Управление финансами

документы

1. Компенсации приобретателям жилья 2020 г.
2. Выплаты на детей до 3 лет с 2020 года
3. Льготы на имущество для многодетных семей в 2020 г.
4. Повышение пенсий сверх прожиточного минимума с 2020 года
5. Защита социальных выплат от взысканий в 2020 году
6. Увеличение социальной поддержки семей с 2020 года
7. Компенсация ипотеки многодетным семьям в 2020 г.
8. Ипотечные каникулы с 2020 года
9. Новое в пенсионном законодательстве в 2020 году
10. Продление дачной амнистии в 2020 году


Управление финансами
Психологические тесты Интересные тесты   Недвижимость Недвижимость
папка Главная » Юристу » Уголовная амнистия

Уголовная амнистия

Уголовная амнистия

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:



1. Уголовная амнистия 2019
2. Уголовная амнистия
3. Амнистия в уголовном праве
4. Амнистия и помилование в уголовном праве
5. Освобождение от уголовной ответственности с амнистией
6. Закон об уголовной амнистии
7. Уголовные статьи попавшие под амнистию
8. Прекращение уголовного дела в связи с амнистией

Уголовная амнистия

Глава 13 УК включает только три статьи, регулирующие вопросы применения амнистии и помилования как своеобразных оснований освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, а также специфический уголовно-правовой институт судимости, впрямую не связанный с первыми двумя институтами, но помешенный в данную главу по соображениям юридической техники.

Амнистия (ст. 84 УК) — это акт законодательного органа власти страны в отношении индивидуально не определенного круга лиц, совершивших преступление, в соответствии с которым указанные в нем лица освобождаются от уголовной ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание, досрочно снимается судимость.

Под амнистией (в переводе с греч. — забвение) принято понимать прощение, даруемое верховной властью целым группам преступников.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. «о» ст. 71, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК). По своей правовой природе амнистия представляет собой комплексный правовой институт: это и конституционно-правовой акт (постановление Государственной Думы), и важное мероприятие уголовно-правового (а также в определенной мере уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного) характера.

В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК акт об амнистии может содержать следующие решения (одновременно все — в отношении разных категорий лиц, либо только некоторые из них):

1. Лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Как и во всех иных случаях освобождения от уголовной ответственности, такое решение не следует рассматривать как «акт прощения» лица, совершившего преступление, со стороны высших органов государственной власти. Акт амнистии не может отменить тот факт, что лицо совершило преступление, и не реабилитирует его, поэтому для освобождения и по данному основанию требуется согласие лица на освобождение. Такое освобождение влечет прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора.
2. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо они могут быть освобождены от дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 84 УК). Закон не предусмотрел достаточно надежных критериев избрания того или иного из предлагаемых решений, что обусловливает значительный элемент случайности при выборе решения. Назначенное осужденному наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания в соответствии с перечнем, установленным ст. 44 УК. Логично предположить, что в данном случае законодатель имеет в виду только меру основного наказания. Судьба дополнительного наказания, назначенного осужденному, в таких случаях как бы «зависает», остается неопределенной. Законодатель указывает в рассматриваемой уголовно-правовой норме, что осужденный может быть освобожден от дополнительного вида наказания, но лишь в качестве альтернативы сокращению либо замене основного наказания.
3. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть досрочно снята судимость. Принятие того или иного решения в каждом конкретном случае основывается на совокупности юридического (издание акта амнистии) и ряда фактических (объективных и субъективных) условий, которые законом не установлены, но прямо или косвенно определяются в акте амнистии. Это такие обстоятельства, на основании которых законодатель приходит к выводу об отсутствии необходимости привлекать определенные категории лиц к уголовной ответственности, полностью или частично исполнять назначенное им наказание и т.п.

Изданием акта амнистии могут преследоваться разные цели, которые обычно декларируются в самих актах и определяют их содержание, виды и характер принимаемых решений. Среди таких целей: облегчение участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.; идеологические (социально-политические) цели; цели национального примирения, достижения гражданского мира и согласия; социально- экономические цели; решение проблемы перенаселения мест лишения свободы и др. В качестве поводов для амнистии чаще всего выступает какое-либо значительное либо торжественное событие в жизни страны. При этом во всех случаях важно соблюдать меру: амнистия должна оставаться исключительным событием в уголовной политике и практике государства, она не должна превращаться в дежурное мероприятие к очередной юбилейной дате или использоваться в качестве инструмента политической борьбы. Для применения амнистии должны быть веские основания, она не должна применяться «механически», «огульно», акты амнистии не должны подменять декриминализацию или использоваться не в соответствии с целями уголовно-правового воздействия. Отрицательно следует оценить использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы.

Важным условием правильного применения амнистии является сопровождение ее тщательно продуманной программой ресоциализации амнистируемых, включающей комплекс мер по трудовому и бытовому обустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, их медицинскому обслуживанию, контролю за их поведением и т.п.

