Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами.
Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культура поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека:
- этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах;
- культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы (быта нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище);
- эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).
Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производственной продукции. В марксистской этике и педагогике культура поведения рассматривается как органическое единство этического и эстетического в духовном и внешнем облике человека.
Попытки противопоставить эти два понятия являются пережитком представлений, связанных с классовым обществом, где манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенного этикета в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям.
Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Такое формальное понимание культура поведения совершенно чуждо социалистическому обществу, в котором она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.
Воспитание культуры поведения
Культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний вид) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.
В содержание культуры поведения дошкольников входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки и привычки, культура общения с взрослыми и сверстниками, культура деятельности.
Культурно-гигиенические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим. Взрослые же должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу на протяжении всей дальнейшей жизни.
Культура общения с взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм и правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, жестов. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.
Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.
Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:
1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка - всё это вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.
2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.
3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.
4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения.
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:
- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";
- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;
- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);
- правила вводятся постепенно.
Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.
В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.
Культурность человека проявляется прежде всего в умении правильно организовать свой труд и отдых. О культуре детей надо судить не только по тому, что они знают, но и по тому, что и как они делают. Приучить детей к культуре труда — это значит приучить их к организованности в труде, к четкости во всякой работе. Суматоха и беготня снижают качества любых занятий. Если при подготовке домашних заданий ученик не отвлекается, если все необходимое для занятий — учебники, тетради, чернила, карандаши — у него под рукой, он быстрее и лучше выполнят уроки.
Очень важно научить детей планировать время и бережно относиться к нему, правильно чередовать труд и отдых. Свободные от учебных занятий часы следует заполнять разумными развлечениями и полезной деятельностью. Домашнее чтение, спорт, фотосъемка, конструирование и моделирование, различные игры, прогулки, помощь родителям в их домашнем труде ила самообслуживание — вот чем могут заняться школьники в неучебное время. Все это способствует выработке у них устойчивых навыков организованного поведения.
Культура поведения обязательно предполагает уважение к окружающим людям, вежливость и почтительность к старшим. Чтобы дети выросли вежливыми и чуткими, их надо с малых лет приучать приветливо здороваться и прощаться со старшими и сверстниками, уступать место старшим в трамвае, автобусе и т. д. Но иногда бывает так, что родители не придают этому серьезного значения. В трамвае мама и восьмилетний Андрюша сидели на первой скамейке. В вагон вошла старая женщина. Она попросила Андрюшу уступить место. Андрюша начал было приподниматься, но мать, положив руку на его плечо, заставила его снова сесть и сердито сказала старушке: «Это детское место, и он имеет право сидеть!». Мать поступила неправильно.
Надо с малых лет учить детей вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную помощь, не повышать голоса при разговоре со взрослыми, уметь внимательно выслушивать собеседника, не перебивать его, помогать взрослым в их работе, стараться сделать полезное дело для родных, знакомых, товарищей, для коллектива.
Уже детей школьного возраста рекомендуется приучить обращаться к старшим и незнакомым на «Вы», желать «Доброго утра» и «Спокойной ночи» всем членам семьи. Хорошо воспитанные дети обязательно благодарят за оказанную услугу.
Дети и подростки, которые искренне уважают и ценят старших, всегда охотно ы с готовностью уступят пм место, помогут перенести вещи, подадут стул и проявят другие признаки внимания, чуткости и заботливого отношения к старшим.
Надо приучать детей к соблюдению правил поведения в общественных местах: вытирать ноги при входе в помещение и снимать головной убор, не толкаться в дверях, не шуметь, не сорить, не опаздывать к началу киносеанса или спектакля, не занимать чужие места в театре, клубе, кино, не вмешиваться в разговор старших, не мешать окружающим, не быть навязчивыми.
Иногда некоторые юноши и девушки полагают, что проявление вежливости требует каких—то особых манер. В действительности это не так. Никакие манеры и особые жесты не помогут, если у юноши или девушки нет внутренней культуры. Внутренняя культура — это главное, что определяет достоинства человека, делает его любимым и уважаемым.
Нужно научить детей ценить и понимать прекрасное в природе и в общественной жизни. Хороший нравственный поступок украшает человека, делает его благородным. Люди, правильно понимающие, что красиво и некрасиво, что достойно, а что нет, обычно не допускают некрасивых, аморальных поступков. Культура наших детей и молодежи должна быть не показной, а сочетаться с их внутренней культурностью, с высокой идейностью и глубокой человечностью.
Одним из признаков культурности человека является скромность. Чем культурнее человек, тем он скромнее, тем меньше в нем высокомерия и зазнайства. Некультурный человек обычно чванлив и высокомерен. Он не считается с окружающими. К сожалению, у некоторых детей иногда появляются зазнайство и хвастовство. Успехи в учении, в спорте кружат им голову, и они начинают с пренебрежением относиться к своим товарищам. Иногда дети начинают похваляться не своими заслугами, а заслугами отца или матери. Надо приучать детей к скромности, разъясняя им, что скромность украшает человека. Это ценное качество характера. Скромный человек относится к другим людям, как к равным, уважает их, ценит их знания, опыт. Он требователен к себе, прост в обращении и не старается выделиться среди других людей.
Воспитание у детей навыков культурного поведения предполагает также приучение их к сдержанности. Сдержанность — это умение владеть собой, умение согласовать свое поведение с интересами окружающих людей. С малых лет надо приучать детей не проявлять своей радости, огорчения или негодования очень шумно. От детей старшего и среднего возраста нужно требовать, чтобы в споре с товарищами они не горячились, а спокойно доказывали свою правоту, не сердились на справедливую критику, а на несправедливую — возражали в тактичной форме. Сдержанные дети не станут по всякому поводу вступать в ссоры с товарищами, с младшими или старшими братьями и сестрами. Они терпеливо ждут начала обеда, прогулки.
В воспитании сдержанности, как и других качеств, велика роль примера старших. Необходим постоянный контроль за поведением детей. Этот контроль особенно нужен в младшем возрасте, когда у детей только начинают складываться навыки и привычки поведения.
