Отрицательный человек — человек со знаком минус, то есть меньше чем ноль. Отрицательный человек – человек негативного склада, в котором отрицательные качества личности в разы превосходят положительные. То есть отрицательность личности достаточно точно фиксирует перевес пороков над достоинствами. В неравной борьбе достоинства колонизируются, отправляются в резервации сознания, лишаются права голоса, всячески подавляются и преследуются.
Например, великий философ эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо ловко расправился со своими отцовскими чувствами. Многие теоретические труды Руссо были посвящены улучшению нравов общества и воспитанию детей. В своем романе «Эмиль, или о воспитании» философ пишет: «Кто не может исполнять отцовского долга, тот не имеет права становиться отцом. Ни бедность, ни работа, ни прочие обстоятельства не снимают с него ответственности за пропитание и воспитание собственных детей». В то же время философ и его жена отдали в приют своих пятерых детей! Руссо объяснял это нехваткой средств, что, по сути, не имело под собой оснований.
Знаменитый художник Сальвадор Дали под знаменем борьбы за собственное здоровье ловко взрастил в себе такое отрицательное качество личности как эгоцентризм. Он был законченным эгоцентриком, считал себя гением и интересовался только собственной персоной. Дали писал: «Я очень забочусь о своем здоровье и делаю все возможное, чтобы сохранить жизнь в самом выдающемся на свете создании, т.е. во мне самом». Единственным человеком, которого он ценил помимо себя, была его жена Гала, которая неустанно приходила в восторг от его шедевров. Детей у них не было, так как художник воспринимал их как обузу.
Отрицательный человек как аккумулятор накапливает в себе отрицательно заряженную энергетику. Рассказывает психолог: «Однажды по пути я зашел в гости к старому знакомому, но едва увидев его, я тут же ощутил тёмную волну, катящуюся на меня. Я почти мгновенно пожалел о том, что остановился. Я много раз пытался сменить тему разговора, но он постоянно возвращался к жалобам о том, что ему не нравится в своей жизни, в других людях и вообще в мире.
Так прошло полчаса, я больше не мог этого выдержать, и мне пришлось уйти. Этот человек был сильным энергетическим вампиром, пытавшимся склонить меня к тому чтобы я согласился со всеми его воображаемыми бедами и оправдал его положение жертвы. Когда я отказался присоединиться к нему в его самодельной тюрьме, его недовольство стало очевидным, но он попытался убедить меня еще раз, причем даже более энергично. Он сам уходил от жизни, которую наметил для себя. Он был жертвой, так как считал себя жертвой.
Один из главных принципов, которые следует иметь в виду, когда пытаешься помочь кому-либо, застрявшему на негативных мыслях – не попасть в негатив самому. Отрицательные люди являются энергетическими вампирами. У них есть практически безграничная способность зацикливаться на том чего они не хотят, скулить, ныть и жаловаться на свою жизнь, в то же время всячески отрицая свою ответственность за собственное положение. Их страх блокирует естественный поток энергии изнутри, поэтому они должны вместо этого получать энергию от других людей. Проведя несколько часов в их обществе, Вы обычно чувствуете опустошение, усталость, беспокойство или стресс. С другой стороны, положительные люди преодолели свои страхи, и их энергия изливается наружу. Следовательно, они не забирают, а отдают энергию. После времени, проведённого в компании положительных людей, Вы почувствуете прилив энергии, подъём и вдохновение. Хотя большинство людей находятся где-то посередине, и обмен энергией почти не происходит».
Отрицательный человек обожает всё невежественное и вульгарное. В речи – это мат, на котором он отлично изъясняется с себе подобными. В половых отношениях он склонен к нетрадиционной ориентации, извращениям. Поэтому частенько страдает из-за своей отрицательности.
Положительные и отрицательные люди
Характер любого человека имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но примечательно то обстоятельство, что в разных ситуациях одно и то же качество может нести разный посыл и восприниматься по-разному. Например, рассмотрим такую черту, как педантичность. Наверно, у многих имеются такие коллеги или же вы сами педантично подходите к выполнению своих профессиональных обязанностей. Безусловно, эта черта характера, зачастую, очень ценится начальством, ставясь в пример прочим сотрудникам, и не зря – благодаря ей работник способен достичь высоких результатов и улучшить показатели компании. Конечно же, в этом случае упомянутое качество рассматривается как благоприятное.
В то же время, представим, мужчину или женщину с педантичными наклонностями в домашней обстановке. Зачастую, от этой особенности характера страдают прочие домочадцы, считая ее крайне отрицательной и усложняющей жизнь. Домашний педант неустанно следит за порядком, требуя, чтобы и прочие придерживались его, несмотря на усталость, отсутствие времени и прочие факторы. Если остальные члены семьи не склонны к проявлению этой черты, то в доме, наверняка, регулярно будут происходить конфликтные ситуации.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Конечно же, при устройстве в какую-либо организацию, вам нужно будет упомянуть, не только о личностных характеристиках, но и о качествах, которые нужны любому хорошему профессионалу. Речь может идти о таких чертах как ораторские и организаторские способности, дисциплинированность, пунктуальность, скрупулезность, стрессоустойчивость, быстрая обучаемость, высокая работоспособность. Если у вас имеются какие-то профессиональные награды или дипломы, непременно, укажите это в резюме – наверняка, это будет вам лишь в плюс. В случае если речь идет о творческой работе, то можно упомянуть о таком качестве, как креативность.
Впрочем, при устройстве на работу, стоит учитывать, что некоторые качества могут не понравиться вашему работодателю, при том, что в других сферах жизни они могут оказывать положительный эффект. Примером может послужить эмоциональность – от этой черты может быть в восторге ваш молодой человек, но она совсем не вызовет оптимизма у вашего потенциального начальника, если вы претендуете на должность кассира или официанта. В копилку отрицательных личных качеств для резюме можно занести застенчивость – она может быть с умилением встречена многими людьми, но будет совершенно неуместна на некоторых должностях. Также по-разному может трактоваться и такая черта, как самостоятельность – некоторые работодатели воспримут ее просто как неспособность работать в команде.
Кроме того, в некоторых организациях вам вряд ли сыграет на руку прямолинейность – иногда она граничит с отсутствием чувства такта, невежливостью, да и просто нежелательна в отдельных ситуациях и, особенно, в сфере обслуживания. Хорошо подумайте, прежде чем указывать в резюме такое качество, как принципиальность – оно тоже далеко не приоритетное для многих нанимателей и вызывает с их стороны явную настороженность.
Многие соискатели, попадая на собеседование, совершают одну распространенную ошибку – они озвучивают лишь свои положительные качества, давая понять, что недостатков у них не имеется. Конечно же, вряд ли хоть один работодатель поверит, что это действительно так – он может прийти к выводу, что вы врете либо же не в состоянии дать себе объективную оценку. Именно поэтому, когда речь зайдет о недостатках, упоминайте о таких качествах, которые конкретно в этой организации будет воспринято одобрительно. Вы можете сказать работодателю, что считаете своим отрицательным качеством то, что вы часто придаете внимание мелочам – если вы претендуете, например, на вакансию врача, то, безусловно, такое откровение будет воспринято положительно.
В общем, подумайте, какая отрицательная черта будет лояльно воспринята в учреждении, сотрудником которого вы хотите стать. Ну и конечно, не забывайте о чертах, которые ценятся практически везде: работоспособность, дружелюбие, оптимизм, чувство юмора, ответственность, самоконтроль и прочие. Конечно же, старайтесь не приукрашивать действительность или же впоследствии, при принятии на работу, хотя бы стремиться к указанным качествам, если на самом деле вы не обладаете ними.
Отрицательные качества человека
К отрицательным чертам характера относятся:
- гордыня – возвеличивание себя, уверенность в превосходстве над другими людьми;
- эгоцентризм – свойство, при котором человек учитывает только личные интересы и «не замечает» других;
- жестокость – склонность причинять окружающим боль;
- властолюбие – стремление руководить всеми вокруг в любых ситуациях;
- обидчивость – склонность ожидать от людей определенного поведения и расстраиваться, не получая его;
- зависть – страдания при виде благополучия других;
- ревность – свойство считать людей своей собственностью и расстраиваться, если они сближаются с кем-то другим;
- мстительность – склонность отвечать на плохие поступки той же монетой;
- пустословие – черта, при которой человек много говорит и мало делает, не выполняет данных обещаний;
- лень – нежелание трудиться;
- тщеславие – чрезмерная любовь к похвале;
- мягкотелость – склонность плыть по течению, прогибаться под обстоятельства и других людей, неумение отстоять свое мнение и интересы;
- корыстолюбие – стремление из всего извлечь для себя выгоду;
- лживость – постоянное искажение истины;
- жадность – стремление к стяжательству, неумение делиться с ближними;
- пессимизм – склонность к унынию, отрицательному восприятию мира, неверие в лучшее;
- легкомыслие – способность хвататься за то, что не можешь выполнить, совершать поступки, которые могут принести вред, неумение адекватно оценивать серьезность ситуации.
