В 2018-2020 годах правительство может повысить акцизы на табак, алкоголь и бензин. Больнее всего рост акцизов ударит по курильщикам. Эксперты предполагают, что уже в следующем году пачка сигарет может подорожать на 10%.
Информация о том, насколько сильно проиндексируют ставки акцизов на ряд товаров, содержится в материалах к заседанию правительства, на котором в понедельник, 18 сентября, рассматривался проект бюджета на ближайшую трехлетку — с 2018 по 2020 год. В частности, там говорится о том, как эти инициативы отразятся на доходах федерального бюджета.
Согласно документу, рост акцизов на сигареты и папиросы принесет в бюджет в 2018 году 20,816 млрд. рублей, в 2019 году — 60,496 млрд. рублей, в 2020 — 17,706 млрд. рублей.
Изменение ставок акцизов на бензин и дизель позволят бюджету в 2018 году получить дополнительные 25,267 млрд. рублей, в 2019 году — 19,114 млрд. рублей, в 2020 году — 1,086 млрд. рублей.
Индексация ставок на этиловый и неэтиловый спирт из пищевого или непищевого сырья в числе прочих факторов (здесь в графе суммарно перечислено влияние также изменения акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, нормативов распределения акцизов на нефтепродукты между региональными бюджетами и пр.) даст бюджету в 2018 году 31,876 млрд. рублей. Правда, в 2019 году бюджет не досчитается 3,220 млрд. рублей, но уже в 2020 году будут собраны дополнительные 18,564 млрд. рублей.
«Прогнозируемые на 2018 год доходы федерального бюджета превысят уточненную оценку поступлений доходов на 2017 год на 544,4 млрд. рублей», — отмечается в документе. При этом в 2019 году бюджет получит на 366 млрд. рублей больше прогнозируемых, а в 2020 год — на 732 млрд. рублей.
В целом, как говорится в документе, прогнозируемые доходы бюджета в 2018 году составят 15,182 трлн. рублей, в 2019 году — 15, 548 трлн. рублей, в 2020 году — 16, 280 трлн. рублей.
Пополнение федерального бюджета скажется на жизни простых россиян. Стоимость бензина, алкоголя, табачной продукции вырастет.
Так, согласно материалам к заседанию правительства, в части табачной продукции предусмотрено установление с 1 июля 2018 года специфической ставки акциза на сигареты и папиросы в размере 1 718 руб. за 1000 штук, а с 1 января 2020 года — 1 966 руб. за 1000 штук.
В настоящее время ставка акциза составляет 1500 рублей за 1 тыс. штук.
Предусмотрено также установление минимальной специфической ставки на сигареты и папиросы с 1 июля 2018 года в размере 2 335 руб. за 1000 штук и с 1 января 2020 года в размере 2 671 руб. за 1000 штук. В настоящее время она составляет 2100 руб.
Из-за повышения акцизов пачка сигарет может подорожать к 2020 году на 10%, подсчитал аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
Впрочем, в табачной индустрии некоторые считают, что подорожать сигареты могут на 10% уже в 2018 году.
В 2018 году сигареты низкоценового сегмента подорожают на 10-12%, а сигареты премиального сегмента — на 7%, полагают в Imperial Tobacco (доля акциза в нижнем сегменте может превышать 60%, в высоком она составляет порядка 40%).
Повышение стоимости этой категории товаров соответствует политике, проводимой правительством. В стратегии по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) от Минздрава говорится о том, что проблемы со здоровьем у россиян связаны в основном с вредными привычками, такими как курение и употребление алкоголя. При этом именно из-за курения риску для здоровья подвержено 20% россиян, отмечает ведомство.
Повышение акцизов на алкогольную продукцию планируется только с 2020 года. С 1 января 2020 года специфическая ставка на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% будет установлена в размере 544 рубля за 1 литр. В настоящее время она составляет 523 рубля за литр.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Для продукции с долей этилового спирта ниже 9% с 1 января 2020 года будет установлена ставка в размере 435 рублей за 1 литр (сейчас 418). На вина устанавливается ставка акциза в размере 19 рублей за 1 литр (сейчас 18 рублей), на этиловый спирт — 111 рублей за 1 литр безводного этилового спирта против действующих сейчас 107 рублей за 1 литр.
В 2020 году именно из-за роста ставки акцизов алкогольная продукция может подорожать примерно на 5%, однако цены на алкогольную продукцию в рознице могут вырасти еще и из-за увеличения накладных расходов, стоимости электроэнергии и потребляемых ресурсов, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
В 2017 году россиянам уже пришлось столкнуться с ростом розничных цен на алкогольную продукцию. Например, с 1 января этого года акциз на водку и другой крепкий алкоголь был поднят с 500 до 523 руб. за 1 литр безводного спирта. Увеличение акциза произошло впервые с 2014 года. Согласно приказу Минфина, с 13 мая в России выросла минимальная розничная цена на крепкий алкоголь. В частности, минимальная цена пол-литра коньяка выросла в рознице до 371 руб. (+15,2%).
