В психологической науке личность является главным объектом изучения, ей посвящен большой раздел общей психологии, именуемый «психология личности». Прикладные психологические науки также активно изучают те или иные аспекты человека. Кроме того, в современном обществе понятие личности, ее характеристики, свойства привлекают большое внимание не только профессиональных психологов, но и обычных людей.
Такое внимание людей к данному разделу вполне объяснимо, ведь каждого интересуют вопросы, связанные с тем, как общаться с другими людьми, понимать их, понимать себя, ориентироваться в обществе, состоящем из совершенно разных людей, каждый из которых является личностью со всеми присущими особенностями.
Личность представляет собой совокупность психологических, биологических и социальных свойств человека. Именно в данных аспектах каждый человек проявляет себя. Что же в первую очередь нужно знать, чтобы понимать психологическую сущность человека, а также то, в чем она проявляется главным образом?
Базовыми характеристиками любой личности являются темперамент и характер. Темперамент представляет собой набор динамических характеристик психофизиологической деятельности человека. Темперамент определяет скорость, интенсивность протекания психофизиологических процессов у человека, пластичность и устойчивость эмоционального состояния, степень общей психической активности и т.д.
Знание типологии и специфики того или иного вида темперамента необходимо для понимания специфики личности того человека, с кем он общается, вступает в переговоры, так как психофизиологические особенности определяют поведение человека не меньше, а может быть даже больше, чем разум.
Не менее важным аспектом в личностной психологии является характер, представляющий собой набор стойких, преимущественных свойств человека, определяющих его поведение и отношения с окружающими. Каждый человек в своей речи постоянно употребляет данное слово, говоря о характере того или иного человека, определяя характер как «трудный», «сложный», «покладистый», однако мало кто задумывается о научной классификации характеров, глубине изучения данного вопроса.
В психологии характер как элемент личности изучается достаточно серьезно, здесь имеются серьезные концепции, разработаны научно обоснованные классификации характеров, определены норма и патология. Причем это не просто теоретические концепции, но и четкие прикладные наработки, позволяющие выявлять патологию характера, осуществлять коррекцию, отсекать личности с патологическим характером от деятельности, связанной с повышенным риском для окружающих (например, при решении вопроса о выдачи лицензии на хранение и ношение оружия, призыве в армию и т.д.).
Для обычного человека понимание характера, умение правильно определить характер конкретного индивида, с которым он так или иначе взаимодействует, позволит грамотно выстроить конструктивные отношения с ним либо, напротив, позволит вовремя принять для себя решение о прекращении отношений с проблемным человеком. Помимо данных аспектов, в психологии личности много внимания уделяется таким характеристикам человека, как воля, способности, потребности и мотивация, а также есть еще много всего интересного и полезного.
Изучать психологию человека невероятно занимательно и полезно, ведь каждый человек ежедневно взаимодействует с немалым количеством людей. Далее Вы найдете множество статей по данной тематике, получите немало полезных знаний, которые обязательно Вам пригодятся в жизни.
Типы личности в психологии
Проблема типологии личности была поднята еще Карлом Юнгом в труде «Психологические типы». Дифференциацией людей по психологическому типу швейцарский психиатр объяснял фундаментальные теоретические разногласия многих видных ученых. Например, стремление Зигмунда Фрейда искать причины человеческого поведения в бессознательном Юнг объяснял интроверсией психоаналитика. Попытки Альфреда Адлера рассматривать развитие психики в социальном контексте его экстраверсией.
Несмотря на то, что человеку проще дается выполнение деятельности, свойственной его психотипу, научное разделение на психологические типы личности не предполагает навешивания негативных ярлыков, не накладывает ограничений на свободу выбора, не запрещает развиваться в любом желаемом направлении.
Типы людей в психологии — это лишь описание особенностей психической организации. Знание собственного типа психологии помогает увидеть свои сильные стороны и перестать себя грызть за то, что не получается несмотря на прикладываемые усилия. Умение определять психологические типы людей позволяет подобрать подходящего спутника жизни, улучшить отношения на работе и в семье, успешно разрешать конфликты. Знание психологических типологий дает понимание, что за противоположной позицией часто скрывается не упрямство характера или глупость оппонента, а другое восприятие мира, иная система координат.
Основой для разделения людей на психологические типы является склонность преимущественно направлять жизненную энергию (либидо) вовне на ситуацию или партнеров (экстраверсия) или воздерживаться от энергетических затрат и влияния на себя извне (интроверсия). Отсюда открытость, общительность выраженных экстравертных типов и замкнутость, склонность к уединению у интровертных психотипов.
Оба типа поведения биологически обоснованы. В животном мире также существует два способа приспособления к окружающей среде. Первый, «экстравертный» — стремление к неограниченному размножению в сочетании со слабой работой защитных механизмов (как у крыс, кроликов, вшей). Второй, «интровертный» — немногочисленное потомство при сильных защитных механизмах (у большинства крупных млекопитающих). Подобно животным то, чего экстраверт достигает массовыми контактами с окружающим миром, интроверт осуществляет через максимально независимую позицию.
Сначала Карл Юнг ввел понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов эго-ориентации.
А позже дополнил свою психологическую типологию описанием четырех базовых психических функций:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
• мышление (логика);
• чувство (эстетические суждения и этические ценности);
• ощущение (восприятие с помощью органов чувств);
• интуиция (бессознательное восприятие).
Каждая из базовых психологических функций может быть направлена как вовне, так и вовнутрь — критерий экстраверсия-интроверсия. Согласно тому, какая из функций является более развитой (ведущей), индивидуума можно отнести к мыслящему, чувствующему, ощущающему или интуитивному экстраверту/интроверту. Противоположность преобладающей функции вытесняется в бессознательное и порождает интересные эффекты. Например, мыслительный тип не любит излишние проявления эмоций, крики, пафос. Но «мыслитель» получит наибольшее удовольствие именно от общения с эмоциональным чувствующим типом.
Классифицируют людей в психологии в зависимости от типа темперамента. В обывательском смысле темперамент — это живость, энергичность, страстность человека. Темперамент в психологии — это совокупность психических особенностей личности, связанных с быстротой возникновения и силой возбуждения и торможения активности центров коры головного мозга. Врожденный тип высшей нервной деятельности, который практически не меняется в течение жизни человека, составляет основу темперамента.
В классическом делении по виду темперамента выделяют 4 типа людей:
Видом темперамента в психологии объясняют аспекты поведения человека, не связанные с содержанием совершаемой деятельности. Например, холерикам и сангвиникам в целом свойственно вести себя импульсивно, самоуверенно. Правда, холерик по сравнению с сангвиником отличается повышенной возбудимостью, более реактивен и агрессивен. Флегматикам свойственна некая эмоциональная отстраненность, высокая степень выносливости, способность к длительному сосредоточению внимания.
Меланхолический темперамент психология относит к слабому, так как меланхолики обладают высокочувствительной нервной системой и не способны долго выдерживать воздействие раздражителей даже низкой интенсивности. Они часто тревожны, теряются в незнакомой обстановке и при общении с новыми людьми.
