпали, в частности, пять юридических и физических лиц в КНР и в Турции, связанные "с поддержкой иранской ракетной программы", уточняется в документе. При этом, как подчеркивает Помпео, Вашингтон применяет все доступные меры, чтобы "помешать Ирану наращивать свой ракетный потенциал".
В документе также упоминается, что действие санкционного режима распространено на гражданина КНР, который, по данным Вашингтона, участвовал в поставках продукции особого назначения в рамках пакистанской программы вооружений.
Имена российских официальных лиц и названия конкретных компаний из РФ в заявлении главы американской дипломатии не фигурируют.
Штрафные меры вводятся сроком на два года. Они, в частности, предусматривают ограничения на государственные закупки в США, получение госпомощи Соединенных Штатов и экспорт продукции в эту страну.
Ранее представители демократического меньшинства в Сенате США направили письмо госсекретарю Майклу Помпео и министру финансов Стивену Мнучину с требованием ввести новые ограничительные меры против России и лично в отношении президента РФ Владимира Путина.
После присоединения Россией Крыма, США и ЕС ввели санкции в отношении российских чиновников и депутатов Госдумы. Им был запрещен въезд, а их американские и европейские активы оказались заморожены. В санкционные списки, которые впоследствии неоднократно расширялись, попали спикер СФ Валентина Матвиенко, депутат Леонид Слуцкий и советник российского президента Сергей Глазьев.
США ввели санкции в отношении компаний "Роснефть" и "Новатэк", а также "Газпромбанка" и ВЭБа. Они не могут получать в США долговое финансирование сроком более 90 дней. С ВЭБом и "Газпромбанком" запрещено проводить транзакции. Впоследствии в этот список были добавлены Банк Москвы, ВТБ, "Россельхозбанк" и Объединенная судостроительная корпорация.
Пару недель спустя секторальные санкции в ответ на действия РФ в Украине ввел и ЕС. Под них попали пять крупнейших российских банков - "Сбербанк", ВТБ, "Газпромбанк", "Россельхозбанк" и ВЭБ, которым был ограничен доступ к рынкам капитала ЕС. Позднее такие же ограничения Брюссель ввел в отношении трех нефтяных компаний - "Роснефти", "Транснефти" и "Газпром нефти" - и трех оборонных предприятий.
Санкции в отношении российской нефтяной отрасли ввели и США, и ЕС, ограничившие работу своих компаний в российской Арктике. Брюссель также запретил поставки в РФ высокотехнологичного оборудования для нефтяной сферы в ответ на действия РФ в Украине.
Санкции в сфере ВПК включают введенный Евросоюзом запрет на торговлю с Россией оружием и запрет на экспорт в РФ товаров двойного назначения для оборонного сектора. США, в свою очередь, ввели штрафные меры против 11 производителей электроники, которая может быть использована для нужд военной промышленности. Причиной введения санкций стал конфликт в Донбассе и аннексия Крыма.
США ввели санкции в связи с возможными кибератаками со стороны российских хакеров во время американской избирательной кампании. На этот раз в черном списке оказались Главное разведывательное управление и Федеральная служба безопасности.
Американский Минфин впервые нанес удар по российским частным компаниям. Он ввел санкции в отношении 24 российских бизнесменов из опубликованного ранее "Кремлевского доклада". Среди них оказались такие влиятельные олигархи, как Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг. Активы их компаний на территории США заморожены, а американцам запрещено вести с ними бизнес.
В силу вступили новые санкции США за применение Россией химического оружия. Эти штрафные меры включают запрет на продажу России вооружений и другой оборонной продукции, отказ в доступе к американским товарам и технологиям, особо важным с точки зрения национальной безопасности, а также в предоставлении кредитов правительства США, кредитных гарантий и иной финансовой поддержке.
Последствия санкций в 2020 году
Санкции — это ограничительная мера воздействия, которая носит принудительный характер и назначается за нарушения установленных правил и порядков. С «латыни» слово «Sanctio» — это «указание, распоряжение». Ограниченность для какой-либо страны или для определенной категории лиц государства предназначена для «наказания» правительства государств, попавших под санкции, за попирания международных соглашений.
Исторически известно о существовании санкций не одну сотню лет. Происходит этого в 2020 году из-за того, что государства всегда пытаются влиять на своих соседей, используя непрямые методы воздействия. Часто санкции лишь усугубляли проблемы, которые были призваны решить. Первый пример применения санкции был зафиксирован еще в Древней Греции: жители Афин запретили купцам из области Мегара посещать свои рынки и порты. Это привело к началу военных действий.
Антироссийские санкции, введенные в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом в восточной части Украины, явились ограничительными политическими и экономическими мерами в отношении Российской Федерации и ряда российских организаций. Инициатором введения антироссийских санкций было руководство США. Введение санкций преследовало определенную цель, а именно — международную изоляцию России. Под давлением США, к санкциям присоединились страны Евросоюза, рискуя понести экономический ущерб своим экономикам. Санкции против России также поддержали государства Большой семерки и ряд других государств, являющиеся партнёрами США и ЕС.
Санкции, введенные против Российской Федерации, имели определенные последствия и привели:
- к ограничению доступа отдельным российским банкам к дешевым кредитам;
- к росту кредитных ставок;
- к ограничению доступа финансирования иностранными банками и приобретение отдельных видов продукции ряду отдельным российским компаниям;
- к запрету большинством стран Евросоюза инвестирования в российские компании и приобретение долей в них.
Введение санкций против Российской Федерации способствовали:
1. Оттоку иностранных капиталов, продолжающемуся по настоящий период.