В конкретном акте об амнистии специально указываются категории лиц, на которые амнистия не распространяется (лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее судимые за такие преступления, злостно нарушавшие установленный порядок отбывания наказания и т.п.).

Согласно Конституции РФ объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103).

Вопрос о юридической природе амнистии спорен в теории уголовного права. Слово «амнистия» в переводе с греческого означает прошение, забвение. Одни ученые, определяя отраслевую принадлежность амнистии, не считают ее институтом уголовного права и рассматривают ее в рамках конституционного права. Другие полагают, что ее следует рассматривать в рамках многоотраслевого института. Третьи приходят к выводу, что амнистия — своеобразная государственная мера, направленная на реализацию уголовной ответственности. Большинство же считают се институтом уголовного права.

Уголовно-правовая регламентация института амнистии дается в ст. 84 УК. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, назначившего наказание (если он состоялся на момент провозглашения амнистии). Амнистия лишь смягчает положение лиц, совершивших преступления. Как акт милости и гуманизма она прежде всего распространяется на несовершеннолетних, женщин, лиц, совершивших нетяжкие преступления, лиц, имеющих заслуги перед Родиной либо преклонный возраст, и объявляется в отношении персонально не определенного круга лиц.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, предусмотренные в уголовном законе.

Такие акты могут содержать следующие предписания, перечисленные в ч. 2 ст. 84 УК:

• об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
• об освобождении от наказания или от его отбывания лиц, осужденных за преступления;
• о замене назначенного наказания другим более мягким видом наказания;
• о сокращении срока назначенного наказания;
• об освобождении от дополнительного вида наказания; о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самих актах об амнистии. Обычно они имеют комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК и в отношении нескольких категорий лиц.

Как правило, акты об амнистии приурочиваются к знаменательным событиям в стране, праздничным датам. Например, Государственной Думой были приняты постановления № 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне», N° 3043-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России».

Но амнистия может быть применена и по политическим соображениям или в целях «разгрузки» уголовно-исполнительной системы. Таково, например, постановление Государственной Думы № 1199-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике».

Поскольку применение акта об амнистии соответствующими государственными органами представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление, в котором она определяет органы, на которые возлагается применение акта об амнистии, раскрывает содержание терминов, используемых в акте об амнистии, разъясняет различные вопросы, связанные с применением этого акта.

В актах об амнистии почти всегда содержится специальная оговорка о неприменении его к отдельным категориям лиц (совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, неоднократно судимым, к которым ранее применялись акты амнистии или помилования, и др.) либо оговариваются специальные условия применения к лицам определенных категорий данного акта. Так, в постановлении № 2038-II ГД «Об объявлении амнистии» указывалось, что к лицам, больным венерическими заболеваниями, либо к лицам, которым назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, акт об амнистии применяется только после завершения полного курса лечения.

Амнистия не означает реабилитации лица, совершившего преступление. Напомним, что это лишь акт прощения, милосердия. Поэтому освобождение конкретного лица по амнистии возможно только при отсутствии с его стороны возражений против этого. При наличии таких возражений (возможно, лицо надеется, что при рассмотрении дела в суде будет установлена его невиновность) производство по делу продолжается в обычном порядке, доводится до судебного разбирательства и суд постановляет либо оправдательный, либо обвинительный приговор, но с применением предписаний, указанных в акте об амнистии.

Амнистия в уголовном праве

Согласно статье 84 УК РФ, уголовная амнистия – это один из способов применения гуманизма, который используют государственные органы к людям, совершившим преступление.

Целью амнистии может быть:

1. Проявление милосердия.
2. Экономические факторы – разгрузить исправительные учреждения путём уменьшения в них количества, отбывающих срок наказания.
3. Политические мотивы. Например, если после амнистии может прекратиться вооружённое столкновение.

Сущностью амнистии является полное освобождение от наказания, избавление от какой-либо его части или замена существующей формы исправления более мягкой.

Необходимо чётко различать, что амнистия не имеет индивидуального характера. В этом, кстати, её отличие от помилования.

То есть под амнистию попадают не конкретные люди, а целые группы, которых объединяет конкретный признак.

Например, амнистия может объявляться для таких категорий граждан:

1. Ветераны войны, труда.
2. Награждённые государственными орденами, медалями.
3. Инвалиды.
4. Болеющие туберкулёзом І – ІІ стадий.
5. Мужчины старше 60 и женщины, которым исполнилось 55 лет и больше.
6. Несовершеннолетние.
7. Беременные женщины.
8. Женщины, у которых есть дети до 3 лет.
9. Военнослужащие, если они на момент преступления проходили службу, участвовали в боевых действиях.
10. Люди, совершившие мелкие преступления, за которые не предусматривается ограничение свободы.

Поэтому будет колебаться и массовость амнистии: от нескольких десятков до сотен тысяч человек.

Если человеку по решению суда назначают и медицинское лечение, то амнистия будет распространяться на него только после прохождения соответствующих врачебных мероприятий.

Законодательство РФ регулирует вопросы, касающиеся прекращения уголовного дела по амнистии.