Список плохих качеств тоже далеко не полон. Каждый может найти у себя еще множество других отрицательных свойств. Они причиняют вред не только окружающим, но и самому человеку. Разрушают личность и отражаются на здоровье.
Список положительных и отрицательных качеств человека можно формировать долго, так как их очень много. Присвоить человеку наличие отрицательного качества характера на основании одного только его поступка или действия будет в корне неверно. Нельзя вешать ярлыки, даже самые воспитанные и вежливые люди могут действительно поверить в то, что они наделены, скажем, жадностью или высокомерием. Однако если такое поведение – это закономерность, тогда вывод будет очевидным.
Список отрицательных черт, как и положительных, огромен. Самые основные и распространенные выглядят следующим образом:
Наличие таких черт характера у человека – это не диагноз, с ними можно и нужно бороться даже во взрослом, сознательном возрасте, корректировать поведение.
Список положительных и отрицательных качеств человека мы сформировали. Сейчас речь пойдет о чертах характера, проявляющихся в отношении к другим людям. Дело в том, что в зависимости от того, по отношению к кому или чему человек совершает действие или поступок, обнажается конкретная отдельная его черта.
В обществе он может демонстрировать следующие качества:
• коммуникабельность;
• отзывчивость;
• восприимчивость к чужому настроению;
• уважительность;
• высокомерие;
• эгоцентризм;
• грубость;
• замкнутость и другие.
Конечно, очень многое зависит от условий, в которые попал человек: даже самая открытая и коммуникабельная личность может испытывать проблемы в общении со строгим, закрытым и бессердечным человеком. Но, как правило, вежливые люди, наделенные положительными качествами, без труда адаптируются в обществе и подавляют свои негативные черты.
Построение карьеры человека напрямую зависит от качеств его характера. Даже самые талантливые и одаренные люди могут потерпеть крах из-за того, что они недостаточно ответственно относятся к своей работе и своему таланту. Тем самым они только вредят себе и не дают себе возможности раскрыть весь свой потенциал.
Или напротив, известны случаи, когда недостаток таланта с лихвой компенсировался особым прилежанием в работе. Ответственный и аккуратный человек всегда добьется успеха.
Вот список основных таких черт характера:
• трудолюбие;
• ответственность;
• инициативность;
• аккуратность;
• разгильдяйство;
• леность;
• халатность;
• пассивность и другие.
Эти две группы черт характеров активно перекликаются между собой, так как трудовая деятельность и общение между людьми неотделимо связаны между собой.
Черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе:
• чувство собственного достоинства или превосходства;
• честь;
• заносчивость;
• самокритичность;
• эгоцентризм;
• самообожание и другие.
Отношение к вещам не влияет на выстраивание социальных связей человека, но демонстрирует и открывает лучшие или неприглядные качества его натуры. Это такие черты, как:
• аккуратность;
• бережливость;
• скрупулезность;
• неряшливость и другие.
Менталитет – понятие очень субъективное, и базируется оно на основе стереотипного мышления. Однако нельзя отрицать, что той или иной национальности присущи определенные черты. Русские люди славятся своим радушием и гостеприимством, веселым нравом. Русскую душу во всем мире считают загадочной и непостижимой, поскольку россияне не отличаются рациональностью и логичностью своих поступков, часто поддаются влиянию настроения.
Еще одна черта русского народа – сентиментальность. Русский человек мгновенно перенимает чувства другого и всегда готов разделить с ним эмоции, подставить плечо помощи. Нельзя не сказать о другой черте – сострадании. Исторически Россия помогала своим соседям на всех рубежах страны, и сегодня только бессердечный человек пройдет мимо беды другого.
Отрицательные воздействия на человека
Для создания нормальных условий труда необходимо обеспечить не только комфортные метеорологические условия, но и необходимую чистоту воздуха.
Вследствие производственной деятельности в воздушную среду помещений могут поступать разнообразные вредные вещества, которые используются в технологических процессах. Вредными принято считать вещества, которые при контакте с организмом человека, в случае нарушения требований безопасности, могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья.
Вредные вещества могут проникать в организм человека через органы дыхания, органы пищеварения, а также кожу и слизистые оболочки. Через дыхательные пути попадают пары, газо- и пылеобразные вещества, через кожу – преимущественно жидкие вещества. В желудочно-кишечный тракт вредные вещества попадают при заглатывании их, или при внесении в рот загрязненными руками.
В санитарно-гигиенической практике принято разделять вредные вещества на химические вещества и промышленную пыль.
Химические вещества классифицируются на:
- промышленные яды, используемые в производстве (органические растворители, топливо, красители);
- ядохимикаты, используемые в с/х-ве (пестициды);
- лекарственные средства;
- бытовые химикаты (средства санитарии, косметики, уксус и т.д.);
- отравляющие вещества (зарин, зоман).
Ядовитые свойства могут проявлять почти все вещества, но к ядам относятся лишь те, которые свое вредное действие проявляют в обычных условиях и в относительно небольших количествах.
Производственная пыль достаточно распространенный опасный и вредный производственный фактор. Высокие концентрации пыли характерны для горнодобывающей промышленности, машиностроения, металлургии, текстильной промышленности, сельского хозяйства.
Вредность производственной пыли обусловлена ее способностью вызывать профессиональные заболевания легких, в первую очередь пневмокониозы.
Опасность вещества – это способность вещества вызывать негативные для здоровья эффекты в условиях производства, города или в быту.
Об опасности вещества можно судить по критериям токсичности (ПДК (предельно допустимая концентрация) в воздухе, воде, почве и т.д.).
Вредные вещества по степени опасности подразделяются на следующие классы:
1 - чрезвычайно опасные ПДК 0,1 мг/м3 (свинец, ртуть);
2 – высоко опасные вещества, ПДК = от 0,1 до 1,0 мг/м3;
3 – умеренно опасные, ПДК = от 1,0 до 10 мг/м3;
4 – малоопасные, ПДК 10 мг/м3 (угарный газ).
Отравления – наиболее неблагоприятная форма негативного воздействия токсичных веществ на человека. Они могут протекать в острой и хронической формах.
Острые отравления происходят в результате аварий, поломок оборудования, нарушения требований безопасности; они характеризуются кратковременностью действия ядов (не более чем в течение одной смены), поступлением в организм в больших количествах.
Хронические отравления возникают постепенно, при длительном поступлении яда в организм в относительно небольших количествах. Отравления развиваются вследствие накопления массы вредного вещества в организме (бензол, свинец).
При повторном воздействии одного и того же яда в околотоксической дозе может развиваться сенсибилизация или привыкание.
Сенсибилизация – состояние организма, при котором повторное действие вещества вызывает больший эффект, чем предыдущее, т.е. повышает чувствительность организма к веществу.
Обратное явление - ослабление эффектов действия – привыкание.
Для развития привыкания к хроническому воздействию яда, необходимо, чтобы его концентрация не была чрезмерной.
По характеру воздействия на организм человека химические вещества (вредные и опасные) подразделяются на:
- общетоксические, вызывающие отравления всего организма (ртуть, оксид углерода, толуол, анилин);
- раздражающие, вызывающие раздражение дыхательных путей и слизистых оболочек (хлор, аммиак, сероводород);
- сенсибилизирующие, действующие как аллергены (альдегиды, растворители и лаки на основе нитросоединений);
- канцерогенные, вызывающие раковые заболевания (ароматические углеводороды, аминосоединения, асбест);
- мутагенные, приводящие к изменению наследственной информации (свинец, радиоактивные вещества, формальдегид);
- влияющие на репродуктивную (воссоздание потомства) функцию (бензол, свинец, марганец, никотин).
На производстве редко встречается изолированное действие вредных веществ, обычно работник подвергается сочетанному действию негативных факторов разной природы (физических, химических) или комбинированному влиянию факторов одной природы, чаще ряду химических веществ.
Комбинированное действие – это одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном пути поступления.
Комплексное действие ядов, когда яды поступают в организм одновременно, но разными путями (например, органы дыхания и кожа).
Пути обезвреживания ядов в организме различны:
1. Первый и главный из них – изменение химической структуры яда в теле человека в результате обмена веществ (подвергается чаще всего окислению, расщеплению и др. – в итоге приводит к возникновению менее вредных);
2. Выведение яда через органы дыхания, пищеварения, почки, потовые и сальные железы, кожу.
Отрицательные группы людей
Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано в педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеализации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим внимание рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследователями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX века.
Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.
Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной, попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Ледон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но, тем не менее, в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названием «обезличивание» и «деиндивидуализация».
Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание». Ни рис. 10 приведены возможные причины обезличивания (деиндивидуализации), ее психологические и поведенческие следствия личность учащийся коллектив взаимодействие.
Один из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот заключался в следующем.
Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в «научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти». Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль «учителя», задача которого заключается в том, чтобы читать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» вспомнить второе слово соответствующей пары. Если «ученик» ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В).
Во время эксперимента «ученик» сидел в кресле 3, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло 3, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка 6 и звучал электрический звонок 5. Перед началом эксперимента сам «учитель» садился в кресло «ученика» и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.
Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15 В до 450 В. Цифра 300 В была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока.
На самом деле «ученик» в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же «ученика» в эксперименте использовался специально подготовленный человек - актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300 В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы, не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами.
Как и следовало ожидать, многие добровольцы с самого начала отказывались участвовать в данном эксперименте, включавшем мучительную процедуру наказания током другого человека. Однако экспериментатор уговаривал их, используя всевозможные аргументы. То же самое он должен был делать и по ходу эксперимента, чтобы побудить «учителей» как можно дольше наносить удары электрическим током «ученикам». Экспериментатор мог использовать любые аргументы, кроме прямого принуждения, но не имел права открывать «ученику» подлинную цель исследования. Для убеждения «учителя» экспериментатор имел право пользоваться следующими, например, словами: «пожалуйста, продолжайте», «эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали», «очень важно, чтобы вы продолжали, это абсолютно необходимо», «вы должны продолжать, у вас нет иного выхода», «я требую», «я приказываю, чтобы вы продолжали». Если и последнее не помогало, то эксперимент прекращался и отмечалось то напряжение, до которого дошел «ученик».
Факт чрезвычайного послушания испытуемых в данном эксперименте объясняется следующими причинами (обобщение ответов самим испытуемых, выступивших в роли «учителя»):
1. Попадание в ловушку. Эксперимент был задуман и начинался довольно невинно, как рядовое исследование памяти, а затем незаметно для самого испытуемого напряжение в нем постепенно нарастало. Испытуемые, начавшие повышать напряжение, не имели естественной точки, барьера, подойдя к которому следовало остановиться. По ходу эксперимента экспериментатор не вводил никаких новых требований, и испытуемые просто продолжали делать то, что уже начали. К тому времени, когда у них впервые возникало желание выйти из эксперимента, они в своих действиях заходили слишком далеко, были как бы уже в ловушке, из которой не было выхода назад. Поэтому, обескураженные, они уже дальше продолжали действовать механически («терять было нечего»).
2. Этикет ситуации. В своеобразной психологической ловушке испытуемые оказались еще и потому, сто с самого начала согласились, причем добровольно, участвовать в эксперименте и подчиняться требованиям экспериментатора. Для человека, давшего добровольное согласие что-либо делать другому лицу, трудно и неловко отказаться от обещанного. Такой отказ должен был бы означать выражение сомнения в порядочности и компетентности экспериментатора, прямое обвинение его в издевательстве над человеком («учеником»). В одном из последующих экспериментов подобного рода, проведенном в несколько измененных условиях, вместо одного «учителя» было три (на самом деле настоящим испытуемым из них был только один). Два дополнительных «кандидата в учителя» делали следующее: один лишь зачитывал пары слов, второй только называл допущенные ошибки. Третий же, настоящий испытуемый, должен был нажимать электрическую кнопку, включающую напряжение. Когда оно достигало 150 В, «учитель», зачитывавший пары слов «ученику», вслух заявлял, что отказывается дальше работать, покидал свое рабочее место и пересаживался в свободное кресло, стоявшее невдалеке. Он вел себя так, несмотря на то, что экспериментатор настаивал на продолжении работы. Далее, в тот момент, когда напряжение на приборе достигало 210 В, аналогичным образом поступал и второй подставной «учитель». После этого экспериментатор обращался к третьему оставшемуся (наивному испытуемому) и просил его одного продолжать эксперимент, более того - приказывал ему это делать. Оказалось, что в этих условиях приказу экспериментатора подчинялись лишь 10 % людей, выступивших в эксперименте в истинной роли «учителей». В другой модификации того же эксперимента вместо двух дополнительных «учителей» опыт вели два экспериментатора. Вскоре после того, как «ученик» получал первые несколько ударов электрическим током, экспериментаторы начинали спорить между собой. Один из них требовал немедленно прекратить эксперимент, другой настаивая на его продолжении. В этих условиях ни один из настоящих испытуемых не изъявил желания продолжить эксперимент, несмотря на то, что второй из экспериментаторов настаивал на этом.
3. Смягчающие обстоятельства. Испытуемые в эксперименте знали, что совершают акт насилия, но для их действий были некоторые смягчающие обстоятельства. Например, в оправдание своего поведения «учитель» мог сказать, что не видел «ученика», поскольку то находился за перегородкой в соседней части комнаты и, следовательно, не мог по-настоящему оценить, насколько ему больно. Действительно, было обнаружено, что в случае, если «учитель» и «ученик» находились в одном помещении и могли видеть друг друга, число послушных приказу экспериментатора снижалось до 30 %. Чем меньше для испытуемого было смягчающих его вину обстоятельств, тем меньше послушания он демонстрировал. Однако в тех случаях, когда «учитель» не сам должен был нажимать кнопки, а только давал распоряжение делать это другому, количество послушаний вновь возрастало, до 93 %, причем на этот раз «учитель» без стеснения использовал всю шкалу напряжений, до 450 В включительно. Поразительно, замечает по этому поводу С. Милгрэм, насколько снижается эффект послушания, если человеку приходится совершать акт насилия собственной рукой, и насколько он возрастает, если за него это делает кто-то другой.
4. Надзор. Очевидным фактором, оказавшим влияние на поведение испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора. В тех случаях, когда он покидал лабораторию и отдавал свои распоряжения по телефону, процент послушных приказу падал с 65 до 21 %. Многие из испытуемых в этих условиях начинали хитрить, используя для наказания «мученика» ток гораздо меньшего напряжения, чем предписывалось инструкцией.
5. Авторитет и идеология, прикрывающая сверху. Наиболее важный фактор из числа тех, которые порождают добровольное и бездумное послушание, связан с так называемой «идеологией, прикрывающей сверху». Это укоренившаяся в обществе или социальной группе система взглядов, которая заранее юридически и морально оправдывает тех, кто им следует. В эксперименте С. Милгрэма в роли такой идеологически высокой инстанции, заранее снимающей ответственность с испытуемых, выступал авторитет науки («наука требует жертв»). Когда в одном из экспериментов ссылка на научные интересы в оправдание издевательства над человеком была снята, число послушных упало с 65 до 48 %.
Обратим внимание на одно обстоятельство, связанное с данным экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле. В одном из подобных исследований, осуществленном Г. Бьербауэром по методике С. Милгрэма, испытуемых до начала эксперимента просили предсказать, как другие люди (не они сами) поведут себя в данном эксперименте. Затем тех, в отношении которых они делали предсказание, включили в эксперимент и проверили, как они вели себя на самом деле. Предсказанные и реальные результаты затем сравнили между собой (рис. 12, нижняя и верхняя кривые).
Эти данные также вызывают удивление. Вместо ожидаемых по предсказанию примерно 30 % людей, которые способны были довести напряжение до 315 В, таких на самом деле оказалось 100 %. Вместо приблизительно 10 % ожидаемого числа людей, способных нанести другому человеку удар электрическ5им током напряжением 450 В, в действительности оказалось более 60 %.
Все то, о чем говорилось в эксперименте С. Милгрэма, действует на человека в реальных группах, где на него часто оказывается давление отдельными лицами самими по себе и от имени этих групп. Следовательно, считать влияние группы на индивида только положительным фактором нельзя.
Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы. На это обстоятельство в свое время обратил внимание В.М. Бехтерев.
Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В.М. Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается «по большинству», методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинством потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (на самом деле не компетентного) большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии. В печальной истории нашей страны за последние семь десятков лет мы встречались с немалым количеством примеров, подтверждающих вывод Бехтерева. Имеются ввиду многие одаренные писатели, художники, ученые, инженеры, которые были исключены из своих творческих коллективов и, более того, волею судьбы оказались за рубежом, где и получили признание по достоинству.
Последний факт, который здесь следует еще раз напомнить - мы его уже рассматривали, - касается комфортного поведения. Конформизм - широко распространенный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя не честно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.
Отрицательное влияние человека на природу
Везде, где появляется человек, он стремится изменить и приспособить окружающую среду под свои нужды. Поэтому влияние человека на природу в первозданном виде носит только разрушительный комплексный характер.
Уничтожение или видоизменение естественных экосистем являются последствием:
• вырубки лесов;
• прокладывания дорог;
• расширения территорий городов и сельскохозяйственных угодий;
• изменения русел рек;
• возведения плотин и затопления прилегающих равнин при строительстве гидроэлектростанций;
• разработки полезных ископаемых.
Деревья – единственный источник получения кислорода на планете. При этом «лёгкие» Земли активно уничтожаются. За последние 200 лет площадь лесов сократилась в 2 раза.
Последствия вмешательства человека в локальную экосистему – вымирание растений и животных, естественная среда обитания которых разрушается. Исчезновение одного или нескольких представителей живой природы приводит к нарушению баланса, вызывает дальнейшую цепную реакцию. Уже из-за косвенного влияния человека на окружающую среду уничтожены десятки видов представителей флоры и фауны, не сумевших приспособиться к изменённым условиям. Многие дикие животные были истреблены целенаправленно.
