Финансово-правовые нормы являются базовыми элементами финансового права. Санкции – это последствиями нарушения финансово-правовых норм. К нарушениям норм можно отнести несоблюдение установленных норм использования, распределения и образования денежных активов.
Санкции призваны определенным образом воздействовать на нарушителей через их финансовые активы или финансовую деятельность. Применять финансовые санкции могут определенные государственные учреждения, к которым относятся Центральный банк Российской Федерации, налоговые и таможенные органы. В некоторых случаях санкции могут быть назначены посредством судебного постановления.
К финансовым санкциям относятся следующие мероприятия финансово-правовой ответственности:
• Пени взыскиваются за нарушения норм налогового законодательства. С физических лиц пени взыскиваются по решению суда, в то время как организации обязаны заплатить пени в бесспорном порядке.
• Штрафы могут взыскиваться только после соответствующего судебного постановления в установленном порядке. Поскольку в судебной системе действует принцип неприкосновенности чужого имущества, штрафы назначаются только судом, так как никто не может быть лишен своей собственности иначе, кроме как через судебное постановление.
• Недоимка носит компенсационный характер и взыскивается в размере недоплаченного сбора или налога.
Финансово-правовые санкции можно поделить на два основных вида:
• Штрафные (карательные) санкции призваны наказать правонарушителя за совершенное нарушение финансово-правовых норм. Также такие санкции могут быть направлены на предупреждение финансового правонарушения.
• Правовосстановительные санкции назначаются в качестве меры, призванной восстановить и компенсировать ущерб, причиненный противоправным финансовым деянием. Также санкции данного типа призваны восстановить нарушенные имущественные права государства или принудить выполнить возложенные финансовые обязательства.
По степени определенности вида и меры наказания, установленной государством, за правонарушение:
1) абсолютно-определенные санкции — устанавливающие один вид наказания, и строго определенную его меру;
2) относительно-определенные санкции — устанавливающие один вид наказания за совершение правонарушения, но дающие свободу правоприменителю в определении меры наказания (его размера) в рамках одного вида наказания;
3) альтернативные санкции — устанавливающие два и более вида наказания за одно правонарушение, одно из которых может назначено виновному;
4) сложные санкции — предусматривающие два и более вида наказания за одно правонарушение, применяемые вместе.
По целям воздействия:
1) карательные (штрафные) санкции — они нацелены, в основном, на то, чтобы наказать правонарушителя;
2) правовосстановительные санкции — главная цель которых, восстановить нарушенные в результате правонарушения права субъектов отношений.
Виды норм позитивного права (юридических норм).
Классификация норм права по функциям (целям, назначению).
Регулятивные — имеют целью довести до субъектов права, требуемые и гарантируемые государством, правила поведения. В них нет указаний на санкции, которые может применить государство к правонарушителям. Эти нормы состоят из гипотезы и диспозиции.
Охранительные (правоохранительные) — имеют целью предохранить регулятивные нормы от нарушения, определить меру воздействия государства на правонарушителей. Основной частью такой нормы является санкция, определяющая эту меру воздействия. Охранительные нормы служат в качестве юридического обеспечения регулятивных норм. Они обеспечивают реальный (позитивный) характер регулятивных норм. Регулятивные нормы, которые не обеспечены защитой охранительных норм, являются ложными, с позитивной точки зрения, нормами. Регулятивная и, обеспечивающая ее, охранительная норма составляют вместе содержание логической нормы права.
Охранительные нормы помещаются в особенной части уголовного права. Специализированные (вспомогательные) нормы права.
Они имеют специальные цели, носят как бы подсобный характер. Среди них выделяют:
1) дефинитивные нормы — закрепляют обязательные для всех понятия, используемые в законодательстве. Они обеспечивают ясность и понятность юридического языка;
2) нормы-принципы (декларативные, исходные, отправные, первичные, учредительные) — закрепляют принципы права, цели, задачи законодательных актов или отраслей права;
3) оперативные нормы — вводят или отменяют действие каких-то нормативных актов, отдельных статей законодательства;
4) коллизионные нормы — устанавливают, какая из существующих норм права или какой нормативный акт должен действовать в случаях, когда есть две и более нормы права или два и более нормативных акта, регулирующие одни и те же общественные отношения.
Классификация норм права по способам воздействия на общественные отношения:
3) управомочивающие нормы — указывают на чье-либо право совершать или не совершать какие-либо деяния.
Классификация норм права по охвату регулируемых общественных отношений:
1) общие (основные) нормы — регулируют род общественных отношений. Такие нормы требуют конкретизации. В противном случае они не реализуются вообще, по причине их излишней неопределенности;
2) специальные (конкретизирующие) нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений, уточняющие общие нормы;
3) исключительные нормы, регулирующие конкретный вид общественных отношений не в соответствии с общей нормой. Делают исключения из правила, установленного общей нормой. Такие нормы допустимы лишь в случаях, когда они помещаются в нормативный акт такой же силы, что и общая норма.
Классификация норм права по степени обязательности предписаний:
1) императивные нормы (категорические нормы) — это обязывающие или запрещающие нормы, содержащие категорические предписания поступать так, как указано в диспозиции нормы. Участники общественных отношений лишаются возможности поступать по иному;
2) диспозитивные нормы — это нормы, действующие лишь постольку, поскольку участники правоотношения не установили для себя иных правил поведения (действуют по умолчанию сторон).