Это могут быть такие ситуации:

• если расследование по делу закончено, но в суд его ещё не передали;
• если расследование по делу только производилось;
• в том случае, если вина человека будет доказана во время расследования, дело против него прекращается на основании амнистии;
• если же дело было передано в суд, то судебное разбирательство продолжается, виновному определяют приговор, но освобождают по амнистии.

Если человек сам против того, чтобы уголовное дело против него в связи с амнистией было закрыто, то прекращать расследование запрещается.

Акт амнистии – это сам нормативно – правовой документ, в котором непосредственно и обосновываются условия амнистии.

Объявлять амнистию имеет право Государственная Дума Российской Федерации.

Акт амнистии распространяется на те преступления, которые человек совершил до подписания документа.

Но возможны случаи, когда акт амнистии действует на протяжении некоторого времени после его подписания.

В акте амнистии могут быть следующие указания:

1. Освободить от уголовной ответственности за определённое преступление.
2. Избавить от наказания или его отбывания.
3. Уменьшить срок наказания.
4. Заменить предусмотренное законом наказание более мягким.
5. Избавить от дополнительного наказания.
6. Снять судимость.

Для того чтобы произошла амнистия Государственная Дума Российской Федерации издаёт специальное постановление.

В нём указывает, какая категория лиц попадает под амнистию и какой характер она будет носить, какие именно органы власти будут заниматься ею.

Это может быть снятие судимости, если человек уже отбыл наказание, прекращение уголовного дела, если на момент подписания документа оно велось, сокращение срока наказания.

Чаще всего амнистию приурочивают, к каким-либо знаменательным датам.

В акте про амнистию могут быть внесены некоторые ограничения.

Они могут указывать на категорию людей, которые не попадают под амнистию или же список статей Уголовного Кодекса (УК РФ), на которые не распространяется акт.

Также могут быть поставлены некоторые условия, не соблюдая которые амнистию невозможно произвести.

Например, освободить заложников.

Амнистия и помилование в уголовном праве

Амнистия — это смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования, осуществляемое на основании специального акта верховной власти.

В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью, в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с Конституцией амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Термин „амнистия“ происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение, прощение. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется. В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. Некоторые ученые считают, что амнистия — институт уголовного права. Другие относят его к конституционному праву.

Наиболее обоснованным представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права — правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах — в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов.

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление. Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе.

Эти акты могут содержать предписания следующего характера:

— об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
— об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;
— о сокращении назначенного наказания;
— о замене назначенного наказания более мягким;
— об освобождении от дополнительного наказания;
— о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных частью 2 статьи 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой. Например, в несколько последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его неотбытой части.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы. В связи с тем что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии. Определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления. В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется.

К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения. Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем. Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий. Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу. Применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда N 23 об условиях применения давности.

По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии.

Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Предписания актов об амнистии о снятии судимости не требуют принятия каких-то специальных актов применения права. Однако снятие судимости редко предусматривается постановлениями об амнистии.

Помилование — это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким.

Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.

В соответствии со статьей 85 УК акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:

— лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
— наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;
— назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;
— с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно части 3 статьи 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.

Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти правом помилования осужденных судами Республики Башкортостан обладает президент этой республики.

Указом Президента РФ N 1500 о комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации установлен новый порядок решения вопросов о помиловании осужденных. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Федерации. Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако указанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется (лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием).

Согласно установленному Указом Президента порядку представления ходатайств о помиловании осужденный обращается с таким ходатайством к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте Федерации вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и так далее).

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации по месту жительства заявителя. Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая в свою очередь не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения.

Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент РФ. Указ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Федерации, в МВД России, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования. Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно — половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования.

Сходства:

• применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления;
• являются актами разового характера;
• касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.

Различия:

• Амнистия является нормативным актом, а помилование к таковым не относится.
• Объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы РФ. Осуществление помилования относится к компетенции Президента РФ.

Суть помилования в том, что глава государства смягчает участь лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения. Комиссия по помилованию не ставит под сомнение справедливости осуждения, правильности приговора.

При издании акта об амнистии указываются органы, которые на основе критериев, приведенных в акте об амнистии, сами решают о возможности или невозможности применения амнистии к каждому конкретному лицу. Издавая акт о помиловании, президент решает вопрос в отношении помилованного. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание.

Помилование есть акт милосердия.

Освобождение от уголовной ответственности с амнистией

Амнистия (от греческого - забвение, прощение) является смешанным и видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения как от ответственности, так и от наказания, и практически на любой стадии уголовного процесса. Так согласно ч.2 УК: “Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица осуждённые за свершение преступлений могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость”.

Амнистия может быть общей и частичной. Общая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определёнными статьями УК. Частичная относится к определённой категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии.

