Руководитель - тот, кто определяет людям работу в рамках данной ему власти.
Основные функции руководителя:
• Планирование - процесс постановки целей и поиска оптимального способа их достижения. Результат этого процесса – понятный и реалистичный план действий.
• Оперативное управление: распределение задач, распоряжения - задания подчиненным с учетом их обязанностей и способностей.
• Контроль - сверка того, что делается с тем, что было запланировано.
• Формирование команды - подбор, обучение и воспитание кадров.
• Организация работы и мотивация сотрудников.
Рыба гниет с головы, но и развитие организации определяет ее руководитель: если он действительно руководитель, а не исполнитель на роли руководителя. Один из первых вопросов – вы собираетесь развивать свою компанию в 2020 году как Аппарат или как Команду? Команда дает потрясающие результаты, создает атмосферу творчества и сотрудничества, хорошая команда работает сама, освобождая руководителя для реализации новых задач – а аппарат создавать проще, дешевле и реалистичнее.
Второе – работа с лидерами. В аппарате лидеры не нужны, а команда лидера требует. Тут две проблемы. Первое – откуда брать людей с лидерским потенциалом, если их днем с огнем не отыщешь, второе – как из неуправляемых, а то и негативных лидеров делать людей, которые будут работать на вас и ваши задачи. Единственный реальный путь – развивать свои лидерские качества. Хорошо, что это вполне возможно.
Правила успешного руководителя:
• С утра - план дел на сегодня.
• Все задачи расставлены по приоритетам: сосредотачиваемся на самом важном.
• Проследи, чтобы цели (задачи) и приоритеты были у всех твоих сотрудников.
• Работа на позитиве: опора на сильные стороны свои и своих сотрудников.
• Каждый час - 10 минут отдых (активный).
• Каждые 15 минут - отчет себе о сделанном. Вечером - подведение итогов дня и формирование плана дел на завтра.
Выше конкретных правил - заповеди руководителя, самые главные его ориентиры и правила.
Руководитель - это не должность, а психология, образ жизни и образ мысли. Руководитель:
• Всегда думает о нужном впереди результате (устремлен в будущее, а не разбирается в прошлом).
• Всегда отдает распоряжения, хоть сотрудникам, хоть коллегам, хоть боссу. Не объясняет, а руководит! Дает инструкции.
Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду - это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс - это руководитель.
Одни из главных умений руководителя: умение отдавать распоряжения и привычка делегировать дела, с которыми могут справиться другие. Как это развивать? Практиковать, практиковать, практиковать...
В этом году многое делегировала, ввела должность «лидер дня», которой раньше не было. Передавала ответственность за дела и решения. В этом году я передала 4 ключевые роли, которые раньше тянула на себя, ибо мне казалось, что никто, кроме меня, не справится. (Кто знает, как мне трудно доверить руль машины даже мужу, тот меня поймет) Успевала проводить разные сплачивающие мероприятия для команды. Второй год на «ура» у нас идет игра «Тайный друг». И с удовольствием наблюдала, как в команде адаптируются и пропитываются ВВС-ными традициями ранее скептически настроенные новички.
Все эти навыки хочу довести до совершенства в следующем году.
Что планирую на следующий год:
1. Больше вкладываться в новые команды. Заметила, что в этом году было набрано много новых команд и новых капитанов. Хочу продумать систему поддержки и поощрений для них. Например, предложить организаторам отдельные номинации. Готова проводить экскурсии по Слету.
2. В своей команде хочу попробовать новый формат «дети работают – взрослые отдыхают». Заметила, что сейчас дети, скорее, паразитируют на взрослых, а взрослые их развлекают. Хочу организовать систему, при которой дети будут учиться дежурить (мыть посуду, готовить), а кто подежурил, будет приравниваться к взрослым и иметь право на ночную дискотеку и игру в Мафию. Ну а кто не дежурил – ложатся спать в 22.00, как дети.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Как много специалистов ставят перед собой цель непременно стать руководителем! Но для того чтобы претендовать на такую ответственную должность, одних знаний и опыта недостаточно. Важно четко понимать, что собой представляет такая работа. Руководитель должен не только быть профессионалом в выбранной сфере, но и обладать определенными личностными характеристиками, иметь организаторские и управленческие задатки.
Для начала сформулируем краткое определение. Итак, согласно словарю терминов, понятий и определений по экономике и бизнесу, руководители — это категория работников, которые вправе принимать решения по управленческим вопросам с целью обеспечения эффективности работы компании. Но, как известно, такие специалисты бывают разные, например генеральный директор, управляющий, начальник отдела, главный редактор и другие. Кроме того, к такой категории сотрудников относят и всех заместителей.
В определении термина акцент ставится на том, что руководители — это сотрудники компании, которые имеют право принимать важные решения и нести ответственность за результат, а также отвечать за деятельность всех подчиненных специалистов.
Как уже было отмечено, управленцы бывают разных звеньев. В экономической науке принято классифицировать таких специалистов. Подобное разделение вносит ясность в обязанности руководителя, определяет границы влияния, сферу воздействия. Работодателям также проще оценить, как работает новый руководитель, зная, какое звено во всей кадровой структуре занимает последний.
В экономике существуют разные классификации руководителей. Наиболее известной является код Адизеса, или сокращенно PAEI. Согласно такому разделению, управленцы бывают:
1. Продюсер или специалист, изготавливающий продукт. Он отличается высокими показателями эффективности труда, его деятельность направлена на увеличение прибыльности компании.
