Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
Сегодня мы поговорим про суицидальное поведение, дадим определение понятию, разберем виды, признаки, причины и все что ним связано. Я постаралась раскрыть тему полностью, поэтому статья получилась большая. Для удобства навигации по статье я разбила её на темы:
Суицидальное поведение – это появление специфических мыслей, или определенные действия, несущие в себе патологии. Это крайне опасное поведение человека, как способ ухода от реальности и проблем.
Самоубийство – опасное явление, но каким бы оно не было неожиданным для окружения суицидника, всегда можно предотвратить и прогнозировать его. Исследуя статистические данные, чаще всего, суициды происходят у молодых людей, возраст которых колеблется от 15 до 25 лет, причем мужская половина превосходит женскую, по числу суицидов. Всего, из числа умерших по всей планете, число суицидов составляет, примерно, 1% из всех смертей, большинство из которых проживали в европейской части. Доказано, что лица, которые совершили суицид, имели различные психологические расстройства, в особенности, депрессии.
Истинное, или подлинное суицидальное поведение отличается от остальных тем, что они заранее продумываются жертвой, и никогда не являются спонтанным желанием человека. Сначала у человека полностью меняется его мышление, речь, поведение. Он уже четко знает, как пройдет его смерть, он продумывает все подробности. Чаще всего, такие мотивы появляются у человека, который находится в депрессивном состоянии, при котором человек постоянно думает о смысле его существования, о смысле жизни. Он постоянно обвиняет и критикует себя, думает, что он ни на что не способен и не пригоден в этой жизни. Человек, пройдя долгий путь своих рассуждений, твердо уверен в своих намерениях, и ясно представляет себе, что он закончит жизнь самоубийством.
Но более распространенным считается демонстративное суицидальное поведение, которое проявляется, в большинстве случаев из-за того, что человек хочет, чтобы на него обратили внимание, чтобы его услышали и увидели. Такие люди не хотят умирать, они лишь хотят продемонстрировать, что они могут это сделать, это, так называемый, жесткий шантаж. Такое поведение можно сравнить с игрой актера, потому что это лишь театральное представление, которое человек хочет показать определенному кругу лиц. Но если человеку все-таки удалось довести дело до самоубийства, это всего-навсего случайность: либо что-то пошло не так в его постановке, либо человека не успели спасти.
И последнее поведение – скрытое. Такие люди не хотят открыто закончить свою жизнь самоубийством, но в их мышлении присутствуют определенные скрытые мысли суицидального характера, которые проявляются в их жизни разными ситуациями. Например, такие люди могут неосознанно рисковать, заниматься опасными видами спорта, опасной ездой на автомобиле, военных действиях, злоупотреблением алкоголя и так далее. Такое поведение возможно изменить, но очень сложным и долгим путем, с помощью специалистов.
Признаки, указывающие на наличие суицидального поведения:
1. В первую очередь, нужно обратить внимание на речь человека, о чем он говорит. Если в его лексиконе присутствуют фразы, похожие на «лучше умереть, чем так жить», «зачем я вообще пришел на этот свет», и так далее, то стоит задуматься.
2. Также, посмотрите, чем занят человек в свободное время – что он читает, какие фильмы смотрит – связаны ли они со смертью.
3. Обратите внимание, что у человека находится под рукой: таблетки, которые он обычно не принимает, ножи и так далее.
4. Если человек постоянно находится в плохом настроении, имеет негативные установки.
5. Человек часто находится один дома, ничем не увлекается и не выполняет свои привычные обязанности, то у него присутствует депрессивное состояние, которое может привести к суициду.
6. Человек может начать употреблять наркотики или алкоголь в неумеренных количествах.
7. У человека может проявляться неконтролируемая агрессия, которая может быстро и неожиданно вспыхнуть и прекратиться.
Родственникам и близким людям необходимо серьезно подойти к тому, если будет видны какие-либо признаки. В этом случае не нужно рассчитывать на свои силы, лучше обратиться к специалистам.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Так как роль «семейного психолога» может только навредить, потому что фразы и беседы на тему, что нужно жить и любить этот мир, приведет к обратной реакции. Нужно проявлять терпение и уважение к больному, его чувствам, нужно проявлять чувство такта и избегать нетерпения.
Многие близкие люди после того, как случился суицид, говорят, что замечали странности в поведении человека, но ничего не предприняли. После этого, начинают винить себя в случившимся, но никто в этом не виноват. В любом случае, стоит обращать внимание на любые отклонения в поведении человека, возможно, это спасет ему жизнь.
Профилактика суицидального поведения
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.
Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:
- Капризность, привередливость;
- Депрессия;
- Агрессивность;
- Нарушение аппетита;
- Раздача подарков окружающим;
- Психологическая травма;
- Перемены в поведении и другие.
Вас должны насторожить высказывания ребенка:
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида:
- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.
- Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.
- Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.
- Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
- Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.
Необходимо отметить, что помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Иногда подростки часто обращаются к Интернету в поисках «родственной души».
Однако Интернет таит в себе множество опасностей. Дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.
Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.
Особенно важно выделить такую опасность в Сети, как «смертельные игры», например «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20, f57, f58, «Тихий дом», «Рина «, «Н я пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств, а также культивирующие идеи суицида. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» — будет задание совершить самоубийство.
Родителям так же необходимо обратить внимание на следующее:
- Открыт ли доступ к странице ребенка. Если в переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «разбуди меня в 4.20, «я в игре», родителям необходимо срочно вмешаться.
- Важно знать, спит ли ребенок ночью, особенно около 4-5 утра.
- Обратить внимание на одежду, особенно если ребенок не носит «открытую одежду», закрывает руки и ноги, возможно он прячет порезы.
- Обратить внимание на вещи в комнате (наличие лезвия или «тайников», которых раньше не было).
- Обратить внимание на беспричинные изменения поведения ребенка.
Признаки суицидального поведения
Распознать признаки суицидального поведения у человека из своего близкого окружения довольно сложно, поэтому мы собрали 11 поведенческих сигналов, которые должны насторожить:
• Потеря свойственной ранее энергии — обычно проявляется как постоянное чувство скуки и усталости.
• Затяжные нарушения сна и аппетита. Человека преследуют страшные сны, возможны картины катаклизмов, катастроф, аварий с гибелью людей или собственной гибелью или зловещими животными. Также возможно как нарушение аппетита, так и его полное отсутствие.
• Чрезмерная самокритичность или постоянное чувство вины. Может проявляться и как выраженное чувство несостоятельности, стыда, неуверенности в себе. Также этот синдром может маскироваться под нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью.
• Страх, тревожность и агрессия. Депрессия проявляется как в меланхолии, так и в несвойственном ранее человеку беспокойстве, бессоннице, тревожности. Именно такой вид депрессии чаще приводит к самоубийству, ведь нервная система постоянно напряжена, и человек «устаёт жить».
• Длительные проблемы со здоровьем. Потеря здоровья и независимости, проблемы со зрением и слухом могут подтолкнуть людей к мыслям о прекращении своих страданий.
• Депрессия — самый верный спутник суицидального поведения. Чем сильнее депрессия, тем тяжелее увидеть просвет в жизни и найти причины жить. В состоянии депрессии риск смерти действительно увеличивается в 20 раз! Явные признаки депрессии — это печальное настроение, уныние, потеря интереса к прежним увлечениям или, наоборот — повышенная нервозность.
• Разговоры о самоубийстве. Человек часто говорит на эту тему, проявляет слишком сильный и постоянный интерес к этой теме.
