Махаяна — одно из двух основных направлений буддизма. Иногда махаяну называют "северным буддизмом", так как она получила более широкое распространение именно в северных странах — Китай, Тибет, Япония, Корея, Монголия и др. В переводе с санскрита махаяна означает "большая колесница".
Возникновение учения махаяны пришлось на первые века нашей эры, а в середине первого тысячелетия махаяна достигла расцвета.
Махаяна возникла как противопоставление более древнему ортодоксальному направлению буддизма — тхераваде (распространена на Шли-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии). При этом сторонники махаяны утверждали, что они открывают секретные знания учения Будды, которые тайно передавались в течение пяти веков после его смерти. В отношении между техравадой и махаяной можно провести некоторую аналогию с европейским протестантизмом и католичеством. Сторонники махаяны, как и протестанты, утверждали, что они не основывают новое учение, а возвращаются к истокам.
Одним из основных отличий махаяны от тхеравады является понимание цели буддиста. Тхеравадины считают, что высшая цель — это индивидуальное просветление: следование требованиям восьмеричного пути в монашеской общине (сангу), что приведет достижению состояния нирваны — освобождения от страданий. Человек, достигший подобного наивысшего состояния, назывался архатом. По постулатам традиции тхеравады Будда не только стал архатом, но и обрел совершенное знание, чтобы наставлять других на пути к нирване. Тхеравардины считают, что человек не может достичь состояния Будды.
Приверженцы махаяны называют такой подход, направленный на индивидуальное достижение нирваны, эгоистичным. И с их точки зрения, каждый человек может обрести состояние Будды. Идеалом махаяны является не архат, а бодхисатва (в переводе с санскрта — "существо, стремящееся к просветлению"). Бодхисатвыотказываются от нирваны, ради освобождения всех других существ от страданий.
Чтобы достичь состояния бодхисатвы, необходим упорный труд и прохождение ряда ступеней:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• изучение буддийских догматов;
• психофизическая само регуляция;
• совершение деяний в пользу других.
Если согласно учению тхеравады, человек может достичь нирваны только посредством своих усилий, то в приверженцы махаяны считают, что каждый идущий по пути к просветлению может рассчитывать на помощь бодхисатв.
Другое ключевое отличие махаяны — учение о божественной природе Будды. Это выразилось в постулате о "космическом теле" — божественной созидательной субстанции, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ. "Космическое тело" Будды являет огромное количество других будд, возглавляющих иные миры, существующие в безбрежной реальности.
Трикая — это концепция о трех телах Будды:
• "приобретенное тело" (нирманакая) — видимое физическое тело (например, Гаутама Шакьямуни), в котором Будда является в мир для его спасения;
• "тело блаженства" (самбхогакая) — отражение "космического тела" Будды в мире форм, в котором он проповедует Закон бодхисаттвам и божествам;
• "тело Закона" (Дхармакая) — универсум, вечный Закон, нирвана и подлинно реальный Будда, идентичный Абсолюту и единый со всеми существами.
Согласно махаяне — нирвана тождественна "космическому телу" Будды. Так как это тело пронизывает все сущее, то каждый человек уже находится в состоянии потенциальной нирваны. Таким образом, махаяна утверждала, что достижение нирваны доступно для каждого человека, независимо от того — является он мирянином или монахом (бхикшу). Эта позиция нашла свое отражение в названии учения махаяна "большая колесница". Имелось ввиду, что многие люди могут следовать этому пути, а не только избранные.
Существуют три главных трактата махаяны, в которых собраны основные положения учения:
Большую роль в развитии и распространении махаяны сыграли наставники. Среди наиболее почитаемых учителей: Нагарджуна (III в.), братья Асанга (IV в.) и Васубандху (V в.). Нагарджуна основал школу Мадхъямика ("Срединное учение"), а Асанга и Васубандху развили положения школы Йогачара ("Практика йоги").
Со временем в рамках учения махаяны сложился многоступенчатый пантеон божеств, который включает следующие ранги:
• Будды — это живые существа, перешедшие в состояние нирваны. Они обладают всемогуществом, могут совершать чудеса, являться в различных обличиях. Наиболее почитаются: Гаутама Шакьямуни (будда нынешних времен) и пять будд созерцания (дхьяни-будд), и будда Грядущего мирового периода Майтрея;
• Бодхисатвы — это существа достигшие просветления, но отказавшиеся от нирваны ради спасения других живых существ. Свойства бодхисатвы: щедростью, нравственностью, мужественностью, терпеливостью, мудростью и способностью к созерцанию. Больше всего почитаются: Авалокитешвара (олицетворение сострадания), Манджушри (носитель мудрости) и Ваджрапани (борец с заблуждениями);
• Архаты — праведники, достигшие наивысшего уровня духовного совершенствования, а также пратьека-будды ("будды для самих себя"). Пратьека-будды — это праведники, которые обрели нирвану, но занимаются спасением других живых существ;
• Идамы — персональные боги-покровители буддийских школ и каждого буддиста;
• Дакини — женские божества, являющиеся хранителями священных сутр;
• Дхармпалы — божества защитники закона;
• Божества добуддийских культов разных народов;
• Божества покровители — гор, рек, деревьев, камней, населенных пунктов и т.д.
Существует множество ответвлений махаяны, наиболее известными из которых являются Тяньтай, Чань (Дзен) и Цзин-ту, зародившиеся в Китае и в дальнейшем распространившиеся в Корее и Японии.
Самые значительные философские школы махаяны: мадхьямика и йогачара.
Махаяна, как основная школа буддизма, являет собой одну из самых гуманных мировых религий. Идея жертвенности и служения бодхисатв, доступность пути для всех людей, неприятие насилия, веротерпимость, самосовершенствование — подтверждают данный тезис. Известно, что в отличие от христианства и мусульманства, в буддизме никогда не велись религиозные войны, а все вопросы соперничества двух главных школ — махаяны и тхеравады решались в форме ученых диспутов. Все это делает буддизм махаяны привлекательным для максимально широкого круга современных людей, в виду его созвучности современным гуманитарным ценностям. На конец двадцатого века численность приверженцев махаяны составляла около 140 миллионов человек.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
В советские времена у телефонисток на коммутаторе висел лозунг, из которого следовало, что они все ратуют за свободные сексуальные отношения. Что это был за лозунг?