Вода, воздух и земля – основные составляющие биосферы, которые тесно взаимосвязаны и практически в равной степени подвергаются загрязнениям.
Источниками выбросов являются все виды деятельности человека:
Количество отходов на планете в результате жизнедеятельности человека составляло 40 млрд. т., то на начало 21 века эта цифра увеличилась до 300 млрд. т. – такая масса мусора подавляет естественную способность природы Земли к самовосстановлению.
В почву и жизненно важные источники пресной воды ежедневно попадают отработанные промышленные и сельскохозяйственные стоки. Последствия – практически все крупные реки относятся к сильно загрязнённым (Дунай, Сена, Тибр, Миссисипи, Волга, Дон, Ганг, Нил), они, в свою очередь, несут отравленные воды в мировой океан.
Треть океанической поверхности покрыта масляной плёнкой, образующейся при добыче, транспортировке и переработке нефти – основного энергоисточника современной цивилизации. Разлитые на воде нефтепродукты нарушают взаимодействие живых организмов и атмосферы, что приводит к губительным последствиям для океанических форм жизни.
Результат работы промышленности и автомобилей – повышенная концентрация в атмосфере отравляющих веществ: оксидов азота, серы, соединений алюминия, свинца, ртути и других тяжёлых металлов. Сернистый газ – причина кислотных дождей, которые уничтожают дикую растительность и сельскохозяйственные посевы, негативно сказываются на состоянии природы и здоровье человека.
Сжигание кислорода и чрезмерные выбросы углекислого газа приводят к «парниковому эффекту», таянию ледников, которые содержат основные запасы пресной воды, и, как следствию, изменению климата на всей планете.
Техногенные аварии имеют катастрофические последствия для огромного региона или всей планеты, а не только оказывают пагубное влияние на отдельные виды животных или растений. После аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор непригодными для проживания остаются обширные площади, так как уровень радиации там превышает предельно допустимый в десятки раз. Утечка тяжёлой воды на станции Фукусима могла бы привести к заражению всего мирового океана и глобальной экологической катастрофе, последствия которой трудно представить.
Относительно благоприятное воздействие, оказываемое человеком на природу – создание новых экосистем, которые бы не появились естественным образом. Например, при орошении пустынь возникают живые ландшафты, вокруг населённых пунктов формируются новые зелёные зоны. Однако искусственные системы часто нежизнеспособны без постоянного контроля и помощи человека.
Чаще всего под положительным влиянием человека на окружающую среду подразумеваются действия, направленные на минимизацию негативных последствий и попытки восстановить нанесённый природе ущерб. Таким образом человек старается защитить окружающую среду прежде всего от самого себя и сохранить приемлемые экологические условия для настоящего и будущих поколений.
Развитие цивилизации невозможно без изменения первозданного вида Земли. Человек потребляет природные ресурсы, стараясь максимально удовлетворить свои растущие и, не всегда оправданные, потребности. Запасы планеты не безграничны, их неразумное использование ставит под сомнение сам факт существования человека.
Для уменьшения пагубного влияния человека на природу и сохранения благоприятной экологической ситуации необходимо комплексное внедрение целого ряда природоохранных мероприятий:
• создание заповедников и заказников для сохранения естественной среды обитания дикой природы и восстановления исчезающих видов животных и растений;
• разработка новых, экологичных способов добычи полезных ископаемых;
• активный поиск альтернативных источников энергии;
• внедрение безотходных технологий производства;
• создание мощных очистных сооружений, препятствующих попаданию загрязняющих веществ в биосферу;
• раздельный сбор и переработка мусора;
• выведение новых сортов сельскохозяйственных культур с повышенной урожайностью, что позволяет отказаться от возделывания дополнительных угодий;
• рациональное использование земель, препятствующее быстрому истощению почвы.
Будущее человечества напрямую зависит от сохранения природного баланса, а свойство к самовосстановлению у живой и неживой составляющей планеты резко ограничено. Разрушительное и непродуманное воздействие человека на природу может привести к глобальной экологической катастрофе, которая будет иметь необратимые последствия. Создание благоприятной среды – вопрос выживания человеческой цивилизации.
Отрицательные характеры человека
Авторитарность. Лидерство, желание оставаться главным во всем, при этом игнорируя потребности остальных. Такой индивид скрыто или явно требует подчинения и дисциплины, не учитывая чужое мнение. Любой отказ воспринимается вспыльчиво, а компромиссы не ставятся во внимание.
Агрессивность. Конфликтность, стремление вызвать у собеседника эмоции с помощью повышенного тона, провокаций и оскорблений. В детстве такая черта считается обязательной, так как вырабатывает у ребенка умение защищать собственные интересы. Однако у взрослых она приписывается к отрицательным, мешает благотворному взаимодействию в обществе.
Азартность. В отличие от целеустремленного человека, азартный старается добиться цели, невзирая на уровень риска, игнорируя чужие взгляды и аргументы. На своем пути он тратит гораздо больше усилий и средств, нежели обретет, получив желаемое. Часто такая черта приводит к неприятным ситуациям, в том числе потере здоровья или финансов.
Алчность. Болезненное влечение к выгоде при различных ситуациях. Только лишь приобретение благ любой ценой дарит позитивные ощущения такой личности. При этом длительность радости довольно кратковременна.
Апатичность. Эмоциональное безразличие ко всем проявлениям жизни, раздражителям. Причина этого – особенности характера или защитная функция относительно стрессовых ситуаций. Однако это качество становится преградой к осуществлению даже простейших планов.
Безалаберность. Небрежность при выполнении обязанностей из-за нежелания соответствовать установленному алгоритму или непонимания, как сделать это с наименьшими затратами. В большей степени присуща девушкам, недавно вырвавшимся из-под крыла родителей.
Безразличие. Состояние незаинтересованности к происходящему, людям или событиям. Это может быть реакция на стрессовые ситуации или результат плохого воспитания.
Безответственность. Отказ от восприятия последствий, отсутствие желания делать серьезные шаги и принимать решения. Такой индивид не будет решать проблему, надеясь, что она исчезнет сама.
Безликость. Такая личность не имеет персональных качеств, поэтому не выделяется из толпы. Она не вызывает заинтересованности в компании, разговаривает на скучные темы и всячески сопротивляется любым изменениям.
Безжалостность. Еще одна негативная характеристика человека, означающая безразличие к неприятностям других. Такой собеседник не станет поддерживать близкого, сочувствовать или соболезновать. Это относится не только к другим людям, но и всему живому.
Бесцеремонность. Отклонение от установленных норм, развязность и нетактичность в конкретных ситуациях. Сознательное проявление указывает на попытки привлечь к себе внимание, а неосознанное – на плохое воспитание или незрелость.
Болтливость. Быть общительным – это хорошо, но необходимо знать меру. Патологическое стремление в любой беседе вставить свое слово, не задумываясь об уместности, содержании дискуссии – это плохо. Основная цель болтуна – вступить в контакт, а не получить новую информацию.
Ветренность. Проявление безответственности. Такой человек не сдерживает своих обещаний, не учитывает интересы других и не умеет достигать целей. Он постоянно сменяет компании, не ограничивается установленными в обществе правилами поведения, быстро угасает к новым занятиям.
Властолюбие. Любовь к контролю над всем, требование беспрекословного подчинения и желание иметь в руках безграничную власть. Властолюбивый индивидуум наслаждается своим возвышенным положением над другими, особенно когда к нему обращаются за помощью.
Внушаемость. Отсутствие собственной точки зрения. Это тяга к навязанным принципам и поведению на подсознательном уровне. Но здесь действует правило «золотой середины». Так как сниженный уровень влечет к плохой обучаемости.
Вульгарность. Отсутствие чувства сбалансированности между неординарностью и пошлостью во взаимодействии и поступках. Это может касаться таких аспектов, как выбор одежды или жизненных ориентиров.
Глупость. Неумение делать логичные выводы из явлений. Такая отрицательная черта личности проявляется в склонность принимать популистские заявления и псевдонаучные фразочки, как истину последней инстанции, не подвергая их критическому анализу.
Гордыня. Гордый индивид уверен в своей исключительности и убежден в ничтожности остальных. Он не прощает чужие ошибки, отрицает достойные качества окружающих. Причиной является деградация ввиду заболеваний, незрелость в комплексе с высоким положением.
Грубость. Отклонение вежливости и деликатности в беседе и поступках. Это нежелание придерживаться допустимого формата общения, проявляющееся в нецензурных выражениях, оскорблениях и повышенном голосе.
Жадность, скупость. Стремление сделать затраты минимальными в любой ситуации, даже если это грозит потерей здоровья или противоречит здравому смыслу. Жадный может отказаться выносить мусор, избавляться от хлама, игнорировать просьбы близких, если они касаются материальных расходов.
Жестокость. Это один из самых больших недостатков характера человека в нашем списке. Он означает желание причинять дискомфорт и несчастья другим ради удовлетворения. Такое воздействие может быть физическим либо нематериальным.
Забывчивость. Невозможность запомнить элементарные вещи. Является следствием возрастных изменений, чрезмерной информационной нагрузки либо неприятной ситуации, которую хочется выбросить из головы.