2. Администратор организовывает оптимальную деятельность сотрудников.
3. Предприниматель анализирует рынок сбыта и предлагает новые идеи.
4. Интегратор — это специалист, который налаживает внешние связи и организовывает, объединяет коллектив сотрудников компании.
Такая классификация подвергается критике со стороны экономистов, бизнес-управляющих и психологов. Так как в большинстве случаев успешные руководители обладают одновременно всеми указанными выше качествами или совмещают несколько из них.
В экономической литературе принято разделять управленческий персонал на три уровня в зависимости от выполняемых функций в компании:
1. Высшее звено управленцев. К этому уровню относятся сотрудники, которые руководят и несут ответственность за деятельность всей компании в целом. Они разрабатывают основное направление деятельности производства, принимают ключевые решения, подготавливают долгосрочные планы, определяют бюджет и многое другое. Только эти руководители имеют полномочия приобретать или продавать компанию, новую производственную линию и т. д. К руководителям высшего звена относится президент и вице-президент компании, управляющий, председатель совета директоров, исполнительный директор. Занять кресло руководителя такого уровня — задача крайне сложная, требующая профессиональной самоотдачи и врожденных задатков лидера.
2. Перед начальниками среднего звена ставится задача выполнить указания вышестоящих руководителей, донеся поставленные задачи до подчиненных, а именно нижнего звена. Специалисты среднего уровня могут вносить предложения по работе компании, определять методы и пути реализации поставленных начальниками целей. Кроме того, значимое место в работе таких специалистов занимает взаимодействие, руководство нижестоящими в структурной иерархии компании сотрудниками. К среднему звену управленцев относятся начальники отделов и цехов, руководитель управления, проекта и другие.
3. Управленцы низшего звена работают непосредственно с исполнителями процессов. Они представляют интересы рабочих, контролируют выполнение поставленных задач. К таким специалистам относятся менеджеры-контролеры, мастера участков, руководители групп и т. д.
Также классифицируют руководителей на линейных и функциональных. Отличаются они сферой влияния и возложенными полномочиями.
В психологии также уделяют внимание разделению руководителей по характеру управления. Существуют разные классификации, но самой распространенной является описанная ниже.
Итак, с точки зрения психологии, начальники бывают следующими:
• лидер вдохновляет подчиненных на активную деятельность, заряжает энтузиазмом, сподвигает на генерацию новых идей;
• деспот привык к строгому выполнению правил и установок;
• дипломат рассматривает коллектив как команду, решает вопросы и спорные ситуации корректно;
• гуманист представляет компанию как единую семью, внедряет корпоративную этику;
• демократ разделяет часть своих полномочий с подчиненными.
Для того чтобы занять должность руководителя, в первую очередь необходимо высшее образование, а также определенные личностные качества (о них подробнее ниже). Кроме этого важно накопить опыт работы в выбранной сфере, знать основы менеджмента и психологии коллектива. Претенденту на должность руководителя следует осознать всю ответственность такой работы, проанализировать возможные риски и предстоящие сложности.
Психологи утверждают, что психологический портрет потенциального руководителя включает следующие аспекты:
• уровень образования;
• врожденные способности;
• личностные черты характера.
Какое требуется образование для того, чтобы занять кресло руководителя? Социологические исследования выявили, что большинство успешных управленцев имеют 2 диплома по разным специальностям. Первое образование может быть инженерное, экономическое, юридическое. А дополнительное — психологическое, педагогическое.
Основная деятельность руководителя — принимать важные для компании решения в рамках полномочий, указанных в трудовом договоре. С управляющим, так же как и с другими сотрудниками, заключается официальный договор, в котором подробно описаны должностные обязанности, полномочия специалиста. Кроме того, руководителю любого уровня также требуется соблюдать трудовую дисциплину и внутренние правила компании. Чаще всего трудовой договор для руководителей заключается на срок до 5 лет, но встречаются и бессрочные.
Для управленцев устанавливается испытательный срок, условия которого оговариваются в трудовом договоре. Но если руководитель выбран в результате конкурса, то обычно испытательный период не назначается — специалист в первый же рабочий день получает оговоренные полномочия и приступает к выполнению производственных обязанностей.
Кроме высокого уровня образования руководитель должен обладать и определенными личностными качествами. В психологии выделяют такие виды: деловые и истинно личностные характеристики руководителя.
Обладают следующими деловыми качествами успешные руководители. Это:
К личностным качествам можно отнести самые разные черты характера руководителя, которые помогают управленцу достичь профессионального успеха. К ним можно отнести позитивное мышление, устойчивые моральные принципы, доброжелательное отношение к окружающим, толерантность, стрессоустойчивость, чувство юмора и т. д.
Над вопросом о том, почему одни специалисты становятся успешными руководителями, а другие, имея идентичное образование и опыт, не могут реализовать себя в такой роли, задумываются психологи всего мира: проводятся многочисленные исследования и выдвигаются порой невероятные теории по этому поводу. В чем мнения сходятся, так это в том, что руководители — это пример для подчиненных. Такие специалисты должны быть эталоном профессионала и человека.
Анализируя литературу, можно сформулировать самые распространенные и, как доказывает практика, действенные рекомендации по поводу того, как стать успешным руководителем:
1. Важно заниматься саморазвитием: повышать профессиональный, деловой и личностный уровень.