Ездить на автомобиле россиянам также будет дороже. С 1 января 2020 года ставка акциза на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, устанавливается в размере 13 624 рубля за тонну; на автомобильный бензин класса 5 в размере 11 395 рублей за 1 тонну; на дизельное топливо — 7 649 рублей за 1 тонну; на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 5 616 рублей за 1 тонну; ставка акциза на средние дистилляты с 1 января 2020 устанавливается в размере 8 773 рублей за 1 тонну.
При этом ощутимое подорожание бензина россияне скорее всего почувствуют уже в 2018 году. Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в 2018 году планируется увеличить дважды: на 50 копеек за литр с 1 января и на столько же с 1 июля.
По расчетам чиновников, из-за повышения акциза на 50 коп. 1 литр топлива в рознице может подорожать на 1,5%, или на 60 копеек.
Такая индексация тарифов принесет в бюджет дополнительно 50-60 миллиардов рублей плюс к тем 25 миллиардам рублей, которые должно принести плановое повышение тарифов.
Впрочем, чиновники считают, что рост расходов россиян могут компенсировать проекты, на которые тратят полученные в федеральный бюджет средства. В частности, на деньги, полученные от повышения акцизов на бензин, постоят новые дороги. «Эти деньги будут направлены на развитие дорожной сети, в первую очередь в Крыму, в Калининграде и в целом по Российской Федерации», — пообещал 18 сентября глава Минфина Антон Силуанов.
Акциз на бензин в 2018 году
В 2018 году акцизы на бензин и дизельное топливо вырастут дважды - с 1 января и с 1 июля, оба раза на 50 копеек за литр. Сначала ставка акцизов на бензин экологического класса 5 вырастет на 10,7 процента, до 11 213 рублей за тонну. В середине года он вырастет до 11 892 рублей за тонну.
Дизельное топливо не останется в стороне - размер акциза на него с 1 января увеличится на 12,7 процента, а с 1 июля итоговая величина составит 8258 рублей за тонну.
В прошлом году акциз на литр автобензина повышался дважды - на полтора рубля с 1 января и на два рубля с 1 апреля, на дизель акциз вырос тоже дважды. В этом году ставка поднялась только один раз на дизельное топливо.
"При этом сам рост акцизов связан с компенсацией дефицита федерального бюджета в следующем году. ТЭК является одним из локомотивов его пополнения. Поэтому стоит признать: от роста акцизов на бензин и дизтопливо и в будущем деваться нам некуда", - констатирует исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
По его мнению, увеличение акцизов обязательно скажется и на цене на бензин. "В оптовые цены рост акциза в следующем году закладывается уже сейчас, они растут. А что будет с розницей, сказать сложно. Во многом динамика цен будет зависеть от воли региональных властей, их возможностей договориться о том, чтобы стоимость литра не росла резко", - предполагает эксперт. По его прогнозу, в 2018 году "дизельное топливо вырастет в цене на 9 процентов, а цена литра бензина поднимется на 6,5 процента". У ФАС другой прогноз - рост в пределах инфляции.
h3>Акцизы на автомобили в 2018 году
В России с 2018 года будут действовать повышенные акцизы на автомобили с моторами мощностью от 200 л.с. Эксперты уже назвали его очередной модификацией налога на роскошь и прогнозируют, что автопроизводители быстро подстроятся под изменения и начнут выпускать специальные версии со 199-сильными двигателями. При этом аналитики сходятся во мнении, что на продажи элитных моделей и спорткаров рост акцизов не повлияет.
Серьезные поправки в Налоговый кодекс, касающиеся дифференциации ставок акцизов на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с., одобрила Госдума во втором, основном чтении. Если ранее ставки дифференцировались по мощности только для автомобилей с моторами мощностью до 150 л.с., а сверх этой мощности действовала единая ставка (в 2017 году — 420 рублей за 1 л.с.), то теперь появятся новые категории: автомобили с моторами мощностью 200-300 л.с., 300-400 л.с., 400-500 л.с., а также свыше 500 л. с.
При этом размер акцизов на эти категории автомобилей были существенно снижены по сравнению со ставками, заложенными в законопроект в первом чтении. Так, для категории автомобилей с мощностью от 200 до 300 л.с. в 2018 году акциз устанавливается в размере 714 рублей за 1 л.с. (в первом чтении законопроекта предполагалось, что размер ставки составит 897 рублей), в 2019 году — 743 рубля (в первом чтении — 933 рубля), в 2020 году — 773 рубля (в первом чтении — 971 рубль).
Введение новой дифференциации призвано пополнить бюджет – в одном только 2018 году с любителей мощных автомобилей планируется собрать около 14 млрд. руб.
