Человек включается в систему общественных отношений через деятельность, усваивая их и реализуя единство биологического и социального, формирует свою общественную сущность.
Через трудовую деятельность человек включается в экономические и хозяйственные отношения, формирует свой экономический и социальный статус.
Социальная идентификация (от лат. отождествлять) – процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, коллективом. Формы идентификации: прямое эмоциональное (способствующее усвоению скорее внешних признаков деятельности); причисление себя к номинальной группе (возрастной, половой, национальной); причисление себя к реальной группе, коллективу, малой группе (привязанность к группе, способствующая активному освоению социального поведения, принятию групповых норм и ценностей).
Термин идентификация обозначает и процесс и результат самоопределения, отождествления и индивида с тем или иным сообществом. Различается два вида идентичности: личностная и социальная. Личностная – это самоопределение индивида в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт. Социальная идентичность – это самоопределение в терминах отнесения себя к определенной социальной группе (по Эриксону, – «ощущение внутренней согласованности», «поиск своего места в жизни») К точкам опоры, которые люди ищут в социальном пространстве, относятся: группы повседневного общения, семья, друзья; профессиональная среда, коллеги; национальная принадлежность, имущественное положение, политические взгляды; минимальная близость в группах «люди планеты», «граждане СНГ».
Потребность социальной идентификации, построения Я-образа включает потребность социального познания иных элементов социального мира: образ «Другого», образ «Группы», образ «Среды», образы других социальных явлений, образ Мира в целом. Наиболее эффективна идентификация, основанная на включении человека в совместную деятельность в трудовых коллективах.
Психология социального познания относительно недавно заявила о себе как самостоятельная область психологического знания. Г.М. Андреева, посвятившая этой области несколько фундаментальных работ, анализирует процессы социального познания не только в стабильном социальном мире, но и в условиях радикальных социальных изменений, а также в условиях деформации общественного организма – социальной нестабильности.
В условиях социальной нестабильности возможны рассогласованность социальных изменений, смена их направления и темпа, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах человеческих отношений). В социальной психологии обосновываются требования большей компетентности субъекта познания в нестабильном мире. Особое внимание уделяется категориям социальных отношений, языку, при помощи которого оформляются категории. Только при адекватном владении языком индивид может понять, истолковать, а значит, «выбрать» те факторы, которые особенно значимы в окружающем мире, те влияния, которые особенно заметны и существенны.
Человек всегда существует в социальной среде, а в ней важен знаковый, смысловой аспект поведения. Коммуникация с другими для человека важна потому, что только в ходе коммуникации мир обретает смысл. Подчеркивается, что в современном профессиональном мире доминируют экспертиза, сделка, подчинение логике полезности, инструментальной рациональности.
В ситуации социальной нестабильности человеку необходимы особые умения интерпретировать социальное окружение, решая проблемы взаимодействия характера социального изменения и выбора поведения. Нестабильность в обществе сопряжена с ломкой устоявшихся социальных стереотипов, с изменением системы ценностей. Для обыденного человека нестабильность общества воспринимается как абсолютная неопределенность ситуации, следовательно, невозможность прогнозирования своего статуса, своей судьбы, карьеры.
Кризис идентичности определен как особая ситуация сознания, обусловленная тем, что деформированы представления о сложившихся системах ценностей, меняются структура и содержание большинства социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе. Изменение образа общества в таких условиях часто воспринимается как утрата социального идеала. Кризис проявляется для человека трудностью в обозначении своей ниши в обществе и как утрата позитивных представлений о своей группе. При этом следует признать, что наибольшей потенциальной определенностью, устойчивым социальным образованием является профессиональная социальная группа, в которой человек получает наибольшую возможность самореализации как субъект экономической активности. Однако и профессия и содержание труда динамичны, что предполагает изменения требований к личностным и групповым возможностям профессионалов.