Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.
Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.
Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов.
Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов.
В обоих случаях производитель экономических благ станет учитывать положительные или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному. Но любой ли налог на осуществление деятельности, связанной с издержками для третьих лиц, носит компенсирующий характер? Потребление винно-водочной продукции и табачных изделий, без сомнения, оказывает воздействие на третьих лиц. Могут ли акцизы на винно-водочную и табачную продукцию рассматриваться как компенсирующий налог при условии, что спрос малоэластичен и рост цены не ведет к значительному снижению потребления? Чтобы это было так, средства от сбора акцизов должны идти на устранение и компенсацию внешних эффектов (в том числе на лечение алкогольной и никотиновой зависимости, пропаганду здорового образа жизни или, например, компенсацию некурящим). В противном случае государство просто приобретает солидный источник доходов и не заинтересовано в решении проблем, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции.
Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное. Чисто общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.
Чисто общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности или нецелесообразности принуждения к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении. Неизбирательность означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения. Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой. Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги полиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.
Если потребители, получающие выгоду от потребления общественных благ, знают, что могут не платить за это благо (и соответственно не платят), возникает проблема безбилетника. В результате производство таких благ невыгодно для частных фирм, но необходимо для общества. Более того, эффективен свободный доступ к таким благам. Ведь увеличение потребления общественного блага не вызывает увеличения издержек, а общая полезность от потребления при этом увеличивается. Проблема безбилетника в большинстве случаев решается государством через финансирование производства или субсидирование потребления общественных благ за счет средств, поступивших от налогообложения.
Взаимодействие субъектов рыночной экономики порождает внешние по отношению к рынку эффекты (экстерналии). Они имеют существенные последствия для благосостояния людей, механизма функционирования рынка, оптимального размещения ресурсов, эффективности рыночного равновесия.
Внешние эффекты — это не учтенные в цене блага побочные эффекты функционирования рынка, воздействующие на третьих лиц (или общество в целом), находящихся вне рыночной сделки. Они возникают в случаях, когда установленная рынком цена данного блага не отражает или реальных издержек производства, или его истинных выгод с точки зрения общества. При этом третья сторона либо несет издержки, либо получает выгоду.
Причины, по которым внешние эффекты не получают отражения в рыночных ценах, различны. У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимулов для учета внешних эффектов, поскольку это может повысить цену и уменьшить объем производства и, соответственно, прибыль. В свою очередь повышение цен за счет включения в них побочных эффектов не отвечает интересам потребителей, так как уменьшает величину спроса.
Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются в виде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками (выгодами), которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки и выгоды.
Частные издержки (РС) — это затраты участников рыночной операции, связанные с непосредственным производством блага. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Внешние издержки (ЕС) — это затраты лиц, вызванные производством и потреблением данного блага, не принимающих участия в данной рыночной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.
Общественные издержки (SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC= PC+ EC.
Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного увеличением производства блага (A Q), представляют собой предельные частные издержки (МРС= АРС/ AQ), предельные внешние издержки (МЕС = АЕС/ AQ) и предельные общественные издержки (MSC = SC / AQ). Данные предельные издержки определяются как производные функций соответствующих издержек.
Предельные общественные издержки так же равны сумме предельных частных издержек и предельных внешних издержек, т.е. MSC = MPC+ MEC.
Частная выгода (РВ) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.
Внешняя выгода (ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванный производством и потреблением этого блага.
Общественная выгода (SB) представляет собой совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB= PB+ EB.
Внешние воздействия могут приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. В зависимости от характера последствий воздействия внешние эффекты подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, а положительные — с выгодами для третьих лиц.
Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска.
Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем.
Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.
Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества.
Формально возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровнях частных и общественных издержек и выгод. Однако эти различия являются лишь следствием более глубоких причин.
В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект). В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в качестве внутреннего (вмененного) фактора производства, что привело бы к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных издержек.
Схожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод. Таким образом, причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Другими словами, внешние эффекты обусловлены «отсутствующими рынками», т.е. имеют внерыночный характер. Так, не существует рынков чистого воздуха, солнечного света, поэтому за их использование производителям ничего не надо платить. В некоторых случаях возникают трудности с определением хозяйствующих объектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственным за кислотные дожди?
Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.
Проблема эффективности — это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов. В случае с внешними эффектами она возникает в связи с тем, что из-за отсутствия установленных прав собственности альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других — завышается. Любой ресурс или благо используются эффективно в той степени, в какой предельные издержки их применения уравновешиваются предельными выгодами от него. Решением проблемы внешних эффектов является обеспечение равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, т.е. MSC = MSB. Другими словами, решение сводится к корректировке частных предельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. А это можно сделать путем трансформации внешних эффектов (экстерналий) во внутренние эффекты (интерналии).
В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального уровня.
В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведет к устранению неэффективности.
Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могли бы договориться о таком распределении этих прав, при котором их издержки и выгоды были бы равны. Однако установление прав собственности и переговоры об их обмене связаны с трансакционными издержками, что затрудняет, а иногда делает и невозможным решение этой задачи. Но в том случае, когда издержки по установлению прав собственности и обмену ими отсутствуют или незначительны, то установленные права собственности будут перераспределяться таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. А так как обмен правами будет осуществляться на основе учета затрат и выгод сторон, то будет обеспечиваться трансформация внешних эффектов во внутренние, что приведет к оптимальному распределению ресурсов. Например, если будет создан рынок прав собственности на воздух, то владелец промышленного предприятия (производитель внешнего эффекта) или фермер (получатель внешнего эффекта) смогут выкупить это право друг у друга (на чистый воздух или на его загрязнение) в зависимости от того, кто из них двоих сможет извлечь из обладания этим правом большую пользу. Тот, для кого оно представляет меньшую ценность, продаст это право другому.
Рассмотренный выше принцип известен как теорема Коуза-Стиглера. Она утверждает, что при четко установленных правах собственности и почти нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны. Иными словами, рыночный механизм способен обеспечить эффективное распределение ресурсов в условиях четко установленных прав собственности, свободного обмена ими и отсутствия издержек по осуществлению трансакций. На практике условия интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма оказываются невыполнимыми. К причинам этого можно отнести: трудности установления прав собственности; сложность определения источников внешних эффектов; множество производителей и получателей внешних эффектов; недостаточность информации об издержках и выгодах сторон; значительные издержки по установлению прав собственности и ведению переговоров. Следовательно, использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Поэтому возникает необходимость применения государственных методов регулирования внешних эффектов.
Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов.
Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального.
Для решения этой задачи используются различные методы.
Стандарты по вредным выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки.
Стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существуют различия предельных частных издержек отдельных предприятий. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных предприятий и общества в целом.
Другим методом корректировки отрицательного внешнего эффекта являются налоги как платежи за наносимый ущерб. Они взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
В отличие от стандартов плата за выбросы обладает большей гибкостью. Она не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов, способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Кроме того, предприятия могут извлекать выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом. Следовательно, налоги выступают мощным стимулом для сокращения предприятиями уровня выбросов за счет совершенствования технологии и способствуют росту государственных доходов.
Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком объеме производства и потребления блага по сравнению с эффективным. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального. Так как положительный внешний эффект обычно проявляется в процессе потребления блага, то суть регулирования данного эффекта сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага. Это увеличит спрос на благо, а, следовательно, и производство (предложение).
Наиболее распространенным методом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям экономических благ. Субсидии могут быть направлены на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительный внешний эффект. Формы таких субсидий могут быть различны: талоны на продукты питания; денежные выплаты бедным слоям населения; предоставление стипендий на образование; бесплатные вакцинация и медицинский осмотр.
Субсидии могут быть направлены и на стимулирование предложения. В этом случае непосредственными получателями субсидий являются производители, а их воздействие выражается в сокращении предельных частных издержек производства экономических благ. Примером такого рода регулирования служит субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.
Положительные внешние эффекты
Классическим примером положительного внешнего эффекта в производстве являются инновации. Фирмы в процессе производственной деятельности в поиске эффективных способов производства нередко прибегают к инновациям, которые вскоре становятся доступными для всего общества.
В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost) оказываются ниже предельных частных издержек (marginal private cost) на величину предельных внешних издержек (marginal external cost): MSC = MPC – MEC.
При положительном внешнем эффекте в производстве товара с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.
Допустим, вы решили облагоустроить собственный подъезд. На свои деньги вы покупаете красивые кустарники и деревья, вешаете на стены красивые картины. Но выгоду от вашей покупки получаете не только вы, но и остальные жители подъезда.
В этом случае третьи лица получают выгоды от процесса вашего потребления, и предельные общественные выгоды (marginal social benefit) становятся выше ваших предельных частных выгод (marginal private benefits) на величину предельных внешних выгод ваших соседей (marginal external benefit): MSB = MPB + MEB.
С точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.
Данные примеры внешних эффектов позволяют сделать вывод: при отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.
Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация».
Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.
Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.
Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом.
В случае положительного внешнего эффекта в производстве государство может субсидировать производство товара, например, предоставляя налоговые льготы инновационным предприятиям.
Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних.
Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом.
Можно предложить три способа регулирования загрязнения окружающей среды:
1. Принудительное сокращение объемов производства;
2. Обложение вредных производств налогов;
3. Организация рынка загрязнений.
Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по-разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф.
В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование. Если же фермеры имеют более низкие издержки по устранению последствий загрязнений, чем заводы, то налоги Пигу будут неэффективным способом решения проблемы с точки зрения общественных издержек.
Третий способ заключается в организации рынка разрешений на загрязнение. Это означает, что завод, производящий загрязнения, должен купить на рыке право загрязнять окружающую среду в размере определенного количества единиц загрязнений (речь идет о квотах на загрязнение). Первоначальное распределение квот на загрязнение построено таким образом: тот, кто обладает технологией с низким уровнем загрязнения, получает большую квоту. Тот, кто обладает технологией с высоким уровнем загрязнения, получает меньшую квоту. Далее между участниками организуется рынок квот.
Рассмотрим модельную работу такого рынка на нашем примере про ферму и завод.
