Дружина — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.
Дружина первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. "Дружина княжья" составляла хотя и меньшую, но, тем не менее, основную, центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники сопровождали князя "в полюдье", собирали для него дань, помогали ему в управлении областями и в отправлении правосудия, отбывали дворовую службу и т.п.
На содержание дружины шли доходы, получаемые князем с волости, и часть военной добычи. Отношения дружины к князю построены были на начале договорном: обязанности служить не было, князя и дружину связывали материальные и нравственные узы, в случае недовольства дружинники всегда могли оставить службу князя. При постоянных распрях и усобицах князья чувствуют потребность опираться на дружину, поэтому они и дорожат ею, заботятся о возможно лучшем ее составе и, раз составив ее, стараются привязать к себе.
Отсюда видим особого рода отношение князя к дружине: он пирует с ней, жалует ее, старается угодить ей, для чего охотно выслушивает все ее желания; отсюда же вытекает обычай князя совещаться с дружиною, обычай, мало-помалу обратившийся в правило, несоблюдение которого ставилось князю в укор. Летописцы в числе достоинств известного князя всегда упоминают о солидарности его с дружиною и о частых совещаниях с нею. Заботясь о наилучшем подборе дружины, князья не обращали внимания на ее племенной состав; поэтому в нее проникают элементы инородческие, особенно при первых князьях, когда в ряду дружинников встречаем финнов, угров, половцев, хазар, поляков, торков.
По своему положению и значению дружинники были не одинаковы: уже в XI в. встречаем деление дружины на два разряда: на дружину старейшую, большую, лепшую, или переднюю, и на дружину малую, молодую.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Древнейшее различие между ними заключалось главным образом в возрасте, но с течением времени сюда присоединилось еще другое, коренившееся в фактическом различии людей лучших и худших. Старшую дружину составляли мужи княжи и бояре. Это была та сила, с которой приходилось считаться князю. Мужи и бояре образовывали собственные дружины, с которыми несли службу князю; из числа их назначались высшие должностные лица (посадники, тысяцкие, воеводы), они же были главными советниками князя в его думе.
Случалось, что князья должны были принимать мнение старшей дружины, отказываясь от своего, с которым она не соглашалась. Старшая дружина пользовалась некоторыми юридическими преимуществами, сообщавшими ей характер привилегированного сословия. Главное из них состояло в более заботливом ограждении личной безопасности законом: за убийство, княжа мужа, закон грозил вдвое более тяжкой вирой, чем за убийство младшего дружинника.
Младшая дружина носила общее название гридей, гридьбы; низший разряд ее составляли отроки, исполнявшие различного рода служебные обязанности при дворе княжеском; в случае надобности они вооружались и назывались тогда отроками дружными; между отроками могли быть и люди несвободные, рабы.
Высший разряд младшей дружины составляли детские, носившие исключительно военный характер; между ними упоминаются мечники, стоявшие ближе к князю. К к. XII в. термины "гридьба" и "детские" исчезают, около этого времени является новый термин - "дети боярские", который, как полагают, стал употребляться в том же смысле, как и "детские", т.е. для обозначения высшего разряда младших дружинников. Слово дружина являлось также синонимом общины, артели, ватаги.
Народная дружина
Историческая справка о деятельности народной дружины
Первые добровольные народные дружины охраны общественного порядка были в инициативном порядке созданы в 1955-1957 годы коллективами ряда предприятий Ленинграда: самая первая (120 чел.) возникла на Кировском заводе, впоследствии дружины были созданы на заводе "Русский дизель", металлическом заводе, Невском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина, машиностроительном заводе им. Карла Маркса и Ижорском заводе им А.А. Жданова. К 1958 году в Ленинграде насчитывалось 179 дружин общей численностью 8 тыс. чел. (в основном, рабочих, инженерно-технических работников и студентов), в это же время движение получило поддержку со стороны профсоюзных организаций.
На рубеже 1958-1959 гг. движение получило поддержку со стороны партийных и государственных структур и стало массовым. В 1958 году в Ленинграде действовали почти 700 дружин, в составе которых насчитывалось около 15 тысяч дружинников. Позже такие дружины были созданы и в других крупных промышленных центрах.
Основываясь на этом опыте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 2 марта 1959 приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление стало основным нормативно-правовым документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 1970-х годов.
В связи с тем, что в период после 1960 года участились случаи агрессивного сопротивления дружинникам со стороны правонарушителей, в феврале 1962 года было принято Постановление Президиума ВС СССР "О усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников полиции и народных дружинников".
В конце 1962 года дружинники помимо патрулирования начинают работать в микрорайонах при жилищных конторах.
По состоянию на 1970 год в СССР действовали 100 тыс. народных дружин.
По состоянию на начало 1972 года, численность дружинников в СССР составляла почти 7 млн. человек, в течение 1971 года ими было задержано свыше 5 тыс. преступников, предотвращено значительное количество правонарушений.
Кроме того, к 1984 году в некоторых городах действовали иные формы специализированных дружин:
- так, в Москве и Ленинграде были созданы дружины по охране порядка на воде (добровольцы-спасатели из числа спортсменов, дежурившие на пляжах в летнее время);
- в Ярославле действовало внештатное подразделение дорожно-патрульной службы, которое объединяло 150 владельцев автомобилей и мотоциклов;
- в Киеве действовала дружина по борьбе с радиохулиганством;
- в Дзержинске (Горьковская обл. РСФСР) для вечернего патрулирования отдельных районов города была создана специализированная дружина, объединявшая спортсменов и активистов клуба служебного собаководства.
Формы деятельности
Обычно дружинники в группах по несколько человек патрулировали улицы городов, периметр территории предприятий и следили за порядком в общественных местах. Они имели достаточно широкие полномочия, в частности имели право задержать человека и доставить его в отделение полиции. Таким образом, несколько человек без проблем справлялись с мелкими правонарушителями (хулиганами, пьяницами, нарушителями тишины и т.д.).
Достаточно часто практиковалось совместное патрулирование (два-три дружинника под руководством полицейского). В некоторых случаях, дружинники могли выполнять дополнительные функции: например, по поручению участкового инспектора милиции они вручали судебные повестки и извещения.
Результативность
Добровольные народные дружины внесли значительный вклад в противодействие преступности. В общей сложности, за первые 25 лет работы дружин, свыше 800 дружинников были награждены правительственными орденами и медалями, более 6 тысяч - награждены медалью "За отличную службу по охране общественного порядка", еще несколько тысяч были награждены почётным знаком "Отличный дружинник", Почётными грамотами и ценными подарками.
Известны случаи героизма и самопожертвования, проявленные дружинниками, а также случаи задержании ими опасных преступников и рецидивистов:
- в октябре 1963 года в Костроме дружинник Ю.П. Ерохов (по профессии - слесарь текстильной фабрики "Знамя труда") вступил в схватку с вооружённым ружьём преступником, был смертельно ранен, но сумел задержать нападавшего до прибытия полиции (впоследствии, его именем была названа одна из улиц города).
- в Чите дружинник Ю.Ф. Кадкин (по профессии – шофёр мехколонны № 902) задержал рецидивиста, вооружённого обрезом винтовки.