• Покупка средств увечий — самый очевидный признак. Например, наличие у человека пистолета повышает риск самоубийства в доме в 10 раз. Из огнестрельного оружия совершается 10 % попыток всех самоубийств. Причём огнестрельное оружие — это «мужской» способ рассчитаться с жизнью.
• Поиск информации о самоубийствах (в Интернете, в книгах, прессе, кино). Интересующие человека темы отображаются в том, что его окружает, чем он интересуется. Присмотритесь, какую книгу человек читает, какие фильмы смотрит, какие сайты посещает. На это важно обращать внимание, если ваш близкий долго пребывает в состоянии уныния.
• Употребление спиртного или наркотиков. Особенно стоит беспокоиться, если раньше человек не был склонен к данным пагубным пристрастиям, а также, если состояние наркотического опьянения позволяет человеку чувствовать себя эмоционально лучше.
• Предыдущая попытка самоубийства или наличие примера самоубийств — например, в близком окружении, особенно со стороны родителей или друзей. Семейная история депрессии увеличивает вероятность того, что отпрыски будут также от неё страдать, на 11 %.
Если в поведении близкого вам человека вы заменили хотя бы несколько вышеприведённых признаков, не стоит закрывать на них глаза. За неярко выраженными — нужно как минимум пристально наблюдать. При явных симптомах — действовать без промедления.
Как минимум — проявлять к человеку больше внимания, заботы, больше с ним разговаривать, выяснить, что с ним происходит, что его беспокоит, попытаться понять и примерить на себя, разделить с ним то, что его гнетёт, и приложить максимум усилий для решения его проблем.
В том числе, если вы заметили признаки суицидального настроения, нужно:
– Не бояться «сделать лишнего» или обидеть человека своим вниманием и попытками помочь.
– Окружить заботой, вниманием, на самом деле вникнуть в глубинные переживания человека и попытаться их понять.
– Позвонить специалисту на горячую линию доверия.
– Обратиться за помощью к психиатру в психоневрологический диспансер.
Формы суицидального поведения
В настоящее время существуют две типологические схемы суицидальных актов, применяемые как к внешним, так и к внутренним формам суицидального поведения.
Внешние формы основаны на категории цели:
• истинные суициды;
• демонстративно-шантажные.
Иногда демонстрация оканчивается завершённым суицидом вследствие недостаточного учёта обстоятельств.
Внутренние формы суицидальных актов основаны на категории личностного смысла:
Концепция суицидального поведения А.Г.Амбрумовой - суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.
Выделяют три категории суицидентов:
• больные психическими заболеваниями;
• с пограничными нервно-психическими расстройствами;
• практически здоровые в психическом отношении люди. Соотношение категорий представлено 1,5:5:1.
У всех суицидентов, независимо от диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности.
Объективно дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего социального окружения, ограничением возможности успешно справляться со своими социальными функциями или патологической трансформацией поведения.
Субъективным выражением дезадаптации являются психоэмоциональные сдвиги от негативно окрашенных психологических переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда, возмущения, гнева) до клинических синдромов (депрессии, астении и т.п.).
Концепции формирования суицидов можно условно разделить на социологическую, психопатологическую и социально психологическую. В основе социологического подхода лежит связь между суицидальным поведением и социальными условиями. По результатам исследований Э. Дюркгейма в области «аномии» - нарушении в ценностно-нормативной системе общества - частота самоубийств зависит от степени интеграции индивида в обществе. На самоубийства также оказывает влияние политическая ситуация, экономические кризисы, развитие религиозного сознания, семейная ситуация.
Психопатологический подход рассматривает суицид как проявление острых или хронических психических расстройств. Сторонниками данного подхода были такие ведущие психиатры, как Н.П. Бруханский, В.К. Хорошко, Л.А. Прозоров и др. Л.К. Личко отмечал, что суицид - это проблема пограничной психиатрии и пограничное состояние личности. Однако в случае патологических состояний и расстройств (острое психотическое состояние, депрессия) суицидальный риск выше. Депрессия наиболее часто упоминается в связи с суицидом и переживается как подавленное настроение, состояние угнетённости, безнадёжности, беспомощности и вины. В международной классификации болезней в рубрике F 32 в качестве ведущего для диагностики депрессии называют соматический синдром. Большинство авторов считают, что суицидальные действия могут совершать лица как с психическими заболеваниями, так и здоровые (А.Г. Амбрумова, Е.Г. Тройнина и др.).
Психоаналитические исследования разграничивают сознательные и бессознательные детерминанты суицидатьности. 3игмундт Фрейд отмечал развитие суицида по меланхолическому типу при таких условиях:
1. если была фиксация на оральной стадии;
2. если существует амбивалентность объектных отношений.
Признаком депрессии и суицидального поведения является уязвимость самооценки, а причинами могут быть:
• ранняя разлука с матерью в возрасте от 6 месяцев и сопровождающая её аналитическая депрессия (Р. Шпиц);
• отсутствие принятия и эмоционального понимания со стороны матери в раннем возрасте 16-24 мес. (М. Маллер).
Корни мотивации, с точки зрения психоанализа, заключаются в качестве ранних отношений со значимыми людьми.
К непатологической дезадаптации относятся:
• недостаточная социализация личности, нравственное воспитание;
• социально неприемлемые установки личности;
• смена условий существования и жизненных стереотипов (при миграции и вынужденной социальной изоляции);
• разрыв высокозначимых отношений (утрата близких, любовь);
• подражание общественно отрицательным моделям поведения.
Решающее значение для перехода фазы дезадаптации в суицидальную имеет конфликт. В основе конфликта, с одной стороны, - потребность человека, с другой - тенденция, препятствующая её удовлетворению.
• опасение судебной ответственности;
• боязнь иного наказания или позора;
• самоосуждение за неблаговидный поступок.
Конфликты в профессиональной и учебной сфере:
• неудачи в работе или учёбе, падение престижа;
• несправедливые требования.
Материально-бытовые трудности и другие мотивы поведения. Независимо от причины, условий и форм дезадаптации и конфликта, принятие суицидального решения предполагает необходимый этап личностной переработки конфликтной ситуации.
Суицидальное поведение всегда опосредовано системой личностных характеристик субъекта и особенностями его взаимоотношения с окружающей социальной средой.
В рамках социально-психологического подхода исследуются связи между личностными особенностями человека и суицидальным поведением, в частности, между типом акцентуации характера и суицидом. А.Е. Личко и В.Т. Кондрашенко отмечают, что не склонны к суицидам астенический, гипертимный и неустойчивый типы подростков.
И.В. Конанчук и В.К. Мягер выделили такие свойства суицидента:
1. повышенная напряженность потребностей;
2. повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений;
3. низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.
Исследования показывают, что для суицидента характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль, характеризуемый высокими уровнями тревожности и пессимизма, имеющий тенденцию к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению, демонстрирующий трудности волевого усилия и тенденции ухода от решения проблем.
Независимо от причины, условий и форм дезадаптации и конфликта, принятие суицидального решения предполагает неодолимый этап личностной переработки конфликтной ситуации. Суицидальное поведение всегда опосредовано системой личностных характеристик субъекта и особенностями его взаимодействия с окружающей социальной средой.
Причины суицидального поведения
Фундаментом для формирования суицидального поведения индивидуума выступает неблагоприятная наследственность – генетическая предрасположенность к психотическим реакциям. Наряду с такой наследственной обусловленностью базой для появления анормального деструктивного мышления является проблемный период взросления личности. Эта та ситуация, когда ребенок рос среди асоциального окружения, воспитывался в чрезмерной строгости или, наоборот, полном потакании. Когда в детские годы игнорировались потребности человека, ущемлялись его права, унижалось достоинство. Когда маленькая личность регулярно терпела издевательства от сверстников, не встречало понимания у родителей, не ощущало любви и внимания.
