Управление финансами Получите консультацию:
8 (800) 600-76-83

Бесплатный звонок по России

документы

1. Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
2. Как использовать материнский капитал на инвестиции
3. Налоговый вычет по НДФЛ онлайн с 2021 года
4. Упрощенный порядок получения пособия на детей от 3 до 7 лет в 2021 году
5. Выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет по новому в 2021 году
6. Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
7. Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
8. Защита социальных выплат от взысканий в 2021 году
9. Банкротство пенсионной системы неизбежно
10. Выплата пенсионных накоплений тем, кто родился до 1966 года и после
11. Семейный бюджет россиян в 2021 году

О проекте О проекте    Контакты Контакты    Загадки Загадки    Психологические тесты Интересные тесты
папка Главная » Экономисту » Рынок монополии

Рынок монополии

Статью подготовила ведущий эксперт-экономист по бюджетированию Ошуркова Тамара Георгиевна. Связаться с автором

Монополия

Вернуться назад на Монополия
Не забываем поделиться:


Во второй половине XIX в. начинается возникновение крупных предприятий и их объединений, которое постепенно охватывает все возрастающую долю отраслевых рынков. Происходило развитие процесса концентрации и централизации производства и капитала на основе капитализации прибыли, слияния или поглощения мелкого производства более крупным производством или объединение мелких производств в более крупные. Это приводило к созданию монополий.

Первые фирмы капиталистического монополистического объединения (пулы, ринги, конвенции) представляли собой временные соглашения между предприятиями обычно одной отрасли, создаваемые с целью поддержания определенного уровня или дележа сообща полученной прибыли. Позднее монополистические объединения стали создаваться на длительный срок.

Первая устойчивая во временном отношении форма монополии — картель.

Картель - представляет собой договор о ценах, объемах производства, рынках сбыта, дележе прибыли, заключаемый между отдельными производствами. В условиях картелирования производители остаются в полной производственно-хозяйственной самостоятельности. Самостоятельно осуществляют закупку сырья и совершенствование производства. Договор о разделе рынков предполагает устранение конкуренции между членами картеля, этому же служит и договор о единой цене. Согласование объемов производства позволяет картелю контролировать спрос и предложение на рынке.

Второй формой монополии является синдикат. Синдикат - централизовал функции снабжения и сбыта синдицированных предприятий, организовав единую снабженческо-сбытовую контору. Новая форма объединения не привела к полной утрате хозяйственной самостоятельности собственников объединившихся предприятий, но потребовала большей координации между ними их производственной деятельности. В то же время объединение сбытовых и снабженческих функций позволяло собственникам специализироваться в производстве.

Следующей исторической формой монопольного объединения является трест. Объединенные в трест предприятия теряют не только снабженческо-сбытовую, но и производственную самостоятельность. Предприятия треста осуществляют свою деятельность на основе объединенного производственного капитала, результаты деятельности расцениваются на основе вложенного капитала.
Самое читаемое за неделю

документ Введение ковидных паспортов в 2021 году
документ Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
документ Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
документ Доллар по 100 рублей в 2021 году
документ Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
документ Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
документ 35 банков обанкротятся в 2021 году


Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!

Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!

Наиболее простой способ объединения капитала - это его акционирование. Товарно-материальные ценности, объединяемые в единое производство, проще всего оценить в денежной форме. Имущественный пай, оцененный в денежной форме, лежит в основе распределения прибыли. Основным принципом распределения прибыли в тресте является «равновеликая прибыль на равновеликий капитал». Особенностью данной формы объединения является то, что это первая форма, в которой собственник капитала может выходить из дела только с денежным эквивалентом своего имущественного пая.

Трест выходит за рамки отрасли и приобретает возможность получать дополнительную прибыль от использования различных продуктов (отходов) основного производства на своем предприятии, но относящихся к другой отрасли. Такая форма трестирования получила название горизонтального комбинирования. Получение прибыли от последующей обработки товаров, служащих сырьем для производства других товаров, которые перерабатываются в третий вид товара, что получило название вертикального комбинирования.