Согласно ст.5 УПК освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии оформляется: на стадии возбуждения уголовного дела - постановлением об отказе в его возбуждении; на стадии расследования, либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор, - постановлением о прекращении уголовного дела; на стадии судебного разбирательства - определением суда о прекращении уголовного дела.

По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии. В этой связи сохраняет значимость постановление Пленума Верховного Суда с изменениями внесёнными постановлением Верховного Суда “Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям”, в соответствии с которыми “длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до её издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется.

Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия. В соответствии с этим амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии”.

Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения. Освобождение от дальнейшего отбытия наказания по амнистии также многовариантно: лицо может быть освобождено досрочно, срок наказания может быть сокращён, назначенное наказание может быть заменено менее тяжким (например, лишение свободы заменяется исправительными работами). Наконец, актами амнистии может быть предусмотрено освобождение от правовых последствий наказания - судимости.

Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимаются в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств. Так, Стоглавый Собор объявил амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осуждённых за убийство и разбой. Со времён Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождения наследника, за помин души и т.п. Пётр Великий к таким поводам добавил амнистии в честь викториальных дней - победы в сражениях. В советское время амнистии издавались в честь знаменательных событий: в связи с 50-летием Октября, 50-летием победы в Великой Отечественной войне и тому подобное.

Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, как уже отмечалось ранее, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.

То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер.

Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И.Кант, Ч.Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.

Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.

С помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона. Примером может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания “Об объявлении политической и экономической амнистии”, по которой были освобождены от уголовной ответственности, наказания и судимости лица, осуждённые ранее за такие преступления, как нарушение правил о валютных операциях, некоторые виды злоупотребления служебным положением. Данные лица были осуждены в своё время на законном основании, но экономическая и социальная политика государства изменилась, подобного рода деятельность не только утратила свою общественную опасность, но и стала социально одобряемой. Амнистия, таким образом, отразила новую политику государства.

Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершённым в результате стечения определённых неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит Постановление Верховного Совета “Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане”. Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ “Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе” объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия.

Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осуждённых, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.

Обычно амнистия не распространяется на лиц, совершивших государственные и иные особо опасные преступления, лиц признанных особо опасными рецидивистами, лиц, ранее освобождавшихся от наказания в силу акта амнистии или помилования, злостных нарушителей режима отбывания наказания.

В соответствии с постановлением Государственной Думы “О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии” злостными нарушителями режима следует считать лиц:

а) осужденных, в отношении которых принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;
б) осужденных, содержавшихся в колониях - поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;
в) осужденных к исправительным работам, которым за злостное уклонение от отбывания наказания неотбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно - исполнительных инспекциях;
г) осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;
д) осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;
е) осужденных, не уплативших без уважительных причин штраф в установленные законом или судом сроки.

Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения (сноска). Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и так далее.

Закон об уголовной амнистии

Уже множество раз на территории интернета проскакивали данные и информация о том, что в нескольких ближайших процессах амнистирования этой процедуре будут подвергнуты именно те заключенные, которые были посажены отбывать наказание в связи с уголовными правонарушениями, то есть те заключение, которых наказали по уголовным статьям.

Конечно, многих подобные новости очень сильно потрясли и заставили поволноваться, ведь раньше процесс амнистирования воспринимался как акт милосердия, однако на сегодняшний день главное преимущество этого процесса – это факт того, что именно так правительство старается не смягчить наказание, а просто-напросто разгрузить тюремные учреждения страны.

Следует учесть, что процесс амнистирования подразумевает под собой выход далеко не всех заключенных. К примеру, в первую очередь под амнистирование будут попадать те заключенные, которые были осуждены за преступления, но в качестве меры наказания им дали условный срок. Также под амнистирование в первых списках могут попасть и те, кто не был заключен в тюрьму, но был осужден с мерой наказания в виде подписки о невыезде из города. И еще одна категория граждан, которые могут рассчитывать на амнистирование – это те, кто находится на данный момент под следствием.

Вообще под амнистию по совершенным уголовным преступлениям могут попасть следующие категории граждан:

• несовершеннолетние;
• пенсионеры;
• осужденные в первый раз;
• осужденные за «легкие» статьи;
• осужденные с онкологическими заболеваниями;
• осужденные, страдающие от туберкулеза в тяжкой его степени;
• ветераны боевых действий;
• инвалиды как 2-ой, так и 3-ей степени;
• родители несовершеннолетних детей.

Помимо этого, под действие амнистии также могут попасть и все женщины, однако выпускать будут тех женщин, которые попали в тюрьму, находясь при этом в положении.

Еще один момент, который стоит отметить – это то, кто амнистия распространяет свои действия на тех граждан-заключенных, которых приговорили на тюремное заключение общим сроком менее пяти лет.

Помимо полного освобождения амнистия также может подразумевать следующие действия:

• уменьшение сроков тюремного заключения;
• отмена судимости;
• смягчение возможных мер наказания;
• замена более тяжелой степени наказания на степень полегче;
• отмена дополнительных наказаний.