На фоне такой картины проблемного взросления формируется личность, имеющая дефекты в своем характерологическом портрете и страдающая от различных комплексов неполноценности. Именно при наличии изъянов в структуре личности любой фактор – внешний или внутренний, интенсивно и спонтанно возникший или действующий продолжительно – может стать причиной развития суицидального поведения у индивидуума.
Установлено, что чаще всего самоубийства свершают лица, которые никогда не состояли в браке.
Среди ведущих причин попыток суицида специалисты называют следующие «семейные» факторы:
• отсутствие взаимопонимания в семье;
• частые ссоры и конфликты с родственниками;
• аморальные привычки супруга;
• пьянство и наркомания партнера;
• предательство и измена любимого человека;
• проблемы с детьми;
• вынужденное совместное проживание с лицами преклонного возраста, которые имеют тяжелые психические отклонения или неизлечимый соматический недуг;
• пренебрежительное отношение со стороны супруга, его издевательства, моральное давление, рукоприкладство;
• развод или расставание с партнером;
• смерть близкого родственника;
• тяжелая болезнь супруга или детей.
Причиной самоубийства может стать неудачная любовь, пережитое сексуальное или физическое насилие, регулярные издевательства сверстников. Неудачи в учебной деятельности, провалы творческих проектов, трудности в профессиональной сфере также могут подтолкнуть человека к суициду.
Причиной суицидального поведения выступает переживаемое гнетущее чувство одиночества. Социальная изоляция, вынужденное выпадение из общества, отсутствие полноценных контактов в человеческом сообществе может вызвать у субъекта мысли о самоубийстве. К причинам самоубийств также относят пребывание индивидуума в экстремальных условиях, в который адекватный человек попросту не может выжить.
Причиной самоубийства могут стать и финансовые проблемы человека: банкротство предприятия, потеря работы, невозможность трудоустроиться, трудновыполнимые кредитные обязательства, утрата источника доходов. Привести к краю пропасти может внезапное изменение социального статуса, потеря авторитета у общества. Высокий риск свершения самоубийств имеют безработные лица и работники, имеющие низкую квалификацию.
Очень часто причиной суицида становятся некорректные и бестактные деяния близкого окружения, например: разглашение конфиденциальной информации о сексуальной ориентации субъекта. Подвести к принятию решения о суициде может клевета в адрес индивидуума, его умышленное психическое травмирование, систематические унижения его достоинства.
Спусковым крючком к добровольному уходу из жизни может стать тяжелый соматический недуг, особенно неизлечимые онкологические заболевания с интенсивным болевым синдромом. Причина суицидальных действий – недавно перенесенные хирургические операции. Склонны к совершению самоубийства люди, имеющие врожденные или приобретенные уродства, инвалиды, прикованные к коляске и не имеющие шансов на выздоровление. Довольно часто мотивация суицида определяется у людей, которые хронически испытывают непереносимые боли.
Риск свершения самоубийств увеличивает наличие:
• поражений сердечно-сосудистой системы;
• заболеваний опорно-двигательного аппарата;
• болезней мочеполовой системы, в частности – присутствие искусственной почки;
• ВИЧ-инфекции;
• хронических патологий легких, например: бронхиальной астмы;
• рассеянного склероза;
• системной красной волчанки;
• язвенных поражений органов пищеварительной системы.
Риск суицида увеличивается у людей, которые принимают кортикостероиды, типичные нейролептики, антигипертензивные средства, некоторые противораковые препараты.
Причиной суицидального поведения выступают различные психические расстройства, например: затяжная депрессия. Особо велик суицидальный риск у больных биполярным аффективным расстройством. Суицидоопасность присутствует у больных паническим расстройством, посттравматическим стрессовым расстройством, алкоголизмом, наркоманией, шизофренией.
Очень часто поводом для появления мыслей о самоубийстве выступает пресыщенность субъекта жизнью. Отсутствие четкой цели, ограниченный кругозор, неимение увлечений, нежелание развивать свою личность формируют своеобразную «усталость» от жизни.
Нередко самоубийства свершаются из-за доминирующих у человека идей собственной никчемности и виновности. Для некоторых акт суицида – своеобразный способ «очищения» души от гнетущего чувства вины. Нередко самоубийства свершаются под страхом разоблачения и последующего наказания, когда человек боится ответственности за свои непристойные или противоправные действия.
Среди подростков частая причина самоубийств – желание продемонстрировать свою «взрослость», стремление обрести популярность среди ровесников. Многие юные самоубийцы попрощались с жизнью ради подражания известным людям. Повышенный риск суицида присутствует у подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Хорошо изучены и личностные факторы, которые создают почву для суицидального поведения. Большинство лиц, свершивших попытки суицида, обладают психастеническим типом личности. У таких людей присутствует неадекватное мнение о своей персоне – фиксируется слишком низкая либо, наоборот, чрезмерно завышенная самооценка. У них снижена устойчивость к умственным и психическим нагрузкам. Их отличает перфекционизм, неумение идти на компромисс, склонность к фиксации внимания на деталях. Особы, склонные к суициду – импульсивные, мнительные, впечатлительные, легко внушаемые. Они с трудом приспосабливаются к происходящим изменениям. У многих субъектов присутствуют идеи собственной ущербности и никчемности. Они пессимистически оценивают свое прошлое и не имеют конкретных планов.
Факторы суицидального поведения
Внутренние и внешние проявления суицидального поведения в психологической литературе заключаются в следующем:
– антивитальное воображение (т. е. мысли о недостатке жизненных ценностей, поиск доказательств о том, что нет путей и решения нынешней кризисной ситуации. Подростки считают самоубийство одним из возможных способов решения проблемы);
– пассивная суицидальная идея (общее представление о его собственной смерти без желания добровольного самолечения: «Я лучше умру», «меня никто не понимает» и т. д. Со временем критическая ситуация для подростка или изменение подросткового отношения к кризису может привести к снижению суицидальной активности);
– суицидальное намерение (характеризуется тем, что был разработан сюжет самоубийства и обдуманы детали его совершения);
– суицидальная цель (принятие решения о совершении самоубийства, выбор времени и способа конкретной реализации).
Появление суицидального поведения подростков выглядит следующим образом:
– высказать идею самоубийства прямо или публично (при голосовании);
– суицидальные попытки (как правило, не смертельные, саморазрушающие намерения причинь вред);
– законченная попытка суицида.
Анализ внутреннего и внешнего отношения суицидального поведения позволил глубже понять его динамику и определить приоритет возникновения суицидально-опасных ситуаций конфликта.
Условно механизм поведения можно описать следующим образом:
В исследованиях доказано, что суицидальное поведение всегда имеет определенные фазы и динамику. Тем не менее, суицидальный статус проявляется после очевидного поведения самоубийства. С момента появления мыслей возникает т.н. переходный период, который предваряет суицидальное явление, это предсуицидальное состояние.
Имеется два типа предсуицидального состояния:
– аффектив — сопротивление — это переход от самих мыслей к повышению эмоционального чувства;
– аффектив — обратимая стадия, которая характеризуется эмоциональной «холодностью», астено-гипотетическим и предсуицидальным состоянием — предсказуемым и пассивным согласием на смерть.
У подростков обычно имеются нарушения неполноценности своего «Я». Основываясь на психологическом диагнозе и коррекции суицидального поведения подростков, можно заключить, что это четкая, глубокая и быстрая диагностика состояния и четкий выбор методов и инструментов в рамках психолого-педагогического вмешательства.