С одной стороны получается, что повышение акциза, то есть единовременной выплаты при покупке автомобиля с мотором мощностью от 200 л.с. заметно вырастает. Так, к примеру, если до вступления новой нормы за покупку машины с 200-сильным мотором придется доплатить в виде акциза 84 тыс. рублей, то с 2018-го – уже 142,8 тыс. рублей.
Акциз для автомобилей с мощностью от 300 л.с. до 400 л.с. в 2018 году составит 1,218 тыс. рублей, в 2019 году — 1,267 тыс. рублей, в 2020 году — 1,317 тыс. рублей.
На автомобили с мощностью от 400 до 500 л.с. ставка в 2018 году составит 1,260 тыс. рублей, в 2019 году — 1,310 тыс. рублей, в 2020 году — 1,363 тыс. рублей.
Ставка акцизов на автомобили с мощностью двигателя свыше 500 л.с. в 2018 году заложена на уровне 1,302 тыс. рубля. В 2019 году — 1,354 тыс. рублей, в 2020 году — 1,408 тыс. рублей.
С другой стороны, по данным аналитического агентства «Автостат», доля продаж автомобилей со столь мощными моторами невелика, а, следовательно, существенного влияния на структуру авторынка и продажи нововведение не окажет, считают эксперты.
Так, по состоянию на середину 2017-го года, в России было зарегистрировано 701 269 тыс. автомобилей с моторами мощностью ниже 200 л.с. Доля автомобилей с двигателями мощностью 201-250 л.с. составила 45 204 единицы, 251-300 л.с. – 3932 единицы, 301-350 – 9073 единицы, 351-400 – 3020 единиц, и от 400 л.с. – 4629 штук. При этом общий автопарк страны превышает 50 млн. машин.
Партнер практики промышленность АО «НЭО Центр» Александр Ракша считает, что с учетом статистики продаж, нет оснований предполагать, что более конкретное ранжирование акцизов по лошадиным силам и их повышение приведет к массовому снижению покупательского спроса.
«Автомобили с моторами мощностью до 200 л.с. представлены в большом количестве, при этом в их число входит и модели бизнес-класса, например, Nissan Teana, Audi A6, Toyota Camry, Skoda Superb, Ford Mondeo, автомобили Lexus из линейки ES и многие другие, — сказал Ракша.
Автомобили с моторами свыше 200 л.с., как правило, рассчитаны на состоятельную публику, которая готова доплачивать за роскошь».
Эксперт прогнозирует небольшой процент отказа от дорогой покупки в пользу менее мощной модели и полагает, что в таком случае автосалоны и автопроизводители в России будут искать способы привлечения покупателей – например, предлагать льготное обслуживание или продленную гарантию.
«Тем не менее, такие изменения в налогообложении приведут к продолжению роста цен на определенные автомобили, — говорит эксперт. – Цены будут расти, чему поспособствует, в частности, и подросший утилизационный сбор.
Получается, что пополнять бюджет в данном случае будут не при помощи среднего класса, а людей с доходом выше среднего. В какой-то степени повышение акциза можно назвать очередной надбавкой за роскошь».
В свою очередь, управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский считает, что размер ожидаемых сборов с автомобилистов в 2018 году завышен, поскольку предполагает, что существенного изменения структуры спроса не произойдет. Сам эксперт полагает иначе.
«С начала года существенно проседают продажи автомобилей премиального класса: за январь-октябрь, продажи снизились в частности у Audi -20%, Land Rover -3%, Porsche -8%, Lexus -7,2%, Jaguar -30%, и так далее. — На мой взгляд, причин для восстановления восходящего тренда продаж на рынке новых автомобилей в премиальном сегменте в следующем году нет, и рост акцизов, в том числе и на бензин, точно не будет способствовать изменению ситуации.
Кроме того, рынок достаточно оперативно подстраивается под законодательные изменения. Так было при введении единой повышенной ставки для автомобилей с двигателями мощностью свыше 150 л.с.: практически сразу на рынке появились автомобили с указанной мощностью 149 л.с., что технически могло и не соответствовать действительности. Что касается спроса на спорт-кары, которые попадают в категорию от 400 л.с., то их продажи так ограничены, а стоимость настолько высока, что надбавка к ней в виде дополнительного акцизного сбора вряд ли существенным образом скажется на спросе».
Отметим, что помимо роста акцизов автомобилистам следует готовится и к продолжению роста цен на топливо – так, новые поправки в Налоговый кодекс предусматривают также увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.
Акцизы на дистилляты в 2018 году
Наряду с другими нововведениями, документ предлагает расширить круг продуктов нефтепереработки, относимых к средним дистиллятам, как известно, облагаемых акцизом.
