Важнейшие условия эффективности и качества транспортного обеспечения ВЭС, а также экспорта транспортных услуг - бесперебойность, регулярность, ритмичность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления без потерь, порчи, полной или частичной утраты товаров.
Транспортное обеспечение - неотъемлемая составная часть внешней торговли. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Затраты на транспортировку продукции и связанные с ней операции входят в издержки товара включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде.
Недостаточный уровень транспортного обеспечения внешней торговли может оказать негативное воздействие на результаты контрактной работы. Неправильно рассчитанная транспортная составляющая в контрактной цене товара приводит иногда к неэффективности реализации внешнеторговой сделки, а неверный выбор видов транспортного маршрута следования и перевозчика - к потере самого товара. Плохая организация транспортного обеспечения может свести на нет все усилия предприятий и организаций, действующих сообща в ходе реализации той или иной сделки.
В процессе внешнеэкономической деятельности продавцы и покупатели, посредники, транспортные организации и предприятия, таможенные и другие службы вступают в сложные отношения, зависящие от экономических факторов, международных и национальных правовых норм, конъюнктурных процессов на товарных и транспортных рынках. В такой постоянно меняющейся ситуации на первый план выходят поиск рациональных путей транспортного обслуживания, выбор направлений перевозок и способов транспортировки товаров, разработка передовых форм и методов организации перевозочного процесса, ведение надлежащей договорно-правовой работы с перевозчиками, операторами, транспортными посредниками и страховщиками. Техническая эксплуатация транспорта во внешнеторговых перевозках, а также при экспорте транспортных услуг не имеет принципиальных отличий по сравнению с перевозками грузов во внутрихозяйственных связях страны. Однако коммерческая эксплуатация внешнеторгового транспорта имеет ряд характерных особенностей.
Внешнеторговые грузы перевозятся теми же транспортными средствами, по тем же транспортным путям, через те же предприятия транспортной инфраструктуры (морские и речные порты, железнодорожные станции, аэропорты, терминалы), что и любые другие грузы. Однако то, что груз перевозится во исполнение внешнеторгового контракта, накладывает на организацию процесса транспортировки некоторые ограничения, которые могут оказать существенное влияние на экономическую эффективность, конкретной сделки. Присутствие в перевозке "международного элемента" меняет также правовые процедуры транспортировки груза. Кроме того, цены на транспортировку внешнеторговых грузов, отличаются от стоимости перевозок "обычных" грузов. Характеристики внешнеторговых перевозок определяются их содержанием.
Динамичное развитие международной торговли, опережающее прирост мирового промышленного производства и совокупность мирового ВВП (рост валового внутреннего продукта), обусловлено целым рядом объективных факторов:
- Глобализация воспроизводственных процессов на основе последовательного углубления международной специализации и кооперирования производства сопровождается расширением международного обмена товарами, услугами, трудовыми ресурсами и др.;
- Возрастает роль Всемирной торговой организации (ВТО) в процессе унификации правил и норм международной торговли, результатом чего является дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, облегчение взаимного товарооборота между подавляющим большинством стран мира посредством снижения уровня таможенного обложения и ослабления не таможенных барьеров;
- Деятельность международных интеграционных группировок различных форм содействует либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на региональных уровнях;
- Научно-технический прогресс (НТП) инициирует появление все новых отраслей производства, расширяющих спектр предлагаемых товаров и услуг, стимулирующих развитие структуры международной торговли и ее физических объемов;
- Рост промышленного производства в ведущих промышленно развитых странах не сопровождается адекватным ростом платежеспособного спроса на внутренних рынках этих стран, что обусловливает необходимость реализации значительной доли произведенной продукции на внешних рынках;
- Наиболее высокие темпы экономического развития достигнуты немногочисленной группой новых индустриальных стран (НИС), располагающих узким внутренним рынком, неадекватным структуре и объему национального производства, ориентированного, в связи с этим, на внешние рынки сбыта.
Транспортное обеспечение (ТО) - это система, представляющая совокупность технических, технологических элементов; экономических, правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными процессами и операциями.
В рамках ТО находится транспортное обслуживание, которое проявляется в системе транспортного обеспечения как конечный результат деятельности транспортных фирм по выполнению, договора перевозки и представляет собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих производство транспортной продукции надлежащего качества.
Качество транспортной услуги характеризуется двумя категориями: стандартом качества и комплексностью транспортной услуги.
Стандарт качества - синтезирует конкретные потребности грузовладельца и определяет требуемый для их оптимального удовлетворения набор качественных транспортных признаков (скорость доставки, сохранность груза, контроль за его продвижением и др.).
Комплексность - транспортная услуга предоставляющая грузовладельцам качественно новый класс транспортного сервиса, который требует соблюдения следующих условий:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- качество перевозки и обработки грузов во всех звеньях транспортной цепи должно соответствовать общему стандарту качества, заложенному в систему;
- продвижение грузов по всему маршруту должно быть надежно гарантировано.
Выполнение первого условия требует создания идентичных по уровню качества обслуживания и стыкующихся между собой транспортных технологий на всех участках маршрута; выполнение второго условия предполагает действенный контроль перевозчиков в обеспечении рекламируемого продвижения грузов по всему маршруту.
Для удовлетворения возросших потребностей товарных рынков появились и развиваются новые формы и методы их транспортного обеспечения, ориентированные на реализацию преимуществ высокопроизводительных транспортных технологий. Зачастую это осуществляется выбором оптимальных сочетаний для возможно более эффективного удовлетворения требований различных по своим транспортным характеристикам грузов на направлениях со сложными и несбалансированными грузопотоками.
Отсюда большое разнообразие соотношений универсальности, специализации, комбинирования транспортных средств как по роду груза, так и по способу перевозки и грузообработки.
