Существует достаточно широкая область деятельности, связанная с доведением объектов авторского права до аудитории, которая в силу своих особенностей порождает продукты, нуждающиеся в самостоятельной охране.
Многие объекты авторского права по своей природе могут быть доведены до аудитории через деятельность других лиц, в ряде случаев такой путь доведения произведения до публики будет основным. Так, если для литературного произведения основным является все же распространение экземпляров произведения (хотя возможно, например, и их публичное чтение), то для музыкальных произведений и театральных пьес главным будет их исполнение.
Существование самостоятельного авторского правомочия на исполнение произведения показывает, что доведение произведения до аудитории через исполнение должно находиться под контролем автора (и, следовательно, возможно только с его согласия). В то же время нельзя не признать, что исполнительская деятельность требует значительных творческих затрат.
Исторически, в течение длительного времени исполнительская деятельность не требовала специального механизма защиты, поскольку существовала в момент самого действия исполнителя и не могла быть повторно доведена до аудитории иным лицом. Необходимость создания такого механизма возникла с появлением технических возможностей фиксации исполнений.
В результате новые технические возможности привели к расширению воспринимающей аудитории и временных рамок восприятия исполнений произведения. Сложилась ситуация, когда большинство людей могут получить доступ к исполнениям произведений, не покидая своего дома, что очень существенно затрагивает интересы исполнителей.
Почувствовали воздействие! развития технологий и производители фонограмм. По мере того как технологии воспроизведения фонограмм упрощались, у производителей фонограмм усиливалось желание защитить вложения и творческие усилия, затраченные на подготовку фонограммы. Примерно в гом же положении оказались и организации эфирного и кабельного вещания.
В России охрана смежных прав появилась с вступлением в действие. Основ гражданского законодательства. Однако уже через год в связи с принятием ЗоАП соответствующий раздел Основ был признан недействующим на территории России. В настоящее время прямо предусматривается охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания. Основы гражданского законодательства упоминали в качестве смежных прав и права на видеозаписи, однако сейчас видеозапись рассматривается только как объект авторских прав.
В отношении же производителей фонограмм и организаций эфирного или кабельного вещания момент творческой деятельности отходит на второй план, смежные права главным образом защищают организационные усилия и материальные затраты, связанные с подготовкой фонограммы или программы вещания. К этой же группе можно отнести предлагаемые рядом авторов “издательские права”. Можно предположить, что в будущем разделение этих двух групп в рамках смежных прав станет более заметным.
Смежные права возникают при создании соответствующего объекта автоматически, и для этого не требуется выполнения каких-либо действий или соблюдения каких-либо формальностей. Не требуется этого и для их осуществления. ЗоАП (п. 4 ст. 36) предоставляет возможность производителю фонограммы и исполнителю для оповещения о своих правах проставлять на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре специальный знак охраны смежных прав.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• латинской буквы “Р” в окружности ((g));
• имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
• года первого опубликования фонограммы.
Проставление этого знака облегчит правообладателю доказывание момента приобретения права в случае спора, а также того, что нарушитель знал о том, что он нарушает чужие права.
По сравнению с авторскими правами срок действия смежных прав короче. Срок охраны объектов смежных прав (50 лет) не связан с продолжительностью жизни их создателей, а отсчитывается с 1 января года, следующего за годом, когда соответствующий объект впервые был доведен до аудитории. В отношении прав исполнителей в расчет принимается дата первого исполнения или постановки, в отношении прав производителей фонограмм — дата первого опубликования фонограммы и ее первой записи (если она не была опубликована), а в отношении прав организаций эфирного или кабельного вещания — дата первой передачи% эфир или по кабелю.
Законодательство предусматривает ряд ограничений смежных прав. В отношении всех смежных прав будут применяться ограничения, предусмотренные ст. 42 ЗоАП:
1. Без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения разрешается использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:
• для включения в обзор о текущих, событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;
• исключительно в целях обучения или научного исследования;
• для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. Если организация эфирного или кабельного вещания использует экземпляры фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, то передача в эфир или по кабелю потребует соблюдения правил, установленных ст. 39 ЗоАП для случаев свободного использования фонограмм (прежде всего — уплаты вознаграждения);
• в иных случаях, предусмотренных ЗоАП в отношении ограничения имущественных прав авторов.
2. Разрешается также без согласия обладателя смежных прав использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи, а также воспроизведение фонограммы в личных целях. При этом необходимо выплачивать вознаграждение производителю фонограммы, предусмотренное ст. 26 ЗоАП.