2. Умение эффективно организовать коллектив поможет начальнику эффективно выполнять поставленные задачи. Если бывший руководитель не смог сплотить подчиненных, то задача нового главы — объединить общей целью сотрудников, внедрить корпоративные традиции, поощрять взаимопомощь и доверие.
3. Научиться ставить конкретную реальную цель, это поможет правильно организовать производственный процесс на разных уровнях.
4. Необходимо уметь четко принимать решения и нести ответственность за результат, не перекладывая вину на других сотрудников.
Таким образом, многогранна подобная работа. Руководитель — это человек, который является профессионалом одновременно в разных сферах. Он не только специалист выбранного профиля, но и лидер, организатор, контролер в одном лице. Для того чтобы занять такую должность, нужен длительный практический опыт. Возможно, поэтому, согласно статистике, чаще других успешными руководителями становятся лица старше 50 лет.
Классный руководитель в 2020 году
Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.
Сегодня существует несколько видов классного руководства:
• педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство;
• классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса;
• куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе;
• тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.
Функции классного руководителя в 2020 году:
• воспитание;
• социальная защита;
• организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива;
• координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями);
• управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.
Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:
• быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика;
• осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий;
• взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников;
• вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов;
• содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе;
• получать помощь от коллектива сотрудников школы;
• вести индивидуальную работу с учениками и их родителями;
• не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей;
• проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики;
• организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников;
• помогать каждому конкретному ученику в решении проблем;
• осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.
Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования.
В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя — ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя — это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.
Классный руководитель ведёт системную работу на основе:
• воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении;
• анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни;
• личностно-ориентированного подхода педагогики;
• актуальных задач воспитания;
• принципа толерантности.
А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?
Система работы классного руководителя состоит из:
• аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
• контроля над повседневной жизнью класса;
• использования современных методов воспитательной работы.
Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.
Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников.
Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:
• родительское собрание;
• совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры);
• родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.
Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:
• духовным образцом человеческой культуры;
• защитником от безнравственности;
• инициатором сплочения ученического коллектива;
• фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика;
• помощником социализации ребёнка;
• консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников;
• человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества;
• консультантом по профориентации;
• координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника;
• человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:
1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
4. Планировать свою деятельность.
5. Организовывать воспитательные мероприятия.
6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.
А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?
Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы:
1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
2. Самостоятельная образовательная работа.
Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы, который должен включать в себя:
1. Выбор тематики.
2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
4. Разработку последовательного плана деятельности.
5. Практическое использование результатов своих опытов и экспериментальной деятельности.
6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.
На курсы повышения квалификации, конференции и семинары может направить администрация школы.
А вот индивидуальную работу по самообразованию нужно суметь организовать самому, например, с помощью:
• изучения профессиональных научно-практических изданий и электронных ресурсов;
• участия в научных обществах, клубах, проектах;
• ведения научной и экспериментальной работы;
• изучения современного опыта ведения педагогической деятельности;
• посещения библиотек;
• поездок на экскурсии;
• профессионального общения с учёными и другими интересными, выдающимися людьми;
• посещения мероприятий, повышающих культурный уровень (музеев, концертов, выставок и т. д.).
Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.
Общий список документов классного руководителя:
1. Годовой план по воспитательной работе.
2. Внесение информации в классный журнал.
3. Таблица сведений о родителях.
4. Перечень членов родительского комитета.
5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
8. Диагностические методики.
9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
10. Паспорт класса.
11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
12. Отчёты по воспитательной работе.
13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
15. Личные дела школьников.
Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.
Трудовой договор с руководителем 2020 года
В соответствии со ст. 273 ТК РФ руководитель организации – физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Отметим, что помимо единоличного исполнительного органа в организации может быть коллегиальный исполнительный орган.
В Трудовом кодексе особенностям регулирования труда руководителей и членов коллегиального исполнительного органа в 2020 году посвящена гл. 43, положения которой распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:
• руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;
• управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
В силу ст. 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются документами, перечисленными в ст. 273 ТК РФ, а также трудовым договором.
Среди наиболее распространенных законов, регулирующих деятельность руководителей коммерческих организаций, можно выделить федеральные законы № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), № 208 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО).
Руководитель коммерческой организации (директор, генеральный директор и т. п.) является единоличным исполнительным органом, который без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени организации, издает приказы о назначении на должности работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания и осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
В статье 69 Закона об АО указывается, что на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие Трудового кодекса распространяется в части, не противоречащей положениям Закона об АО.
Трудовые отношения с руководителем, как и со всеми остальными работниками, оформляются на основании трудового договора. Может заключаться как бессрочный, так и срочный трудовой договор. Однако, как правило, это все же срочный трудовой договор, срок действия которого определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (ч. 1 ст. 275 ТК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 275 трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).
В акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников, если уставом организации данное полномочие не отнесено к компетенции совета директоров общества.
Оформление полномочий единоличного исполнительного органа начинается с оформления соответствующего решения (протокола) общего собрания участников или совета директоров. Затем с руководителем подписывается трудовой договор.
Трудовой договор от имени общества согласно п. 1 ст. 40 Закона об ООО подписывает лицо, председательствовавшее на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участник общества, уполномоченный решением такого собрания, или председатель совета директоров (наблюдательного совета) или лицо, уполномоченное решением совета директоров (наблюдательного совета) общества (если решение вопросов избрания единоличного исполнительного органа отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета общества)).