Считается, что меланхолики страдают от аффективных и тревожных расстройства чаще, чем другие психотипы. Но не стоит расстраиваться, если вы относитесь к данному психологическому типажу. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Например, холерикам и сангвиникам трудно доводить начатое до конца. Флегматики инертны и медлительны. Им тяжело даются перемены, а их сдержанность в эмоциональных проявлениях часто принимают за равнодушие.
Меланхолики благодаря высокой чувствительности и глубине эмоциональных переживаний имеют высокие шансы добиться успехов в занятиях искусствами. А повышенная тревожность выливается в умение прогнозировать будущие события и планировать наперед оптимальный способ действий. Меланхолики искусней других выполняют работу, требующую внимания к деталям и наблюдательности. Это лучшие аналитики, аудиторы, программисты. А избавиться от чрезмерной тревожности и неуверенности в себе помогут сеансы самогипноза.
В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большую роль играет совместимость по типу темперамента. Считается, что легче всего уживаются люди с противоположными типами нервной системы. Идеально дополняют друг друга холерики и флегматики. Холерики компенсируют неспособность флегматиков быстро отреагировать на неожиданно изменившуюся ситуацию, а люди с флегматичным темпераментом успокаивают чрезмерно вспыльчивых и нетерпеливых холериков, помогают не бросать начатые дела на полдороге. Меланхолики нуждаются в сангвиниках, способных поднять им настроение и заразить оптимизмом. Хуже всего ладят между собой два холерика из-за неуравновешенности, недостатка выдержки и самообладания.
Существует теория о связи типа темперамента с телесными проявлениями.
Немецкий психиатр Эрнст Кремчер и американский психолог Уильям Шелдон описали 3 типа телосложения и соответствующие им виды людей по психологии:
1. Астеник (эктоморф) с узкими костями, неразвитой мускулатурой и почти полным отсутствием подкожного жирового слоя. Соответствующий тип темперамента — церебротонический. Предпочитает мышление непосредственному действию, отличается скованностью при социальных контактах. При возникновении проблем уходит в себя. Предрасположенность к шизофрении.
2. Атлетик (мезоморф) — обладатель развитого скелета и мускулатуры. Тип психологии — соматонический — целеустремленный, настойчивый, энергичный, склонный к риску, несколько жесткий в общении. При попадании в проблемную ситуацию прибегает к активным решительным действиям в поисках решения. Предрасположен к заболеванию эпилепсией.
3. Пикник (эндоморф) со склонностью к ожирению и накапливанию жира преимущественно в торсе. Висцеронический темперамент — добродушный, открытый, социальный, склонный к поиску физического комфорта, получению удовольствия от еды. В критических ситуациях склонен искать помощь у окружения. Предрасположен к депрессии.
Немецкий психиатр Карл Леонгард выделил 6 типов людей в психологии по темпераменту:
1. Гипертимический темперамент: повышенное настроение, жажда деятельности, неорганизованность, нелюбовь к жестким рамкам и ограничениям.
2. Дистимический: преобладает подавленное настроение. Склонен к уединению, медлительный. Выделяется серьезной этической позицией.
3. Циклотимический — характеризуется периодической сменой настроения: при приподнятом развивает бурную деятельность, при сниженном работоспособность резко падает.
4. Тревожно-мнительный — боязливый, исполнительный, долго переживающий из-за неудач.
5. Эмотивный — мягкосердечный, сострадательный тип.
6. Аффективно — экзальтированный темперамент: характеризуется широким диапазоном и выраженностью эмоциональных реакций. Легко приходит в восторг по незначительным поводам, и с той же легкостью впадает в отчаянье при малейшей неудаче.
Также Леонгард рассматривал 4 типа людей по психологии акцентуации. Акцентуация характера — выраженность определенных психологических черт, вследствие чего человек становится уязвимым в отношении определенных психогенных воздействий. Когда акцентуация ярко выражена, возникают однотипные затруднения и конфликты с окружающими. В запущенных случаях данные типы людей психология рассматривает как отклонение от нормы — психопатию, мешающую адаптироваться в обществе.
Основные черты акцентуированных личностей:
• демонстративный тип — склонность к позерству, артистизм, стремлению возвысится в глазах окружающих, что приводит к лживости, приукрашиванию информации о себе;
• педантичный — ригидность, медлительность, нерешительность, аккуратность;
• застревающий — злопамятность, склонность подолгу «застревать» на определенных мыслях и чувствах, особенно когда дело касается задетого самолюбия, подозрительность, ревнивость;
• возбудимый тип — порывистость, импульсивность, нетерпимость, невосприимчивость к критике.
В Сети можно найти множество опросников для идентификации акцентуации личности и типа темперамента. Например, тест Личко, тест Шмишека, опросник Айзенка.
Немецкий философ и психоаналитик Эрих Фромм описал продуктивный характер и 4 типа личности в психологии, которые можно отнести к деструктивным, нездоровым.
Продуктивный психотип является конечной целью развития любой личности. Это счастливый, уравновешенный, любящий и творческий человек, совершающий поступки на пользу общества.
Рецептивный тип ошибочно направлен на поиск источника удовлетворения своих потребностей во внешнем мире. Это пассивный, зависимый тип личности, стремящийся скорее принимать любовь, чем самостоятельно заботиться о ком-либо.
Эксплуатирующий тип стремится получить все, что им нужно, с помощью грубой силы или хитрости. Иногда в качестве оружия используется тактика соблазнения.
Накапливающий психотип стремятся обладать как можно большим количеством любви, власти и материальных благ. Это скупая, упрямая личность, направленная на прошлое.
Проблемы рыночного психотипа берут истоки из убеждения, что ценность его личности зависит от того, какую цену за нее готовы заплатить окружающие. Представители рыночного психотипа готовы продемонстрировать любое поведение, лишь повысить свои шансы на успех в обществе.
Исследователи отмечают проявления различных типов личностей в психологии человека, попавшего в конфликтную ситуацию:
1. Демонстративный. Эмоционально поверхностный психотип. Не избегает конфликтов, при выяснении отношений любуется своими страданиями и стойкостью. Чтобы добиться своего от такого человека, нужно излагать свою точку зрения так, чтобы сложилось впечатление, будто бы это его гениальная идея, а вы ее всего лишь поддерживаете. Чтобы смягчить настроение демонстративного психотипа, не скупитесь на комплименты.
2. Ригидный. Обладает завышенной самооценкой, подозрительный и излишне критичный по отношению к окружающим. Опасается, что с ним могут поступить несправедливо. Для нейтрализации конфликта желательно использовать уставу организации, ранее установленным правилам. Если у ригидного типа нет определенного статуса, нужно предоставить его.
3. Неуправляемый. Импульсивен, необязателен, несамокритичен. При возникновении проблем готов винить кого угодно, только не себя. Может вести себя агрессивно и вызывающе. При возникновении конфликта с таким человеком важно не показать ту реакцию, которой он добивается — скрыть испуг или раздражение.
