В современных условиях формирования рыночных отношений в России дальнейшее развитие и устойчивое функционирование рынка ценных бумаг напрямую связано с осуществлением целенаправленных действий по восстановлению доверия российских и иностранных инвесторов путем приведения действующего законодательства в соответствие с принятыми международными стандартами и устранения практики нарушения прав инвесторов. Еще до возникновения кризисной ситуации инвесторы говорили о необходимости обеспечения прозрачности рынка, создания действенного механизма защиты инвесторов, раскрытия информации об эмитентах.
Случаи нарушения прав инвесторов являются существенным препятствием для притока отечественных и иностранных капиталов на российский фондовый рынок, являющийся в условиях отсутствия бюджетного и банковского кредитования предприятий практически единственным механизмом привлечения инвестиций в производственный сектор экономики.
Защита инвесторов должна строиться с учетом нескольких уровней комплексного понимания данной проблемы. В самом широком смысле защита инвесторов должна включать в себя следующие моменты: обеспечение прозрачности и информационной открытости работы фондового рынка; существование механизмов, препятствующих возникновению махинаций на фондовом рынке и незаконного ущемления прав инвесторов; наличие действенных процедур правовой и судебной защиты интересов инвесторов в случае их нарушения и, наконец, существование конкретных механизмов и схем возмещения ущерба от недобросовестной деятельности операторов фондового рынка и заемщиков.
В связи с тем, что обеспечение прозрачности и информационной открытости работы фондового рынка через регулирование деятельности его участников - одна из важнейших задач Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России и саморегулируемых организаций фондового рынка, таких как Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), в этом направлении сделаны определенные шаги и достигнуты некоторые успехи.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Рынок ценных бумаг достаточно четко регламентирован, доступ к нему профессиональных участников лицензируется, проспекты эмиссии эмитентов-заемщиков подлежат регистрации, что не позволяет выходить на рынок откровенным обманщикам. Вместе с тем еще очень остро стоит вопрос о незаконном ущемлении прав инвесторов как профессиональными участниками, так и эмитентами в процессе их деятельности. Серьезным моментом является правовая неурегулированность многих вопросов защиты инвесторов в судебной системе, в том числе по процедуре разбирательства гражданских дел в судах. Еще недостаточно разработаны механизмы и схемы выплат возмещения ущерба инвесторам, чьи права были нарушены.
В связи с тем, что вся совокупность проблем защиты инвесторов, особенно правовые, гражданско-процессуальные и судебные аспекты, - это предмет для отдельного исследования, в рамках данной статьи авторы остановятся на вопросах экономического и организационного характера, имеющих отношение к сущности рассматриваемых проблем, главным образом на разработке конкретных механизмов защиты инвесторов от нарушений их прав и законных интересов, а также рассмотрят схемы возмещения ущерба от недобросовестной деятельности операторов фондового рынка и заемщиков-эмитентов.
Любая программа защиты инвесторов должна базироваться на раскрытии информации перед инвесторами, регулирующими органами и управляющими институтами, позволяющей инвесторам и регуляторам делать осознанные и своевременные выводы о состоянии дел участника рынка.
Проблемы защиты инвесторов в России
В соответствии с Указами Президента РФ № 1157 и № 408 был создан Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Специалистами фонда при тесном взаимодействии с общественными организациями вкладчиков ведется работа по формированию основных реестров: реестра вкладчиков и реестра нелицензированных финансовых компаний и их активов. Необходимо подчеркнуть, что деятельность фонда по составлению реестра не предполагает сбора дополнительных средств с вкладчиков.
Самая главная задача фонда - найти эти активы и доказать, что они принадлежат соответствующим компаниям. В решении задач, стоящих перед ним, фонд опирается на поддержку государственных органов и считает, что только совместные действия общественных объединений вкладчиков, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, правоохранительных органов и местных администраций позволят как можно скорее начать компенсационные выплаты вкладчикам.
Тем не менее, поиск имущества нелицензированных финансовых компаний и выплата компенсаций пострадавшим от них вкладчикам являются только малой частью построения системы защиты инвесторов и акционеров. Причем указанная выше задача, решаемая Федеральным фондом по защите вкладчиков и акционеров, направлена на исправление уже допущенных прошлых ошибок и компенсацию инвесторам за эти ошибки со стороны государства как субъекта, не успевшего в свое время создать действенную систему защиты инвесторов.
В настоящее время наиболее актуальной является задача защиты прав и интересов тех акционеров и инвесторов, которые вложили свои деньги в официально признанные финансовые инструменты: государственные ценные бумаги и акции предприятий эмитентов. При этом, хотя государство само нарушило свои обязательства перед инвесторами, объявив дефолт по своим долгам, вопрос реструктуризации государственных долговых обязательств находится под пристальным вниманием правительства: произведены выплаты по замороженным ГКО частным лицам, разработана и предложена схема реструктуризации долга перед институциональными российскими и иностранными инвесторами. В то же время защитой прав акционеров, вложивших свои деньги в акции российских предприятий, не занимается никто.
