В составе декларации по НДС нужно подать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Новая форма декларации по НДС утверждена приказом ФНС № ММВ-7-3/558@.
Налоговые органы намерены более тщательно следить за правильностью исчисления и уплаты НДС. Информационная система ФНС, куда ежеквартально будут сводиться сведения о счетах-фактурах, с помощью специальных алгоритмов будет сопоставлять данные продавцов и покупателей.
Каждой записи в книге покупок покупателя должна найтись «пара» в книге продаж продавца. Счета-фактуры сопоставляются по нескольким реквизитам, например: ИНН, номер счета-фактуры, дата, стоимость покупок, сумма вычета, ставка налога.
Если контрагент не найдется или обнаружатся разногласия по каким-то данным, компания получит требование о представлении пояснений. В течение 6 рабочих дней нужно направить в ответ квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
В противном случае налоговый орган вправе заблокировать расчетный счет организации. Далее в течение 5 рабочих дней (ст. 88 НК РФ) необходимо ответить на требование, передав уточненную декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании.
По законодательству продавец, выставив счет-фактуру, обязан зарегистрировать его в книге продаж в том периоде, когда произошла реализация, независимо от того, когда он был выставлен и получен покупателем.
Однако на практике возможны ситуации, когда продавец в силу халатности или недобросовестности этого не делает. В этом случае факт реализации остается документально не подтвержденным.
Если компания ведет бумажный документооборот, бухгалтеру приходится перебивать данные из счетов-фактур в учетную систему. Чаще всего путаница возникает в номерах документов, датах, суммах, ИНН организаций.
Практика показывает, что количество подобных расхождений может быть очень велико. Так, две компании, которые относятся к категории крупнейших налогоплательщиков, проверили свои справочники контрагентов через онлайн-сервис ФНС. Оказалось, что 30 % контрагентов невалидны, причем в большинстве случаев из-за неверно указанных ИНН.
Ошибки в ИНН опасны тем, что при сверке данных в базе ФНС контрагент может просто не найтись. А значит, возникнет вопрос об обоснованности извлеченной покупателем налоговой выгоды, и бухгалтеру придется давать пояснения.
Один-два случая в квартал некритичны. Но если с ошибкой занесен в учетную систему каждый третий контрагент, то требования о пояснениях парализуют работу бухгалтерии.
Расхождения могут возникнуть из-за того, что поставщик сознательно не исполняет своих налоговых обязанностей. Отвечать на запросы налоговых органов придется даже в том случае, если вы ненамеренно выбрали в качестве партнера «однодневку» или фирму, в цепочке хозяйственных связей которой обнаружатся массовые «разрывы».
Чем рискуют налогоплательщики:
1. Большое количество требований, по которым придется давать пояснения. Нужно будет поднимать подтверждающие документы по каждому случаю.
2. Отказ в вычете НДС. По результатам камеральной проверки налоговый орган может принять решение об отказе в вычете НДС, а сверх этой суммы могут быть начислены пени и штрафы.
Самый верный способ снизить число расхождений, а значит, и требований ФНС — перейти на ЭДО. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
При этом, если система ЭДО интегрирована с учетной системой, счет-фактура принимается к учету автоматически. А значит, расхождения, связанные с переносом данных в учетную систему, исключены.
Однако на практике даже те компании, которые перешли на ЭДО, обмениваются электронными документами не со 100% контрагентов. Многие небольшие компании ведут документооборот через веб-версии систем ЭДО. А значит, документы принимаются к учету вручную и могут затеряться. ЭДО, таким образом, не отменяет сверку. Скорее, эти процессы дополняют друг друга.
Ранее, когда изменился порядок декларирования НДС, у предприятий не было необходимости сверять с контрагентами все данные по счетам-фактурам. Аналогию можно усмотреть разве что в сверке сальдо, которую ежегодно проводят акционерные общества в рамках инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.
Однако акт сверки взаимных расчетов, который при этом используется, решает совсем другую задачу, нежели сопоставление реквизитов в счетах-фактурах.
Так, в акте сверки взаимных расчетов может не указываться ИНН контрагента, а если он приводится, то в шапке документа; может быть не внесен счет-фактура; не указывается ставка и сумма НДС. Таким образом, чтобы использовать акты сверки взаимных расчетов для сопоставления данных по счетам-фактурам, форму придется адаптировать. А для этого потребуется дорабатывать бухгалтерскую систему.
Другой аспект — это время. В крупных компаниях только на формирование актов по всем контрагентам уходит не меньше недели. Еще около трех недель нужно, чтобы разослать акты поставщикам и дождаться от них ответа.
Конечно, если кто-то из контрагентов пользуется ЭДО, акты сверки можно подписать электронной подписью и отправить в электронном виде. Это позволит сэкономить время на пересылке документов, однако сопоставлять данные придется вручную. Кроме суммы и факта отгрузки, по каждой сделке нужно проверять еще ряд параметров, а все это небыстро.
Между тем время в случае с НДС критично. Учитывая сроки отчетности (ФЗ № 382-ФЗ), по истечении квартала у компаний есть меньше 25 дней на подготовку декларации, в том числе сверку данных по счетам-фактурам.