Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про аддиктивное поведение, дадим определение понятию, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
Аддиктивное поведение (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка) – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния. Этот механизм реализуется путем употребления определенных веществ (алкоголь, запрещенные препараты) или повторением какого-либо вида деятельности – игромания, трудоголизм, переедание и так далее.
Деструктивный характер подобной активности определяется, во-первых, вредоносным воздействием на организм (если речь идет о химических аддикциях) и, во-вторых, деятельностью индивида, которая, как правило, способствует разрыву его отношений с социумом. Отличительной особенностью аддиктивного поведения является то, что человек не в состоянии справиться со своей зависимостью самостоятельно.
При работе с пациентом специалист определяет первопричины возникновения аддиктивного поведения, после чего выбирает наиболее эффективную для конкретной ситуации форму терапевтического вмешательства.
Как правило, для корректировки аддиктивного поведения составляются группы взаимопомощи, в которых собираются люди, страдающие от похожих зависимостей, для того, чтобы поделиться опытом и преодолеть этот этап вместе. Наиболее известный пример такой группы – сообщество «Анонимных алкоголиков».
Члены сообщества не платят никаких взносов, единственным условием для включения в группу является желание избавиться от пагубной привычки. Параллельно с такими сообществами также функционируют и группы для созависимых – родственников людей, страдающих от алкогольной зависимости, или их друзей, на жизни которых отразилась эта зависимость.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.
Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.
Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).
Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции кеде (переедание, голодание).
Алкоголизм — хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе — расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).
Наркомания — болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения. В международной классификации болезней (МКБ-10) наркомания — это «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ». Сильную психическую зависимость способны вызывать все наркотики, но физическая зависимость к одним бывает выражена (препараты опия), к другим — остается неясной, сомнительной (марихуана), в отношении третьих вообще отсутствует (кокаин).
Токсикомания — заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик (вызывают привлекательное психическое состояние и зависимость).
Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость. Зависимость, по определению ВОЗ, есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Зависимость разделяется на психическую и физическую.
Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
Физическая зависимость — состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Основными причинами распространения и употребления алкогольных, наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социально-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части населения. Все это порождает неуверенность в завтрашнем дне, значительный рост преступности, обесценивание человеческой жизни и др.
Аддиктивное поведение подростков
Подростковый возраст - самый эмоционально насыщенный период в жизни человека, когда явно выражены негативные особенности возрастного кризиса, формируется, в большинстве своём, девиантное, отклоняющееся поведение, инициированное влиянием различных идеологий. Резко выраженные особенности подросткового возраста педагоги называют подростковым комплексом. Изучением подросткового комплекса занимаются многие отечественные и зарубежные педагоги и исследователи, так как именно здесь возникают причины аддиктивного поведения детей и подростков. Подростковый комплекс характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, меланхолией, импульсивностью, негативизмом, конфликтностью и противоречивостью чувств, агрессивностью.
Психологическими особенностями подросткового возраста являются перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание быть признанным и оцененным, показная бравада и независимость, борьба с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность в этом возрасте проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. В этот непростой период их жизни обостряется чувствительность подростков к оценке другими его внешности, способностей, силы, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых. Для подростка характерно сочетание чувственности с поразительной чёрствостью, а болезненной застенчивости - с нагловатостью. Жажда признания проявляется наряду с бравированием независимостью, а отказ от общепринятых правил - с обожествлением случайных кумиров.
Чувственное фантазирование подростка сочетается с сухим мудрствованием. Подросток стремится к философским обобщениям, для него характерна внутренняя противоречивость психики, неопределённость уровня притязаний, склонность к крайним позициям; эгоцентризм мышления и склонность к теоретизированию. Акцентируется конфликт идентичности против ролевой путаницы, неопределённость, расстройство временной перспективы. Подросток характеризуется оппозиционной готовностью, максимализмом в оценках, непереносимостью опеки, многообразием переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированными колебаниями настроений.
Подростковый возраст - самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы.
В своей работе «Психология девиантного поведения» профессор Менделевич В.Д. определяет, что девиантное поведение подростка - это анализ его взаимодействия с реальностью, так как главным принципом нормы является приспособление индивида к своему реальному окружению, т.е. адаптивность. Уход от реальности выбирают, как правило, те, кто относится к ней негативно и оппозиционно и неспособен адаптироваться к ней. «При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться действительности по причине её несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциональных ценностей или откровенно антигуманной деятельности».
И.С. Кон считает, что все формы девиантного поведения подростка взаимосвязаны. «Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие». Реалии жизни показали справедливость этого постулата. Рассмотрев точку зрения многих учёных, мы поддерживаем их мнение о том, что подростковая девиантность подчиняется общим закономерностям - нет никаких специфических причин девиантности подростков. Однако, социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащих к различным группам, своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодёжи.
Аддиктивное поведение подростков, как и взрослых людей, бывает разной степени тяжести: от практически нормального - до тяжёлой зависимости, приводящей часто к психической патологии. Профессор Змановская Е.В. различает аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не являются тяжёлыми зависимостями и не всегда представляют собой явную угрозу жизни (переедание, курение и др.).
Рассмотрим несколько определений, что такое вредные привычки. Вредная привычка - это многократно повторяющееся действие (на уровне автоматизма), отличающееся вредоносностью с позиции общественного блага, окружающих людей или здоровья человека, попавшего в кабалу этой привычки.
Вредная привычка - это закреплённый способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или обществу. Существуют и другие определения понятия «вредная привычка», но все они приводят к выводу, что вредные привычки серьёзно ухудшают, состояние здоровья человека, как физическое, так и психическое. В своей диссертации «Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей» Баринова А.Н., как и многие другие исследователи и педагоги, относит к вредным привычкам подростков наркоманию, алкоголизм, токсикоманию, курение, а также игровую зависимость. «Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек является формирование у детей самого разного возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее с развитием его потребностно-мотивационной сферы».
