Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга.
Первая структура — микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, круг друзей. В качестве микрофакторов влияния на социализацию молодежи следует отнести факторы социально-психологического характера — физиологические, генетические и психологические особенности молодого человека, а также особенности той микросреды, в которой формируется личность.
Ключевым моментом микросреды выступает взаимодействие субъекта с другими субъектами деятельности, в процессе которого субъекты обмениваются знаниями, чувствами, эмоциями, опытом и формируются ролевые ожидания, предпочтения и стандарты.
Вторая структура — мезосистема — это отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой. Мезофакгоры влияния на адаптационный потенциал личности предполагают учет внешних характеристик субкультуры конкретной социальной общности (этнической, возрастной, половой, профессиональной, территориальной и др.), таких, как ценности, нормы, социальные практики, институциональные образцы, символы, языковая среда, утвердившиеся в пространстве данной субкультуры.
Третья структура — экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но, тем не менее, участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых.
Четвертая структура — макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, ной косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.
Мы бы добавили к данной социализационной структуре макросистему, которая проявляется в функционировании основных институтов социализации в обществе, уровне социального и физического здоровья молодежи, системе ценностей, сложившейся в обществе и молодежной среде (ценности молодежной субкультуры), поскольку эти факторы уже содержат в себе характеристики внешней социальной среды.
В социологической традиции социализацию иногда связывают с процессом социальной адаптации. В рамках истории структурного функционализма социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как американскими социологами (Т. Парсонс, Р. Мсртон) социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление.
С точки зрения воспроизводства обществом самого себя социализация молодого поколения может быть представлена как процесс сохранения и увеличения человеческого потенциала с его социокультурным содержанием.
Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
Однажды один путешественник попал в плен к амазонкам. После недолгого совещания эти отважные воительницы приняли решение убить беднягу. Однако перед этим они предложили «идущему на смерть» исполнить его последнюю просьбу. Подумал-подумал путешественник и попросил амазонок кое-о-чем. Это-то, собственно говоря, его и спасло. -так, вопрос: какую просьбу высказал обреченный»?