Как отмечал министр внутренних дел БССР В.А. Пискарёв, дружины становились хорошей школой для отбора и начальной подготовки кадров советской полиции: только в 1984 году по рекомендации со стороны партийных, комсомольских организаций и трудовых коллективов на службу в органы министерства внутренних дел было отобрано свыше 3 тыс. человек, имевших опыт работы в составе ДНД - "и это были уже морально и профессионально подготовленные люди".
Россия
Заметный спад активности ДНД начался с 1989 года. К этому времени традиционные советские организационные формы участия общественности в борьбе с правонарушениями стали малоэффективными в связи с изменением характеристик преступности. С 1992 года серьёзным ударом стала передача коммерческим структурам помещений пунктов общественной охраны правопорядка, приватизация и закрытие крупных предприятий (из трудовых коллективов которых ранее создавались многие ДНД), отсутствие финансирования.
Однако отдельные дружины сохранились, а некоторые были воссозданы:
- общественный дивизион «Авторозыск» (специализированная ДНД ГАИ Оренбургского УВД) из 100 человек действовал в Оренбургской области. Дружинниками становились передовые рабочие и служащие по рекомендации предприятий и организаций, внештатные сотрудники полиции, работали на общественных началах (2 дежурства в месяц). Только за 1994 год они отработали 19 тыс. часов, установили 22015 нарушений ПДД, 325 водителей в состоянии алкогольного опьянения и 320 — не имевших водительского удостоверения.
- в 1993 году народная дружина была воссоздана в Москве на основании временного положения. 26 июня 2002 года мэром города Юрием Лужковым и депутатами Московской городской думы был принят закон о Московской городской народной дружине, установивший правовые основы и принципы деятельности этого государственно-общественного объединения. Автор документа — депутат Олег Бочаров.
- в 1994 году в Омске действовал оперативный молодёжный отряд (31 чел. в возрасте до 30 лет).
- в Ярославской области действовали 185 дружин общей численностью 2000 человек. В течение года они отработали 39 тыс. часов, пресекли 5 тыс. правонарушений и раскрыли 196 преступлений. Деятельность ДНД привела к снижению уличной преступности.
В России действовало более 34 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, в которых состояло более 363 тысяч человек. При этом, несмотря на более чем скромное материально-техническое и финансовое обеспечение ДНД, с участием дружинников в год раскрывается около 40 тысяч преступлений и выявляется свыше 400 тысяч административных правонарушений.
Пожарная дружина
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах и на предприятиях.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально - техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.
Добровольные пожарные осуществляют несение службы в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком дежурств, утвержденным органами местного самоуправления по согласованию с Государственной противопожарной службой. На время несения службы за ними сохраняется среднемесячная заработная плата (стипендия) по месту основной работы (учебы). Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Предельная численность добровольных пожарных, которые несут службу в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи, определяется органами местного самоуправления.
В населенных пунктах добровольные пожарные, осуществляющие дежурство в подразделениях пожарной охраны, по представлению Государственной противопожарной службы имеют право на установку телефона в первоочередном порядке и на льготных условиях.
Основными задачами профилактической работы являются: разработка и осуществление мероприятий, направленных на устранение причин, которые могут вызвать возникновение пожаров; ограничение распространения возможных пожаров и создание условий для успешной эвакуации людей и имущества в случае пожара; обеспечение своевременного обнаружения возникшего пожара, быстрого вызова пожарной охраны и успешного тушения пожара.
Профилактическая работа на объектах включает; периодические проверки состояния пожарной безопасности объекта в целом и его отдельных участков, а также обеспечение контроля за своевременным выполнением предложенных мероприятий; проведение пожарно-технических обследований объекта представителями Государственного пожарного надзора (Госпожнадзора) с вручением предписаний, установление действенного контроля за выполнением предписаний и приказов, изданных по ним; постоянный контроль за проведением пожароопасных работ, выполнением противопожарных требований на объектах нового строительства, при реконструкции и переоборудовании цехов, установок, мастерских, складов и других помещений; проведение бесед-инструктажей и специальных занятий с рабочими и служащими объекта по вопросам пожарной безопасности (а также с временными рабочими других предприятий и организаций, прибывших на объект) и других мероприятий по противопожарной пропаганде и агитации; проверку исправности и правильного содержания стационарных автоматических и первичных средств пожаротушения, противопожарного водоснабжения и систем извещения о пожарах; подготовку личного состава добровольных пожарных дружин и боевых расчетов для проведения профилактической работы и тушения пожаров и загораний; установку в цехах, мастерских, складах и на отдельных агрегатах систем пожарной автоматики.
Основной метод профилактической работы — устранение выявленных в ходе проверки недочетов на месте, а при отсутствии такой возможности — в кратчайший срок. Такие мероприятия, как оборудование цехов, мастерских, складов установками пожарной автоматики, замена горючих веществ менее горючими и т. п., оформляются предписаниями или актами, которые вручаются руководителям предприятий.
Предприятия бытового и коммунального обслуживания, базы, склады, научно-исследовательские и проектные институты, техникумы, профессионально-технические училища и жилые дома повышенной этажности, в которых располагаются предприятия бытового обслуживания, детально обследуются закрепленными за объектом работниками Госпож надзора не реже одного раза в год.
Пожарно-технические комиссии и добровольные пожарные дружины
На предприятиях бытового обслуживания пожары нередко происходят в результате нарушения технологических регламентов, неисправностей или нарушения режимов эксплуатации технологического оборудования, несоблюдения правил хранения сильных окислителей или огнеопасных веществ, а также ввиду отсутствия или неисправности приборов автоматического контроля и регулирования различных параметров (температуры, давления, концентрации и т. п.). Для привлечения рабочих и служащих предприятий, научных работников институтов и лабораторий к правильной оценке пожарной опасности производств, разработке и внедрению пожарно-профилактических мероприятий и технически обоснованных рекомендаций по устранению причин пожаров на каждом предприятии создаются (назначаются приказом руководителя предприятия) пожарно-технические комиссии (ПТК).
Свою работу ПТК строят в соответствии с Положением о пожарно-технических комиссиях на промышленных предприятиях. Состав рабочей комиссии зависит от размеров предприятия: для среднего по величине предприятия он не должен превышать 6—8 человек. В ПТК входят: главный инженер или заместитель директора (председатель комиссии), главный энергетик, технолог, механик, инженер по технике безопасности, инженер-строитель, начальник пожарной охраны, специалист по водоснабжению, а также представители партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Вся деятельность ПТК строится на плановой основе. Разрабатываются перспективные (на пятилетку), годовые и квартальные планы. При планировании мероприятий учитывают обязанности каждого члена комиссии, а также сезонность, подготовку к праздникам и специфику производства. Финансируют работы, предусмотренные в планах, за счет государственных капиталовложений или фондов развития предприятия.
Планируют также проведение с рабочими и служащими бесед и лекций на противопожарные темы, а также обсуждение партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями вопросов, касающихся противопожарного состояния предприятия.
Одной из важных задач ПТК является пропаганда пожарно-технических знаний среди рабочих и служащих. Она проводится для того, чтобы предупредить пожары, возникающие от наиболее распространенных причин, ознакомить работников предприятий, учреждений, организаций с правилами безопасности, привить им навыки действий с первичными средствами пожаротушения.
Важным участком работы ПТК является руководство деятельностью ДПД (хотя этот вопрос прямо и не предусмотрен Положением о ПТК). Комиссия проверяет, как члены ДПД исполняют свои обязанности, оказывает помощь в их обучении, проверяет боевую готовность, обеспеченность спецодеждой, средствами пожаротушения и порядок сбора членов ДПД.
