Древнеиндийская мудрость гласит: "Дитя непременно научится есть без мудрого учителя, но не научится мыслить и понимать окружающий мир без разумного слова. Без пищи дитя умрет на двадцатый день. Без разума оно подвержено гибели в каждый миг своей жизни". Под разумом подразумевается не ум, а духовность.
Формирует ли духовность школа? Странный вопрос, подумаете вы, и будете неправы. Школа учит. Дает образование. Однако образование, даже самое лучшее, как нам известно, это еще не сформированность. Это одна из ступеней на пути формирования и, может быть, не всегда самая высокая. Обученный и даже образованный человек, прошедший современную школу, не всегда бывает сформирован. Из этого мы делаем заключение, что современная школа недостаточно занимается формированием человека.
Конечно, если вы не согласились с исходным постулатом о том, что формирование заключается в духовном возвышении человека, вы не примете и дальнейших выводов. Кажется, это самоочевидная истина даже для закоренелого атеиста, однако не все философы и педагоги склонны отводить приоритет в формировании духовному началу.
Куда проще свести проблему к соматическому или интеллектуальному развитию, изредка вставляя слова о развитии "высших функций". Только уразуметь, чем отличается рост животного или растения от развития человека, в таком контексте невозможно.
Предельно обнажим нашу мысль. Развитие человека на 90% сводится к духовному развитию, где знаниям, умениям, способам мышления и деятельности отводится не самая главная роль. Душа, духовность – высшая цель развития.
Мы уже говорили о том, что в нашем современном обществе нет органа, ответственного за развитие духовности. Церковь, испокон веку стоявшая на страже духовности, сегодня сама переживает острый кризис и решать проблему не может. Что же остается? Семья, школа, власть. Разумеется, мы можем рассчитывать на повышение духовности, если под руководством мудрых духовных учителей всем миром навалимся на проблему и начнем борьбу с уничтожающей нас бездуховностью.
В школе этому может способствовать перестановка акцентов с овладения утилитарными, малоценными и ненужными знаниями на усвоение общих принципов и правил жизни. Мы должны понять – есть истины, необходимые всем, и есть знания, предназначенные лишь для некоторых. Общеобразовательная школа формирует знания, нужные всем.
Это означает, что уже со второго класса нужно вводить предмет о жизни, который будет пронизывать и объединять всю школьную программу от начала и до конца обучения. В нашем представлении, это должен быть предмет "Человек, его жизнь и счастье".
Предлагать ввести в перегруженную школьную программу еще один курс ни один трезвомыслящий человек не будет. Не в дополнение – вместо. Выбросить все, что изучается теперь. Оставить только необходимое для всех: читать, писать, четыре правила арифметики, философию жизни. А дальше – кому сколько и чего понадобится. Ограничений нет.
Школьные предметы, как метко выразился профессор В. Кумарин, сплошь ложные, уводящие детей от понимания жизни, калечащие ум. Посмотрите, как красочно оформлен учебник по природоведению – птицы, рыбы, животные, растения. А где вы их видели? Вороны, воробьи да голуби – вот все наши птицы. Остальные в Красной книге. Изучать их – все равно, что изучать мамонтов. Все вымирает, уничтожается на глазах. Так может, одумаемся? Все чаще появляются судебные иски к составителям программ и учебных книг: зачем вы морочите головы детям, рисуя рыб, которых уже нет, зачем вы пишете о том, что уничтожено человеком-варваром. Не лучше ли и впрямь писать о том, что еще можно спасти, встав на путь духовности?
Сегодня время как бы сжалось. Газеты, радио, телеэкраны ежеминутно обрушивают на нас множество сообщений о войнах, наводнениях, техногенных катастрофах, эпидемиях, приучая сознание к обыденности всех этих явлений. Школьник регулярно наблюдает убийства, по три-четыре раза за киносеанс, в цвете и со стереозвуком. Такие вещи, как гибель человека, стали заурядными, человеческая психика с юных лет приучается к ним.
Мы переживаем определенный период человеческого развития, и никуда нам не деться от его сдвинутых стандартов, от того, что сегодняшние дети не похожи на представителей старших поколений, что СМИ завалили нас непотребным мусором ежедневного бытия.
В общем, хотим мы того или нет, человек нового времени гораздо более информирован и гораздо менее терпим, чем многие поколения его предков. Постепенно произойдет привыкание, адаптация человеческой души в этих условиях. Душа научится самозащите, но пока надо самим выстраивать барьеры, завоевывать так называемую "духовную безопасность", о которой сегодня пишут и говорят все больше.
От времени не уйдешь, но можно научиться правилам поведения в толпе, правилам противостояния массовому психозу, правилам обороны от недозированного насилия, льющегося с телеэкранов. Надо наращивать фильтры, способы самозащиты от избытка вещей, впечатлений, эмоций. Каждому необходимо найти для себя способ балансирования добра и зла, радости и печали.
Это и будут новые элементы ежедневного воспитания поведения, опираясь на которые и вплетая которые в преподавание нового предмета как атрибуты естественной жизни, можно постепенно идти к созданию духовных продуктов более высокого порядка.
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?