Культурность человека выражается не только в делах и поступках, но и в его речи. Надо следить за тем, чтобы дети говорили правильным языком, не допускали грубых и вульгарных выражений. Большую помощь в этом могут оказать лучшие произведения художественной литературы, написанные прекрасным языком. Надо приучать детей к регулярному чтению произведений классиков художественной литературы, просить их пересказать содержание прочитанной книги и таким путем развивать их речь, обогащать их язык.
Родителям и всем взрослым членам семьи надо следить за своей речью и выражать свои мысли ясно и точно, правильным языком. Ни в коем случае нельзя допускать сквернословия, чтобы не подавать детям дурной пример. Иногда некоторые дети употребляют бранные слова, не понимая их смысла. Следует разъяснять, что произносить такие слона неприлично, и следить за тем, чтобы они не повторяли их.
В разговоре со взрослыми и между собой дети часто употребляют такие слова и выражения, как «ага», «угу» (вместо «да»), «куда ты смылся», «жутко красивое платье» и т. п. Иногда дети зовут друг друга «Петька», «Гришка», «Майка», «Зойка» и т. д. или наделяют друг друга различными кличками и прозвищами. Родители не могут оставлять все это без внимания. Нужно разъяснять детям, что кличками и прозвищами они оскорбляют других детей.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения обязательно включает развитие у детей хорошего вкуса. Нужно с самых ранних лет прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде. Иногда некоторые родители вместо скромного платья шьют девочкам наряды по последней моде, покупают им туфли на высоком каблуке. Все это портит вкус у детей.
Детей надо одевать просто, но опрятно. Необходимо приучать их самостоятельно, без напоминаний, чинить свою одежду, чистить обувь, штопать чулки, пришивать пуговицы. Одежда обычно дисциплинирует детей. Чисто и опрятно одетые дети ведут себя лучше детей, одетых небрежно, безвкусно.
Очень важно приучать детей соблюдать правила приличия за столом. Для примера укажем некоторые из них. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки. Сидеть за столом надо прямо (не на конце стула и не привалясь к его спинке), нельзя класть локти на стол, болтать ногами, толкать соседей, громко разговаривать. Есть надо не торопясь, без жадности, но и не слишком медленно, чтобы не отставать от других. Неприлично и вредно читать во время еды. В этом проявляется неуважение к сидящим за столом и вместе с тем нарушается правильный процесс принятия пищи. Перед тем как выйти из-за стола, дети должны поблагодарить родителей или хозяев дома. Нельзя допускать, чтобы дети ели на улице, это неприлично и негигиенично.
Дети должны строго соблюдать личную и общественную гигиену. Содержание в чистоте своего тела, одежды, постели, жилого помещения сохраняет здоровье человека. Правильно поступают родители, которые приучают детей ежедневно утром и вечером мыть руки, лицо уши, шею, ежедневно чистить зубы, причесывать волосы, мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, регулярно проветривать комнату, в которой они живут и занимаются.
Необходимо обращать внимание на осанку и походку детей. Иногда некоторые дети и подростки, юноши и девушки горбятся, некрасиво шаркают подошвами, скашивают пятки, ходят, вихляясь и размахивая руками. Все это поправимо. У детей можно выработать привычку держаться прямо, не горбясь и не сутулясь, не выпячивая грудь и живот. Можно отучить их также от ненужной суетливости, от излишней жестикуляции.
Очень важно, чтобы дети умели сами контролировать свое поведение. Ведь не всегда они бывают под присмотром старших. Большую часть времени дети проводят на улице, в общественных местах. Иногда бывает так, что в школе и дома дети и подростки вежливы и организованны, а на улице, в кино, в парке они нарушают правила социалистического общежития. Объясняется это тем, что у них еще не сложились прочные и устойчивые навыки и привычки культурного поведения, а также нет умения контролировать свои поступки.
Наряду с воспитанием у школьников хороших навыков и привычек поведения надо искоренять у них все вредное и отрицательное.
Формирование культуры поведения
Культура поведения дошкольника, по мнению С. В. Петериной, представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В структуру культуры поведения ребенка входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности. Охарактеризуем каждый компонент.
Культурно-гигиенические навыки — существенная составляющая часть культуры поведения. Требованиями гигиены и нормами человеческих отношений продиктовано необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви.
С. В. Петерина дает следующее определение: «культурно-гигиенические навыки» — это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.
В дошкольном возрасте дети должны усвоить определенные навыки туалета, навыки умывания, навыки одевания и раздевания, навыки и правила культуры еды (принимать пищу сидя за столом, есть с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами и т. д.).
У детей старшего дошкольного возраста уже должны быть сформированы устойчивые привычки культурно-гигиенических навыков.
Культура общения — это знание правил общения и умение соотнести их с определенной ситуацией.
Культура общения детей дошкольного возраста устанавливает нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Под культурой общения предполагается освоение ребенком культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Также она предусматривает развитие у детей умения понимать внешнее выражение всевозможных эмоциональных состояний людей, учитывая переживаемые ими чувства и эмоции, а затем выбирать подходящие способы поведения и общения. Детей старшего дошкольного возраста подводят к пониманию того, что обязательные качества культуры общения — вежливость, деликатность, тактичность, общительность, приветливость, доброжелательность.
Культура деятельности — соблюдение дошкольниками элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества, ответственности, организованности. Культура деятельности дошкольника проявляется в его поведении на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений и пр.
Рассмотрим предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями, т. е. произвольности. В процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников у детей формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, а также преодолевать возникающие трудности. Они овладевают умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель.
Ребенок дошкольного возраста управлять своим памятью, мышлением. Управлять процессом запоминания и припоминания дошкольник может, достигнув четырехлетнего возраста, и он начинает ставить собой специальную запомнить поручение понравившийся ему и др.
Е. И. Тихеева отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия соседствуют с действиями непреднамеренными, импульсивными».
Главное в управлении своим поведением — уметь остановить то, что происходит как бы само собой, задержать импульсивный ответ, привычную реакцию на тот или иной раздражитель. Без этой способности невозможно выполнять указания взрослого, следовать нормам поведения, сосредоточиться на каком-нибудь деле и довести его до конца, планировать свои действия. Все эти действия требуют произвольности поведения, то есть способности владеть и управлять собой.
и учет педагогом важного новообразования старшего дошкольного является основой формирования культуры у старших дошкольников.
На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Для дошкольника старшего возраста характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются ограниченными.