В нашем примере про завод и рыболовную ферму первоначальное распределение таково: ферма имеет все квоты на загрязнение (потому что ее деятельность не загрязняет воду вообще), завод их не имеет вообще. Теперь, для того, чтобы заводу осуществлять свою деятельность, он должен купить их у фермы. По какой цене ферма будет продавать заводу право загрязнять воздух? Посмотрим на логику действия фермы. Если завод не загрязняет воду, то ферма не несет издержек в результате отрицательного внешнего эффекта. Но в то же время она и ничего не получает от продажи квоты на загрязнение. Когда ферма начинает продавать квоты, то завод может начинать загрязнять воду. В этом случае ферма начнет нести издержки в размере отрицательного внешнего эффекта от загрязнения воды заводом, но, в то же время, начнет получать выручку от продажи заводу разрешений на загрязнение. Если подобных ферм и заводом будет много, и информация об их деятельности будет общедоступной, то цена на загрязнения установится на уровне издержек фермы по установке очистных сооружений. Если же издержки по установке очистных сооружений будут ниже у завода, то он предпочтет не платить ферме за разрешения на загрязнения, а поставить очистные сооружения самостоятельно и не осуществлять загрязнение. В любом случае, будет найдено оптимальное с точки зрения общества решение.
И в этом смысле организация конкурентного рынка разрешений на загрязнения оказываются еще более эффективным методом устранения внешних эффектов по сравнению с налогом Пигу.
Внешние эффекты в экономике
Внешние эффекты имеют место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на третьих лиц, не участвующих в процессе купли-продажи этого товара. При этом внешние эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах и представляют собой выгоды и издержки третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны приводит к издержкам другой, и положительными, когда деятельность одной стороны приносит выгоду другой. Классическим примером отрицательных внешних эффектов рынка может быть загрязнение окружающей среды. Например, химический комбинат сбрасывает отходы в расположенное поблизости озеро. Эти отходы загрязняют воду, губят рыбу и птиц, наносят реальный ущерб здоровью людей.
У химического комбината нет стимулов для учета внешних дополнительных издержек, которые выражаются в убытках рыбаков, охотников, снижении качества жизни других людей, так как они не учитываются в рыночной цене продукции данного комбината. В качестве отрицательного внешнего эффекта рынка можно назвать и увеличение количества безработных в результате внедрения научных достижений в производственный процесс. Положительный внешний эффект возникает, например, когда фермер строит оросительную систему на своем участке, что приводит к улучшению качества почвы на территории, прилегающей к его ферме. Этим бесплатно пользуется фермер-сосед, увеличивая свое благосостояние. Или, например, незащищенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, результатами которых могут пользоваться третьи лица, и т. д.
Как мы уже говорили, внешние эффекты не отражаются в рыночных ценах, поэтому они могут стать причиной неэффективности. Посмотрим, как же это происходит.
Для иллюстрации воздействия внешних эффектов рассмотрим деятельность всех химических комбинатов, сбрасывающих отходы в близлежащие водоемы, в условиях совершенно конкурентного рынка. Предположим, что комбинаты используют фиксированное количество факторов производства, т. е. объем выбросов может быть сокращен только за счет снижения объема производства продукции.
Внешние дополнительные издержки рыбаков, охотников и других лиц показываются на кривой предельных внешних издержек), которая имеет наклон вверх для большинства отрицательных внешних эффектов, так как по мере того, как фирмы производят дополнительный объем продукции, в окружающую среду сбрасываются дополнительные отходы, поэтому предельные внешние издержки увеличиваются.
Возникает вопрос, каковы же способы решения проблемы внешних эффектов рынка.
К основным способам решения проблемы отрицательных внешних эффектов рынка относятся:
1. Введение государством налога на выброс вредных отходов (плата за выбросы). Плата за выбросы - это отчисления, взимаемые с фирмы за каждую единицу объема вредных выбросов. Допустим, химический комбинат выпускает продукцию и сбрасывает вредные отходы вещества в близлежащий водоем.
2. Установление стандартов по выбросам. Стандарты по выбросам - это установленный законом предел концентрации вредных веществ в промышленных выбросах. Если фирма допускает превышение этого стандарта, то она подвергается денежному штрафу, а ее управляющие могут понести уголовную ответственность. При этом размер штрафов должен быть больше стоимости очистительных сооружений.
З. Использование рыночных лицензий на сброс отходов. Сначала определяются предельные объемы загрязнения (в идеале - на уровне оптимального выброса). Затем они делятся на ограниченное количество лицензий (разрешений) и распространяются среди всех предприятий - источников загрязнения. Потом эти лицензии становятся предметом купли-продажи. Фирмы, которые имеют высокий уровень предельных издержек на снижение уровня выбросов, приобретают дополнительные лицензии у тех, чьи издержки на эти мероприятия ниже. Равновесие наступает тогда, когда предельные издержки на снижение уровня загрязнения будут одинаковы для всех фирм.
4. Применение теоремы Коуза - еще один способ решения проблемы внешних эффектов рынка. Теорема была впервые сформулирована и названа по имени английского экономиста Рональда Гарри Коуза. Суть ее состоит в том, что когда внешние эффекты затрагивают незначительное число лиц, стоимость сделки невелика, а права собственности оговорены, то проблему внешних эффектов можно решить путем частного соглашения без вмешательства государства. Когда же затрагивается значительное число лиц и стоимость сделки очень велика, частные соглашения не могут решить проблему внешних эффектов (например, проблему кислотных дождей). Тогда здесь должно вмешиваться государство.
Таким образом, мы выяснили, что внешние эффекты являются одной из причин возникновения трудностей на рынке. Другая аналогичная причина - необходимость производства общественных товаров.