При этом процесс коренного изменения транспортной работы базируется на:
- концепции укрупнения и унификации грузовых единиц;
- специализации высокопроизводительных транспортных средств, средств обработки и перевалки на всем пути следования груза;
- высокой степени организации, механизации и автоматизации технологических процессов;
- полном комплексе транспортных услуг при координированном технико-эксплуатационном взаимодействии всех участвующих видов транспорта в интермодальных, интегрированных, сквозных бесперегрузочных сообщениях по оптимальным маршрутам от "двери" грузоотправителя до "двери" грузополучателя.
ТО ВЭС представляет сложную динамическую систему, состоящую из элементов, объединяемых в операции, которые формируются и составляют отдельные процессы (этапы), находящиеся под воздействием экономических, коммерческо-правовых, организационных методов и форм управления.
Укрупнено отдельные этапы ТО ВЭС можно представить следующим образом:
- подготовка продукции к перевозке, включая упаковку, затаривание, маркировку;
- складские работы на складе отправителя;
- информирование перевозчика и покупателя о готовности товара к отгрузке;
- подготовка необходимой товаросопроводительной документации, получение карантинных, ветеринарных, санитарных свидетельств, упаковочных листов, сертификатов и др.;
- доставка продукции к магистральным видам транспорта;
- заключение договора перевозки и необходимые расчеты со всеми перевозчиками, участвующими в доставке товара;
- погрузочно-разгрузочные и складские работы в пункте отправления продукции;
- перемещение товара первым перевозчиком;
- таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные, карантинные операции на пограничных пунктах;
- складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче товара второму перевозчику;
- перемещение груза вторым перевозчиком;
- складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче товара перевозчику;
- погрузочно-разгрузочные, стивидорные и складские операции, раскредитование перевозных документов в пункте назначения;
- сдача груза получателю;
- розыск грузов;
- ведение претензий, исков, арбитражных дел.
Кроме того на том или ином этапе ТО ВЭС возникают различного тогда сопутствующие операции, включающие страхование груза, транспортных средств и ответственности перевозчиков и экспедиторов, хранение и консолидацию грузов, лизинг и агентирование транспортных средств, брокерскую деятельность, транспортно-экспедиторское обслуживание и др. На каждом этапе ТО требуется организация информационного обеспечения участников транспортного процесса.
Указанные этапы ТО организуются и проводятся под контролем продавца и покупателя товара, оговариваются и фиксируются в договорах купли-продажи в виде базиса поставки и транспортных условий.
Технические элементы ТО ВЭС требуют прежде всего согласования технических, физико-химических и других характеристик и свойств перевозимых грузов с технико-эксплуатационными параметрами и характеристиками транспортных средств с целью защиты товара прежде всего от атмосферных, температурных и динамических воздействий при перевозке, перегрузке и технологическом хранении. При этом заказчик транспортных услуг информирует перевозчика о транспортных характеристиках товаров и объемах партий, а перевозчик грузовладельца в свою очередь согласовывает с заказчиком предоставление соответствующих транспортных средств.
Технологические элементы ТО ВЭС включают совокупность способов перевозки товара, когда в транспортных процессах создаются особые условия и режимы, способствующие повышению экономичности и качества транспортного обслуживания. К ним прежде всего относятся различного рода прогрессивные транспортно-технологические системы, включая контейнерную, пакетную, лихтеровозную, паромную и многие другие, когда продукция перемещается в укрупненных, унифицированных единицах.
К организационным аспектам относятся информационное обеспечение транспортных процессов, построение организационных структур управления транспортных организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, и пр.
К экономическим методам воздействия на ТО ВЭС относятся меры государственного регулирования: налоговая политика в отношении транспортных предприятий, таможенное регулирование временного ввоза транспортных средств, пограничные сборы за пересечение грузом государственной границы, регулирование системы ценообразования на услуги естественных монополий на транспорте, система лицензирования перевозочной, экспедиторской и иной транспортной деятельности на различных видах транспорта.
Важное место в системе ТО ВЭС занимает правовое регулирование взаимоотношений участников транспортного процесса, которое предполагает прежде всего защиту и обеспечение интересов заказчика транспортной услуги.
Оно осуществляется через:
- различного рода нормативные акты на уровне государств, правительств, ведомств (уставы, кодексы, правила, инструкции);
- международные соглашения (конвенции), правила, обычаи стран, портов;
- суд и арбитраж при разрешении споров.
Объективно оценивая взаимосвязь и взаимодействие факторов, которые формируют транспортное обслуживание, их можно сгруппировать следующим образом. Это государственно-политические, естественно-географические, технико-эксплуатационные, торгово-экономические, социальные, инновационные, инвестиционные и проч. Наибольшее значение имеют первые четыре группы факторов.
К государственно-политическим факторам относятся:
- характер взаимоотношений государств, осуществляющих внешнеэкономические связи, включая и транзитные страны, через территорию которых выполняется доставка грузов;
- транспортная и торговая политика стран, союзов, международных ассоциаций, участвующих в транспортном обеспечении внешнеэкономических связей;
- государственное экономическое и коммерческо-правовое регулирование транспортной деятельности;
- совершенствование нормативно-правовой базы отечественного транспорта и транспортной деятельности в России с учетом международных правовых норм;
- осуществление реформ на уровне транспортных предприятий, направленных на улучшение финансово-экономических результатов их деятельности и повышение эффективности транспортного процесса;
- принятие мер по улучшению управления государственной собственностью и по регулированию естественных монополий;
- государственное содействие формированию и расширению рынков транспортных услуг, развитию предпринимательства и здоровой конкуренции как фактора снижения издержек и повышения качества транспортного обслуживания предприятий;
- реализация общеэкономической тенденции перехода к системе свободного ценообразования с учетом влияния свободных транспортных тарифов на платежеспособный спрос на перевозки.