Концерн является высшей формой монополистического объединения. В концерны объединяются предприятия различные по форме товарного продукта, но связанные между собой технологической цепочкой по производству конечного продукта, не требующего переработки. В концерн могут входить предприятия смежных отраслей, транспорта, торговли, сферы услуг и финансовые учреждения.

Конгломерат является концерном особого вида, который объединяет не связанные между собой компании многих отраслей промышленного производства. В концерне и в конгломерате отдельные предприятия и компании осуществляют свою хозяйственную деятельность как формально независимые хозяйствующие субъекты, но контролируемые управлением концерна или конгломерата. Такая форма объединений позволяет учитывать вклад каждого отдельного производства в формирование прибылей объединения. Кроме того, в концерне и конгломерате осуществляется экономическая и информационная поддержка предприятий, входящих в объединение.

Что можно понимать под монополией? Монополия - это крупное предприятие или объединение предприятий, на котором сосредоточены огромные массы средств производства, наиболее развитая часть совокупной рабочей силы, которое контролирует значительную часть производства и реализации продукции одной или многих отраслей, воздействующее на цены, обеспечивающие монопольную прибыль.

Существуют разные точки зрения на возникновение монополий. Так, неоклассики считают, что появление монополий есть следствие исключительно благоприятного положения фирмы на рынке, которое может сложиться под воздействием самых разнообразных факторов.

Институционально-социальное направление исходит в исследовании социально-экономических отношений из организационно-технических преимуществ крупного производства. На основе монополии возможно планирование и преодоление стихийности, приспособление к нуждам технического прогресса, достижение высокой результативности капиталовложений, а также возможна исключительная эффективность систем управления.

В результате монополии конкуренция становится недейственной (несовершенной). В литературе рассматривают три основные формы монопольной власти на рынке: «чистую (или натуральную) монополию», «монополистическую конкуренцию», «олигополию».

Термин «чистая монополия» впервые был введен Маршаллом в противоположность понятию «чистая конкуренция». Чистая монополия трактуется как такая ситуация на рынке, когда есть только один продавец определенного товара или услуги, причем этот товар или услуга не должны иметь никаких заменителей. Так как большинство товаров имеют заменители, то явление чистой монополии практически не встречается.

Т. е. монополия представляется как владение фирмой какими-то исключительными преимуществами. Проанализируем возможные причины, вызывающие появление монополий.

Фирма контролирует источники сырья, которое не может быть добыто в другом месте. При контроле фирмой уникальных источников сырья другие фирмы не в состоянии вступить на рынок ее товара. В этих условиях возможен выпуск более или менее близких заменителей, что значительного влияния на рынок оказать не может. Например, выпуск бриллиантов ограничен из-за их редкости, в ряде случаев их заменяет бижутерия, стоящая значительно дешевле, но на рынок настоящих бриллиантов это существенного влияния не оказывает.

Фирма имеет такие низкие издержки производства, транспортировки или сбыта, что полностью овладевает всем рынком данного товара, который реализуется ею по исключительно низким ценам, недопустимым для других компаний. Как правило, низкие издержки производства у фирмы могут возникать в результате использования лучших технологий, которыми не могу пользоваться другие фирмы. Устанавливая низкие цены, монополия создает естественный барьер для входа конкурентов на рынок. Такая ситуация может продолжаться довольно долго, пока у других фирм не появится более совершенных технологий. Монополия, несмотря на низкие цены, получает значительные прибыли, что создает ей потенциальные возможности более быстрого совершенствования технологий и удержания рынка.

Фирма производит и продает такой товар, спрос на который ограничен территориально. Территориальное ограничение спроса также делает фирму монополией, так как вхождение на рынок других фирм повлечет за собой значительные затраты, а так как спрос данного товара ограничен, то все фирмы рискуют получить убытки.

