Вопрос о формировании правосознания представляется весьма сложным и неоднозначным и является прерогативой не только юридической, но и ряда других гуманитарных наук.
Сформировать правосознание личности означает необходимость создать такие условия, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву, уважение к правотворческим, правоприменительным, да и вообще ко всем государственным органам и организациям.
Содействие в формировании правосознания должны оказывать психологи, педагоги, культурологи, правоведы, социологи, философы путем выработки тех мер, которые эффективно воздействуют на сознание индивида, на его отношение и оценку реальной действительности.
Одним из средств, косвенно воздействующих на формирование правосознания, является так называемое правовое воспитание, т.е. целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Что касается правового воспитания в узком смысле, то последнее отличается своей направленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной.
Очень важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно и уровень правовой культуры, выше, чем в России.
Особенно важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Можно согласиться с Е.А. Фроловой, которая пишет в своей статье «Правосознание (Теоретико - философский аспект) что, одной из характеристик, имеющих особое значение для правового сознания, является мотивация поведения людей. Мотивы, по которым человек соблюдает право, не только не безразличны, но заключают в себе самый корень правосознания.
Учёт мотивов поведения индивида важен во всех сферах жизни человека, однако в сфере морали и правосознания этот аспект приобретает первостепенное значение. В области правового сознания речь идёт в основном о «правовом чувстве», склонностях, настроениях, мнениях и иных проявлениях субъективности личности, которые позволяют видеть в праве творческую, активную, действующую индивидуальность, а не только физическое лицо, обладающее правосубъектностью.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?