Трудовой договор с руководителем организации от имени акционерного общества подписывает председатель его совета директоров (наблюдательного совета) или лицо, уполномоченное этим советом (п. 3 ст. 69 Закона об АО).
Если в порядке п. 3 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет единственный акционер, трудовой договор подписывает этот акционер или иное уполномоченное им лицо.
Существует мнение (изложенное, например, в Письме Минздравсоцразвития РФ № 22-2-3199), что если общество создано одним участником, то функции единоличного исполнительного органа на себя он возлагает только своим решением и управленческая деятельность в данном случае осуществляется без заключения какого либо договора, в том числе трудового. Однако большинство специалистов придерживаются другого мнения: трудовой договор с руководителем должен заключаться в любом случае, поскольку (ст. 273 ТК РФ) если руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, на него не распространяются положения только гл. 43 ТК РФ. А согласно остальным нормам Трудового кодекса, в частности ст. 16, отношения, возникающие в результате назначения на должность или утверждения в должности, характеризуются как трудовые отношения между работником и работодателем на основании трудового договора.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение экземпляра трудового договора работник подтверждает подписью на экземпляре, хранящемся у работодателя (ст. 67 ТК РФ).
До подписания трудового договора руководитель должен быть ознакомлен под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью, коллективным договором.
До подписания трудового договора у претендента на должность руководителя также следует запросить документы, названные в ст. 65 ТК РФ.
Кроме этого, отметим, что руководитель организации является лицом, которое в силу ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ может быть дисквалифицировано и лишено права занимать должности руководителя в исполнительном органе управления юридического лица на срок от шести месяцев до трех лет. Заключение трудового договора с дисквалифицированным лицом влечет на организацию наложение штрафа в размере до 100 000 руб. (ст. 14.23 КоАП РФ). Поэтому до подписания трудового договора с будущим руководителем необходимо запросить в налоговом органе информацию о возможной дисквалификации конкретного лица. Порядок предоставления информации установлен Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/141@.
Итак, на основании решения уполномоченного органа и трудового договора руководитель издает приказ о вступлении в должность или преступлении к исполнению обязанностей руководителя. Издать и подписать приказ о приеме на работу может и другое уполномоченное лицо (из числа участников общества, совета директоров или др.).
Также необходимо внести запись в трудовую книжку. При этом согласно разъяснениям Роструда (Письмо № 2894 6 1), в соответствии с п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ № 69, при внесении записей в трудовую книжку о назначении руководителя в графе 4 делается ссылка на решение общего собрания участников (иное решение работодателя) либо на приказ о вступлении в должность.
На руководителя также следует оформить личную карточку.
По общему правилу в трудовой договор включаются все обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ. И здесь нужно обратить внимание на некоторые из условий, в частности на срок договора. Поскольку договор с руководителем, как правило, срочный, в нем необходимо указать срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого договора. В данном случае основанием будет соглашение сторон (ч. 2 ст. 59 ТК РФ).
Срок трудового договора при этом определяется учредительными документами или тем же соглашением сторон (ч. 1 ст. 275 ТК РФ). Напомним, что срок трудового договора не может быть больше пяти лет.
Если руководитель осуществляет работу по совместительству (что для него не запрещено), то в силу ст. 282 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указывают, что работа является совместительством.
Работать по совместительству у другого работодателя руководитель может только с разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) (ст. 276 ТК РФ).
Возможно, руководителю установлен другой режим рабочего времени, отличающийся от других работников и общих правил внутреннего трудового распорядка. Обычно это ненормированное рабочее время. Условие о таком режиме, а также о компенсации за него должно быть указано в трудовом договоре с руководителем.
При установлении условия об оплате труда учтите, что в соответствии с ч. 1 ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) уставного капитала которых находится в государственной или муниципальной собственности, государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, определяются трудовыми договорами согласно порядку, предусмотренному Постановлением Правительства РФ № 2, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Условия оплаты труда руководителей других организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора (ч. 2 ст. 145 ТК РФ).
В разделе трудового договора об оплате труда также можно указать компенсацию, которая выплачивается руководителю в случае прекращения трудового договора по п. 2 ст. 278 ТК РФ (на основании решения собственника) и при отсутствии виновных действий (бездействия) с его стороны. Размер компенсации не может быть меньше трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 279 ТК РФ).
Если по условиям трудового договора размер заработной платы за период его действия (для бессрочного договора – за один год), компенсации при увольнении или иных выплат составит 25% балансовой стоимости активов общества и более, такой договор может быть квалифицирован как крупная сделка (абз. 2 пп. 1 п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ № 28). И в этом случае трудовой договор должен быть одобрен советом директоров акционерного общества или общим собранием акционеров в порядке, установленном ст. 79 Закона об АО, либо общим собранием участников общества или советом директоров общества с ограниченной ответственностью в порядке, предусмотренном ст. 46 Закона об ООО.