Фирма владеет патентом на производство данного продукта или на новую технологию обработки продукта, которые отсутствуют у других. Патентование - одна из форм существования современных монополий. Патентованная продукция защищена юридически, поэтому для выхода на рынок новая фирма должна выкупить у монополии патент на производство. Это связано со значительными денежными затратами, и передача патента возможна, если фирмы будут разделены территориально.

Фирма получает от государства исключительное право на реализацию данного товара или услуги. Получение государственного разрешения на реализацию товара или услуги также делает фирму монополией на период действия государственного договора.

На основе названных причин фирма приобретает исключительное положение, может контролировать цену и поэтому может выбирать цену, которая является наилучшей для монополии, т. е. приносящей доход.

Рынок монополии называют рынком одного продавца, но может существовать и рынок одного покупателя. Рынок покупателя - монопсония характеризуется тем, что производителей продукта много, но продукт имеет специфическую форму потребления, поэтому количество потребителей ограничено, иногда до нескольких субъектов или даже до одного.

тема

документ Финансовый менеджмент
документ Финансовый анализ
документ Финансовая система
документ Ликвидность
документ Инновационная деятельность

Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!

Не забываем поделиться:


Загадки

Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете?

посмотреть ответ


назад Назад | форум | вверх Вверх

Загадки

Что получится если девушке отрезать ноги и перевернуть?

посмотреть ответ
важное

Новая помощь малому бизнесу
Изменения по вопросам ИП

Новое в расчетах с персоналом в 2023 г.
Отчет по сотрудникам в 2023 г.
НДФЛ в 2023 г
Увеличение вычетов по НДФЛ
Что нового в патентной системе налогообложения в 2023
Что важно учесть предпринимателям при проведении сделок в иностранной валюте в 2023 году
Особенности работы бухгалтера на маркетплейсах в 2023 году
Риски бизнеса при работе с самозанятыми в 2023 году
Что ждет бухгалтера в работе в будущем 2024 году
Как компаниям МСП работать с китайскими контрагентами в 2023 г
Как выгодно продавать бухгалтерские услуги в 2023 году
Индексация заработной платы работодателями в РФ в 2024 г.
Правила работы компаний с сотрудниками с инвалидностью в 2024 году
Оплата и стимулирование труда директора в компаниях малого и среднего бизнеса в 2024 году
Правила увольнения сотрудников коммерческих компаний в 2024 г
Планирование отпусков сотрудников в небольших компаниях в 2024 году
Как уменьшить налоги при работе с маркетплейсами
Как защитить свой товар от потерь на маркетплейсах
Аудит отчетности за 2023 год
За что и как можно лишить работника премии
Как правильно переводить и перемещать работников компании в 2024 году
Размещение рекламы в интернете в 2024 году
Компенсации удаленным сотрудникам и налоги с их доходов в 2024 году
Переход бизнеса из онлайн в офлайн в 2024 г
Что должен знать бухгалтер о сдельной заработной плате в 2024 году
Как рассчитать и выплатить аванс в 2024 г
Как правильно использовать наличные в бизнесе в 2024 г.
Сложные вопросы работы с удаленными сотрудниками
Анализ денежных потоков в бизнесе в 2024 г
Что будет с налогом на прибыль в 2025 году
Как бизнесу правильно нанимать иностранцев в 2024 г
Можно ли устанавливать разную заработную плату сотрудникам на одной должности
Как укрепить трудовую дисциплину в компании в 2024 г
Как выбрать подрядчика по рекламе
Как небольшому бизнесу решить проблему дефицита кадров в 2024 году
Профайлинг – полезен ли он для небольшой компании?
Пени по налогам бизнеса в 2024 и 2025 годах
Удержания по исполнительным листам в 2025 году



©2009-2023 Центр управления финансами.