Мысль о том, что лучшее средство обеспечить общее благополучие — это позволить каждому заботиться о своих интересах, проходит через все «Богатство народов». Смит объясняет, в чем заключается «простая и нехитрая система естественной свободы», которая должна заменить существующие системы поощрения отечественной промышленности и торговли, с одной стороны, и стеснения частной инициативы — с другой. «Всякий человек, ~ говорит автор, — пока он не нарушает законов справедливости, имеет бесспорное право следовать по пути, указанному ему его личным интересом, и употреблять по своему усмотрению свой труд и капитал... Государь освобождается совершенно через это от... обязанности руководить трудом людей и направлять его самым выгодным образом для целого общества. При системе естественной свободы государю остается исполнить три обязанности... Первая состоит в защите общества от всякого рода насилия или нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая состоит в защите каждого члена общества от несправедливостей и притеснений со стороны другого члена общества, или в установлении определенного суда... третья его обязанность состоит в проведении, исполнении и поддержании общественных предприятий и некоторых учреждений, которые не могут быть исполнены и содержимы насчет одного или нескольких людей».
Источником средств, необходимых для выполнения государством его функций, служит система налогообложения.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Смит утверждал равенство всех перед налогом, причем налоговые ставки, по его мнению, должны учитывать имущественное положение плательщика: каждый облагается «соответственно полученному доходу». Остальные выдвинутые Смитом принципы налогообложения могут быть отнесены к административным правилам — это достоверность, удобство, экономия налога.
Итак, Смит отверг практические рекомендации меркантилизма, проводимую на их основе экономическую политику и полный контроль государства над хозяйственной сферой. Наибольшая сумма богатства достигается, по его мнению, когда каждому предоставлено право свободно продавать и покупать. Политика, которую обосновывал ученый, получила название «фритредерство» (от английского free trade — свободная торговля). Ученый полагал, что к торговой политике государства применимо правило, которым руководствуется всякий купец: покупать на самом дешевом рынке и продавать на самом дорогом. Анализируя развитие межгосударственных экономических связей, Смит сформулировал принципы, легшие в основу теории международной торговли. В своих рассуждениях он исходил из несоответствия абсолютных уровней издержек производства в разных странах. Каждое государство, по его мнению, должно развивать производство товаров, выпуск которых обходится ему дешевле, чем другим государствам, и выходить с ними на внешние рынки. Так, к всеобщей выгоде, будет развиваться международное разделение труда.
Начав повествование о Смите с характеристики «Богатства народов» авторитетного западного ученого М. Блауга, закончим его словами выдающегося отечественного экономиста М. И. Tv ган-Барановского, считавшего, что система Смита «является самым полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи — эпохи падения старинного хозяйственного строя, основанного на государственной опеке, и развития капиталистического строя, для которого свобода была естественной стихией. Отсюда и историческое значение и беспримерное в истории политической экономии влияние «Богатства народов».