Как отмечали ранее суицидологи, у подростка-самоубийцы суицидальные и стрессовые причины, а также педагогические и психологические факторы и результаты социальной дезадаптации зачастую игнорируются близким окружением.
В исследовании суицидальное поведение считается важной ссылкой в психологической коррекции, психопатология аудитории доказала необходимость дифференциальной диагностики суицидального поведения у детей и подростков.
В своих исследованиях А. Г. Амбрумова отмечает, что поведенческие расстройства в суицидах у детей и подростков являются одной из основных причин, а следующие типы поведенческих расстройств у детей и подростков основаны на социальных критериях:
1. Нарушение поведения по отношению к социальному порядку и правилам.
2. Нормы сообщества (отказ от учёбы или работы).
3. Пренебрежение требованиями законодательства или правонарушения (хулиганство, кража и т. д.).
4. Автоагрессивный (самоповреждение (поведенческое расстройство).
В своих исследованиях Е. А. Чомаран также отметил, что в нем было 300 детей-подростков, из которых 110 имели характер поведенческих расстройств, из которых 70 проявили склонность к самоубийству.
Исследователи, такие как А. Г. Амбрумова, С. В. Трейнива и Н. В. Уманский, отмечают, что поведенческие отношения являются одной из причин суицидального поведения, а дети и подростки демонстрируют закономерности поведенческого отклонения и факторы, вызывающие их происхождение.
Это:
1. Патологическая наследственность, хронический алкоголизм и психические заболевания.
2. Конституционные особенности.
3. Социальная биопсихологическая отсталость и поведенческие реакции.
4. Социально-психологические причины общества.
В другой научной литературе представлен ряд классификаций поведенческих расстройств у детей и подростков. В частности, В. Н. Кудрявцев классифицирует классификацию детей и подростков по социальным нормам поведенческого расстройства, А. Е. Личко, классификацию и личностные черты поведенческого поведения, вызванные реакциями характера у подростков.
По словам А. Е. Личко, существуют следующие типы атрибутов:
• Тип 1. Гипертим. Эти типы детей и подростков, принадлежащих к энергичному, любит приказывать другим, обычно подчиняются правилам и социальному порядку. Они быстро выделяются среди сверстников и часто становятся неформальными лидерами в группе. В них очевидно стремление к свободе и они проявляют независимость и инициативу в каждой работе. В некоторых случаях наблюдается тенденция к неудовлетворенности, в некоторых случаях – к агрессии. Дети и подростки этого типа активно сопротивляются конфликтам. Они не могут терпеть никаких потерь и они будут наслаждаться временем. Поскольку эти дети и подростки являются мобильными, они невероятно гибкие и энергичные, и в некоторых неприятных ситуациях демонстрируют неопределенность либо поспешные выводы. Поэтому они часто становятся аффективными в конфликтных ситуациях. Чаще всего у них наблюдается импульсивное суицидальное поведение. Поэтому очень важно вести диалог с детьми и подростками этого типа, понимать психологические и педагогические последствия их поведения.
• Тип 2. Социально поддерживаемый тип. Дети и подростки этого типа характеризуются самосознанием и состраданием, они могут удовлетворять требования других. Обычно такие дети имеют активную или среднюю академическую и социальную работу. Они часто проявляют личную активность в проблемных ситуациях, достигают приемлемых решений и выводов.
• Тип 3. Ограниченный тип. Дети и подростки этого типа свободны, сострадательны и искренни в своей приверженности социальным нормам, но они не проявляются в проблемных ситуациях и не имеют заметных способностей. У них есть преимущество трезвой самооценки. Они часто гибки сами по себе. У них нет способности мыслить самостоятельно, но они пытаются отговорить других от неправильного решения проблемной ситуации, но сами отвергают советы и помощь других. В результате они часто приходят к решениям и выводам, которые приводят к конфликтным ситуациям. Вместо того, чтобы ловить себя в конфликтных ситуациях, они быстро теряют себя. Дети и подростки этого типа очень впечатлительны.
• Тип 4. Истерический тип. Дети и подростки этого типа часто демонстрируют проявления эгоизма, гордости, нежности и любви. Они менее склонны конкурировать. Если они не могут проявить себя, например, в спорте и социальной деятельности, они могут выдумывать ситуации, которые могут приводить к лидерству. Их адаптация к социальной среде стабильна, часто в конфликтных ситуациях расстраивается уровень нервозности и даже психических заболеваний.
• Тип 5. Непропорциональный тип. Этот тип включает детей и подростков, которые имеют различные психические расстройства или психические заболевания. Они также могут потерять себя, свою личность в простейших житейских ситуациях или в ситуациях психического заболевания. И, не зная об этом, они делают разные вещи. Они также может попытаться и могут совершать суицид.
Некоторые исследователи говорят, что социальные и семейные отношения оказывают большое влияние на поведение детей и подростков. В частности, В. В. Ковалев подчеркнул изменение в поведении детей и подростков в отношении психологических и патологических реакций, которые привели к изменению поведения в отношении психогенной ситуации и воздействию таких ситуаций на происхождение суицидального поведения.
Психологические ситуационные влияния характеризуются термином «характерные взаимодействия», что указывает на то, что психологические ситуационные взаимодействия могут привести к изменениям поведения детей и подростков. В. В. Ковалев говорит, что такое отношение направлено на конкретного человека, т.к. на семью влияют различные организованные группы. Патохарактерологические реакции часто возникают на основе характерных реакций.
Переход от характерных реакций к патологическим реакциям связан в основном с тем, что поведение измененного поведения из социального круга теряет связь с первоначальной реакцией изменения поведения, а также изменением поведения и способностью копировать исходную форму ситуационной реакции и неспособностью невротических компонентов изменить поведение ощущения слабости настроения, недостатка сна, соматических вегетативных изменений.
Выявление суицидального поведения
Коррекция поведения человека, склонного к суициду (или уже совершавшего попытку) должно учитывать влияние на суицидента со стороны социальной среды.
Здесь психологическая помощь должна рассматриваться как минимум в 3 направлениях:
1. Профессиональная работа: помощь со стороны психологов и психиатров. Эта работа особенно важна в период острого кризиса – накануне или после совершения попытки суицида. Как воздействие препаратами, так и психотерапевтическая работа призвана преодолеть эмоциональное состояние у суицидента на пике его напряжения. Тут применима процедура установления эмоционального контакта и поэтапное, точное выявление мельчайших деталей – как причин самого поступка, так и особенностей личности суицидента. В ходе коррекции модель поведения, отличная от сценария суицида, постепенно интегрируется в личностные представления индивида.
2. Помощь со стороны ближайшего социального окружения – близких родственников и друзей. Суицидент требует адекватного внимания: не навязчивого с желанием гиперопеки, но терпеливого с эмоциональной поддержкой. Откровенные беседы, демонстрация безусловной любви или дружбы, умение выслушать и т.п.
3. Общее воздействие социальной среды – коллектива (сотрудников, товарищей по учебе). Важно сформировать адекватное отношение к ситуации суицида. Заострять внимание на случившемся не стоит – не нужно лишний раз «приносить соболезнования» или обращаться по форме «да со всеми случается!». Конструктивным будет толерантное отношение с сохранением позитивной обратной связи на запросы человека со склонностью к суициду.
Профилактические меры, предотвращающие тенденции в сфере аутоагрессии, должны начинаться с возрастных групп, где суицидальная активность наивысшая.
Профилактика суицидального поведения подростков в школе призвана подготовить педагогов, родителей, социальных работников и школьных психологов к общему пониманию проблемы, а также сформировать комплексное представление у подрастающего поколения про особенности суицидального поведения и его разрушительном влиянии на личность.
Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних составляются с учетом всего спектра проблемы суицида:
• общемедицинские – работа во время проведения медосмотров: выявление физиологических особенностей, формирующих суицидальное поведение (в т.ч., склонность к приему психоактивных средств);
• психиатрические (суицидологические) – своевременное выявление патологий психики в ходе работы со школьниками во время профосмотров и помимо них;
• психологические – коррекционная работа с неконструктивными личностными установками, аутоагрессией;
• социальные – создание надлежащего социального статуса, коррекция (по возможности) социально-экономических условий жизни подростков, потенциально склонных к самоубийству;
• информационные – меры, направленные на создание специализированных программ для распространения среди несовершеннолетних и всех заинтересованных (врачей, психологов, учителей, студентов) знаний про опасность суицидальных тенденций в современном обществе, показывающих конкретные примеры пагубного влияния суицидов; программ, создающих условия для здорового образа жизни.
Проблемы суицидального поведения
В настоящее время проблема суицида в подростковой среде стоит довольно остро. Актуальность этой проблемы переоценить нельзя. Многие ученые пытаются так или иначе осветить различные стороны этого явления. Ведь суицидальное поведение – это сложное действо, которое имеет социальную, психологическую и психиатрическую составляющую. Поэтому решение этой проблемы возможно только общими усилиями специалистов системы здравоохранения, образования, социальных работников, работников правоохранительных органов.
Грозные цифры приводит статистика – Россия на третьем месте по количеству самоубийств на душу населения в мире. По данным ВОЗ уровень суицида в нашей стране считается критическим, а прогноз неумолим – 1,5 миллиона человек могут покончить жизнь самоубийством. В России более 22 % суицидов совершаются лицами в возрасте 40-49 лет. Но не менее рискованным в этом отношении является подростковый возраст.
Многие исследователи считают, что подростковый возраст – это время всплеска самоубийств. Подсчитано, что российские 15-19-летние подростки совершают попытки самостоятельного прекращения жизни в 2,7 раз чаще, чем в среднем в мире. 25 из 100 подростков предпринимали какие-либо действия, чтобы покончить с собой. Уровень самоубийств в подростковой среде стремительно растет. По данным статистики, за последние 60 лет он увеличился в три раза.
На самом деле количество самоубийств еще выше, так как истинная причина смерти может не указываться или обозначается как «несчастный случай».
Так же доказано, что на один завершенный суицид подростка приходится до 100 попыток самоубийства.
ВОЗ выделяет 800 причин самоубийств. Среди них наибольший процент составляют: страх перед наказанием – 19 %, психические заболевания – 18 %, бытовые причины – 18 %, страсти – 6 %, денежные потери – 3 %, пресыщенность жизнью – 1,4 %, физические болезни – 1,2 %. Но, к сожалению, в 41 % случаев причина суицида остается неизвестной.
Для людей разного возраста характерны свои причины суицидов. Например, для лиц, не достигших 16 лет – неразделенная любовь, в возрасте же старше 25 лет эта причина неактуальна.
Замечены также половые отличия склонности к суициду: молодые люди тщательней обдумывают и взвешивают все факторы прежде чем решиться на самостоятельный уход из жизни. Девушки чаще выполняют суицидальные попытки напоказ. Доказано, что среди российских подростков мысль о самоубийстве появляется у 45 % девушек и 27 % юношей.
Суицидальная готовность больше присуща подросткам с депрессией.
Суицидальный риск повышается с 14-15 лет и является в этот период достаточно высоким. Это подтверждается следующим статистическим примером: несостоявшийся суицид чаще отмечается у мальчиков 17 лет – 32 %, 16 лет – 31 %, 15 лет – 21 %, 14 лет – 12 %, 12-13 лет – 4 %. Доказано, что всего лишь 10 % подростков истинно желают самостоятельно расстаться с жизнью. Большая часть – 90 % – это «крик о помощи» с целью привлечения внимания к себе.
Так что же приводит к такой катастрофической приверженности самостоятельному уходу из жизни еще совсем молодых людей?
Рядом авторов прослежены сходные причины, приводящие подростков к суицидальному поведению и даже выделены группы. Кроме того, исследователи доказали, что у суицидальной личности имеются свои специфические черты характера и поведения.
Исторически Россия – страна с низким уровнем самоубийств. Но некоторыми авторами замечено, что в России имеются временные всплески суицидов, совпадающие с тяжелым социально-экономическим состоянием в стране.
Многие отмечают, что подростки относятся к смерти как к отдаленному нереальному явлению и поэтому ощущают себя «бессмертными». В связи с этим их среда так же более подвержена наркомании, алкоголизму, ведению образа жизни, потенциально опасного. Они не чувствуют свою уязвимость, считают обратимым всё то, что угрожает не только их здоровью, но и жизни. Американская Психологическая ассоциация подсчитала, что 90 % законченных суицидов составляют случаи, когда человек был либо под действием веществ, меняющих психическое состояние, либо имел те или иные психические заболевания. Эти ощущения подкрепляются популярными в настоящее время компьютерными играми, фильмами, в которых зачастую у главных героев несколько жизней и «воскрешение» – это простейший процесс.
В работе «Психологические особенности личности суицидальных подростков» Н.В. Дмитриевой, Ц.П. Короленко, Л.В. Левиной описан случай, когда у подростка наряду с само разрушающим стремлением присутствует также желание жить. «В качестве иллюстрации этой модели поведения автор приводит подростка с депрессивными и суицидальными мыслями и фантазиями, который имел обыкновение глубокой ночью прогуливаться вдоль автомагистрали, проходившей недалеко от его дома. Иногда он переходил через защитный барьер и, не обращая внимания на наличие или отсутствие проезжающих мимо машин, не торопясь, спокойным шагом пересекал дорогу с мыслью о том, что, если его собьет машина, то такова судьба. Удачный переход дороги воспринимался как хороший знак, свидетельство того, что судьба на его стороне и что в будущем травмирующая его семейная ситуация улучшится».
Сложная ситуация в семье и вообще в ближайшем кружении подростка рассматривается многими авторами как наиболее важный суицидогенный фактор. Ассоциация Национального Психического Здоровья одной из важнейших предпосылок к суициду считает отсутствие адекватной поддержки подростка среди сверстников, родных и друзей. Оказавшись наедине со своими мыслями, человек не может дать выход ежедневным негативным мелочам и со временем просто зацикливается на том, что всё плохо, он остается один на один со своими проблемами. Подростки с адекватной семейной, дружеской поддержкой менее подвержены риску суицидальных попыток.
Ю.А. Перфилов в статье «Причины суицидального поведения в подростковом возрасте» также ставит семейные проблемы на первое место среди причин, способствующих суициду.
Он выделил следующие группы факторов совершения самоубийства:
- неблагополучие семьи;
- проблемы в учебном заведении;
- депрессия;
- аддитивное поведение;
- стресс;
- незрелость личности и определенные черты характера.
Автор разделил суициды на истинные, демонстративные и скрытые.
Истинный суицид характеризуется наличием у подростка реального желания покончить с жизнью. Чаще это выглядит как «гром среди ясного неба». Неожиданному поступку предшествует длительное внутреннее переживание, напряжение, депрессия, которые не видны окружающим.
Демонстративный суицид совершается для привлечения внимания к себе и не имеет истинного желания прекращения жизни.
Скрытый суицид (косвенное самоубийство). Под этим понятием автор подразумевает поведение, которое опасно для жизни и сопровождаются высокой вероятностью летального исхода. Часто такие действия совершаются на высоте аффекта.
