Управление финансами

документы

1. Выплата 10 000 рублей семьям с детьми к новому году
2. Будут ли ещё разовые выплаты на детей в 2021 году
3. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
4. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
5. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
6. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
7. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
8. Банкротство пенсионной системы неизбежно
9. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после

О проекте О проекте   Контакты Контакты   Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Юристу » Свободный выбор

Свободный выбор

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Свободный выбор

Сегодня мы поговорим про свободный выбор, дадим определение, разберем виды, признаки, причины и все что этим связано. Я постарался раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбил её на темы:

Не забываем поделиться:

1. Свободный выбор
2. Право свободного выбора
3. Условия свободного выбора
4. Свободный выбор образования
5. Свободный выбор профессии
6. Свободный выбор места жительства
7. Роды свободного выбора
8. Принцип свободного выбора
9. Свободный выбор личности
10. Право на свободный выбор труда
11. Проблема свободного выбора
12. Метод свободного выбора

Свободный выбор

Свобода представляется многим чем-то самоочевидным. Каждый человек, задумавшийся над своим предназначением, не сомневается в том, что при любых обстоятельствах способен возвыситься над самим собой и обстоятельствами. Все зависит от его духовных усилий, напряжения воли. Если он захочет, то свобода окажется его союзницей. Но так ли это?

Г. Гегель утверждал, что свобода сопряжена с необходимостью. "Свобода, которая не имела бы внутри себя никакой необходимости, и одна лишь необходимость без свободы – суть абстрактные и, следовательно, неистинные определения. Свобода существенно конкретна, вечным образом определена внутри себя и, следовательно, вместе с тем необходима".

Можно ли говорить о свободном выборе со стороны индивида, если, например, сторонники психоанализа доказывают, что поведение человека "запрограммированно" впечатлениями детства, вытесненными впечатлениями, подавленными вожделениями? Допустим, в младенческие годы какая-то девочка пережила сильную психологическую травму, которая оставила след в ее психике и оказывает воздействие на поведение теперь уже взрослого человека. Любой поступок, даже самый сокровенный и самый стихийный, если верить неофрейдистам, можно предсказать, объяснить заранее, доказать его неотвратимость. Что же остается тогда от человеческой свободы?

Сегодня немало пишут о том, что поведение человека весьма сильно зависит от господствующей культуры. Многое оказывает воздействие на наше сознание. Как же можно проявить собственную уникальность? Возможно, мы только полагаем, будто у нас есть идеалы, а на самом деле они взяты из наличной культуры, некритически восприняты нами. Как же рождается свобода?

Многие современные мыслители с большой тревогой пишут о таком феномене современной культуры, как индустрия сознания. Личность утрачивает свою самобытность, потому что господствующая культура, опираясь на мощные средства массовой коммуникации, буквально впечатывает в сознание человека те или иные мыслительные и нравственные стандарты.

Всегда, например, считалось, что предельная свобода индивида находит свое отражение в акте самоубийства. Человек настолько свободен, что может добровольно уйти из жизни. Этот поступок требует внутренней концентрации сил, отчаянной решимости, даже мужества. Но вот религиозно настроенный философ Габриэль Марсель пришел к выводу, что здесь не все так просто. В наши дни средства психологического нажима на личность столь изощрены, тонки, неуловимы и вместе с тем так действенны, что и этот акт вовсе не воплощает теперь свободной воли индивида.

Можно, например, по словам Марселя, подтолкнуть к трагической грани человека, полного желания жить. Многочисленные сериалы с убийствами и насилием способны вызвать в человеке готовность расстаться с этим миром и даже внушить ему, будто он вынес приговор себе обдуманно, самостоятельно, без всякой подсказки. Напротив, изверившегося, отчаявшегося субъекта, задумавшего уйти из жизни, как утверждает Марсель, нетрудно с помощью тех же манипулятивных приемов уверить в том, что такой поступок невозможен с моральной точки зрения. И в этом случае человеку будет казаться, что свое решение он принял без всякой подсказки, хотя на самом деле и здесь произошло насилие над его личностью.

Может быть, нам только кажется, что у нас есть свободная воля, а в конкретном поведении обнаруживаются лишь общепринятые стандарты? Неслучайно психологи считают, что, воздействуя на подсознание человека, можно заставить выпрыгнуть его в окно. Если возможности манипулирования сознанием столь безграничны, то какой смысл толковать о свободных идеалах?

Самое поразительное и интересное состоит, пожалуй, в том, что у любого манипуляторского механизма есть пределы. Можно загипнотизировать человека и заставить его совершать всякие забавные поступки. Он будет рыть яму, играть с куклой, убирать мусор. И все это по внушению гипнотизера. Но вот парадокс: даже в гипнотическом состоянии человек не нарушит те нравственные устои, которые у него есть. Выходит, ценности – это какой-то глубинный, стабильный пласт нашей психики. Возможно, именно здесь, через выбор абсолютов, святынь, реализуется наша свобода.

Спрашивая "Свободен ли человек?", важно пояснить, о чем идет речь – о политическом положении или о внутреннем самоощущении. Человек, закованный в кандалы, крайне стеснен в своих поступках. Но его гордый дух, возможно, непреклонен.

Известный писатель, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Парадокс? Однако согласимся: свобода – это состояние духа. Иному индивиду никто не чинит препятствий, он волен распоряжаться собой, однако вопреки счастливым обстоятельствам добровольно закабаляет себя.

Итак, свобода – это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей.

Многие мудрецы разных эпох размышляли о человеческой свободе. В прошлом веке было сделано множество поразительных теоретических открытий, которые заставили по-новому взглянуть на эту проблему. Социальные мыслители засвидетельствовали: прежде чем пользоваться свободой, надо получше осознать, что она собой представляет. В противном случае можно получить длительные и глубокие разрушительные последствия.

Издревле человека, стремившегося обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам, предавали проклятиям. Но никакие кары не могли погасить его свободолюбия. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни. На алтарь свободы брошены бесчисленные жертвы. Так, может быть, история человечества и есть дорога к свободе, мучительный путь освобождения от оков?

Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Однако самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту этой святыни, нередко обнаруживали робость и половинчатость в ее определении. Ратуя за свободу, они, тем не менее, полагали, что свобода не абсолютна. Предоставьте индивиду право распоряжаться собственной судьбой – и наступит век хаоса. Ведь в человеке сильны инстинкты своеволия, разрушительности и эгоизма. Свобода, безусловно, хороша, но замечательно, когда человек добровольно подчиняется общей воле, сознательно умеряет собственные порывы.

Право свободного выбора

Один из руководящих принципов защиты прав потребителей является право потребителя на выбор товара. Данное право гарантировано гражданам России законом Российской Федерации № 2300-1 "О защите прав потребителей". С целью обеспечения гражданам возможности выбора товара законодатель обязал изготовителей и продавцов своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, продавце, изготовителе.

Потребитель имеет право выбрать товар, исходя из своих потребностей и возможностей. Продавец не вправе навязывать потребителю товары, в которых тот не нуждается. Закон запрещает продавцу обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров, а также предоставлять без согласия потребителя дополнительные услуги за плату. В случае, когда такие ограничения в выборе товара повлекли за собой причинение потребителю убытков, они возмещаются продавцом в полном объеме.

При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Потребитель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

С правом потребителя на свободный выбор товара связано и его право на обмен приобретенного непродовольственного товара надлежащего качества, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо комплектации.

При покупке товара дистанционным способом (т.е. когда потребитель не имел возможности ознакомиться с товаром либо его образцом непосредственно, а заказал его по каталогу, фотоснимкам, через Интернет-сайт) потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.