Охрану от пожаров многих промышленных предприятий, мастерских, учреждений бытового обслуживания населения осуществляют ДПД, организованные в соответствии с Положением о добровольных пожарных дружинах на промышленных предприятиях и других объектах министерств и ведомств. В нем определены задачи организации дружин, обязанности начальников и членов ДПД. Расходы на содержание ДПД относят за счет предприятий и учреждений. Согласно установленному порядку ДПД организуют на каждом предприятии независимо от наличия военизированной или профессиональной пожарной охраны. Ответственность за укомплектованность и обеспечение техникой и спецодеждой ДПД несет руководитель объекта.
Добровольные пожарные дружины в зависимости от величины и пожароопасной объектов бытового обслуживания могут быть обще объектовыми и цеховыми. Выездные ДПД в основном являются обще объектовыми и организуются при наличии на предприятии пожарного автомобиля или мотопомпы. В пожароопасных цехах, мастерских, складах и других подразделениях кроме обще объектовой ДПД создаются отделения (боевые расчеты) дружины в каждой рабочей смене.
На предприятиях, где нет пожарных автомобилей, мотопомп и других механизированных средств тушения, целесообразно создавать цеховые отделения (боевые расчеты) ДПД также в каждой рабочей смене. Несколько таких боевых расчетов и будут составлять объектовую дружину. Для руководства дружиной назначают начальника ДПД предприятия и его заместителя. Как правило, начальника обще объектовой ДПД, его заместителя и начальников отделений (расчетов) назначают из лиц цеховой администрации.
На крупных предприятиях начальником обще объектовой добровольной пожарной дружины может быть назначен начальник пожарной охраны (пожарно-сторожевой охраны) предприятия. Численный состав ДПД (пофамильные списки дружинников) определяется руководителем предприятия, а ее личный состав объявляется приказом по предприятию, цеху и т. д.
На небольших предприятиях, в мастерских можно ограничиться организацией ДПД из 6—8 человек без создания в мелких цехах боевых расчетов. Такие дружины будут выполнять те же функции, что и цеховые отделения на крупных предприятиях.
ДПД организуется из рабочих и служащих предприятия (не моложе 18 лет). Она осуществляет надзор за содержанием и исправностью средств пожаротушения, средств пожарной сигнализации, обеспечивает вызов пожарных частей для тушения пожаров, тушение пожаров до прибытия профессиональных пожарных частей и оказание помощи пожарным частям при тушении пожаров. Контроль за боеспособностью дружин возложен на органы Госпожнадзора.
Обязанности дружинников определяются табелем боевого расчета, в котором указываются их действия в случае пожара и профилактические задачи. Табели боевого расчета вывешивают на видных местах вблизи расположения пожарной машины (при ее наличии) или на специально оформленном стенде (для не выездных дружин). Рядом со стендом рекомендуется оборудовать звуковой сигнал (сирену, звонок) для сбора дружинников по тревоге.
Важной задачей дружины является повседневное осуществление контроля за соблюдением на объекте строгого противопожарного режима. Поэтому каждый Дружинник обязан знать, лично соблюдать, проводить разъяснительную работу и требовать от других выполнения правил пожарной безопасности. На закрепленном за ним участке он пресекает случаи ведения огневых работ без письменного разрешения, не допускает курения в неположенных местах, требует выключения электросилового и осветительного оборудования после окончания работы и т. д., а также следит за исправностью и техническим состоянием внутренних пожарных кранов, огнетушителей, пожарных из вещателей. По возможности члены дружины устраняют обнаруженные недостатки на месте или ставят об этом в известность начальника боевого расчета, дежурного мастера или другое ответственное лицо администрации цеха.
Для изучения дружинниками пожарного дела с ними проводятся учебные занятия и тренировки в свободное от работы время (всего 24 ч, но не более 4 ч в месяц). Занятия проводятся в классе и непосредственно в цехе. В ходе занятий руководитель знакомит членов ДПД с правилами пожарной безопасности, разъясняет и показывает, как правильно содержать электрическую сеть, приборы отопления, производственные аппараты и машины, кладовые, проходы и т. п., а также прививает навыки в проведении режимной профилактики. Правила и приемы тушения пожаров члены ДПД изучают непосредственно в производственных помещениях применительно к обстановке, которая бывает при пожаре. Дружинники приобретают необходимые практические навыки по спасанию людей, вызову пожарной помощи (по телефону и из вещателю пожарной сигнализации), тушению пожаров и т. п.
На некоторых предприятиях ежегодно проводят общественные смотры на лучшее противопожарное состояние объекта, соревнования боевых расчетов обще объектовых и цеховых ДПД по тушению учебных пожаров. Цель этих мероприятий — улучшить противопожарный режим на объектах, популяризировать среди рабочих, служащих и населения простейшие способы тушения пожаров первичными средствами пожаротушения и повысить боеготовность боевых расчетов ДПД. После подведения итогов общественных смотров и соревнований победителей необходимо поощрять как морально, так и материально.
Членам ДПД, входящим в состав боевых расчетов на пожарных автонасосах, автоцистернах и мотопомпах, бесплатно выдают комплект спецодежды (брезентовые куртки, ватные телогрейки и ватные брюки, рукавицы, кожаные или кирзовые сапоги) на срок носки, установленный для профессиональных пожарных частей. Оплату труда за время участия их в ликвидации пожара или аварии в рабочее время, а также за дежурство при пожарных депо в нерабочее время производят из расчета среднемесячного заработка на производстве. За счет предприятия также осуществляется страхование жизни всего личного состава ДПД на случай смерти или увечья, происшедших в результате работы по ликвидации пожара или аварии.
Лучшим членам ДПД за активную работу по предупреждению пожаров и по борьбе с ними выдаются денежные премии за счет средств фонда директора и других средств, предусмотренных на премирование, а также грамоты.
Добровольные пожарные общества
Большое внимание в нашей стране уделяется развитию добровольных пожарных обществ (ДПО), деятельность которых осуществляется на основе уставов, утверждаемых на съездах или конференциях членов обществ. Съезды Всероссийского ДПО и конференции республиканских, краевых и областных организаций (созываются 1 раз в 4 года), являясь высшими руководящими органами общества, избирают республиканский, краевой, областной советы ДПО и ревизионную комиссию. В свою очередь советы из своего состава избирают президиумы в составе председателя, его заместителей и 7—9 членов. Президиумы руководят деятельностью всех организаций общества, находящихся в городах, рабочих поселках и районах. Городские, районные и межрайонные советы ДПО руководят первичными организациями ДПО промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, совхозов и колхозов.
Добровольные пожарные общества союзных республик являются самоокупаемыми хозрасчетными организациями, не получающими денежных дотаций от государства. Они имеют предприятия, промышленные комбинаты и мастерские, которые проводят профильные противопожарные работы как на государственных предприятиях, в колхозах и совхозах, так и в жилых домах.