Большая часть производимых в обществе товаров представляет собой частные блага, т. е. предназначенные для личного потребления. Товар называется частным, если, будучи потребленным одним лицом, он не может быть одновременно потребленным другими лицами. Например, одежда: когда ту или иную одежду (предмет гардероба) носит один человек, то в это же самое время никто другой носить ее уже не может. Но существуют еще и другие блага, которые мы можем потреблять одновременно, причем независимо от того, платим мы за это или нет. Товар называется общественным, если, будучи потребленным одним лицом, он при этом доступен для потребления другими. Примерами общественных товаров могут быть чистый воздух, маяк на берегу моря, национальная оборона, охрана общественного порядка.
Общественные блага имеют свои особенности, а именно:
1) они являются неделимыми, т. е. состоят из настолько крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям;
2) они неисключаемы, т. е. никто из людей не может быть исключен из сферы их потребления. Частное благо - исключаемо: например, при продаже холодильника одному человеку исключается возможность купить его другим;
3) предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Например, когда маяк построен и введен в эксплуатацию, дополнительное судно, пользующееся светом маяка, ничего не добавит к издержкам маяка.
Значительная часть общественных благ не производится частными производителями из-за существования проблемы «безбилетника», или «фрирайдера» (free-rider problem) - проблема бесплатного пользования благами. (Люди действуют как пассажиры «зайцы», которые понимают ценность проезда, но не хотят платить за него.) Поэтому общественные блага не производятся в достаточном количестве частными фирмами. Свет маяка виден всем, и если владелец судна не заплатит за него, то капитану все равно нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Поэтому у частных фирм нет стимулов заниматься строительством маяка, так как его все равно никто не купит. Ведь выгода, приходящаяся на долю каждого судовладельца, не может окупить издержек на строительство маяка. Но если каждый будет ждать, что заплатит другой, то ни маяка, ни должного уровня национальной обороны и охраны общественного порядка не будет. Для разрешения проблемы фрирайдера необходимо, чтобы государство обеспечивало производство общественных товаров за счет принудительных взысканий в форме налогов.
Не все блага, производимые под контролем государства, являются общественными. К ним можно применить принцип исключаемости: улицы, автомагистрали, библиотеки, музеи, медицинское обслуживание, образование. На них можно устанавливать цены и тогда частные производители способны обеспечить ими потребителей через рыночную систему. Однако рынок недостаточно выделяет денег на их производство, так как имеют место быть значительные внешние эффекты. Тогда государство берет на себя часть их финансирования и производства. Эти товары называются квазиобщественными.
Виды и объемы производства общественных благ определяются в государстве путем голосования, поэтому теперь мы переходим к рассмотрению теории общественного выбора.
Внешние эффекты рынка
Одно из проявлений несостоятельности рынка – это возникновение внешних эффектов.
Внешние эффекты или экстерналии – явления, возникающие при производстве или потреблении товаров и влияющие на третьих лиц, непосредственно не участвующих в этом процессе. Это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отразившиеся в ценах.
Различают положительные и отрицательные внешние эффекты. Положительные эффекты связаны с выгодами для третьих лиц, а отрицательные - с издержками.
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы:
1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенному ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.
3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.
Внешние эффекты показывают разность между общественными (социальными) издержками или выгодами и частными издержками или выгодами.
Отрицательный эффект. Допустим, целлюлозно-бумажный комбинат сбрасывает недостаточно очищенную воду в реку. Возникает отрицательный внешний эффект для населения, живущего на берегах реки. Сброс воды пропорционален объему производства. Так как комбинат не проводит полную очистку воды, его предельные частные издержки ниже, чем предельные общие издержки. В результате объем производства выше эффективного.
Положительный эффект. Развитие образования приносит выгоды не только самому учащемуся, но и всему обществу. Принимая решение об образовании, человек соотносит затраты на него с общественными выгодами от образования. Инвестиции в образование чаще всего оказываются ниже оптимальных затрат для общества.
Таким образом, при положительном внешнем эффекте благо продаётся и покупается в меньшем объёме по сравнению с эффективным для общества.
Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов. Под интернализацией понимается превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.
Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.
Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).
Корректирующий налог - это налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС.
Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Как уже отмечалось, при их наличии стороны государства для установления эффективного уровня производства. Для этого используются корректирующие субсидии - платежи создателям положительных внешних эффектов. Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности.
Для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, например, строительства определенных очистных сооружений.
Однако установление корректирующих налогов и субсидий, государственное лицензирование прав, связанных с отрицательными внешними эффектами, не могу полностью решить эту проблему. В связи с этим в экономической теории сформировался и иной подход к решению проблемы внешних эффектов, основоположником которого является Р. Коуз. Этот подход непосредственно связан с экономической теорией прав собственности и требует уточнения понятия «трансакционные издержки» как базовой единицы данной теории. Понятие трансакционных издержек очень многогранно, оно используется для обозначения как обмена товарами, так и обмена различными видами деятельности или юридическими обязательствами. Издержки по осуществлению трансакций выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов. В частности, под этим термином понимают издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
Наиболее распространенной классификацией трансакционных издержек является следующая типология, включающая пять типов издержек:
1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.
2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.
3. Издержки измерения. Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
5. Издержки оппортунистического поведения. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи обмана, безделья на работе.