Более того, если потребителю в момент доставки товара информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменном форме, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара.

Условия свободного выбора


Самое читаемое за неделю

документ Продление новогодних каникул до 25 января 2021 года
документ Выплата 10 000 рублей семьям с детьми к новому году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году
документ Новый акциз на газировку, чипсы, пельмени и консервы с 2021 года
документ Рост процентов по вкладам в 2021 году

По иронии судьбы, истинная свобода выбора возможна только при условии сокрытия Творца. Это происходит потому, что, предпочитая один из возможных вариантов, наш эгоизм не оставляет нам иного выбора, кроме как добиваться желаемого. В таком случае, даже если мы выбираем отдачу, это будет отдача ради получения, или эгоистическая отдача. Для того чтобы поступок был по-настоящему альтруистическим и духовным, его ценность должна быть скрыта от нас.

Если не забывать, что весь смысл существования творения состоит в финальном освобождении от эгоизма, направление наших действий всегда будет верным – ведущим к Творцу. Следовательно, если нам предоставлены две возможности, и мы не знаем, какая из них принесет больше удовольствия (или причинит меньше страданий), это значит, что нам, действительно, дается шанс сделать выбор по собственной свободной воле.

Если эго не видит, какой выбор предпочтительней, можно сделать его, руководствуясь различными системами ценностей. Например, можно спросить себя: что позволит больше отдать, а не что принесет больше удовольствия. Если мы дорожим отдачей, это будет легко сделать.

Можно быть либо эгоистом, либо альтруистом, либо думать о себе, либо о других. Другого выбора нет. Свобода выбора существует, когда обе возможности явственно видны и в равной степени привлекательны (или непривлекательны). Если же я смогу увидеть только одну возможность, мне придется реализовать ее. Итак, свобода выбора возможна при понимании человеком собственной природы и природы Творца. Лишь при том условии, что мне неизвестно, что принесет больше наслаждение, я смогу сделать по-настоящему свободный выбор и нейтрализовать свой эгоизм.

Свободный выбор образования

Свобода образования состоит в том, что государство не имеет права установить какие-либо философские, идеологические или религиозные взгляды в качестве единственной основы для образовательной системы своей страны. «Правительство не имеет монополии на образование». Родители и иные законные представители детей, учащиеся и студенты свободны в выборе образования. Они также свободны в выборе того, какое образование они хотят получить.

Другими словами, любой человек или группа людей вправе использовать свои идеологические или религиозные убеждения в качестве идейной основы для получения образования. При этом они свободны создавать образовательные организации, определять их идейную направленность и содержание предлагаемого в них образования (так называемая педагогическая свобода является составной частью свободы определять содержание образования и заключается в праве определять программу и методы обучения).

Свобода образования нашла отражение в позитивных нормах как международного, так и национального права. «Никому не может быть отказано в праве на образование, — говорится в ст. 2 протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод — Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями».

Часть 1 ст. 44 Конституции РФ гарантирует свободу преподавания, а Закон об образовании в качестве принципа государственной политики и правового регулирования в сфере образования закрепляет принципы свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (п. 7 ч. 1 ст. 3).

В соответствии с этими принципами в Законе об образовании получили правовое признание формы получения образования как в образовательных организациях, так и вне них (семейное образование и самообразование) (ст. 17). При этом образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий но реализуемым ими образовательным программам (ч. 2 ст. 28).

Однако свобода образования не носит абсолютный характер. В известной истории хулиган утверждал, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, на что судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа». Кроме того, наши права одновременно всегда и чьи-то обязанности.

В соответствии с подобным подходом свобода образования ограничена, во-первых, целями образования. «Участвующие в настоящем Пакте государства, — говорится в п. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, — признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций но поддержанию мира».

Конвенция о правах ребенка добавила, что «образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной», а также на «воспитание уважения к окружающей природе» (п. «с» и «е» ч. 1 ст. 29). Поэтому, как разъяснил Европейский Суд по правам человека, не всякие философские убеждения родителей должны приниматься во внимание при реализации ими своего права на образование и обучение детей, а лишь такие убеждения, которые достойны уважения в демократическом обществе, совместимы с человеческим достоинством и соответствуют праву ребенка на образование.

В Законе об образовании говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (ч. 1 ст. 12).

Во-вторых, свобода образования может быть ограничена государством посредством установления минимальных требований к образовательным организациям. В соответствии с п. 3 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в этом Пакте государства «обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях — законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

С этой целью в Российской Федерации устанавливаются ФГОС как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки (п. 6 ст. 2 Закона об образовании), а образовательная деятельность подлежит лицензированию (ст. 91 Закона).

Установленные ограничения свободы образования не подлежат расширительному толкованию. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах прямо говорится, что никакая часть ст. 13 не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в и. 1 этой статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством (п. 4 ст. 13).

Свободный выбор профессии

Свобода выбора вида трудовой деятельности служит одним из главных признаков цивилизованных рыночных отношений. С экономических позиций всякая свобода выбора реализуется в форме стремления каждого человека получать для себя лично наибольшие материальные блага и моральное удовлетворение, которые могут быть выражены в виде денежного дохода, высокооплачиваемой работы, нормальных условий труда, хорошего психологического климата и т.п. Высокий личный доход служит одновременно свободой выбора и основой конкуренции, или экономического состязания, как коренного свойства рыночных отношений.

На рынке ресурсов свобода выбора означает, что все работники вправе заниматься любым видом труда, на который они способны. Все работодатели также свободны в пределах своих возможностей привлекать рабочую силу в таком составе и количестве, которые они считают наиболее подходящими для удовлетворения своих потребностей. Пределы свободы выбора поставщиков людских и материальных ресурсов определяются потребительским выбором. В конечном счете потребитель решает, что должна производить экономика, а в установленных тем самым рамках производства поставщики ресурсов могут делать свой свободный выбор.

В реальной действительности все поставщики ресурсов и производители вовсе не свободны производить свои товары и услуги в любом количестве. В рыночных условиях как производители товаров, так и поставщики рабочей силы должны учитывать действие законов спроса и предложения на рынке труда и производства. Кривые предложения ресурсов обычно являются восходящими, т.е. они отражают прямую связь между ценой на ресурс и объемом его предложения, поскольку в интересах самих владельцев ресурсов поставлять большее его количество по высокой, а не по низкой цене. Выплаты высоких доходов работникам отдельных профессий или отдельной отрасли поощряют поставщиков рабочей силы поставлять туда возможно больше людских ресурсов. Низкие доходы действуют в противоположном направлении, побуждая владельцев рабочей силы не поставлять ее в эту конкретную профессию или отрасль промышленности.

Профессиональная ориентация и подбор персонала на предприятии теснейшим образом связаны как с проблемой свободы выбора в условиях ограниченных экономических ресурсов, так и с необходимостью полного удовлетворения личных интересов работников на существующих рынках труда и производства. На отечественном рынке образовательных и трудовых услуг имеются многолетние достоверные доказательства того общеизвестного рыночного положения, что большинство студентов и молодых специалистов выбирают себе ту профессию и сферу производственной деятельности, которые в момент их выбора имеют наиболее высокую среднюю оплату труда. Именно поэтому с позиций работника основные принципы профессиональной ориентации - это свобода, обоснованность и осознанность выбора своей будущей профессии, специальности и сферы работы.

Свобода выбора профессии означает сочетание личных желаний, способностей и потребностей работника с возможностями их удовлетворения на действующем рынке труда. Выбор профессии, как правило, связан с существующими ограничениями в получении необходимого образования и соответствующего места будущей работы по своей специальности. В конечном счете свободный выбор профессии, как и другие потребности человека, ограничивается многими существующими в условиях рынка факторами.