Большинство ДПО выполняют следующие противопожарные работы:
- испытание, ремонт, зарядку и перезарядку огнетушителей;
- проверку, ремонт, кладку отопительных и нагревательных печей, а также очистку от сажи очагов и дымоходов;
- кладку печей в домах индивидуального строительства, хлебопекарнях, отопительных котельных и т. п.;
- изготовление отдельных деталей к печной арматуре;
- устройство и ремонт молниеотводов, наблюдение за их исправностью на всех объектах, кроме промышленных предприятий;
- изготовление искрогасителей, первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, ломы, багры, лопаты и т. п.);
- ремонт пожарной техники, оборудования и снаряжения, монтаж и ремонт пожарной сигнализации и связи, а также контроль их технического состояния;
- очистку производственной вентиляции от горючих отложений на пожароопасных объектах;
- огнезащиту деревянных конструкций зданий и сооружений, горючих изделий, а также пропитку антисептиками пожарных рукавов;
- проведение мелкого ремонта внутренних электросетей в учебных, культурно-просветительных учреждениях и на предприятиях бытового обслуживания;
- изготовление спортивных снарядов для пожарно-прикладного спорта (учебные башни, заборы и т. д.).
Основная прибыль, получаемая от противопожарной производственной деятельности обществ, направляется на создание материально-технической базы, а также на пропаганду пожарно-технических знаний.
Республиканские и областные советы ДПО в отдельных населенных пунктах содержат на свои средства добровольные пожарные команды (ДПК) и дружины юных пожарных (ДЮП).
Первичная организация ДПО создается при наличии не менее 10 членов общества. Высшим руководящим органом первичной организации ДПО является общее собрание (конференция) членов общества. Для ведения текущей работы первичной организации добровольное пожарное общество избирает совет, если в ДПО насчитывается 15 и более человек. Совет выбирается на общем собрании (конференции) сроком на один год. Собрание определяет количество членов совета. Совет из своего состава избирает председателя первичной организации ДПО и его заместителя. Если в организации менее 15 человек, то для текущей работы избираются только председатель первичной организации и его заместитель. В крупных первичных организациях ДПО создаются низовые организации (ячейки), а также избирается общественный казначей для сбора членских взносов.
Первичные организации общества, работая в тесной связи с партийными, советскими, профсоюзными, комсомольскими организациями и содействуя администрации предприятий, организаций, учреждений в проведении противопожарных мероприятий, ведут следующие виды работ:
- оказывают содействие администрации предприятий, организаций в обучении рабочих и служащих пожарно-техническому минимуму, в создании ДПД, участвуют в тушении пожаров, принимают участие в дежурстве боевых расчетов ДПД и проводят ряд других мероприятий по охране строений, ферм, урожая, а также имущества граждан от пожаров;
- совместно с домовыми (квартальными, уличными) комитетами, сотрудниками ДЭЗ и т. п. Организуют разъяснительную работу с родителями, временные детские площадки, дружины юных пожарных для;
- предупреждения пожаров;
- организуют для населения и членов общества лекции, доклады, беседы, показ кинофильмов на противопожарные темы, обучают население правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара;
- оборудуют на общественных началах пожарно-технические кабинеты, комнаты и уголки, создают кружки по изучению пожарного дела и руководят их работой;
- организуют и проводят пожарно-технические занятия, соревнования по пожарно-прикладному спорту, экскурсии на пожарно-технические выставки, в пожарные части, пожарно-технические учебные заведения;
- осуществляют контроль за выполнением правил пожарной безопасности, содержанием в исправном состоянии пожарной техники, водо- источников и подъездов к ним, первичных средств пожаротушения;
- информируют в необходимых случаях руководителей предприятий, организаций, учреждений, органы Госпожнадзора, местные партийные и советские органы о выявленных фактах нарушения правил пожарной ;
- безопасности, вносят предложения по их устранению.
Эффективной является работа, проводимая ДПО совместно с Госпожнадзором — организация пожарно-технических выставок (павильонов, кабинетов), учебных центров по подготовке и переподготовке актива общества, председателей первичных организаций ДПО, начальников и членов ДПД, ПСО, шоферов этих дружин: организация общественных смотров на лучшее противопожарное состояние объектов, колхозов и жилых домов; проведение для населения показательных учений по тушению пожаров и демонстрация новинок пожарной техники; совместное проведение совещаний актива общества, начальников ДПД, работников пожарной охраны по обмену передовым опытом в деле предупреждения и тушения пожаров.
Федеральное агентство по образованию.
Дружина князя
Большинство ученых связывает возникновение княжеских дружин в Восточной Европе с разрушением старой племенной структуры в ходе миграционного движения, охватившего славянский этнос в 5-7вв. С этим же процессом они связывают усиление роли военных предводителей дружин - князей по отношению к категориям родоплеменной знати, более тесно связанных с родовым строем – родовым и племенным старейшинам, жреческой прослойкой. При этом, однако, не учитывается, что само определение «князь» изначально обозначало не столько военного предводителя, сколько судью и жреца. Хранителя древнего кона, свода небесных правил.
Именно таким хранителем благочестия предстает перед нами былинный князь Владимир, которого невесть, почему принято считать былинным аналогом вполне реального Владимира Святого. Былинный Владимир скорее представляет собой фигуру священного правителя, живого бога, чем доблестного воителя. А его дружина состоит из боготуров, то есть божественных быков, которые служат не столько князю, сколько Богу. Иное дело дружинники Рюриковичей, которые далеко не случайно называют себя русами. Напомню в этой связи, что дружинники франкских королей именуются в дошедших до нас хрониках антрустионами. Если отбросить латинизированное окончание, то получатся антрусы или русы-анты. Что лишний раз указывает на происхождение Меровингской династии, выходцев с Дона.
В начале 9 века на Дону и Северском Донце возникает в результате распада Хазарского каганата Русский каганат, преемник легендарной Русалании. Которому предстоит стать передаточным звеном от древних государственных образований, существовавших на территории нашей страны к Киевской Руси.
Как известно, родоплеменному строю предшествовал строй кастовый, но и с возникновением новых отношений касты отнюдь не перестали существовать, а с переходом от родовой к соседской общине их роль должна была резко усилиться. На мой взгляд, дружинники Рюриковичей как раз и принадлежали к воинской касте русов, причем выходцев, как с южных берегов Балтики, так и с Дона. Дело в том, что Русский каганат был разгромлен в результате нашествия венгров и его уцелевшие защитники примкнули к варягам Олега. Об этом говорят и договоры Олега и Игоря с Византией, где названы по именам члены их дружин.
Причем среди этих имен встречаются, наряду со славянскими, имена кельтские и «иранские». Я не случайно взял в кавычки последнее слово, поскольку русаланов, населявших Русский каганат, многие ученые относят к изначально ираноязычным племенам, хотя признают, что их языком в описываемую эпоху, скорее всего, был язык славянский. Однако, на мой взгляд, русаланы они же ясы, они же языги – прямые потомки индоевропейцев, населявших побережье Азовского моря с незапамятных времен. По мнению Ю. Д. Петухова именно с побережья Азовского моря начали свой поход, как будущие иранцы, так и будущие индийцы-арии. Именно поэтому мы находим сходство как имен собственных, так и отдельных слов, перешедших от русаланов к славянам, не только в иранских языках, но и в санскрите.
Этим же обстоятельством можно объяснить тот факт, что византийские и арабские авторы указывают одновременно и на сходство русов и славян, и на их различия. К девятому веку различия в языке и обычаях между славянами и русаланами практически исчезли, что, однако, не помешало Константину Багрянородному дать два варианта названия Днепровских порогов, как на языке славян, так и на языке русов, вызвавших столь ожесточенные споры среди историков. Думаю, так называемые русские названия порогов принадлежали именно русаланам и уже во времена выше означенного византийского императора являлись архаикой.