Помимо обязательных условий трудовой договор может содержать дополнительные (ч. 4 ст. 57 ТК РФ). Здесь можно отметить условия:
• об испытании при приеме на работу. Для руководителей организации оно может длиться до шести месяцев (ч. 5 ст. 70 ТК РФ);
• о неразглашении охраняемой законом тайны. Согласно п. 6 ст. 11Федерального закона № 98 ФЗ «О коммерческой тайне» трудовым договором с руководителем организации должны предусматриваться его обязательства по обеспечению охраны конфиденциальности информации, обладателем которой являются организация и ее контрагенты, и ответственность за обеспечение охраны ее конфиденциальности;
• дополнительные основания прекращения трудового договора с руководителем организации, предусмотренные ст. 278 ТК РФ.
В договоре с руководителем также можно прописать его полномочия (права и обязанности), исходя из положений нормативно-правовых актов, устава и локальных нормативных актов организации.
Трудовой договор с руководителем, заключенный на определенный срок, прекращается с истечением его срока действия (ч. 1 ст. 79 ТК РФ). При этом собственник должен помнить, что о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения. Если собственник хочет продлить трудовые отношения с руководителем, следует направить уведомление о том, что действие трудового договора заканчивается, и предложить заключить новый трудовой договор.
Здесь возникает вопрос: можно ли продлить действие срочного трудового договора путем заключения дополнительного соглашения? Чиновники Роструда в ответе пояснили, что трудовое законодательство не предусматривает возможности продления срочного трудового договора за исключением случаев продления, установленных для беременных женщин (ст. 261 ТК РФ) и педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (ст. 332 ТК РФ).
По окончании срока действия трудового договора с руководителем он должен быть прекращен по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с внесением соответствующей записи в трудовую книжку. А при необходимости следует издать приказ о приеме на работу и внести в трудовую книжку запись о приеме на работу по новому срочному трудовому договору.
Срочный трудовой договор может быть прекращен и досрочно. Прежде всего, сделать это можно по соглашению между работодателем и руководителем в силу ст. 78 ТК РФ.
Инициатором досрочного расторжения трудового договора может быть и сам руководитель. Предупредить об этом работодателя он должен не позднее чем за месяц (ст. 280 ТК РФ).
Общие основания увольнения установлены Трудовым кодексом, руководитель может быть уволен по любому из них.
В статье 278 ТК РФ установлены дополнительные основания увольнения руководителя:
• отстранение от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
• принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора;
• иные основания, предусмотренные трудовым договором.
Помимо дополнительных оснований увольнения, перечисленных в ст. 278 ТК РФ, специальные основания установлены в ст. 81 ТК РФ. Так, работодатель может уволить руководителя по своей инициативе при смене собственника имущества организации (п. 4 ч. 1 ст. 81), за принятие руководителем необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81) и за однократное грубое нарушение руководителем организации своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81).
При увольнении руководителя при смене собственника имущества организации новый собственник обязан выплатить руководителю компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков (ст. 181 ТК РФ).
В Трудовой кодекс была введена ст. 349.3, которой установлено ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников, среди которых руководители хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Так, в случае выплаты руководителям этих организаций компенсаций в связи со сменой собственника (ст. 181 ТК РФ) или в связи с принятием решения об увольнении уполномоченным органом юридического лица согласно ст. 279 ТК РФ данные компенсации выплачиваются в размере трехкратного среднего месячного заработка.
Соглашения о расторжении трудовых договоров в соответствии со ст. 78 ТК РФ не могут содержать условия о выплате руководителю хозяйственного общества выходного пособия, компенсации и (или) о назначении работнику каких либо иных выплат в любой форме.
Кроме этого, при прекращении трудовых договоров с указанными работниками по любым установленным Трудовым кодексом и другими федеральными законами основаниям совокупный размер выплачиваемых выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме не может превышать трехкратный средний месячный заработок этих работников.
Прекращение трудового договора с руководителем в любом случае (за исключением увольнения по собственному желанию) оформляется решением общего собрания участников или совета директоров. На основании решения издается приказ. Приказ может быть подписан как самим руководителем, так и другим уполномоченным лицом. В последнем случае руководитель должен быть ознакомлен с приказом под роспись.
Соответствующая запись вносится в трудовую книжку. В последний день работы она выдается руководителю и с ним производится расчет. При получении трудовой книжки руководитель должен расписаться в личной карточке и книге учета движения трудовых книжке.
Должностная инструкция помощника руководителя 2020 года
Должностная инструкция (ДИ) относится к внутренней организационно-распорядительной документации компании и носит более детальный характер, чем трудовой договор. В документе регламентируется структура должности, полномочия сотрудника, а также должностные обязанности и ответственность. ДИ обеспечивает прозрачность требований руководителя для подчиненного, а начальству облегчает контроль за исполнением должностных обязанностей сотрудником.
ДИ является односторонним актом работодателя, поэтому обязательна к исполнению. Поскольку в каждой компании ДИ составляется самостоятельно, важно, чтобы она не противоречила ТК РФ и трудовому договору. Поэтому будет правильно сначала согласовать документ с юристом. Составляется, как правило, в двух экземплярах: один - находится у руководителя, другой у сотрудника.
Чем должностная инструкция в 2020 году полезна для сторон трудового соглашения:
• четко регламентирует квалификационные требования к должности, порядок подчиненности руководству, границы прав и обязанностей и меру ответственности;
• работнику понятен круг личных полномочий и обязанностей. Если, например, на него возлагается обязанность, которая не относится к ДИ, то тот вправе отказаться ее исполнять без каких-либо неблагоприятных последствий для себя;
• если увольнение (из-за несоответствия занимаемой должности) оспаривается работником в суде, ДИ станет весомым аргументом оценки эффективности работы сотрудника и поможет работодателю защитить интересы компании в судебном разбирательстве;
• упрощает порядок обоснования перед налоговой экономическую целесообразность затрат на работу сотрудников (обоснованность проведения мероприятий по повышению квалификации персонала, стоимость междугородних и международных телефонных звонков и т.д.).
