Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Международная производственная кооперация
В настоящее время основной формой ВЭД предприятий Российской Федерации является внешнеторговая деятельность, которая заключается в обмене товарами и услугами между различными странами. По действующему законодательству в Российской Федерации практически любое предприятие или организация имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Это предполагает, что предприятие должно само решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с зарубежным партнером.
Сначала решается вопрос, какую продукцию или услуги предприятие может предложить на внешний рынок. Особое внимание здесь уделяется исследованиям перспектив сбыта данной продукции на внешнем рынке. Затем выбирается партнер по сделке. При выборе партнера очень важно получить из независимых источников информацию о его добросовестности при исполнении обязательств, о том, какое положение он занимает на данном рынке (является ли посредником или самостоятельным производителем потребителем), насколько прочно его финансовое положение.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
На следующем этапе сделки предполагается установление делового контакта с выбранным партнером — переговоры. В процессе переговоров должны быть решены и согласованы все вопросы, касающиеся будущей сделки. Результатом переговоров между сторонами сделки является внешнеторговый контракт.
Государственные органы Российской Федерации осуществляют в странах пребывания заинтересованную внешнеэкономическую политику, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию Российской Федерации, свидетельства о прохождении товаров и др.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю координирует деятельность участников ВЭД.
В соответствии с законодательством субъекты Российской Федерации — республики, края, области — могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции: формировать и реализовывать программы ВЭД, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам ВЭД за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. В крупных административных регионах при главах местной администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей.
Согласно законодательству Российской Федерации все субъекты хозяйственной деятельности, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции. С этой целью могут создаваться специализированные подразделения в структуре предприятий с правами юридических лиц или самостоятельные фирмы могут объединяться в союзы, ассоциации делового сотрудничества по отраслевому, территориальному и иным признакам и создавать внешнеэкономические службы. Многие объединения накопили опыт в международном экономическом сотрудничестве, системы продвижения товаров и услуг на международный рынок.
Составление внешнеторгового контракта
Внешнеторговый контракт — это документ, в котором наиболее полно отражены условия договора куплипродажи между импортером (покупателем) и экспортером (продавцом). Внешнеторговый контракт предусматривает обязательство одной стороны (экспортера) передать товар в собственность другой стороне (импортеру), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него соответствующую цену. Содержание контракта определяется обеими сторонами сделки и во многом зависит от специфики товара (например, поставка машин и оборудования или хрустальной посуды), особенностей национального законодательства, торговых обычаев.
Внешнеторговый контракт включает несколько разделов, каждый из которых согласовывается между продавцом и покупателем в ходе переговоров. Текст контракта начинается с преамбулы, где указываются дата и место подписания контракта, полное юридическое наименование сторон. Далее располагаются следующие разделы контракта.
Раздел I контракта называется «Предмет контракта». В этом разделе указываются вид внешнеторговой операции, базисные условия поставки, точное наименование товара (в соответствии с таможенной классификацией), количество и происхождение товара в настоящее время в Российской Федерации действует классификация товаров ТН ВЭД, которая соответствует Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (СТС), действующей во многих странах мира.
В разделе II «Качество товара» указываются качественная характеристика товара, соответствующие документы, подтверждающие качество и способ определения качества данного товара.
Документом, подтверждающим качество товара, может быть сертификат качества, который выдается либо производителем, либо другой организацией, дающей сертификат по заказу продавца.
В разделе III «Цена и общая сумма контракта» фиксируется валюта цены, т.е. по согласованию сторон выбирается валюта одной из стран или валюта третьей страны. Здесь же указываются цена единицы товара и общая сумма контракта. Важным моментом внешнеторговой сделки является определение уровня цены товар, т.е. контрактной цены. В качестве контрактной цены используются следующие виды цен: справочные цены, биржевые котировки, цены международных аукционов, цены отдельных крупных предложений и запросов, цены конкурентов.
Раздел ГУ называется «Срок поставки». Срок поставки — это календарные даты, в течение которых товар должен быть доставлен покупателю в установленное контрактом место (географический пункт). В этом разделе также должно содержаться разрешение или запрет долгосрочной поставки товара. Кроме срока поставки, в данном разделе контракта выделяется дата поставки, указывающая момент передачи товара покупателю.