Таким образом, говоря о дружинниках киевских князей из династии Рюриковичей, мы должны иметь в виду, что, по крайней мере, в первые десятилетия существованиях Киевской Руси, они набирались в большинстве своем из родов русов, как балтийского, так и донского происхождения. И часть киевского боярства ведет свое начало из этих же родов.
При этом надо учитывать, что к приходу варягов-русов Рюрика во многих славянских землях уже сложились органы управления. По сути, речь должна идти не о союзах племен, а о государственных образованиях, где сложились вполне дееспособные органы управления. В частности наши летописи упоминают светлых князей и градских старцев. В последних многие историки не без оснований видят земских бояр, то есть бояр, представляющих местную знать, старейшин родов и племен, возвысившихся над простыми общинниками. К этой местной знати и их дружинникам можно с полным правом отнести слова историка А.А. Горского:
«Таким образом, возникновению дружин способствовали коренные изменения как на уровне общины (переход от родовой к соседской), так и синхронные изменения на уровне более крупных общностей, т.е. ломка всей родоплеменной структуры славянского общества».
Таким образом, в Киевской Руси мы видим два вида дружинников – с одной стороны русов, принадлежащих к касте воинов, с другой потомков общинников, избравших воинскую профессию по призванию. Первые доминировали в дружинах Великих князей, вторые – в дружинах светлых князей, которые с укреплением династии Рюриковичей превращались в бояр. Кроме светлых князей в формирование боярского сословия в Киевской Руси участвовали как ближайшие к Великому князю дружинники-русы, так и старейшины родов и племен. Вероятно, разность в положении дружинников ощущалась долгое время иначе трудно объяснить, почему киевляне делят дружинников на «своих» и «чужих». Речь идет о событиях, приведших к изгнию из Киева князя Изяслава в 1068 году. Вот что пишет об этом летописец:
« Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». И разделились надвое: половина их пошла к темнице, а половина их пошла по мосту, эти и пришли на княжеский двор.» («Повесть временных лет»).
Некоторые историки сделали из этого места в летописи, далеко идущие выводы, противопоставив дружину Изяславу и превратив ее в орудие местной знати против всевластия Великих князей, что, на мой взгляд, не совсем верно. Часть дружины, так называемые «свои», состоящая из представителей местных общинников, вполне могла поддержать киевлян в их выступлении против Изяслава, зато потомки русов шли за своим князем, как правило, до конца. Удивляться такому положению не приходится, дружинников-общинников, будем называть их так, связывал с вождем договор о найме, тогда как связь дружинников-русов с князем была сакральной и освещалась именем Богов. И изменить своему князю русы, могли только в одном случае – если тот отрекался от веры предков.
В дружине Святослава подавляющее большинство составляли, русы, именно поэтому он, что называется, с порога отверг предложение матери, княгини Ольги, о крещении. Однако его сын Владимир не только крестился сам, но и крестил свою дружину. Причем этот акт не вызвал особых протестов со стороны последних. Казалось бы, прошло всего несколько десятилетий, а картина поменялась разительно. Но такому поведению дружинников Владимира есть простое объяснение – в массе своей они были именно общинниками. Напомню читателю, что Святослав потерпел поражение в Византии, там полегла значительная часть его дружины.
Уцелевших добили уже вместе с князем у Днепровских порогов. Причем есть все основания полагать, что руку к гибели князя и его, верных русов приложил воевода Свенельд, предводитель варягов-наемников, большинство из которых были христианами. Эта трагедия не могла не отразиться на составе дружины князя Ярополка, советником при котором состоял все тот же Свенельд. Скорее всего, потомков погибших русов просто оттерли от князя варяги-наемники и дружинники-киевляне. Этот тихий переворот обернулся для Ярополка катастрофой. Он был убит родным братом, а его дружина перешла на службу к Владимиру. Ситуация невозможная для дружинника-руса, который как правило погибал вместе со своим князем, но вполне заурядная для дружинника-наемника, служившего за плату, и дружинника-общинника, который как правило ориентировался на местную старшину. Видимо, Владимир осознавал опасность, исходящую от качественно изменившейся дружины. Именно этим объясняется его попытка возвеличить Перуна, бога воинов и дружинников, над другими богами и тем самым возродить утерянную сакральную связь между дружиной и князем.
Однако попытка оказалась неудачной. Перун был покровителем касты русов, прежде всего, а дружинники Владимира являлись плоть от плоти породивших их земель, по преимуществу Киевской и Новгородской. И в Киеве, и в Новгороде Перун, конечно, почитался, но почитался в ряду других богов. Связь дружины с князем в результате проведенной Владимиром реформы не только не окрепла, но скорее даже ослабла. Что неизбежно вело к ослаблению власти Великого князя, который не мог теперь рассчитывать на безоговорочную преданность своего окружения. Прервалась нить многие столетия связывающая религиозными чувствами князя-сара (а именно сарами или, если угодно, царями называли своих правителей-жрецов русаланы) и дружинников-русов.
Теперь дружинники превратились в простых наемников, готовых служить тому, кто больше заплатит, да еще и подверженных влиянию местных старейшин и волхвов. Скорее всего, принятие христианства Владимиром диктовалось в том числе и не в последнюю очередь этим обстоятельством – вернуть утраченную сакральную связь между князем и дружиной и тем самым поднять авторитет Правителя в глазах народа. А христианская религия византийского образца с ее железной формулой «Один Бог на небе, один царь на земле» давала ему такую возможность. Насколько Владимиру удалось вернуть утраченные связи с дружиной, это тема отдельного разговора. Но то, что христианизация проходила в Киевской Руси далеко не столь гладко, как об этом написано в учебниках, это факт, который с каждым годом оспаривать становится все труднее.
Качественные изменения, произошедшие в составе княжеской дружины, привели и к изменению статуса дружинника. Если русы постоянно жили при князе и получали часть дани или захваченной добычи, то теперь дружинники все чаще получают за службу земельные наделы. Возрастает роль бояр, владеющих вотчинами, но живущих, как правило, в городах. И возрастает она за счет их собственных дружин, которые играют все более весомую роль в городах по мере того, как слабеет власть Великого князя, а непомерно разросшийся род Рюриковичей ведет между собой борьбу за лучшие земли распадающийся империи.
Князья все более превращаются во временщиков, занятых не столько обустройством своих уделов, сколько бесконечными попытками отторгнуть удел чужой. В этой связи вновь изменяется статус княжеского дружинника – он теряет связь с породившей его землей, зато теперь практически неразрывно связан со своим князем. Успех князя – это его успех, поражение князя – повод его покинуть. В любом случае княжеский дружинник становится вновь для горожан «чужим», а «своими» остаются естественно дружинники бояр, постоянно живущих в городе. Более того, города обзаводятся и своими дружинами, готовыми вместе с ополчением постоять за родной город во время княжеских усобиц.
Дружинник все больше превращается в наемника, воюющего за плату, за добычу – по сути, в ландскнехта удачи. А основная ноша по защите державы перекладывается на плечи простого ополченца – крестьянина и ремесленника. В результате во время татаро-монгольского нашествия, при обилии военных профессионалов на Руси, некому, оказалось, дать отпор хорошо организованному войску неприятеля.