Однако нет того, кто бы мог гарантировать, что отмеченные выше категории осужденных смогут попасть под амнистирование. Осложняется это тем, что множество законопослушных граждан выступает исключительно против подобного процесса.

Следует помнить и о том, что амнистия является в большей степени актом милосердия, принимаемом на уровне Правительства государства. То есть он не значит, что гражданин, попавший под амнистирование, на самом деле невиновен в том, что сделал.

Под амнистию не попадут следующие категории заключенных:

• осужденные пожизненно;
• убийцы (касается только тех, кто убил двоих или большее количество граждан);
• грабители, взламывающие квартиры;
• люди, осужденные за торговлю или кражу людей;
• крупные мошенники;
• серийные убийцы и маньяки;
• террористы.

В том случае, если заключенный попадает к той категории граждан, которые способны выйти на свободу раньше установленного срока в связи с амнистией, необходимо составить и подать соответствующее ходатайство, полностью соответствующее нормам и статьям действующего законодательства.

Важно также отметить и то, что под процедуру амнистии никогда не будут попадать злостные заключение, совершившие насильственное, тяжелое преступление, а также те, кто сидел уже несколько раз.

Узнать о том, что амнистия вступила в свою законодательную силу можно из соответствующего сообщения о том, что Госдума России издала практически в одно и то же время два постановления. Это объявление амнистии и документ, регламентирующий особенности и правила трактования амнистии. Представленные документы являются дополнением друг для друга, поэтому допускается исключительно совместное их использование.

В первом документе перечисляются все те граждане-осужденные, которые могут получить помощь в виде амнистии в любом ее проявлении, а также перечисляются все необходимые условия для реализации и применения данного акта. Здесь же будут отмечены те граждане и те их категории, которые не способны воспользоваться подобным видом снисхождения.

Что же касается второго акта, то в нем указывается информация о том, какой именно орган должен будет заниматься процессом. Там же будут объяснены термины, понятия и определения, имеющиеся в первом документе.

Амнистирование объявляется непосредственно государственной думой, а вот постановление может быть опубликовано в течение 3 дней со дня принятия. Соответственно, вся информация, которая может принести пользу государству и народу, сразу же выносится в СМИ. Там же выносятся инициативы, мнения правозащитных компаний и партий относительно важности проведения амнистирования.

К процессам амнистирования чаще всего подключаются не только партии, правозащитники или соответствующие активисты правами, но также и квалифицированные юристы, имеющие опыт со всеми или многими подобными вопросами. Также в процессе разработки документации к делу могут быть подключены специалисты, работающие в сфере исполнения судебных наказаний.

Однако на практике же картина представляется немного иначе, ведь по факту постановление разрабатывается специальными органами, после чего его подписывает лично Владимир Путин. И лишь после этого момента амнистия обретает свою законную силу.

Перед тем, как документ об амнистии будет официально принят, над ним как следует поработают, причем делают это не только квалифицированные юристы политические деятели, но также и специалисты других областей. Это могут быть также аналитики и психологи. Они детально рассчитывают возможные последствия амнистии, а также способность после ее проведения поддерживать благоприятный уровень безопасности в рамках всего государства.

И, исходя из этих данных, под действие этого процесса не попадают особо опасные для социального общества граждане-осужденные. К таковым относятся убийцы, насильники, а также те, кто был осужден за совершение особо тяжких преступных деяний и те, кто находится за решеткой пожизненно.

Что же касается тех законов и статей УК, на которые могут распространяться действия амнистирования, то под этот процесс подают любые статьи УК России. Все они изначально находят отражение в соответствующем постановлении «Об объявлении амнистии». Что же касается окончательного варианта, в котором перечисляются согласованные и выбранные статьи, то он становится известен лишь после формирования и подписания соответствующих документов.

зданные акты амнистирования становятся на законных основаниях для проведения всех последующих действий:

• Во-первых, компетентными органами выносится решение об освобождении граждан. Для этого сначала издается соответствующее постановление от органов правосудия о последующем освобождении по отношению к одному или нескольким заключенным. При этом заключенный, на которого распространяется действие закона об освобождении, должен подходить под критерии осужденных, в отношении которых распространяется действие акта о милосердии.
• Во-вторых, компетентные органы утверждают приказы об освобождении. Сделать заключенного свободным лишь на основании соответствующего приказа, объявленного руководителем исправительного учреждения, причем этот самый приказ должен быть утвержден лично прокурором. Что же касается государственных учреждений, то они должны заниматься составлением документации самостоятельно. Это должна быть та документация, которая необходима для последующего освобождения.

Если гражданин на момент составления и согласования находится под следствием, то освобождением этого человека занимаются лично работники следственных органов.

Что же касается суда, он выносит такие же постановления по отношению к следующим гражданам:

• дела, находящиеся в производстве;
• граждане, осужденные условно;
• те, кто подлежит освобождению по УДО;
• заключенные, получившие смягчение вынесенного наказания по УК России.