3. Аналогично авторским правам осуществляются записи краткосрочного пользования исполнения, постановки или передачи. В отличие от режима краткосрочных записей, установленного для авторских прав, в отношении смежных прав это ограничение шире: разрешается и воспроизведение таких записей и фонограмм (опубликованных в коммерческих целях), если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи. Для осуществления такой записав установлены следующие условия:
• необходимо предварительное получение организацией эфирного вещания разрешения на передачу в эфир самой постановки, исполнения или передачи, в отношении которых в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется запись краткосрочного пользования или воспроизведение такой записи;
• потребуется уничтожение этой краткосрочной записи в пределах шестимесячного срока (если более длительный срок не был согласован сторонами), за исключением единственного экземпляра, который может быть сохранен в официальных архивах на основании его исключительно документального характера.
В любом случае применение перечисленных ограничений не должно наносить ущерб нормальному использованию фонограммы, исполнения, постановки, передачи в эфир или по кабелю и их записей и включенных в них произведений, ущемлять законные интересы исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений.
Некоторые ограничения смежных прав применяются только к правам исполнителей и производителей фонограмм.
В ряде случаев использование фонограммы (и, соответственно, зафиксированного на ней исполнения) возможно без согласия производителя фонограммы и исполнителя.
Это допускается, если фонограмма была опубликована в коммерческих целях, но с выплатой вознаграждения и осуществляется одно из следующих действий:
• публичное исполнение фонограммы;
• передача фонограммы в эфир;
• сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.
Такое использование исполнения или фонограммы (которому не могут воспрепятствовать ни исполнитель, ни производитель фонограммы) возможно только с выплатой им вознаграждения. Как определяет ст. 39 ЗоАП, сбор, распределение и выплата этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе в соответствии с соглашением между этими организациями. Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется между производителем фонограммы и исполнителем поровну.
Размер вознаграждения (устанавливаемый за каждый вид использования фонограммы отдельно) и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединениями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, — с другой, а в случае если стороны не достигнут такого соглашения — специально уполномоченным органом Российской Федерации.
Выполнение этих правил обеспечивается установлением ЗоАП обязанности для пользователей фонограмм предоставлять указанным организациям программы, содержащие точные сведения о количестве использований фонограммы, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
Права исполнителей
Исполнителем является лицо, посредством творческой деятельности которого произведение автора доводится до сведения аудитории. В первую очередь к категории исполнителей относятся лица, деятельность которых непосредственно доводит произведение до аудитории: актеры, певцы, музыканты, танцоры и т. п. Деятельность такого лица может заключаться в чтении произведения, пении, игре в спектакле, исполнении циркового номера, игре на музыкальном инструменте и т. п. К указанному кругу лиц (собственно исполнителей) ЗоАП добавляет также режиссера-постановщика спектакля и дирижера.
Права исполнителя возникают и существуют независимо от авторских прав на произведение. Это означает, во-первых, что если исполнение произведения осуществляется его автором, то он приобретает особые права исполнителя, отличные от его авторских прав и не охватываемые ими (если исполнитель не является автором, то он приобретет только права исполнителя). Во-вторых, отсутствие авторского права на произведение (например, в случае, если сроки действия авторского права истекли) не влияет на существование прав исполнителя. То есть если лицо исполнит такое произведение, то никто не сможет использовать это исполнение без его согласия даже несмотря на то, что сроки действия авторского права на само произведение уже истекли.
Очень часто исполнительская деятельность осуществляется коллективно: ансамблем, оркестром, цирковой труппой и т. п. В этом случае у всех лиц возникают общие права на исполнение. При этом отношения между лицами будут строиться аналогично отношениям соавторов. В то же время в п. 4 ст. 37 ЗоАП содержится и специальная норма: при исполнении произведения коллективом исполнителей разрешение на использование исполнения будет выдаваться руководителем такого коллектива. Данная норма сформулирована как императивная, что не дает возможности коллективу исполнителей самостоятельно определить договором между собой порядок распоряжения правами на исполнение.
В соответствии со ст. 35 ЗоАП права исполнителя признаются за ним в Российской Федерации в случаях, если:
• исполнитель является гражданином Российской Федерации;
• исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;
• исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую в Российской Федерации;
• исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в Российской Федерации.