Русская дружина
Обычно при слове рыцарь у нас в сознании возникают образы, с детства знакомые романам Вальтера Скотта или уже по фильмам о короле Артуре и его рыцарях круглого стола. Это тяжеловооруженный конный воин, защитник слабых и угнетённых. А сами события происходят в «старой доброй Англии» или «милой Франции».
Однако историками давно установлено, что тяжеловооруженная кавалерия была неотъемлемой частью русского войска со времён Древнерусского государства. В этом отношении русские были наследниками традиций тяжёлой кавалерии сарматов-аланов. Да и само слово «рыцарь» - славянское, древнерусское – «рыцарь», близкое к слову царь, южнорусское – «лицар, рыцаре», польское – «гусеrz». По одной версии, это слово восходит к индоевропейским словам «рыс» - скакать верхом, и «сар» - знатный человек. По другой версии, к немецкому слову ritter - «всадник». В Европе рыцари, собственно рыцарями не назывались. Во Франции это были chevalier (шевалье) — «едущий на лошади»; в Испании – caballero (кабальеро) - «всадник, рыцарь, дворянин» (от лат. caballrius «конюх» из лат. caballus «лошадь»); в Италии - cavaliere («кавалер»); в Англии – knight (от др.-англ. cniht «парень»); в Германии - ritter («всадник»).
На Руси же чаще всего этих воинов обозначали словом «храборъ» или «витязь» (от индоевропейского «видьяти» - побеждать, санскр. Vijaya). Слово витязь было широко распространено и у других славянских народов: боснийское, словенское, хорватское - vitez, сербское - витез.
В результате и сложился миф, что настоящие рыцари «там», на Западе. У нас русских воинов полюбили рисовать этакими простодушными, сильно могучими богатырями - «валенками», которые больше брали не умением и знанием, а «силушкой», или вообще везением. Представления эти уходят в 18 столетие, когда шёл процесс тотального пересмотра русской истории, которую писали в интересах Запада, часто просто немцы. Внесла свою лепту и церковь, которая прививала мысль о том, что русские-славяне всегда были «богобоязненным», смирным, чуть ли не робким народом. Каким образом «мирные» и «богобоязненные» русичи отстояли себя в условиях постоянной войны на северо-западных, западных, южных и восточных рубежах, да ещё часто и внутренних войн, а затем ещё и занять территорию, больше которой не занимал ни один народ (имеется в виду непосредственно русская территория, а не заморские колонии), при таком взгляде остаётся загадкой.
Если же изучить тексты былин, летописей, да страницы войн, которые вели русские, всё становится на свои места. Никаких «миролюбивых увальней» никогда не было (иначе русских бы просто уже не было, или они доживали свой век в составе чужого государства). Надо сразу отметить, что в военном аспекте русский народ непобедим. Даже последние краткие вспышки его военной активности, вроде броска десантников в Приштину или разгрома вымуштрованной лучшими западными инструкторами грузинской армии, по-прежнему вызывают в мире истерику и панические настроения. И это притом, что сейчас русский исполин усыплён «сказками» о «мире во всём мире», торжестве пацифизма и гуманизма и прочими благоглупостями. Русские воины во все времена умели весьма жестко отстаивать право народа на жизнь, ставя на место любого врага.
Во главе дружины был князь. Он первоначально выполнял четыре основные функции. Во-первых, князь – это военный вождь, защитник племени, земли-княжества. Это его главная задача - защищать свой народ, если он не справлялся с ней, в Древнерусском государстве его могли просто изгнать. Во-вторых, обязанность князя – «наряд», т. е. поддержание порядка на вверенной ему территории. В-третьих, князь выполнял судебную функцию, в её рамках появился такой памятник русского права, как «Русская правда». В-четвертых, князь обладал священной властью, выполнял жреческие функции до принятия христианства. Оставшись без князя (позднее царя), русские люди чувствовали себя неуютно, терялась связь с небом.
Не зря князь Владимир провёл две религиозные реформы – поставил кумиров в 980 году, а в примерно 988 году принял христианство и начал крещение Руси. Да и с принятием христианства отношение к князю, как первосвященнику почти не изменилась. Именно князья занимались продвижением христианства в народные массы. Первыми русскими святыми стали тоже князья. В дальнейшем этот взгляд на княжескую власть был укреплён и византийской теорией о божественном происхождении власти. Это отношение сохранилось в Московской Руси и Российской империи, где церковь всегда была в подчинённом положении, в отношении царской (императорской) власти.
Князь всегда выступал в окружении верной дружины, боевых товарищей, соратников, охранителей и ударной силы всего русского войска. В 9-12 столетиях князь и дружина это нечто нерасторжимое, единое целое. Отношения в дружине были похожи на родственные и первоначально их заменяли, т. к. воин, поступавший в дружину, терял связь со своим родом и племенем. Слово «дружина» есть у всех славянских народов. Оно происходит от слова «друг» (свой, помощник, соратник).
Размеры дружины могли колебаться от нескольких десятков до нескольких тысяч воинов. Однако это были отборные воины-профессионалы, чья жизнь была посвящена только военной службе (в современном мире, с ними можно сравнить военные спецподразделения). Если простые «вои» - ополченцы, после выполнения задачи – похода, отражения набега, вторжения, расходились по домам и возвращались к прежней жизни земледельца, ремесленника или охотника, то дружинники были профессиональными воинами. По сообщению арабского путешественника Ибн-Фадлана от 922 года, вместе с киевским князем «в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников». Дружина Святослава Игоревича, с которой он сокрушил Хазарию и завоевал Болгарию, составляла около 10 тыс. бойцов. Дружина его правнука, сына Ярослава мудрого – Святослава II Ярославича, с которой он разбил половецкое войско, состояла из 3 тыс. воинов.
Исходя из того, что дружинники были всегда на передовой, грудью встречая опасность, они получили привилегированное положение. Они получали лучшие части военной добычи. Князь щедро одарял дружинников золотом и серебром. На пирах, они ели с лучшей посуды и получали лучшие куски. Достаточно вспомнить обиду дружинников на Владимира: «Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными». Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра». Ибо Владимир любил дружину и с ней совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны».
Необходимо отметить, что пиры с дружинниками играли важную роль в то время. Русский пир был настоящим обрядовым действием, идущим с древнейших времён (видимо, от первобытных охотников, вместе поедающих добытого животного), исполняя его, люди чувствовали себя частью единого рода, племени, народа. Сидя за одним столом, все могли почувствовать себя частью огромного, могучего целого (чувство единения).
С развитием общественной системы, к XI—XII вв. дружина делится на два слоя: дружину старейшую, лепшую (лучшую), переднюю, и дружину молодшую, младшую.
Старшие дружинники (княжие мужи, бояре) стали получать не только взятые в походах движимые ценности, но и регулярные дани с городов, поселений. Они стали занимать высшие военные и гражданские должности – посадников, воевод, тысяцких, послов, советников князя, его ближней думы. Складывалась феодальная система, на вершине которой был князь. Его непосредственными вассалами были старшие бояре (некоторые могли вести свой род от племенных князей), они в качестве волостей получали целые города. Выполняя административные, налоговые, судебные и военные функции, они одновременно получали право «кормиться» с подконтрольной территории. Вассалами старших бояр были мелкие бояре, и, возможно, младшие дружинники.