Обоснованность выбора профессии предполагает соответствующий научный подход, определенную личную мотивацию, наличие необходимых способностей в будущей специальности, а также учет требований и возможностей производства к обеспечению работой.

Непременными рыночными требованиями к выбору профессии должны быть следующие:

• анализ содержания профессии и предъявляемых к работнику личных и профессиональных качеств;
• выявление позитивных и негативных характеристик работника;
• установление соответствия имеющихся качеств человека требованиям выбранной профессии;
• изучение основных мотивов выбора данной профессии и критериев оценки персонала.

Как известно, обоснованность выбора профессии зависит от многих личных или субъективных факторов, а также от целого ряда объективных или экономических требований. При выборе профессии решающее значение имеет не количество факторов, а степень их влияния и воздействия на работника, наличие необходимых способностей для успешной работы по специальности.

Способности представляют собой совокупность личных, психологических, физиологических, профессиональных и других характеристик человека, определяющих плодотворность его трудовой деятельности в избранной профессии, специальности или должности. Трудовая деятельность является необходимым условием для проявления человеческих способностей, задатков и талантов, их непрерывного развития и совершенствования. Основным критерием оценки способностей работника служит не только наличие у него ярко выраженных личных качеств, но также и его отношение к тем или иным видам деятельности, например к умственной или физической работе. Необходимость выявления способности каждого человека к конкретному виду экономической деятельности является основой профессиональной ориентации, подбора и расстановки всех категорий персонала на производстве по рабочим местам в соответствии с их личными и профессиональными интересами.

Профессиональные интересы человека возникают в результате его целенаправленной трудовой деятельности. Профессиональные интересы обычно приводят к развитию многих других человеческих качеств. Именно поэтому проявление, развитие и закрепление профессиональных интересов у учащихся приобретают первостепенное значение не только в их профессиональной ориентации, но и в последующей трудовой деятельности.

Здесь, по мнению автора, необходимо более подробно рассмотреть характеристику рабочей профессии, учитывающую как содержание трудовой деятельности, так и многообразные факторы и требования, предъявляемые к современному работнику:

• общая характеристика профессии - значение для современного производства, ее удельный вес на предприятии, перспектива развития и распространенность, место подготовки специалистов;
• общие теоретические знания работника - технические, технологические, экономические, управленческие, организационные и др.;
• производственно-организационные факторы профессии - характеристика технологического оборудования и оснастки, удельный вес умственных и физических операций, основные обрабатываемые материалы, выпускаемая продукция;
• организация труда - разделение и кооперация труда, технологические и организационные связи с другими работами, условия труда на рабочем месте;
• материальные факторы профессии - формы оплаты труда, уровень заработной платы, системы стимулирования, социальная защита, материальные гарантии и льготы, пенсионные выплаты;
• моральные факторы профессии - возможности профессионального роста, система морального стимулирования, степень удовлетворенности трудом, текучесть кадров;
• формы и методы подготовки персонала - уровень профессиональных, экономических и специальных знаний, квалификационные разряды, повышение квалификации и профессионального мастерства;
• требования к работнику - общее состояние здоровья, профессиональные показатели, личные характеристики, творческие способности;
• психологические требования - необходимый темп и скорость трудовых движений, ритмичность в работе, точность движений, волевые качества;
• физиологические требования - общая выносливость, длительность физического напряжения, острота зрения.

Профессиональная ориентация является важнейшей составной частью существующих в стране государственных стандартов высшего, среднего и начального профессионального образования. В условиях рынка эта ориентация обеспечивает вовлечение учащихся в соответствующую сферу профессионального образования, как в государственных учебных заведениях, так и непосредственно на предприятиях различных форм собственности. Основная задача профессиональной ориентации на современном этапе развития национального хозяйства состоит в том, чтобы своевременно обнаруживать профессиональные интересы учащихся, ориентировать их на правильный выбор своей профессии и последующее совершенствование мастерства и квалификации. Для этих целей целесообразно использовать ступенчатую систему профессиональной ориентации и подготовки учащихся к трудовой деятельности.

Первая ступень - подготовка к выбору профессии, вторая - непосредственный выбор профессии, третья - подготовка к трудовой деятельности, четвертая - квалифицированная трудовая деятельность, пятая - всестороннее развитие профессионального мастерства персонала на предприятиях и в организациях.

Свободный выбор места жительства

Каждый дееспособный гражданин РФ избирает место жительства по своему усмотрению. Свободный выбор места жительства - одно из важнейших прав человека, предусмотренных международными соглашениями и Конституцией РФ. Право выбора места жительства как нематериальное благо, принадлежащее гражданину, защищается законом.

Провозглашая принцип свободы выбора места жительства, закон вместе с тем устанавливает, что возможно и ограничение этого права. Согласно ст. 8 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" право граждан РФ на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Ограничение свободы выбора места жительства, как видно из приведенного перечня, продиктовано соображениями безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения.

Согласно названному выше Закону граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет должен в перспективе полностью заменить привычную для граждан нашей страны прописку. В настоящее время граждане, имеющие прописку по определенному месту жительства, считаются зарегистрированными по этому месту жительства.

По смыслу закона право свободного выбора места жительства признается за дееспособными гражданами. В связи с этим заслуживает внимания вопрос, имеют ли такое право лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью, а также граждане, дееспособность которых ограничена судом по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК. Представляется правильным высказанное в литературе мнение о том, что указанные граждане могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей, попечителя.

Для некоторых категорий граждан предусматривается легальное, т.е. определенное самим законом, место жительства:

• Во-первых, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. В случае проживания родителей или усыновителей в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 14 лет будет место жительства того из родителей (усыновителей), с которым дети проживают.
• Во-вторых, местом жительства недееспособных граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их опекунов.

Право свободного выбора места жительства на территории РФ принадлежит, как было отмечено, гражданам Российской Федерации. Однако нередки случаи, когда поселиться на территории РФ, избрав здесь место жительства, желают иностранные граждане и лица без гражданства. Возникающие в связи с этим отношения регулируются государством, которое определяет иммиграционную политику, устанавливая специальные правила в целях предупреждения и предотвращения неконтролируемой и незаконной миграции на территории РФ.

Роды свободного выбора

Роды свободного выбора - гарантия того, что во время схваток матка женщины не будет оказывать давления на артериальные и венозные сосуды. Это способствует улучшению кровоснабжения и предотвращению развития гипоксии у рождающегося малыша. И это не единственное преимущество вертикальных родов.

Роды в обществе воспринимаются как экстремальный, не поддающийся контролю процесс. Однако опыт показывает, что течение родов, их исход во многом зависит не от врача, а от самой женщины, ее поведения в родах, ее эмоционального статуса, обученности и физической подготовленности. Самый важный момент в этом вопросе – это выбор способа родоразрешения. К сожалению, этот вопрос остается незамеченным женщинами только в силу незнания, недостаточного информирования населения о том, что роды в горизонтальном положении это далеко не единственный и менее физиологичный метод.

Вышеизложенное определяет актуальность данной работы, ее соответствие современной концепции демографического развития и задачам акушерской практики - снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности.

Целью работы явилась оценка эффективности тактики минимального вмешательства в процесс родов – ведения родов в положении – максимально приближенных к вертикальным и влияние этих родов на физическое, эмоциональное и психологическое состояние женщины.

Несмотря на желание будущей мамы рожать стоя, существуют ограничения, по которым рожать сидя или стоя запрещено: их индивидуально определяет врач акушер – гинеколог до начала наступления родов.