Естественно-географические факторы – это:
- природные и климатические особенности стран и регионов, в которых осуществляется транспортное обеспечение внешнеэкономических связей;
- степень развития отдельных видов транспорта общего пользования, зависящих от географических особенностей страны, размеров ее территории, исторических условий формирования транспортной сети;
- сезонность перевозок и работы отдельных видов транспорта общего пользования;
- состояние метеорологической обстановки.
Технико-эксплуатационные факторы включают:
- уровень научно-технического прогресса на отдельных видах транспорта;
- уровень навигационного обслуживания;
- уровень развития отдельных прогрессивных транспортно-технологических систем;
- регулярность и качество транспортного обслуживания;
- технико-эксплуатационные характеристики транспортных средств, перегрузочной техники;
- транспортную характеристику перевозимых внешнеторговых грузов;
- безопасность и надежность работы технических средств и безопасность движения транспортных средств на отдельных видах транспорта;
- контроль за выполнением нормативных требований эксплуатации технических средств;
- квалификацию кадров, обслуживающих транспортную технику и отвечающих за ее состояние и эксплуатацию.
Экономические факторы включают:
- сотрудничество в международных транспортных организациях и реализацию международных соглашений в области транспорта;
- государственную систему контроля за деятельностью российских транспортных предприятий и предпринимателей в области международных перевозок и иностранных перевозчиков на территории страны;
- защиту и поддержку деятельности транспортных предприятий и предпринимателей на внешних рынках;
- создание необходимых условий развития транспортной инфраструктуры общеевропейского значения.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности можно представить состоящим из двух подсистем - транспорта общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования представляет собой транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями.
Транспорт необщего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды не поступившей в сферу обращения конечной продукции, а также производственный персонал внутри предприятий и других, подчас весьма крупных, территориальных образований. Обслуживая промышленное и сельскохозяйственное производство, осуществляет внутрипроизводственные перевозки строительных организаций, предприятий торговли, снабжения, сбыта и т.д. Такой транспорт как вид деятельности может быть назван технологическим "внутрипроизводственным" транспортом. Его составная часть - промышленный транспорт.
Промышленный транспорт выполняет свои функции на стадии производства, и его деятельность должна рассматриваться как составная часть того промышленного предприятия, которое он обслуживает. Поэтому и средства промышленного транспорта (рельсовые и другие дороги, автомобили, подъемно-транспортные машины и механизмы) являются составными частями средств производства соответствующего предприятия.
Каждая из названных подсистем в свою очередь характеризуется сложной внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (магистральный) виды транспорта.
В зависимости от целей экономического анализа транспорт иногда рассматривают и в других группировках:
- Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный) и специализированный (трубопроводный).
- Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но ив заграничном плавании).
- Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный).
- Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и не магистральный (обычно промышленный транспорт).
Обеспечение транспортными средствами
Обеспечение инвалидов вследствие общего заболевания, инвалидов с детства, детей-инвалидов специальными транспортными средствами
(ФЗ 181-ФЗ)
Основанием для постановки на учет и обеспечение автомобилями являются:
- заключение главного бюро МСЭ о наличии медицинских показаний на обеспечение специальным транспортным средством и отсутствии противопоказаний (кроме детей-инвалидов) к вождению транспортных средств;
- заявление на льготное обеспечение автомобилем ОКА.
Ксерокопии:
- справки МСЭ (ВТК) об инвалидности;
- водительского удостоверения на право вождения автомобилем категории В;
- личного паспорта (ФИО, место прописки).
Автомобили ОКА с ручным управлением соответствующей модификации выдаются на льготных условиях с зачетом 60% их стоимости (40% стоимости автомобиля оплачивается инвалидом единовременно на момент его выдачи) сроком на семь лет, без права продажи и иного отчуждения.
Назначение и выплата денежной компенсации на обслуживание и эксплуатацию транспортных средств
(40-ФЗ", 181-ФЗ)
Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания на обеспечение специальным транспортным средством, но не получившим его, выплачивается ежегодная денежная компенсация на транспортное обслуживание:
- инвалидам ВОВ и лицам, к ним приравненным, в сумме 835 рублей в год в течении первого квартала года следующего за отчетным;
- инвалидам вследствие общего заболевания, инвалидам
с детства, детям-инвалидам в сумме 501 рубль в год.
Инвалидам, получившим в установленном
порядке специальное транспортное средство, компенсируются расходы, связанные с его эксплуатацией:
- инвалидам ВОВ и лицам к ним приравненным, в размере 12 минимальных пенсий по старости в год;
- инвалидам вследствие общего заболевания, инвалидам
с детства, детям-инвалидам в размере 7,2 минимальных пенсий по старости в год.
Обеспечение инвалидов великой отечественной войны и лиц, к ним приравненных, специальными транспортными средствами
(40-ФЗ)
Основанием для постановки на учет инвалидов и обеспечение их автомобилями являются:
- заключение главного бюро МСЭ о наличии медицинских показаний (инвалиды ВОВ 1 группы по зрению или без обеих рук без медицинских показаний);
- заявление инвалида для самостоятельного управления или с правом управления доверенным лицом, проживающим с ним в одном населенном пункте;
- акт обследования материально-бытовых условий (от отдела социальной защиты по месту жительства).
Ксерокопии:
- справки МСЭ (ВТК) об инвалидности;
- удостоверения ветерана ВОВ;
- водительского удостоверения на право вождения автомобилем категории В инвалида, при необходимости доверенного лица;
- паспорта инвалида (ФИО, место прописки), при необходимости доверенного лица.