Трансакционные издержки, права собственности, внешние эффекты являются центральными категориями теоремы Коуза. Эта теорема гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны.
Иначе говоря, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на данные ресурсы.
Теорема Коуза показывает, что внешние эффекты возникают при разногласиях относительно прав на использование ресурсов. Если ясно, кто владеет правами собственности и кому следует платить за право использования ресурсов, внешние эффекты могут быть устранены посредством переговоров, проведение которых возможно, если число участников невелико.
Согласно этой теореме, эффективный с общественной точки зрения результат может быть достигнут без вмешательства правительства и независимо от того, кто будет изначально наделен правом собственности. Теорема поддерживается теми экономистами, которые преуменьшают роль государственного регулирования экономики. Эта теорема применима к ситуациям, в которые вовлечено небольшое количество участников, и источники отрицательных внешних эффектов легко определяются. Функции государства состоят лишь в том, чтобы установить права собственности.
Внешние эффекты производства
Современный рынок - закономерный итог развития человеческой цивилизации. Он начал зарождаться при разложении первобытного общества и сложился как важнейший механизм в структуре товарного хозяйства уже на ступени крупного машинного производства.
Одновременно с формированием экономических структур, экономических отношений в ходе развития человеческой цивилизации формируются и политические структуры, политические отношения. Важнейшим итогом этого развития является возникновение, становление и совершенствование государства.
Государство, как и рынок, является результатом разделения труда внутри общества. Общество порождает ряд общих функций, без исполнения которых оно не может обойтись. Предназначенные для этого люди образуют новую сферу разделения труда. Возникает новая самостоятельная сила с особыми интересами. Это сила политическая, но она не может остаться и не остается в стороне от экономики. Эти две силы - политическая и экономическая - в истории человечества постепенно сближаются и переплетаются.
Почему же необходимость государственного регулирования рыночной экономики общепризнана и теоретиками всех школ, и практиками-хозяйственниками?
Дело в том, что рыночному хозяйству внутренне присущи недостатки и пороки. Рассмотрим более подробно эти проблемы.
Сначала о проблемах, которые образуют минимальную границу государственного регулирования. Сюда относятся:
- устранение последствий внешних эффектов,
- предоставление государством общественных товаров,
- правильная организация денежного обращения.
Внешние эффекты, или экстерналии - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Макконнелл и Брю называют это издержками перелива ресурсов, когда выгоды или издержки перемещаются к третьей стороне, т.е. к тем, кто не является непосредственным покупателем или продавцом. Фишер говорит об этом так: «Внешний эффект имеет место, когда производство или потребление товара оказывает непосредственное воздействие на производителей или потребителей, не вовлеченных в процесс купли-продажи данного товара, и когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах».
Итак, внешние эффекты - это эффекты производства или потребления экономического блага, воздействие которых на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами этого блага, не отражается в его (блага) цене. Внешний эффект - воздействие производства или потребления одного блага на производство или потребление другого блага. Внешние эффекты представляют собой полезность или затраты, связанные с третьими лицами и не учтенные в цене товара.
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.
Внешние эффекты бывают отрицательные и положительные. Первые связаны с издержками, вторые - с выгодами. Они (эффекты) показывают разность между социальными и частными издержками (или выгодами). Отрицательный внешний эффект возникает, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки у других. Классический пример этого - деятельность целлюлозно-бумажного комбината, который сбросом недостаточно очищенных отходов загрязняет бытовую и питьевую воду. Другой пример - выбросы металлургического предприятия в воздух. Общий итог - загрязнение окружающей среды. Издержки перелива несут купальщики, рыбаки, всё население. Причем чем больше производство, тем больше внешние издержки.
Положительный внешний эффект возникает в том случае, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим. Классический пример здесь - выигрыш от развития образования. Образованность приносит выгоду индивидуальному потребителю в виде более высокого дохода. Но от образованности, профессионализма отдельных работников выигрывает и общество в целом. Выигрыш имеет место и на микро- и на макроуровне. Рациональный потребитель соизмеряет затраты на образование с индивидуальной выгодой, но не принимает во внимание общую выгоду.
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы:
1) «Производство - производство». Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
2) «Производство - потребление». Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой «заодно» ездят и местные жители.
3) «Потребление - производство». Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
4) «Потребление - потребление». Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.
Существование внешних эффектов дает основание провести различие между частными и социальными затратами и результатами производства. В рамках рыночного пространства существуют частные затраты и результаты, их равенство означает рыночное равновесие. Социальные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных (в зависимости от знака внешнего эффекта). Равенство социальных затрат и результатов достигается соглашением между участниками свободной конкуренции и какими-либо организациями, выражающими общий (федеральный, региональный и т.д.) интерес. Это равновесие шире рыночного («псевдорыночное» - называет его А.Я. Лившиц).
Что нужно сделать, чтобы устранить этот провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.
Теорема Коуза заключается в том, что права собственности всех сторон определены, а транзакционные издержки равны нулю, конечный результат не зависит от изменений в распределении прав собственности.
Теорема верна для ограниченного числа участников сделки (2-3 человек).
Данная теорема помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды. Для сокращения перепроизводства товаров и услуг и восполнения недопроизводства товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.
Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам).
В качестве решения данной проблемы А.С. Пигу предложил использовать корректирующие налоги и корректирующие субсидии.
