Функции как виды управляющего воздействия взаимоувязаны с компетенцией государственного органа.
Компетенция – круг полномочий какого-либо органа, лица; круг вопросов, в котором данный орган, лицо обладает познаниями, опытом, имеет право и способность решать.
Компетенция государственного органа представляет собой установленный на основе конституции и законов государства состав предметов ведения, по которым он имеет полномочные обязанности принимать и издавать нормативно-правовые акты либо совершать юридически значимые действия в совместном производстве с другими госорганами.
Компетенция как управленческая категория определяется как совокупность полномочий (прав и обязанностей), необходимых для осуществления конкретных функций в определенной сфере деятельности.
Проблема компетенции исполнительного органа включает следующие вопросы:
1. Определение предметов ведения, тех общественно значимых задач, решение которых возложено на орган, должностное лицо. Право их решать – это обязанность, ответственность органа (лица) перед государством.
2. Определение полномочий – совокупности прав и ответственности за действия (и бездействие) исполнительных органов, должностных лиц.
3. Определение меры должного поведения, т.е. радиуса юридически необходимого и возможного действия госслужащих. Компетенция неизбежно предусматривает право деятельности по усмотрению, т.е. решать самостоятельно, когда и как использовать то или иное право.
Властные структуры используют различные способы определения и изменения компетенции подведомственных органов:
1. Установление компетенции – нормативное закрепление предметов ведения, прав и обязанностей.
2. Централизация – осуществление функций только центральными органами, сосредоточение у них права принимать решения.
3. Децентрализация – передача части функций и права принимать решения по определенному кругу вопросов нижестоящим исполнительным органам и местным органам власти, т.е. другим центрам принятия решений.
4. Деконцентрация – рассредоточение функций управления по горизонтали и по вертикали.
5. Делегирование – согласованная взаимная передача полномочий органам разных уровней.
6. Субсидиарность – взаимодополняемая деятельность разных звеньев власти и управления.
На практике нужно умело применять эти способы, причем в таком их сочетании, которое не нарушает гармонии управления.
Хорошая юридическая регламентация компетенции, полномочий органов исполнительной власти – непременное условие и начало их успешного функционирования.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Современный предмет, который мы называем также, как во времена Лермонтова называли конверт с письмом, написанным орешковыми чернилами. Что это за предмет?