Формированием культуры поведения необходимо заниматься систематически и планомерно, приучение старших дошкольников к культурному поведению от случая к случаю не дает устойчивых результатов.
Результат использования методов будет эффективным при соблюдении следующих требований:
– любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка и не нарушающим его прав;
– метод должен быть реально осуществимым и логически завешенным. Каждый метод должен быть весомым и значимым;
– для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства его реализации;
– метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;
– методы воспитания необходимо применять тактично;
– при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
– проектируя и подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
– применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости;
– преобладание методов, предполагающих обучение ребенка различным способам действия;
– применение методов в комплексе, во взаимосвязи.
Формирование личности дошкольника является целостным процессом. Организация жизнедеятельности детей, пример взрослых, его требования и педагогическая оценка конкретной воспитательной ситуации все воздействует на ребенка и его внутренний мир. Начиная работу по формированию культуры поведения, педагог, обязан знать, какие правила, старшие дошкольники знают и выполняют и в чем имеют пробелы.
К старшему дошкольному возрасту, как утверждает И. Н. Курочкина, у детей формируется комплекс навыков, который помогает им проявлять культуру поведения. Навыки и привычки — это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.
Процесс выработки навыков происходит в жизни ребёнка каждодневно. Дошкольники учатся следить за своими вещами, за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами, вести себя в соответствии с нормами и правилами общения, с учетом ситуации общения: дома, в детском саду, на улице, со знакомыми людьми, с незнакомыми людьми и т. д. Все это выступает базисом для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста.
По мнению Е. О. Смирновой, у детей дошкольного возраста формируются первичные этические инстанции, такие как моральное сознание и моральные оценки, которые помогают формировать моральную регуляцию поведения.
Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки дают возможность экономить силы, а также достигать лучшего результата в достижении поставленной цели. Именно поэтому в работе с дошкольниками необходимо обращать особое внимание на их выработку. Для этого деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы старшие дошкольники постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись в совершении положительных поступков. Содержанию поступков всегда должна соответствовать и внешняя форма их проявления.
С. В. Петерина выделяет следующие три этапа процесса формирования навыков культурного поведения:
1) Устанавливается определенный круг требований, вычленяются конкретные способы действий, «образы поведения», подлежащие усвоению детьми; формирование опыта культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.
2) Происходит объединение отдельных действий, навыков и закрепление их.
3) Происходит закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях.
Первый этап связан с выработкой положительного эмоционального отношения к деятельности, которая связана с культурой поведения, к детскому саду, группе, научение необходимым способам действий и упражнение в них. На данном этапе используется система упражнений, игр-занятий, показы способов действий, «образа поведения» в повседневной жизни, играх.
Второй этап направлен на закрепление навыков, обусловливает их усвоение. Здесь широко используются упражнения, игры-инсценировки, бытовая деятельность, обобщенные указания, этические беседы, использование фотопособий, художественной литературы.
На третьем этапе происходит закрепление культурного поведения в различных условиях (упражнения в различных ситуациях, контроль, пример).
По мнению С. Г. Якобсона, при формировании культуры поведения дошкольников необходимо придерживаться определенных этапов.
Автор выделил следующие два этапа:
1) Упражнение в поощряемом обществом поведении для накопления опыта;
2) Объяснение детям, как и в каких ситуациях, необходимо себя вести так, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сформировать у них предвосхищение. Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На данном этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от хорошего поведения и проводится работа, направленная на осознание детьми значимости правил культурного поведения.
Таким образом, мы рассмотрели предпосылки и основные этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, их характеристику.
Культура безопасного поведения
Образование в системе жизнеобеспечения общества является не только решающим фактором экономического процветании, но и основой духовной безопасности. Уникальные возможности одновременного формирования духовной личности и воспроизведения культуры народа позволяют рассматривать образование как важнейшую предпосылку духовной безопасности общества.
Одним из реальных механизмов реализации задач в сфере духовной безопасности, является высшее образование, возможности которого позволяют рассматривать его не только как социальный институт профессиональной подготовки, но и как инструмент обеспечения духовной безопасности нации. Важнейшей целью образовательного процесса в области безопасности является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа-безусловности приоритетов безопасности при решении любых задач.
Культура безопасного поведения — это система накопленных знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также совокупность качеств личности, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций различного характера и обеспечивающих высокий уровень безопасности человека в повседневной деятельности, а также формирование ценностного отношения к своей безопасности, безопасности других и окружающей среды, это процесс формирования внутреннего убеждения, что является личностными новообразованием человека.
Культуру безопасного поведения необходимо рассматривать как элемент духовной культуры, так как это связано с тем, что человеческая деятельность осуществляется в формах духовного производства. Духовной культуре присуща познавательная функция, благодаря которой у человека формируется целостная картина мира, а это находит свое отражение и в культуре безопасного поведения. Информативная функция позволяет осуществлять обмен знаниями, навыками, что позволяет накапливать положительный и отрицательный опыт в области безопасности жизнедеятельности, так необходимый для безопасного существования. В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в Вузе, проявляется совокупность информационной и коммуникативной функций культуры.
Духовной культуре присуща и аксиологическая (оценочная) функция. В культуре безопасного поведения она выражается в определении ценности жизни как наивысшей, а также в формировании ценностного отношения к своей безопасности и безопасности других. Все эти функции служат главному – формированию и развитию самого человека. А в культуре безопасного поведения – накоплению, систематизации, развитию знаний, умений и навыков и таких качеств личности, которые будут направлены на достижение конкретных целей и освоение конкретных действий в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Российская Федерация присоединилась к Болонским соглашениям. В этой связи система образования России подвергается серьезному реформированию: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом.
Современный этап развития образования характеризуется обновлением содержания и технологий образования, внедрением новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода.