Автомобили ОКА выдаются в бесплатное пользование, сроком на семь лет, без права продажи и иного отчуждения, в порядке существующей очередности. Инвалиду войны или лицу, к нему приравненному, проживающему в сельской местности, вместо автомобиля выдается бесплатно лошадь с упряжью и соответствующее гужевое транспортное средство.
Обеспечение транспортной инфраструктуры
Разделение (классификация) объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться по различным признакам, в частности по доступности транспортной инфраструктуры для пользователей, виду собственника, видам транспорта, выполняемой функции в транспортном процессе.
По доступности транспортной инфраструктуры для пользователей она может быть разделена на транспортную инфраструктуру общего и необщего пользования. К объектам транспортной инфраструктуры общего пользования относятся объекты, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К объектам транспортной инфраструктуры необщего пользования относятся объекты, находящиеся в собственности, владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Среди объектов транспортной инфраструктуры необщего пользования наибольшую часть составляют ведомственные объекты, находящиеся на балансе предприятий и организаций и предназначенные для обслуживания их производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и объектам транспортной инфраструктуры общего пользования. Как правило, такие объекты транспортной инфраструктуры расположены на территории промышленного или другого предприятия (организации), находятся на его балансе, обслуживая его производственные, технологические перевозки и подъезды к нему, проектируются на основе технических требований данного предприятия (организации). Также к объектам транспортной инфраструктуры необщего пользования часто относится транспортная инфраструктура оборонных объектов.
В зависимости от собственника объектов транспортной инфраструктуры их можно подразделить на государственные (федеральные), региональные (территориальные), муниципальные и частные.
Государственные (федеральные) объекты транспортной инфраструктуры являются имуществом Российской Федерации, управляются уполномоченными на это органами исполнительной власти России.
Региональные (территориальные) и муниципальные объекты транспортной инфраструктуры являются их имуществом и управляются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующего уровня.
К частным объектам транспортной инфраструктуры общего пользования относятся объекты, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, управление функционированием которых осуществляется их собственниками или уполномоченными собственниками лицами.
По видам транспорта объекты транспортной инфраструктуры могут подразделяться на объекты инфраструктуры следующих видов транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
Объекты транспортной инфраструктуры выполняют различные функции в процессе выполнения транспортной работы и могут быть разделены на пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением, здания и сооружения обслуживания участников движения.
Пути сообщения – это элементы транспортной инфраструктуры, но которым осуществляется движение транспортных средств, т.е. непосредственно железнодорожные пути, автомобильные дороги, трамвайные пути, каналы, судоходные фарватеры и т.п.
Технологические объекты – это производственные объекты, предназначенные для обеспечения функционирования путей сообщения. К ним относятся здания и сооружения служб содержания и ремонта путей сообщения (дорожно-эксплуатационные участки, дистанции пути и т.п.), а также объекты энергетического хозяйства (силовые и тяговые подстанции, котельные и т.п.) и другие объекты обеспечения, необходимые для выполнения транспортной работы на соответствующих путях сообщения.
Объекты средств управления движением включают здания и сооружения, системы связи, навигации и управления движением транспортных средств. К ним относятся центры управления движением отдельных видов транспорта и комплексные, линии и оборудование проводной и беспроводной связи, периферийные технические средства организации и управления движением.
Здания и сооружения обслуживания участников движения – это различные пассажирские терминалы, т.е. автобусные, железнодорожные, морские, речные вокзалы и станции, аэропорты, транспортно-пересадочные узлы и грузовые терминалы отдельных видов транспорта, транспортно-логистические комплексы. На автомобильных дорогах создаются элементы их обустройства, предназначенные для обеспечения участников дорожного движения (водителей и пассажиров) различными видами услуг, необходимых для нормальных условий их работы и отдыха, в частности объекты сервиса, включая здания и сооружения для отдыха водителей и пассажиров, пункты питания и торговли, медицинской помощи, станции заправочные и технического обслуживания транспортных средств.
Объекты инфраструктуры отдельных видов транспорта дополнительно могут классифицироваться по другим признакам. Техническая классификация определяет необходимые технические параметры объектов, требования к ним. Функциональная, как правило, показывает, какие транспортные связи обеспечивают соответствующие объекты. Классификация объектов инфраструктуры отдельных видов транспорта будет рассмотрена в последующих параграфах.
Объекты транспортного обеспечения
Прежде чем рассматривать, какие категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств выделяют современные эксперты, изучим сущность соответствующего хозяйственного элемента. Что он представляет собой?
Под транспортной инфраструктурой понимается совокупность различных типов ресурсов, посредством которых обеспечивается движение машин, осуществляющих пассажироперевозки, транспортировку различных грузов. К данной сфере можно отнести, таким образом, как дороги и магистрали, так и непосредственно машины, а также обслуживающие их предприятия (но на этот счет в среде экспертов появляются дискуссии — далее мы изучим их специфику). Соответствующая инфраструктура может коммуницировать с большим количеством смежных отраслей — например, с объектами снабжения, предприятиями топливно-энергетического комплекса, банками, охранными организациями, государственными органами. Все они могут играть важную роль в развитии транспортной инфраструктуры. В свою очередь, она сама по себе является важнейшим ресурсом, обеспечивающим работу различных субъектов экономики.
В соответствии с распространенной точкой зрения, объект транспортной инфраструктуры — это часть технологического комплекса, который может состоять из: магистралей, вокзалов, станций, метрополитенов, терминалов, аэропортов, вертолетных площадок, морских и речных портов, космодромов, различных военных объектов — например, авианосцев.
В свою очередь, субъектами транспортной инфраструктуры можно назвать граждан и юридических лиц, которые на законном основании — например, на праве собственности или исходя из наличия разрешенного доступа, пользуются транспортной инфраструктурой.