Зависимость. Патологические стремления получать удовлетворение от воздействия веществ или конкретных действий. Это может навредить здоровью или связям с людьми, сильно «бьет по карману» либо становится следствием преступления.
Зависть. Неумение удовлетворяться своими благами и способностями. Такой человек постоянно смотрит на окружающих, сравнивает свои ценности с их, живет по принципу «у других лучше и вкуснее».
Закомплексованность. Низкая самооценка и зацикленность на собственных недостатках. Закомплексованная личность ставит себя на ступеньку ниже, стесняется своей внешности и поступков и из-за этого не может полностью раскрыть свой потенциал.
Занудство. Плохая привычка надоедать нравоучениями, затрагивать одну и ту же тематику в беседе, не считаясь с отсутствием заинтересованности у собеседников. Эта склонность берет начало в любви к нескончаемым дискуссиям по любому поводу.
Злость. Еще одно отрицательное качество характера человека в нашем списке, указывающее на неудовлетворенность и жизнь в некомфортных условиях. За появлением этого чувство надо внимательно следить, так как оно нередко подталкивает на нарушение закона.
Избалованность. Привычка, которая обуславливается отсутствием воспитания. Такая личность требует немедленного исполнения своих желаний, не учитывая возможности и предъявляя претензии.
Леность. Стремление обрести комфорт за счет чужого труда, отказы от приложения усилий для удовлетворения потребностей. Лентяй обожает впустую проводить личное время и ничем не заниматься дни напролет.
Лживость. Выдача заведомо ложной информации с целью клеветничества. Присуще людям с низкой самооценкой, которые стараются возвысить себя благодаря унижению других с помощью обмана.
Лицемерие. Притворство, ложные заявления о любви, чистосердечии и доброжелательности в сторону собеседника. Делается это с целью получить выгоду путем заискивания даже при испытывании абсолютно противоположных чувств.
Льстивость. Стремление регулярного восхваления настоящих и мнимых достоинств других ради корысти и наживы. Обычно проявляется к людям с высоким статусом. Типичным поступком льстеца может быть «обеление» негативных качеств и действий.
Любопытство. Не стоит путать с любознательностью. Любопытный индивид стремится узнать все о чужой жизни, отбросив в сторону все приличия. Это нездоровая склонность быть в курсе происходящего.
Мелочность. Придание колоссального значения самым мелким своим высказываниям и поступкам. Выпячивание своих малозначимых черт против геройственных и важных действий других. У мужчин нередко проявляется в виде требований отчетов по расходам вплоть до копейки.
Мстительность. Сознательное запоминание всех незначительных конфликтов, оскорбительных слов или выдуманных унижений, чтобы впоследствии возместить это обидчику сполна. При этом временной фактор здесь не учитывается.
Наглость. Нетактичное поведение в обществе. Наглый пытается получить желаемое, «прыгая по головам» остальных. Характеристика развивается из-за дефектов в воспитании, избалованности.
Надменность. Отношение к окружающим, как к субъектам низшей категории из-за придуманных личных преимуществ либо настоящей материальной обеспеченности и высокого положения.
Надоедливость. Отсутствие желания или умения разбираться с собственными трудностями самостоятельно, отдыхать или веселиться. Основанием для этого может стать незрелость или страх одиночества.
Нарциссизм. Самолюбование, восхваление своей личности в любой ситуации, даже если это поведение неуместно. Такие люди склонны к преувеличению результатов деятельности, эгоистичности и безразличию к окружающим.
Небрежность. Некачественное выполнение возложенных задач, пренебрежительность во всех проявлениях, будь то личные или служебные отношения. Берет начало от необразованности или характерной деформации.
Обидчивость. Гиперболизированная негативная реакция на бытовые мелочи и неурядицы, возникающая из-за увеличенного чувства эгоизма. Из-за него личность хочет быть в центре внимания, чтобы окружающие, забыв о себе, вертелись возле ее ног и проявляли заботу и щедрость.
Ограниченность. Тесно пересекается с высокомерием. Такой человек считает свое мировосприятие единственно верным и отметает другие мнения, думая, что их носители недалекие. Обычно возникает из-за недостаточной образованности или неумения адекватно воспринимать информацию.
Паникерство. Страх перед надуманными катастрофическими последствиями даже самых незначительных происшествий. Это дурное влияние в воспитании «перестраховщика» или следствие бурного воображения.
Пошлость. Выбор слишком открытых нарядов, демонстрация финансовой обеспеченности посредством покупки ненужных дорогих предметов. Другое определение – «сальные» шуточки и анекдоты, рассказываемые с целью вызвать в компании неловкость.
Раздражительность. Чрезмерная эмоциональная реакция на любой раздражитель. Яркость эмоций часто не соответствует силе влияния раздражающего фактора. Такое свойство вызывается усталостью или стрессом.
Расточительность. Неспособность расходовать финансы рационально, желание совершать покупки только ради деятельности, а не приобретения нужных вещей. Причиной становится погоня за маской материальной обеспеченности.
Ревность. Недоверие, основанное на мнимых подозрениях в неверности или расположенности к другому. Это относится не только к партнеру, но и к родственникам, друзьям и так далее.
Самоедство. Отрицательная привычка, выражающаяся в периодическом выявлении собственных ошибок и «греховности». Так, индивид корит себя за безответственное отношение к обязанностям, хотя выкладывается по полной. Это исходит из низкой самооценки или избыточного перфекционизма.
Самоуверенность. Безосновательное превозношение своих умений и навыков. Это становится причиной рискованных действий с отвержением требований безопасности и логики. Обосновывается неопытностью или болезненным желанием ходить по «краю лезвия».
Слабоволие. Отсутствие силы воли, вследствие чего личность не может принимать серьезных решений или дать отпор, постоять за себя и свои убеждения. Другая сторона – невозможность противостоять соблазнам и противозаконным действиям.
Трусость. Тесно связана с предыдущим пунктом. Выражается в бегстве с места событий из-за опасения за собственную жизнь, избегании важных разговоров и поступков. Такой индивидуум не умеет оказать сопротивление оппоненту в споре.
Тщеславие. Любовь к похвалам за настоящие или придуманные достоинства. Стремление произвести положительное впечатление, создать позитивный образ, а не работать над собой, чтобы получить комплименты заслуженно.
Упрямство. Совершение действий только ввиду своих убеждений, отказ от авторитетов и общественных правил из-за привычки поступать так, как было решено. Также это исключение компромиссов при схватке интересов, неспособность брать во внимание мнение других.
Эгоизм. Потребность жить в достатке и комфорте, не считаясь возможными неудобствами окружающих. Эгоисты ставят на первое место себя, свои интересы, нужды и действуют согласно выгоде.
Отрицательные качества человека для резюме
Примеры нежелательных личных качеств в резюме – недостатки которые указывать точно не стоит:
• Часто опаздываю;
• Увлекаюсь азартными играми;
• Наличие вредных привычек (алкоголь, курение и т.д.);
• Часто отвлекаюсь;
• Работаю только ради зарплаты;
• Люблю заводить служебные романы;
• Ленюсь;
• Жадничаю;
• Вспыльчив;
• Пассивен;
• Завистлив;
• Небрежен;
• Часто испытываю безразличие к происходящему вокруг, люблю жить в своем мире.
Недостатки, которые могут сыграть не в вашу пользу:
Перед тем указывать те или иные недостатки ознакомьтесь с требованиями в вакансии, и составьте примерный портрет идеального работника. После этого выдели черты характера, которые вам не помешают или будут помогать в вашей будущей работе.
Удачные недостатки для резюме:
• Неумение отвечать хамством на хамство;
• Повышенная требовательность к окружающим;
• Склонность принимать решение, ориентируясь на свое собственное мнение;
• Нежелание поступать в угоду другим;
• Не всегда могу точно излагать свои мысли;
• Склонен к рефлексии;
• Доверяю людям, порой слишком;
• Затрачиваю много времени на оценку своих поступков и действий;
• Могу увлечься работой и забыть про перерыв;
• Пропускаю все ситуации через себя;
• Не умею ругаться;
• Не умею врать.
Нейтральные качества:
• Боязнь насекомых, змей, мышей и прочей живности;
• Боязнь самолетов;
• Отсутствие опыта работы (для тех, кто начинает карьеру или меняет сферу деятельности);
• Возраст (для людей старше 40 лет);
• Любовь совершать покупки.
Список отрицательных качеств человека в резюме не должен противоречить вашему роду деятельности или ставить под сомнение ваш профессионализм.
Так, например, чтобы получить работу продавца консультанта можно указать:
• безотказность (является плюсом при работе с клиентами);
• излишняя скрупулёзность (станет плюсом при работе с деньгами);
• завышенное чувство ответственности (как правило продавцы являются материально ответственными за товар, и данный «недостаток» просто необходим хорошему продажнику);
• излишняя любовь к общению (важный момент в работе к клиентами, который является также положительным «недостатком» для ритейла).