4. Сверхточный. Предъявляет повышенные требования как к себе, так и к другим. Поэтому окружающим нередко ощущают, что их работа стала объектом его мелочных придирок. Такому человеку нельзя давать контроля над другими — заездит. Желательно давать поручения с ориентацией на предмет, например, ответственный за кабинет.
5. Бесконфликтный. Нерешительный, часто колеблется в оценках ситуации. Боится брать ответственность за принятые решения, открыто высказывать свою точку зрения. Может изменить мнение под влиянием другого человека. При разговоре с данным типом личности можно опираться на мнение авторитетов или большинства, демонстрировать стремление прийти к компромиссу.
Психотипы не стоит делить на хорошие и плохие. Природа редко ошибается. Каждый из видов личности незаменим в своей области. Важно научиться принимать психологические особенности окружающих и помогать им находить место, в котором они смогут проявить себя с наилучшей стороны.
Понятие личности в психологии
Личность - это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти.
Основными характеристиками личности в этом отношении являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности социальных групп, коллективов.
Личность - это совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность!
Личность - системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности и в общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или опосредованно, вследствие того, что человек живёт в человеческом обществе, относятся к личности.
Развитие личности это закономерный, непрерывный процесс, количественных, качественных и структурных изменений. Физических, психических и духовных сил человека.
Факторы развития личности:
• Внешние (социальные).
• Внутренние (биогинетика).
Условия развития личности:
• Внешние (воспитание, образование).
• Внутренние (собственная активность).
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Подходы психологии личности
В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая.
Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет основные стадии филогенеза. В типологических классификациях, разработанных в XX веке Э. Кречмером, У. Шелдоном, была сделана попытка связать характер человека с его физической конституцией. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами. Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в обществе, выработки у нее защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей.
Социогенетические теории объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающей средой. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. По мнению бихевиористов (Э. Торндайк, Б. Скинер), личность скорее является результатом взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Согласно теории социального научения, личность формируется в процессе межличностного взаимодействия. Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.
Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (Э. Эриксон и другие).
Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли). Когнитивный подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий она отводит контролю над ними.
Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, А. Маслоу). Они подчеркивают, что в основе природы человека лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые им выборы.
Отечественная психология изучения личности опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и теорию деятельности А. Н. Леонтьева.
Л. С. Выготский объясняет личность с точки зрения культурно-исторического развития человечества: «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое».
Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими изменяет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Личность рассматривается в единстве индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).
Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Реальным базисом личности является совокупность общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются в деятельности, точнее, в совокупности многообразных деятельностей. Становление личности — это становление единой системы личностных смыслов.
Личность как субъект межличностных отношений рассматривается в единстве трех сторон:
1) как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: индивидуальности, мотивов, направленности, структуры характера, особенностей темперамента, способностей;
2) как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимодействия и взаимоотношения, возникающие в группе, воспринимаются через конкретного ее участника, то есть личность как носителя этих взаимоотношений. Личностное выступает как групповое, групповое как личностное (В. А. Петровский);
3) как «идеальная представленность» личности в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых ею смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей.
Современная психология считает, что личность биосоциальна. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т. п.) определяют предрасположенность развития человека. Огромное влияние на личность оказывают среда, воспитание и обучение ребенка, способы социализации. Важное значение имеет активность самой личности, которая обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, стимулирует участие личности в деятельности. Таким образом, личность — не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает личностные черты.
Психология саморазвития личности
Психология саморазвития — непрерывный процесс, связанный со становлением личности и характера, с выработкой привычек и социальных реакций. Без него невозможно представить человека «нового мира», который вошел в эру информации.
Саморазвиваться, — значит не стоять на месте, идти в различных направлениях, достигать поставленных целей, ставить перед собой новые задачи. В этой статье вы узнаете о том, что такое саморазвитие с точки зрения психологии и какие факторы влияют на становление личности человека и его всестороннее развитие.
Психология саморазвития — это сложная тема, в которой нельзя разобраться всего за несколько часов или дней. Подчас, уходят годы на осознание того опыта, который был у других людей, на понимание и принятие личности внутри себя.
Чтобы правильно расценивать ситуации и стать на путь развития, необходимо разобраться в основных психических процессах, которые помогают человеку воспринимать мир вокруг себя.
Эти процессы характеризуются отображением человека, который находится во взаимодействии с окружающим миром. Развитие зависит от его уровня. По ним можно судить насколько сильно или слабо развит человек. Основным таким процессом выступает память, она имеет свойство запоминать важную информацию, которая в дальнейшем может понадобиться индивиду.
Есть люди, у которых хорошо развита память, и они не нуждаются в лекарственных средствах. Существует разное количество методик, которые позволяют улучшить качества памяти.
Развитие в себе личности – это важная составляющая жизненного успеха в семье и карьере. А получение дополнительных навыков, способствующих достижению целей помогает повысить свой уровень.
Другая ситуация возникает тогда, когда человек полностью флегматичен ко всему окружающему и у него нет никакого личностного роста. Он становится скучным не только для окружающих, но и для самого себя. Никого не устраивает застой, даже людей, которые глубоко уверенны в том, что развитие не сможет дать им ничего нового, а тем более, подвергать себя риску этой «новизны» никто не будет.
Каждому человеку присущ характер, он может быть сильным или слабым. Психология саморазвития заключается в развитии и даже характерной эволюции, которая, впоследствии, приведет человека к намеченной цели или сокровенной мечте.
Главным врагом развития личности может послужить плохое здоровье, как физическое, так и моральное. Не даром говорят, что в здоровом теле здоровый дух, ведь наши проблемы, срывы и мелкие неурядицы сказываются на состоянии внутренних органов.
Без здоровья нет саморазвития. Апатия тормозит развитие личности, во время болезни происходит отказ от общения с окружающим миром. Такие проблемы надо устранять, они приведут вас к нулевой точке вашего отрезка, или уведут далеко за границу познания себя. Чтобы этого не произошло, необходимо определить понятие саморазвития с точки зрения психологии и осознать его.
Саморазвитие – процесс, он является постоянным, любое его торможение может привести к необратимым последствиям, среди которых: потеря жизненных ориентиров, апатия, меланхолия, фрустрация, депрессия.
Человек, который недоволен своей жизнью старается компенсировать свои недостатки постоянным подтруниванием над остальными. В большом коллективе можно наблюдать становление таких личностей как сплетников, недотеп и вечно страдающих. Неприятное зрелище, не правда ли?
Поэтому, чтобы полностью раскрыть тему внутреннего счастья личности в контексте психологии саморазвития и предупредить возможные неприятные последствия, стоит выделить 4 основных момента.
Без неё человек не сможет добиваться поставленных целей, а просто будет сидеть и ждать. Если же есть мотивация в карьерном плане, в отношениях, она приведёт к положительным результатам.
