Древние люди трактовали душу как особую силу, обитающую в теле человека и животного, покидающую его во время сна или в случае смерти. Широко были распространены идеи переселения душ (понятие сансары в древнеиндийской мифологии).
В отличие от идеализма наделяющего «дух» и «душу» сверхприродными качествами (абсолютности, вечности, бессмертности, космического творения и т.д.), материалистическая Ф. всегда стремилась объяснить духовный мир личности естественными причинами.
Дух как выражение прежде всего ценностных структур сознания есть высшее сосредоточение интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Душа же – это нравственно психологическая сторона сознания человека, характеризующая сопереживание им межличносных отношений и человеческих действий. Дух концентрирует ценности сознания в идее, душа выражает их во внутренних чувствах.
Дух и душа как взаимодополняющие друг друга составляющие сознание человека и образуют феномен его духовности. В зависимости от доминанты внутренней жизни людей могут быть выделены различные виды духовности: эстетический (ориентация на идею красоты и чувство эстетического удовольствия), моральный (акцентирование идеи добра и чувства справедливости), сциентистский (установка на идею знания и чувство реальности), религиозный (вера в идею Бога и чувство смирения), Ф-ско-гуманистический (признание идеи человека как высшей ценности и чувство целостного мировосприятия).
Проявлениями бездуховности будут цинизм и нигилизм, невежество, отсутствие идеалов, нравственная непросветлённость эмоций, рабская зависимость человека от низменных вожделений и примитивных влечений, нетерпеливость к инакомыслию, агрессивность поведения, ненависть, злобность, жестокость и т.д.
Без духовной жизни, общественного сознания человеческое общество не может существовать так же, как и без материального производства, вне социального процесса жизни. Ведь в отличие от животной активности жизнедеятельность человека – сознательная. Духовная жизнь общества есть единство материального и идеального.
Так, духовное общение – это не только эмоционально-чувстевенное сопереживание, но и деятельность по обмену, распространению знаний (образование), идеалов (воспитание), информации по приобщению к духовным ценностям. А средствами духовного общения выступают речь, мимика, межличностные переживания чувств, письменность, средства массовой информации.
Развитие духовной жизни, общественного сознание, как и других сфер жизнедеятельности общества на всех его исторических ступенях, прежде всего подчиняется действию всеобщих, существенных, необходимых, повторяющихся связей и отношений, которые имеют объективный характер, т.е. общесоциальным законам.
Посредством телевидения, радиовещания и т.п. осуществляется мощное воздействие на психологию широких слоёв населения в целях насаждения определённых норм, привычек и ценностей, а также создания желаемого имиджа для тех или иных лиц. Как видно, имеются мощные механизмы манипулирования массовым сознанием людей и на уровне социальной психологии.