Н. Б. Крылова описала отдельные функции саморазвития и представила их проявления в следующем:
• самоопределение включает самоориентировку и самоидентификацию понимания собственных задач в каждой конкретной ситуации, определение адекватной линии поведения, акт нравственного и волевого выбора, независимость в решении проблемы, уверенность в своей правоте, самообразование выбора и саморефлексию – это культурные нормы;
• самоорганизация включает анализ ситуации, постановку задачи, планирование действий, представление о возможных результатах собственных действий, самоконтроль, самооценку действий и их эффективности, умение обеспечить условия собственных действий, самообслуживание, умение не перекладывать на плечи других решение собственных проблем, наличие воли как средства или условия самоорганизации, работоспособность и самостоятельность в деятельности, т.е. владение культурными методами работы;
• самопознание включает самоанализ, саморефлексию, потребность размышлять по поводу своего поведения, самонаблюдение, самоизучение, постоянную коррекцию представлений о себе на основе совести, самовосприятие, самоуважение, самопринятие, самокритика, понимание самоценности и самодостаточности, что в совокупности определяет культуру самообщения;
• саморегуляция и самореабилитация – это способы владения собой, внутренний самоконтроль, способность воздействовать на свой организм, самообладание, быстрая самореакция, умение восстанавливать свои душевные и физические силы, способность фиксировать изменения в себе, чувство самосохранения, умение снимать стрессы и корректировать свое эмоциональное состояние, а значит и способность использовать механизмы культурной коррекции;
• самореализация включает самовыражение (т.е. активное выражение собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других), самоосуществление, самоутверждение, самостоятельность, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях, что является основой культурной деятельности;
• самообразование и самовоспитание - это самоопределение уровня своей воспитанности и образованности, социальной и культурной развитости, владение навыками самообучения, понимание собственного кругозора и зоны ближайшего развития, что предполагает определенное видение себя в культуре.
В стремительно меняющемся мире необходимость получения молодыми людьми качественного образования стала аксиомой. Каждый должен иметь шанс перейти мост, ведущий от предшкольной подготовки и обучения в школе к профессиональному образованию, воплощая свою мечту о возможности быть востребованным и успешным в будущей профессиональной жизни. В условиях усиления процессов глобализации образование можно рассматривать как своеобразную магистраль, ведущую человека через обучение от школьной парты к мировому рынку труда.
Однако недостаточно лишь констатировать самоочевидную ценность образования. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного и устойчивого развития.
На современном этапе общественной жизни образование становится не только важнейшей социальной сферой, но и в прямом смысле важнейшей отраслью экономики. Оно играет все более решающую роль в накоплении и развитии интеллектуального капитала во всех областях человеческой деятельности, потому государство, ясно осознавая тенденции и стратегические ориентиры развития образования, стремится инвестировать значительные средства в этот сектор.
Но образование сегодня необходимо рассматривать не только как базис для продуктивного социально-экономического развития России и как средство достижения нового, более высокого качества жизни населения в ближайшем будущем, но и как возможность подготовки к новым стандартам жизни в третьем тысячелетии.
Будущее в немалой степени будет определяться увеличением скорости и непредсказуемостью технологических изменений, ростом влияния урбанизации и ее последствий на социально-демографическую структуру общества, проблемами национальной и языковой идентификации, универсализацией в образе жизни и выполнении трудовых функций, сменой приоритетных политических и общественных ценностей.