Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д. но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором цена, которую предлагает продавец, будет равна цене, которую готов заплатить покупатель. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия.
Избыток возникает, таким образом, в том случае, если при некоторой цене величина предложения товаров будет превышать величину спроса на этот товар. Дефицитным товаром считается тот товар, когда величина спроса на определенную продукцию будет превышать величину его предложения.
Потребитель не всегда полагает, что существующие цены оптимальны. Все дело в том, что несовершенство общественной структуры производства выступает на поверхности как несовершенство системы цен.
Недовольство обществом существующими равновесными ценами образуют подходящую плодотворную почву для вмешательства государства в систему рыночного ценообразования. А на практике это выливается указанными ранее ценами пола и потолка, т. е. установлением минимальной и максимальной цены.
Если государство устанавливает максимальную цену ниже уровня равновесия, то в этом случае возникает дефицит, в обратном случае, когда минимальная цена установлена выше цены равновесия - будет образовываться излишек товара. Подобная фиксация цены означает отключение механизмов рыночной координации.
При условии установления цены ниже равновесной дефицит не ослабевает, а, напротив, только усиливается, но к тому же к денежным затратам потребителей добавляются и неденежные. Последние можно связать с поиском товара, стоянием в очереди и т. п. - они все являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара.
Оседают они в сфере распределения дефицитных товаров, и не доходят до тех, кто реально его производит. Потолок цены «подрезает» излишки производства и тем самым снижает стимул к его производству на том предприятии, где издержки данного товара минимальны. Как раз, поэтому дефицит не убивает.
И наоборот, те, кто продают дефицитный товар, заинтересованы в его сохранении, так как становится он источником дохода. Такой товар поэтому будет всячески пропагандироваться государственным регулированием цен под различными «благовидными» предлогами.
В том случае, когда находится цена выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, которые будут стимулировать ограничение предложения и увеличение спроса для сокращения разрыва между субсидируемой и равновесной ценами.
В том и другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях рыночной конкуренции.
Избыточный спрос или дефицит сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта.
Растущая цена будет:
1) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара;
2) вытеснять некоторых потребителей с рынка.
То есть можно сказать, что любой товарный излишек будет толкать цену товара вниз к точке пересечения кривых, т. е. к точке равновесия. Любой товар, находящийся в дефиците из-за нехватки будет цену толкать вверх к точке равновесия предложения и спроса.
А, в конечном счете, установится равновесная цена, по которой будет продаваться определенное количество товаров на рынке.