Основными задачами изучения дисциплины (компетенциями) «Безопасность жизнедеятельности» являются:
• приобретение понимания проблем устойчивого развития деятельности и рисков, связанных с деятельностью человека;
• овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
• идентификации опасностей;
• алгоритмом действия людей в чрезвычайных и экстремальных ситуациях; формирование:
— теоретических знаний и практических навыков, необходимых для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях; принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий; прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия;
— культуры безопасности жизнедеятельности, безопасного типа поведения, риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности, сохранения жизни, здоровья и окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
— культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
— готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечение безопасности и улучшения условий труда в сфере профессиональной деятельности; реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
— мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
— способностей к оценке вклада своей предметной области в решении экологических проблем и проблем безопасности;
— способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Таким образом, важнейшими задачами Высшей школы является реформирование образования, создание таких моделей, которые способны, опираясь на традиции и опыт отечественной и мировой школы, максимально эффективно востребовать и транслировать духовный, человеческий потенциал, высокий уровень профессионализма в области повышения безопасности. Формирование культуры безопасности и приобретение компетенций в области безопасности является кардинальным способом повышения безопасности.
Нормы культуры поведения
Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры общения, которая взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.
Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.
Поведение бывает реальным (практические действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.
К нормам культуры поведения относятся:
• вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;
• корректность – умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;
• тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;
• деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;
• скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;
• простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;
• обязательность – умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.
Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе с перечисленными нормами и положениями.
Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – основной постулат и условие общения в социуме.
Речевой этикет – это нормы речевого поведения, принятые в данном обществе; это национально специфичные правила речевого поведения, применяемые при вступлении собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.
Речевой этикет вербально обслуживает этикет поведения и составляет систему устойчивых формул общения.
Выбор той или иной этикетной формулы общения зависит от целого ряда параметров, характеризующих данную коммуникативную ситуацию и определяющих уместность подобного речевого поведения.
Таким образом, культура речи подразумевает пересечение целого ряда смежных дисциплин:
• социолингвистики – рассматривается вопрос о социальных ролях участников общения;
• стилистики – постоянство выбора определенных речевых формул и частота их употребления в зависимости от сферы общения;
• психолингвистики – проблемы межличностного взаимодействия коммуникантов;
• лингвистики – изучение единиц языка и речи. Сложная языковая социальная информация в наибольшей степени заложена в формулах речевого этикета. Употребляя эти формулы, мы совершаем сравнительно несложные речевые действия: приветствуем, обращаемся, благодарим, просим, извиняемся, поздравляем и т. д. Однако существует более 40 выражений приветствия, множество форм прощания и прочих моделей для различных ситуаций. Выбор той или иной формы зависит от конкретной коммуникативной ситуации, причем здесь учитываются все экстралингвистические (или прагматические, т. е. неязыковые) факторы: адресант (тот, кто говорит или пишет), адресат (кому адресована речь), ситуация общения (где и когда происходит общение), канал общения (непосредственное или опосредованное), форма общения (устная или письменная), наличие других участников общения (личное общение или публичное выступление) и т. д.
Культура поведения дошкольников
Понятие “культура поведения дошкольника” можно определить как общность полезных для общества устойчивых форм ежедневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него привычку содержать в порядке место, где она работает, учится, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - это естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение ценить время. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.
Нравственное воспитание ребенка следует начинать с самого раннего возраста и осуществлять постоянно и систематически. Оно должно быть направлено на формирование у детей лучших моральных качеств и чувств: патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и правдивости, чувства долга и ответственности, собственного достоинства и общественного долга, скромности, твердости воли и характера и др. Воспитать человека, говорили ученые, это значит воспитать у него перспективные пути.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Хотя осознания ребенком своего поведения, своих действий - необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения.
Только за поведением человека можно совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости.
Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Какова же «одежка» должна быть у ребенка, чтобы окружающие люди встретили с добром его приход в мир?
Учить культуре поведения необходимо практически с пеленок. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.
Неприятно смотреть на малыша, который, куражась над родителями, разбрасывает руками свою еду. Нередко при этом родители или родственники еще восхищенно ахают: «Какой озорник!» А озорник и дальше будет продолжать в том же духе. Откуда тогда может появиться привычка культурно есть за столом? Как только ребенок начинает есть ложкой, надо приучать его это делать правильно, а не надеяться на «авось», на то, что с возрастом он будет все делать правильно. Не будет, если не научится!
Далее растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Если в семье за столом не принято есть из красиво сервируемой посуды, то где интересно ребенок научится красиво кушать. И совсем не обязательно ставить каждый день парадный сервиз. Достаточно и повседневной посуды, главное - это культура сервировки. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой - тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а, следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.
Очень важно научить ребенка вести себя правильно в общественных местах: транспорте, театре, музеях, зоопарке. Есть несколько несложных правил, выполнение которых формирует у ребенка навыки культуры поведения.
Прежде всего в общественных местах не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах. Конечно, одного разговора мало. Необходима система воздействия. Если ребенок посещает театры с малых лет, постепенно он учится правильному поведению, поскольку родители постоянно ему подсказывают, как себя вести.
Далее, неприлично, сидя в театре, шелестеть фантиками от конфет, есть на месте или пить воду. Для этого имеются антракт и буфет. После действия нет необходимости бежать сломя голову в буфет. Можно спокойно прийти и все успеть. Ребенку необходимо объяснить, почему, к примеру, в кино можно есть попкорн и пить кока-колу, а в театре нет. Нужно подробно и не один раз рассказывать ребенку о театре, о тех требованиях, которые предъявляются к его посетителям.
Особый разговор о поведении ребенка в транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.
Следующее правило касается поведения ребенка на выставках и в музеях. Необходимо научить его не трогать ничего руками, не входить с мороженым и не подходить к экспонатам, присосавшись к бутылке с кока-колой. Быть внимательным и слушать экскурсовода. Для того чтобы было ребенку интересно, родителям необходимо проводить подготовительную работу. Заинтересовать ребенка, рассказать о выставке, сформировать потребность познакомиться с экспонатами. Тогда ребенку легче управлять своим поведением.
Еще одно правило хочется обсудить. Оно касается поведения ребенка в доме, когда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Нельзя сказать однозначно, можно или нельзя ребенку сидеть за одним столом со взрослыми. На этот счет в педагогической среде существуют разные мнения, и у каждой точки зрения есть солидные авторы. Как мне кажется, сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным.
Воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий.
Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением маленьких рассказов, где герои ведут себя неправильно, и обсуждением прочитанного. Ну и, конечно, самое главное, самим взрослым вести себя правильно. Тогда ребенок, подражая взрослому во всем, будет ему подражать и в правильном поведении.
Навыки культуры поведения
Культура общения предусматривает выполнение воспитанником норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.