Должность помощника руководителя подразумевает достаточно широкий спектр функций.
На практике под таким названием могут пониматься две абсолютно несхожие по должностным полномочиям и выполняемым функциям должности:
• помощник руководителя, выполняющий секретарские и административные обязанности;
• полноценный помощник директора, решающий определенные группы вопросов.
Характеристика каждой должности, отражаемая в ДИ, состоит из трех разделов: что работник должен знать, какие установлены должностные обязанности и требуемый уровень квалификации.
Как и трудовой договор, ДИ содержит следующие положения:
1. Наименование организации, которая составила ДИ (должно соответствовать документам госрегистрации).
2. Наименование документа «Должностная инструкция». Число и порядковый номер.
3. Основные положения (ФИО, в каких общих вопросах должен разбираться специалист, кто замещает, если помощник отсутствует, кому подчиняется, обязательный минимальный стаж).
4. Трудовые функции.
5. Должностные обязанности.
6. Права.
7. Ответственность.
8. Реквизиты и подписи сторон.
Управленец должен соответствовать в достаточной степени высоким требованиям:
• высшее профильное образование (техническое, юридическое, экономическое и т.д.);
• стаж работы не менее трех лет (для каждой организации это решается индивидуально);
• определенные навыки, необходимые в компании (например, практические навыки в производстве, знание технологического процесса, схем сбыта).
ДИ прежде всего должна включать пункт, что специалист относится к категории руководящего состава, назначается и увольняется директором. Все формулировки должны содержать точное описание тех задач, которые будут в компетенции помощника.
Помощник директора должен ориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность организации. Как правило, по своему составу - это довольно обширный перечень документов: от Устава организации до методических рекомендаций, учебных материалов, локальных и федеральных актов, регулирующих направления деятельности компании, специфика ведения документооборота.
В основные положения включают общие положения, в которых должен разбираться управленец:
• понимать структуру предприятия и его подразделений;
• организацию делопроизводства, контролировать исполнение работниками поручений и распоряжений директора;
• участвовать или самостоятельно проводить деловые переговоры;
• принимать посетителей;
• разбираться в техническом обеспечении административной работы руководителя компании (навыки работы с ПК, оргтехникой, приемно-переговорными устройствами и т.д.);
• основах управления и организации труда.
Должностные обязанности помощника директора:
• принимает, проверяет и систематизирует корреспонденцию, поступающую директору организации, докладывает о результатах исполнения решений директора;
• передает распоряжения конкретным исполнителям, структурным подразделениям, запросы и иные виды документации, занимается подготовкой ответов;
• контролирует работу сотрудников, своевременное исполнение поступивших распоряжений руководства;
• осуществляет лично прием заявлений подчиненных и иных документов, передает их на подпись руководителю;
• проверяет и редактирует документацию в отношении проектов, поступающих на утверждение руководителем;
• занимается подготовкой совещаний и заседаний, проводимых руководителем (сбор материала, ведение протоколов, оповещение и регистрация участников, определением повестки дня);
• координирует работу подчиненных в пределах должностных полномочий;
• проводит работу по обеспечению сохранности документации и своевременной передаче ее в архив.
Перечень обязанностей помощника директора для конкретной организации может быть расширен или, наоборот, сужен. Все зависит от требований к должности, специфики и масштаба работы компании и иных факторов, влияющих на режим работы руководителя.
Помимо обязанностей сотрудника, ДИ включает также разделы, касающиеся прав и ответственности помощника директора.
Наравне с обязанностями сотрудник вправе:
• вносить предложения, направленные на усовершенствование деятельности компании, в рамках своих должностных обязанностей;
• запрашивать необходимую документацию и информацию у сотрудников, руководителей подразделений;
• представлять интересы компании в госструктурах и коммерческих организациях;
• взаимодействовать с контрагентами в соответствии с установленными полномочиями.
В разделе об ответственности сотрудника необходимо перечислить виды ответственности, ссылаясь на нормы ТК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ. Детализировать виды нарушений и указывать конкретные статьи не стоит, иначе если возникнут проблемы, доказать виновность сотрудника будет непросто.
Должность помощника руководителя включает список обязанностей личного помощника руководителя с совмещением секретарских обязанностей. Сотрудников, занятых этим видом деятельности относят к личным помощникам руководителя. Соответственно их полномочия намного меньше, чем у помощника директора, поэтому квалификационные требования не такие строгие.
Сотруднику не обязательно иметь высшее образование, продолжительный стаж работы, иные квалификации, чаще всего в подчинении нет других работников.
В должностные обязанности помощника руководителя входят:
• тайм-менеджмент директора (подготовка расписания встреч, деловых поездок, подписание документов и т.д.);
• прием и перераспределение телефонных звонков;
• работа с входящей документацией;
• техническое обеспечение работы руководителя (заказ билетов, транспорта, подготовка к переговорам и встречам), а также его сопровождение;
• организует рабочее место руководителя необходимыми канцелярскими принадлежностями, оргтехникой;
• по указанию директора доводит его распоряжения до руководителей подразделений и сотрудников компании;
• поддержание деловых контактов;
• ведет запись на прием к руководству;
• выполняет иные отдельные поручения.
