Упрощенная система налогообложения (УСН) с объектом «доходы минус расходы» (15%) очень привлекательна (на первый взгляд) для предпринимателей. Казалось бы, что проще – посчитать разницу между доходами и расходами, заплатить 15 % и «спать спокойно». А может вообще получится обойтись только минимальной суммой налога в 1% от полученной выручки. Но в отличие от УСН с объектом налогообложения «доходы», она имеет ряд ограничений и специфических особенностей, на которые мало кто поначалу обращает внимание, но которые следует учитывать, в том числе и делая выбор системы налогообложения при регистрации компании.
Как и при УСН с объектом «доходы», при 15% упрощенке доходы считаются кассовым методом. То есть пришли деньги на счет или в кассу – получили доход. И не важно, получен вами аванс или это расчеты за уже отгруженную продукцию. Сумма доходов может быть уменьшена на сумму возврата средств, полученных в счет предварительной поставки товаров, работ или услуг – НК РФ, статья 346.17 пункт 1 абзац 3.
Но основная специфика такой системы налогообложения не учет доходов, а порядок учета и признания расходов.
Первое условие. Нужно вести учет расходов.
Если на 6% УСН ваши расходы никого не волнуют (за исключением страховых взносов и НДФЛ с возможных личных расходов, которые вы оплатили за счет компании), то при системе УСН 15 % нужно вести учет расходов. И их могут, и будут проверять.
Второе условие. Список расходов закрыт.
Расходы, которые можно учесть при расчете единого налога, перечислены в статье 346.16 НК РФ. Список расходов такой УСН закрыт. Например, вы никаким образом не сможете уменьшить ваши доходы на представительские расходы. Или на расходы на добровольное страхование имущества. Или на стоимость участия в СРО – саморегулируемых организациях, которые заменили лицензирование некоторых видов деятельности. Сейчас организации, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы» учесть членские и вступительные взносы в такие организации в расходах не могут.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Просто потому, что в статье 346.16 их нет (заметим, что в ближайшее время будет рассматриваться вопрос о внесении поправок в НК РФ и возможно стоимость участия в СРО можно будет учесть в расходах).
Третье условие. Расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Такие требования предъявляет НК к расходам в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ (ст. 252 НК РФ). Это значит, что расходы должны быть направлены на получение дохода и оформлены документами в соответствии с законодательством.
На покупку товара у вас должна быть накладная и/или счет-фактура, а на выполненные работы или оказанные услуги – оформленный с двух сторон акт. Авансовые отчеты, грузовые таможенные декларации, путевые листы и другие первичные учетные документы – это то, что подтвердит ваши расходы. Первичные бухгалтерские документы надо оформлять внимательно и аккуратно, так как малейшая ошибка может привести к претензиям со стороны налоговых органов, снятию расходов, доначислению налогов, пеней и штрафов.
Четвертое условие. Расходы должны быть оплачены
Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты – говорит нам пункт 2 статьи 346.17 НК РФ. Это значит, что в общем случае вы должны не только получить товар, принять выполненные работы или оказанные вам услуги, подписав соответствующие документы, но и оплатить их. Тоже касается и расходов на оплату труда – заработная плата уменьшит сумму полученных доходов только после того, как вы ее выплатите (п. п. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Проценты по полученному займу также уменьшат сумму доходов только после уплаты.
Вместе с тем, сами по себе предоплаты за товары, работы или услуги не являются вашими расходами.
Если основной вид деятельности вашей компании – торговля, то стоимость покупных товаров будет учтена в расходах только после того, как товар будет отгружен покупателю. То есть мало того, что вы должны получить товар. Вы должны его оплатить поставщику и отгрузить покупателю (п. п. 2 п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Такие условия могут быть совершенно невыгодны при оптовой торговле товарами, когда необходимо иметь приличные товарные запасы на складе, при работе по договорам с длительными сроками поставки или по договорам на выполнение работ с поставкой товара (оборудования).
Очень распространенная ситуация.