Если говорить об исправительных учреждениях, то они точно также занимаются оформлением документов на другие разновидности преступных деяний, которые могут подлежать амнистии. Правда, к исключениям в данном случае относится штраф. Однако под амнистию попадают штрафные санкции, смягчением которых занимаются сотрудники службы судебных приставов.

Также к исключениям относятся некоторые обращения, составленные адвокатами осужденных, но распространяется это только на те случаи, при которых про осужденных забыли или в отношении них не были подготовлены постановления.

При этом стоит помнить, что амнистия законодательно проводится единожды в год, а не в честь каждого отдельно взятого большого праздника.

Любая амнистия, вне зависимости от года ее проведения и праздника, в честь которого ее сформировали, проводится для улучшения общества. Если быть точным, то цель амнистии – сделать человеческое общество в России более социальным и гуманным. К примеру, государственные структуры надеются на то, что заключенные, получившие право выйти раньше или стали свободными, смогут нормально адаптироваться в социальном обществе, влиться в коллектив на рабочих должностях, а также принести государству определенную пользу. При этом важным условием для таких граждан является полное соблюдение действующего законодательства.

Другие цели процесса амнистирования можно охарактеризовать так:

1. Проявление милосердия к тем гражданам, которые однажды нарушили действующее законодательство.
2. Уменьшение нагрузок на государственный бюджет.
3. Прекращение вооруженных конфликтов.
4. Остановка или замедление противостояния между сторонами.

По результатам акции происходит незамедлительное освобождение одного или нескольких заключенных за те уголовные правонарушения, которые были совершены им ранее. Эти граждане могут также рассчитывать на то, что их срок тюремного заключения может быть уменьшен. Также есть и такие случаи действия амнистии, при которой в отношении заключенных могут быть применены мягкие меры тюремного заключения. А еще судимость может быть снята по некоторым другим причинам.

И еще одна важная функция амнистии – это значимость для тех граждан, которые на данный момент находятся вне тюремного заключения, но все же чувствуют груз ответственности уголовного характера. Другими словами, это те граждане, у которых уже была судимость уголовного характера, наличие которой было зафиксировано в государственной базе. В случае амнистии подобные сведения сотрутся, что значительно упростит процесс адаптации бывших заключенных в рамках социального общества.

На данный момент, согласно официальным источникам, в различных учреждениях для лишения граждан свободы находится более 800 тысяч граждан России. Речь идет о тех гражданах, которые были осуждены за совершение как легких, так и тяжких преступных деяний.

Также отмечается, что в последних и последующих амнистиях под их действие будут попадать те граждане, которые искренне и глубоко осознали собственную вину. Что же касается тех граждан-осужденных, которые по какой-либо причине не принимают ответственность за совершенное деяние уголовного характера, не будут внесены в список.

Некоторые адвокаты уверены в том, что подобная процедура амнистирования нарушает государственные человеческие права в рамках общества. Связан этот момент с тем, что некоторые граждане не способны или не могут признать собственную вину за совершенное преступление по политическим или личным причинам. И многие активисты оппозиций, занимаясь профессиональной деятельностью, настаивают на том, что в отношении подобных граждан было проявлено милосердие.

Уголовные статьи попавшие под амнистию

В самом буквальном смысле амнистия - это досрочное дарование свободы гражданам, находящимся в местах отбывания наказания. Полное значение слова: специальное распоряжение органов верховной власти РФ, которое смягчает наказание для тех, кто отбывает срок в тюрьме, или вовсе гарантирует им досрочное освобождение.

Самую первую амнистию провел в XIX веке император Александр II, освободив всех заключенных декабристов. Следующая была приурочена к коронации Николая Второго, третья - к трехсотлетию царствования рода Романовых. Не единожды эта мера применялась в СССР. Обычно амнистию приурочивают к важным государственным событиям, например ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Ошибочно предположение, что амнистию стоит ждать к любому большому государственному празднику. Утверждение ее - сложный процесс, который проходит максимум один раз в год. Инициирует проект о проведении амнистии только депутат Государственной думы либо представитель верховной государственной власти. Его решение обязательно должно быть поддержано на всеобщем голосовании. Проект закона затем должен быть принят кабинетом министров и одобрен президентом РФ.

Проведению предшествует объемная работа психологов, аналитиков, экспертов, которые тщательно высчитывают все последствия такого решения, в том числе определяя, какие статьи Уголовного кодекса попадают под амнистию. Важно, чтобы она не пошатнула уровень безопасности в обществе. Например, было досрочно освобождено 10 % заключенных (около 60 тыс.) - это никак не сказалась на уровне преступности в стране.

Амнистия объявляется государством, конечно же, не просто так. Вводя эту меру, оно преследует и "личные" цели:

1. Полное обеспечение одного заключенного в год обходится казне в сумму около 100 тыс. рублей. На фоне не самого лучшего положения экономики в нашей стране сегодня это сумма для государства весьма серьезная. Подсчитано, что благоприятным эффектом для российской экономической системы будет досрочное освобождение не менее 200 тыс. заключенных.
2. Одна из причин амнистии - существенное сокращение штата сотрудников уголовно-исполнительной системы, МВД за последние 30 месяцев. Например, количество работников уменьшилось на 27 тыс. человек, в то время как число заключенных осталось на прежнем уровне.