Роды свободного выбора в первом периоде предполагали максимальную свободу движений. Роженицы обычно ходили, останавливаясь на время схваток, опираясь на стол, спинку кровати или стула. Многие роженицы стремились опуститься на четвереньки. Также у рожениц была возможность принимать ванну – джакузи. Многие женщины отметили положительный эффект водных процедур на снижение болей в первом периоде родов.

Беременные во время схваток принимали позы: коленно-локтевая, сидя на фитболе, висы на потолочном слинге, стоя, упираясь за стол. 43% рожениц отметили их как значительно снижающие выраженность болей, благодаря меньшему давлению плода на крестец матери, что благоприятно сказывается на увеличении размеров таза. В родах свободного выбора реже требуется индукция - 18% против 30% контроля, акушерская тактика менее «агрессивна» - в два раза реже применяется родостимуляция, меньшая частота влагалищных исследований. Активные движения роженицы вызывает эффективное открытие маточного зева, в результате чего первый период родов по времени сократился на 1,5 часа, по сравнению с контролем. В первом периоде родов осложнения возникли у 10,1% (7 рожениц) – преждевременное излитие вод, у 11,7% (8 рожениц) – первичная слабость родовой деятельности у 5,8% (4 рожениц) – внутриутробная гипоксия плода. Среди немедикаментозных методов обезболивания, применяемых роженицами, были: массаж поясничного отдела позвоночника, дыхательная гимнастика, звучание, принятие ванны. Количество оперативного вмешательства сократилось на 9%. Показаниями для кесарева сечения были: внутриутробная гипоксия плода, упорная первичная слабость.

Второй период родов протекал без угрозы разрыва промежности у 59% рожениц, эпизиотомия была произведена в 21% случаев.

В третьем периоде родов роженица находилась в сидячем положении, тем самым достигалось более эффективное отделение плаценты. Третий период родов свободного выбора протекал без особенностей, между тем у 1 роженицы контрольной группы возникла необходимость ручного отделения и выделения последа в связи с кровотечением в последовом периоде, несмотря на проводимую профилактику кровотечения.

Более физиологическое течение родов свободного выбора, менее активная акушерская тактика подтверждаются перинатальными исходами. Большинство новорожденных (96%) родились в удовлетворительном состоянии, оценка по шкале Апгар составила в среднем 8 баллов, через 5 минут – 8 - 9 баллов, только один новорожденный имел оценку менее 7 баллов. Масса тела новорожденных варьировала от 2850 до 4900г. 87% новорожденных сразу приложены к груди. Пуповину перевязывали после окончания пульсации. С целью достижения контакта ребенка и матери «кожа с кожей», 96% малышей сразу положили на живот. В палату интенсивной терапии были переведены 4% (3 новорожденных) с гипоксией средней степени тяжести.

Для пациенток важен и психологический аспект. Согласно результатам анкетирования, 28% повторнородящих женщин утверждают, что роды в вертикальном положении протекали легче, менее болезненно, в сравнении с родами в горизонтальном положении, «есть возможность управлять болью». 83% рожениц отметили положительный эффект от родов свободного выбора, более стабильное физическое и психологическое состояние, благодаря тому, что роженицы видят весь процесс родов и имеют возможность сразу же взять малыша на руки, еще до обрезания пуповины.

Выводы: ведение родов в положении, максимально приближенных к вертикальным, является наиболее физиологическим и эмоционально стабильным для роженицы, уменьшает количество осложнений, оперативных вмешательств и благоприятно сказывается на перинатальных исходах, поэтому их можно рассматривать как метод выбора, при условии, что беременная и плод не имеют никаких отклонений в состоянии здоровья.

Принцип свободного выбора

Принцип свободы выборов получил закрепление в статье 3 Конституции РФ. Он предполагает, что при организации и проведении выборов исключается какое-либо принуждение как к участию в выборах, так и к голосованию, то есть избиратель свободно (добровольно) участвует в выборах и голосует в соответствии со своим мнением.

Содержание принципа свободных выборов раскрывается в материалах судебной практики. Так согласно Определению Верховного суда Российской Федерации № 45-Г03-31 принцип свободных выборов означает обеспечение гражданам и иным участникам избирательного процесса возможности без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного действия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами.

В ряде стран (Италия, Бельгия, Австралия, Турция) голосование является юридической обязанностью для гражданина и неявка наказуема. Данное положение соответствует теории «избирательное право как функция»: избиратель осуществляет публичную функцию, которая ему доверена нацией, то есть является гражданским долгом. В связи с этим, считается допустимым, что эффективное осуществление этой функции составляет обязанность, неисполнение которой может быть наказуема. В Перу голосование является обязательным для граждан до 70 лет. Для граждан старше указанного возраста участвуют в голосовании по своей воле.

Данный принцип не всегда последовательно реализовался в российском избирательном законодательстве. До последнего времени для признания выборов состоявшимися была необходима явка не менее 20 % избирателей при выборах представительных органов и не менее 50 % .при выборах должностного лица. А это можно было считать косвенным принуждением к голосованию.

В связи с эти местными телевизионными кампаниями была развернута кампании, в ходе которой избирателям говорилось о необходимости их явки на избирательные участки. Это обосновывалось тем, что повторение признания выборов несостоявшимися повлечет новые расходы для налогоплательщиков.

Российские правоведы неоднократно отмечали, что установление порога явки избирателей сам по себе факт целесообразный, но он неизбежно вторгается в свободу и добровольность выборов. Он оказывает психологическое давление на избирателей. Путь разрешения данного противоречия ученые видели в отмене минимальной планки явки избирателей. Но в этом случае Закон будет «провоцировать и поощрять политическую индифферентность граждан».

Свободный выбор личности

Все философские школы и концепции единодушны в том, что свободный выбор имеет существенное значение для человека. В отличие от вечной природы и долговечного общества жизнь человека непродолжительна, ограничена весьма скромными временными рамками. Осознание жизни как конечной, хрупкой, понимание непредсказуемости конца и неизбежности смерти заставляет человека задуматься о смысле всего, что он делает, о смысле жизни в целом. Пока человек здоров, молод, успешен, он не всегда склонен задаваться вопросами о сущности и смысле своего пребывания в мире. Однако, рано или поздно, жизненная ситуация приводит человека к размышлениям о том, ради чего приходится так много учиться и работать, случается, терпеть несправедливость, страдать телесно и душевно.

Размышления о смысложизненных вопросах бытия помогают человеку оценить прошлые события своей жизни, поступки и поведение не только свое, но и других людей. Это дает человеку возможность решить для себя самого, ради чего и как следует жить, чтобы жизнь стоила труда быть прожитой. Конечно, сколько в жизни радостей и сколько страданий, в значительной степени зависит от самого человека. Как существо уникальное, человек сам создает неповторимую историю своей жизни. Как сложится жизнь, будет ли она успешной и в какой степени, во многом определяется деятельностью и поведением человека, его умением вовремя усматривать даруемые жизнью возможности, наличием волевых устремлений к их использованию с наибольшей результативностью для собственного блага и блага общества. Неоценимое значение имеет прозорливость человека в отношении последствий принимаемых им решений и соответствующего им поведения. Большое значение имеет так же адекватная оценка собственных возможностей, знаний, навыков, способностей, природных задатков и т. д. В сходных природных и социальных условиях люди по-разному обустраивают свою жизнь. Это связано с тем, что человек, как часть мира, избирательно относится ко всему, что его окружает. Каждый человек сам решает, что именно из предлагаемого миром в целом он выберет и освоит. В этом смысле можно сказать, что и мир является частью человека. Человек является источником и центром интереса к окружаемому миру. Это возможно благодаря свободе человека, которая «гарантирует человеку соотнесенность с сущим в целом». Творческая сущность человека дает возможность в любой жизненной ситуации осуществить свободный выбор.