Здесь важно отметить, что права на исполнение могут возникать как самостоятельно, с момента создания исполнения (например, в случае исполнения на территории Российской Федерации), так и производным образом — в случае создания иного объекта смежных прав (фонограммы или передачи эфирного или кабельного вещания), включающего в себя исполнение. Во втором случае охрана прав исполнителя может возникнуть и не в момент исполнения, а значительно позже (например, когда будет подготовлена программа эфирного или кабельного вещания). В то же время такое более позднее возникновение прав исполнителя не повлияет на общую продолжительность действия этих прав. Права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Соответственно, если исполнение не охранялось на территории Российской Федерации, но спустя много лет после первого исполнения оно было включено в программу эфирного или кабельного вещания, охраняемую на территории России, то охраняться исполнение будет только в течение времени, оставшегося от 50 лет после первого исполнения.
Федеральный закон № 110ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” дополнил ст. 35 ЗоАП п. 4, установив, что “смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации”. Фактически это означает, что после вступления в силу данного Закона смежные права иностранных лиц будут признаваться на территории России только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Как замечает И. Силонов, с вступлением этого Закона в силу для зарубежных артистов-исполнителей фактически перестали действовать критерии места первого исполнения, места первого опубликования записи исполнения, включения исполнения в передачу в эфир или по кабелю. На территории России признаются охраняемыми исполнения зарубежных артистов-исполнителей только в тех случаях, если юридический факт (первое исполнение на территории России и т. п.) имел место с даты вступления в силу ЗоАП.
Закон допускает некоторые случаи продления срока охраны прав исполнителя. Они совпадают со случаями продления действия авторского права (репрессирование исполнителя с последующей реабилитацией; участие исполнителя в Великой Отечественной войне).
Подобно авторским правам, права исполнителей могут быть разделены на две группы: личные неимущественные и имущественные права.
К первой группе можно отнести два права, упомянутых в п. 1 ст. 37 ЗоАП: право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. По своему содержанию эти права близки к аналогичным авторским правам. Установление второго из указанных прав исполнителя является особо актуальным, поскольку современная техника позволяет вносить безо всякого труда любые изменения в текст исполнения: возможно удаление частей исполнения, изменение тональности, добавление звучания дополнительных инструментов и т. п. Подобно соответствующим авторским правам личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно.
Имущественным правом исполнителя является право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.
В рамках данного имущественного права ЗоАП (п. 2 ст. 37) прямо выделяет правомочия на осуществление следующих действий:
• передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
• запись ранее не записанного исполнения или постановки;
• воспроизведение записи исполнения или постановки;
• передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или I постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
• сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которую записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Закон устанавливает, что это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.
Если иное не предусмотрено договором, то перечисленные права предоставляются только в отношении использования аудиовизуального произведения. Для отдельного использования звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, потребуется получение самостоятельного согласия исполнителя (если только оно уже не было дано в основном договоре с исполнителем).
Права производителей фонограмм
Фонограммой ЗоАП признает любую исключительно звуковую запись исполнений или иных звуков. Важно именно наличие фиксации звуковой записи, а не вид технологии, используемой для фиксации звука. В частности, звукозаписью будет признаваться как аналоговая запись звука (например, запись на грампластинку), так и цифровая запись. Во втором случае звуковая запись очень часто может являться составной частью иного массива информации. Например, компьютерная энциклопедия или игра могут включать в себя видеоизображения, текстовую информацию, звуковое сопровождение и т.п. И только в отношении звуковой записи будут возникать иные (помимо авторских) права.
Для возникновения прав не играет роли и тип носителя: им может быть грампластинка, магнитный носитель, оптический носитель или иной другой, который может появиться в будущем. Экземпляром фонограммы будет признана любая ее копия, даже если эта копия включает не все, а только часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.
Согласно ЗоАП, изготовителем аудиовизуального произведения будет признаваться физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. Как правило, лицо, обозначенное на аудиозаписи, и является изготовителем аудиозаписи.
Лицо может иметь право собственности на экземпляры фонограммы, но не иметь прав на их распространение. Эта оторванность прав на распространение от прав на материальные носители должна применяться к обеим упомянутым формам распространения фонограммы: и к полному отчуждению ее экземпляров, и к передаче экземпляров в пользование. Исходя из этого собственник экземпляров фонограммы не сможет сдавать их в прокат без согласия обладателя прав на фонограмму.