Как утверждают авторы законопроекта, документ преследует благие цели. Предлагаемые нововведения призваны стимулировать инвестиционную активность, поддержать финансами мероприятия по созданию инфраструктуры автомобильного транспорта, оптимизировать порядок обложения акцизами средних дистиллятов, увеличить поступления акцизов в бюджетную систему. По мнению Минфина РФ, рекомендуемые изменения приведут к увеличению доходов бюджетной системы России в 2018 году на 88,7 млрд. рублей. В том числе в результате отнесения к подакцизным средним дистиллятам более широкого круга продукции бюджетная система страны получит дополнительный доход в размере 20 млрд. рублей.
Цифры впечатляют. Остается разобраться, из чьих карманов и кошельков эти миллиарды перетекут в государственную казну (и перетекут ли?). И, естественно, важно, чтобы новые правила были справедливыми. К сожалению, описываемый законопроект не безупречен с этой точки зрения.
Прежде всего, нужно признать, что в спешке (необходимо же успеть принять закон в сроки, позволяющий задействовать его нормы с 1 января) чиновники отправили в парламент сырой документ. Экспертное сообщество еще не пришло к единому мнению относительно уточнения идентификационных признаков средних дистиллятов.
Эта работа в течение нескольких месяцев проводилась под эгидой Министерства энергетики России в рамках рабочей группы, в которую входили как представители бизнеса, так и научного сообщества. Причем, высказать свои аргументированные позиции имели возможность менеджеры не только крупных вертикально-интегрированных компаний, но и независимых нефтеперерабатывающих и нефтегазодобывающих предприятий.
Обсуждение проходило в конструктивном ключе. И понятно почему: участники дискуссии не только хорошо знают предмет обсуждения, но и осознают, насколько велика цена ошибки. Остается сожалеть, что необходимая и важная работа по уточнению признаков средних дистиллятов была прекращена без объяснения причин.
Между тем, небрежно и наспех сшитый законопроект был отправлен на рассмотрение в парламент. Законопроект предлагает иную, чем сейчас, формулировку понятия «средние дистилляты». Причем, необоснованной и неправильной представляется идея исключить из критериев принадлежности к средним дистиллятам параметры фракционного состава (сейчас указано, что не менее 90% углеводородной смеси перегоняется при температуре 215–360о). Ведь именно фракционный состав наиболее полно характеризует нефтепродукт и позволяет фискальным органам проводить обоснованное налоговое администрирование деятельности предприятий.
Давайте попробуем оценить последствия вступления в силу предлагаемых правительством изменений в части расширения подакцизной группы средних дистиллятов. На мой взгляд, это будет иметь самые негативные последствия не только для нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего секторов экономики страны, но и для других отраслей народного хозяйства, включая горнодобывающую, горно-обогатительную, энергетическую, металлургическую, сельскохозяйственную, лесную, дорожную, жилищно-коммунальную.
Технологическое оборудование и техника, применяемые в указанных отраслях (например, двигатели геологоразведочных самоходных буровых установок, трелевочные трактора с различной конструкцией технологического оборудования, котельные установки, строительные и дорожные машины, дизельные электростанции, силовые дизельные агрегаты с низкими и средними оборотами, теплоэнергетические установки с горелками для сжигания жидкого топлива и т.д.), используют топливо с более низкими качественными характеристиками по сравнению с Евро-5. Это топливо может включать различные фракции первичной и/или вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, а именно: мазута первичной перегонки, крекинг-остатка, тяжелого газойля, легкого газойля, а также отходы масляного производства.
Требования к качеству топлива устанавливаются заводами-производителями двигателей/агрегатов. Таким образом, топливо для технологического оборудования и спецтехники является оправданной альтернативой использования топлива класса Евро-5.
По своей сути, топливный акциз является сбором с владельцев автомобильной техники, которая передвигается по федеральным и региональным трассам. Ездишь по дорогам, будь добр – внеси посильный вклад в дорожный фонд, средства которого расходуются на ремонт и развитие дорожной сети страны. Это справедливо.
Но упомянутые выше агрегаты и оборудование никогда не покидают территорию предприятий, зачастую находится в отдаленных районах, где нет дорог (одни лишь направления) и автозаправок. О каком акцизе в этом случае может идти речь?
Очевидно, что принятие в новой редакции закона о повышении акцизов и расширение перечня нефтепродуктов, подлежащих обложению акцизами, неизбежно приведет к значительному росту цен по всей товарно-производственной цепочке. Потребители будут вынуждены приобретать более дорогое топливо или возвращаться к опасному и неэффективному сжиганию сырой нефти и газового конденсата.
Например, в сельском хозяйстве широко применяется оборудование и техника, работающие на топливе с характеристиками, отличными от Евро-5: сеялки, сушилки, веялки, транспортеры и т.д. И доля топлива в себестоимости конечной продукции составляет значительную часть. Попробуйте предложить сельхозпроизводителям покупать топливо на 8-10 тысяч рублей за одну тонну дороже, чем они приобретают сейчас.
Надо ли объяснять, что вся сельхозпродукция – от хлеба до всех прочих, без исключения, продуктов питания, - подорожает? Что ж – встретим год выборов Президента России ростом цен на всех направлениях?!! Аналогичная ситуация складывается и в других отраслях народного хозяйства.