Свобода и порожденный ей свободный выбор присущи только человеку как существу творческому, изменяющему мир и самого себя. Благодаря свободному выбору человек обретает всю полноту ответственности. Стремление человека уклониться от свободного выбора, а значит, и от ответственности, препятствует формированию индивидуальности, способствует торжеству обезличенного существования. И все же жизнь заставляет каждого человека осуществить смысложизненный выбор. Сложность выбора состоит в том, что выбирать чаще всего приходится не между добром и злом, когда к тому же заранее и доподлинно известно, что есть добро и что есть зло, а между несколькими вариантами, каждый из которых содержит свои плюсы и свои минусы. Именно поэтому выбор часто сопровождается сомнениями в правильности и правомерности предпочтения определенного варианта. Сомнения терзают человека и в момент выбора, и в последующем, особенно если результат не оправдал ожиданий. Даже если цель достигнута, аналитические суждения о приемлемости, эффективности и оптимальности избранного свободного выбора постоянно присутствуют в размышлениях человека, одолеваемого сомнениями относительно того, могло ли все сложиться еще лучшим образом.

Таким образом, выбрав определенный вариант действия из числа многих возможных, человек не перестает анализировать, а что было бы, если бы он предпочел иной вариант действия, поведения, произнес другие слова, проявил бы больше сочувствия или понимания. Как в этом случае сложилась бы его жизнь? Возможно, что она стала бы успешнее и счастливее? Многочисленные «если бы…» оказывают влияние на мировосприятие и мироощущение человека.

Аналитические способности, в том числе и рассуждения о целесообразности свободного выбора позволяют человеку создавать реально осуществимые жизненные планы и проекты, осознавать свои интересы и формировать жизненно важные цели. В процессе из достижения человек осуществляет деятельность по поиску и нахождению наиболее оптимальных вариантов решения жизненных задач. Эффективное использование знаний и умений, приобретенных способностей и природных задатков, социальных возможностей в наличной жизненной ситуации позволяет человеку занять достойное место в семье и обществе, членом которых он является. Чувство глубокой удовлетворенности течением жизни, вера в свои возможности, порождают чувство собственного достоинства, оптимизм, приятие мира в целом. Напротив, неудачи, особенно завершающие большие усилия, побуждают человека задуматься о том, насколько правильным был его выбор в тех или иных жизненных обстоятельствах. Действительно, что было бы, если бы человек выбрал другую профессию, другое место жительства, другую работу, другую линию поведения, другой вариант выстраивания отношений, другой стиль общения и т. д.? Как сложилась бы в таком случае его жизнь? Возможно, она оказалась бы более успешной, принесла бы больше достижений, самоуважения, счастья и удовлетворенности, меньше сожалений. Неудовлетворенность достигнутым, самой жизнью, такой, какой она сложилась, неосуществленные цели и планы, несбывшиеся надежды может привести человека к отрицанию мира в целом, его значимости, к одиночеству, «к параличу» и изоляции. В этом случае оценка существующего и происходящего становится все более неадекватной. Осмысление жизненных реалий ведется на языке возможностей, все более абстрактных, все более удаленных от реальной жизненной ситуации. В результате жизненный успех становится все более далеким, все более труднодостижимым. Возникает и углубляется разрыв между реальными возможностями удовлетворения жизненно важных потребностей, интересов и целей человека и абстрактными, фактически неисполненными пожеланиями и претензиями.

Жизненные трудности и неудачи, оказавшиеся недостигнутыми цели вполне способны существенным образом изменить представления человека о мире и самом себе. Ситуация осложняется тем, что по сути дела прошлое никогда не исчезает из настоящей жизни человека. Тем или иным образом оно то и дело дает о себе знать, имплицитно присутствуя практические во всех делах и жизненных ситуациях человека. Прошлое, удачное или не очень, оказывает существенное влияние на принимаемые человеком решения, ценностные ориентации, на всю систему отношений к социальным явлениям и событиям, к профессиональной и общественной деятельности, окружающим людям и самому себе.

Позитивный опыт решения жизненно важных проблем укрепляет уверенность человека в самом себе, в своих способностях решения выдвигаемых жизнью вопросов. Многочисленные формы практической деятельности, являясь, по сути, социальными практиками, вносят существенный вклад в обогащение содержания человеческой жизни, особенно в случае достижения позитивных результатов.

Однако, с древнейших времен до наших дней, человек всегда неудовлетворен достигнутым. Это очень ценно и важно для все более комфортного обустройства человеческой жизни, для продвижения общества во всех направлениях по пути достижения все более впечатляющих успехов. Поскольку человек никогда не ощущает всей полноты удовлетворенности, он непрерывно анализирует не только ближайшее, но и весьма отдаленное прошлое, применяя конструкцию если бы, оценивая степень правомерности предпочтенного свободного выбора. Аналитические размышления дают возможность извлечения полезных уроков для лучшей организации текущей жизни, определения наиболее желанных и приемлемых перспектив развития социума и обустройства человеческой жизни.

Размышления о возможностях и последствиях свободного выбора, постепенно приводят к тому, что человек ищет и находит средства для того, чтобы превзойти свой антропологический масштаб. И ему это удается: не имея крыльев человек летает, более того, летает быстрее птиц. Обладая скромным, по сравнению с другими живыми существами, зрением, человек изобрел технические средства, многократно увеличивающие способности наблюдения. Научно-технические достижения человека сравнимы с тектоническими сдвигами в природе, настолько они впечатляющи. В наращивании научно-технической мощи человека существенное значение имеет свободный выбор, неотъемлемый от творческой сущности человека. Творческие устремления побуждают человека интенсифицировать научные исследования, совершенствовать уже имеющиеся и изобретать новые технические устройства. Жажда жизни заставляет человека работать над средствами по увеличению ее продолжительности, по насыщению жизненного процесса все более многообразными и содержательными видами и формами деятельности. Это позволяет человеку все более эффективно использовать свои способности и жизненные возможности для достижения все более высокой результативности своей деятельности.

Осмысливая свою жизнь в аспекте возможностей свободного выбора, человек понимает, что она могла бы сложиться совершенно по-другому. Однако в прошлом ничего нельзя изменить, и жизнь такова, какой ее создал сам человек, действуя на основе свободного выбора и собственных предпочтений. И если реально в прошлой жизни ничего нельзя изменить, то аналитически вполне возможно вновь и вновь интерпретировать события и обстоятельства минувшего, имевшие место и возможные варианты поведения, вновь и вновь вносить коррективы в оценку возможностей и обстоятельств прошлого.

Именно поэтому мысль о том, «что было бы, если» никогда не покидает человека, побуждая его все внимательнее всматриваться в прошлое, все обстоятельнее подходить к тому, что он делает и говорит, с кем и как общается, насколько реальные цели ставит и насколько эффективные пути-дороги выбирает, какие средства достижения жизненно важных целей предпочитает, к чему стремится и на что надеется.

Принятая человеком совокупность и выстроенная им иерархия ценностей задает определенную систему жизненных координат и параметры всех жизненных практик, охватывающих и экономическую, и нравственную, и правовую, и политическую, и личную составляющие человеческой жизни. В отношении принятой системы ценностей так же вполне возможна оценка свободного выбора. Человеку, как и обществу, в целом присуще аналитическое отношение ко всей совокупности господствующих ценностей. Особенно это характерно для переломных моментов в жизни человека и общества. Основанием всегда служит определенная степень неудовлетворенности существующим положением дел.