Отрицательные качества для бухгалтера могут быть следующими:
• Недоверие к людям и любовь к фактам (а точнее к цифрам);
• Разряжение от беспорядка (все должно быть на своих местах и только так);
• Медлительность (при работе с большими суммами спешить точно не стоит);
• Излишнее внимание к мелочам или педантичность.
Отрицательная роль химии в жизни человека
Роль химии в современном мире очень велика. На самом деле, химические процессы окружают нас постоянно, это касается не только промышленного производства или бытовых моментов.
Химические реакции в нашем собственном организме протекают ежесекундно, разлагая органические вещества до простых соединений вроде углекислого газа и воды, в результате чего мы получаем энергию на совершение элементарных действий.
Как негативный фактор, химия в жизни человека появляется постоянно. Чаще всего мы отмечаем последствия в экологической сфере и здоровье населения.
Изобилие материалов, чужеродных нашей планете приводит к тому, что они засоряют почву и воду, не подвергаясь естественным процессам гниения.
При этом в ходе разложения или горения они выделяют большое количество токсичных веществ, дополнительно отравляющих окружающую среду.
И тем не менее, вопрос этот вполне разрешим с помощью той же самой химии.
Значительную часть веществ можно повторно переработать, снова превратив в нужные товары. Проблема, скорее, связана не с недостатками химии как науки, а с ленью человека, и его нежеланием потратить дополнительные усилия на переработку продуктов жизнедеятельности.
Такая же проблема связана и с отходами промышленного производства, которые сегодня редко перерабатываются качественно, отравляя окружающую среду и здоровье человека.
Второй момент, говорящий, что химия и организм человека несовместимы, это искусственная пища, которой нас пытаются пичкать многие производители. Но здесь вопрос не столько достижений химии, сколько жадности людей.
Химические успехи позволяют сделать жизнь человека проще и возможно, роль химии в решении продовольственной проблемы окажется бесценной, особенно в сочетании с достижениями генетики. Неумение пользоваться этими достижениями и желание заработать – вот главные враги здоровья человека, а вовсе не химическая промышленность.
Применение большого количества консервантов в пище стало проблемой в некоторых странах, где жители настолько пропитались этими веществами, что после смерти процессы разложения в них сильно заторможены, в результате умершие просто не сгнивают, а долгие годы лежат в земле.
Бытовая химия часто становится источником аллергических реакций и отравлений организма. Минеральные удобрения и средства для обработки растений от вредителей тоже опасны для человека, да и на природу они оказывают негативное воздействие, постепенно разрушая ее.
Отрицательные состояния человека
Очень важно уметь по невербальным сигналам вычислить агрессивно настроенного человека. Под агрессией мы будем понимать не только непосредственно силовое воздействие, но и негативное отношение, нацеленность на противостояние.
Главный жест агрессии - сжатая в кулак рука. Данный жест может иметь разную степень агрессии. Если руки вашего собеседника вытянуты по швам, при этом обе сжаты в кулаки, то это признак нарастания негатива у человека, он настраивается на поединок. Если кулаки постепенно поднимаются, достигнув уровня груди, то это тревожный фактор. Человек принял бойцовскую стойку, подготовился к удару, и остаются считанные секунды до открытого проявления агрессии. Если у вашего собеседника начинают «чесаться» кулаки - он потирает пальцами одной руки другую руку, сжатую в кулак, то он также настроен негативно по отношению к вам.
Если ваш собеседник обхватывает себя руками за плечи - это признак сдерживаемой агрессии. Это значит, что человек готов ринуться в бой, но пытается себя сдержать. Если вы не намерены вступать с ним в поединок, то, увидев такой жест, должны изменить тактику ведения переговоров: сменить тему, изменить тон.
Характерный для настроенного агрессивно по отношению к вам человека жест - заложенные за спину руки с захватом запястья. Этот жест опасен, так как он невидим для собеседника, если человек убирает свои руки за спину, то создается впечатление, что он что-то от вас прячет, возможно, это оружие для предстоящей схватки. Но даже без оружия этот жест, сам по себе, очень опасен и означает, что человек явно имеет недобрые намерения.
Для того чтобы сгладить агрессивный настрой вашего собеседника, вы можете использовать следующие невербальные средства. Во-первых, попытайтесь сократить дистанцию между вами, используйте тактильное воздействие - дотроньтесь до человека. Помните, все ваши действия, движения должны быть крайне медленными, чтобы ваш собеседник не принял их за наступление с вашей стороны. Помните еще и о том, что если он настроен «безусловно» агрессивно, то есть заранее планирует драку вне зависимости от вашего поведения, тогда никакие средства вам не помогут. Вам следует подумать о том, как прервать ваш разговор и уйти в безопасное место, предоставив ему возможность выплеснуть агрессию на кого-нибудь другого.
Для человека, настроенного агрессивно, характерны особая поза, осанка и походка. Эти невербальные знаки смогут выдать своего воинственно настроенного обладателя. Ваша задача - уметь их расшифровать.
Об агрессивном настрое человека может свидетельствовать поза воина: человек широко расставляет ноги для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы под ногами была опора. Его корпус несколько наклонен вперед. Как правило, он старается прикрыть отдельные участки своего тела на случай, если вы первым начнете атаковать. Эти участки - наиболее уязвимые места человека. Для мужчин - это паховая область, нос, челюсть. У женщин (хотя такое яркое проявление агрессии среди женщин не столь популярно, но все же возможно) - это область груди и лицо.
Агрессивная походка очень яркая - человек шагает очень широко, иногда даже скачет, чтобы быстрее добраться до своей цели, при этом активно размахивает руками, иногда он может переходить на бег - это признак высокой степени напряжения.
Если вы подозреваете вашего собеседника в недобрых намерениях, вам следует обратить внимание на его осанку. Если ваши подозрения верны, то ваш собеседник не стоит прямо, вытянувшись во весь рост. Он немного приосанился, вжал голову в плечи - сам врос в землю, стал компактным, теперь ему удобно наносить удары. Если вы сидите, тогда ваш собеседник может вытянуть шею вперед, а плечи откинуть назад. Причем голова его будет немного наклонена так, что в вашу сторону будет устремлен лоб, самая твердая часть головы, готовая принять ваш удар.
Если человек не старается скрывать негативные эмоции, то их очень легко вычислить по мимике. Она достаточно красноречиво отражает эмоциональный настрой! Как определить, что ваш собеседник настроен агрессивно?
Агрессия - это своего рода защитная реакция организма. Человек начинает проявлять агрессию, как только понимает, что сильно уступает вам в каких-то вещах. Это может быть порождение гнева, ненависти, зависти. Возможно, ваш собеседник слабее вас в ораторском искусстве, не владеет талантом убеждения, понимает свою интеллектуальную ущербность, поэтому, за неимением других аргументов, у него и появляется желание победить вас доступным ему способом - с помощью силы.
Мимика агрессии очень активна - это сдвинутые к переносице брови, раздувающиеся ноздри, пошатывающиеся скулы, иногда с поскрипыванием зубов, очень плотно сжатые губы. Это мимические признаки того, что ваш собеседник очень агрессивно настроен. Не всегда эти мимические сигналы отражаются на лице все вместе, чаще всего имеется один или два признака. Если на лице вашего собеседника вы заметите хотя бы один из вышеназванных сигналов, насторожитесь - он не очень рад вам.
Обратите особое внимание на взгляд. У агрессивного человека взгляд красноречиво повествует о том, что его обладатель готов растерзать своего оппонента. Это очень тяжелый, пронизывающий взгляд, так смотрит хищник на свою жертву, готовясь к нападению.
Агрессивный настрой человека можно вычислить по тому, как он с вами говорит. Его слова подобны ударам: резкие, четкие звуки, между которыми достаточно длинные паузы. Нежелание вступать с вами в диалог также может быть проявлением скрытой агрессии.
Если человек настроен агрессивно, то он, как правило, повышает громкость голоса. И делает это неосознанно либо для того, чтобы спровоцировать вас на выгодные для него действия, либо чтобы запугать. Возможно, ваш оппонент не обладает грамотной вербальной аргументацией, поэтому пытается объяснить свою точку зрения иными способами, то есть прибегает не к силе слова, а к громкости своего голоса.
Он пытается «доходчиво», в медленном темпе объяснить свою точку зрения. Как правило, это ему не удается. На самом деле он вас провоцирует, пытается, что называется, «наехать»: «Я непонятно объясняю?» Все это делается для того, чтобы вызвать у своего собеседника испуг, получить преимущество перед поединком. Он попытается провоцировать, пуская в ход пренебрежительные и язвительные интонации, смешки, ухмылки.
Для агрессивно настроенного человека характерно понижение тембра голоса, использование более низких тональностей, интонаций, иногда с хрипотой. Такие голосовые изменения тоже имеют цель напугать собеседника.
Иногда агрессия не успевает перерасти в драку, и человек срывается на крик. Человек, сдерживающий агрессию, находится в состоянии сильного напряжения. Если вы так и не дали ему повода для применения силы, то от этого его напряжение не уменьшится. И ему по-прежнему требуется разрядка. Очень часто такая разрядка происходит в форме крика. Это тоже своего рода невербальная форма выхода агрессии. Если он сорвался на крик, то уже вряд ли применит силу к вам. У него просто не осталось сил на драку. В такой ситуации вам лучше подождать, пока его гнев утихнет и он успокоится.