В разделе V «Условия платежа» должна быть указана валюта, в которой будут производиться расчеты между сторонами за поставленный товар. Кроме этого, указываются место и срок платежа. Обязательно также указывается способ платежа: расчет за наличные, платежи с авансом или платежи в кредит. Указывается и форма платежа.
В международной практике существуют следующие формы расчетов:
• расчет по инкассо (с предварительным или последующим акцептом);
В разделе VI «Сдача приемка» должен быть согласован сторонами и зафиксирован момент сдачи приемки — это место, где в определенный момент происходит передача товара покупателю в соответствии с количеством и качеством, которые предусмотрены контрактом. Необходимо также согласовывать вид сдачи приемки.
В контракте также точно указывается место сдачи приемки. Сроки сдачи приемки по количеству и качеству не совпадают по времени. Проверка товара по количеству проводится сразу же при его получении. Проверка товара по качеству требует большего времени (это зависит от вида товара).
В разделе VII «Упаковка и маркировка товара» оговариваются требования к упаковке товара, вид упаковки, условия упаковки. Специфика товара здесь играет большую роль. Маркировка товара должна соответствовать перечисленным в контракте реквизитам.
Раздел VIII контракта называется «Санкции». Санкции предусматриваются за недобросовестное выполнение обязательств по заключенному между сторонами внешнеторговому контракту как по отношению к продавцу, так и к покупателю.
В разделе IX «Арбитраж» определяется порядок разрешения споров, которые могут возникнуть при исполнении контрактов между сторонами.
Раздел X называется «Форс-мажор». Форс-мажор — это обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению контракта, которые невозможно было предвидеть в момент подписания договора. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, ураганы), войны, блокады, эпидемии, забастовки и т.д. В данном разделе должны быть перечислены виды форс-мажорных обстоятельств, при которых стороны не могут выполнять обязательства по контракту. Также необходимо указать сроки действия форс-мажорных обстоятельств.
В разделе XI «Прочие условия», кроме основных условий контракта, стороны согласовывают другие взаимные права и обязанности.
Раздел XII «Юридические адреса сторон» — заключительный раздел внешнеторгового контракта. Здесь должны быть обязательно указаны юридические адреса сторон, т.е. полное фирменное наименование, местонахождение и почтовые реквизиты.
Таким образом, внешнеторговый контракт является основным документом, удостоверяющим факт внешнеторговой сделки. В нем находят отражение условия ее проведения.
Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Механизм регулирования ВЭД содержит Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в котором, прежде всего, предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования.
Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного оформления:
• счет фактура, в котором указываются наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;
• паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемые в уполномоченных банках;
• сертификат соответствия ГОСТу Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);
• сертификат прохождения товара (по требованию таможенных органов в необходимых случаях);
• лицензии (для лицензируемых товаров).
Очень важен правильный выбор источника возмещения ущерба, так как от этого в значительной степени зависит эффективность всей работы.
Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах — Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» — таможенные механизмы уточняются.
Таможенный тариф — систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары.
Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:
• фискальную — обеспечивает пополнение доходной части бюджета;
• регулирующую — оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.
В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лес и пиломатериалы и др.
Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет гармонизированная система описания и кодировании товаров — международная товарно-статистическая номенклатура.
Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:
- базовый — для товаров, происходящих из стран РШИ экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ);
- максимальный — для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РНБ (например, Эстония), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки превышают размер базовых ставок;
- минимальный — для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. — всего 130 стран); эти ставки меньше базовых.
Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран — Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран) и из стран СНГ — участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).
Со странами СНГ существует договор об экономическом союзе, который предусматривает создание ассоциаций свободной торговли, расширение Таможенного союза и, наконец, общего рынка.
Сумма таможенной пошлины при ввозе-вывозе товара определяется в процентах от таможенной стоимости товара. Законодательство предусматривает шесть методов определения таможенной стоимости. Наиболее распространенным является метод оценки по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете фактуре.
Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования — различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.
Предусматривается использование специальных разрешений — лицензий на ввоз и вывоз ряда товаров. Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством.
Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Предприятие для получения лицензии обращается к уполномоченному в регионе, который в соответствии с установленной процедурой рассматривает заявление и принимает соответствующее решение.
Квотирование (определение квоты) применяется широко и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО.
Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта могут вводиться как защитные меры, они, по сути, являются отступлением от принципов свободной торговли, диктуемым необходимостью избежать экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.