Что касается моей родной отрасли – нефтепереработки, здесь ситуация еще сложнее. По общепринятым оценкам, одно рабочее место в нефтяной отрасли создает примерно 5 мест в других отраслях. По данным Росстата, на малых и средних НПЗ, не входящих в ВИНКи, и независимых нефтедобывающих предприятиях трудится около 200 тыс. человек. С учетом членов семей работников независимой нефтедобычи и переработки, а также мультипликативного эффекта, пострадать от реализации акцизных новаций могут, как минимум, около 1 миллиона человек.
Пострадать в буквальном смысле! Сокращение зарплат, остановка предприятий, невозможность найти работу в условиях ограниченного предложения на рынке труда в регионах России. Очевидно, что местные бюджеты органов власти, на чьих территориях находятся малые и средние предприятия добычи и переработки нефти, не получат налогов от деятельности этих предприятий.
Зададимся вопросом: кому выгодны обсуждаемые изменения в Налоговый кодекс, и кто может стать главным выгодоприобретателем? Главным бенефициаром этого действа станут крупные вертикально-интегрированные компании. Законопроект содержит обширный перечень нефтепродуктов, на которые акцизные правила в отношении средних дистиллятов не должны применяться. Все эти изъятия дают преференции крупным компаниям, в том числе нефтехимическим предприятиям, так или иначе входящим в структуры ВИНК или связанным с ними. Ответственно заявляю: никакого отношения к борьбе с контрафактным топливом на АЗС предлагаемые исключения из общего правила не имеют!
Что будет дальше в случае принятия закона? А просто – беда! Произойдет передел рынка нефтепродуктов в пользу ВИНК за счет вытеснения с него малых и средних предприятий. Так как крупные компании смогли внести исключения в проект закона по своей номенклатуре продукции, они и предложат потребителям альтернативу топливу Евро-5. Произойдет это за счет доли малых и средних независимых предприятий и по более высокой цене. Другими словами – нерыночная конкуренция с использованием административного ресурса живет и процветает!
На самом высоком государственном уровне постоянно говорится о развитии и необходимости поддержки малого и среднего бизнеса. Фактически же мы видим постоянное ужесточение условий работы для небольших предприятий и внесение в правила игры исключений для крупных игроков.
Считаю, что проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс требует тщательной проработки и оценки рисков негативных экономических последствий в случае его одобрения. Необходимо его широкое обсуждение и согласие всех заинтересованных сторон – крупных ВИНК, независимых производителей и представителей научного сообщества. Возможности для конструктивной дискуссии и взвешенных решений еще остаются.
Акциз на пиво в 2018 году
Налоги на крепкий алкоголь в 2018 году вводить пока не планируется. Индексация акцизов на этот вид продукции предусмотрена лишь в 2020 году - причем на уровень инфляции. Об этом заявил глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов.
"Нет, конечно", - пояснил он, отвечая на вопрос о возможности такого решения.
В то же время Минфин разрабатывает законопроект о введении акцизов на спиртосодержащую продукцию, который может быть представлен на рассмотрение Госдумы уже осенью. Проблема, по его словам, лишь в том, чтобы не пострадали добросовестные производители парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии.
Напомним, что 5 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект, по которому индексация акцизных ставок будет равняться уровню инфляции. В частности, акцизы для алкогольной продукции с долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин, сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректифсикованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья) может сохраниться на уровне 418 рублей за литр. При этом для алкопродукции с долей этилового спирта более 9 процентов налог составит 523 рубля за литр.
Акциз на алкоголь в 2018 году
Акциз – внутренний налог, которым облагается, как правило, продукция массового потребления (в том числе алкоголь), произведенная на территории государства. Именно этот налог считается одним из важных источников пополнения государственного бюджета многих современных стран. Ставка включается в цену товара и нередко составляет половину, а порой и вовсе 2/3 стоимости. Вот почему каждому производителю и потребителю интересно узнать точные ставки акцизов на алкоголь в 2018 году, именно об этом мы поговорим прямо сейчас.
В 2018 году не планируется изменять ставки акцизов на алкоголь, – с таким официальным заявлением выступил директор налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации Алексей Сазанов.
В планах индексация намечена лишь на 2020 год. Таким образом, акцизы на водку, вино и пиво останутся прежними.