Вы сможете попробовать снять напряжение вашего собеседника с помощью невербальных сигналов. Используйте силу своего голоса, чтобы его успокоить, разрядить. Вы должны говорить медленно, нежно, ласково, как бы убаюкивать, усыплять его бдительность. Говорить можете все что угодно, например, настаивать на своем мнении, которое и вывело его из равновесия, но по невербальным сигналам он должен прочесть следующее: «Не бойся меня. Я твой друг. Успокойся. Не переживай. Лучше дружи со мной - это выгоднее». Если вы сумеете правильно использовать свои голосовые возможности, тогда ваш агрессивно настроенный собеседник покорится вам, умерит свой пыл, его агрессия уйдет либо будет обращена в другое русло.
Гнев - эмоциональное состояние, которое развивается у человека в состоянии, которое, обобщая, можно назвать состоянием фрустрации - когда человека ограничивают в свободе, создаются препятствия на его пути к получению удовольствия, любых других приятных эмоций, либо создаются препятствия на его пути к достижению цели. Гнев - эмоция сильная, о чем свидетельствуют сопровождающие ее физиологические изменения (подъем артериального давления, сердцебиение, напряжение мышц, увеличение концентрации гормона стресса кортизона и др.). Усиленная физиологическая атрибутика гнева служит главной цели - разрушению объекта или причины, вызвавшей гнев.
Проявление гнева может быть разной степени выраженности и разного качества, о чем можно судить по характеру различных эмоциональных определений - гневный, яростный, недовольный, злобный, раздраженный.
Недовольный - эмоциональное определение, характеризующее слабую степень проявления гнева, которое развивается у человека в ответ на фрустрацию. Мимическое выражение недовольства сосредотачивается в области рта - губы сжимаются и слегка выпячиваются вперед, углы рта заостряются и опускаются. Именно про такое лицо говорят, что «скорчил мину». Демонстрация недовольства всегда носит «адресный» характер, но в отличие от выраженного гнева представляет только пока демонстрацию возможности развития гнева.
Хронически недовольное выражение лица можно наблюдать у хронических невротиков, сосредоточенных на своей личностной позиции «жертвы». Чаще всего недовольное выражение лица можно наблюдать у пациентов с ипохондрическими переживаниями.
Раздражение - также слабая степень проявления гнева, которая чаще всего развивается у субъекта на аверсивную стимуляцию. В качестве примера можно привести все проявления гиперестезии - светобоязнь, непереносимость громких звуков, запахов и т.п. Мимическое выражение раздражения носит более рефлекторный характер - чаще всего наблюдается непроизвольное сокращение лобных мышц в области переносицы, сощуривание глаз, при этом человек выглядит так, будто он съел что-то кислое или у него внезапно заболела голова. Раздраженный субъект, в отличие от недовольного, не демонстрирует вам своего раздражения (хотя он может реагировать раздражением на задаваемые ему вопросы точно так же, как на резкий звук или яркий свет), а рефлекторно проявляет свою возбудимость. Поэтому если мы фиксируем у больного раздраженность, мы должны думать о синдроме гиперестезии.
Ярость - наиболее яркие проявления эмоционального состояния гнева. Всем знакомо специфическая мимическая экспрессия гнева, которая к тому же дополняется вегетативной «окраской». Весьма характерное сокращение лобных мышц и движение бровей. Брови опушены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. Хотя надо помнить, что морщины на переносице (вертикальные складки) не обязательно означают, что человек сердится, такие же складки наблюдаются при концентрации внимания. Взгляд - заостренный, прищуренный, фиксирован на источнике раздражения и гнева. Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта теряют свойственную им округлость, становятся резко очерченными. Стиснутые зубы и плотно сжатые губы являются универсальным способом выражения гнева в цивилизованном мире, хотя изначально архаический человек, так же как и животные, выражал свой гнев оскаленными зубами. Современный человек может проявлять ярко выраженный архаический гнев, т.е. оскаливать рот, если находится в состоянии активной борьбы, битвы.
К вегетативным проявлениям гнева относятся покраснение лица, инъекция склер, блеск глаз (сверкающий взгляд), учащенное дыхание (раздувающиеся ноздри).
Злоба - эмоциональное состояние, которое, также как и гнев, часто сопровождается агрессивным поведением, но, можно сказать, на сознательном уровне. Агрессивное поведение человека, испытывающего гнев, носит скорее рефлекторный характер. Почему? Потому что не только эмоционально, но и физиологически человек готов к «бурному» проявлению двигательной активности, однако его агрессивное поведение хотя и носит разрушительный характер, но при этом не всегда бывает «адресным», т.е. направленным на какого-либо конкретного человека. Гневный субъект может, к примеру, рушить неживые объекты, попавшиеся ему под руку, наносить удары или повреждения самому себе.
Злоба проявляется во взгляде («злобный», «звериный», «недобрый» взгляд) и по сравнению с гневом имеет более бедные мимические, а также незначительные соматоневрологические проявления.
Отвращение - эмоциональное состояние, которое в целом можно охарактеризовать как состояние неприятия субъектов или объектов внешнего мира. Человек может не принимать, т.е. выказывать отвращение по отношению к неживым объектам (пища, запахи, даже цвет) и к живым объектам, включая животных и людей.
Мимические проявления отвращения примерно такие же, как при недовольстве или раздражении, часто субъект еще сморщивает нос (как бы задерживает дыхание). Обращает на себя внимание тенденция отталкивания или объекта от себя или себя от объекта. В последнем случае человек слегка отводит голову назад, либо отворачивает голову. Можно представить себе образ ребенка, которого «воротит» от навязываемой ему манной каши.
Презрение - эмоциональное состояние, мимические проявления которого довольно трудно описать, но при этом каждый человек способен распознать выказываемое ему презрение по тем негативным чувствам, которые у него самого при этом возникают, когда он в ответ на презрение со стороны другого испытывает обиду, стыд, гнев, вину, печаль. Считается, что презрение - холодная эмоция, но ее демонстрация другому человеку вызывает у этого человека самые «горячие», живые чувства. В этом моменте кроется уже нечто противоречивое.
Выражая презрение, человек в буквальном смысле становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на объект презрения как будто сверху вниз. Брови могут быть также приподняты, уголки губ могут быть сжаты или быть слегка приподнятой нижняя губа, в мимике презрения нередко присутствует усмешка или кривая ухмылка.
Отрицательные характеристики человека
Это только на первый взгляд кажется, что лень — вредная черта характера. На самом же деле она может служить неплохим маркером для человека. Например, лень способна помочь определить, что же для вас действительно важно в жизни, а что — нет. Если вставать каждое утро на работу вам ужасно лень, то это повод задуматься о ее смене. То же самое касается и отношений: когда человеку трудно что-то сделать для своей второй половины (скажем, сходить за продуктами), это сигнал об усталости от партнера. Таким образом, лень является своеобразным подсознательным фильтром, отделяющим важное от неважного. Кстати, знание этого принципа пригодится не только в самоанализе, но и в общении с детьми. Если ребенок, например, мечтает стать актером и ленится идти в школу на литературу, то мотивировать его нужно не высокой оценкой на самом уроке, а простой связью: если не будешь хорошо знать литературу и стремиться к высоким баллам на экзамене, то и в театральный ВУЗ вряд ли поступишь.
Высокомерие и гордость часто подвергаются осуждению, однако нередко гордость помогает людям соблюдать и отстаивать свои нравственные правила и принципы в жизни. Если вспомнить античные трагедии, то многие их герои в своих действиях руководствовались именно ею: она давала им сил не сдаваться перед врагами и бороться за свои идеалы до конца. С учетом размытости нравственных границ в современном мире, гордость — в данном ключе — уже не кажется столь плохим качеством.
В ситуации, когда мысли о кризисах, потоке новостей и невыплаченной ипотеке портят жизнь огромному количеству людей, не так уж и стыдно позавидовать людям с толикой инфантилизма. Возможно, они не достигают тех карьерных высот, каких добиваются остальные, но зато многие жизненные трудности воспринимаются и переживаются ими легче, и этому неплохо бы поучиться — или, например, можно завести себе друга с этой чертой характера, чтобы можно было в его компании расслабиться и отвлечься от бесконечной суеты.
Самоотверженность — это хорошо, однако нередко помощь другим, да еще и в ущерб себе, плохо заканчивается, причем для обеих сторон. Навязанная помощь или излишняя забота часто вызывает раздражение принимающей стороны, и, конечно, все это требует огромных сил со стороны человека, который хочет «помочь ближнему»: особенно часто подобные ситуации возникают в отношениях матери и ее ребенка (или, наоборот, ребенка и его родителей). И здесь спасать человека должен тот самый здоровый эгоизм — или инстинкт самосохранения: нельзя забывать о себе, отдаваясь родственникам без остатка. Во-первых, у вас быстро закончатся силы и вы уже не сможете помогать близким, а во-вторых, собственная жизнь — большая ценность, о чем нельзя забывать.