Культура поведения — это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, даёт ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность.
Для углубления своих знаний собрала литературу по теме «Воспитание культуры поведения и культуры общения у детей». Но все мы понимаем, что мало изучить литературу, мало знать методику, необходимо нам самим обладать высокими душевными качествами. Очень важно самому быть примером доброты, справедливости, образом для подражания; видеть движение души ребенка, его скрытые мотивы. Воспитанники проводят в школе в основном большую часть времени, и воспитатель может сделать день ребенка днем восхищения и сказки, а может омрачить его грубым окриком, одергиванием. Формирование навыков культурного поведения и общения — дело не простое, и в тоже время, оно не требует каких — то особых педагогических приемов, главное здесь — последовательность и настойчивость. Очень важно, чтобы весь режим, вся повседневная жизнь была наполнена содержательной деятельностью, общением, упражняла бы детей в нравственных поступках. Приучая детей здороваться с воспитателем, сотрудниками школы, и своими товарищами, используется и утренний приход в школу, и встречи в течение дня с персоналом нашего центра. Многократные упражнения помогают воспитанникам осознать общее правило: «Если человека увидел впервые за день, необходимо здороваться» Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Одни здороваются охотно и приветливо, другие — только после, напоминая, поэтому работа в этом направлении ведётся ежедневно.
Создание культурных привычек невозможно без аккуратности и чистоплотности. Ежедневно напоминаю, что перед едой, после посещения санузла необходимо мыть руки. Кто то уже умеет, кто то учится пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Каждый день воспитанники убирают после игры игрушки.
Введено правило «Каждой вещи — свое место». Постоянно на конкретных примерах я показываю, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда все вещи на месте, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются. Воспитанники учатся заправлять свою кровать, по мере возможности наводят порядок в тумбочках. Ежедневно учу своих воспитанников быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Опыт работы с воспитанниками показал, что эффективным приемом являются утренние беседы с воспитанниками, когда я расспрашиваю детей, а затем они и сами рассказывают, как они провели вчерашний день, во что играли, что видели по дороге в школу и т. д. Здесь у меня создаётся возможность незаметно подвести воспитанников не только к умению вести беседу, но и к умению дать правильную оценку тому или иному поступку.
Всем известно, что дети очень любят, когда им читают взрослые. В свободное время у нас сложилась традиция коллективного чтения: чтение сказок, рассказов и т. д. Ведь в сказках как нигде заключена многовековая народная мудрость, мысли народа о добре и зле, трудолюбии и лени, доверчивости и коварстве. Зная, какой огромный воспитательный потенциал заложен в детской литературе, на весь год в календарном планировании заранее отобраны произведения в соответствии с целями и задачами. В своей работе я заранее продумываю, какие вопросы можно задать при обсуждении, какие пояснения необходимо сделать. Подбирая беседы для работы по заданной теме, стремлюсь, чтобы они не только расширяли познания об окружающем мире и человеке, развивали самосознание детей, но и позволяли получить навыки общения с взрослыми и сверстниками. Учу вступать в диалог, высказывать своё мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы, учитывать желание и мнение других, тем самым обогащать свой социальный опыт.
Периодически воспитанникам рассказываю ситуации из своего детства, свои переживания, радости, победы над собой, свои желания. Считаю, что очень эффективным средством является — обсуждение педагогических ситуаций. Создается возможность выявить уровень развития навыков у ребенка, их глубину, осознанность, умение дать оценку поступку другого.
Игра — одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения, культуры поведения у детей. Она в яркой доступной и интересной форме даёт ребёнку представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации. Я использовала даже незначительный повод для упражнения детей, создавая иногда и искусственные ситуации. Например, становилась так, что невозможно было ребенку пройти и, таким образом, упражняла в умении сказать: «Пропустите, пожалуйста!». Роняла, как бы нечаянно, карандаш и наблюдала, поднимет ли ребенок.
Также дидактические, настольные игры, заставляют детей задуматься над своим поведением, т. е. учат воспитанников прислушиваться к мнению и учитывать интересы других участников игры.
В сюжетно-ролевых играх воспитанники так же познают многие нормы поведения. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникаются их чувствами и целями, сопереживают им. А это всё ведёт к развитию у воспитанников «социальных» эмоций, основ нравственности. Очень интересной, эмоциональной, яркой формой работы с воспитанниками по формированию у них навыков общения и культурного поведения являются праздники и развлечения. Воспитанники невольно наблюдают за поведением детей в актовом зале. После праздника мы обсуждаем те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
Проводимая в течение нескольких лет работа дала хорошие результаты. Видно, что уже у воспитанников начинает формироваться общение со сверстниками, навыки личной гигиены и культуры еды, культура деятельности и общения с взрослыми. Ребята стали раскованные, общительнее, дружнее и в среде сверстников и с взрослыми. Меньше стало конфликтов, раздоров, обид. Словарный запас детей вырос. Планирую и дальше проводить работу в этом направлении.
Культура поведения в школе
Общие правила поведения в школе для учащихся:
1. В школу нужно приходить заранее, примерно за 15 минут до уроков.
2. Внешний вид должен соответствовать учебному заведению, одежда должна быть чистой и опрятной.
3. У учащегося с собой всегда должна быть сменная обувь, которую, как и верхнюю одежду, нужно снимать в школьном гардеробе.
4. Перед началом урока ученик должен подготовить все необходимое к предстоящему уроку, проверить наличие дневника, ручки, тетради, учебника и так далее.
5. Строго запрещено проносить на школьную территорию любой вид оружия, алкоголь, сигареты, наркотические и ядовитые вещества и тому подобное.
6. Нельзя без спроса покидать учебное заведение во время уроков и переменок. Пропуск занятий по уважительным причинам должен быть подтвержден справкой от врача (в случае болезни), либо объяснительной запиской от родителей.
7. Правила поведения учащегося в школе базируются на принципах уважения к более старшим по возрасту и заботливом отношении к учащимся младших классов.
8. Учащимся необходимо беречь и сохранять в первозданном виде школьное имущество, в том числе мебель, книги и так далее.