В 2018 году в зависимости от вида напитка и его крепости акцизная ставка будет равна:
Крепость
Наименование
Акцизная ставка
До 9%
Продукция, за исключением указанной ниже
418
Свыше 9%
Напитки, кроме перечисленных ниже
523
До 9%
Напитки на основе пива, вин, в том числе фруктовых и игристых, сидра, медовухи, пуаре, винных напитки, при производстве которых не используют ректификованный этиловый спирт, изготовленный из пищевого сырья, и/или спиртованные виноградное или другое фруктовое сусло/винный или дистиллят
18
Все вина, кроме игристых, с защищенным географическим указанием/наименованием места производства
5
Игристые вина, за исключением тех, которые выпускаются с защищенным географическим указанием/наименованием места изготовления
36
Игристое вино с защищенным географическим указанием/ наименованием места происхождения
14
До 0,5%
Пиво
0
От 0,5 до 8,6%
Пиво и некрепленые этиловым спиртом напитки на его основе
21
Свыше 8,6%
Пиво
39
До 6%
Сидр, т. е. напитки, созданные в процессе брожения яблочного сусла/восстановленного сока
21
Свыше 8,6%
Пуаре, т. е. продукция, произведенная в процессе брожения грушевого сусла/восстановленного сока
21
От 1,5 до 6%
Медовуха, т. е. продукция, произведенная в процессе брожения медового сусла. Доля меда – не менее 8%.
21
В список подакцизной алкогольной продукции не входит несколько категорий товаров, несмотря на то, что в их составе имеется этиловый спирт.
числе таковых:
• лекарственные средства, которые прошли государственную регистрацию и были внесены в Государственный реестр, а также те, сведения о коих имеются в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;
• лекарственные средства, в том числе и гомеопатические, производимые аптечными организациями по рецептам и требованиям медицинских организаций;
• препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию и добавленные в Государственный реестр, реализуемые в посуде объемом не более 100 мл;
• парфюмерно-косметическая продукция, на долю этилового спирта в которой приходится до 80%, расфасованная по емкостям объемом не более 100 мл;
• парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90%, распределенная в емкости объемом не более 100 мл с пульверизатором либо во флаконы, объем которых не превышает 3 мл;
• отходы, образующиеся при производстве С2Н5ОН и подлежащие дальнейшей переработке/использованию в технических целях.
Плательщиками акцизов, согласно Налоговому Кодексу РФ, признаны:
• индивидуальные предприниматели;
• организации;
• лица, перевозящие продукцию через таможенную границу России, точный список составляется в соответствии с Таможенным Кодексом России.
Срок уплаты установлен государством. Каждый производитель обязан внести рассчитанную сумму до 25 числа следующего за отчетным месяца. Проще говоря, налог за май платят до 25 июня. Оплату вносят по месту производства и реализации. Игнорирование налоговых требований грозит санкциями.
Несмотря на то, что акциз платят производители, он, как уже было сказано, входит в стоимость товара. Таким образом, практически оплачивают его потребители.
Акциз на сигареты в 2018 году
Повышение акциза на сигареты до среднего уровня среди стран европейского региона ВОЗ позволит дополнительно привлечь в бюджет до 800 млрд. рублей по сравнению со сборами 2017 года и спасет от преждевременной смерти до 2 млн. граждан.
Минздрав предложил ввести новый сбор экологический налог на сигареты для их производителей. Такая норма содержится в проекте концепции государственной политики противодействия потреблению табака до 2022 г.
Минздрав объясняет необходимость повышения цен на сигареты тем, что установленные темпы роста ставок акцизов, несмотря на поэтапное повышение налога на табачные изделия, не позволили достигнуть установленного целевого ориентира. Платить его придется производителям табачных изделий.
В этом мы отстаем от среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения, который составляет не менее 2,38 доллара на пачку сигарет. Об этом говорится в проекте Концепции осуществления госполитики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы и дальнейшую перспективу, внесенном Минздравом в правительство.
Тем не менее, что в 2017 году минимальная ставка акциза на пачку сигарет в стране составляет 42,46 рубля, что, по мнению министерства, «препятствует дальнейшему сокращению количества потребителей табачной продукции и связано с недостаточной реализацией потенциала ценовых и налоговых мер предыдущего этапа (2010–2015 годы)», пишет «Интерфакс».
Рост цен на сигареты, указывается в документе, ведет к сокращению числа курящих людей, a также к сокращению потребления сигарет теми, кто не может совсем отказаться от табака.
В то же ревмя Минздрав указывает, что «меры по увеличению акцизов на табачную продукцию и установлению минимальных розничных цен на указанную продукцию крайне эффективны и выгодны для государства».
Акцизы способны «не только серьезно повлиять на снижение распространенности потребления табака, тем самым уменьшив затраты на ликвидацию медико-социальных последствий, связанных с потреблением табака, но и увеличить налоговые поступления в бюджет страны».
Налоговый кодекс РФ определяет ставку акцизов на сигареты в 2017 году – не менее 2,123 тыс. рубля за 1000 штук (42,46 рубля с пачки сигарет). В то же время средний уровень для стран европейского региона ВОЗ, включая страны, ранее входившие в состав бывшего Советского Союза, составляет не менее 119 долларов за 1000 сигарет (не менее $2,38 с пачки сигарет).
