ИКТ-компетентность (информационно-коммуникативная компетентность) учителя – это комплексное понятие.
Его понимают как целенаправленное, эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является оставляющей профессиональной компетентности учителя.
Выделяют три основные аспекта ИКТ-компетентности:
1. Наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
2. Эффективное, обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
3. Понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального и/или деятельностного результата.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:
• новых целей образования;
• новых форм организации образовательного процесса;
• нового содержания образовательной деятельности.
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя-это разные понятия.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах нового поколения указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования».
Высокие запросы образования невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-компьютерные технологии (мультимедиа, интерактивные и др.).
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. А усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся; педагогических работников; родителей (законных представителей) обучающихся.
Почему же сегодня так остро стоит вопрос ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса и в частности учителя?
Введение нового образовательного стандарта начального общего образования предполагает создание единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) в каждой школе. Одной из составляющих данной среды является компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ. Использование этих технологий в современной ИОС является наиболее эффективным для формирования универсальных учебных действий, которые рассматриваются в ФГОС как один из основных результатов освоения ООП НОО. Учитель должен не только знакомить обучающихся с ИК-технологиями (ИКТ-компетенция), но и учить грамотно применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности. При этом необходимо помнить, что ИКТ-компетентность не должна сводиться к «компьютерной грамотности», это явление более высокого порядка.
Одна из первых наших задач, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений.
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ).
Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование.
Чтобы ответить на вопросы: чему учить, как учить, зачем учить, следует вспомнить, что в результате обучения выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к получению знаний и умений, не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
Я считаю, что главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ грамотности и формировании ИКТ компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью подразумевается использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Это приобретение умений самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе – собственную индивидуальную деятельность и работу коллектива, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий.
Для того чтобы урок был интересен детям, чтобы активизировалась их мыслительная деятельность, появилась потребность к творческому созиданию, учителю необходимо уделять большое внимание отбору методов, приемов, средств обучения, их разнообразию и целесообразности их применения.
Современные ИКТ компетентности учителя начальных классов позволяют:
1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация;
2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
5. Мобилизовать внимание обучаемого;
6. Быть точным и объективным в оценке знаний;
7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
8. Выходить в мировое информационное сообщество;
9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес;
10. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
11. Обучающиеся младших классов получают первичные навыки работы с компьютерами, что является первым шагом к знакомству с информационным полем Интернета, медиаресурсов;
12. Применение ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность обучающихся, усиливает положительную мотивацию обучения.
Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Федеральный государственный образовательный стандарт, сопровождающие его документы, обязывают нас пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности. Это способность педагога решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Говоря о требованиях к ИКТ-компетентности учителя, можно выделить несколько групп требований: технологическая, или общепользовательская компетентность; педагогическая компетентность; профессиональная (предметная) компетентность.
Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность означает, что учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету: умеет пользоваться набором программного обеспечения; умеет работать в - локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета.
Второй составляющей ИКТ-компетентности учителя можно считать педагогическую ИКТ-компетентность. Наличие названной компетентности означает, что учитель способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде.
Еще одна важная задача, стоящая перед учителем, – привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС), используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.
Третья составляющая – профессиональная ИКТ-компетентность учителя. Учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
Отвечая всем этим требованиям, учитель сможет решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащихся.
Кроме того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, формирование нового типа мышления.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер — это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения и представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики) в ходе учебного процесса, а также создание условий для активной работы обучающихся, получения ими знаний и навыков.
В настоящее время использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы, Интернет. Они воспитаны на аудио и видео продуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.
Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В частности, интерактивная доска и система оперативного контроля совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, магнитофоны).
Использование интерактивных и мультимедийных технологий при подготовке и проведении уроков дает возможность решать задачу формирования информационной компетентности, поставленную ФГОС нового поколения.