Объекты и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают, прежде всего, эффективное взаимодействие между гражданами и организациями, участвующими в различных правоотношениях. Для того чтобы коммуникации между людьми осуществлялись, они должны иметь возможность, прежде всего, оперативно перемещаться с одного места на другое, а также обладать необходимыми ресурсами для перемещения различных вещей — имущества, материалов, сырья. Уровень развития транспортной инфраструктуры — один из ключевых критериев определения уровня экономической диверсификации государства. Наличие достаточного количества высокоскоростных магистралей на территории государства может быть важнейшим фактором обеспечения высокой динамики хозяйственного развития различных отраслей экономики.
Объекты транспортной инфраструктуры — это ресурсы, которые стоят, как правило, огромных средств. Их выстраивание зачастую под силу только государству, имеющему возможность распределять бюджетные средства, использовать политический ресурс. Частные структуры во многих случаях не имеют возможности выстраивать транспортную инфраструктуру — хотя бы даже в масштабах региона, не говоря о стране в целом.
Поэтому в том, чтобы объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, столь необходимые экономике, появлялись в распоряжении хозяйствующих субъектов, должно быть заинтересовано, прежде всего, государство. В свою очередь, в компетенции частных структур может быть, к примеру, обеспечение безопасности инфраструктуры, поддержание ее в функциональном состоянии. Изучим данный нюанс подробнее.
Итак, объект транспортной инфраструктуры — это во многих случаях результат реализации государственного инвестиционного проекта. В свою очередь, частные фирмы могут обеспечивать поддержание его функционального состояния в аспекте доведения условий его эксплуатации до оптимального состояния с точки зрения соблюдения критериев безопасности функционирования различных компонентов соответствующей инфраструктуры.
В такой сфере как обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры принято понятие зоны обеспечения стабильной работы — территории, в рамках которой обеспечивается оптимальное функционирование различных хозяйственных компонентов. Данное условие может потребовать организации строгого контроля доступа тех или иных лиц к соответствующим объектам. Границы зоны транспортной безопасности могут быть определены законодательно — в соответствии с нормативами, прописанными в отдельных источниках права.
Также на уровне нормативных актов могут определяться уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры, то, каким образом ответственным лицам необходимо обеспечивать соответствие хозяйственных компонентов установленным критериям.
Существует большое количество иных характеристик территорий безопасности. В числе таковых — степень уязвимости транспортной инфраструктуры. Ее критерии также могут устанавливаться на уровне нормативных источников права. В свою очередь, практическая оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться ответственными лицами также с учетом внутрикорпоративных норм, дополняющих те, что принимаются ведомствами.
Эксперты выделяют ряд условий, при которых возможно успешное развитие транспортной инфраструктуры. Прежде всего — это мониторинг и своевременная модернизация различных хозяйственных объектов. Данная сфера должна быть в достаточной мере технологичной для обеспечения запросов ее пользователей. Ресурсы, о которых идет речь, должны быть доступны для заинтересованных лиц. Так, например, предполагается, что платные магистрали будут тарифицироваться таким образом, чтобы проезд по ним не был обременительным для граждан.
Требования к объектам транспортной инфраструктуры должны устанавливаться исходя из потенциального уровня спроса на пользование ее ресурсами со стороны граждан и организаций. Так, постройка новых дорог может быть оценена с учетом более интенсивной динамики их эксплуатации — вследствие предполагаемого роста автомобилизации населения государства, возведение аэропорта — с учетом возможного использования его ресурсов международными авиакомпаниями, как следствие — с увеличением мощностей соответствующего объекта инфраструктуры.
Развитие ресурсов, о которых идет речь, должно осуществляться с учетом мнения заинтересованных лиц, социальных групп, общественных организаций — например, экологических. Объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, в ряде случаев предполагающий достаточно интенсивное использование ресурсов окружающей среды. Оно не должно быть чрезмерным по оценке населения, проживающего в непосредственной близости к данным объектам, специалистов-экологов, а также с точки зрения действующих экологических стандартов.
При выработке государственной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры, при проведении различных экспертных оценок эффективности ее компонентов, важнейшую роль в повышении качества результатов соответствующих направлений деятельности может сыграть категорирование объектов транспортной инфраструктуры. Исходя из каких критериев соответствующие компоненты могут быть классифицированы? Таковые можно определять по разным основаниям.
Так, если говорить о магистралях, то их можно классифицировать:
- на дороги общего пользования;
- на частные магистрали.
При этом первые могут быть бесплатными или платными. Дороги могут быть также классифицированы:
- по материалу покрытия;
- исходя из пропускной способности;
- по сроку службы;
- по климатическим характеристикам.
Категории объектов транспортной инфраструктуры могут определяться исходя из видов транспорта, применяемых на соответствующих магистралях: железнодорожного, морского, автомобильного, воздушного, космического. Безусловно, критерии классификации объектов транспортной инфраструктуры могут определяться и на иных основаниях — нами рассмотрены лишь некоторые примеры таковых.
В соответствии с распространенным подходом, объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, который выполняет функции:
С точки зрения экономики транспортная инфраструктура важна как необходимый ресурс для обеспечения связи между различными хозяйствующими субъектами. От того, насколько она будет развита, зависит динамика продвижения тех или иных предприятий на рынке, перспективы реализации совместных проектов с партнерами, инвестиционная привлекательность фирмы — хотя, казалось бы, прямого отношения соответствующий ресурс к бизнес-модели предприятия не имеет.
Культурная функция объектов транспортной инфраструктуры может заключаться в обеспечении условий для межнациональных, межкультурных коммуникаций. Собственно, архитектурные концепции, реализуемые в строительстве соответствующих объектов, также могут рассматриваться как часть национальной культуры в ряде контекстов.