Как говорится в документе, при этом Всемирная организация здравоохранения рекомендует увеличение акцизов на табачные изделия до 70 процентов от розничной цены. В Российской Федерации в 2016 году этот показатель составлял всего лишь 41 процент.
Из расчетов, которые присутствуют в проекте документа следует, что повышение акциза на сигареты до среднего уровня среди стран европейского региона ВОЗ позволит дополнительно привлечь в бюджет до 800 млрд. рублей по сравнению со сборами прошлого года и спасет от преждевременной смерти до 2 млн. граждан.
Налог вместе с другими мерами, изложенными в концепции должен снизить потребление табака до 25 процентов к 2022 г. (сейчас – 30,9 процента) Это, в свою очередь, позволит снизить заболеваемость и смертность, ассоциированные с потреблением табака, пишет министерство.
Вопросы экологии и защиты окружающей среды, в том числе экологического сбора, уже регулируются федеральным законом «Об отходах производства и потребления», дополнительный экологический налог может стать для табачной отрасли дискриминационной и антиконкурентной мерой.
Согласно финансовому отчету Philip Morris Int. за II квартал 2017 г., продажи сигарет в России по итогам первого полугодия 2017 г. упали из-за роста цен вследствие повышения акциза.
По прогнозам аналитиков, в 2017 г. продажи сигарет в России сократятся еще больше. На продажи сигарет также влияют ограничение мест для курения и демографическая ситуация.
Табачная продукция уже облагается двумя видами налогов, они составляют более половины стоимости пачки. Все участники товаропроводящей цепочки платят и другие сборы, включая налог на прибыль и различные социальные отчисления.
Введение дополнительных сборов приведет к удорожанию сигарет – от закупки табачного листа до момента производства и дистрибуции. Табачные и сигаретные компания также оплачивает утилизационный сбор и плату за негативное воздействие на окружающую среду, установленные российским законодательством, что не требует дополнительных налогов.
Большинство положений концепции вполне обоснованны и Минэкономразвития их поддерживает, сообщил представитель министерства, некоторые требуют дополнительной детальной проработки и обсуждения. Относится ли к ним экологический налог, он не сказал.
Более того, отходы от таких табачных изделий как сигареты являются наиболее распространенным видом отходов и наносят урон окружающей среде. В соответствии с принципом возмещения вреда окружающей среде целесообразно распространение ответственности за последствия использования курительных табачных изделий на их производителей.
Из этого следует вывод, что Минздрав предлагает и дальше поднимать ставки акцизов на табачные изделия до среднего уровня налогообложения среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения, a также ввести экологический налог на сигареты и запретить все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий.
Стоит напомнить, что в начале этого года Минздрав предлагал увеличить рабочий день курильщиков, включив в него перерывы, во время которых люди бегали на перекур.
Уже в ближайшие годы на полках магазинов могут появиться обезличенные пачки сигарет, И это тоже нанесет удар по производителям сигарет. В Минздраве считают, что «Простая» пачка способствует ограничению конкуренции и росту потребления нелегальной продукции.
Минздрав разработает план действий для стран СНГ по предупреждению негативного влияния табака. Это следует из протокола заседания экспертной группы по согласованию проекта данного плана.
Представитель Минздрава подтвердил: план совместных действий одобрен и готовится к внутригосударственному согласованию. По содержанию документа «пока преждевременно давать какие-либо комментарии», уточнил он.
Согласно предварительному плану к 2018–2020 гг. в странах СНГ должна быть введена обезличенная упаковка, 65 процентов пачки займет фотопредупреждение о вреде потребления табака.
В мае 2016 г. уже введен технический регламент Таможенного союза, по которому увеличиваются надписи предупреждений до 50 процентов, переходный период продлится до ноября 2017 г.
Впервые обезличенную упаковку единого оливкового цвета ввели в Австралии в декабре 2012 г. С прошлого года аналогичная норма действует в Великобритании, Франции и Ирландии. Однако мировой опыт показывает, что такая упаковка не уменьшает потребление табака.
Эксперты предупреждают, что, предлагая повысить налоги на табак, Минздрав рискует спровоцировать дальнейший рост нелегального рынка, в результате чего российская экономика может недосчитаться налогов.
Отметим, что по данным опроса ВЦИОМ, в России последние годы число курящих сокращается: сейчас это 31 процент, минимум за семь лет. Одну пачку в день и более выкуривают 17 процентов граждан.
Акцизы на электронные сигареты в 2018 году
Средний расход жидкости для электронных сигарет у одного парильщика от 5 до 30 миллилитров жидкости в день. Введенные акцизы не только дают конкурентное преимущество сигаретам, но и становятся существенной статьей расходов конечного потребителя. Что, в свою очередь, в скором времени приведет к бесконтрольным экспериментам по созданию собственных жидкостей и покупки дешевых жидкостей сомнительного качества.
Акцизы на табачную продукцию.