Психика — уникальная вещь, которая во многих случаях в состоянии сама вырабатывать механизмы по адаптации человека к реальности. Так, например, легкий цинизм, который появляется у людей ближе к 30 годам, помогает приспособиться к окружающей действительности. Без этого вряд ли было возможно существовать в современном информационном пространстве, когда каждый день мы слышим о трагических происшествиях по всему миру. Поэтому не стоит так уж ругать циников: как правило, это всего лишь защита, появившаяся из страха перед окружающей действительностью.
Далеко не всегда двигаться вперед побуждает простое желание стать чуточку лучше: зачастую куда больше к действиям побуждает зависть, как это ни странно. Например, если человека раздражает, что другого сотрудника незаслуженно продвигают по карьерной лестнице, зависть вполне может заставить его уйти в другую корпорацию и сделать все, чтобы достичь желаемого высокого поста на новом месте. Именно эта черта характера, кстати говоря, свойственна и многим творческим людям: сколько романов было написано классиками, которые завидовали своим конкурентам, даже представить себе трудно. Так, Владимир Набоков (хоть и скрывал это) завидовал славе и влиятельности Федора Достоевского и в своих книгах регулярно вступал с ним в заочную дискуссию. И это прекрасно: в результате мир получил несколько блестящих книг, хотя, как мы знаем, зависть не самая лучшая человеческая черта.
Еще одно качество, которое принято осуждать в обществе: конечно, максимализм бывает и опасным, однако без этого качества невозможно себе представить ни одного по-настоящему талантливого человека. Если взять любого выдающегося деятеля искусства или науки, то мы увидим, что он был максималистом — по крайней мере, в вопросах, касающихся дела его жизни. Эта черта характера помогает быть целеустремленным и добиваться своего во что бы то ни стало; отстаивать свои нравственные и жизненные принципы, не обращая внимания на опасность и невыгодность выбранной позиции. В общем, не самая худшая черта, хоть ею нас и пугают, согласитесь.
Да, со вспыльчивыми людьми непросто в общении, но, как правило, они отходчивы в своей злости и никогда долго не таят обиду — в отличие от многих других, кстати говоря. Кроме того, вспыльчивость является признаком неустойчивой нервной системы, и она помогает человеку сохранять себя в равновесии и избегать эмоционального перенапряжения. Вообще, умению «выпускать пар» и даже открыто злиться не помешало бы поучиться многим людям — в рамках разумного, конечно, — ведь долго сдерживаемые эмоции могут привести к печальным последствиям для эмоционального здоровья человека.
Отрицательная деятельность человека
Рассмотрим негативные примеры пагубного влияния человека на окружающую среду:
1. Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
2. Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
3. Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
4. Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
5. Загрязнение атмосферы и воды разнообразными отходами производства и самими людьми. К примеру, в Тихом океане существует “мёртвая зона”, где плавает огромное количество мусора.
Изменение природы под влиянием человека очень существенно. Сильно страдают флора и фауна Земли, загрязняются водные ресурсы.
Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности океана. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем.
Ежегодно течения океана приносят миллионы тонн мусора. Это самая настоящая катастрофа.
Негативное влияние оказывает и вырубка лесов на склонах гор. Они становятся голыми, что способствует возникновению эрозии, как следствие, происходит разрыхление почвы. А это приводит к разрушительным обвалам.
Загрязнение происходит не только вод океанов, но и пресной воды. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов. А грунтовые воды заражены пестицидами, химическими удобрениями.
Всего лишь одна нефтяная капля приводит к непригодности примерно 25 литров воды для питья. Но это не самое страшное. Довольно тонкая пленка нефти покрывает поверхность огромной площади вод – примерно 20 м2 воды. Это губительно для всего живого. Все организмы под такой пленкой обречены на медленную смерть, потому что она препятствует доступу кислорода в воду. Это тоже прямое влияние человека на природу Земли.
Люди добывают полезные ископаемые из недр Земли, сформировавшиеся за несколько миллионов лет, – нефть, уголь и проч. Такие промышленные производства вместе с автомобилями выбрасывают в атмосферу углекислый газ в огромных количествах, что приводит к катастрофическому уменьшению озонового слоя атмосферы – защитника поверхности Земли от несущего смерть ультрафиолетового излучения от Солнца.
За период последних 50 лет температура воздуха на Земле возросла всего лишь на 0,6 градуса. Но это очень много.
Такое потепление приведет к повышению температуры Мирового океана, что будет способствовать таянию полярных ледников в Арктике. Таким образом, возникает самая глобальная проблема – нарушается экосистема полюсов Земли. Ледники – это самые главные и объемные источники чистой пресной воды.
Отрицательные эмоции человека
Гамма человеческих эмоций — огромный мир чувств и переживаний. Есть в нем как положительные, так и отрицательные эмоции.
Что относится к отрицательным эмоциональным состояниям? Список базовых негативных чувств:
Вряд ли душеведам когда-либо удастся составить полный перечень отрицательных чувств.
Ведь эмоции нередко сплетаются, создавая новые оттенки переживаний.
Если в первобытном мире негативные эмоции спасали человеку жизнь, то в современных реалиях вспышки чувств могут навредить не только их источнику, но и окружающим.
Контроль эмоционального фона позволяет полностью активизировать логическое мышление.
Однако не стоит отодвигать чувства на задний план. Важно распознать их и уметь справляться с наиболее деструктивными.
Чтобы справиться с негативными переживаниями, важно понять источник, провоцирующий их. Точнее, источником переживаний является само сознание человека, а вот раздражителем — чаще всего окружающая среда.
Как бороться с негативом:
1. Первым шагом в борьбе станет осознание своих переживаний. «Да, я стою в пробке. Злюсь, поскольку хочу поскорее попасть домой. Но ускорит ли моя злость движение транспорта?».
2. Следующий шаг — включение логики. Отодвигаем вспышку эмоций на задний план и анализируем ситуацию. «Что я могу сделать в этой ситуации? Провести время с пользой. Почитаю книгу».
3. Избегайте раздражителей. Если вы пять раз в неделю попадаете в пробку на этой улице, у вас есть два варианта: научиться подавлять негатив или перестать ездить этой дорогой. По возможности устраняйте из своей жизни деструктивные ситуации, провоцирующие вспышки негатива.
Предложенную цепочку можно использовать не только в описанном примере. Дистанцируйтесь и оцените ваши эмоции как бы со стороны. Рассматривайте негативные ощущения отдельно от себя.
Вы не есть то, что вы думаете. Как только вы научитесь думать не «Вот негодяй!», а «Я взбешен», вы научитесь и контролировать свои эмоции.
Внезапно возникающая ярость становится настоящим ураганом, разрушающим отношения и ухудшающим самочувствие.
Представьте ситуацию, когда вы идете по тротуару, а проезжающий автомобиль окатывает вас водой из лужи.
Вы наверняка впадете в ярость, ведь «можно было ехать осторожней».
Водитель о вас уже и забыл, но вы несете свои эмоции домой и наверняка выплеснете их на первого попавшегося человека.
Чувствуя, что впадаете в буйство, остановите поток гневных мыслей и рассмотрите ситуацию под другим углом. Оторвитесь от убеждения, что ваше мнение единственное верное.
Возможно, водитель спешит в аэропорт или у него только что родился ребенок. Смешайте свой гнев с пониманием или подходящей нейтральной эмоцией. Она поможет погасить пламя ярости.
Беспокойство нередко возникает практически из ниоткуда. Волнение скатывается в снежный ком, и его владелец погружается в тревожные мысли. Нередко беспокойство, регулярно питаемое, переходит в привычку.
Как только волнение начнет рисовать в мыслях образы катастроф, останавливаем этот поток. Мысленно отматываем время назад и анализируем момент, когда возникла первая волнующая эмоция цепочки.
Важно докопаться до самого начала процесса. Вы увидели заметку в газете? Услышали громкий лай собаки за углом?
Как только исходная точка будет найдена, начинаем обесценивать риск происшествия.
Какова вероятность, что событие из газеты произойдет с вами?
Если ли иные варианты развития событий? Могу ли я предупредить эту катастрофу?
В борьбе с беспокойством поможет холодная оценка ситуации и логическое мышление. Здоровый скептицизм постепенно научит вас анализировать возможные происшествия с позиции логики, а не вспышки эмоций.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Парень задает вопрос девушке (ей 19 лет),с которой на днях познакомился, и секса с ней у него еще не было: Скажи, а у тебя до меня был с кем-нибудь секс? Девушка ему ответила: Да, был. Первый раз – в семнадцать. Второй в восемнадцать. А третий -… После того, как девушка рассказала ему про третий раз, парень разозлился, назвал ее проституткой и ушел вне себя от гнева. Вопрос: Что ему сказала девушка насчет третьего раза? Когда он был?
Как сдвинуть с места бетонную плиту размером 50 метров в высоту, 100 метров в длину и весом 202 тонны, не применяя никаких механизмов и приспособлений?