«Налоги Пигу» - вмешательство правительства в экономику, связанное с налогообложением тех видов деятельности, которые порождают отрицательные внешние эффекты, и субсидированием отраслей, производящих положительные внешние эффекты.
Корректирующая субсидия - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такая субсидия предназначена для интернализации внешнего эффекта путем оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его выпуска до эффективного уровня.
Хочется отметить, что введение корректирующих налогов и субсидий на практике часто бывает затруднено многими обстоятельствами.
Например, контроль за выбросами вредных веществ предполагает разработку сложного механизма оценки влияния тех или иных веществ на окружающую среду, способов измерения данного влияния и соотнесения с размером предельных внешних издержек. Влияния загрязнения окружающей среды в долгосрочном плане часто точно не известно. Кроме того, некоторые воздействия могут носить необратимый характер, поэтому выбор уровня налога или платы за выбросы зачастую осуществляется в ходе ожесточенных политических дискуссий.
Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus - внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.
Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.
Одна из важнейших проблем, которая стояла и стоит перед государством, - стабилизация экономического развития страны. Решение этой проблемы предполагает достижение и поддержание полной занятости, т.е. удержание безработицы в рамках ее естественной нормы; предотвращение или, по крайней мере, существенное ограничение глубины и продолжительности циклических рецессии; принятие тех или иных мер антиинфляционной направленности, недопущение перерастания умеренной инфляции в галопирующую и тем более галопирующей в гиперинфляцию.
Располагает ли государство необходимыми условиями, чтобы справиться с решением этих непростых проблем? Опыт стран с развитой рыночной экономикой дает основания пола гать, что при проведении правильной экономической политики государство способно добиться относительной экономической стабильности.
Возможности активного воздействия государства на экономику заложены:
• Во-первых, в том, что в государственный бюджет поступает в форме налогов от 1/4 до 1/3 национального дохода. Поэтому государственные учреждения и организации играют большую роль в определении уровня пуска продукции и занятости.
• Во-вторых, государство устанавливает «правила игры» - принимает законы, регулирующие поведение фирм и домашних хозяйств.
• В-третьих, в распоряжении государства находится Центральный банк, главной задачей которого является достижение стабильности функционирования банковской, денежной и финансовой систем страны. Несмотря на различия в формах собственности, Центральный банк любой страны контролируется государственными органами власти или управляется лицами, назначаемыми главой государства.
Таким образом, политика по стабилизации экономического развития включает в себя три составных части:
• антициклическую политику,
• политику по достижению и поддержанию пол ной занятости,
• антиинфляционную политику.
При этом каждое из этих направлений стабилизационной политики не может проводиться изолированно от других ее направлений. Если не считать законодательной деятельности, то в распоряжении государства имеются два главных орудия регулирования экономики - государственный бюджет и Центральный банк. В соответствии с этим регулирование экономики осуществляется посредством проведения бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.
Говоря о несостоятельности рынка, мы вовсе не имеем в виду, в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов общества. Речь идет о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям - таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами.
«Провалы» (фиаско) рынка - это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально.
Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты.
Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.
Макроэкономика - часть экономической теории, изучающая национальное хозяйство, экономику страны в целом. Предметом макроэкономического анализа являются экономический рост, макроэкономическое равновесие, макроэкономическая нестабильность, роль государства в экономике, методы и инструменты государственного регулирования экономики и др. Макроэкономика изучает функционирование четырех экономических агентов (домашних хозяйств, фирм, государства и «заграницы») на четырех рынках (товаров, труда, капитала и денег). Основным специфическим методом макроэкономического анализа является агрегирование - объединение множества однородных экономических явлений и процессов в один показатель. Основные цели макроэкономического развития - это устойчивый экономический рост, полная занятость, стабильные цены, уравновешенный торговый баланс.
Проблема внешних эффектов
Внешние эффекты (экстерналия) - понятие, встречающееся только в экономике. Это воздействие производства/потребления одного блага на производство/потребление другого блага. Внешние эффекты могут возникать как в тот момент, когда создающая их сторона что-либо делает, так и в будущем, когда действие остановилось; они могут затрагивать одну сторону или большое количество сторон. Внешние эффекты связаны с третьими лицами, могут быть полезными или приносить убытки.
Причиной существования внешних эффектов можно назвать то, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, но его поступки могут повлечь за собой побочные явления, которые влияют на состояние людей вокруг.
Отрицательные внешние эффекты - снижение полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. Уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.
Положительные внешние эффекты - увеличение полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы, называется внешними выгодами данного вида деятельности.
Внешние эффекты не учтены в цене товара, потому что это не выгодно, ни производителю, ни потребителю:
1) У производителя, принимающего решение об объеме производства, нет стимулов к поиску новых материалов, инноваций и технологий, позволяющих свести на нет отрицательный эффект. Поскольку это может повысить цену и уменьшить объем производства и, соответственно, прибыль.
2) А если говорить о повышении цен за счет включения в них побочных эффектов, не учитываются интересы потребителей, снижается спрос.
По направлениям действия внешние эффекты делятся на четыре группы:
1) «Производство - производство». Примеры: отрицательный внешний эффект - сброс отработанной воды заводом, стоящим на берегу, создает ухудшение местной флоры; положительный внешний эффект - пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов, находящиеся рядом, воздействуют друг на друга благоприятно (сбор меда зависит от числа яблонь и наоборот).