Прежде чем указать, какие статьи УК РФ попали под амнистию, важно отметить категории граждан, которых планируется освободить в первую очередь:

• ветеранов Великой Отечественной войны;
• имеющих заслуги перед Родиной и при этом впервые оступившихся перед законом (участники военных операций в Афганистане, Чечне, на Северном Кавказе; лица, участвующие в ликвидации последствий трагедии на ЧАЭС);
• имеющих государственные награды СССР, РФ;
• беременных девушек и женщин;
• одиноких отцов, у которых есть несовершеннолетние дети;
• матерей с маленькими детьми, с детьми-инвалидами;
• женщин со сроком судимости до 6 лет и отбывших треть периода наказания;
• заключенных пенсионного возраста (мужчины - старше 60, женщины - старше 55 лет);
• лиц с инвалидностью I, II группы;
• несовершеннолетних преступников, осужденных на 6 и более лет и уже пробывших за решеткой более одного года;
• лиц с условной судимостью;
• имеющих отсроченные наказания;
• лиц с наличием судимости без условия лишения свободы;
• больных туберкулезом первой и второй группы, состоящих на учете в соответствующем диспансере;
• лиц с онкологическими заболеваниями последних стадий - III и IV;
• осужденных за преступления, совершенных без умысла, по неосторожности (срок - не более пяти лет).

Перечисленные ниже статьи УК РФ упомянуты в Проекте постановления "Об объявлении амнистии":

• 145.1; 146; 147;
• 170.1 (1); 171.1,2; 172; 173.1,2; 174.1; 176; 177; 178;
• 180; 185.1,2,3,4,5;
• 191; 192; 193; 194; 198; 199.1,2;
• 201;
• преступления в области предпринимательства: ст. 159, 160, 165.

Проект еще не одобрен, поэтому стопроцентно утверждать, какие уголовные статьи попадают под амнистию в этом году, можно будет только после подписания документа президентом.

Если проанализировать ситуацию в России в последний год, можно предполагать, что амнистия с большой вероятностью коснется граждан:

• нарушивших положение Налогового кодекса, уже погасивших свой долг (плюс начисленные 2,5 %);
• нарушивших условия кредитных договоров перед банками;
• водителей, лишившихся прав за вождение в нетрезвом виде.

Теперь о более серьезных разделах УК. Какие статьи попали под амнистию, мы рассказали. Стоит перечислить категории осужденных граждан, которых эта мера не затронет.

Итак, это осужденные за:

• шпионаж;
• участие в особо крупных беспорядках;
• экстремизм, сепаратистские операции;
• измену Отечеству;
• формы бандитизма;
• похищение человека/людей;
• умышленные преднамеренные убийства;
• участие в террористических операциях;
• половое развращение несовершеннолетних;
• изнасилования;
• кражи личного имущества в особо крупных размерах;
• умышленное нанесение вреда физическому и психическому здоровью личности;
• совершение крупных мошеннических операций;
• коррупционные деяния.

Перечисляя, какие статьи попадают под амнистию в России, также следует сообщить, что досрочное освобождение не рассматривается для лиц:

• ранее попадавших под подобное помилование и вновь оказавшихся в местах лишения свободы;
• совершивших во время отбывания наказания умышленно новое преступление, за которое к уже назначенному сроку был дополнительно добавлен год или более.

К принятию Российской Конституции - лица, состоящие в ГКЧП, защитники ВС, а также осужденные по делам экономической направленности.

При рассмотрении вопроса о том, какие статьи попадают под амнистию, следует рассказать также о разделах документа, регулирующего такие меры, как амнистия и помилование.

В статье 84 УК России сообщается, что амнистия в нашей стране объявляется Государственной думой. Она касается не отдельных личностей, а широкого круга лиц. Акт амнистии освобождает осужденных от несения уголовной ответственности. Как вариант, наказание заменяется более щадящим либо прекращаются какие-либо его дополнительные меры. Также амнистия правомочна снять с гражданина судимость.

Этот процесс следует отличать от помилования: оно объявляется президентом РФ в отношении конкретного гражданина (ст. 86). Применяются те же меры, что и при амнистии: освобождение из мест лишения свободы, смягчение наказания, погашение судимости.

Вспомним результаты последней, девятнадцатой амнистии в России:

• на момент окончания процедуры всего было освобождено 231 588 граждан;
• только из мест лишения свободы досрочно была отпущены на свободу 34 725 человек, из них 34 - несовершеннолетние, а 2621 - женщины;
• из следственных изоляторов были освобождены 7 812 человек;
• из уголовно-исправительных инспекций освободились 189 236 граждан;
• среди всех амнистированных: 80 инвалидов, больных туберкулезом и онкобольных, 135 мужчин-пенсионеров и 44 женщины-пенсионерки, 5 отцов-одиночек, 42 беременных женщины и матери, имеющие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; 58 участников антитеррористических операций на Северном Кавказе и в Чечне, 7 участников военных действий в Афганистане и 5 участников Великой Отечественной войны.