Вследствие имеющейся в настоящее время тенденции к слиянию крупных эмитентов, их реорганизации и банкротству можно ожидать, что без принятия действенных мер права и интересы значительного числа инвесторов могут быть вновь нарушены.
Наиболее распространенными нарушениями прав инвесторов являются:
• нарушение эмитентами порядка проведения общих собраний акционеров;
• принятие эмитентом уставных норм, ограничивающих права и интересы инвесторов;
• нарушение порядка и сроков выплаты дивидендов;
• несоблюдение законодательства о порядке размещении акций и ущемление интересов инвесторов при проведении эмиссий;
• несвоевременное, неполное раскрытие информации о текущей и планируемой деятельности эмитента;
• невыполнение требований законодательства о предоставлении акционерам права требовать выкупа у них акций при законном ограничении их прав;
• нарушение требований законодательства о рынке ценных бумаг субъектами инфраструктуры рынка ценных бумаг (реестродержателями, депозитариями и т.д.).
Указанные нарушения подрывают доверие к российскому рынку ценных бумаг, способствуют оттоку капитала. Между тем имеющиеся у инвесторов пакеты акций могут и должны использоваться как инструмент, позволяющий оказывать воздействие на решения, принимаемые эмитентом.
Создание эффективной системы защиты прав и законных интересов инвесторов невозможно без объединения усилий всех заинтересованных сторон. При этом необходимо организовать комплекс мероприятий с участием законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, общественных организаций, средств массовой информации, эмитентов и самих инвесторов в рамках единой программы.
В целях защиты прав и законных интересов инвесторов на основании предложений профессиональных участников рынка ценных бумаг, российских и иностранных портфельных инвесторов в соответствии с Государственной программой защиты прав инвесторов, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 785, с учетом заявления Правительства РФ и совета директоров Центрального банка Российской Федерации о мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране в НАУФОР разработана Программа по защите прав и законных интересов инвесторов (далее - Программа).
Программа предлагает комплекс мероприятий по обеспечению прав и законных интересов акционеров - владельцев эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, созданных на основе федерального закона об акционерных обществах и в порядке приватизации государственных предприятий в России.
Программа учитывает особенности положения инвесторов в России, которые можно сгруппировать определенным образом.
Правовые особенности:
• в соответствии с российским законодательством только сам инвестор (или его представитель) может защищать свои права и интересы в суде. Возможности государственных органов в области судебной и внесудебной защиты прав инвесторов ограничены по сравнению со спектром возможных нарушений;
• законодательством России не предусмотрен институт группового иска (Class Action). Успешное судебное разбирательство одного инвестора не позволяет другому избежать повторного судебного процесса по аналогичному делу. Более того, при принятии положительного решения по первым имущественным искам акционеров к обществу шансы последующих получить равную компенсацию резко уменьшаются;
• большинство российских портфельных инвесторов имеют небольшие в процентном отношении пакеты акций, что приводит к отклонению исков по ст. 49 федерального закона об акционерных обществах по мотивам несущественности нарушений или незначительности размеров пакета акций истца;
• несовершенство судебной системы, недостаточная правоприменительная практика законодательства по рынку ценных бумаг определяет необходимость вынесения решений в порядке надзора ВАС РФ или ВС РФ за особо важными исками инвесторов. Вероятность принятия дел к надзору может быть существенно увеличена при наличии соответствующих ходатайств объединения инвесторов, представляющего интересы широкого круга участников рынка.
Политические и исторические особенности:
• решение проблемы защиты прав инвесторов нуждается в придании ей общественной значимости;
• рассмотрение прецедентных дел в части защиты прав и интересов инвесторов часто ставит российские судебные и исполнительные органы государственной власти перед необходимостью принятия весьма трудных и общественно значимых решений, затрагивающих интересы крупных эмитентов;
• взгляды многих руководителей российских эмитентов на роль и права портфельных инвесторов значительно отличаются от принятых в странах с развитым рынком.
Экономические особенности:
• большинство инвесторов не занимаются защитой своих прав в суде, предпочитая продавать активы эмитента-нарушителя. В настоящее время кризис ликвидности на российском рынке ценных бумаг не позволяет инвесторам использовать этот путь;
• объединение усилий и ресурсов инвесторов при создании общей инфраструктуры (базы данных и т.п.) и осуществлении эффективных мероприятий по судебной и внесудебной защите прав инвесторов значительно снижают связанные с этим затраты.
В советские времена у телефонисток на коммутаторе висел лозунг, из которого следовало, что они все ратуют за свободные сексуальные отношения. Что это был за лозунг?