Учащиеся непосредственно на самом уроке также должны соблюдать определенные правила вежливого поведения в школе. Как только преподаватель заходит в кабинет, ученики стоя приветствуют учителя либо другого взрослого, заглянувшего в класс. Во время урока вести себя нужно прилично, не шуметь, не кричать, не заниматься посторонними делами, тем более без разрешения не покидать свое рабочее место и не гулять по классу. В случае возникновения необходимости все же выйти из класса, предварительно необходимо спросить разрешения у учителя. Правила поведения детей в школе одинаковы абсолютно для всех. Если нужно о чем-либо спросить преподавателя, нужно поднять сначала руку, а не выкрикивать с места.
Ученик должен стараться выражать свои мысли при ответе четко, ясно и понятно, используя все необходимые для этого наглядные материалы. В день, когда в расписании занятий есть такой предмет, как физическая культура и здоровье, с собой необходимо иметь спортивную форму и обувь. Заходить в спортзал можно только с позволения учителя. Учащиеся, которые по различным причинам освобождены от уроков физкультуры, все равно должны быть в спортзале. Считается, что звонок в конце урока звенит для преподавателя, а учащиеся покидают класс после объявления учителя о завершении занятия.
Правила этикета в школе обязуют иметь опрятный внешний вид, это касается одежды, прически, разумного использования косметических средств и аксессуаров. Школьный этикет подразумевает доброжелательное отношение учащихся друг к другу. Вежливые учащиеся приветствуют и здороваются со всеми учителями, а не только с теми, с кем знакомы лично. Друг друга следует называть по имени, не использовать обидные прозвища.
Правила поведения учащегося в школе подразумевают также самодисциплину. Мусорить на территории учебного заведения (и не только) запрещается, для этого существуют урны. Культурно нужно вести себя не только на уроках, но и на переменах. Бегать, кричать и толкаться запрещается, следует осторожно вести себя на лестницах. Цивилизованно должны вести себя дети также в столовой, кушать только в отведенном для этого месте, а после трапезы убирать за собой посуду.
Уроки этикета в начальной школе обязательно включаются в план по воспитательной работе с учащимися. Очень важно с самого детства прививать ребенку основы правильного поведения в той или иной ситуации. Неотъемлемой составляющей поведения должно быть взаимоуважение. Начиная с первого класса детей учат быть благодарными, знакомят со словами «спасибо» и «пожалуйста». Этикет предполагает уважительное отношение к старшим, обращение к которым должно быть обязательно на «Вы».
Существует также так называемый телефонный этикет. Если ребенок звонит своему преподавателю или классному руководителю, первым делом нужно поздороваться и назвать свое имя. В общественных местах, где обычно много людей, по телефону стоит разговаривать, не привлекая к себе большого внимания, а в таких местах, как музей, театр или кинозал, мобильник вообще лучше отключить.
Этикет в школе – это не только свод правил, которые необходимо соблюдать в школьных стенах. В первую очередь это формирование и развитие навыков культурного общения, это уроки учтивости, внимательности и доброты. Эти качества просто необходимы для развития полноценной гармоничной личности в будущем.
Правила этикета в школе включают в себя правильное отношение к разным группам людей. Всем известно, что дам следует пропускать в первую очередь, а женщинам в положении, а также пожилым людям и инвалидам стоит уступать место в общественном транспорте. Этикет в школе и вне ее соблюдать следует также и взрослым, ведь именно на них в первую очередь равняются дети.
Чтобы учеба приносила полезные знания и радость общения, необходимо соблюдать определенные правила этикета в школе, которые сделают комфортным пребывание в стенах учебного заведения всех участников учебного процесса.
Цель культуры поведения
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:
• Системность. Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утренние время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
• Опора на положительное. Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
• Гуманизация воспитательного процесса. Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
• Личностно деятельный подход. Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности; сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.
• Единство воспитательных воздействий. Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.
Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности формирования культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
Задачи по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста:
• формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;
• учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
• познакомить с правилами культуры поведения;
• воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
• научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.
Важной особенностью содержания методических рекомендаций является тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.
Ценности культуры поведения
К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называется нормативной системой культуры.
Нормы - это правила, регулирующие человеческое поведение. Культурные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. С помощью знаковых систем они передаются от поколения к поколению и превращаются в «привычки» общества, обычаи, традиции.
Функции культурных норм:
• являться обязанностями и указывать меру необходимости в человеческих поступках;
• служить ожиданиями в отношении будущего поступка;
• контролировать отклоняющееся поведение;
• служить образцами, эталонами поведения.
Нормы классифицируются по разным основаниям: по сфере применения - в малой или большой социальной группе.
Соответственно различают 2 типа:
1) групповые привычки - нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах);
2) общие правила - нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом.
Американский социолог Уильям Грехэм Самнеру выделял следующие виды культурных норм:
• обычаи (folkways);
• нравы (mores);
• законы (laws).
Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.
Привычка - исходная клеточка социальной и культурной жизни людей одновременно. Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других. Манеры - внешние формы поведения человека (основаны на привычках), получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. По отдельности манеры - элементы, или черты культуры, а вместе - образуют особый культурный комплекс - этикет. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять, они присущи широким массам людей (в отличие от манер и этикета). Привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому, - традиции (все то, что унаследовано от предшественников) Разновидностью традиции является обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Обряд характеризует не избирательные, а массовые действия, в которых выражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции; он охватывает все слои населения. Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат. Ритуал - стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов (с символическим значением), исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого действа. Нравы - особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовое образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества; их нарушение наказывается более сурово, чем нарушение традиций. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Разновидность нравов – законы, т.е. нормы, или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Право - система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы культуры. Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном выборе человека. Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, понимание изящного. Мода - быстро преходящая популярность чего-либо или кого-либо.
Культура покоится на системе ценностей. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценности оправдывают нормы и придают им смысл (жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма) Но ценность не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме, как нельзя в товарно-денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Другими словами ценность выступает критерием, по которому производится оценка человеком значимости действий, идей и мнений.
Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная - не иметь ценности. Французский философ И.Гобри в качестве основных ценностей выделил: пользу, красоту, истину и добро.
Знания - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения, результат познания специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. В отличие от знаний, верование - убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной.