На этот момент стоит обратить особое внимание. Без него не появятся новые цели, без него человек будет ограниченным своими собственными убеждениями или чужим мнением, которое в конечном итоге выливается во всеобщее заблуждение.
Правильно составленный план станет пошаговой инструкцией на пути к счастью. Идти к своим целям не обращая внимания на препятствия в жизни — вот что позволит сделать правильная систематизация желаний и стремлений вместе с мотивацией.
Правильное восприятие информации, постоянный поток идей и борьба за введение всяческих ноу-хау, которые облегчат работу по дому или канцелярскую «тягомотину». Постоянный анализ полученных знаний, а также умение абстрагироваться от ментального мусора, который ежеминутно засоряет наше сознание.
Специалисты выделяют шесть стадий или этапов саморазвития. На первой стадии выделяется цель, для саморазвития. Для её достижения нужно составить четкий план действий. На второй стадии необходимо поставить строгие временные сроки, также составляются второстепенные цели. А остальные стадии направлены на самопознание, работу над собой, контроле личности и т.д.
Самое простое, но очень важное условие, иметь при себе записную книжку, планшет, либо обычный карманный блокнот, для того чтобы фиксировать неожиданно посетившую информацию. Необходимо определить для себя самую важную тему, и настроится на добычу полезной информации именно на эту тему. Записывать нужно все что приходит в голову, связанное с этой темой. Просмотр своих задокументированных мыслей даст определенное представление и направление по совершенствованию своей жизни. Как только человек понял, что она использовалась до конца, нужно переходить по плану к другой теме.
Необходимо действовать «прямо сейчас», не откладывая на потом, следует вырабатывать эту привычку. Для того чтобы достигнуть цели, нужно действовать понемногу каждый день. Проще всего это объяснить на примере спорта, ведь чтобы иметь подтянутое тело, нужно выполнять определенные упражнения ежедневно.
Когда вы приходите на психологический тренинг, вам обязательно дают свод правил или рекомендаций, которым вы должны следовать, вырабатывая правильные и полезные привычки.
Все советы по саморазвитию можно систематизировать и сгруппировать, чтобы вы могли представить у себя в голове четкую картину по формированию своего собственного плана индивидуального развития.
Психология саморазвития на практике имеет ступенчатый вид, где вы медленно поднимаетесь, начиная от физических потребностей, заканчивая духовными настравлениями.
Специалисты проверили множество исследований, и доказали, что для здорового отдыха нужно всего 6 часов сна. Главное в отдыхе, это качество сна, а не количество часов, которые на него выделены. Самое главное, что нужно сделать, это создать режим дня. Ложится необходимо до 9 часов вечера, с девяти до часу ночи длится самый полезный, здоровый сон, это особенная фаза, когда мозг отдыхает по максимуму.
Нужно выработать привычку, ежедневно, утром, выделять для себя около часа времени. В это время не входит, чистка зубов и готовка завтрака. Этот час должен быть после пробуждения, надо полежать, подумать о планах на предстоящий день, дать установку себе на успешный, продуктивный день. Можно включить спокойную музыку, главное в этом деле — не уснуть!
Как только человек научится меньше спать, у него появится больше свободного времени. Постепенно, он перестает спешить, начинает жить спокойно, и наслаждаться моментами жизни. Это и считается первым, главным шагом к самосовершенствованию.
У каждого человека, есть дела важные, которые не терпят отложений, и те дела, которые можно отставить на второй план. Часто встречаются случаи, где человек меняет местами эти понятия, и не уделяет достаточного времени действительно важным ситуациям. В итоге, результат выходит совсем не такой, какой ожидался.
Позитивные мысли всегда играют большую роль, особенно на пути к успеху. К примеру, можно представить встречу после долгой разлуки, как человек ее ждет, даже мысль об этом делает человека счастливым. Он, незаметно для себя, начинает действовать быстро, с успехом, с позитивным зарядом.
Поэтому необходимо учится мыслить позитивно независимо от ситуации. У психологов существует «Метод резинки», на руку одевается самая простая канцелярская резинка, и как только человека посещают плохие мысли, нужно натягивать резинку и отпускать. Это способствует тому, что человек не будет фокусировать мысли на негативе. Через определенное время мозг просто привыкает мыслить только в позитивном ключе.
Нужно всегда мило улыбаться, это дает собеседнику понять, что его оппонент позитивно настроен на разговор. Улыбка может спасти человека в самой непредвиденной ситуации, а также, будет способствовать общему улучшению настроения не только индивидуального, но и коллективного. К тому же, улыбчивые люди живут намного дольше.
В конце недели, в вечер субботы или воскресенья, нужно уделять внимание прошедшей неделе, анализировать, что сделали правильно, а над чем еще стоит потрудиться. Нужно уметь хвалить себя, за успешное развитие дел на прошедшей недели. В этот же вечер составить примерный план действия на следующие 7 дней.
Психология изучение личности
Личность в психологии изучается различными отраслями психологической науки. Обусловлено это разноплановостью проявлений личности, противоречивостью, а часто и загадочностью поведения человека. Многоплановость человеческого поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б. Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л. М. Веккер.
Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии - это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психологии, психология труда, психология развития и ряд других.
Прав и Р. Ассаджиоли, констатируя важный вклад в психологию личности таких дисциплин и направлений, как психосоматическая медицина (влияние психологических факторов на возникновение и протекание органической патологии), психология религии (изучение религиозного сознания и мистических явлений), парапсихология, исследование сверхсознательного (интуиции, озарения, гениальных способностей, творчества) и ряд других.
Тем не менее важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в двух психологических словарях нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы ее предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности в частности. Некоторые аспекты предмета психологии личности могут быть высвечены при анализе условий ее возникновения.
Как отмечал Э. Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности», - писал Э. Штерн.
Борис Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии: «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».
Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что оно позволяет раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого подхода состоит, по мнению Б. Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как субъекта, как личность, наконец, как индивидуальность.
В то же время многоуровневый анализ личности требует максимальной точности анализа ее поведения. Поскольку этот анализ, как правило, проводится в контексте той или иной теории личности, последняя должна удовлетворять ряду требований, определяющих ее конструктивность, возможности ее широкого применения.
Психология поведения личности
По внешности и манерам малознакомого человека можно определить его принадлежность к социальному классу. А по поведению и жестам можно догадаться о роде его деятельности, должности, характере, сделать выводы о его искренности и открытости, уверенности в себе.
Поведение — это то, как человек проявляет себя по отношению к окружающему миру. Это движения, поступки, комплекс реакций организма в ответ на внешние импульсы, изменения. Иными словами, поведение — это проявление психической деятельности человека через физиологию, которое имеет общественное, социальное значение. Процессы поведения происходят во внешнем мире и регулируются сознанием, выражающим внутренний мир человека.
Язык тела — наука по изучению психологии поведения человека, которая изучается на протяжении многих лет. Наука сделала большой скачок в развитии вместе с достижениями современной психологии и приобрела популярность как способ исследовать связь человеческого тела с душой.