2) «Производство - потребление». Примеры: отрицательный - люди, проживающие в районах рядом с промышленными производствами, дышат загрязненным воздухом; положительный - завод ремонтирует дорогу, по которой местные жители тоже будут ездить.
3) «Потребление - производство». Примеры: отрицательный - в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству; положительный - ухоженные дома у дороги улучшают настроение и влияют на работоспособность сотрудников близстоящего завода.
4) «Потребление - потребление». Примеры: отрицательный - работоспособность человека уменьшается, если его сосед ночью громко играет на музыкальном инструменте; положительный - если рядом с подъездом устроен цветник, то красивые растения радуют глаз и соседям.
При отрицательном внешнем эффекте фирмы используют избыточное количество ресурсов и производят слишком много товара. Это приводит к неэффективному распределению ресурсов на рынке и безвозвратным потерям ресурсов для общества. Из-за конкуренции фирмы улучшают продукты, материалы, технологии. Это приносит не только прибыль фирме, но и пользу обществу - положительный внешний эффект.
В итоге, формулируется проблема: отрицательные внешние эффекты приводят к перепроизводству товаров и услуг, а положительные - к недопроизводству их по сравнению с эффективным выпуском, желательным для общества.
Внешние эффекты являются причиной провала рынка (это неспособность рыночной системы произвести определенные блага вообще или произвести их в оптимальном количестве).
Существуют три подхода к решению этой проблемы:
• Интернализация внешних эффектов (превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо).
• Корректирующие налоги и субсидии (способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, - заставить его оплатить эти затраты).
• Закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.
Теорема Коуза: Если права собственности четко определены, и вытекающие из них правомочия можно свободно обменивать, а также если трансакционные издержки (включающие издержки сбора информации, издержки ведения переговоров и издержки реализации прав) равны нулю, то размещение ресурсов будет эффективным и неизменным, каким бы ни было первоначальное распределение прав собственности.
Теорема Коуза придерживается двух обязательных условий, которые должны выполняться, чтобы правовая система не оказывала влияния на размещение ресурсов и эффективность производства.
Первое из них - это четкая спецификация прав собственности.
Второе условие теоремы Коуза - это нулевые трансакционные издержки, которые не воспрепятствуют заключению взаимовыгодной сделки между сторонами конфликта. Трансакционные издержки - издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.
Соответственно, государство, решая проблему внешних эффектов должно эффективно комбинировать все три подхода для достижения наилучшего результата, а именно, равенства предельных общественных издержек предельной общественной полезности.
Внешние эффекты государства
Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц.
Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстерналии, процесс – экстернализм).
Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т.д.).
Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия. Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние.
Пример. Предположим, что производство некоторого химического продукта сопровождается загрязнением воздуха. Удалось подсчитать денежную оценку этого ущерба. Допустим, производство одной тонны продукта наносит ущерб окружающей среде в 40 р. Эта сумма представляет собой оценку внешних затрат. Она не входит в частные затраты собственников химического предприятия и поэтому не учитывается ими при принятии решений об объемах производства, о новых инвестициях и т. д. Производство продукта представляется собственникам предприятия слишком дешевым, что может привести к избыточному с общественной точки зрения объему выпуска этой продукции.
Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства.
Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:
1) запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;
2) установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;
3) введя налоги Пигу (А. Пигу - английский экономист), которые имеют специальное назначение - нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;
4) установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам прийти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок - рынок прав, которые можно продавать.
Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек – затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема КОУЗА - утверждение о том, что если частные стороны имеют возможность прийти к соглашению не неся дополнительных издержек по распределению ресурсов, они в состоянии решить и проблему внешних эффектов.
Блага и внешние эффекты
Внешние эффекты (экстерналии) — это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.
Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.
Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) — это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.
Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может выступать сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.
Положительные внешние эффекты — это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.
При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.
В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов является недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями, с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек, с тем, чтобы поощрять производителей увеличивать выпуск продукции.
Общественные блага — блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу, независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.
Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.
Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» - общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы по причине испытаний ядерного оружия; источение озонового слоя.
Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.
Чистое общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.
Чистое частное благо — благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.
Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.
Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.
Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой, — раскрывая кражи со взломом, они оказывают частную услугу конкретному лицу.
Чистые общественные блага имеют две основные особенности:
1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.
2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распределить через кассовый автомат.
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного регулирования.
Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных и токсичных веществ и объявляют их в виде административных приказов.
Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.
Корректирующий налог (налог Пигу) — налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.
Корректирующие субсидии — это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.
Издержки внешнего эффекта
Внешние эффекты (экстерналии) - это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей.
Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.
Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.
Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.
Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.
Совокупные внешние издержки - это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.
Предельные внешние издержки - это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.
Предельные индивидуальные издержки - это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты.
При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.
Предельные общественные издержки - это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.
Предельная общественная полезность - дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.
При суммировании предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек последние поднимаются до уровня предельных общественных издержек.
Положительные внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.
При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную индивидуальную полезность.
В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов является недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями, с тем, чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек, с тем, чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.
Выделяют следующие виды положительных внешних эффектов.