Младшая дружина включала в себе, по-видимому, несколько разрядов: детские, отроки, кмети, гриди, пасынки, дети боярские, мечники. Они по мере развития феодальной системы перестали быть «друзьями» князя, становясь военно-служилым сословием. Они могли получать за службу и заслуги небольшие деревни, из нескольких дворов и в будущем стали «дворянами».
Точное значение разрядов младшей дружины неизвестно. Так, есть предположение, что «гридями» называли телохранителей князя, которые жили непосредственно рядом с ним, в гридницах. «Мечники» входили в непосредственное окружение князя, выполняя разного рода административные функции. Слово «кмети» означало не только дружинников, но и свободных общинников. Ещё сложнее с «отроками» (в переводе, «не имеющие права слова, голоса»). Это слово изначально обозначало младшего члена рода, который не имел права высказывать своё мнение в совете взрослых мужчин.
По источникам видно, что не все отроки были младшими дружинниками, часть их них выполняла роль дворовой прислуги. Поэтому, есть мнение, что отроки составляли низший разряд младшей дружины и исполняли служебные обязанности при княжеском дворе. Возможно, часть из них была «учениками», детьми, которые проходили военное обучение (некоторые из них могли быть детьми дружинников). С другой стороны, в источниках отроками могут называть дружину вообще. Так, в Повести временных лет сообщается, что когда началось вторжение половцев: «Святополк же стал собирать воинов, собираясь идти против них. И сказали ему мужи: «Не пытайся идти против них, ибо мало имеешь воинов», Он сказал: «Имею отроков своих 700, которые могут им противостать».
Ещё один разряд младшей дружины – «детские». Они стояли выше по рангу, чем отроки. Они не несли службы по двору, могли занимать высокие административные посты. По мнению И. Я. Фроянова, их значительною долю могли составлять дети знати, боярства (Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории).
Таким образом, в 12-13 столетиях вольная дружина времен «военной демократии» стала терять подвижность и превращаться в феодальное сословие обременённое землями, деревнями. У старших дружинников появились свои личные дружины, которые вливались в состав общей рати, при военной необходимости. Но и после превращения в феодалов, дружинники оставались ударной силой войска, его советниками и соратниками.
Русские воины и русские дружинники с самой глубокой древности отличалась особой психологией, для которой был характерен культ «боевой злости», презрения к смерти, отчаянной дерзости и храбрости, агрессивного пренебрежениями силами противника. Можно вспомнить несколько высказываний великого русского полководца Александра Суворова, который воспитывая «чудо-богатырей», был продолжателем древней славы русского оружия: «...ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверенны в себе»; «Мы русские, мы все одолеем»; «От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может»; «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет»; «...русские не могут отступать»; «Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида и свой гроб».
Прекрасный пример русского воина и русского духа дают и подвиги великого Святослава. Перед решительным сражением с ромеями (византийцами), которые значительно превосходили его дружины в числе, Святослав сказал: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые срама не могут. Ежели побежим, срам нам будет. Не побежим, но станем крепко, я же пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о себе сами позаботьтесь». И ответили дружинники: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».
В изложении ромейского хрониста Льва Диакона похожую речь Святослав произнёс в осаждённом Доростоле, когда на военном совете была высказана мысль о тайном отступлении из осаждённого города на кораблях или мирных переговорах с ромеями. Святослав (его византиец называет Сфендославом) глубоко вздохнул и воскликнул с горечью: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на Родину, спасаясь бегством; мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, доблестных мужей!» Далее Лев Диакон сообщает, что росы (он их часто называет «тавроскифами» и «скифами») никогда не сдаются врагам даже побежденные, когда нет уже надежды на спасение, они убивают себя сами.
Изначально состав дружины не отличался социальной однородностью. Большая часть дружинников в первые века развития древнерусского государства имели простое происхождение, из свободных общинников, воинов племен, земель. Они занимали своё положение благодаря не происхождению, а личным качествам. Оно было заработано собственным мужеством, заслужено или добыто благодаря счастливому случаю. Социальная мобильность тогда была очень высокой. Рядовой воин, ополченец мог стать княжеским дружинником, а его потомки – боярами.
В свою очередь род древних славянских князей, старейшин мог легко прерваться, или опустится на уровень простонародья. На начальном этапе в дружину брали исключительно по личным качествам: воинскому умению, храбрости, мужеству. Так, можно вспомнить рассказ Повести временных лет о том, как князь Владимир сделал кожемяку, который победил в единоборстве печенежского богатыря, «великим мужем» и отца его тоже. Да и былины сообщают, что Илья был «крестьянский сын», а Алеша «роду поповского». Да и с Добрыней Никитичем не всё ясно. Двор у него богатый, но в некоторых былинах его именуют «крестьянским сыном».
Надо отметить, что у многих людей в отношении былин сложилось весьма неправильное представление, как о «сказках». Во-многом это связано с тем, что для детей былины пересказаны в «сказочной», упрощённой форме. В них были исключены «взрослые», жестокие, даже кровавые эпизоды, смягчена лексика. Человек вырастал, а представления остались детскими. Былины – это не сказки, а песни, основное отличительное качество которых заключается в том, что народные сказители-певцы, которые исполняли их, пересказывали подлинные события. В древности они исполнялись по всей территории Руси. В 18-19 столетиях, когда их начали записывать, искать, они сохранились лишь на Русском Севере, особенно в среде свободных крестьян-поморов.
Мелодии этих песен протяжны и величественны. Сюжеты подчас жестоки, как и сама жизнь. Не боялись исполнители применять и «взрослые» слова. Понятно, что за столетия в былинах могли появиться неточности, исправления. Так, древних хазар, печенегов и половцев заменили поздние татары. Однако историческая основа проглядывается в них весьма зримо. Причём настолько сильно, что известный советский историк Б. Д. Греков назвал былинный эпос «устной историей». Именно русские летописи, былины и византийские источники дают нам большинство данных на устройство русского войска. Изначально словом «дружина», «войско» было охвачена вся совокупность полноправных мужчин. Только с углублением социального расслоения, «дружиной» стали назвать только воинскую элиту, непосредственных соратников князя.
Пионерская дружина
Дружина пионерская, основное объединение членов Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Термин "Д. п." вошёл в жизнь пионерской организации в 1942 как символ героизма боевых дружин 1905—07. Д. п. создаётся в общеобразовательной школе, школе-интернате, в суворовском, нахимовском училищах, детском доме; в период школьных каникул — во всех типах пионерских лагерей. Обычно Д. п. объединяет несколько сот пионеров. В 1971 во Всесоюзной пионерской организации было около 120 тыс. Д. п. (23 млн. пионеров). Высшим органом Д. п. является пионерский сбор. Для повседневного руководства избирается коллективный орган самоуправления — совет Д. п., который руководит отрядами пионеров и группами октябрят, создаёт в школе и по месту жительства школьников отряды, клубы, кружки, спортивные секции и др. объединения по интересам.
В структуре Д. п. основное место занимают отряды, которые обычно объединяют пионеров одного класса и состоят из звеньев. Каждая Д. п. имеет своё Красное знамя, отряд — Красный флаг. Д. п. строит работу в соответствии с "Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации им. В. И. Ленина". Д. п. действуют под руководством комсомола и в контакте с педагогическим коллективом и общественностью; внеклассная работа с учащимися 1—8-х классов проводится в основном через Д. п. По рекомендации совета Д. п. лучших пионеров принимают в ВЛКСМ. При Д. п. создаются советы друзей из представителей заводов, учреждений, совхозов, колхозов и др. По поручению ВЛКСМ Д. п. руководит старший пионервожатый (см. Вожатый пионеров). Д. п. объединяются в районную, городскую организацию во главе с органом коллективного руководства — советом пионерской организации.