Изучение языка тела доступно каждому, для этого необязательно получать образование, поскольку нетрудно найти и изучить книги онлайн на тему психологии и поведения человека.
Рассмотрим направления, по которым происходит анализирование поведения собеседника.
Если человек слишком много внимания уделяет своей внешности и выглядит так, словно сошёл с красной дорожки, возможно, он пытается самоутвердиться и скрыть свою неуверенность за счёт одежды. Также это может означать педантичность и дотошность.
Броский, чрезмерно оригинальный и вычурный вид говорит о творческой, артистичной личности. Однако чрезмерная небрежность во внешности может говорить не столько об артистичности, сколько о привычке к неряшливости.
Как правило, человек не озабочен внешним видом, если слишком погружен в себя, в собственные проблемы материального или иного характера.
Нейтральные тона, спокойные оттенки предпочитают уравновешенные личности. Яркие цвета характерны для эмоциональных людей.
По тому, как человек ведёт себя по отношению к окружающим, заметна его манера держаться. Это позволяет предполагать, к каким решениям и поступкам человек склонен. Часто люди, которые держат дистанцию в начале знакомства, по мере сближения начинают сокращать её. Если со временем изменений в отношениях не происходит, можно говорить о том, что людям неприятно общество друг друга и дальнейшее сближение.
Психология поведения через манеры:
• Частые нарушения дистанции: похлопывание по плечу, удерживание за руку, заглядывание в глаза — в этих жестах может ощущаться вызов, свойственный резким, бесцеремонным и агрессивным людям, которые любят диктовать свои правила.
• Назойливые люди склонны при разговоре вставать слишком близко и вызывать неприязнь зацикленностью на слишком личных или конфликтных темах.
• Стеснительное и неуверенное поведение характеризуется желанием держаться на расстоянии. При этом человек избегает зрительного контакта, прикосновений, личных тем, чрезмерной эмоциональности. Он может держать руки в карманах, носить закрывающую лицо одежду — все, чтобы максимально закрыться от окружающего мира.
• Свободная, «разболтанная» походка — признак беззаботности. Непринужденные позы говорят о недисциплинированности человека и демонстративном нежелании подчиняться общим нормам поведения.
• Прерывистый голос, покраснение лица — признаки эмоционально неуравновешенного и неуверенного человека. Постоянные нервные попытки сесть удобнее — признак ощущения беспокойства в данной обстановке.
• Театральность поз говорит о желании выставить себя напоказ. Широкая походка, наигранные жесты с целью обратить внимание — эти факторы говорят о завышенной самооценке и самолюбовании. Если человек стремится вести себя так, словно весь мир — актёрская площадка, возможно, таким образом он компенсирует нехватку внимания. Такое поведение может быть свойственно эксцентричным натурам с сильным артистическим началом, творческим личностям.
• Четкие, прямолинейные движения свидетельствуют о холодной расчётливости, безэмоциональности. Сдержанное поведение свойственно расчётливым людям, политикам-профессионалам, бизнесменам.
• Раздражительный человек обладает набором неупорядоченных движений и резких реакций. О нервозности сообщают постоянные и бессмысленные движения рук, например, желание крутить ручку, клочок бумаги, перебирание первых попавших в руки предметов. Психологические зажимы препятствуют нормальному общения и требуют устранения.
• Спокойные движения сообщают о бесконфликтности, мягкости характера. В сочетании с эмоциональностью это говорит о беззаботности взглядов. Плавные жесты говорят об уравновешенности и умении контролировать себя.
Стоит обратить внимание на то, как человек держит спину, на осанку.
Психология поведения через способ держать себя в обществе:
• Сутулость, опущенные плечи — признак покорности и слабости человека. Втянутый подбородок, поднятые плечи, скрывающие шею, говорят о неполноценности.
• Высокомерие выражается в высоко поднятой голове, слегка откинутой назад. Выпяченная грудь также говорит о гордости и тщеславии.
• Неподвижность спины, напряженность в мышцах — признак неумения человека контактировать с окружающими, желания отгородиться от реальности, наличия зажимов психологического характера. Это поведение свойственно чувствительным людям, пытающимся защититься от внешнего воздействия путём показной холодности и жесткости. Такой же тип поведения свойственен при наличии у человека проблемы социофобии.
• Поведение, при котором человек внешне расслаблен, но сдержан, имеет непринужденную осанку, говорит о чувстве собственного достоинства. Человек, который держит голову прямо, через открытость жестов, отсутствие зажимов и аккуратную сдержанность в поведении демонстрирует уважение к окружающим.
Это важная составляющая общения и общепринятая форма знакомства, распространенная чаще у мужчин. Жест приветствия часто характеризует отношения между собеседниками:
• энергичное потряхивание руки при пожатии — активное поведение, общительность, радость от встречи;
• протянутая рука ладонью вверх — открытость и доверие, расположенность к общению;
• рукопожатие ладонью вниз — скрытность, сильно согнутый локоть говорит о двуличности и безжалостности;
• прижимание ладони вниз при пожатии — подавляющее поведение, демонстрация власти;
• вялое рукопожатие — безынициативность, неуверенность, пассивность;
• общая неуклюжесть приветствия характеризует застенчивость.
Варианты положения рук при разговоре:
1. Скрещенные на груди — защитная реакция, нежелание продолжать диалог.
2. Руки за спиной говорят о затруднительности положения.
3. Сжатые в кулаки руки говорят о стремление к самоутверждению, напористости характера.
4. Частое прикосновение к лицу — желание собеседника скрыть внутреннее состояние, утаить что-либо.
5. Руки в карманах говорят о скрытности, а закатанные рукава — о готовности к неожиданной ситуации, способности отстаивать свои права, а также конфликтности и обороне.
6. Потирание переносицы, наклон головы характерно для поведения размышляющего, оценивающего и заинтересованного человека. Подпирание щеки рукой — черта задумчивости.
7. Если человек поправляет прическу, одежду, протирает очки, возможно, ему требуется время для анализа информации и принятия решения.
8. Постукивание пальцами руки по столу, щелканье ручкой — жесты задумчивости, погруженности в себя. Это может быть поведение скучающего человека.
При разговоре внимание чаще всего приковано к лицу как основному источнику.
Выражение лица, его физиологические особенности часто выражают настрой и намерения человека:
1. Рот и губы. Опущенные уголки рта в относительном молодом возрасте — признак пессимистичности и недовольстве жизнью. А зажатый рот, плотно сомкнутые губы говорят о твердости характера, неготовности идти на компромиссы. Напротив, расслабленный рот — признак пассивности и вялости характера.