«Элементы аддиктивного поведения присущи любому человеку (употребление алкоголя, азартные игры), но проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление к уходу от реальности начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая проблемы на потом. Этот уход может осуществляться самыми различными способами».
Особенность аддиктивного поведения подростка состоит в том, что уходя от реальности, он искусственно меняет своё психическое состояние, что даёт иллюзию безопасности и восстановления равновесия, в результате процесс начинает управлять личностью и пристрастие уже руководит ею.
Для современного мира характерно стремительное нарастание изменений во всех сферах жизни общества. Следовательно, уход от проблем - это самый простой и доступный для аддиктивной личности способ выживания. В этом случае на психофизиологическом уровне нарушаются естественные адаптационные возможности личности, появляется психологический дискомфорт, причины которого бывают как внутренние, так и внешние. Люди по-разному реагируют на такие состояния. Аддиктивные личности не переносят перепадов настроения и психологический дискомфорт и ищут лёгкие пути выхода из трудных для них ситуаций, а именно: изменяют своё психическое состояние, чтобы получить приятные эмоции, создавая, таким образом, иллюзию решения проблемы, то есть идут по пути наименьшего сопротивления. Сильные негативные эмоции оказывают такое влияние на личность, следствием которого является дезадаптация «я», выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий, что приводит к потере контроля действий над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным. Профессор Соловьёва С.Л. отмечает, что «желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов... алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, токсических веществ, а также азартных игр, компьютера, секса, переедания или голодания, работы, длительного прослушивания ритмичной музыки».
Считается, что аддиктивная личность не только испытывает дискомфорт и дисгармонию, но и неспособна думать хорошо ни о себе, ни о других. Доктор Ханзян отметил это кратко: «Аддикты страдают, потому что не ощущают себя хорошими». Аддиктивные личности изо всех сил скрывают свою уязвимость с помощью отказа от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады. Они живут в виртуальной реальности, в иллюзиях и фантазиях, что приводит к изоляции, обеднению эмоциональной сферы, отсутствию стойких привязанностей и неустойчивости взаимоотношений с людьми.
С каждым годом увеличивается список вариантов зависимого поведения, в него входят и шопинг, и игры на бирже, и участие в аукционах, и частый просмотр телевизионных программ или сериалов, и длительное прослушивание музыки низкочастотных тонов, а также разговоры о политике, религиозные пристрастия, сектантство, большой спорт, нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези», «дамскими романами» и т.д. Выше перечисленные занятия могут быть, конечно, и отдыхом, но только в том случае, если человек с их помощью не уходит от решения насущных проблем.
Довольно большой и постоянно пополняющийся список причин, определяющих зависимое поведение, говорит о множестве факторов, вызывающих патологическое влечение, находящееся внутри человека. Это приводит к тому, что вместо овладения сложной (стрессовой) ситуацией человек старается не замечать её или уходить от неё, маскируя своё поведение вполне безобидными действиями (например, коллекционированием) или даже социально одобряемыми (например, трудоголией).
Люди с подобным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания.
При смене таких психологических состояний, как напряжение, эмоциональная боль, чувство одиночества, на положительные ощущения человек запоминает «путь устранения» своих неприятностей. Чем сильнее переживаемые эмоции, тем быстрее и легче формируется зависимость.
Аддиктивная реакция развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным, доставляющим удовольствие и успокаивающим. Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Особенность фиксации заключается в том, что она влечёт за собой сильное желание повторить пережитое изменённое состояние ещё раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализации, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Мучительные события жизни у человека, не имеющего сил и умений преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их уничтожения или немедленного счастья.
Понимание связи между действием и состоянием приводит к тому, что возникают отрицательные переживания, способствующие появлению действия, которое устраняет негативные эмоции. Своим стремлением достичь немедленного удовольствия человек сам себя заманивает в ловушку, даже зная или предполагая о негативных последствиях своего поведения. Так происходит с наркоманом, курильщиком, алкоголиком, игроком и т.д. Искусственное устранение, а не искоренение причин неприятного состояния усиливает вероятность его повторения через короткие промежутки времени.
Если говорить образно, то для психологически зрелой личности мир - это арена для переживания, в том числе и негативных чувств, для того чтобы творить и воплощать свои желания, преодолевая трудности и ожидания. Для аддикта мир - это тюрьма, оттуда не вырваться, поэтому лучше уйти от решения этой проблемы любым доступным способом. Таким образом, аддикция - это уклонение от жизни «взрослого человека», уход от ответственности.
В соответствии с имеющимися критериями особенностью индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме психически здоровые люди легко приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.
Для аддиктивных же личностей характерен феномен «жажды острых ощущений» со стремлением к риску, тяготением к опасным ситуациям и видам деятельности, отсутствием стабильности и надёжности в межличностных взаимоотношениях. Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, серой и скучной жизнью, перед обязательствами и ответственностью, склонность к интенсивным эмоциональным переживаниям, к опасным ситуациям, риску и авантюрам.
Аддикты живут в своём воображаемом мире, находясь в конфликте с окружающими людьми, для которых этот мир недоступен и является незрелым. Для аддиктов реальным является лишь «мышление по желанию», т.е. то, что соответствует их желаниям и представлениям. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная.
Классическим антиподом аддиктивной личности выступает обыватель - человек, живущий, как правило, интересами семьи, родственников, близких людей и хорошо приспособленный к такой жизни. Именно обыватель вырабатывает устои и традиции, становящиеся общественно поощряемыми нормами. Он консервативен по своей сути, не склонен что-либо менять в окружающем мире, довольствуется тем, что имеет, старается исключить риск до минимума и гордится своим «правильным образом жизни». В отличие от него, аддиктивной личности, напротив, претит традиционная жизнь с её устоями, размеренностью и прогнозируемостью, когда «ещё при рождении знаешь, что и как произойдёт с данным человеком». Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом аддиктивной личности. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженным аффектом являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими.