А.Г. Заболотская провела исследование, в котором выявила основные причины суицидального поведения, специфические черты характера и наиболее частые способы самостоятельного ухода из жизни. Конфликты внутри семьи составили 60 % причин самоубийств, и вторая по важности причина – проблема с лицами противоположного пола – 10 %. По мнению автора, большей части подростков, склонных к суициду, присущи: «аутизм, потеря жизненных интересов, неумение переключаться на полезную деятельность, низкая психологическая культура (примитивность большинства поводов для обид и ссор с близкими)». В ходе своей работы она заметила, что главный источник формирования суицидальной готовности несовершеннолетних кроется в семьях. Ведь именно там происходит становление личности и определение главных жизненных ценностей. В зависимости от того имеется у подростка истинное желание покинуть этот мир или нет, выбираются разные способы суицида. Чаще при сведении счетов с жизнью подростки выбирают самоповешения (74 %), в меньшей степени: падение с высоты, отравление, попадание под транспорт. При желании привлечь к себе внимание чаще всего используется отравления (45 %) и самоповреждения (38 %). Бросание под колеса автотранспорта, падение с высоты и самоповешение с этой целью применяются редко.
Генеральная Прокуратура России, проанализировав материалы уголовных дел, выяснила, что 62 % самоубийств – результат семейных конфликтов, угроз насилия со стороны взрослых, напряженных отношений с педагогами и сверстниками. Ефимова О. и Чернокал Н. провели исследование для выявления связи между формой поведения подростка и взаимоотношениями в семье, тактикой воспитания. Результаты получились неутешительными. Подростки заведомо наделяют своих родителей «высоким уровнем враждебности», что иногда не соответствует действительности. Многие подростки считают, что «родители придираются к ним по пустяку», проявляют постоянно нетерпение, сверхконтроль, не считаются с их мнением и навязывают свое. Некоторые допускали, что их, в принципе, ненавидят. Вероятно, это ведет к отчуждению подростка от семьи и поиску такой среды, где бы ему было комфортно. Если выход не найден, то сведение счетов с жизнью – один из вариантов дальнейшего действия.
Помимо подавленного состояния к суицидальным мыслям может привести и излишняя амбициозность. Желание управлять другими людьми, подчинять и контролировать их с целью исполнения своих желаний определяет 65 % суицидальных попыток в молодом возрасте.
Авторы статьи «Суицидальность и склонность к риску у подростков: биопсихосоциальный синтез» А.С. Рахимкулова, В.А. Розанов разделили факторы риска суицида на 2 группы: провоцирующие и потенцирующие.
По мнению авторов: «Естественно предположить, что наличие более одного провоцирующего фактора, подкрепленного факторами потенцирующими, с большей вероятностью вызывает суицидальную активность».
В работе «Проблема подросткового суицида в современной России» Казакова Д.Ю. и Лапидус В.А. утверждают, что для проявления суицидального поведения необходимо сочетание двух факторов: «психотравмирующая ситуация» и «личностные особенности суицидента.».
Авторы выделяют следующие характерные свойства личности: «напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля и т.д.».
В подростковом периоде происходит становление личности. Те подростки, которые относительно постоянно имеют понятие своего места в жизни практически не имеют суицидальных наклонностей. И напротив, нестабильность в осознании себя ведет к снижению способностей подростка противостоять стрессовым ситуациям и повышает риск суицида. Так же перепады настроения, свойственные молодым людям, повышают риск суицидальной готовности. Чаще других суициды совершают подростки с депрессивными расстройствами.
В исследованиях некоторых ученых показано, что депрессивные лица с чувством безнадежности более опасны в плане аутоагрессии с последующим саморазрушением. При этом чувство безнадежности, безысходности более опасно, чем депрессия, при их индивидуальном рассмотрении. В результате одного 10-летнего наблюдения 207 пациентов, госпитализированных с суицидальными мыслями, выявлено повышение уровня безнадежности у 14 лиц, совершивших в последующем суицид, в то время как у остальных 193 пациентов, которые суицид не совершали, уровень безнадежности был низок.
Дмитриева, Короленко и Левина провели исследование с целью определения природы и механизмов возникновения суицидального поведения у подростков. Выявлено, что суицидально настроенные подростки низко ценят собственную жизнь и имеют высокую готовность к саморазрушению. У них не развиты гибкость и самостоятельность. Они не приспособлены к современному темпу жизни, постоянно чувствуют себя неуверенно. Отсутствует самостоятельность и адекватность в планировании действий, в оценке и коррекции различных жизненных ситуаций. Результат – повторяющиеся неудачи в повседневной жизни. Метод самозащиты для них – это роль «жертвы», на которую выливается своя же агрессия. Суицидально настроенные подростки нуждаются в поддержке, но постоянно боятся непонимания и невозможности принятия их другими людьми. Обычно этот страх они держат в себе, как и другие чувства, обиды и слабости. Это ведет к тому, что для окружающих они выглядят полноценной адекватной личностью, но немного замкнутой или совершенно непонятными людьми. На этой почве часто развивается напряженная обстановка в том или ином коллективе, недопонимания, конфликты. Подросток становится тревожным, мнительным и неспособным бороться с неудачами. Исследователями был выявлены следующие отличительные черты суицидентов: склонность к тревожности, паранояльнойсть и отсутствие стремления к доминированию. Также в своей работе они определили и описали типичный характер и поведение подростков с суицидальными наклонностями: склонность к самообвинению, потребность в помощи и поддержке, зациклинность на своих потребностях и неприятных ощущениях, ипохондричность, пессимистичная настроенность, аффективные эмоциональные реакции, повышенный контроль действий других людей, сверхпунктуальность, сверхдобросовестность, обостренная чувствительность и подозрительность, упрямство, злопамятность и др. В их статье также отмечено, что при достижении наибольшей выраженности всех выше перечисленных черт, приводят к «выведению из строя» и приводят к физическому и психическому истощению, невозможности расслабится. В связи с этим нарушается самоконтроль личности, что может привести к плачевным последствиям.
Результаты исследований В.В. Нечипоренко подтверждают выше перечисленные особенности суицидальной личности. Он считает, что для них характерны: «обидчивость, ранимость; снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам; низкая самооценка; отвержение социальным окружением, чувство покинутости; переживание собственной несостоятельности, физического отставания; избегание «нагрузочных» ситуаций и пассивность в разрешении трудных ситуаций».
Е.М. Вроно отметил некое «правило» подростка-суицидента: «подросток часто переживает проблемы трех «н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. При этом он должен бороться с тремя «б»: беспомощностью, бессилием, безнадежностью».
Наряду с психологическими и социальными факторами суицидальности подростков А.Ю. Бархатова и Н.В. Карпова ставят физиологию. Ни для кого не секрет, что именно этот возраст – пубертат – знаменуется глобальными перестройками в организме. Активно действующие щитовидная и половые железы меняют гуморальный фон в организме, а, следовательно, и всю внутреннюю среду. Так как эндокринная система тесно связана с нервной, то отмечается следующее сочетание присуще молодому организму: усиленный обмен веществ ведет к выработке большого количества энергии с одной стороны, а с другой – повышается чувствительность к различным раздражителям. В связи с этим любой вид переутомления (будь то умственное или физическое) приведет к перенапряжению, которые выльются в бурную, часто неадекватную эмоциональную реакцию. В свою очередь эти переживания сами приводят к дисфункции эндокринной и нервной систем. Проявления этого нарушение менструальной функции, гипертиреоз, повышенная раздражительность, чувствительность, утомляемость, снижение работоспособности и т.д. При воздействии стресс-фактора происходит активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и выбрасывается в кровь большое количество стресс-гормона адреналина. Возникает общая неуравновешенность подростка, которая повышает риск суицидального поведения.
