Эволюция (развитие) экономического кризиса в организации дает основания вести речь о его фазах, отличающихся последствиями и мерами, необходимыми для его устранения.
Нулевая фаза кризиса - снижение инновационной активности и ошибочная инвестиционная политика, предопределяющие потенциальные угрозы предприятию. Предотвращение нарастания кризисных процессов в организации на этом этапе связано с решением задач, главным образом, антикризисного стратегического управления.
Первая фаза кризиса - снижение рентабельности и объемов прибыли. Следствием этих факторов является постепенное ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития.
Решение проблем лежит как в области антикризисного стратегического управления (изменение стратегии развития, маркетинговой, инвестиционной и инновационной политики, реструктуризация предприятия и т.п.), так и в сфере антикризисного операционного (тактического) менеджмента (снижение издержек, повышение производительности труда и качества продукции и т.п.).
Вторая фаза кризиса - убыточность производства (превышение издержек производства над выручкой), следствием которой является неизбежное уменьшение резервных фондов предприятия, расходуемых на расчеты с кредиторами и возмещение оборотных средств организации.
Решение проблемы истощения («проедания») резервных фондов также связано с мерами антикризисного стратегического и операционного управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия. В том случае, если у предприятия отсутствуют резервы и производственная деятельность убыточна, то оно переходит в третью фазу кризиса.
Третья фаза кризиса - отсутствие резервных фондов, сопровождающееся убыточностью производства. На этом этапе развития кризиса предприятие вынуждено на погашение убытков и задолженности перед кредиторами направлять часть своих оборотных средств, переходя тем самым в режим сокращенного воспроизводства.
Поскольку для осуществления реструктуризации кризисное предприятие не имеет средств, то для предотвращения углубления кризиса требуется реализация срочных мер антикризисного финансового (в том числе и внешнего) управления по стабилизации финансового положения организации. В случае их непринятия или неудачи кризис перерастает в следующую свою фазу.
Четвертая фаза кризиса - неплатежеспособность. На данном этапе предприятие достигло того критического предела, когда у него нет средств финансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по своим обязательствам.
В итоге возникает реальная угроза остановки производства и банкротства, требующая экстренных мер антикризисного финансового (чаще всего внешнего) управления по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.
Таким образом, третья и четвертая фазы кризиса (собственно кризис) предприятия связаны с приближением или наступлением неплатежеспособности и требуют от менеджера (как правило, внешнего антикризисного управляющего) срочных вынужденных мер по ее устранению.
Критерием эффективности антикризисного управления на этих этапах должно стать восстановление платежеспособности и, следовательно, предотвращение банкротства и сохранение организации.
Совокупность мер по восстановлению платежеспособности предприятия, разрабатываемых и предлагаемых антикризисным штабом во главе с антикризисным управляющим, представляет собой стабилизационную программу (план по антикризисному управлению - план санации предприятия).
Сроки реализации этой программы для предприятия, находящегося в зоне «ближнего» банкротства, крайне ограничены, резервов на ее осуществление уже нет, и потому меры по восстановлению платежеспособности предприятия представляют собой собственно антикризисное управление, демонстрируя принципиальные отличия антикризисного менеджмента от обычного, традиционного.
Сущность антикризисного управления (финансового оздоровления, санации предприятия) на заключительных фазах кризиса сводится к такому маневру средствами, когда будет восполнен их дефицит и устранен разрыв между расходованием и поступлением средств, именуемый «кризисной ямой».
Наиболее опасная составляющая этого разрыва - платежные обязательства предприятия (долги перед кредиторами), таящие в себе непосредственную угрозу существованию организации (банкротства). Поскольку в случае банкротства у предприятия попросту вообще нет будущего, кризисная организация вправе поступиться любыми будущими прибылями и доходами ради заполнения указанной «кризисной ямы».
Таким образом, маневр средствами в рамках стабилизационной программы может производиться как имеющимися в наличии ресурсами, так и теми, что могут быть получены в будущем, если предприятие все-таки переживет кризис.
Заполнение «кризисной ямы» может быть осуществлено двумя основными путями:
а) увеличением поступления денежных средств (максимизацией средств);
б) уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией средств).