Интересна точка зрения Э. Берна, объясняющего механизм возникновения аддиктивного поведения эмоциональной депривацией.
Э. Берн обозначил у человека шесть видов голода:
1. Голод по сенсорной стимуляции.
2. Голод по признанию.
3. Голод по контакту и физическому поглаживанию.
4. Сексуальный голод.
5. Структурный голод, или голод по структурированию времени.
6. Голод по инцидентам.
В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворение чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью.
Исследователь B. Segal отметил следующие особенности аддиктивной личности:
• сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
• скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
• внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
• стремление говорить неправду;
• стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
• стремление уходить от ответственности в принятии решений;
• стереотипность, повторяемость поведения;
• зависимость;
• тревожность.
Таким образом, изучение опыта отечественных и зарубежных исследователей позволяет прийти к выводу, что основной характеристикой аддиктивной личности подростка является зависимость, которую можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии.
Профилактика аддиктивного поведения
Современные представления о профилактике аддиктивного поведения предполагают проведение профилактических вмешательств четырех видов:
1. Универсальные профилактические вмешательства. Этот тип профилактики аддиктивного поведения ориентирован на население в целом или на его отдельные большие однородные группы, члены которых идентифицируются как личности, не имеющие предшествующего риска развития аддиктивного поведения. В целом, они определяются как имеющие усредненную вероятность риска развития болезни, и критерии риска развития заболевания не являются основанием для выделения каких - либо определенных групп населения при данном виде профилактических вмешательств. Универсальные профилактические вмешательства осуществляются на уровнях:
а) семья,
б) школа (учебное заведение),
в) место жительства (вне семьи и вне школы). Например: проводимые в рамках школьных программ профилактические меры, направленные на выработку социальных навыков отказа от употребления психоактивных веществ.
2. Выборочные, избирательные профилактические вмешательства. Селективные профилактические вмешательства ориентированы на отдельные группы населения, подверженные риску аддиктивного поведения. Селективные профилактические вмешательства осуществляются на аналогичных уровнях. Например: вмешательства, ориентированные на детей, имеющих факторы риска развития аддиктивного поведения (ситуации развода родителей, смерти близкого родственника, психического заболевания родителей).
3. Профилактические вмешательства по индивидуальным показаниям. Индивидуально-ориентированная профилактика аддиктивного поведения нацелена на лиц, у которых имеется высокий риск развития заболевания. Например: воздействия, ориентированные на детей, имеющих признаки депрессии, высокой тревоги и склонных к агрессии. Имеющиеся у них в настоящее время симптомы расстройств не достигают уровня выраженности, необходимого для постановки диагноза. Профилактические вмешательства по индивидуальным показаниям профилактические вмешательства осуществляются на уровнях:
а) семья,
б) школа (учебное заведение),
в) место жительства (вне семьи и вне школы).
4. Профилактика аддиктивного поведения, ориентированная на окружающую среду.
Профилактические действия по предупреждению аддиктивного поведения, направленные на окружающую среду - это предупреждающие вмешательства, нацеленные на изменение социальной, экономической, физической и культуральной сред обитания, в которых люди делают свой выбор использования психоактивных веществ или отказа от их употребления. На результат выбора влияют не только особенности личности человека, но и такие особенности среды обитания, как доступность табака, алкоголя и наркотиков, особенности налогообложения и политики ценообразования, рекламы. Например: возрастные ограничения на продажу табака и алкоголя, повышение их стоимости и дополнительные налоги на них, юридические аспекты меры противодействия вождению автотранспорта в нетрезвом состоянии и запрета курения, объявление его вне закона, ограничение употребления алкоголя в общественных местах).
Профилактика аддиктивного поведения в России осуществляется разными федеральными структурами (ФСКН, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития) и другими организациями, каждая из которых имеет собственное видение цели, задач и реального участия.
Деятельность данных структур является недостаточно скоординированной в связи с отсутствием единого государственного подхода, что препятствует повышению эффективности проводимых профилактических воздействий. Особенности организации финансирования профилактических служб в этих структурах пока не позволяют проводить профилактических вмешательств всех четырех указанных выше видов на трех уровнях (семья, школа, местожительства). Возникающие в результате этого дефекты профилактики приводят к развитию новых случаев развития зависимости от психоактивных веществ, необходимости их лечения и реабилитации, что достаточно дорого стоит государству.
Профилактика аддиктивного поведения тесно связана с лечением и реабилитацией лиц, зависимых от психоактивных веществ. Сравнение деятельности профилактических служб, организаций, осуществляющих лечение больных свидетельствует о явном перекосе в финансировании деятельности структур, осуществляющих лечение и имеющих низкую эффективность, по сравнению с финансированием и структурой организации профилактических служб. Лечить гораздо дороже, чем предупреждать развитие болезни. Необходимо резко повысить приоритет профилактической деятельности и обеспечить её профессионально подготовленными кадрами.
Создание новой структуры профилактической службы и увеличение её финансирования позволит осуществлять профилактику на уровне всей популяции в целом, среди групп риска и групп высокого риска в школе, семье и по месту жительства. Повышение качества профилактики будет препятствовать развитию новых случаев заболеваний, позволит снизить финансовую нагрузку деятельности лечебных учреждений и повысить качество их работы.