Все множество рассмотренных видов культурных норм составляет нормативную систему культуры, в которой все элементы должны быть согласованы. Закономерность построения общества: совокупность ценностей должна соответствовать совокупности норм. Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает общественная мораль - предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения (культурный или нормативный конфликт). Нарушение равновесия в нормативной системе культуры принимает разные формы. Аномия - такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Аномия – это нарушение культурного единства общества, возникшее вследствие отсутствия четко установленных культурных норм. Нормы морали - это неписаные требования, которые функционируют в обществе в виде принципов, понятий, идей, оценок. Нормы морали не являются продуктом какой-то специализированной институциональной деятельности. Их реализация обеспечивается не путем принуждения, а путем нравственного убеждения (совестью) или средствами общественного мнения через одобрение или осуждение тех или иных поступков.
Выделяют три функции морали:
1. Мотивационная – нравственные принципы выступают как причины поведения, побуждающие к действию.
2. Конструктивная – мораль является центральной формой социальной культуры, а ее принципы – высшими по отношению к другим формам культуры.
3. Координационная – мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в различных обстоятельствах.
«Золотое правило нравственности» гласит: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Культура поведения за столом
Сев за стол, следует обратить внимание на свою осанку. Сидеть надо непринужденно, слегка опираясь на спинку стула. Стул не надо придвигать слишком близко, иначе может возникнуть непроизвольное желание положить локти на стол. Не надо также далеко отодвигаться от стола – это неудобно во время еды.
Иногда, сев за стол, человек не знает, куда деть руки. Лучше держать их подальше от лица, не подпирать подбородок, не потирать лоб. Пусть руки свободно лежат на коленях.
•Порой человек не знает, как поступить с салфеткой, и словно бы не замечает ее. Тканевую салфетку следует сложить вдвое и положить на колени изгибом к себе, губы ею вытирать не надо, для этого предназначены специальные маленькие бумажные салфетки.
Запачканные пальцы нужно аккуратно вытереть уголочком верхней части полотнища тканевой салфетки (при этом салфетка остается на коленях).
Бумажной салфеткой можно только промокнуть губы, перед тем как отпить вина или воды, чтобы не оставлять следы на стекле.
Выходя из-за стола, тканевую салфетку кладут справа от тарелки или, если тарелка убрана, в центре.
Если на стол подано кушанье, которое вам не встречалось раньше, посмотрите, как с ним справляется хозяйка, или обратитесь к ней с вопросом, из чего блюдо приготовлено и как его полагается есть.
Уронив нож или вилку, попросите другой прибор, а не пытайтесь сами поднять их. Если же подобную оплошность допустит кто-либо из окружающих, постарайтесь «не заметить» случившегося.
Неприлично садиться за стол с сигаретой, а также курить между подачей блюд. Курение за обеденным столом считается проявлением неуважения к хозяевам. К тому же запах дыма мешает воспринимать вкусовые качества кушаний, на приготовление которых было затрачено немало усилий. Позволить себе курить можно перед кофе. В самом крайнем случае – между последним блюдом и десертом, в этот момент обычно бывает небольшой перерыв из-за перемены приборов.
Старайтесь вести себя за столом так, чтобы не мешать окружающим: ешьте и пейте бесшумно, не открывайте широко рот, локти прижмите к телу, не нагибайтесь над столом.
Согласно правилам хорошего тона, сидя за столом, можно только запястьем опереться о его край. Женщины ненадолго могут опереться о стол локтем.
Не следует играть приборами, теребить скатерть, вытягивать во всю длину ноги под столом.
Во время еды не принято дуть на горячую пищу и напитки. Совершенно недопустимо использовать нож при употреблении макарон, вермишели, лапши, солянки, мозгов, омлетов, пудингов, желе.
После еды вилку и нож кладут на тарелку параллельно, ручками вправо. Если они будут использованы для следующего блюда, их можно положить на стол.
Передавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой от себя.
Если кушанье вам не нравится, не говорите об этом за столом. Поблагодарите и откажитесь от дополнительных порций. Невежливо пудриться и краситься за столом. Неприлично есть с ножа.
Если вы хотите достать что-либо со стола, не тяните через весь стол руку, а попросите соседа передать то, что вам понадобилось.
Прежде чем посолить или посахарить блюдо, спросите соседа, не желает ли он воспользоваться солью, сахаром.
Кушанья с блюда нужно брать, всегда помня обо всех, сидящих за столом.
Взяв с общего блюда кушанье, обязательно поставьте блюдо на прежнее место. Приборы, с помощью которых перекладывают кушанья на тарелку, также нужно возвращать на место.
На тарелку следует класть столько, сколько вы можете съесть. Остатки пищи на тарелке свидетельствуют о невнимательности к другим.
Если во время еды вам нужно что-нибудь взять, положите нож и вилку на тарелку в том положении, в каком вы их держали, то есть нож ручкой вправо, вилку – влево.
Нож и вилку следует держать за ручки, а не у самого лезвия или зубцов. Ни в коем случае нельзя брать нож в рот. Если к некоторым блюдам, например к сыру, подают только нож, то сыр режут и кладут на кусочек хлеба.
Рубленые котлеты, шницели, бифштексы едят вилкой (накрывая на стол, вилку в этом случае кладут справа от тарелки), в случае необходимости помогая себе кусочком хлеба.
Если надо подсолить блюдо, соль берут чайной ложкой или кончиком ножа (а еще лучше специальной ложечкой, находящейся в солонке).
Перед тем как пить, промокните губы салфеткой, чтобы на стакане не осталось пятен.
Пользуясь вилкой и ножом, держите вилку в левой руке, а нож – в правой. Если вы едите одной вилкой, то ее нужно держать в правой руке. Отрезайте кусок за куском постепенно, по мере того как съедаете их. Все сразу нарезают только детям, которые не умеют пользоваться ножом.
При нарезке нож двигайте на себя, а вилку держите наклонно, а не перпендикулярно тарелке, иначе вилка может соскользнуть и еда разлетится по столу.
Клецки, галушки, картофель, гарнир резать ножом не следует, их разделяют на куски вилкой.
Хлеб следует есть, отламывая по кусочку. Никогда не позволяйте себе в гостях, на торжественном обеде крошить хлеб или булку в соус.
Хлеб нужно брать из хлебницы рукой, а не вилкой. Если вы хотите намазать хлеб маслом, переложите порцию масла сначала на тарелку и только затем на хлеб.
Во время еды не набивайте рот: это некрасиво и мешает принимать участие в разговоре.