Объект транспортной инфраструктуры — это значимый ресурс общества как совокупности коммуницирующих граждан, социальных групп, организаций. Используя его, люди могут интенсивнее общаться между собой, обмениваться различными ценностями, путешествовать и расширять свой кругозор. Развитая транспортная инфраструктура в государстве — важнейший фактор успешного развития общества, ресурс, который граждане могут использовать для обмена опытом между собой в различных сферах.
Значимую роль рассматриваемый ресурс также играет и в научной сфере. Так, он может быть использован в целях обеспечения обмена значимыми с точки зрения науки ценностями между различными структурами, организации поездок представителей научных учреждений в партнерские организации.
Еще одна важнейшая функция транспортной инфраструктуры — оборонная. Ее можно проследить в контексте обеспечения национальной безопасности, деятельности вооруженных сил государства. Несмотря на то, что инфраструктура рассчитана на применение преимущественно в гражданских целях, она может активно использоваться, к примеру, при организации военных учений, для перевозки боеприпасов, поставки сырья и материалов на оборонные предприятия. Ее технологичность может быть важным фактором динамики военного производства, как следствие — укрепления обороноспособности государства. Также необходимо, чтобы уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры военного назначения соответствовали установленным стандартам. Для этого может быть проведена масштабная работа с привлечением компетентных экспертов, подотчетных структурам власти или же нанятых крупными бизнесами.
В среде экспертов распространен подход, в соответствии с которым транспортная инфраструктура рассматривается как часть более масштабной системы.
При этом в нее также могут входить иные системы:
- правовая — устанавливающая нормы, на основе которых функционирует транспортная инфраструктура;
- управленческая — определяющая порядок работы рассматриваемой системы;
- финансовая — как источник ресурсов, за счет которых осуществляется выстраивание транспортной инфраструктуры и других компонентов рассматриваемой системы.
Транспортной инфраструктуре в соответствующей модели можно отвести важнейшую роль. Именно она будет объектом правового регулирования — при разработке норм или же стратегий управления указанной системой. Ее строительство, экспертиза, приемка, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры — основные виды расходов при распределении финансовых ресурсов в рамках всей системы.
Проработка правовых, управленческих, финансовых механизмов может быть сколько угодно детальной, но при некачественной транспортной инфраструктуре это не будет иметь большого значения. Таким образом, она является ключевым системным элементом в соответствующей модели. В транспортную инфраструктуру входят фактически все типы дорог, магистралей, контактных линий, а также объектов, которые на них расположены. Часто в качестве ее элементов рассматриваются системы связи и навигации, инструменты управления движением тех или иных транспортных средств, а также коммуникации с пользователями. Например, если таковыми являются пассажиры железнодорожной сети, то подобными инструментами коммуникации будут кассы, онлайн-сайты бронирования билетов, порталы транспортных железнодорожных компаний.
Законодательством, а также внутрикорпоративными стандартами предприятий в соответствующем сегменте экономики могут быть определены различные категории безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Это нужно, прежде всего, для создания лучших условий для работы, осуществляемой сотрудниками соответствующих организаций, а также непосредственно для потребителей их услуг — граждан, частных и государственных предприятий. Выделение категорий безопасности также может осуществляться в целях повышения эффективности управления данными объектами.
Существует 2 точки зрения касательно того, относить ли к рассматриваемой инфраструктуре собственно транспортные средства. Первая предполагает, что они не должны включаться в нее. Это обуславливается тем, что использование транспортных средств носит хотя и относительно частый, но непостоянный характер. В свою очередь, инфраструктура — особенно если ее рассматривать как часть транспортной системы, рассчитана на постоянное выполнение возложенных на нее функций по обеспечению коммуникаций в различных областях социально-экономического развития государства.
Вторая точка зрения предполагает, что транспорт не следует рассматривать отдельно от соответствующей инфраструктуры, поскольку таковая создается не просто так, а именно с целью последующего задействования именно транспортных ресурсов человеком в рамках тех условий, что формируются на уровне инфраструктуры. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, ее основные характеристики — например, пропускная способность, если вести речь о дорогах, будет напрямую влиять на возможности эксплуатации транспорта.
Еще один аргумент в пользу рассмотрения транспортных объектов и рассматриваемой инфраструктуры в общем контексте: строительство инфраструктурных объектов осуществляется, прежде всего, с учетом последующей интенсивности их эксплуатации, которая осуществляется при непосредственном задействовании человеком как раз-таки транспортных средств. Именно характеристики машин определяют то, какими должны быть дороги по качеству, по протяженности, по уровню технологичности. Уязвимость объектов транспортной инфраструктуры и определение иных критериев ее безопасности также определяется исходя из типичной динамики эксплуатации соответствующих ресурсов, которая может устанавливаться, опять же, с учетом характеристик транспортных средств.
Итак, государство, как мы определили выше, является ключевым субъектом в сфере развития инфраструктуры. Только властям страны под силу — исходя из наличия доступа к относительно объемным финансовым ресурсам - инвестировать в строительство дорог, их модернизацию, повышение безопасности, совершенствование механизмов выработки правовых норм и управленческих подходов в рамках транспортной системы. Какие же конкретно задачи необходимо решать властям страны при выработке приоритетов в развитии соответствующей инфраструктуры?
К таковым правомерно отнести:
- мониторинг состояния инфраструктуры, инициирование ее своевременного ремонта, модернизации, обновления;
- повышение технологичности транспортных путей исходя из предполагаемой динамики ее использования гражданами и организациями;
- повышение доступности инфраструктуры для пользователей — с точки зрения обеспечения фактического оснащения территорий необходимыми коммуникациями, а также снижения затрат граждан и организаций на пользование соответствующими ресурсами.