Создание новой структуры профилактической службы и увеличение её финансирования необходимо в связи со следующими обстоятельствами:
• Во-первых, среди профилактических вмешательств приоритетными должны стать универсальные профилактические воздействия, ориентированные на отдельные большие однородные группы населения, не имеющие предшествующего риска развития аддиктивного поведения и имеющие позитивную направленность. Позитивные профилактические воздействия должны мотивировать молодежь на личную ответственность за своё здоровье и его сохранение, укреплять духовно-нравственные ориентиры, способность детей и подростков добиваться поставленных целей развития, позитивной самооценки, социальной самоэффективности и способности совладать с негативными воздействиями. Программы, направленные на укрепление здоровья, дают возможность помочь детям и подросткам всесторонне развиваться духовно, социально, эмоционально, интеллектуально, физически, укреплять чувство принадлежности к коллективу, личные качества/индивидуальность/ самосознание и непрерывно развиваться. Проведение позитивной профилактики, ориентированной на укрепление здоровья, позволит значительно снизить вероятность возможного развития аддиктивного поведения.
• Во-вторых, это необходимо в связи с появлением новых видов зависимого поведения - патологической склонности к азартным играм, интернет–зависимости , их сочетанных форм, зависимости от мобильных телефонов, пищевых аддикций (голодание и переедание), предупреждение которых не в состоянии обеспечить существующая система профилактической службы.
• В-третьих, профилактика аддиктивного поведения является частью профилактики специфических психических, эмоциональных и поведенческих нарушений среди детей и молодежи. Высокая распространенность симптомов тревоги, депрессии, посттравматических и пищевых расстройств среди детей и подростков, являющихся фактором высокого риска развития аддиктивного поведения, требует проведения профилактических воздействий среди этих групп и увеличивает объем деятельности служб, осуществляющих профилактику аддиктивного поведения. Профилактика аддиктивного поведения не может быть узко специализированной. Например, она должна включать в себя и мероприятия, направленные на снижение риска сексуального поведения и предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией. Заражение ВИЧ – инфекцией примерно в 50% случаев происходит инъекционным путем у лиц употребляющих наркотики.
• В-четвертых, для успешного осуществления универсальных, селективных и профилактических мероприятий, профилактические вмешательства по индивидуальным показаниям в семье, школе, по месту жительства необходимо систему профессиональной подготовки кадров, способных осуществлять все направления профилактической деятельности.
Формы аддиктивного поведения
Важно отметить, что элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путём изменения своего психического состояния. Однако проблема аддикции начинается лишь тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.
Аддиктивное поведение в свою очередь имеет множество подвидов, которые дифференцируются в большей мере по объекту аддикции. Чаще всего под аддктивным поведением предполагается исключительно химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), это связано с высокой распространенностью этих видов зависимости. Однако в качестве зависимости могут выступать любые другие объекты или формы активности — деньги, работа, игры, физические упражнения, другой человек или секс.
По вопросу классификации аддикций многие авторы схожи во мнении, они выделяют следующие типы:
• Химические аддикции: курение; токсикомания; наркозависимость; лекарственная зависимость; алкоголизм.
• Нехимические аддикции: гэмблинг (азартные игры); компьютерная аддикция; сексуальная аддикция; любовная аддикции; аддикция отношений; работоголизм; аддикция к трате денег; ургентная аддикция (привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени).
Особое промежуточное место Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева отводят нарушениям пищевого поведения (переедание, голодание). Это связано с тем, что при данной форме аддикций задействованы как психологические, так и биохимические механизмы.
Важно отметить, что по мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, так, в современном обществе чрезвычайно быстро развивается компьютерная и Интернет-зависимость. Но в то же время некоторые формы уже не являются девиантными — Е.В. Змановская отмечает, что гомосексуализм в наше время уже хоть и остается в разряде маргинального поведения, но уже не является отклонением.
В рамках данного исследования особенный интерес для нас представляет гейм- и интернет-зависимость.
Перечислим ее разновидности:
1. Киберсексуальная зависимость. Лица, которые увлекаются киберсексуальными отношениями и порнографией в Интернете, представляют собой новый вид секс-аддиктов. Многие любители порно соблазняются скрытным характером Интернета. Более 60 процентов лиц, склонных к данному виду зависимости, это люди, которые не просто просматривают откровенные роли, но участвуют в порно-активностях, таких как посещение просмотр видеочатов. Чрезмерное увлечение порно в Интернете оказывает вредное воздействие на мозг.
2. Зависимость от киберотношений. Аддикты этого типа чрезмерно вовлечены в онлайн-чаты и сайты социальных сетей. Такие аддикты часто теряют своих настоящих друзей и семью в поисках киберотношений в сети.
3. Зависимость от кибершопинга. Навязчивые онлайн-казино, магазины и онлайн-игры – все это примеры сетевых принуждений. Согласно Центру Интернет-зависимости, эти три типа поведения соответствуют тому, что центр называет моделью ACE; то есть они обеспечивают доступность, контроль и волнение. Интернет кишит виртуальными казино, интернет-магазинами и игровыми сайтами. Навязчивые компьютерные игры, в частности многопользовательские ролевые онлайн-игры или MMORPG, были огромной проблемой во всем мире. В Южной Корее проблема настолько обострилась, что в стране был введен «Закон о Золушке», согласно которому лицам, не достигшим 16-летнего возраста, запрещено пользоваться игровыми сайтами после полуночи.
4. Информационная перегрузка. Бесконечное количество информации в сети привело к тому, что люди тратят слишком много времени на сбор и отсеивание веб-контента. В исследовании Reuters упоминаются те, кто занимается принудительным веб-серфингом и поиском в базе данных, как новое поколение аддиктов, которые можно назвать датаголиками. До этого в своей книге «Шок будущего» Элвин Тоффлер использовал термин «инфошок» для описания переизбытка информации или информационной перегрузки.
Что касается гейм-аддикции, то можно отметить, что существует два основных типа видеоигр и, следовательно, два основных типа гейм-аддикции. Стандартные видеоигры, как правило, предназначены для игры одним игроком и включают четкую цель или миссию, например, спасение принцессы. Зависимость в этих играх часто связана с выполнением этой миссии или превышением рекордов или заданных стандартов.
