Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. В этом конспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.
Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.
Образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.
Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре. Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников. Исследуя поведение студентов Троу выделил четыре типа студенческой культуры: коллегиалов, профессионалов, академиков и нонконформистов (богему).
Сущность и этапы социализации личности.
Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.
Факторы социализации:
1. система образования;
2. среда сверстников, круг друзей;
3. произведения искусства, литературы;
4. СМИ;
5. Политические институты (государство, партия);
6. Отдельные экономические и политические события;
7. Отдельная выдающаяся личность.
Человек включается в социум благодаря социализации. Социализация - это передача обществом индивиду социального опыта человечества и освоение его индивидом. Необходимость социализации обусловлена тем простым фактом, что социальный опыт человечества (культура, в частности) не может быть передан по каналам генетической наследственности, биологически. Общество организует социальный канал наследования, но которому передается все то, что не может быть унаследовано генетически.
Социальный опыт человечества произведен от социальной практики, т.е. включает в себя все то в практике, что имеет историческое, межпоколенное значение. Есть педагогическая практика, а есть педагогический опыт; есть производственная практика, а есть производственный опыт; есть медицинская практика, а есть медицинский опыт и т.д. и т.п. Опыт - это производное от практики. Практика шире опыта, в опыт входит все значимое, существенное, константное.
Конечно, само понятие значимости, важности еще не говорит о ценности, о позитивности, о положительных сторонах опыта, поэтому опыт не равен культуре. Культура - это все ценное, позитивно-значимое, а опыт - это все значимое, и негативно значимое и позитивно значимое. Поэтому в процессе социализации человечество, общество, социальные институ-ты (школа, семья, вуз, колледж) могут передавать и передают не только ценное, но и неценное, не только положительное, но и отрицательное, не только культуру, но и антикультуру. Все это важно с точки зрения полной, целостной ориентации вид будет сталкиваться но только с добром, но и злом, не только с прекрасным, но и с безобразным, не только с полезным, но и с вредным, не только со справедливым, но и с несправедливым, не только с истиной, но и с ложью, т. е. как с культурой, так и с антикультурой.
Таким образом, предметом социализации является весь социальный опыт человечества. Остается определить содержание социального опыта человечества, т.е. содержание того, что не передается генетически.
Состав социального опыта слагается из трех подсистем:
Эти три подсистемы и должны быть репродуцированы через каналы социализации, что и определяет трехаспектное содержание этапа первичной социализации, который получил название идентификации:
- образование - передача знаний;
- обучение - передача умений;
- воспитание - передача установок.
На этапе идентификации активные функции берет на себя общество, оно передает опыт индивиду, делая его тождественным другим людям (идеи - такой же). Только благодаря идентификации индивид может стать человеком, т.е. подобным другим, обладающим общими с другими людьми качествами, в частности, знаниями, умениями и установками.
Но выше уже было сказано, что каждый человек в ходе жизни должен обрести индивидуальную неповторимость, стать индивидуальностью. Это осуществляется на этапе вторичной социализации, который получил название индивидуализации.
Здесь уже активная роль принадлежит самому индивиду, состоявшемуся человеку, поэтому индивидуализация осуществляется тоже трехаспектно:
Человеку предстоит самому выработать отношение к различным социальным механизмам уподобления другим. Среди них выделим хотя бы два: конформизм и моду.
Конформизм (от греч. кон ~ такой же, форма - вид) - это уподобление человека вкусам, взглядам, увлечениям, образу жизни, облику других людей.
Можно выделить четыре причины конформизма:
а) психологическую - инстинкт подражания;
б) историческую - опыт прошлых поколений;
в) педагогическую - стандарты и штампы образовательных учреждений;
г) социальную - доминирование ложного принципа - «незаменимых людей нет».