2. Выражение глаз напрямую говорит о характере и расположенности (или нерасположенности) к контакту, поскольку отражает внутренний мир человека. Например, это может быть злой, колючий, упрямый, уверенный, добрый, нежный взгляд и так далее. Взгляд сверху вниз — признак высокомерия. В то время как взгляд снизу вверх говорит о желании быть услужливым, в подчинении. Продолжительный и прямой взгляд требует подчинения, а «бегающие» глаза выдают страх или скрытую угрозу, и характерны для обманщика. Внимательный взгляд в сочетании с неподвижностью тела говорит о заинтересованности, увлеченности разговором.
3. Смех — ещё одна область для изучения характера. Беззаботный и раскатистый смех свойственен непринужденной, открытой личности. Агрессивность и злость зажимает эмоции, и смех получается сдавленным, больше похожим на покашливание. Хихиканье выражает желание привлечь внимание к своей персоне, а также склонность к хвастовству и лицемерию.
Интонация и речь непосредственно связаны с передачей информации и характеризуют эмоциональное состояние человека. Часто собеседника воспринимают не столько по тому, что он говорит, а по тому, как он говорит. То есть, по степени эмоциональности высказываний, скорости речи, её громкости.
К примеру, ритмичность речи, неспешный темп и умеренная громкость демонстрируют уравновешенный тип, склонный к рассудительности и анализированию ситуации. Импульсивный собеседник будет говорить быстро, оживлённо, то повышая, то понижая громкость и заражая своим чрезмерно эмоциональным состоянием.
Если человек выражается слишком сдержанно, короткими фразами, это означает, что он обдумывает каждую фразу, старается скрыть свои чувства. Отсутствие эмоциональности и неразговорчивость, тихая интонация речи — симптомы потери интереса к действительности, ухода в себя.
В современном мире ложь стала необходимым компонентом человеческого общения, даже если исключить преувеличение достоинств того или иного продукта в рекламе, политические лозунги, манипулирование сознанием и множество других факторов.
На тему психологии лжи написано множество книг, которые при желании нетрудно найти на полках магазина или прочитать онлайн.
Существуют способы, по которым можно вычислить человека, склонного обманывать и вводить в заблуждение.
1. Как правило, обманщик часто меняет позу, склонен покашливать и поправлять волосы, делать вид, что его что-то постоянно отвлекает, чтобы выиграть время для придумывания ответа. Характерные жесты — касание носа, прикрытый рукой рот, прикосновение к мочке уха.
2. Поскольку глаза чаще всего выдают лжеца, он предпочитает прятать их, смотреть мимо собеседника, в сторону, часто моргать. Иногда используется «мертвый», немигающий взгляд, направленный в глаза собеседника, чтобы доказать истинность сказанного.
3. Улыбка обманщика отличается неестественностью, натянутостью. Глаза при этом не улыбаются. Также человек может произносить слова сквозь зубы, негромким голосом. Общее состояние мышц лица отличается напряженностью.
Стоит помнить, что человек может обладать признаками лжеца, но не являться таковым. Например, глаза отводят не только те, кто хочет обмануть и утаить информацию, но и неуверенные в себе, стеснительные люди. При разговоре часто именно интуиция говорит нам о возможной лжи, поэтому стоит больше доверять себе и своей реакции на невербальные жесты собеседника.
Регулярные открытия учёных позволяют говорить о всё новых способах выражения внутреннего мира через внешние признаки поведения. Но существуют и давно установленные и изученные факты.
Психология поведения человека:
1. Человек больше склонен к честным ответам, когда чувствует усталость.
2. Уставший человек также более расположен к творческой деятельности.
3. Развитие соцсетевой зависимости спровоцировало зависимость от средств сотовой связи — номофобию, в результате чего потеря телефона способна вызвать у человека паническую панику — это состояние сравнимо с ощущением клинической смерти. Проблема панических атак становится распространённой в последнее время. Следует незамедлительно обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.
4. Разговор на иностранном языке способствует тому, что мышление человека становится более упорядоченным и логичным.
5. Если человек сидит на жестком стуле, он становится более неуступчивым и холодным.
6. Люди ведут себя аккуратнее и сдержаннее, если чувствуют, что за ними наблюдают. При этом факт наблюдения может быть лишь иллюзией.
7. От скуки человек более склонен совершать добрые поступки.
8. Люди быстрее устают, когда им приходится говорить неправду.
9. Люди чаще склонны верить человеку, говорящему неправду, если он обладает хорошими манерами.
10. У многих безделье вызывает чувство вины, в то время как занятость позволяет чувствовать себя более счастливым.
Психология формирования личности
Развитие личности — сложный процесс, который по-разному интерпретируется в психологии. В психоанализе развитие личности понимается как адаптация биологической природы человека к социальным нормам и требованиям. Развитие проходит несколько стадий, в ходе которых совершается переход от «принципа удовольствия» к «принципу реальности», к выработке общественно приемлемых способов удовлетворения потребностей. Одновременно складывается система внутриличностных защитных механизмов. В теории социального научения развитие личности отождествляется с формированием поведенческих навыков и различных способов межличностного взаимодействия. Гуманистические теории личности трактуют процесс ее становления как самоактуализацию и реализацию индивидуального потенциала. В деятельностном подходе становление личности рассматривается как последовательное освоение человеком различных видов деятельностей и формирование системы мотивов.
Формирование и развитие личности протекает в течение всей жизни. Человек — существо социальное. С первых минут жизни он включен в социальные взаимодействия, в процессе которого приобретает социальный опыт, преобразующийся в его личностные структуры. В процессе социализации человек обретает свою индивидуальность. Одна и та же социальная ситуация может по-разному восприниматься, по-разному переживаться различными личностями. Поэтому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Таким образом, можно говорить о связи двух противоположных и единых процессов — социализации и индивидуализации личности.
Процесс становления личности можно представить в виде ряда стадий, переход на каждую из которых означает качественное изменение внутриличностной структуры, перестройку ценностно-смысловых образований, мотивов и установок. Можно говорить о том, что основная форма развития личности — ее жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события. Как отмечает К. А. Абульханова-Славская, личность является субъектом свой жизни. Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, а выступает ее творцом. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется, прежде всего, индивидуальный характер жизни. Индивидуальность человека проявляется в неповторимости жизни и судьбы, которые являются результатом способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями, устремлениями (они отражаются в понятии «стиль жизни»).
Неповторимость жизни, жизненная стратегия являются результатом воплощения в действительность личностных ценностей и смыслов. Личность выступает как генератор и преобразователь смыслов, как открытая миру и способная преобразовывать его своими действиями, порождаемыми новыми смыслами.