С ДИ работников знакомят под роспись и выдают на руки экземпляр. Чтобы документ имел юридическую силу, начальство должно его утвердить. Утверждение ДИ происходит аналогично утверждению внутренних актов.
Проектный руководитель в 2020 году
Проектная форма деятельности в бизнесе постепенно обретает силу. Открываются фирмы чисто проектной направленности, устройство действующих компаний усложняется. Развитие бизнеса в нашей действительности строится по современным лекалам, стандартам организации и управления. Кто этот человек, который встает на переднем крае преобразующих мир событий? Кто ведет за собой временные коллективы к преодолению рутины и строительству нового? Это руководитель проекта, обладающий особыми чертами характера, владеющий специальными навыками и способный браться за уникальные задачи.
Руководитель проекта (менеджер проекта, project manager, PM) – лицо, наделенное в 2020 году ответственностью и правами по руководству работами в рамках проектной задачи. Делегирование PM соответствующих полномочий производят инвестор или заказчик на основе контракта, существенные условия которого и KPI согласовываются еще на стадии разработки устава проекта. Менеджер прилагает усилия для создания благоприятных условий выполнения задач проекта в согласованный срок и без превышения бюджета.
Чтобы проект стал успешен, руководитель проектов обеспечивает:
• видение проекта как объекта управления, понимание его особенностей;
• анализ, учет интересов и управление отношениями со стейк-холдерами проекта;
• снижение неопределенности уникальной задачи за счет процедуры планирования;
• ресурсную базу проектных мероприятий;
• защиту проектных решений и отчетность перед куратором и заказчиком;
• привлечение проектных групп и отдельных исполнителей к выполнению работ;
• контроль за ходом выполнения работ;
• анализ проектных событий на предмет своевременности, качества, отклонений;
• составление прогнозов и коррекцию планов;
• завершение проекта и архивирование документации.
По существу, представленный выше список и есть основные функции РМ. Формально должностные обязанности менеджера начинаются с издания приказа об открытии проекта. Фактически его работа начинается уже задолго до выпуска документа. Действия РМ связаны, в первую очередь, с куратором, который и вовлекает будущего проектного руководителя в процесс инициации и запуска проекта. Куратор всегда заинтересован при наименьших усилиях получить лучший результат. Поэтому ему нужен разумный и результативный руководитель проекта.
РМ, в свою очередь, заинтересован во внятном и доверяющем ему кураторе. Для него куратор – понятный, единый канал эскалации возникающих проблем. Опытный менеджер заранее знает, что проблем и затруднений в проекте не избежать. И для того чтобы оперативно исключать сложности при их возникновении, PM желает не по «кабинетам пороги оббивать», а обращаться только к одному руководителю.
Куратор как представитель высшего руководства должен быть открыт для контактов с менеджером проекта. Он понимает, почему руководитель проекта пришел к нему, находит время посидеть с ним, обсудить, подсказать и где-то помочь. Это немного, но очень важно, в том числе и психологически. Надо понимать, что оба звена: и куратор (иногда директор по развитию), и PM составляют руководство проектами на предприятии. В крупных и средних компаниях к нему относят также и руководителя офиса проектов.
Менеджер проекта – это не столько должность, сколько роль, которую берет на себя сотрудник или внешнее лицо, призванное реализовать уникальную задачу. Нужно учитывать, что функциональный работник, приписанный к конкретному подразделению, службе, зачастую выступает руководителем проекта и даже не одного. Это в современном бизнесе вполне естественно. Потребности менеджмента развития приводят к тому, что проектная архитектура выделяется в структурах компаний в отдельную организационную надстройку.
Если такое происходит, то и потребность в профессиональных PM также усиливается. Соответственно, появляются выделенные штатные единицы со всеми вытекающими последствиями: профессиональный профиль, должностная инструкция, система оплаты труда и т.д. По конкретному проекту приданные полномочия, ответственность описаны в уставе. Расширенные требования к правам, обязанностям, умениям и навыкам, образованию и другим параметрам фиксируются в специальном документе, которым является должностная инструкция PM, пример которой представлен далее.
Должностная инструкция, основная часть которой размещена в настоящей статье, также предписывает требования к социально-профессиональному профилю проект-менеджера. Как правило, это специалист с высшим экономическим или техническим (по профилю проекта) образованием в возрасте от тридцати до сорока лет. Он должен иметь опыт руководящей работы в менеджменте операционного или общего профиля (не менее 3 лет). Должностная роль PM выставляет условия к личным качествам руководителя: стрессоустойчивость, целеустремленность, предприимчивость, коммуникабельность и прагматичность.
Чтобы полноценно выполнять обязанности, руководитель проекта должен уметь следующее:
1. Маневрировать в «плотном» потоке проектных событий, опираясь на знание законов и регламентов сферы финансов, экономики, техники и технологий.
2. Легко переходить от локальных, очень конкретных вопросов задачного контекста на тактический и стратегический уровень функций управления, проявляя порой недюжинную эрудицию и интеллектуальную гибкость.
3. Демонстрируя политическую прозорливость, выстраивать гармонию между интересами индивидуальных исполнителей и всей команды, между стейк-холдерами разных уровней и ценностных ориентаций.