Мода - это временное господство чьего-то вкуса: чей-то вкус на какое-то время начинает господствовать на планете. Уже все три признака моды говорят против нее. Во-первых, мода - это временное явление, живущее в диапазоне от 3 месяцев (шлягеры) до 6 лет (джинсы или мини-юбка), а над истинно прекрасным время не властно. Во-вторых, мода - тиран; она диктует, как одеваться, как танцевать, какие иметь увлечения, какие профессии избирать, что и как любить и т.д. Ее призывы к из-бирательности всегда заканчиваются классическим оборотом: «Итак, в этом сезоне модно...» Заметим, что в обществе существует в принципе три вида норм: обязательные - юридические, рекомендательные - нравственные, избирательные - эстетические. Мода является эстетическим образованием, а пользуется правовыми регуляторами, правовой нормативностью: надо носить мини или бриджи, ходить на шпильках или платформе и т.д., даже если человеку это не идет. Ведь секрет красоты не в форме или силуэте, не в цвете или фасоне, а в гармонии, в соответствии вещи человеку: красиво не то, что модно, а то, что идет человеку, соответствует его конституции, цвету волос, образу жизни, возрасту, полу и т.д.
В-третьих, мода всегда утверждает, навязывает вкус, каприз, причуду какого-то человека: короля Людовика XV или актрисы Бриджит Бардо, 18-летней девушки из Лондона, облагодетельствовавшей мир в 1964г. мини-юбкой, и т.д. Художники-модельеры (Шанель, Диор, Зайцев, Юдашкин и др.) моду не создают: они создают модели или работают на персонального заказчика.
Секрет моды, в конечном счете, коммерческий, финансовый, потому что каждый ее поворот приводит к удорожанию вещей или материалов, из которых вещи сделаны. Как ни печально, но все это относится и к моде на духовную продукцию, на искусство, на увлечения, на убеждения. И второй важный аспект моды - социально-психологический: создание имиджа, ложного или уподобленного образа, облика, вида.
В логике поведения нормального человека можно выделить четыре аспекта: «потребность - вещь - функция - роль или статус». Скажем, у какого-то человека есть потребность в автомобиле, он покупает вещь, вещь функционирует и порождает статус - автомобилист. А у «жертвы моды» нет потребности, но вещь куплена, и хотя она не функционирует, но рождает статус, имидж хозяина, как автомобилиста. Иначе говоря, мода работает на старый принцип уподобления - «важно не уметь, а иметь». А само владение порождает цепочку позиционных состояний: у меня тоже есть; у меня лучше, чем у тебя; у меня есть, а у тебя нет. Рождается болезненная и соблазнительная социально-психологическая конкуренция, в ходе которой человек теряет свою индивидуальность, самобытность.
Стать индивидуальностью можно за счет саморазвития, педагогической самодеятельности.
Наконец, в ходе социализации человек должен превратиться в личность, в субъекта исторического процесса, в социально ответственного и социально функционирующего агента общественной жизни. Этот этап третичной социализации называется персонализацией - превращение индивидуальности в персону, в личность, в субъекта общественной жизни. Этот процесс осуществляется за счет самодеятельности, т.е. внутренне мотивированной творческой деятельности. Исторически все виды деятельности (основанной на «надо» и на «стандартах») превра-щаются в идеале в самодеятельность (основанную на «хочу» и на творчестве). То есть исторически все люди в социуме должны стать активными свободными творческими субъектами - личностями.
Личность - это социально функционирующий человек, не объект, а именно субъект общественной жизни. Ведь объект - это то, на что направлена деятельность, а субъект активен, он не пешка в руках других, а активный самостоятельный деятель. При этом важно подчеркнуть общественный, социальный характер деятельности личности в отличие от индивидуальности. Индивидуальность утверждает себя, а личность - некие социальные идеалы; у индивидуальности - индивидуальная самодеятельность, а у личности - общественная, общественно значимая. В личности как бы в диалектическом единстве, в снятом виде существует и человек (общее) и индивидуальность (особенное). В соответствии с диалектическим законом отрицания отрицания идентификация отрицается индивидуализацией, а индивидуализация отрицается персонализацией.
Персонализация - это как бы возврат к первому этапу, но е удер-жанием всего ценного на втором этапе и слаганием нового, более развитого состояния единичного представителя человеческого рода - превращение индивидуальности в личность.