Систематически проводятся всесоюзные и республиканские соревнования Д. п., смотры их работы. Наиболее отличившимся Д. п. и отрядам вручаются памятные комсомольские знамена и почётные грамоты, они заносятся в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации.
Термин "Д. п." принят также в пионерских организациях некоторых зарубежных социалистических стран.
Санитарные дружины
I Санитарная дружина
подвижное формирование медицинской службы гражданской обороны, предназначенное для оказания первой медицинской помощи пострадавшим от оружия массового поражения, а также при стихийных бедствиях и катастрофах, и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санитарные дружины создаются на промышленных предприятиях, в учреждениях, на транспорте, в колхозах и совхозах, в учебных заведениях совместно с первичными организациями обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В состав С. д. входит 24 человека: группа управления — командир дружины, его заместитель, связной, водитель (он же завхоз) и пять звеньев по 4 человека в каждом.
Санитарные дружины в системе медицинской службы гражданской обороны используются для оказания первой медпомощи пораженным непосредственно в очагах массового поражения и в зонах стихийных бедствий, участия в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (подворные обходы, выявление больных с температурой, раздача профилактических средств, участие в проведении дезинфекции и др.), а также для работы в отрядах медицинской помощи (в каждый из них обычно включаются две С. д.) и в больницах больничной базы (Больничная база), развертываемой в загородной зоне.
Санитарные дружины оснащаются по определенному табелю за счет тех учреждений и предприятий, на базе которых они создаются.
II Санитарная дружина (СД)
формирование медицинской службы Гражданской обороны, создаваемое на предприятиях, в учреждениях, на транспорте, в колхозах и совхозах и предназначенное для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, при стихийных бедствиях, крупных производственных авариях и вспышках инфекционных заболеваний.
Состав дружины
Состоит из трех основных подразделений – щитники, древковые и мирная реконструкция.
Первая (красная) линия
Щитники (тяжелые строевые и мобильные щитники)
Состоит из воинов, которые имеют в своем распоряжении преимущественно тяжелую защиту корпуса, щит миндалевидной формы, а в качестве вооружения мечи, либо топоры. В общем боевом порядке они могут располагаться либо в сомкнутом строю, либо в качестве фланговой (тыльной) защиты центра строя. При сомкнутом строе щитники создают прочную фронтальную линию, сдерживающую натиск сил противника и дающую возможность при ударе сходу безболезненно и эффективно войти в контакт середине строя Киевская компания Абсолют предлагает услуги по взысканию с должников. Данная линия формирует общую фронтальную геометрию боевого построения (клин, дуга, стена, заслон) и степень агрессивности строя по отношению к противнику (атака, защита, сдерживание, навал).
Первая линия может действовать и в разреженном построении для проникающего контактного давления на противника 2-ой линией Лучшие жакеты и пиджаки, пиджаки. Большой выбор светильники всех производителей. При использовании в качестве фланговой (тыльной) защиты центра строя щитники создают дополнительную прочность и глубину построения, маневрирую в тыльной части строя для оказания максимально быстрой и эффективной поддержки первым двум линиям или оказания точечного воздействия на противника. Данная линия призвана прикрывать фланги общего построения от обхода противника при защите и сдерживании, а так же выходить из-за строя и проводить молниеносные атаки (атака, навал), создавая дополнительный тактический перевес в численности и маневренности на конкретных участках сражения.
Основными задачами тяжелых щитников являются, сохранение целостности фронтальной части боевого построения дружины, как при обороне, так и при атаке, оказание максимально эффективного давления на фронт противника, а так же защита второй линии.
При расформировании общего боевого построения на меньшие боевые единицы, роль мобильных щитников трудно переоценить, поскольку именно воины этой линии становятся главной ударной силой дружины, ее передовым подразделением, от маневренности и выучки которой зависит исход битвы.
В данную линию входят наиболее доблестные воины дружины, для которых мужество, стойкость, сила духа, чувство плеча товарища – само собой разумеющийся набор, компенсирующий порой недостаток боевых навыков и опыта. Они первыми смотрят в глаза противнику и первыми побеждают, а если отводят свой взгляд, то только мертвыми.
В состав этого подразделения входят 2 воина в звании «Дружина» (Мищенко Иван, Владимиров Дмитрий), 3 младшей дружины (Поляков Юрий, Рудейко Андрей, Каранкевич Григорий) и отроки.
Вторая (синяя) линия
Древковые.
Состоит из воинов, отличительной особенностью защитного снаряжения которых является наличие тяжелых доспехов (чешуя, ламелярный доспех, реже – бригантина). В качестве вооружения – секиры и рогатины. В сомкнутом строю они создают надежную защиту первой линии от атаки в голову, кроме того, атакуя противника с целью сломать его фронт наступления или ослабить давление на линию тяжелых щитников.
Данная линия формирует основную ударную силу при работе в плотном боевом построении и маневрах (клин, дуга) и дополнительную прочность защиты боевого построения (стена, заслон). При действии щитников в разреженном построении древковые оказывают интенсивное контактное давление на фронт противника, выигрывая тактическое преимущество для осуществление наступательных действий общим строем (атака, навал). Воины данной линии являются главной ударной силой при активных действиях флангов, поскольку совершают молниеносные, точные, разящие атаки плотным строем на боевой порядок противника, маневрируя к тому же с прикрытием со стороны мобильных щитников. При расформировании общего строя, древковые, организуя максимально жесткую фронтальную линию и наиболее эффективную глубину, действуют против строя (группы) противника, выполняя 2 главные задачи – максимально быстрое уничтожение живой силы противника, препятствие организации обороны разрозненными мелкими подразделениями противника.
Основными задачами древковых в стандартном построении являются, сохранение целостности фронтальной части боевого построения дружины при обороне, оказание максимального давления на противника при сдерживании и атаке, а так же поддержка мобильных щитников при выходе последней из общего боевого построения.
В данную линию входят наиболее подготовленные воины дружины, для которых характерны те же качества, что и для воинов первой линии. Кроме того, отличительной особенностью их является большая самостоятельность при действии во время маневров или расформирования общего боевого построения на меньшие группы (боевые единицы). Они призваны создавать тактическое преимущество для дружины во время боя, не жалея живота своего.
В состав этого подразделения входят 1 дружинник (Тихонов Алексей), 2 воина младшей дружины (Четырбок Иван, Омелько Роман) и отроки.
Подразделение мирной реконструкции «Живая история»
Данное подразделение является своеобразным фундаментом, основой РД. Основной задачей мирного десятка является наполнение Русской Дружины максимально историчными предметами быта, культуры, каждый из которых имеет реальное, обоснованное подтверждение (источник) существования в Руси 13-14 веков. Лучшие представители из состава мирного десятка являют собой образец качества реконструкции средневекового русского костюма, как мужского, так и женского, преподнесения максимально приближенного к историческим аналогам образа жизни во время походов и мирного существования.
В ведении данного подразделения находится не только обустройства лагеря во время выездных мероприятий, но и его полная историчность, комплектование большим количеством предметов повседневной жизни, придающих полное отождествление с образом походной жизни на Руси 13-14 веков.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?