Конгломерат в экономике, одна из современных форм монополистического союза фирм, взаимосвязанных в процессе производства (функциональные конгломератные слияния; Западная Европа) либо без производственной общности (инвестиционные конгломератные слияния; США), но находящихся под единым финансовым контролем.
Конгломератные слияния появились в 1960-е годы, в период усиления тенденций диверсификации производства, быстрого роста капиталов, ищущих своего применения на рынке в условиях быстро меняющихся конъюнктуры рынка, динамики спроса и предложения.
В общем числе межфирменных слияний доля конгломератных (то есть слияний компаний разных отраслей) составляла в США 80,4%, Великобритании 45%, ФРГ 43%, Нидерландах 26%.
Основные способы образования конгломератов:
- слияние и поглощение фирм разнородной производственной ориентации путём приобретения активов или контрольного пакета акций поглощаемой компании;
- обмен акций фирмы на акции конгломерата на выгодных для неё условиях.
Главная цель подобных поглощений - обеспечить быстрый перелив капиталов из менее рентабельных в более рентабельные производства и таким образом максимально ускорить получение прибыли.
Примеры российских конгломератов:
- «Газпром»,
- ЛУКОЙЛ,
- «Консорциум Альфа-Групп».
Примеры зарубежных конгломератов:
- «Textron Inc» и «United Technologies Согр» (США),
- «Hanson» (Великобритания),
- «Philips Electronics» (Голландия),
- «Montedison» (Италия), «Hitachi» (Япония).
В стратегии конгломерата прослеживаются две тенденции приоритетного размещения капиталов: в наукоёмкие отрасли, что позволяет внедряться в высокоприбыльный и перспективный бизнес и использовать новейшие технологии для модернизации и перепрофилирования действующих производств; в сферу услуг путём поглощения мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.