Другой тип зависимости от видеоигр связан с многопользовательскими онлайн-играми. В эти игры играют онлайн с другими людьми, и они особенно затягивают, потому что у них, как правило, нет конца. Геймеры с таким типом зависимости любят создавать и временно становиться онлайн персонажем. Они часто строят отношения с другими онлайн-игроками как побег из реальности. Для некоторых это сообщество может быть тем местом, где они считают себя наиболее принятыми.
Различные причины влияют на зависимость от видеоигр. Однако одна из главных причин того, что видеоигры могут вызывать такую зависимость, заключается в том, что они созданы именно таким образом. Дизайнеры видеоигр, как и все, кто пытается получить прибыль, всегда ищут способы привлечь больше людей, играющих в их игры. Они достигают этого, делая игру достаточно сложной, чтобы заставить вас возвращаться снова и снова, но не настолько усердно, чтобы игрок в конце концов сдался. Другими словами, успех для геймера часто ощущается просто недосягаемым. В этом отношении зависимость от видеоигр очень похожа на другое, более широко известное расстройство: зависимость от азартных игр.
В случае любой другой зависимости, аддикция от видеоигр имеет предупреждающие знаки. Важно уметь распознать эти признаки. По данным Иллинойского института восстановления зависимости, эти симптомы могут быть как эмоциональными, так и физическими.
Некоторые из эмоциональных признаков или симптомов зависимости от видеоигр включают в себя:
• Чувство беспокойства и / или раздражительности, когда невозможно играть;
• Озабоченность мыслями о предыдущей онлайн-активности или ожиданием следующей онлайн-сессии;
• Лгать друзьям или членам семьи относительно количества времени, проведенного за игрой;
• Изоляция от других, чтобы проводить больше времени в играх.
Некоторые физические признаки или симптомы зависимости от видеоигр включают в себя:
- Усталость;
- Мигрень из-за интенсивной концентрации или напряжения глаз;
- Туннельный синдром запястья, вызванный чрезмерным использованием контроллера или компьютерной мыши;
- Плохая личная гигиена;
- Краткосрочные и долгосрочные эффекты зависимости от видеоигр.
Как и любое другое компульсивное расстройство, зависимость от видеоигр может иметь серьезные негативные последствия. Хотя большинство вышеперечисленных симптомов имеют кратковременные эффекты, они могут привести к более серьезным долговременным последствиям, если их не устранить должным образом. Например, кто-то, кто увлекается видеоиграми, часто избегает спать или есть правильную еду, чтобы продолжить игру. Хотя краткосрочные последствия этого могут включать голод и усталость, в конечном итоге это может привести к расстройству сна или проблемам со здоровьем, связанным с питанием. Точно так же те, кто изолирует себя от других, чтобы играть в видеоигры, могут упустить семейные события, прогулки с друзьями или другие события в краткосрочной перспективе. Однако, если это будет продолжаться в течение длительного периода времени, н могут оказаться без друзей вообще.
Другие долгосрочные последствия зависимости от видеоигр — финансовые, академические и профессиональные последствия. Видеоигры и видеоигровое оборудование могут быть очень дорогими, особенно если учитывать текущие расходы, такие как высокоскоростное подключение к Интернету, необходимое для многопользовательских онлайн-игр. Эти игры также могут быть очень трудоемкими, оставляя зависимым геймерам меньше времени, чтобы сосредоточиться на своем образовании или карьере.
Формы аддиктивного поведения могут быть различными, чаще всего это химические аддикции (курение, алкогольная, наркотическая аддикции, токсикомания), нарушение пищевого поведения, игровая и Интернет-зависимость. Преобладание данных форм связано с распространенностью и доступностью объектов аддикции (сигареты, алкоголь, некоторые виды наркотических средств).
Аддиктивное поведение, связанное с химическими аддикциями, в юношеском возрасте имеет свою специфику, что связано с физиологической незрелостью юношей и девушек. Большую роль в формировании аддиктивного поведения играет общение со сверстниками, поскольку групповое мнение еще играет значимую роль для юношей и девушек (особенно в период ранней юности). Сознание групповой принадлежности, солидарности, дружеской взаимопомощи создает мощное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения, способствует повышению самооценки. Таким образом, влияние группы, страх насмешек и отсутствие четкой сформированной собственной позиции является предпосылкой к формированию химической зависимости.
Таким образом, аддиктивное поведение можно разделить на две крупные группы – химические и нехимические аддикции. Химические аддикции – это зависимость от тех или иных видов запрещенных и незапрещенных веществ, а нехимические – это поведенческая зависимость сложного характера от тех или иных видов деятельности.
Изучив типологию аддиктивного поведения и его формы мы можем перейти к социальным факторам, формирующим зависимость.
Формирование аддиктивного поведения
Термин аддикция пришел из английского языка (addiction – англ., склонность, пагубная привычка, зависимость), который, в свою очередь, был заимствован из латыни. За последние годы этот термин изменил свое значение. Первоначально он использовался исключительно для описания поведения людей, зависимых от химических веществ, таких как кофеин, никотин, алкоголь, наркотики. Дальнейшие исследования определили более широкий взгляд на аддикцию как на специфическое поведение, в формировании которого участвуют как социальные условия, так и психологические и физиологические особенности человека. Так же следует отметить, что наряду с термином «аддикция» используются сочетания «аддиктивное поведение», «аддиктивное состояние», «зависимость». В отечественной литературе, аддиктивное поведение чаще означает, ситуацию, когда болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, при отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.
В общефилософском понимании профилактика (от греческого «prophylaktikos» – предохранительный) есть предупреждение возникновения какого-либо процесса, явления или действия. В общенаучной трактовке, как отмечает профессор Л.Г. Буйнов «профилактика – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия». Применительно к процессу формирования аддикций, как подчеркивает М.С. Матусевич «профилактика понимается как комплекс социальных, медико-биологических и образовательных мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению аддикции, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий аддикции».
