Субординация в медицине предусматривает и обратную взаимосвязь в коллективе, когда младшим по должности, медицинской сестре или санитарке необходимо обратиться к старшему. Будет правильным, если санитарка все служебные вопросы будет решать с медицинской сестрой, а последняя — со старшей медицинской сестрой.
Совершенно неприемлемо обращение средних и младших медицинских работников непосредственно к заведующему отделением или руководству учреждения. Это может привести лишь к их перегрузке вопросами, которые могут быть решены на уровне медицинской сестры или старшей медицинской сестры.
Строгое соблюдение субординации между работниками будет залогом организованности и хорошей работоспособности всего коллектива, высокой дисциплины и установления деонтологически обусловленных взаимоотношений между медицинскими работниками.
Этическая сторона субординации в медицине предусматривает не формальное должностное соподчинение, основанное на чисто дисциплинарных требованиях, а взаимоотношения, обусловленные такими морально этическими подходами старших должностных лиц к младшим и наоборот, как доброжелательность, взаимоуважение, тактичность и чувство товарищеской взаимопомощи.
Соблюдение этих простых всем доступных морально-этических требований поднимает весь комплекс взаимоотношений в медицинском коллективе на более высокий профессиональный уровень, превращает гуманизм медиков в повседневную потребность каждого его члена.
Главная медицинская сестра является непосредственной помощницей главного врача и его заместителей по медицинской части. Эта должность введена в областных, городских и центральных районных больницах.
Главная медицинская сестра организует и координирует работу всего среднего и младшего медицинского персонала, а с участием врачей больницы организует и осуществляет повышение их квалификации, в том числе и по вопросам медицинской этики и деонтологии.
В работе по деонтологическому воспитанию среднего и младшего медицинского персонала велика роль совета медицинских сестер. На его обсуждение выносятся все основные вопросы, касающиеся работы, взаимоотношений в коллективе, организации ухода за больными, обсуждение допускаемых ошибок и мер по их предотвращению.
Не упускаются вопросы создания благоприятного морального и психологического климата в коллективе.
Действенной формой воспитания молодых медицинских специалистов является наставничество.