Предельная индивидуальная полезность (МРВ) товара - предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара. Чтобы извлечь связанную с данным объемом товара предельную общественную полезность, необходимо к предельной индивидуальной полезности прибавить предельную полезность, извлекаемую третьими лицами.
Предельная внешняя полезность товара - это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями данного товара.
Совокупная внешняя полезность равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц.
Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности.
Интернализация внешних эффектов
Сущность проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном размещении ресурсов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и социальной выгоды. В результате в одних отраслях производится слишком много, а в других — слишком мало продукции в сравнении с общественно-эффективным выпуском.
Решение данной проблемы состоит в интернализаици внешних эффектов, т.е. в их трансформации во внутренние. Это означает заставить производителей негативных эффектов оплатить возникающие по их вине внешние издержки и тем самым возместить третьим лицам получаемый ими ущерб. Это означает также оплату внешних выгод — выплату компенсаций производителям положительных эффектов за счет их получателей.
Как решить проблему внешних эффектов на практике? В ряде случаев это можно сделать на основе сугубо рыночных отношений без государственного вмешательства.
Известны следующие способы:
1. Внешние эффекты возникают из-за отсутствия прав собственности на ресурс. В результате использование такого ресурса не находит отношения в рыночных сделках. Можно, следовательно, интернализировать внешние эффекты путем установления прав частной собственности на ресурсы и разрешения свободно торговать этими правами. Это и утверждает знаменитая теорема Коуза. Она гласит: «Когда права собственности четко определены, а трансакционные издержки близки к нулю, частные и социальные издержки будут одинаковы независимо от распределения нрав собственности между экономическими агентами». Предположим, на стыке двух дачных участков расположен симпатичный пруд. Вы предпочитаете использовать его для купания, а сосед — для разведения уток. Пусть пруд принадлежит вам. Тогда вы разрешите соседу использовать его только в том случае, если он компенсирует нанесенный вам ущерб. В конечном счете, воду будет использовать тот, для кого она представляет наибольшую ценность: или сосед как фермер, или вы как отдыхающий. Это означает, что вода используется оптимально. С точки зрения общественно-эффективного использования воды ничего не изменится, если пруд изначально принадлежит соседу. Тогда уже вам придется предлагать ему компенсацию за право купания в чистой воде. Если вы цените воду как ресурс для отдыха выше, чем сосед ценит ее как ресурс для фермерства, то она — ваша. И наоборот.
2. Другой способ устранения внешних эффектов состоит в объединении производителей и получателей внешних эффектов в одно целое. В этом случае внешние затраты (выгоды) автоматически становятся внутренними. Представим, что жители прибрежного поселка сами организуют животноводческую ферму. Они, следовательно, получают выгоду в качестве продавцов мяса, но несут убытки из-за того, что привлекательность водоема для отдыха понижается. Однако в данном случае, как рачительные хозяева, жители поселка ограничат производство мяса уровнем, при котором положительная разница между соответствующими выгодами и убытками будет максимальной. Это и означает общественно-эффективное использование ресурсов.
3. Очень часто проблема внешних эффектов решается на основе общественных обычаев — моральных норм, традиций и проч. Воспитанный человек, например, просто не позволит себе выгуливать собаку на детской площадке или бросать окурки с балкона и т.п.
Когда внешние эффекты устойчиво существуют в экономике, к решению этой проблемы необходимо привлечь государство.
Отличие налога Пигу от обычного налога состоит в том, что последний сокращает выпуск в сравнении с общественно-эффективным и ведет к потерям мертвого груза. Налог Пигу, напротив, устраняет эти потери.
Корректирующая субсидия — платеж производителям или потребителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект.
Признано, например, что учащиеся приносят пользу не только себе, но и окружающим — создают для них положительный внешний эффект. Поэтому государство выплачивает студентам стипендии из общественных фондов. В результате кривая спроса на образование смещается вверх на величину предельной внешней выгоды (субсидии на единицу выпуска) и совпадает с кривой предельной социальной выгоды.
Предположим, власти установили предельный уровень выбросов, превышать который запрещено под угрозой серьезных санкций. Проблема, однако, в том, что до достижения данного критического уровня фирмы могут загрязнять окружающую среду совершенно бесплатно. Еще одна проблема в том, что стандартные нормы не учитывают объективные различия в затратах на очистку у разных фирм.
В связи с этим контроль за загрязнением с помощью единых норм может вести к потерям общественной эффективности. Более оправданно установление гибких норм, учитывающих особенности разных предприятий, но такие нормы трудно рассчитать. Иногда власти вообще запрещают вредные выбросы (например, курение в общественных местах), будучи не в состоянии сколь-нибудь точно оценить их долговременные последствия.
Еще одно средство государственного регулирования внешних эффектов, применяемое в западных странах, состоит в создании рынков прав на загрязнение. Рассчитывается оптимальный уровень сокращения вредных выбросов, и выпускается соответствующее количество лицензий на загрязнение. Затем эти лицензии продаются с аукциона. Фирмы, для которых цена лицензий оказывается слишком высокой, ставят очистные сооружения или сокращают производство. «Зеленые» также могут участвовать в аукционах, выкупая лицензии и уничтожая их.
Данный способ регулирования считается наиболее эффективным. Но все опять же упирается в проблему определения общественно-оптимального уровня загрязнения окружающей среды.