Таким образом, множество авторов, детально работая над проблемой суицида, вносят огромный вклад с разработку мер профилактики, предупреждения их среди подростков. Зная причины, мы можем предотвращать самоубийство изначально. Имея представление об особенностях характера суицидально-готовных подростков легче диагностировать группу риска и определять дальнейшее поведение с ними. Несомненно, полостью ограничить распространение самоубийств среди молодежи и разработать эффективные меры по их предупреждению чрезвычайно сложно.
Но если начать с малого: установить доверительные отношения в семье, наладить контакты со сверстниками, оказывать всяческую поддержку и поддерживать позитивный настрой подростка, – то это уже позволит сдвинуть решение проблемы в лучшую сторону.
В связи с этим, целью нашего исследования будет комплексное изучение суицидальных причин на основе сплошной выборки медицинских карт подростков с суицидальными тенденциями, а также особенности их коммуникационного взаимодействия в семье и ближайшем окружении.
Мотивы суицидального поведения
Не вызывает сомнения необходимость дифференцирования ближайших поводов и мотивов суицидальных попыток, которые, как считал В. М. Бехтерев, часто лежат глубже и представляют собой совокупность неблагоприятно сложившихся условий.
Однако такие сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека. Мотивы могут быть осознанными, высшими (интересы, убеждения, стремления, страсти, идеалы), и неосознанными, низшими (установки, влечения и т. п.). В начале, чтобы избежать дальнейшей путаницы, следует остановиться на понимании таких терминов, как «причина», «условия» и «повод».
Причина суицидального поведения понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психолого-психиатрический анализ проблемы.
«Причина явление, обусловливающее появление другого явления, основание для действия» (Ожегов С. И.).
Т. е. причина это все то, что вызывает и обусловливает суицид. Причины суицидов могут быть внешними (социально-средовыми) и внутренними (внутриличностными). Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т. д.). Причины могут становиться внутренними мотивами, но и могут служить только факторами, формирующими мотивы самоубийства.
От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который, хотя и не порождает конкретные следствия, все же выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. В свою очередь, нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.
Повод, в отличие от причины, это событие, которое выступает побудительным стимулом для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин (Юрьева Н. М.).
Предложено множество классификаций мотивов суицидального поведения.
Так, согласно классификации В. А. Тихоненко, мотивы самоубийств представлены следующим образом:
1. протест, месть (желание наказать обидчика);
2. призыв (желание привлечь внимание);
3. избегание (желание избежать наказания, страдания);
4. самонаказание (самоуничтожение, бегство в смерть);
5. отказ (от борьбы за свое существование).
Данная классификация вызывает по ряду моментов возражения и сомнения со стороны других суицидологов, ведь любой суицид включает в себя мотив прекращения страданий, мотивы могут полностью не осознаваться либо осознаваться неверно, часто имеется не один, а несколько суицидальных мотивов (Амбрумова А. Г.).
Еще один довольно известный вариант классификации суицидально-поведенческих мотивов был предложен С. В. Бородиным, А. С. Михлиным:
1. Личностно-семейные конфликты:
• семейные конфликты и развод;
• болезни и смерть близких;
• одиночество;
• неудачная любовь;
• оскорбление со стороны окружающих;
• половая несостоятельность.
2. Состояние здоровья:
• психические заболевания;
• соматические заболевания;
• уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
• опасение уголовной ответственности;
• боязнь иного наказания или позора.
4. Конфликты, связанные с работой, учебой:
• конфликты на работе;
• неуспехи в учебе.
5. Материально-бытовые трудности. 6. Другие мотивы.
Очевидно, что отчетливое разделение мотивов и причин вряд ли возможно, одна причина может вызывать другие, а те, в свою очередь, формируют сложный мотив самоубийства. Так, например, соматические заболевания могут обусловить и семейный конфликт, и неудачную любовь, и неуспехи в учебе и т. п. Половая несостоятельность, как причина, может относиться к рубрике «личностносемейные конфликты», но с такой же вероятностью ее можно отнести к группе «состояние здоровья» (Блейер Е.).
Sener считает, что имеется четыре основных мотива самоубийств:
1. изоляция (чувство, что тобой никто не интересуется, никто тебя не понимает);
2. чувство собственной незначимости (когда человек оценивает себя низко, чувствует себя некомпетентным или стыдится себя);
3. беспомощность (ощущение потери контроля за своей жизнью);
4. безнадежность (когда будущее ничего хорошего не предвещает).
На основании мотивов совершения самоубийства А. Е. Личко выделил три типа суицидального поведения: первый тип истинный (когда человек хочет убить себя); второй тип аффективный (с преобладанием эмоционального момента); третий тип демонстративный (как способ привлечь внимание). Корректность подобной классификации не является бесспорной: как истинный суицид, так и демонстративная форма могут характеризоваться преобладанием эмоций.
А. Г. Амбрумова среди суицидальных мотивов различает две основные группы:
1. мотивы неблагополучия (одиночество, тяжесть жизни как таковой, потеря близких любимых людей);
2. мотивы конфликта, в который, помимо суицидента, вовлечены и другие лица.
Одиночество А. Г. Амбрумова считает наиболее общим мотивом суицидального поведения в любом возрасте. Оно может быть как внезапно возникшим чувством, так и хроническим переживанием. При этом формы одиночества крайне разнообразны от неутоленной потребности в родительской любви, супружеской ревности в ситуации покинутости до жажды уважения и признания.
Ряд исследователей вообще не проводят границы между причинами и мотивами самоубийств. А. Лаврин представляет их единым вариантом, В. Вахов под причинами рассматривает мотивы. Ю. И. Соседко, Л. В. Постовалова не видят отличий между причиной и мотивом самоубийства.
Таким образом, можно сделать вывод, что приведенные классификации далеко не охватывают весь спектр возможных суицидально-поведенческих мотивов. Вероятно, это и невозможно, так как мотивы самоубийств во многом субъективны, зависят от различных характеристик суицидента: возраста, пола, образования, профессии, мировосприятия и т. д.
Анализ суицидального поведения
Наибольшее влияние на ученых, изучающих проблемы суицида, оказывает именно социологический подход, заложенный знаменитым французским социологом Эмилем Дюркгеймом. В своем фундаментальном исследовании «Самоубийство. Социологический этюд» он утверждал, что рейтинг самоубийств напрямую связан с социальной интеграцией человека. Дюркгейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений. Большое значение придается фактору одиночества. Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой. У эгоистов виной всему является слишком высокий индивидуализм, а при альтруистическом самоубийстве человек, напротив, теряет свою индивидуальность, жертвует ею ради надличностных ценностей. При фаталистическом - человек, становясь не более чем атомом какой-либо группы, беспрекословно подчиняется ее требованиям. В основе аномического самоубийства лежат кризисы общества, во время которых происходит ломка старых устоев жизни.
Итак, по Дюркгейму самоубийством является каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах.