Решение указанных задач требует планомерной работы самых компетентных специалистов на разных уровнях власти. Это будет главным условием обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры как одного из ключевых ресурсов для социально-экономического развития страны.
Субъекты обеспечения транспортной безопасности
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики имеют право:
1) в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности;
2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, предложения по обеспечению транспортной безопасности.
2. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны:
1) незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона;
3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.
3. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Закрепление положения, предусмотренного настоящей статьей, является условным, поскольку содержит только узкий перечень прав и обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков по вопросам их взаимодействия с органами власти различных уровней в вопросах обеспечения транспортной безопасности. Однако система взаимодействия субъектов шире, чем представляется из анализа данной статьи. Так, органы государственной власти взаимодействуют между собой и на одном уровне, и как разноуровневые органы, с органами местного самоуправления, субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, третьими лицами, гражданами, выступающими в качестве пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Нормой данной статьи предусмотрены информационные права субъектов и перевозчиков, имеющие двойственное значение: с одной стороны, получать необходимую информацию, с другой - предоставлять ее органам Министерства транспорта РФ, ФСБ России, МВД России в виде предложений по обеспечению транспортной безопасности.
Однако, устанавливая право на получение информации, Закон не устанавливает ее объема. Конкретизация данного права предполагает возможность получения необходимой и достаточной информации для принятия какого-либо решения, осуществления действия.
Установление требований необходимости и достаточности информации обусловлено специальным режимом доступа к ней. Большая часть информации либо составляет государственную тайну, либо обладает ограниченным доступом.
Необходимой представляется совокупность сведений, наличие которых обязательно для принятия решения по вопросу обеспечения транспортной безопасности. Достаточной информация становится только тогда, когда предоставленного объема сведений достаточно для полного, всестороннего и объективного рассмотрения вопроса и принятия по нему обоснованного решения, реализация которого будет способствовать повышению уровня безопасности объекта, снижению уровня его опасности. В рамках Единой государственной информационной системы «Транспортная безопасность» субъекты транспортной инфраструктуры автоматически становятся обладателями большого объема информации об объектах транспортного комплекса, поскольку формирование баз данных по конкретным объектам на первом уровне возложено именно на них. На основе предоставленных ими данных формируется региональный, а затем и федеральный компонент системы.
В отношении перевозчиков объем информации уменьшается, поскольку необходимая и достаточная для реализации их функции информация, как правило, содержится в транспортных документах: билетах пассажиров, сопроводительных документах на груз и т.п. Таким образом, перевозчику необходима информация о возможных угрозах безопасности его транспортному средству и мерах, необходимых для ее устранения.
Актуальным и злободневным является закрепление права субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков вносить в органы власти предложения по обеспечению транспортной безопасности. Именно данные субъекты, находясь в непосредственном взаимодействии с объектами транспортной инфраструктуры и транспортными средствами, систематически сталкиваются с различными угрозами транспортной безопасности. В связи с чем предложенные ими меры по повышению уровня безопасности того или иного объекта являются продуктивными, их практическая реализация будет эффективна.
Осуществляя непосредственное руководство обеспечением транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики применяют нормы законодательных и подзаконных нормативных актов, в связи с чем ими оцениваются и выявляются недостатки и пробелы в правовом регулировании данной категории отношений. Устранение указанных недостатков отнесено к компетенции органов власти, осуществляющих функции в области обеспечения транспортной безопасности.
К таким органам законом отнесены МВД России и ФСБ России. Участие структурных подразделений данных органов в проведении проверки соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности порождает дополнительные обращения, в том числе и с предложениями по совершенствованию данной категории отношений.
Взаимное сотрудничество субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков и органов власти и управлений различных уровней ведет к повышению эффективности правового регулирования отношений по обеспечению транспортной безопасности, выработке оптимальных и эффективных мер обеспечения данного вида безопасности, устранения угроз транспортному комплексу, а также указывает направления деятельности по устранению противоречий и пробелов в нормативной базе транспортной безопасности.
2. С наличием прав любого субъекта всегда корреспондируют обязанности. Нормами комментируемой статьи также установлены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в сфере взаимодействия с органами власти по обеспечению транспортной безопасности.
Указанные субъекты обязаны информировать органы Министерства транспорта РФ об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства в отношении объектов транспортного комплекса. Закон не предусматривает форму такого информирования. В рамках ЕГИС «Транспортная безопасность» форма сообщения будет унифицирована для всей системы и одно сообщение о возникновении угрозы либо о ее реализации будет доступно всем заинтересованным субъектам и органам власти. Однако, пока информационная система не введена в действие, вопрос о форме сообщения остается открытым. Информация должна быть краткой, емкой, содержать все необходимые для идентификации объекта данные. Информация должна доставляться до адресата в кратчайшие сроки, в противном случае по факту получения такой информации она может быть неактуальна, поскольку угроза будет устранена либо реализована.
Не менее важным является и документальное оформление данной информации, поскольку устное сообщение сокращает сроки поступления информации адресату - конкретному сотруднику органа власти, однако впоследствии при возникновении вопроса об определении конкретных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых предписаний, необходимо будет подтверждение своевременного предоставления информации.
Органы государственной власти законодательно наделяются правом предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, выявленных при осуществлении государственного контроля.
Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности транспортного комплекса является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому (физическому, должностному) лицу или индивидуальному предпринимателю провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Устранение указанных нарушений требований безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.
При несогласии с указанными нарушениями требований безопасности и (или) сроками их устранения физические и юридические лица вправе обжаловать настоящие предписания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц.