Обобщив зарубежные и отечественные исследования данного феномена, можно выделить два основных направления научного поиска, отличающиеся взглядом на причины формирования аддиктивного поведения.
Первое направление можно условно назвать психобиологическим. Его представители отводят главную роль в формировании аддиктивного поведения генетическим и психическим факторам и сосредотачивают свои усилия на реализации методов медицинской и психологической профилактики, в основном уделяя внимание коррекционной работе. В рамках данного направления можно выделить целый ряд теорий.
Так, с позиции психоанализа (3.Фрейд) аддиктивное поведение есть подчинение принципу удовольствия, которому не могут противостоять слабые «Эго» и «Супер-эго». Супер-эго – это дополнительная система контроля внутри самого человека, в разумном развитии которой 3. Фрейд видел способ предупреждения отклонений в поведении личности. Оно формируется на основе механизма идентификации – дети учатся поведению в соответствии со своим полом и нормами, демонстрируемыми значимыми для них людьми. При потере контроля над поведением, он восстанавливается на основе приобретенного инсайта, выбора путей решения проблемы и их реализации, приводящей к замене зависимого поступка альтернативным выбором. Исходя из этого, основой профилактики зависимого поведения является трансформация бессознательного сознательным, то есть усиление Эго, чтобы поведение человека основывалось не на требованиях инстинктов, а на требованиях реальности.
Психосоциальная теория (Э. Эриксон, Б Ньюман) видит в появлении аддиктивного поведения результат неразрешенного конфликта зависимости автономности, с которым ребенок впервые сталкивается еще в раннем детстве.
Согласно позициям адлерианской школы, аддиктивное поведение можно объяснить стремлением человека преодолеть комплекс неполноценности, вызывающий желание «бегства от жизни». А. Адлер первым обратил внимание на феномен неполноценности как источник самосовершенствования. В его преодолении человек на протяжении всей жизни формирует свой индивидуальный стиль поведения. В данном отношении аддикция проявляется стилем жизни, не отвечающим общественным нормам. Адлер полагал, что все жизненные проблемы имеют социальный характер, а способности человека считал социально обусловленными и предназначенными для использования в жизни общества. Предупреждение развития нежелательных жизненных стилей он видел в психологической и обучающей работе с родителями и с учителями, в обучении диагностике проявлений небольших ошибок в прототипе и их исправлению. Коррекция более трудных случаев относится к компетенции психолога, работающего в системе образования.
Схожую теорию выдвигает Э. Берн, рассматривая аддикцию с точки зрения трансактного анализа и выделяя в качестве причины аддиктивного поведения результат развития принципа «я хочу» наравне с избеганием ответственности. Осознание своего жизненного неэффективного сценария, выработка нового сценария, ведущего к эффективности и успеху, могут быть методами психологического консультирования подростков на основе трансактного анализа. Включение подростков в просоциальную группу – это средство предупреждения развития нежелательного сценария на основе усвоения в группе эффективных трансакций, позволяющих решать жизненные проблемы с учетом не только своих интересов, но и интересов других людей, общества в целом.
Альберт Эллис, являясь сторонником когнитивной бихевиоральной психологической концепции, считает, что аддиктивное поведение – это результат иррациональных убеждений. Очень часто люди не проявляют настойчивости в выражении своих мыслей, убеждений и чувств лишь потому, что уверены в отсутствии у них подобного права и права проявлять достоинство. Это иррациональное базовое убеждение, приводящее к эмоциональным расстройствам. Такой способ мышления ведет к пассивному, подражательному поведению, что само по себе, может представлять опасность для детей и подростков в ситуации негативного влияния социума. По мнению Эллиса, процесс профилактики включает решение следующих задач: выявление убеждений, являющихся причиной отсутствия настойчивости в выражении своих мыслей и чувств; «атака» иррациональных убеждений; формирование конструктивной позиции и рациональных убеждений; формирование нового комплекса убеждений, ведущих к активному поведению; тренировка нового поведения; его применение в ситуациях, вызывающих тревожность.
Второе направление можно назвать социально-средовым. Оно связано с рассмотрением социальных причин аддиктивного поведения, исходя из чего, основными методами профилактической работы являются методы изменения сферы жизнедеятельности субъекта.
Социально-средовая теория, построенная на трансакциональной модели превенции А.Д. Самероффа, рассматривает поведение человека в качестве результата его взаимодействия со средой. Ученый исходит из предположения, что риск аддиктивных расстройств может быть вызван не только характеристиками индивида, имеющего те или иные предпосылки таких расстройств, и характеристиками воздействующей на него среды, но и специфическими комбинациями индивидуальных и средовых характеристик. В таком случае проявляющаяся дестабилизация взаимоотношений личности и среды ведет к психосоциальным расстройствам и может проявляться в виде аддиктивного поведения.
На основе данной теории Г. Паттерсон выстраивает модель антисоциального поведения, отмечая повышение несогласованности между личностью и социумом в подростковом возрасте, реализующуюся через протестное поведение как основной способ взаимодействия со средой. Главным методом преодоления этого антисоциального поведения является формирование адаптивных копинг-стратегий, обусловленных теорией превентивных буферов, основанной на выявлении и включении в среду позитивных факторов, которые способствуют снижению чувствительности к стрессу и развитию адаптивного поведения.
На идее социальной обусловленности аддикции А. Бандура разрабатывает теорию социального научения, согласно которой личность человека меняется под воздействием требований социальной среды, в результате чего человек учится определенным формам поведения. В контексте данной теории профилактика осуществляется через социально ориентированные воздействия, направленные на предотвращение действия значимых факторов негативного социального давления. В таком случае профилактика аддикций предполагает использование следующих методов: формирование устойчивости к социальному давлению; психологические «прививки» против негативного информационного воздействия; информирование о влиянии со стороны родителей и других взрослых.