Эрл Гроллман, английский суицидолог, в своей работе «Суицид: превенция, интервенция, поственция» особое внимание уделил проблеме суицида среди молодежи и профилактике суицидального поведения. Э. Гроллман пишет, что наибольшая частота суицида наблюдается в возрасте от 15 до 24 лет, причем за прошедшие 30 лет суициды детей от 5 до 14 лет возросли в 8 раз. «...Как показали последние исследования, лучшим способом профилактики суицидов более 70 % подростков считают образовательные программы для молодежи и родителей. Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. Часто ожидания детей или родителей являются нереалистическими. Более того, подростки могут считать, что без них семьям будет лучше. В этих случаях они чувствуют себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями и не подходят в качестве приемлемых членов для семейного круга. Кроме того, у них часто безо всякой причины может появиться чувство своей нежеланности, они уверены в том, что родители не хотели их появления на свет». Он пишет, что суицидальная молодежь редко хочет умереть; она желает уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми. Было выяснено, что в большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения был важным фактором в их желании покончить с собой. Становится очевидным, что улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств. Также Гроллман в данной работе рассмотрел такие виды суицида как индуцированный и групповой суициды, и подчеркнул влияние телевидения на поведение молодежи. Он пишет: «...существует много свидетельств, что имитационное поведение играет определенную роль в провокации самоубийств, особенно среди подростков». Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен опубликовали исследование в «Нью Ингленд Джорнел оф Медсин» о влиянии национальных теленовостей и боевиков на частоту самоубийств. Они пришли к заключению, что, «чем больше телеканалов показывало передачи, связанные с суицидами, тем большей являлась частота самоубийств».
Серьезное изучение феномена самоубийств в России было заложено отечественными учеными в начале 19 в. К. Герман, сравнил показатели самоубийств по разным регионам и губерниям России. Ученый пришел к выводу о том, что катализатором возникновения самоубийств являются крайности социального порядка (например, нищета или богатство)...» (Гилинский Я., Румянцева Г.).
Другой российский ученый, К.С. Веселовский, отметил сезонные колебания в численности самоубийств и влияние на статистику самоубийств урбанизированности места проживания.
Если говорить о наиболее значимых современных отечественных исследованиях, посвященных проблеме суицидального поведения молодежи и студентов в частности, то мы выделили работы А.Г. Амбрумовой, Е. Вроно, В.А. Тихоненко, О.В. Бойко, В.Т. Кондрашенко, А.Ю. Мягкова и И.В. Журавлева.
В современной литературе широко распространены понятия «аутодеструктивного», или «саморазрушительного», поведения. А.Г. Амбрумова не без основания считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид. К саморазрушительному поведению относят злоупотребление алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также курение, рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.
Согласно А.Г. Амбрумовой, суицидальное поведение - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и является одним из видов общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему диапазону диагностических вариаций - от психической нормы до выраженной патологии. А.Г. Амбрумова предлагает структуру суицидального поведения, которая включает в себя следующие внутренние формы: суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения. В динамике социально-психологической дезадаптации, ведущей к суициду, А.Г. Амбрумова выделяет две фазы: предиспозиционную и суицидальную. Решающее значение для перехода предиспозиционной фазы дезадаптации в суицидальную имеет конфликт.
Е.М. Вроно также особое внимание уделяла проблемам суицида среди молодежи. В статье «Что такое суицид и как с ним бороться» дает свое определение понятию суицид: «это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях». В данной работе Е.М. Вроно акцентировала внимание на проблеме предотвращения суицида, поскольку суицид, как правило, не происходит без предупреждения. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Молодые люди пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Большинство на самом деле убивать себя не хочет. Е.М. Вроно подчеркивает мысль о том, что суицид не передается по наследству, но существует некий «фактор внушения».
По В.А. Тихоненко, наиболее чувствительны к суицидальному поведению юношеский и пожилой возрасты, так как в эти периоды человек особенно часто обращается к проблематике смысла жизни, пересматривает и формирует основания для его оценки. Это положение подтверждается статистикой суицидального поведения. «Пики» суицидальной активности приходятся на возраст от 18 до 29 лет (так называемый пик молодости) и на возраст старше 45 лет («пик инволюции»), причем в молодом возрасте преобладают суицидальные попытки, а в инволюционном - самоубийства». Собственно на лишение жизни, в типологии В.А. Тихоненко, направлено только истинное самоубийство. Гораздо чаще встречается иной тип суицидального поведения - демонстративно-шантажное самоубийство, когда самоубийца хочет выразить протест, привлечь внимание, уйти от еще более тяжелого наказания, наказать самого себя.
Мы согласны с выводом В.А. Тихоненко о том, что точная классификация суицидального поведения имеет прямое отношение к вопросам профилактики суицидального поведения.
О.В. Бойко в статье «Морфология суицида» обращается к причинам суицидального поведения: лично-семейные конфликты, состояние здоровья, конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, конфликт, связанный с работой или учебой, материально-бытовые трудности.
О.В. Бойко, как и А.В. Тихоненко, отмечает, что мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный.
В.Т. Кондрашенко в своей работе «Девиантное поведение у подростков» отмечает «В последние годы получили права гражданства такие понятия, как «пресуицид» и «постсуицид». Одни авторы под пресуицидом имеют в виду отрезок времени, предшествующий суицидальному действию; другие - психическое состояние, предшествующее суициду. В.Т. Кондрашенко предлагает пользоваться такими дифференцированными понятиями, как «постсуицидальное состояние» и «постсуицидальный период», проанализировав работы различных ученых, он пишет, что большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными (отношения в семье, в школе и т.п.), направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими.
А.Ю. Мягков и И.В. Журавлева, анализируя природу самоубийств, акцентируют внимание на анализ темпоральных вариаций самоубийств. Помимо демографических характеристик суицидентов, в своем исследовании авторы фиксировали временные параметры самоубийств (сезон, месяц, день недели, время суток и др.), а также алкогольную переменную и способы совершения суицидов. Исследователи пришли к выводу, что самым суицидальным месяцем года, судя по полученным данным, является июль, а наиболее благополучным - февраль, наиболее часто попытки самоубийства случаются в воскресенья (16,8 %), верхний пик суицидов приходится на вечернее время (20.00-23.00), в утренние же часы (с 6.00 до 8.00) наблюдается явный спад самоубийств.
Итак, с точки зрения суицидологии (науки, сформировавшейся на рубеже 50-х годов н. века и изучающей теоретический и практический аспекты аутоагрессивной (суицидальной) активности человека),- само суицидальное поведение и причина суицидального поведения - понятия глубокие и сложные. Основной причиной суицидальных действий считается социально-психологическая дезадаптация личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.).
Группы суицидального поведения
Суициды условно можно разделить на несколько групп:
• скрытые: жажда риска, опасные увлечения, самоповреждения;
• истинные: с желанием умереть;
• демонстративные: шантаж смертью для получения желаемого.
Нужно отметить, что истинные суицидальные действия редко спонтанны. Почти все подростки каким-либо образом подают сигналы о надвигающейся катастрофе, которые остаются незамеченными.
Основные симптомы, присущие депрессии, имеют такие же проявления и у детей: стойкое снижение фона настроения в течение 2 недель и более, снижение психической и физической активности. Внешне это проявляется снижением успеваемости в школе, трудностью усвоения нового материала и воспроизведения уже изученного.
Ребёнку не хочется общаться и веселиться, заниматься любимым видом деятельности, ходить в школу. Нарушается аппетит и сон. Возможны высказывания об отсутствии желания жить и о своей никчёмности.
В некоторых случаях может наблюдаться демонстративно-шантажное поведение. Ребёнок выдвигает свои требования и угрожает суицидом взрослым, если эти требования не будут удовлетворены.
Подросток может делиться своими планами о суициде с близкими друзьями, размещать на своей страничке в социальных сетях фразы о своих намерениях.
В подростковом возрасте могут возникать перепады настроения от депрессивного до приподнятого. Жизнь может казаться совершенно никчёмной и приносить серьёзные страдания подрастающему человеку.