4. Предъявлять окружению такие добродетельные качества, как справедливость, тем самым сплачивая команду без необходимости идти на поводу у коллективных и частных манипуляций.
5. Проходить по «лезвию бритвы» между требованиями безупречности от команды и готовностью в нужный момент принять от нее результат более низкого уровня.
6. Держать общую ценность и цели в фокусе внимания команды с тем, чтобы она регулярно мобилизовалась на едва различимый изначально успех.
7. Быстро восстанавливаться после стрессов и, как ни в чем не бывало, добиваться своего, несмотря на трудности.
8. Многое и многое другое…
Должностные функции и вытекающие из них обязанности являются общим базисом настройки PM на результат проекта. Гораздо лучшим ориентиром служат для мотивирования менеджера цели, продукт, задачи проекта. Исходя из критериев успешности уникальной (проектной) задачи, формируются ключевые показатели результативности (КПР или KPI).
Ниже приведен традиционный перечень KPI в порядке снижения их применимости:
• чистая прибыль от проекта;
• прибыль от срока определенной продолжительности коммерческой эксплуатации объекта;
• сумма отклонения от планового бюджета (попадание в бюджет);
• отклонение по времени от срока завершения проектной задачи ее исполнением (попадание в сроки);
• размер просроченной дебиторской задолженности покупателей продукции проекта;
• объем продаж новой продукции в тестовый период в стоимостных единицах;
• объем продаж новой продукции в период вывода на проектную мощность;
• объем продаж в количественных единицах;
• широта применения новой технологии, продаж новой продукции;
• маржинальный доход от проекта;
• доля стопроцентно выполненных подзадач исполнителями;
• число отрицательных оценок пользователей результатов проекта по отчету заданного формата;
• KPI, напрямую связанный с формулировкой проектной задачи, в прямой связи с критериями ее успешности.
Примерами последнего KPI могут быть показатели, взятые напрямую из количественных параметров не только задачи верхнего уровня, но и декомпозированных подзадач. Например, снижение времени ожидания, снижение количества жалоб, уменьшение оттока клиентов, привлечение числа новых покупателей и т.п. Здесь весьма благодатно могут быть применены практически все средства BSC (системы сбалансированных показателей).
Аттестация руководителей образовательных учреждений в 2020 году
Аттестация руководителей образовательных учреждений 2020 — это мероприятие, которое обязательно проводится среди директоров школ, лицеев, колледжей, ректоров вузов. Это ответственные должности, и специалисты, которые их занимают, должны соответствовать им по уровню своей квалификации. Рассмотрим, как происходит оценка квалификации, для чего она необходима и каковы ее результаты.
Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) в 2020 году должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.
Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России № 240.
Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.
Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.
Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.
Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.
Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:
• повысить эффективность подбора руководящего состава;
• оценить знания кандидата при приеме;
• оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
• стимулировать профессиональный рост.
Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:
1. Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
2. Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
3. В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
4. Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.
Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.
Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:
• заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
• заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
• отчет о результатах выполнения программы развития за год;
• выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
• справка об отсутствии судимости;
• любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.
Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.
В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России № 240, не подлежат проверке руководители:
• назначенные президентом или правительством;
• проработавшие менее 1 года;
• беременные женщины;
• женщины в декрете.
Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.
При положительном результате руководитель может:
• быть назначен на должность;
• включен в кадровый резерв;
• либо подтверждается соответствие занимаемой должности.
Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.
МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций, как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.
Заявление на учебный отпуск - письменная просьба сотрудника об освобождении от работы для поступления в учебное заведение, сдачи сессии или госэкзаменов, защиты дипломной работы с сохранением оплаты.
В ТК России не содержится пример заявления на учебный отпуск, так что составляется оно в относительно свободной форме.
В заявление на отпуск учебный оплачиваемый вносятся такие данные, как:
• Ф.И.О. работника;
• причина, по которой нужны отгулы;
• точный период отсутствия на работе (можно узнать в деканате);
• наименование учебного заведения.
Как и в любом другом заявлении, нужно его составлять на имя директора компании, а внизу ставить дату и подпись сотрудника. Заявление на учебный отпуск с сохранением заработной платы подписывает и директор фирмы. На учебный отпуск за сколько дней пишется заявление? Бумагу нужно предоставить как минимум за две недели до начала сессии. Ее сдают в отдел кадров компании.
Главный документ, который нужно получить перед тем, как написать заявление на учебный отпуск (образец), это справка-вызов. Работодателю ее нужно сдать как минимум за 10 рабочих дней до ухода на учебу. Справку некоторые вузы высылают почтой на имя студента, в некоторых учебных заведениях нужно брать ее самостоятельно. Для этого следует обратиться в администрацию и показать зачетную книжку.
Обратите внимание: справки-вызовы выдают только вузы с госаккредитацией. Если вуз работает не по государственной программе, заявление о предоставлении учебного отпуска (образец) на работе могут не принять, и вопрос со сдачей сессий нужно будет решать с начальством индивидуально. В этом случае работника можно и не отпустить на сессию: в статье 177 ТК РФ есть указание, что право на дополнительные нерабочие дни возникает у студента только по факту предоставления такой справки.
По ТК РФ (ст. 177), студент, если он учится в двух вузах, будет получать отгулы только для учебы в одном из них. На сессию во втором его отпускать не должны, даже если он принес заявление об учебном отпуске, образец которого заполнен правильно, и есть справка-вызов.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было: Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс? Девушка ему ответила: Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -… После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева. Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?