Освобожденным были оплачены билеты до места жительства и питание по выезде, предоставлена материальная помощь - 800 рублей.

Рассуждать о пользе или вреде амнистии сложно. Как показывает практика, через год после такого акта число осужденных вновь увеличивается до прежних цифр - 55 % снова возвращаются в места лишения свободы (вне зависимости от того, какие статьи попадают под амнистию). Однако для отдельных граждан она становится спасением, дорогой к новой счастливой жизни.

Прекращение уголовного дела в связи с амнистией

Амнистия (п. 3 ч.1 ст. 27 УПК РФ) - это акт высшего органа государственной власти, который, не отменяя закона, устанавливающего ответственность за те или иные преступления, освобождает лиц, совершивших преступление, от уголовной ответственности, а также полностью или частично от наказания, предусматривает замену назначенного судом наказания более мягким, снятие судимости. Акты амнистии не исключают противоправности и наказуемости деяний, не устраняют и не ограничивают уголовный закон, их предусматривающий. Напротив, деяния, подпадающие под акт амнистии, содержат все признаки преступления.

Обязательным условием применения акта амнистии является полная доказанность состава преступления, наличия его важного элемента - вины лица в совершении общественно опасного деяния.

Согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившего преступление, обычно освобождаются от уголовной ответственности.

В определенных случаях возможность освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие акта амнистии связывается с определенными признаками, характеризующими это конкретное лицо. Поэтому прекращение дела на данном основании без установки лица, совершившего преступление, и выяснения характеризующих его данных, противоречило бы закону. В тех случаях, когда в акте амнистии не устанавливаются специальные ограничения к его применению, касающиеся характеристики лица, совершившего преступление, прекращение дела на этом основании является правомерным.

Применение акта амнистии возможно только в отношении обвиняемых в совершении конкретного, отмеченного соответственно в акте амнистии преступления. Практике известны случаи, когда самим актом амнистии предусматривалась возможность прекращения уголовных дел, по которому лицо, совершившее преступление, правоохранительным органам не известно.

Общий порядок применения акта помилования, изданного во время судебного разбирательства дела, заключается в том, что суд в таком случае доводит судебное разбирательство до конца и при вынесении обвинительного приговора освобождает осужденного с учетом амнистии от наказания. Это правило действует даже тогда, когда сам нормативный акт, который урегулировал порядок применения амнистии, предписывает немедленное его исполнение и в этом случае уголовное преследование привлекаемых к ответственности лиц не может быть прекращено непосредственно на том этапе, на котором находится судебное разбирательство.

Освобождение от уголовной ответственности вследствие акта амнистии означает прощение государством виновного, а не его преступления. В силу этого обстоятельства уголовно - процессуальный закон устанавливает, что прекращение уголовного дела вследствие акта амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке.

Следует заметить, что в ст. 27 УПК РФ не установлено положение о наличии такого основания прекращения уголовного преследования, как помилование. Тем не менее законодатель неоднократно упоминает о нем в других статьях УПК РФ. В соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 3 ст. 310 УПК РФ, председательствующий обязан разъяснить подсудимому право ходатайствовать о помиловании, если последний осужден к смертной казне. Согласно ч.5 ст. 413 УПК РФ новые обстоятельства, служащие основаниями возобновления производства по уголовному делу, могут устанавливаться не только приговором, но и определением или постановлением суда, постановлением следователя о прекращении уголовного дела вследствие акта помилования.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Помилованию подлежат уже осужденные за совершение преступления лица. Они освобождаются от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное им наказание сокращается или заменяется более мягким видом наказания, или с них снимается судимость (ст.85 УК РФ).

темы

документ Уголовная ответственность
документ Уголовное дело
документ Уголовное наказание
документ Уголовное право
документ Уголовное преследование



назад Назад | форум | вверх Вверх

Управление финансами
важное

Изменения ПДД с 2020 года
Рекордное повышение налогов на бизнес с 2020 года
Закон о плохих родителях в 2020 г.
Налог на скважину с 2020 года
Мусорная реформа в 2020 году
Изменения в трудовом законодательстве в 2020 году
Запрет коллекторам взыскивать долги по ЖКХ с 2020 года
Изменения в законодательстве в 2020 году
Изменения в коммунальном хозяйстве в 2020 году
Изменения для нотариусов в 2020 г.
Запрет залога жилья под микрозаймы в 2020 году
Запрет хостелов в жилых домах с 2020 года
Право на ипотечные каникулы в 2020
Электронные трудовые книжки с 2020 года
Новые налоги с 2020 года
Обязательная маркировка лекарств с 2020 года
Изменения в продажах через интернет с 2020 года
Изменения в 2020 году


©2009-2020 Центр управления финансами. Все материалы представленные на сайте размещены исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Контакты Контакты