Следует отметить, что особую значимость профилактика аддиктивного поведения приобретает именно в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. Во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества, как стремление к развитию и самопознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции: делают попытки в самоопределении. Вот почему так важна роль школы, которая является основным институтом социализации подрастающего поколения, в вопросах профилактики различных форм зависимого поведения.
Одними из наиболее эффективных методов профилактики аддиктивного поведения является использования здоровьсберегающих технологий, которые по мнению Л.И. Сыромятниковой «направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, любви к окружающему миру». В этом контексте профессор Л.Г. Буйнов пишет: «здоровьсбережение есть неотъемлемая часть школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться с использованием методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья».
Образовательная модель профилактики должна строиться на учебно-воспитательных методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях аддикций. При этом профилактика аддиктивного поведения в широком смысле имеет отношение к избеганию проблем, связанных с возникновением и развитием зависимости. В этом аспекте перспективным направлением является использование методов коррекции функционального состояния школьников. Л.А. Сорокиной разработаны три группы методов, направленные на коррекцию функционального состояния школьников, что играет одну из решающих ролей в профилактике зависимого поведения, как отражения нарушения физиологических процессов в организме. Так, использование психофизиологических методов коррекции в образовательной модели профилактики должно быть направлено на оптимизацию деятельности центральной нервной системы, психоэмоциональных на баланс эмоционального настроя и психологических процессов, а дидактических на формирование образовательных результатов в области здоровьсбережения.
Так же стоит отметить эффективность использования в образовательной модели профилактики аддиктивного поведения способов повышения умственной работоспособности, как катализатора интегративного качества личности, способствующего адекватному восприятию реальности и отказу от деструктивного поведения. Наиболее перспективными методиками нам кажутся разработанные группой авторов под руководством профессора Л.Г. Буйнова.
Виды аддиктивного поведения
Основными видами аддиктивного поведения являются зависимость от психоактивных веществ (чая, кофе, алкоголя, табака, наркотиков), интернет-зависимость, зависимость от деструктивных культов.
Наркомания. Зависимость от алкоголя, табака. В международной классификации болезней курение классифицируют как зависимость (синдром зависимости от табака). Фармакологические и поведенческие процессы, определяющие табачную зависимость, подобны тем, что определяют зависимость от таких наркотиков как героин и кокаин.
Психологический эффект от употребления алкоголя в небольших дозах выражается в ослаблении внутренних запретов, скованности и ускорение чувства времени. Таким образом, употребление алкоголя дает ощущение обретения идентичности, при этом личность не затрачивает никаких внутренних усилий, и с исчезновением внешнего источника благополучия исчезает и ощущение идентичности.
В наркологии наркомания рассматривается как болезнь, в процессе развития которой выделяют следующие основные этапы.
Синдром психической зависимости, сущность которого в том, что человек перестает чувствовать себя комфортно в жизни и справляться с трудностями без приема наркотика.
Наркотик становится важнейшим условием контакта человека с жизнью, собой, другими людьми:
• Синдром физической зависимости заключается в постепенном встраивании наркотика в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломота, сухость кожи (или потливость), т.е. развивается абстинентный синдром. Для его снятия необходимо принять наркотик, дозы которого постоянно увеличиваются.
• Синдром измененной реактивности организма к действию наркотика. Важнейшую роль в структуре данного синдрома играет толерантность. Ее возрастание, стабилизация на высоком уровне, снижение относят к стержневым симптомам наркомании.
В.В.Шабалина указывает на то, что на разных стадиях развития наркотической зависимости доминируют разные функции:
1. познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания);
2. гедоническая функция (получение удовольствия);
3. психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение);
4. компенсационная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.);
5. стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности);
6. адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики);
7. анестетическая функция (избегание боли).
Перечисленные выше функции, которые могут быть реализованы с помощью использования психоактивных веществ, указывают, что зависимость (в частности наркотическая) увеличивает адаптивные возможности. При помощи наркотика подросток компенсирует недостаток социально-психологической адаптации.
Т.И.Петракова, Д.Л. Лимонова, Е.С. Меньшикова, изучая мотивацию употребления подростками наркотиков, выявили, что наибольший процент положительных ответов на употребление наркотика подростки дали в ситуациях:
1. когда наркотик использовался как «лекарство» от сильных эмоциональных переживаний: страх, ненависть, обида, досада, одиночество и др.;
2. ответственности за свое поведение, противостояния группе, авторитету;
3. конформизма, демонстрации протеста против мнения старших, склонности к риску, любопытства.
Среди причин актуализации психологической готовности к употреблению наркотиков выделяют (С.В. Березин, К.С. Лисецкий и др.):
1. неспособность подростка выйти из ситуации, когда удовлетворение актуальных потребностей оказывается затруднительным;
2. несформированность или неэффективность способов психологической защиты;
3. наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода;
4. наличие тенденции к конфронтации с опасностью.
Интернет-зависимость. В современных исследованиях Интернет-зависимость изучается как вид компьютерной зависимости (кибер-аддикция). Изучая взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете, А.Жичкина выявила, что особенность идентичности Интернет-зависимых пользователей состоит в стремлении избавиться от требований социального окружения и удовлетворить потребность в эмоциональной поддержке. Для пользователей Интернета характерно создание виртуальных личностей, в основе которого лежат мотивационные причины (удовлетворение уже имеющихся желаний). Виртуальные личности являются компенсацией недостатков реальной ситуации. Они могут существовать как «для себя», осуществляя идеал «Я», или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя ( Young; Turkle; Becker), так и «для других» – с целью произвести впечатление на окружающих ( Dautenmann ; Reid ; Suter).
По данным исследования связи кибер-аддикции с личностными характеристиками (Е.Д. Львина, Л.Ф. Львин, Н.И. Лебедев) установлено, что почти 9 % учащихся в возрасте 15-17 лет имеют компьютерную зависимость. Выявлено, что использование компьютера и Интернета для игр и развлечений связано с определенными чертами личности (высокая доминантность, низкая терпимость, низкая самооценка и т.д.). Установлено также, что существует отрицательная корреляция между кибер-аддикцией и положительной (само) идентичностью.