Осознание сложившейся ситуации, как в личной, так и в общественной жизни побуждает к размышлениям о правомерности и неправомерности свободного выбора. Аналитические суждения касаются не только реальных людей и событий, но и состояния экономический и духовной жизни общества, прав и свобод человека, имеющих место возможностей для воплощения сил и способностей, творческих устремлений человека, направленных к освоению вещного и духовного мира.

В целом можно сказать, что обстоятельному анализу человек подвергает все значимое в его жизни, свой прежний жизненный опыт, события и обстоятельства своей жизни, составляющие их поступки, дискурсы, варианты поведения, жизненные ситуации, имевшие место в прошлом, реализованные и упущенные возможности. Это важно для организации текущей жизни как более успешной, наиболее полно удовлетворяющей жизненно важные запросы человека как источника и центра всего, что существует в социальном мире.

Право на свободный выбор труда

Закрепленная в Конституции России свобода труда означает право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также запрет принудительного труда. Таким образом, свобода труда проявляется в потенциальной возможности трудоустройства гражданина и выбора им сферы приложения своих трудовых способностей. Однако действующая Конституция России не гарантирует само трудоустройство человека. Государство лишь обеспечивает содействие в трудоустройстве, а также принимает меры по защите от безработицы.

Российское законодательство в широком смысле предусматривает две формы трудоустройства граждан — работа по трудовому договору и работа по договору гражданско-правового характера. Гарантии трудовых прав работнику предоставляются, прежде всего, при работе на основе трудового договора.

Трудовое законодательство предусматривает, что в тех случаях, когда договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одной из гарантий реализации трудовых прав граждан выступает запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора, предусматривающий, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, запрещается.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. При этом отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Конституционной гарантией трудовых прав граждан является правило о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Необходимо отметить, что заработная плата — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

К числу одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников относится обязательная величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

В целях защиты своих прав работники наделяются правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Неотъемлемым элементом свободы труда является право на отдых, являющееся важным социальным благом, необходимым условием жизнедеятельности человека. Право на отдых возникает с момента заключения трудового договора и состоит в ограничении продолжительности рабочего времени. Рабочая неделя у рабочих и служащих не может превышать 40 часов. Всем трудящимся гарантированы дни еженедельного отдыха, выходные и праздничные дни, отпуск представляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, имеются отпуска для отдельных категорий работников большей продолжительности.

Проблема свободного выбора

Итак, одной из проблем выбора является осознание самой возможности выбора. Некоторые философы полагают, что человек, проявляя свою свободную волю, непременно выбирает благо. Так, например, считает Ж.-П. Сартр. Более того, он утверждает, что выбирая то, что мы считаем добром, мы выбираем это для всех: если я — семейный человек, то я считаю, что семья — добро и что все люди должны создавать семьи.

Представление о том, что люди всегда выбирают добро, восходит к Сократу. Согласно его логике, если человек узнает более высокое добро по сравнению с тем, что ему известно, он предпочтет его. Знание о том, что такое добро, определяет выбор, и если человек идет по пути зла, то он просто заблуждается, принимая его за добро. Выбор зла — неосознанное деяние.

Представление о том, что люди всегда выбирают добро, страдает чрезмерным упрощением. В силу диалектичности конкретных проявлений добра и зла люди нередко могут заблуждаться — думать, что поступают хорошо, а потом с горечью убеждаться в обратном. Но это касается «среднего человека», не подверженного порокам и просто блуждающего в тумане сложных житейских проблем. Однако насильники и убийцы, воры и мошенники прекрасно понимают, что они совершают зло, по крайней мере то, что абсолютное большинство людей считают злом. Они нисколько не заблуждаются на этот счет. Просто зло выгодно им, удобно, полезно. Однако никто из них не желал бы испытать на себе, что такое грабеж, насилие, обман. Этот «букет» они цинично предлагают другим. Но в то же время давление общественного мнения таково, что признать свой путь как однозначно злой вроде бы неудобно. Тогда-то и возникают обоснования собственного эгоизма как «особого понимания добра». Так возникает эстетизация зла, любование им, подведение под него различных теоретических фундаментов, идеологических концепций.

Известно, что даже черные маги никогда не считают себя «черными», т. е. злыми. Они всегда возносят молитвы Богу (даже когда вызывают дьявола при помощи заклинаний) и полагают, что «черный» (плохой!) кто-то другой... Однако люди, которые с радостью убивают и проповедуют ненависть, не могут не понимать, что творят зло. А если говорят, что не понимают, то лгут. Возможно, даже самим себе. Есть немало тех, кто просто получает удовольствие от жестокости, безраздельного доминирования над другими, от эгоистического самоублажения при игнорировании всего остального мира. Они-то и выбирают зло, что бы ни было при этом сказано.

Часто вполне осознанно люди выбирают отступление от деятельного добра и от морали, проявляя слабость характера и обосновывая свое поведение внеморальными аргументами: они говорят себе, что мораль нежизненна, что она слишком идеализирует условия человеческого поведения и чересчур много требует. Моральные требования — не для людей, а для ангелов, у которых нет ни страстей, ни потребностей. А простые смертные по необходимости оказываются грешниками. В этом случае, совершая не злодейства, а «мелкие грехи», человек сам себе осмысленно и охотно ищет оправданий и находит их.

Правда, широко развитый в 20 в. психоанализ показывает, что люди, обладающие на уровне сознания высокой степенью морализованности и стремящиеся быть совершенными, порой просто вытесняют свои скверные поступки и мысли в область бессознательного. Их рефлексивное «я» не может принять факта собственного несовершенства, хотя вполне удовлетворяется, к примеру, эгоистическим и агрессивным поведением по отношению к другим. Т.е. человек объективно выбирает зло: несправедливо преследует других, притесняет их и эксплуатирует, но не понимает этого. Здесь начинают действовать психологические компенсаторные механизмы: приписывание другим негативных черт, которые служат причиной для того, чтобы их терзать и наказывать. В подобном случае можно говорить о том, что зло выбирается бессознательно, и люди, которые ведут себя подобным образом, рассматриваются специалистами как невротики. Однако даже здесь нельзя говорить о полной бессознательности выбора. Так называемые невротики скорее не хотят, чем не могут осознать свой истинный выбор. Здесь кроются «маленькие хитрости» эгоистического сознания человека, который, поступая сообразно собственной практической или психологической выгоде и несправедливо притесняя другого, желает остаться чистым перед самим собой.

Важным вопросом, связанным со свободным выбором, является такой: какие еще существуют варианты выбора? Ведь не всегда выбор совершается именно между добром и злом.

Мы можем говорить о тех случаях, когда выбирать приходится между двумя видами зла. Например, наказывая преступника-рецидивиста за его деяния, гуманно настроенные судьи выбирают не смертную казнь, а пожизненное заключение, полагая, что лишение свободы — меньшее зло, нежели лишение жизни. Такое решение, хотя и безрадостно для заключенного, тем не менее не делает самих судей убийцами и оставляет шанс на раскаяние и исправление провинившегося.

Другой пример: супруги, которые ссорятся между собой и всерьез рассматривают вопрос о разводе, как бы взвешивают на внутренних весах, что является для них и для детей меньшим злом — расставание или продолжение совместной жизни, пусть и несовершенной. Проблема решается всякий раз конкретно: в одном случае меньшим злом будет развод, в другом — плохой мир, который, как утверждает пословица, лучше доброй ссоры. Однако и в том, и в другом примерах речь идет о выборе между двумя негативными ситуациями, и вопрос состоит лишь в том, какая из них менее болезненна с моральной, психологической и практической точки зрения. Меньшее зло — не добро, но оно представляет собой компромисс в тех случаях, когда гармония для всех участников конкретной ситуации в принципе не может быть достигнута.