Обязанностью субъектов транспортной инфраструктуры является не только исполнение предписаний органов власти, но и оказание им возможного содействия в вопросах обеспечения транспортной безопасности.
Оказание содействия производится по следующим направлениям:
- правовая основа деятельности. Правовую основу деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в области обеспечения транспортной безопасности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации и международных договоров, участником которых является Российская Федерация. Анализ ряда нормативных актов выступает основой данного комментария;
- распределение функций по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере обеспечения безопасности транспортного комплекса между специально уполномоченными органами власти и субъектами транспортной инфраструктуры. Государственные органы правопорядка осуществляют функции в данной сфере в силу своего основного назначения, в соответствии с положениями о таких органах. Проведение мероприятий по обеспечению безопасности транспортного комплекса, устранению угроз его безопасности является обязательным для правоохранительных органов. Для них законодательно устанавливается процедура проведения данных мероприятий, отступление от которой влечет незаконность и недействительность принимаемого решения.
Субъекты транспортной инфраструктуры в вопросах обеспечения транспортной безопасности являются самостоятельными, законом предусмотрены ограничения сферы их свободы. В пределах этих ограничений субъекты вправе самостоятельно определять перечень мероприятий, которые необходимо применять для обеспечения безопасности объекта, для локализации и устранения угрозы. Процедура реализации мер обеспечения транспортной безопасности устанавливается субъектами самостоятельно. Наиболее важным критерием для них является эффективность применяемых мер, независимо от соблюдения порядка их реализации, решения об использовании средств защиты своего объекта будут законны и обоснованы.
В вопросах предупреждения правонарушений, посягающих на безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, наибольшего результата также удается достичь субъектам транспортной инфраструктуры, поскольку профилактические мероприятия в данном случае носят двоякий характер: ряд мероприятий является постоянным, они реализуются ежедневно в обычном режиме работы объекта. Субъекты также предусматривают и перечень профилактических мероприятий, носящих разовый характер, они могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые мероприятия, например регулярное проведение инструктажа по технике безопасности, переобучение и переквалификация специалистов, заранее предусматриваются в деятельности предприятия, проводятся периодически по мере необходимости. Примерный перечень таких мер предусматривается подзаконными нормативными актами в области обеспечения безопасности отдельных объектов транспортной инфраструктуры.
Внеплановые мероприятия обусловлены возникновением угрозы безопасности объекта, их перечень определяется самим субъектом в зависимости от специфики принадлежащего ему объекта транспортного комплекса, возникшей угрозы и уровня опасности. Цель данных мероприятий - устранение угрозы объекту, минимизация возможного ущерба и вреда объекту, скорейшее устранение последствий реализации угрозы, предотвращение и устранение опасности для сотрудников, работающих на данном объекте.
Для государственных органов в вопросе предупреждения правонарушений на транспорте устанавливаются определенные планы, процедуры, а также утверждается перечень мероприятий, проведение которых является обязательным. Как правило, такая деятельность носит плановый систематический характер. В случае возникновения реальной угрозы объекту транспортного комплекса, сотрудники органов власти действуют по своему усмотрению, единственным ограничением для них является норма Закона, устанавливающая пределы обеспечения безопасности.
Наиболее эффективным в данном случае является взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры и органов государственной безопасности, сочетание жесткого режима действий в случае возникновения угрозы и действий субъектов на «свой страх и риск».
3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность привлечения к ответственности за несоблюдение требований обеспечения транспортной безопасности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков.
Законодательством РФ предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за несоблюдение требований транспортной безопасности. Однако реализация данной нормы условна, поскольку перечень требований безопасности транспортного комплекса, предусмотренный комментируемым Законом, до настоящего времени не разработан.
Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой дисциплины и применяется к работникам, осуществляющим трудовую деятельность в области обеспечения транспортной безопасности.
Применение уголовной ответственности за совершение транспортных преступлений возможно только к конкретным физическим лицам, поскольку УК РФ не предусматривает в качестве субъекта преступления юридическое лицо. Уголовный кодекс РФ, устанавливая ответственность за транспортные преступления, учитывает специфику объекта и его особую опасность.
Наиболее часто в данной сфере применяется административная ответственность. Хотя анализ данных государственных органов власти свидетельствует о том, что, несмотря на большое количество совершаемых административных правонарушений, выявляется и регистрируется только небольшая их часть. Невозможность полного контроля деятельности транспортного комплекса ведет к сокрытию совершенных правонарушений субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками. Например, несмотря на то, что на воздушном транспорте совершается большое количество административных правонарушений, посягающих на авиационную безопасность, выявляется незначительное количество административных правонарушений.
Административная ответственность в сфере обеспечения транспортной безопасности - это мера административного принуждения, которая применяется за совершение административного правонарушения на транспорте. За нарушение правил безопасности транспортного комплекса предусматривается обычно такое наказание, как административный штраф. К субъектам, реализующим меры административной ответственности на транспорте, относятся судьи, органы российской транспортной инспекции, органы, осуществляющие государственное регулирование в отношении отдельных видов транспорта.
Наибольший интерес представляет гражданско-правовая ответственность за транспортные правонарушения. Во-первых, она, как правило, связана с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору об оказании транспортных услуг. Во-вторых, данный вид ответственности характеризуется причинением вреда или наличием ущерба. В-третьих, это единственный вид ответственности, меры которой могут применяться наряду с другими видами ответственности. Так, лицо, совершившее преступление в транспортной сфере, подлежит лишению свободы по приговору суда, а также на него возлагается обязанность по возмещению причиненного вреда - это меры гражданско-правовой ответственности. Санкции данной ответственности могут применяться к любым субъектам транспортной инфраструктуры и носят имущественный характер.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?