Ставки акцизов на сигареты 1 562 рублей за тысячу штук плюс 14,5% расчетной стоимости в 2017 году, до 1 718 рублей за тысячу штук плюс 14,5% расчетной стоимости в 2018 году и до 1 890 рублей за тысячу штук плюс 14,5% расчетной стоимости в 2019 году. Кроме того, вырастут ставки на все виды табака - до 2 520 рублей в 2017 году, 2 772 рублей в 2018 году и 3 050 рублей в 2019 году.
Облагаться акцизом будут и электронные сигареты - как само устройство (со ставкой 40 рублей за штуку в 2018 году), так и жидкость для электронных систем доставки никотина (10 рублей за 1 мл в 2018 году).
Стандартная пачка сигарет 20 штук, акциз 42,46 рубля за пачку.
Стандартный объем жидкости для электронных сигарет 30 миллилитров, акциз 300 рублей.
Данный акциз не только даёт конкурентное преимущество табачной продукции, но и создает условия для ухода еще большего количества производителей и продавцов в тень. Уже сейчас на рынке можно наблюдать подделки популярных брендов жидкостей.
Для примера, американская жидкость Big Bottle стоимость оригинала от 1 500 рублей. Стоимость подделки 500 рублей за 120 миллилитров жидкости.
Введение адекватного и конкурентного акциза на жидкости для электронных систем доставки никотина позволит отрегулировать растущий рынок электронных сигарет. Убрать некачественную продукцию и недобросовестных продавцов. Позволит ввести дополнительную статью доходов бюджета Российской Федерации без потерь от появления бесконтрольного "серого" рынка электронных сигарет. Все игроки рынка заинтересованны в адекватном регулировании рынка.
Декларация по акцизу в 2018 году
Налоговая декларация по акцизам предоставляется в ФНС по месту нахождения налогоплательщика или его обособленного подразделения. Законодательством предусмотрено 3 разновидности соответствующей декларации. Изучим их более детально.
Российским законодательством предусмотрено 3 следующие разновидности действующих деклараций по акцизам, применяемых:
• продавцами и производителями алкогольной продукции;
• поставщиками бензина и иных видов топлива;
• поставщиками табачных изделий.
Две первые декларации утверждены приказом ФНС России № ММВ-7-3/1. Третья — приказом Минфина РФ № 146н.
Декларации по акцизам на алкогольную продукцию и топливо предоставляются в ФНС в электронном виде. Для них предусмотрены специальные электронные форматы. Табачная в цифровом виде подается в ФНС по желанию налогоплательщика в порядке, предусмотренном приказом МНС РФ № БГ-3-32/169.
Рассмотрим особенности налоговой декларациии по акцизамна алкогольную продукцию и декларациями по ЕГАИС.
Все производители и продавцы алкогольной продукции, подключенные к системе ЕГАИС, заполняют ряд деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, утвержденные постановлением Правительства РФ № 815. При этом участникам оптово-розничного оборота алкоголя следует выровнять остатки в системе и в отчетности.
Налоговая алкогольная декларация и ЕГАИС юридически не связаны. Налоговая декларация по акцизам сдается в ФНС, а декларации по ЕГАИС — в Росалкогольрегулирование. Но оба ведомства подотчетны Минфину.
Готовый документ нужно сдать в ФНС до 25 числа месяца, что следует за отчетным. В свою очередь, основная часть деклараций в ЕГАИС (примеры таковых — Декларация о производстве этилового спирта, Декларация о розничной продаже пива) сдается ежеквартально до 20-го числа месяца, что идет за отчетным периодом. Хозяйствующие субъекты, выращивающие виноград, сдают декларации до 15 февраля года, следующего за тем, в котором собран виноград.
В декларации по налогу на прибыль учет сумм акциза не ведется — ни в структуре доходов, ни в составе расходов хозяйствующего субъекта.
Данный подход закреплен в письме Минфина РФ № 03-07-06/59. В основе позиции ведомства — тезис о нежелательности занижения налоговой базы предприятия вследствие возможного включения акцизов в структуру стоимости реализованной подакцизной продукции или же исключения акцизов из доходов.
В бухгалтерском учете акцизы отражаются следующими корреспонденциями:
1. При предъявлении акцизов покупателю:
• Дт 62 Кт 90.1 (отражается общая выручка);
• Дт 90.4 (субсчет по акцизам) Кт 68 (субсчет аналогичного назначения).
2. При предъявлении акцизов поставщиком (и последующим принятием их к вычету налогоплательщиком):
• Дт 62 Кт 90.1 (общая выручка);
• Дт 19 Кт 68 (по обоим счетам — субсчета, связанные с акцизами, в целях начисления акциза);
• Дт 68 Кт 19 (при принятии акциза к вычету).
Законодательством РФ установлено 3 действующие налоговые декларации по акцизам. Они предоставляются в ФНС. Величина акцизов не включается в состав налоговых доходов и расходов при ОСН.