Кусковой сахар берут из сахарницы щипцами и стараются положить в чашку так, чтобы не выплеснуть из нее напиток.
Если щипчиков для сахара на столе нет, сахар можно взять чистой ложечкой или рукой так, чтобы не дотрагиваться до остальных кусков. Брать сахар ложечкой, которая уже была опущена в чай или кофе, нельзя. Ложечка служит только для размешивания сахара – оставлять ее в стакане или чашке во время питья, брать в рот, выскребывать ею оставшийся на дне сахар некрасиво. Помешав в чашке, положите ложку на блюдечко. Стучать ложкой, размешивая напиток, считается признаком невоспитанности.
Если вы добавляете в кофе или чай спиртные напитки, налейте их сначала в ложку, а уже из ложки – в чашку.
При произнесении тоста поднимите бокал и посмотрите на виновника торжества. Чокаясь, смотрите прямо в глаза. Рюмку или бокал держите за ножку или нижнюю часть и прикасайтесь верхним краем к рюмке того, с кем чокаетесь. Если гостей много, обычно чокаются с близсидящими, а тем, кто сидит далеко, слегка кланяются, подняв в их направлении руку с бокалом. Во время произнесения тостов нужно прекратить разговор и бесшумно положить нож и вилку на тарелку.
Нельзя выплевывать косточки от фруктов и мелкие кости от мясных блюд прямо на тарелку. Нужно сначала переложить их на ложку или на вилку и только затем в тарелку. Косточки от фруктов кладут на блюдце, а кости от мяса – на край мелкой тарелки.
Как нужно есть то или иное блюдо? Какими приборами при этом пользоваться? Можно ли есть птицу руками? Нужно ли пользоваться ножом, когда ешь рыбу? На этот счет существует целый ряд правил, и их нужно знать, чтобы не чувствовать себя неловко в гостях или на званом обеде. Вот некоторые из них.
Супы. Во время еды не принято наклонять тарелку с супом, пусть небольшое количество его остается. В семейном кругу можно слегка наклонить тарелку от себя. Во время еды и после нее суповую ложку оставляют в тарелке. Бульоны и супы, которые подаются в чашках, следует пить, не пользуясь ложкой. Если бульон подают с кусочком курицы, то вначале едят ложкой бульон, а затем – при помощи ножа и вилки – курицу.
Мясо. От мяса следует отрезать небольшие куски, начиная с того края, который ближе к вам. Вертеть мясо на тарелке, отрезая то с одной, то с другой стороны, не следует.
Разрезая мясо на куски, не стоит прилагать слишком большие усилия, так как отрезанный кусочек может легко выскользнуть из тарелки на скатерть. Все блюда из рубленого мяса едят вилкой, отделяя небольшие кусочки.
В некоторых случаях правила этикета допускают есть руками. Срезав мясо с кости, можно взять ее в руки. Нередко для удобства на косточку надевают бумажные папильотки. Иногда на стол специально ставят небольшие тарелочки для костей.
Птицу едят при помощи ножа и вилки. Есть ее руками можно только в кругу семьи или близких друзей. На званых обедах, банкетах, торжественных приемах этого делать нельзя, даже если приходится оставить на тарелке кусочки мяса, которые не удалось отделить от костей при помощи ножа и вилки. Маленькие косточки от птицы нужно осторожно выплюнуть на вилку и положить на край своей тарелки.
Цыпленка табака едят так: прежде всего ножом, придерживая цыпленка вилкой, отделяют крылышко или ножку и понемногу срезают с них мякоть. После того как мякоть съедена, а косточки при помощи ножа и вилки переложены на край тарелки, приступают к грудке, последовательно отрезая от нее маленькие кусочки.
Рыбу едят специальной вилкой и ножом. Вилкой придерживают кусочек, ножом или лопаткой – отделяют кости. Можно есть рыбу двумя вилками: правая используется для отделения костей, левой же отправляют кусочки в рот. Если подается только одна вилка, ее держат в правой руке, а левой берут кусочек хлеба. Хлеб служит для удерживания кусочков рыбы, вилка – для отделения костей.
К рыбе часто подают лимон. Если рыба зачищена от костей, лимон берут правой рукой, а вилку – левой. Накалывают вилкой лимон и выжимают правой рукой из него сок на рыбу. Выжатый лимон оставляют на тарелке для отходов. Затем наливают соус и берут гарнир.
Если рыба подана целиком, ее кладут на тарелку спинкой кверху. Вилку держат левой рукой, нож – правой, с их помощью от рыбы отделяют хребет и голову. Кости складывают на тарелку для отходов. Рыбу сбрызгивают лимонным соком, накладывают гарнир, поливают соусом и едят с помощью ножа и вилки.
Раки, креветки, крабы. Для раков существуют специальные приборы: короткая вилка и нож с отверстием. Но если их нет, можно есть раков руками. В этих случаях на столе должны стоять полоскательницы или мисочки с водой для ополаскивания пальцев. Окончив еду, руки нужно ополоснуть и вытереть салфеткой.
У рака едят сперва мясо, находящееся в клешне. Затем рака переворачивают на спину, отделяют от туловища шейку и вилкой выбирают мясо.
Креветки едят руками. Их берут левой рукой за голову, а правой выворачивают хвостовой плавник, из которого вилкой выбирают мясо.
Крабов подают к столу в разделанном виде. Едят их с майонезом при помощи рыбного прибора. Обычным ножом и вилкой не пользуются.
Если вы подаете на стол целого краба, обязательно положите каждому гостю щипцы для колки орехов, мисочки для осколков панциря и большое количество салфеток.
Колбаса, буженина, ветчина, рулет, семга, балык. Эти и подобные им виды закусок следует есть при помощи закусочной вилки и ножа, отрезая небольшие кусочки. Если вы приправляете закуску горчицей, намазывайте ее ножом. Бутерброды надо есть откусывая, а не отламывая куски. Сыр едят отрезая от куска понемногу.
Салаты и винегреты нужно есть вилкой, помогая себе при этом кусочком хлеба.
Свежие помидоры и огурцы едят при помощи ножа и вилки.
Редиску подают на стол с листиками. Вы можете немного очистить ее во время еды, держа нож в правой руке, а редиску в левой. Ешьте ее руками, обмакивая в соль и откусывая небольшие кусочки.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.