Принято считать, что самооценка — это оценка человеком собственных качеств, чувств, действий, достоинств и недостатков. Такое определение дает нам лишь отдаленное представление о том, что же такое самооценка.
На самом деле, самооценка происходит из нашей способности оценивать вещи, явления, действия — словом, всё, что нас окружает. Из всего этого многообразия мы выбираем то, что считаем лучшим и важным для себя — это становится желаемым. Сюда же входят наши намерения, планы, мечты. Отсюда можно вывести более полное определение: самооценка — это оценочное представления человека о разнице между желаемым и действительным.
В нее входят представления о динамике своих качеств — мы оцениваем, в какую сторону и с какой скоростью эти качества меняются. Мы оцениваем, насколько наше желаемое реализуемо — это и есть самооценка.
Самое страшное, что может случиться с самооценкой — это ее переход под внешнее управление. Это происходит повсеместно и крайне часто. Чтобы выяснить причину, нужно понять, кому это выгодно. А выгодно это всем, кто хочет совершать над нами манипуляции нашими же руками, и управление самооценкой извне — замечательный способ добиться такого результата.
Для изменения самооценки манипулятору потребуется изменить что-то из составляющих самооценки: — желаемое — представления о действительном — оценка реализуемости желаемого.
Конечной целью манипуляции всегда становится изменение желаемого, а остальные составляющие используются только как инструмент. На какие именно составляющие будет «давить» манипулятор, зависит от его целей. Он может пытаться изменить ваши представления о действительности, убеждать, что с вами что-то не так, что вы что-то делаете неправильно. Он может отговаривать вас от воплощения в жизнь какого-нибудь плана, убеждая в его нереализуемости.
А может, наоборот, подсказать вам выгодный ему путь получения желаемого и убеждать вас в том, что этот путь короче. Он может сразу же пытаться поместить нужный ему пункт в список вашего желаемого — именно так работает большая часть рекламы. Самый яркий пример — впариватели, которые ходят по домам и пытаются убедить вас купить у них что-то.
Есть еще один способ — убедить в неминуемости нежелательных для вас последствий, если вы не сделаете то, что от вас требуют. Попросту говоря, запугивание, как правило — лишением желаемого, в том числе и ставшего действительным. На практике для улучшения результата могут использовать несколько приёмов одновременно.
Иногда случается так, что манипуляция распространяется подобно инфекции. Так, манипулятор одновременно сам является и жертвой, и такая цепочка может включать в себя огромное количество людей. Самый явный пример — секты.
Самая страшная манипуляция — это когда вас убеждают в том, что ваша самооценка всегда должна быть под внешним управлением. Это колоссально облегчает «работу» любого манипулятора и открывает вас для впитывания любой лжи. Представьте себе масштабы: заразная манипуляция, которая облегчает осуществление других манипуляций!
Цель ее в том, чтобы поставить вашу самооценку в зависимость от того, как другие люди оценивают вас. Если кратко — заставить вас равняться на других. Все хотят быть в нормальных отношениях с окружающими (как минимум — взаимного уважения).
Суть манипуляции в том, чтобы запугать вас плохим отношением или просто грубой силой, если вы не измените своих желаний в пользу того, чего желают окружающие.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Необходимое условия для запугивания — наличие рычагов давления. Конкретно для этого запугивания на протяжении всей жизни человека подходит только один отрезок времени. Времени, когда человек находится в полной материальной зависимости и сильно ограничен в противостоянии физическому насилию. Это время — школьный и частично дошкольный возраст.
Система образования создает практически идеальные условия для этой манипуляции. Людей сгоняют в группы, достаточно маленькие, чтобы ими можно было хоть как-то управлять, но достаточно большие, чтобы возникающие конфликты и насилие было трудно пресечь.
При этом пресечение насилия и не ставится целью — никто специально этим не занимается. Формально эту обязанность могут повесить на учителей, чтобы в случае чего было легко найти козла отпущения. Реально следить за этим никто не будет, и формальность эта останется прикрышкой для крайних случаев.
Люди, прошедшие через это, делятся на 3 группы. Первая группа — основная масса, те, кого удалось запугать без особого сопротивления. Вторая группа — те, кто сопротивлялся, но безуспешно. Как правило, они озлоблены и циничны из-за того, что были объектами избиений, насмешек и унижений.
Равняются на окружающих также, как и первая группа, но с другим знаком. Их главное правило — поступать как угодно, лишь бы не так, как основная масса. Третья группа — те, кто хорошо маскировался или те, кто мог постоять за себя, но не стремился к демонстрации своего превосходства.
С течением времени состав групп изменяется. Люди из второй группы, отторгнувшие навязанную привычку равняться на других, переходят в третью. Люди из второй же группы, получив рычаги давления на других, могут перейти в первую. Люди из первой и третьей групп могут перейти во вторую, если их достаточно хорошо убедить в том, что их уникальные особенности дают им неявное, но неоспоримое превосходство над окружающим большинством.
В любом случае, большинство людей относится к первой, хорошо управляемой группе. Вторая группа тоже остается хорошо управляемой, достаточно правильно сыграть на противопоставлении её основной массе — и дело сделано. Третья группа крайне малочисленна, но более устойчива к манипуляциям и хорошо замаскирована.
В результате в обществе доминирует легко внушаемое большинство, основная цель и смысл жизни которого — быть или хотя бы казаться не хуже или лучше других. Их кредиты кормят банки, их кошельки кормят рекламодателей и диктаторов моды. Это они воспевают конкуренцию как добродетель — только потому, что их жизнь немыслима без нее.
Это их неутолимая жажда казаться самим себе лучше других порождает все виды дискриминации (особенно нацизм и фашизм) и связанные с ней конфликты вплоть до настоящих войн. И это большинство разбавлено такими же внушаемыми, но часто более циничными и мстительными людьми.
Людьми, которые всю оставшуюся жизнь тратят на противопоставление себя большинству, подобно этому самому большинству убеждая всех в своем превосходстве. Эти люди, когда их дети достигают того самого возраста, будут способствовать переходу их самооценки под внешнее управления. А значит, процесс будет повторяться по кругу.