2. Повышению налогов и тенденциям повышения пенсионного возраста.
3. Росту инфляции и снижению стоимости рубля как следствие финансового кризиса в России.
4. Снижению цен на нефть, как в России, так и во всем мире.
5. Падению курса национальной валюты.
Западные эксперты отмечают, что санкции против России не дали должного результата в прогнозируемых и ожидаемых последствиях, как экономического, так и политического характера.
Антироссийские санкции дали и положительные результаты для экономики России, которые выразились:
- в расширении экономических связей с Китаем, среди них заключение газового контракта в $400 млрд., который был довольно неожиданным для стран ЕС. Индекс глобальной конкурентоспособности составил: для России 4,2, Китая — 4,5. Китай и Россия договорилась о взаиморасчетах по некоторым сделкам в рублях и юанях, снизив зависимость от американского доллара;
- в переориентире российской экономики на приоритетные отрасли с сырьевых сегментов на сегменты с высокой добавленной стоимостью, предпочитая поддержку реальный, а не финансовый сектор;
- в импортозамещении, направленную на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых товаров товарами российского производства.
Запущенный в России механизм импортозамещения является наиболее актуальным в санкционный период. Россия ввела ответные санкции странам Запада, запрещающие ввоз продовольственных товаров. Российские товаропроизводители, получили тем самым, больший сегмент рынка для реализации своих товаров. Государственная поддержка аграрного сектора создала условия обеспечения импортозамещения и продовольственной независимости.
Таким образом, осуществляя политику импортозамещения, Россия проводит курс на повышение конкурентоспособности отечественных товаров, который заключается в модернизации производства и повышении его эффективности, улучшении качества производимого товара, внедрении инноваций. Повышая качество отечественных товаров, российские производители тем самым повышают уровень производственных отраслей до уровней ведущих государств.
На графиках видно, что скачкообразные показатели динамики российского экспорта и импорта в Россию говорят о нестабильной экономической и политической ситуации на мировой арене. В санкционный период доля российского экспорта сократилась более чем 1,67раза, а доля импорта упала на 175 %. Российская экономика оказалась в трудных условиях, и механизм импортозамещения явился основным инструментом продовольственной безопасности и финансовой устойчивости на международном рынке.
Россия, используя антисанкционные инструменты, сталкивается с множеством проблем, пытаясь успешно их решить, за счет создания открытой экономики и конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке, технологической модернизации производства.
Несмотря на то, что внешняя картина экономических последствий от введенных санкций в отношении России выглядит, не слишком радужно, но в российской экономике обозначилась положительная динамика, необходимо отметить, что европейские страны лишены возможности повысить долю поставок товаров из России на свои рынки. Разрыв торговых связей с Европой послужил толчком для возрождения и развития отечественной промышленности и сельского хозяйства в Российской Федерации.
Таким образом, с одной стороны санкции нанесли большой удар по экономике Российской Федерации, но российская экономика смогла удержаться на плаву. Зависимость экономики России от Запада постепенно начала падать. Антироссийские санкции стали мощным стимулом для развития импортозамещения, что является основным экономическим механизмом для повышения ВВП России и успешного восстановления экономических процессов.
Суть санкций 2020 года
Суть санкций против России в 2020 году состоит в ограничении сотрудничества с российскими компаниями в различных отраслях, в частности в основных стратегических сферах.
Санкции ЕС были введены в области энергетики, в отношении компаний: «Газпром»; «Роснефть»; «Транснефть».
Также запреты коснулись и оборонной сферы, а именно компаний: «Оборонпромторг»; «Уралвагонзавод».
Объединённой авиастроительной корпорации.
Не обошли санкции и банковские организации России: ВТБ; «Газпромбанк»; «Сбербанк России»; ВЭБ; «Россельхозбанк».
Гражданам европейских стран запрещается осуществлять сделки с определёнными ценными бумагами данных компаний, наложен запрет на операции в европейских банковских организациях. Оказание услуг по добыче полезных ископаемых и поставка технологий для российских компаний также под запретом.
В отношении ряда российских компаний, поставляющих товары двойного назначения, европейскими странами введены санкции. Среди них «Сириус», концерн «Калашников» и другие.
Существует санкционный список российских должностных лиц, активистов и глав ДНР и ЛНР для стран Европейского союза. Им запрещается въезд на территорию европейских стран, а активы, размещённые там, подлежат заморозке.
Канада также опубликовала санкционный список, состав которого меньше. Не пощадила эта страна и «Сбербанк России», «ЭкспоБанк», «Росэнергобанк», российские исследовательские институты и машиностроительные заводы. Эти организации канадцы не могут финансировать сроком более 30 дней.
Соединённые Штаты Америки ввели санкции против российских энергетических организаций: Нефтяной терминал Феодосии; «Роснефть»; «Новатэк».
Эти компании не могут получать американские кредиты на срок более 90 дней и инвестиции в новые ценные бумаги. Самым широким стал американский санкционный список российских юридических лиц в сфере обороны и промышленности. Поставки товаров данных отраслей от компаний России заморожены. Не обошли американские санкции и российские банковские учреждения.
Австралия запретила своим гражданам и организациям торговлю с Крымом и инвестирование полуострова, ввоз с территории России оборудования для нефтегазовой сферы, ввела ограничения для российских банков.
В японский санкционный список вошли лидеры и должностные лица ЛНР, ДНР и Крыма, а также их организации.
Санкции против России в 2020 году причиняют не только неудобства Российский Федерации, но и наносят непоправимый ущерб экономике стран, против которых были введены ответные меры.