Механизм социализации
Социализация в форме идентификации, индивидуализации и персонализации осуществляется в системе социума с использованием всех форм, каналов, путей, средств, социальных институтов общества. Центральная роль в ходе социализации принадлежит педагогической сфере общества, то есть всем социальным институтам, целенаправленно и профессионально осуществляющим процессы образования, обучения и воспитания: дошкольные учреждения, школа, лицеи, гимназии, колледжи, ПТУ, техникумы, вузы и вся послевузовская система непрерывного образования. Между всеми институтами педагогики, или, точнее, институтами социализации, должна соблюдаться согласованность действий, целей, планов и программ, чего сегодня нет нигде. По крайней мере, каждый институт социализации должен четко сформулировать «модель выпускника», которая будет определять и содержание учебных планов и программ. Сегодня мы можем назвать пока только одно достаточно четкое, полное формулирование целостной модели выпускника, представленное в концепции Нижегородской авторской академический школы (НАА) № 186г. Н.Новгорода.
Поскольку оно уникально, для иллюстрации приведем его полностью: «Система деятельности Школы ориентирована на подготовку выпускников, отвечающих следующим требованиям:
1) это физически, психически и нравственно здоровый человек;
2) это человек, владеющий компьютерными технологиями на локальном, региональном и глобальном уровне коммуникации;
3) это человек, свободно владеющий устной и письменной английской речью в 8 сферах международной коммуникации (наука и искусство, педагогика и управление, медицина и физкультура, экономика и экология);
4) это человек с установкой авторского (творческого) освоения фундаментальной общей культуры в основных сферах общественной жизни;
5) это человек, способный к целостному и гармоническому освоению мира с различных мировоззренческих позиций: религии и мифологии, науки и философии, народного опыта и искусства в авторском диалоге с альтернативными позициями;
- это профессионально сориентированный человек, на основе выявленных в деятельности склонностей и способностей с авторским маршрутом вхождения в профессиональную культуру;
7) это патриот своей Родины, заботящийся о ее восстановлении, сохранении, совершенствовании и защите, способный к всемирной отзывчивости и культурному диалогу на международном уровне;
8) это человек, способный к эффективному индивидуальному и коллективному творчеству по решению задач гармонизации отношений человека и окружающей среды;
9) это человек, владеющий методами комплексной, системно-интегративной, междисциплинарной постановки и эффективного решения проблем культуры, возникших на рубеже XX и XXI веков от локальных до глобальных».
За пределами профессиональных педагогических учреждений существуют социальные институты, которые тоже решают задачи социализации: семья, трудовые коллективы, армия, СМИ, общественные объединения и т.д. У них нет специальных программ и профессиональной подготовки, но они оказывают значительное, целенаправленное или стихийное, влияние на формирование общей, мировоззренческой, гражданственной и профессиональной культуры личности. Мера их воздействия определяется их статусом в социуме, возможностями, кадровым составом. Особое место в этом составе принадлежит семье и средствам массовой информации.
Уже в семье родители должны стремиться универсально развивать ребенка (что и доказала семья Л. и Б. Никитиных), формировать его хозяйственно-бытовую, нравственную, художественную, физическую культуру, его управленческие навыки, его первичные медико-валеологические умения, его мировоззрение. Дошкольные учреждения призваны как бы продолжить эту логику всестороннего развития, что они, кстати сказать, успешно делают.
Вот школа уже начинает заниматься ранней специализацией, «профориентацией» детей вместо подготовки их к органичному включению не в математику, не в спорт, не в экономику, не в менеджмент, не в искусство, а в жизнь, которая универсальна. Не ясно ли, что структура жизни должна найти адекватное отражение в структуре учебного процесса в школе: сферы общественной жизни должны педагогически трансформироваться в учебные циклы в средней школе (сколько сфер - столько и учебных циклов). Иначе говоря, предметно-дисциплинарный принцип преподавания должен уступить место цикловому принципу.
Одной из проблем маленьких деревень в давние времена был высокий процент детей рождающихся с генетическими отклонениями. Причина этого крылась в том, что муж и жена из-за того, что людей в деревнях мало, часто могли приходиться друг другу родственниками.
Вопрос: Какое изобретение конца 19 века резко снизило процент детей рождающихся с генетическими отклонениями в сельской местности?