Жизненный путь имеет два взаимосвязанных измерения. Вертикальное измерение характеризует изменение места человека в обществе, его социального статуса и социальных ролей. Горизонтальное измерение включает последовательность стадий личностного развития (детство, юность, взрослость) с характерными для каждой стадии возможными социальными ролями и статусами. На каждом этапе жизненного пути личность определенным способом интегрируется в социальные отношения в соответствии с достигнутым уровнем психического и личностного развития. В то же время человек на своем жизненном пути может неоднократно менять статусы, роли и виды деятельности, находясь в постоянном поиске своего места в жизни. Кризисные периоды в развитии личности являются нормальным феноменом, характеризующим ее динамический аспект, и означают переход развития на качественно новую стадию. Кризис может разворачиваться под воздействием группы факторов — биологических (возрастные физиологические изменения), социальных (социально-экономический кризис в обществе, безработица, другие общественные катаклизмы), внутренних психологических (внутриличностный рост). При этом движущими силами развития являются внутренние противоречия между новыми потребностями, мотивами, смыслами человека и устоявшимися способами его жизнедеятельности. Хорошо изучены детские кризисы развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин), но не менее актуальными являются кризисы зрелого и пожилого возраста (К. Поливанова, Г. Шихи, Э. Эриксон, Ш. Бюлср).
В теории психосоциального развития Э. Эриксона описаны восемь стадий развития личности, на каждой из которых личность преодолевает жизненный психологический кризис. Каждая из стадий характеризуется определенными социальными ожиданиями, достигая соответствия которым, индивид интегрируется в общество. Любой из кризисов может иметь «позитивный» и «негативный» варианты разрешения. В случае его позитивного разрешения личность приобретает психологические новообразования, которые могут усилить ее потенциал развития (например, чувство доверия к миру, автономность, инициативу, самостоятельность, расширение круга социальной самореализации, общность с другими людьми). Негативный вариант разрешения кризиса формирует новообразования, накладывающие существенные ограничения на дальнейшую самоактуализацию личности (например, чувство недоверия, зависимость, пассивность, сужение круга общения, интересов и социальной деятельности).
• На первой стадии (первый год жизни) наступает кризис «доверия — недоверия». В этом возрасте установление доверия ребенка к миру является основой его психологического комфорта, позитивных отношений с взрослыми, освоения им новых видов деятельности. Недоверие к миру, ощущение его противоречивости и непредсказуемости становятся серьезным препятствием развития личности.
• На второй стадии в возрасте от года до трех лет наступает кризис «самостоятельность и автономия в противовес сомнениям и стыду». По-прежнему зависимый от родителей, ребенок постепенно начинает осознавать себя самостоятельным активным существом, проявляет все большую самостоятельность. Неодобрение его нарастающей автономии родителями, многочисленные запреты и ограничения формируют у ребенка чувство вины, вселяют в него сомнения в способности сделать что-либо самостоятельно.
• На третьей стадии в возрасте от трех до шести лет возникает кризис «инициативность и предприимчивость в противовес чувству вины». Ребенок все в большей мере позиционирует себя как личность с собственными желаниями, оценками, интересами, высокой активностью. Детям этого возраста свойственна любознательность, разнообразие форм познавательной активности, видов деятельности. Отсутствие поддержки родителями исследовательской и творческой активности ребенка заставляет его чувствовать вину за совершенные действия.
• Четвертая стадия (возраст от семи до двенадцати лет) характеризуется кризисом «трудолюбие в противовес комплексу неполноценности». Стадия приходится на первые школьные годы, когда дети должны адаптироваться к новым требованиям, выполнять сложные интеллектуальные задания, строить отношения с одноклассниками и учителями, т. е. проявить еще большую самостоятельность. Опыт преодоления сложностей этого этапа формирует в ребенке уверенность в своих силах, трудолюбие, способность к самовыражению. Опыт неудач снижает самооценку и развивает чувство неполноценности.
• Пятая стадия (в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет) характеризуется кризисом «идентификация личности или путаница ролей». Подросток ищет ответ на вопросы «кто я?» и «каков мой дальнейший путь?», устанавливает межличностные контакты, расширяет сферу социальной активности, опробует новые модели поведения, активно строит жизненные планы. Опасность, которой должен избежать подросток, — это размывание чувства «Я».
• На шестой стадии (двадцать — тридцать лет) содержание кризиса заключается в дилемме «близость или одиночество». В период ранней взрослости и в последующие годы должна проявиться способность личности к близким контактам, в том числе через установление семейных отношений, вхождение в профессиональное сообщество.
• На седьмой стадии (между тридцатью и шестьюдесятью годами) возникает кризис «производительность или застой». В этот период жизни человек, как правило, осваивает профессию на уровне мастерства, проявляет целеустремленность, имеет широкие социальные контакты, готов к сотрудничеству и помощи другим людям. Негативный вариант разрешения кризиса выражается в излишней поглощенности самим собой, замыкании в устоявшемся кругу общения.
• На восьмой стадии (возраст старше шестидесяти лет) возникает кризис «цельность или безнадежность». Люди пожилого возраста ретроспективно просматривают свою жизнь и по-новому оценивают ее. Удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее осмысленности и наполненности, позволяют пожилому человеку воспринимать свой возраст как период мудрости, созидания, самореализации, возможности передать свой опыт новым поколениям. Напротив, ощущение бессмысленности прожитой жизни приводит к замыканию человека в себе и чувству отчаяния.
Многие ученые указывают на то, что жизнь человека оказывают влияние разнообразные события, как правило, носящие стрессовый характер. К ним относятся не только события, воспринимаемые обычно негативно (смерть супруга, развод, болезнь, увольнение с работы), но и события, расцениваемые большинством как позитивные (вступление в брак, рождение ребенка, продвижение по службе). Личность адаптируется к новым условиям жизни, используя стратегии совладания (копинг-стратегии), приводящие к изменению поведения. Реакцию на стресс смягчают внутренние (физическое и психологическое здоровье, интеллект) и внешние ресурсы (социально-психологическая поддержка) личности. Копинг-стратегия «проблемно-разрешающего стиля поведения» позволяет выявить проблему и найти альтернативные решения. Активное использование индивидом копинг-стратегии «избегания» свидетельствует о преобладании мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха, а также о возможных внутриличностных конфликтах. Одним из важнейших копинг-ресурсов личности является позитивная Я-концепция, которая способствует тому, что человек ощущает в себе способность контролировать стрессовую ситуацию.
Таким образом, личность не только испытывает на себе влияние социальных отношений, культурных традиций, нравственных законов, разнообразных событий и ситуаций. Человек имеет и, как правило, реализует свой выбор индивидуальной стратегии жизни. Структурирование жизненного пути происходит в процессе осмысленного определения человеком своего отношения к жизни, создания жизненной перспективы, уникального жизненного плана, сценария.
Общая психология личности
В психологии существует множество определений личности. Задачей данного курса является лишь введение в эту труднейшую и богатейшую проблематику. Подробное изучение темы будет рассматриваться в курсе «Теории личности».
В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность. Поэтому представляется целесообразным развести эти понятия.
Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.
А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:
– темперамент (структуру природных свойств);
– направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
– способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности.
К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:
– социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
– биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
– опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
– индивидуальные особенности различных психических процессов.
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
– определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
– динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
– статус и социальные функции-роли;
– мотивация поведения и ценностные ориентации;
– структура и динамика отношений.
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.
Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
3) жизненный путь человека (история личности).
Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:
1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них.
С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов.
