В период абсолютизма с приходом к власти Петра I развитие местного самоуправления получает новый импульс. Петр обратил внимание прежде всего на то, что администрация чрезмерно придавила общество, все беспорядки и злоупотребления были следствием слабости общества, неразвитости институтов непосредственной демократии и законных путей у общественных структур заявлять и отстаивать свои нужды.
В связи с этим Петр I в октябре 1689 года издал указ, которым за каждым городом было закреплено право самостоятельно распоряжаться городской землей без разрешения на то воевод и приказных людей, заручившись согласием своего общества через выборных старост и сотских.
Указом об учреждении Бурмистрской палаты (от 30 января 1699 г.) он передал управление городскими общинами самим общинам, мимо воевод и приказов. Бурмистрская палата являлась выборным органом и одновременно была органом местного общинного управления г. Москвы и в то же время выполняла функции центрального учреждения для управления городами государства.
Был издан указ, в соответствии с которым в городах учреждались земские избы, призванные разрешать споры между посадскими, торговыми людьми и промышленниками, а также взимать казенные сборы и налагать земские повинности. Председательствовали в земских избах земские бургомистры. Их власть распространялась на все недворянское, но свободное население. Указом Петр I «для всенародной пользы» учредил восемь губерний, в том числе Московскую, в состав которой входило 39 городов.
В 1720 году Петр I очередным указом учреждает главный магистрат, которому было поручено ведать делами городского самоуправления. Согласно регламенту или уставу главного магистрата, изданного в 1721 году, две гильдии «регулярных граждан» (высший и средний слои городского населения) должны были избирать магистрат, состоящий из президента, двух бургомистров и четырех ратманов.
Выборные магистраты находились в независимом положении по отношению к губернаторам, стоявшим во главе губерний, и воеводам, возглавлявшим уезды. За каждым городом было закреплено право самостоятельно распоряжаться городской землей без разрешения на то воевод. Магистрат ведал городским управлением и хозяйством, а также казенными сборами и повинностями. Нижний слой городского населения, «обретающийся в наймах, в черных работах и тем подобные», выбирал своих старост и десятских, которые имели право «доносить» магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении.
Впервые специальное законодательное закрепление деятельность местного самоуправления получила в конце XVIII в. в ходе проведения муниципальной реформы Екатерины II (1775 — 1785 гг.). Законодательно эта реформа была регламентирована в таких актах, как Учреждение о губерниях (1775 г.); Жалованная грамота дворянству (1785 г.); Грамота на права и выгоды городов (1785 г.).
По этой реформе создаются земские суды, земская полиция, учреждается должность земского исправника в уезде. Среди главных задач земской полиции закреплялась организация сбора, как местных, так и государственных налогов.
Жалованная грамота дворянству и Грамота на права и выгоды городов (иначе называемая Городовые положение) закрепили производственный и территориальный принципы организации местного самоуправления в городах. Городское самоуправление стало представлять собой союз производственных единиц, тогда как ранее это был союз общин. Теперь на месте общин появляются «управы и цехи». Они формируются при условии, если в их состав входит не менее пяти мастеров однородного вида ремесла.
Производственное самоуправление по горизонтали представляло собой как бы два разных по содержанию института.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Один формировался на основе имущественного ценза (гильдейское самоуправление), другой по профессиональному признаку.
Можно сказать, что гильдейское самоуправление осуществлялось наиболее состоятельными людьми, а цеховое и ремесленных управ — наименее состоятельной частью людей, мещанами.
В соответствии с Грамотой на права и выгоды городов (Городовое положение) представительными органами местного самоуправления являлись городская общая дума и шести гласная городская дума. Городская общая дума избиралась на собраниях городовых обывателей, от цехов, гильдий и иностранных гостей, от именитых граждан и от посадских людей. Шести гласная городская дума избиралась на заседании общей городской думы. Каждая из названных групп граждан имела один голос в городском обществе. Исполнительную власть представлял городской магистрат, выполнявший решение городской думы. Городской голова, бургомистры и ратманы выбирались городским обществом через каждые три года.
Помимо магистратов, в городах существовали и другие городские учреждения — так называемые земские советы (мирские посадские сходы), которые создавались посадскими старостами. Последние наделялись исполнительной властью, председательствовали на сходах.
Территории Прибалтики, Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Войска Донского, Сибири не имели местного самоуправления, что объяснялось особенностями организации власти на территориях, граничащих с другими государствами. Например, согласно Указу императрицы 1785 г. в целях защиты интересов Российского государства от набегов кавказских племен образовывалось Кавказское наместничество — административная единица, состоящая из двух областей — Астраханской и Кавказской. Во главе наместничества стоял наместник, который в одном лице осуществлял военную и гражданскую власть. Одновременно он был командующим войсками Кавказской линии и губернатором двух областей. Основной властью в уездных городах этих двух областей была военная, поскольку большую часть населения составляли казаки, создаты и офицеры.
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?