Зависимость от деструктивных культов. Те подростки, которые не могут самостоятельно разрешить возникающие внутриличностные и межличностные конфликты, не видящие жизненных перспектив, нуждающиеся в поддержке и признании, которых не получают в своем окружении, могут быть вовлечены в нетрадиционные религиозные системы (секты). Сектантство, видимо, нужно рассматривать как форму негативной психической зависимости (К.С.Лисецкий). Негативной называют зависимость от любого объекта, который вызывает привыкание и невозможность отказа от него и который деструктивно влияет на психологическое и физиологическое состояние человека. Объектом может быть как психоактивное вещество (и тогда мы говорим о различных формах наркомании), так и патологическая система взаимоотношений (и тогда мы говорим, в том числе, и о сектантстве как форме патогенных взаимоотношений). К.Г.Юнг говорил, что «Религия – это система психотерапии…Это действительно чрезвычайно развитая система, за которой стоит величайшая практическая истина».
Э.Эриксон в своей работе «Идентичность: юность и кризис» указывает на причины, объясняющие интерес подростков к нетрадиционным религиям:
1. религиозные общины предполагают упрощенную перспективу на будущее;
2. религиозные общины предполагают стандартизацию действий и поведения, что избавляет от застенчивости и самонаблюдения;
3. коллективные действия ослабляют ограничения и ощущение личной вины;
4. подчинение главарю, играющему роль «старшего брата», лишено двойственности, свойственной отношениям между детьми и родителями;
5. возникает иллюзия гармонии внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями.
Подобные организации обладают:
1. отработанными механизмами вовлечения новых членов;
2. «вечной книгой», которая дает ответы на все вопросы (разумеется, с учетом личности интерпретатора);
3. действующей системой психологического внушения (часто очень жесткой) и особыми приемами, изменяющими состояние сознания: медитация, экстаз, транс (возможно с использованием наркотических веществ или физических упражнений: гипервентиляция, ритмические движения);
4. обещанием прощения, вечной жизни, рая и др., что позволяет подростку не принимать решения и не нести ответственность за собственную судьбу, а значит не ошибаться.
Как отмечает Г.Леффельман, включение в религиозную общину может быть связано с потерей личной идентичности и принятием нового имени. Потеря самостоятельности, зависимость от лидера общины, неспособность устанавливать эмоциональные связи с другими людьми, не принадлежащими к данной религиозной идеологии, иногда материальный взнос, разрыв отношений с близкими и, в конечном счете, с реальностью – это цена, которую подросток платит за принадлежность к референтной группе.
Рассмотренные нами виды аддиктивного поведения являются формами компенсации недостатков в развитии личности. Объект зависимости, несмотря на специфичность каждого вида аддиктивного поведения, является лишь средством, дающим иллюзорное удовлетворение потребностей (не путать с иллюзорностью ощущений, они реальны) или разрешение актуальных конфликтов, ослабление внутреннего напряжения. Подросток не может избавиться от зависимости, так как не имеет другого более конструктивного способа разрешения постоянно возникающих трудностей.
Выбор объекта аддикции и, следовательно, формирование соответствующего вида аддиктивного поведения случайно. Например, объект может смениться на другой, но аддикция при этом останется (наркоман может стать алкоголиком и наоборот). Это обусловлено тем, что формирование различных видов аддиктивного поведения едино в своей психологической основе.
Развитие аддиктивного поведения
Этапы развития аддиктивного поведения:
• Первый этап - «Первые пробы». Первоначально происходит знакомство с веществом эпизодически, с получением положительных эмоций и сохранением контроля.
• Второй этап - «Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем. Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда вещество действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние. Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные стереотипы поведения.
• Третий этап - «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования). Характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».
• Четвертый этап - Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено. Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.
• Пятый этап - «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма).
Синдром зависимости:
а) Сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к приему вещества.
б) Сниженная способность контролировать прием вещества: его начало, окончание или дозу, о чем свидетельствует употребление вещества в больших количествах и на протяжении периода времени большего, чем намеревалось, безуспешные попытки или постоянное желание сократить или контролировать употребление вещества.
в) Состояние отмены или абстинентный синдром, возникающее, когда прием вещества уменьшается или прекращается, о чем свидетельствует комплекс расстройств, характерный для этого вещества или использование того же (или сходного вещества) с целью облегчения или предупреждения симптомов отмены.
г) Повышение толерантности к эффектам вещества, заключающееся в необходимости повышения дозы для достижения интоксикации или желаемых эффектов или в том, что хронический прием одной и той же дозы вещества приводит к явно ослабленному эффекту.
д) Поглощенность употреблением вещества, которая проявляется в том, что ради приема вещества полностью или частично отказываются от других важных альтернативных форм наслаждения и интересов, или в том, что много времени тратится на деятельность, связанную с приобретением и приемом вещества и на восстановление от его эффектов.
е) Продолжающееся употребление вещества вопреки явным признакам вредных последствий, о чем свидетельствует хроническое употребление вещества при фактическом или предполагаемом понимании природы и степени вреда.
1. Начальная (первая) стадия зависимости - диагностические критерии: а), б), г)и е);
2. Средняя (вторая) стадия зависимости - диагностические критерии: помимо а), б), г) и е) дополнительно присутствует, как минимум, один из двух оставшихся критериев в) и д) синдрома зависимости;
3. Конечная (третья) стадия зависимости - диагностические критерии: помимо признаков синдрома зависимости, определяются признаки резидуальных психических расстройств и психических расстройств с поздним дебютом; повышение толерантности к психоактивному веществу может сменяться тенденцией к ее снижению. В конечной стадии зависимости, как правило, определяются стойкие соматоневрологические нарушения.
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.