Вы заключаете контракт на поставку какого-либо товара в конце отчетного периода (квартала), например, в конце марта, на общую сумму 500000 рублей (без НДС). Доходность сделки – 10 %, то есть ваша прибыль составляет 50000 рублей. Условия оплаты – 100 % предоплата.
По условиям контракта вы получаете предоплату от покупателя 25 марта.
26 марта вы отправляете 450000 рублей поставщику за товар.
Вы довольно потираете руки, резонно посчитав, что налог составит 50000*15% = 7500 рублей, и уже планируете, на что потратить оставшиеся 42500 рублей.
А тем временем первый квартал закончился: товар вам пока не поставили, и вы его своего клиенту не отгрузили. Или даже вы товар получили, но не отгрузили товар своему клиенту, так как он не захотел или не смог забрать товар в конце квартала.
Теперь посмотрим на результаты.
В соответствии с правилами главы 26.2 НК РФ по итогам каждого отчетного периода (квартала) вы должны уплачивать авансовый платеж по единому налогу (п. 4 ст. 346.21 НК РФ). Сумма авансового платежа рассчитывается точно так же, как и сама сумма налога – разница между полученными доходами и понесенными расходами, которые должны отвечать всем четырем условиям, о которых было сказано выше, умноженная на 15%.
Таким образом, получив предоплату в первом квартале в размере 500000 рублей, в бюджет вам надо заплатить не 7500, а 500000*15% = 75000. В десять раз больше, чем вы планировали. У вас даже не хватит оставшихся денег для уплаты налога, так как 450000 рублей вы уже заплатили поставщику за товар.
Почему? Потому что расходов вы не понесли. Вы не получили товар от поставщика. Вы не отгрузили его клиенту. А значит, не выполнили условия, при которых себестоимость покупных товаров принимается в расходы. Вы только сделали предоплату.
Да, во втором квартале вы получите необходимый товар, отгрузите его клиенту, примите стоимость этого товара в расходы, рассчитаете сумму аванса по налогу за полугодие – и она будет равна тем самым 7500.
Но как быть с авансовым платежом за первый квартал?
Во-первых, уплаченный авансовый платеж по налогу можно зачесть в следующих периодах.
Во-вторых, его можно вернуть, но процедура эта не очень быстрая.
А если денег на авансовый платеж по налогу не хватает и взять их негде (вы вложили все, что у вас было, в дело)? Вам придется донести денег в компанию для уплаты налога.
За несвоевременную уплату налогов предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. Однако в данном случае санкции будут ограничены только уплатой пеней – на основании п. 3 ст. 58 НК РФ несвоевременная уплата авансового платежа по налогу не может рассматриваться в качестве основания для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Однако если такая же сделка будет сделана в конце года, то налог придется уплатить. Так как за неуплату налога уже существуют приличные штрафы, может быть наложен арест на счет и возникнут иные неприятные последствия.
Пример, естественно, несколько утрирован – мы рассмотрели фактически одну отдельную сделку. В реальной жизни работающей компании к моменту уплаты налога обычно существует прочая кредиторская задолженность (долги по зарплате, долги по аренде, за услуги связи и т.д.), которую тоже нужно оплачивать. Ситуация может сложиться еще плачевнее – к сроку уплаты авансового платежа по налогу денег на расчетном счете может не быть вовсе.
Поэтому, если уж вы решили заниматься оптовой торговлей, применяя упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы», внимательно следите, чтобы договора поставки товаров не приходились на пограничные периоды между кварталами. Такие «просчеты» приводят к переплате в бюджет, и, что более ощутимо для молодого бизнеса – к необходимости вытаскивать оборотные средства раньше, чем это можно было сделать, и в гораздо большем объеме.
Вместе с тем, «упрощенка» с объектом «доходы минус расходы» отлично работает для интернет-магазина, когда собственные складские помещения и товарные остатки иметь не нужно, а закупается только то, что необходимо отгрузить в течение 1-2х дней.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Приходит отец домой, а его ребенок плачет. Отец спрашивает ребенка: - Почему ты плачешь? Отвечает ему ребенок: - Почему ты мне папа, а я не сын тебе? Кто же это плакал?