Формирование личности, обладающей крепким здоровьем, с общественно-трудовой целеустремленностью, является важной целью физического воспитания.
Стремление человека к своему здоровью не сводится только к заботе о здоровье или пренебрежению к нему. Отношение к своему здоровью как к ценности - высшее достижение физической культуры личности.
Ценность - философское понятие, оно определяет цель, к которой стремится человек. Ценность - понятие, которое введено в научный оборот немецким философом И.Кантом.
Человек, постоянно находится в ситуации выбора одного из альтернативных решений. Критерием такого выбора выступает ценность. Если мотивы конкретной деятельности задаются часто ситуацией, то ценности порождаются социальными и культурными условиями жизни и более глубинными факторами существования человека.
"Ценность" от-ражает все то, что осознается и переживается личностью как актуальная значимость, как смысл, идеал, предстает как сущностная характеристика сознания и поведения человека.
Ценностные ориентации - предпочтение или отвержение определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения. Ценностные ориентации формируются на базе соотнесения опыта с бытующими в обществе моральными и культурными образцами и выражают жизненные притязания и престижные предпочтения, представления о должном.
Ценностные ориентации отражают систему устремлений личности, ее характер, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в сово-купности лежат в основе активности каждого человека.
Существенным элементом динамики ценностных ориентации является ценностное противоречие, когда у личности возникает противопоставление разных ценностей. Ценностное противоречие переживается и осознается личностью как трудность выбора и принятия решения.
Ценности физической культуры можно условно разграничить на интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные ценности.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физи-ческой активности, закаливания и здорового стиля жизни.
К ценностям двигательного характера относятся лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека.
Под технологическими ценностями физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оз-доровительной и спортивной тренировки, то есть все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.
К мобилизационным ценностям физической культуры относятся: способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам.
В жизни человеку бывают необходимы не только хорошо сбалансированные физические и духовные проявления, но и способность действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях; готовность организма "пережить" резкие возмущения (болезнь, травму, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социально обусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физические перегрузки и т.п.). Вероятность возникновения таких критических ситуаций очевидна. Поэтому способ-ность организма к мобилизации в подобных условиях должна формироваться путем тренировки.
Ценности вырастают из потребностей. Осознание здоровья как величайшего блага, удовлетворяющего основные (биологические) потребности человека как основу удовлетворения других (социальных) потребностей человека, побуждает человека к его сохранению и укреплению.
Полнота и интенсивность многообразных интересов человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественных характеристик, определяющих образ и стиль жизни. В то же время наблюдается обратная зависимость - стиль жизни, степень и характер его активности в быту определят состояние здоровья человека.
Осознание здоровья как высшей ценности человека и личный опыт, отражающий взаимосвязь образа жизни и физических упражнений, формирует у человека желание в повседневных физических упражнениях.
Каждый человек, начиная заниматься физическими упражнениями, выбирает один из видов физкультурно-спортивной деятельности, который соответствует его биологической природе, социально-психологическим и возрастным особенностям.
В силу целенаправленного, избирательного характера интересов в сознании человека формируется относительно устойчивое представление о приоритетности занятий физичес-кими упражнениями, использовании различных видов спорта, форм организации занятий.
Юноши желают заниматься спортивными единоборствами, видами спорта, связанными с проявлением силы и смелости, ловкости и быстроты. Девушки предпочитают виды спорта с элементами красоты, демонстрацией пластичности и гибкости. Часто интересы ха-рактеризуются полифункциональностью, т.е. установкой заниматься не одним, а несколькими видами спорта.
Эти интересы могут иметь относительно устойчивую структуру во времени и пространстве.