Представления о личности и ее структуре в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, в гуманистической, когнитивной психологии и т. д. даются в курсе «Теории личности».
Нейротипические свойства входят в структуру индивидных свойств. Основаниями для этого являются:
1) простота, обобщенный характер этих свойств;
2) их генетическая первичность;
3) отнесенность к субстрату психического.
Нейродинамические свойства связаны с нижележащими уровнями организма (восстановительные функции организма; соматическая конституция; тип вегетативного реагирования) и вышележащими уровнями организма (свойства темперамента; стиль деятельности; особенности психических процессов).
Уровни рассмотрения нейродинамических свойств:
– уровень свойств нервной системы в целом;
– уровень процессов;
– уровень анализаторов.
При изучении типов высшей нервной деятельности человека нельзя забывать о том, что наряду с типологическими свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуют парциальные, частные типологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры.
Б. М. Теплов считал, что между общими и парциальными свойствами нервной системы существуют функционально-психологические различия: общие свойства являются основой темперамента, а парциальные – специальных способностей. Эти взгляды получили развитие в работах В. Д. Небылицына.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.
В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые:
1) регулируют динамику психической деятельности в целом;
2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3) имеют устойчивый и постоянный характер;
4) находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;
5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. (Кстати, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента, вопреки психологическим традициям, нельзя относить к свойствам личности. Свойства темперамента характеризуют не личность, а индивидуальность).
По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.
Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:
1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.
2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.
3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.
Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.
Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.
Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).
Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.
Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.
Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:
• конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);
• психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т. д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);
• идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т. д.).
В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т. д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (см. З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б. Г. Ананьев).
В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства.
Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.
А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:
Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения.
Исследование личности психология
Понятие личности - одно из основных и самых интригующих понятий в современной психологии. В чем именно заключаются личностные особенности, как они могут повлиять на жизнь человека и его способность принимать решения? Являются ли врожденными или приобретенными основные личностные черты и как происходит становление личности? А главное, можем ли мы осознанно выбирать, какой личностью быть, или это происходит по воле данных нам природой и социумом обстоятельств? Это лишь несколько из многих вопросов, которыми задаются ученые-психологи при теоретическом исследовании личности.
В современной психологии можно насчитать около семи основных теорий, которые описывают структуру личности. Структуру личности можно условно разделить на компоненты, составные части, особенности. Но при исследовании структуры личности психологи-практики прежде всего опираются не на теоретические основы, а на эмпирический (экспериментальный) материал. Несмотря на то, что вопрос о понимании структуры личности занимает важное место на протяжении уже многих лет, точных методов исследования личности пока не существует.
Самым популярным и универсальным методом исследования личности является личностный опросник. Существует множество методик, построенных как опросникам, но в профессиональной психологии принято использовать стандартизированные многофакторные методики исследования личности. С помощью них исследователь может выявить наиболее характерные для человека черты или группы черт. Таким образом появляется возможность создать определенный личностный профиль, то есть описать особенности взаимодействия между группами личностных черт и выявить наиболее выделяющиеся или же, наоборот, наиболее незаметные черты. Все это является крайне важным с диагностической точки зрения.
В зависимости от типа выбранного опросника, по результатам исследования можно получить информацию о характерологических особенностях человека, о его склонностях, социальном взаимодействии. Важными результатами будут данные об интроверсии или экстраверсии человека, о его самоидентификации, уровне тревожности и депрессии, о его эмоциональном фоне, уровне самоуважения, мотивации, наличия дезадаптации.
Но самыми важными результатами можно назвать понимание возможной личностной патологии. Это не означает, что есть представление об идеальных личностных чертах, а несоответствие им будет чем-то ненормальным. Нарушения личности – это, прежде всего, нарушение личностного функционирования, нарушение возможности поддерживать внутреннее равновесие и социальный баланс. Если по результатам исследования какие-то группы черт будут выделяться особенно сильно, то можно будет говорить о возможной акцентуации личности или о невротическом развитии личности. При исследовании появляется понимание, насколько личность целостна, насколько ее черты могут быть устойчивыми и какие у этой личности ценностно-смысловые ориентиры.
При обследовании детей применяют иные варианты, такие как игровые тесты или рисуночные и проективные тесты. Ребенок тоже является личностью, однако в теоретической психологии принято выделять несколько этапов рождения – становления личности. Тесты такого рода могут быть использованы и в работе со взрослыми, если в силу определенных обстоятельств не возможно использовать опросники. Например при серьезной органической патологии. Проективные тесты могут быть крайне информативными в отношении исследования структуры личности, при этом эффективность такого рода методик, в первую очередь связана с профессионализмом исследователя, так как не опирается на статистически достоверные методы и не имеет количественного способа измерения.
Личность человека – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которая направлена на поддержание индивидуального своеобразия и на устойчивость поведения человека и его представлений о самом себе. При различных нарушениях личности нарушается не только внутреннее состояние человека, но и межличностные взаимоотношения. При различных психических патологиях, где присутствуют нарушения мышления и памяти, со временем можно увидеть, как нарушается личностная организация, распадается идентичность и нарушаются даже такие устойчивые представления человека о самом себе, как о человеке с определенными особенностями поведения и потребностями. Существующие методики исследования личности так или иначе связаны с ее теоретическими описаниями.
В работах К.Леонгарда описывалось ядро личности и второстепенные черты личности. Методики, основанные на этой теории, предполагают выявление наиболее ярких черт или так называемых акцентуаций. Это понятие лежит между понятием о норме и патологии, но при неблагоприятных обстоятельствах акцентуированные личности подвергаются определенному риску. Другой популярный способ исследования личности принадлежит Г. Айзенку. В его основе лежит представление о существовании четырех типов темперамента. Тест Айзенка может помочь выбрать наиболее подходящую для человека профессиональную область или сделать вывод о его способах взаимодействия с собой и окружающими. Тест Айзенка опирается на представление о человеке и его психике, высказанное еще в 3-5 веках до нашей эры греческим врачом Гиппократом, который говорил о четырех типах жидкостей в организме, влияющих на характер человека. В XVIII веке эту классификацию описали как психологические типы - сангвиник, меланхолик, флегматик и холерик.
Некоторые методики связывают особенности личности с особенностями нервной деятельности, типом нервной системы и генетически наследуемыми особенностями. Важными составляющими исследования личности являются показатели уровня тревожности, депрессии, самооценки и способности к адаптации, уровня агрессии.
Эффективным является 16-факторный опросник Кетелла, позволяющий определить свойственные человеку способы поведения и взаимодействия с миром и собой.
Наиболее современные психодиагностические методики, например, психосемиотический анализ текста, позволяют при помощи математических методов получить представление о картине мира индивида.
Таким образом, современные методы исследования личности представляют большой спектр возможностей для понимания природы человека и дают возможность подобрать для каждого человека, с его особенными личностными чертами, наиболее подходящие рекомендации для улучшения качества его жизни или же преодоления внутренних и социальных сложностей.
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?