Наличие постоянной связи фонограммы с ее носителем предполагает и применение правил об исчерпании прав к фонограммам. Допускается распространение без согласия производителя фонограммы и без выплаты вознаграждения экземпляров правомерно опубликований фонограммы, введенных в гражданский оборот посредством их продажи (см. п. 3 ст. 38 ЗоАП).
Исключительные права производителя фонограммы являются передаваемыми: они могут передаваться по договору, переходить по наследству и т. п.
Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Права организаций эфирного или кабельного вещания
В данную группу объединены права двух видов субъектов смежных прав: организаций эфирного вещания и организаций кабельного вещания. По своему характеру права этих субъектов являются однотипными.
Современные технические средства позволяют осуществлять доведение произведений до аудитории, находящейся на большом расстоянии от источника вещания, зачастую переходя государственные границы. В этом, однако, содержится и опасность для производителей: затратив значительные средства на подготовку передачи, производитель делает ее доступной для значительной по размерам и практически неподконтрольной аудитории. В связи с этим производитель передачи эфирного или кабельного вещания крайне заинтересован в существовании запрета иным лицам использовать без его согласия переданную в эфир или по кабелю передачу.
На территории России возможен прием многих иностранных программ, трансляция которых осуществляется через спутники. Однако сфера предоставления охраны является достаточно узкой. Права производителя передачи вещания будут охраняться в Российской Федерации только в случае, если соответствующая организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
В то же время следует помнить, что передачи эфирного или кабельного вещания, как правило, включают в себя объекты авторских и смежных прав (произведения, исполнения), в отношении которых установлены иные принципы признания прав на территории России. Таким образом, вполне может сложиться ситуация, когда использование передачи вещания не нарушает прав ее создателей (так как в конкретном случае она не охраняется на территории Российской Федерации), но нарушает другие смежные или авторские права.
Организация эфирного или кабельного вещания имеет исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.
Эти права включают в себя 5 правомочий, охватывающих возможность давать разрешение на осуществление следующих действий:
1) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания (в отношении передачи эфирного вещания) или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организацией кабельного вещания (в отношении передачи кабельного вещания). Это право фактически охватывает возможность ретранслировать передачу с использованием однородного способа доведения передачи до аудитории. Ключевым моментом здесь является осуществление ретрансляции одновременно с первой организацией вещания. Соответственно, последующая ретрансляция будет возможна при условии соблюдения иных правомочий организации эфирного или кабельного вещания;
2) сообщать передачу эфирного вещания для всеобщего сведения по кабелю или передавать передачу кабельного вещания в эфир. Здесь речь идет уже о качественном изменении способа доведения передачи до аудитории. В связи с этим в расчет уже не будет приниматься время распространения передачи: согласие правообладателя потребуется получать во всех случаях;
3) записывать передачу. Данное правомочие охватывает любые виды записи, независимо от типа носителя и назначения записи (за исключением записей краткосрочного пользования и записей, осуществляемых в личных целях. Запись передачи эфирного или кабельного вещания может вести к возникновению отдельного объекта охраны: аудио, видеопроизведения или фонограммы. Соответственно, последующее использование такой записи потребует получения согласия правообладателя. Осуществление записи самой организацией эфирного или кабельного вещания позволит этой организации также значительно расширить объем принадлежащих ей прав;
4) воспроизводить запись передачи. Данное право не распространяется на случаи, когда запись передачи была произведена с согласия организации эфирного или кабельного вещания. Кроме того, разрешается (п. 3 ст. 40 ЗоАП) воспроизведение передачи и без согласия соответствующей организации вещания, если такое воспроизведение осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями ст. 42 ЗоАП (т. е. в случаях, когда в силу закона сама запись могла быть осуществлена без согласия правообладателя);
5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Данное правомочие имеет в виду случаи, когда переданная в эфир или по кабелю передача доводится третьим лицом до сведения определенной аудитории. Сюда относятся, например, случаи, когда определенные лица приглашаются просмотреть телепередачу по телевизору лица, владеющего им. Получение согласия правообладателя требуется, только если такое сообщение передачи осуществляется вместе с платным входом. Не нарушает прав организации эфирного или кабельного вещания показ телепередачи в холле гостиницы. Закон не связывает платность входа с самим сообщением передачи. Плата может браться не только за возможность получения доступа к программе, но и по любым другим причинам — это роли не играет. В связи с этим показ телепередачи в салоне самолета во время рейса уже потребует получения согласия на такое использование передачи.
Рассмотренные права организации эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир (или, соответственно, по кабелю).