Однако, пожалуй, самый трудный и мучительный выбор предлагается человеку тогда, когда он вынужден выбирать между добром и добром. Разумеется, разные виды добра могут находиться на разных ступенях ценностной иерархии, и тогда выбор не представляет трудности: низшими ценностями спокойно поступаются ради высших. Так, человек, для которого высшими ценностями являются личные отношения — любовь, дружба — может поступиться ради них материальным положением или карьерой. Тот, для кого важнее всего честь и достоинство, способен сознательно отказаться от удобства и комфорта, если они противоречат его представлению о достойном образе жизни. Что же касается человека алчного, то он все на свете отдаст ради денег и богатства.

Совсем иное положение складывается тогда, когда выбирать приходится между ценностями высшими, да еще и равными по значению. Равнозначные ценности одинаково мощно влекут к себе личность, в равной мере вызывают ее восхищение и обязывают служить себе. Выбор между ними — всегда тяжелый внутренний конфликт. В индивиде происходит борьба мотивов, трудная аналитическая работа, попытка наперед увидеть следствия того или иного варианта собственного поведения.

В ситуации нравственного конфликта перед лицом двух равноправных высших ценностей человек рискует попасть в положение буриданова осла, который так и умер от голода, не решившись выбрать ни одну из двух равных и одинаково удаленных от него охапок сена. Рефлексивная природа свободного выбора проявляется здесь особенно отчетливо. Между двумя высшими ценностями нельзя совершить выбора по моральной привычке. Моральная привычка — наработанный в ходе воспитания и жизни автоматизм — помогает нам в простых случаях, когда различие между хорошим и плохим очевидно, и мы, не задумываясь, полагаемся на стереотип. Конечно, в сложном конфликте между равными ценностями может сработать нравственная интуиция, но, как правило, это происходит лишь тогда, когда у человека нет ни минуты на размышления. Если такая минута появилась — колебаний и борьбы мотивов не избежать. Чаще всего при отсутствии времени на размышления человек не столько интуитивно выбирает, сколько реализует ту ценность, которую можно реализовать при дефиците времени. Он идет за возможным, а не за желаемым и свободно избранным.

Так, одним из тестов на разнообразных этических практикумах является следующий: «Представьте, что вы плывете в лодке по реке, и с вами ваш отец и ваш сын. Лодка перевернулась, а отец и сын не умеют плавать. Кого вы будете спасать первым?» При этом порой дается комментарий, что в восточной культуре ценны прежде всего родители, и спасать надо отца, а в западной культуре главная ценность — дети, и нужно спасать сына. Однако единственно верным будет ответ, что такая постановка вопроса сама по себе безнравственна. Тот, кто умеет плавать, скорее всего, не станет выбирать между отцом и сыном, людьми равно дорогими и важными, он спасет того, кто ближе, того, до кого сможет дотянуться. Спасение в данном случае не вопрос предпочтения, а вопрос возможности.

Но в том случае, когда время на размышление есть, свободно выбирающий пройдет через весь ад колебаний, и что бы он ни поставил на первое место, все равно будет страдать и сожалеть о той ценности, которой вынужден был пренебречь.

Ж.-П. Сартр считает, что наш истинный выбор совершается не сознанием, не разумом, а поступком. О том, что же именно ты предпочел, ты можешь судить только тогда, когда уже поступил. Сам поступок и есть предпочтение. Сартр говорит, что юноша, выбирающий, идти ли ему в подпольщики, чтобы освободить свою страну от врага, или же помогать выжить матери, которая без него пропадет, узнает о своем выборе, когда его совершит. Ушел — выбрал и остался — выбрал. Т.е. моральное сознание мало что значит без морального действия, и все же практически избрав одну из равнозначных ценностей, личность не может простить себе небрежения другой, столь же важной. Иерархии здесь не возникает. Люди, которые уходили на фронт или в подполье, оставляя своих близких без защиты и опоры, страдали до тех пор, пока не могли вернуться и компенсировать им тот недостаток заботы и любви, который те испытали в результате их решения. А если близкий человек погибал, то оставивший его страдал всю жизнь.

Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он желает отказаться от решения. Однако, по мысли того же Сартра, мы «обречены на свободу». Это значит, что даже отсутствие выбора есть выбор. Ничего не сделать — тоже поступок. Даже в юридическом законе есть положение о наказании за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза — это тоже свободное решение. В не меньшей степени данное положение относится к выбору между равноправными ценностями. Если ты не выбрал — значит, кто-то выбрал за тебя, и люди чаще всего знают, кто сможет решить вопрос за них и каким именно образом. Поэтому уклонение от выбора — не более чем самообман. Отказываясь от принятия решения человек на самом деле все равно берет на себя ответственность именно за это конкретное решение. Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к теме ответственности.

Метод свободного выбора

В формировании положительного опыта поведения личности, ее убеждений, отношений к окружающей действительности решающую роль играет деятельность. В связи с этим организация деятельности школьников рассматривается в педагогике как сердцевина воспитательного процесса.

В группу методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся методы тренировки, приучения, педагогической требования, ситуаций выбора, игровой метод. Все они базируются на практической деятельности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря разделению ее на составные части - конкретные действия и поступки, а иногда на еще меньшие части - операции. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог осуществляет переход от управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению деятельностью воспитанников (В. Сластенин).

Организация разноплановой деятельности школьников обязательно привлекает ученика к многогранных отношений, которые возникают на основе общения в процессе деятельности. Различные позиции ученика в системе внутри- коллективных отношений приводят его к определенным решениям, поступкам, на основе чего формируются сложные акты поведения, черты личности.

Тренировка - метод формирования необходимых качеств личности путем многократного повторения действий и поступков учащихся.

Метод тренировки как специфический способ воспитания получил признание в отечественной педагогике не сразу. В 20-х годах, когда теория свободного воспитания, главными, почти единственными были методы разъяснения, убеждения и апелляции к сознанию детей. Понятие «тренировка» ассоциировалось тогда с принуждением. Существенно изменилось положение в 30-х годах, когда широкое признание в педагогике получили творческие достижения AC Макаренко, в частности его выступления по теоретическим и методическим вопросам воспитания. Признавая роль сознания в нравственному развитию школьников, выдающийся педагог считал, что в процессе воспитания чрезвычайно важно вооружать их практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения путем постоянной тренировки в правильном поступке.

Позже проблема формирования умений, навыков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологов.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить ее в такие условия, когда бы она смогла проявить мужество, все равно в чем - в сдержанности, прямом открытом слове, терпения, смелости.

В школе тренировки как общий метод воспитания используется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, эстетического, трудового, физического развития учащихся: формирование патриотизма, гражданственности, ответственности, трудолюбия, милосердия, культуры поведения, физической закалки, санитарно-гигиенической культуры, развития художественных способностей и др.

Метод тренировки имеет большое разнообразие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, различные внеклассные воспитательные дела, внешкольные формы воспитания, общения, то есть любая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована.

Педагогические основы организации тренировки с целью формирования у учащихся практических умений, навыков и привычек в той или иной деятельности основательно раскрыл К. Д. Ушинский.

