Взаимозачет от бартерной сделки отличается тем, что он проводится как минимум по двум договорам, где в одном вы — покупатель, а в другом — поставщик, и у вас с контрагентом существуют взаимные задолженности. Взаимозачет не рассматривается как сделка, это зачет взаимных однородных обязательств. Например, вы заключили с организацией договор поставки и передали товар, а организация заключила с вами договор об оказании рекламных услуг и оказала вам услуги. Заключаются обычные договоры поставки и возмездного оказания услуг, которые предполагают денежную оплату. Вы можете не расплачиваться деньгами, а договориться погасить обязательства перед друг другом взаимозачетом. Задолженность можно погасить полностью или частично, если стоимость по договорам не совпадает.
Взаимозачет можно проводить при выполнении двух обязательный условий:
1. Требования должны быть однородными. Например, чаще всего у обеих организаций денежная задолженность — это однородные требования. Если вы по договору должны были рассчитаться деньгами, а ваш контрагент по договору — векселем, то такие требования не являются однородными и погашать их взаимозачетом нельзя.
2. Обязательство по договору превратилось в задолженность, т.е. не был произведен расчет за поставленные товары, оказанные услуги.
Взаимозачет можно оформить заявлением в одностороннем порядке. Вы просто направляете своему контрагенту заявление, составленное в свободной форме. Вам нужно будет убедиться, что заявление до организации дошло, поэтому лучше отправить его заказным письмом с уведомлением. Начиная со дня уведомления контрагента, обязательства перед ним считаются исполненными. Но безопаснее провести взаимозачет в двустороннем порядке по акту взаимозачета. Форма акта не утверждена, он составляется в свободной форме, и обязательно содержит реквизиты документов, по которым проводится взаимозачет (договоры, акты, накладные) и подписи обеих сторон.
При расчете налога УСН в доходах нужно отразить стоимость товаров или услугу, по которой погашена задолженность. Доходы учитываются на дату заявления или подписания акта взаимозачета. При применении УСН «Доходы минус расходы» списать в расходы стоимость договора с контрагентом можно только после направления заявления или подписания акта взаимозачета. И не забывайте некоторые виды расходов, которые списываются в особом порядке: товары для перепродажи, основные средства.
Например, вы поставляете в ООО «Ромашка» доски по договору поставки, а она вам оказывает рекламные услуги по договору возмездного оказания услуг. Сумма по договорам одинаковая — 20 000 рублей. Товары поставлены, услуги оказаны имеются накладная и акт. Но денежные средства не были уплачены, поэтому вы оформили взаимозачет и подписали акт взаимозачета 12 сентября.
Вы у себя отражаете доход в размере 20 000 на 12 сентября. Вы приобретали доски у лесопилки для перепродажи, поэтому ранее учесть их в расходах не могли. По акту взаимозачета доски считаются реализованными покупателю. В расходы списываете себестоимость поставленных досок также на 12 сентября.
Договор мены удобно оформлять при одновременном обмене товарами и в случае, если стоимость этих товаров равноценна. Когда в обмене участвуют услуги или работы, намного меньше хлопот составит оформление взаимозачета. К тому же при взаимозачете в налоге участвует не рыночная стоимость, а сумма, которая была погашена по акту взаимозачета.
В законодательстве бартер именуется договором мены. Вы можете заключить такой договор с контрагентом на поставку товара, а взамен ваш покупатель предоставит вам свой товар. Удобней заключать договор мены при обмене равноценным товаром. Например, вы поставили в организацию партию досок на сумму 35 000 рублей, а она вам — материалы для обработки древесины по этой же стоимости.
Можно обмениваться и неравноценными товарами, тогда фирма, которая приобретает по более дешевой стоимости, должна доплатить за товар.
Договор мены заключается в письменной форме, вы будете являться продавцом одного товара и покупателем другого одновременно. К такой сделке применяются правила купли-продажи.
При составлении договора мены можно воспользоваться любым шаблоном в интернете и переделать его под себя.
• стоимость товара (если стоимость не будет указана, то товары будут признаны равноценными),
• срок исполнения обязательств (безопаснее предусмотреть одновременный обмен товарами),
• переход права собственности (в общем случае право собственности переходит после передачи товара обеими сторонами).
Не стоит слишком занижать цену товара в договоре, чтобы не привлекать внимание налоговой инспекции. При проверке, если заподозрят значительное отклонение стоимости товара от рыночной цены, могут доначислить налог и придется заплатить пени.
Передача товара контрагенту, как и по договору поставки, оформляется товарной накладной. Можно обмениваться не только товарами. Когда в бартерной сделке участвуют работы или услуги, заключается смешанный договор, т.е. уже с условиями договора подряда или оказания услуг.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Такой обмен проще оформить взаимозачетом, подробнее об этом расскажем немного позже.
В налоге УСН в Доходах нужно учесть рыночную стоимость переданного вам товара по договору мены на дату получения товара от контрагента.
Например, вы договорились с ООО «Ромашка» о взаимной поставке товаров на сумму 35 000 рублей. Вы передали доски согласно договору 2 сентября, а ООО «Ромашка» передала вам материалы для обработки древесины позже — 10 сентября. Ваш товар считается оплаченным 10 сентября, поэтому в КУДиР нужно будет отразить доход от реализации досок в сумме 35 000 рублей на 10 сентября.
Если вы на УСН «Доходы за вычетом расходов», то вам будет интересна возможность списания полученного товара и себестоимость переданного товара в расходы.
Применяются прежние правила учета расходов:
1. соответствие списку из ст. 346.16 НК РФ;
2. экономическая обоснованность — товары должны быть целесообразны для бизнеса;
3. документальное подтверждение — у вас должен быть подписанный договор мены и накладная от контрагента;
4. товары получены — контрагент вам передал товары;
5. расходы оплачены — вы выполнили свое обязательство и передали взамен товары контрагенту.
Сумма расхода — стоимость товара по договору мены.
Дата списания товара в расходы зависит от того, что именно вы получили по договору мены: товары для перепродажи списываются по мере реализации, материалы — на дату передачи товара контрагенту, основное средство — с момента ввода в эксплуатацию и равными долями в течение одного календарного года на последнюю дату квартала.
Например, доски вы приобретали для перепродажи, поэтому можете списать в расходы их себестоимость только при их реализации. Вы передали товар по договору мены ООО «Ромашке» - реализовали, поэтому на дату передачи товара 2 сентября, вы списываете их себестоимость в расходы.
Если материалы для обработки древесины вы будете использовать в своей деятельности, то можете списать их в расходы на дату оплаты 2 сентября (когда вы передали доски ООО «Ромашка», вы с ней расплатились). Если материалы для обработки древесины вы будете, например, перепродавать, то сможете их списать в расходы после реализации своим покупателям.
На практике предприниматели редко пользуются договором мены и чаще всего производят взаимозачет, т.к. его легче оформить.