Согласно психологической структуры личностных качеств в процессе выработки навыков и привычек он выделил следующие этапы:

1) постановка воспитательной задачи и возбуждения у учащихся потребности в том или ином виде деятельности,
2) разъяснение способов деятельности и вооружение учащихся соответствующими знаниями (развитие сознания),
3) практический показ действий по решению поставленной задачи,
4) организация первичного воспроизведение учащимися показанных действий (образцов) поведения,
5) следующую тренировку в совершенствовании и закреплении способов деятельности и поведения,
6) выдвижение требований к учащимся по вопросам усовершенствования организованных упражнений,
7) контроль за поведением.

Воспитание, которое вполне оценило важность привычек и навыков и строит на них свое здание, строит ее крепко.

В организации тренировки важно учитывать следующие условия:

- Формирование устойчивых навыков и привычек поведения следует начинать как можно раньше; чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки;
- Между частотой, объемом упражнений и достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, которые формируются с их помощью;
- Количество упражнений, которые должны выполнять различные ученики для выработки качеств на том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужно десятки и даже сотни попыток;
- Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять для того, чтобы не забыть.

Приучения - метод, который обеспечивает интенсивное формирование необходимого качества. На жестком приучении базируются все казарменные системы воспитания, например, армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, которое напоминает дрессировку и противоречит правам человека. Она допускает использование метода только при условии, когда свойственное ему насилие направлено на благо ребенка; когда метод используется в комплексе с другими методами и прежде всего игровыми.

Условия правильного применения метода следующие:

- Четкое представление о задачах воспитания у воспитателя и его воспитанников; если воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучения возможно только на основе безусловного подчинения;
- Не давать казенно-бюрократических указаний типа: "Будь вежливым", "Ежедневно умойся", " Здоровайся с людьми", а сказать примерно так: "У неряхи нет будущего: грязные уши пугают людей", "Поздравь соседа - и он будет вежливым с тобой";
- Сначала беспокоиться о точности выполнения действий, а затем - об их скорость;
- Показывает, как выполняются действия, их результаты;
- Контроль должен быть доброжелательным, но строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

Педагогическое требование - метод воздействия, с помощью которого педагог вызывает и стимулирует прекращает и тормозит действия воспитанников, выявление в них тех или иных качеств.

В зависимости от формы предъявления требования бывают прямые и косвенные. Для прямой требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, однозначность. Эти требования предъявляются решительным тоном, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенные требования (совет, просьба, доверие, одобрение и т.д.) отличаются от прямых тем, что стимулом для обусловленной действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления самих детей.

Важнейшими формами косвенных требований являются:

• Требование совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, пользы, необходимости предлагаемых педагогом действий. Совет воспринимается, если ученик видит в наставнику старше, опытнее человека, авторитет которой является признанным, и мнение которой ресниц ценит.
• Требование доверие. Если между воспитателем и воспитанником складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение сторон, уважает друг друга.
• Требование-просьба. Просьба является формой проявления сотрудничества между людьми, взаимного доверия и уважения. В хорошо организованных коллективах просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия.
• Требование намек. Характерным для этой формы воздействия является не только то, что дети должны понимать учителя с полуслова. Главное в намеке - роль толчка, приводит к действию уже сформированы качества детей. Выражается требование в форме мимики, жеста, взгляда, риторического вопроса.
• Требование одобрение. Одобрение, похвала, вовремя высказанные воспитателем, действуют как сильный стимулятор деятельности детей. Одобрение поощряет, вдохновляет ребенка на более успешные действия, часто выступает в роли внушения ребенку тех качеств, которыми она должна обладать.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. Поэтому выделяются положительные и отрицательные требования. Прямые указания являются частью негативными, так как почти всегда вызывают негативную реакцию у воспитанников. К негативным опосредованных требований принадлежит осуждение и угроза. Они в основном порождают двойную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлению.

Важным условием эффективности данного метода есть чувство меры.

Для становления опыта общественного поведения питомца чрезвычайно важно, чтобы он мог действовать только в соответствии с требованием педагога, в рамках его конкретного поручения, где все определено, но и самостоятельно. Чтобы он мог принять самостоятельное решение, мобилизуя свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации.

Ситуация свободного выбора - метод воспитания, моделирует момент реальной жизни, в котором проявляется и подлежит испытанию на стойкость система уже сложившихся положительных действий, поступков, отношений.

На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей - камень, который можно обойти и можно убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив дорожку к собственной совести. Искусство и мастерство воспитания состоит в том, чтобы ни один камень не остался обойденным.

Ситуации свободного выбора бывают по своему инструментарием природными и искусственными (реальными и вербальными). Природные ситуации свободного выбора время от времени спонтанно возникают в жизни. Воспитатель использует их для того, чтобы воспитанники сделали самостоятельный выбор. Например, решить: играть или не играть с враждующим сверстником в одной команде, выступающей за честь школы; ехать вместе со всеми на отдых или оставаться с больным товарищем; уступить место незнакомой пожилому человеку продолжать сидеть; сказать правду или промолчать и под.

Однако воспитатель не всегда может ожидать такого природного стечения обстоятельств. Ему приходится самому создавать внешнюю обстановку, которая вызывает у ученика необходим психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. Такие специально организованные педагогические условия называют искусственными ситуациями свободного выбора. Например, учитель биологии предложил ученикам самостоятельно решить судьбу собранного на учебно-опытном участке урожая; учитель математики предложил детям оценить свою контрольную работу и обещал оценки занести в классный журнал; классный руководитель внес предложение провести акцию милосердия, в которой каждый ученик окажется в ситуации, которая требует проявления внимания к людям, сострадание, доброты и тому подобное.

Ситуации свободного выбора побуждают питомца вспомнить свой опыт поведения в подобных ситуациях, проанализировать его последствия и одновременно прогнозировать последствия выбора, который необходимо осуществить. Принятие окончательного решения вызывает сильное эмоциональное переживание, поскольку он берет на себя ответственность за выбор. В связи с этим ситуации свободного выбора могут долго и стабильно определять направленность поведения и деятельности воспитанника.

Игровой метод включает игровые модели деятельности, в которых воспитанники проявляют высокую активность мышления и поведения, вступают во взаимодействие между собой, приобретают привычек поведения за относительно короткий срок.

Игровой метод способствует организации жизни и деятельности воспитанников путем включения их в условные захватывающие события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила поведения, которые отвечают потребностям детей, их интересам и стремлениям. Поэтому игра вызывает у них высокую психологическую активность, инициативность, облегчает сложный процесс усвоения норм и правил, умений, привычек поведения; включая детей в свободную творческую деятельность, общение, формирует заинтересованность в общем деле, коллективность, сотрудничество, партнерство.

Игра может быть использована в любом виде деятельности воспитанников: трудовой, социально-коммуникативной, общественно-полезной, физически-оздоровительной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-натуралистической и тому подобное.

темы

документ Свобода выбора
документ Гарантии реализации прав и свобод человека в России
документ Свобода человека
документ Конституционные права и свободы
документ Конституционные принципы основных прав и свобод человека

Не забываем поделиться:



назад Назад | форум | вверх Вверх

важное


Продление новогодних каникул до 25 января 2021 года
Новый акциз на газировку, чипсы, пельмени и консервы с 2021 года
Новые налоги с 2021 года
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Рост процентов по вкладам в 2021 году
Прогноз курса доллара на 2021 год
35 банков обанкротятся в 2021 году
Кого следующего затронет прогрессивная шкала НДФЛ
Новые пенсионные удостоверения с 2021 года
Прогноз курса евро на 2021 год
Как получить квартиру от государства в 2021 году
Как жить после отмены ЕНВД в 2021
Изменения ПДД с 2021 года
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Изменения в 2021 году


©2009-2020 Центр управления финансами.