В настоящее время в педагогической среде все чаще высказывается мнение о недостаточно полной трактовке и употреблении таких привычных терминов, как глубокие знания, умения и навыки. В современной педагогике прочно закрепляются новые понятия: компетенция и компетентность.
Традиционно конечной целью образования становилось владение выпускником набором знаний, умений и навыков. Сегодня такой подход является, очевидно, недостаточным. Производству, семье, обществу необходимы не просто „специалисты с дипломами”, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Во многом это зависит не от полученных „ЗУНов”, а от неких особых, дополнительных качеств, для обозначения которых и стали употребляться понятия „компетенции” и „компетентности”, наиболее соответствующие современному пониманию целей и задач образования.
Различные аспекты проблемы формирования понятий „компетентность”, „компетенция” раскрываются в работах зарубежных исследователей XX в. - Ж. Делора, Д. Дьюи, Кумбса Г. Филиппа, Дж. Равена, Г. Оскарссона и др. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами компетентности, выделяются значимостью своих исследований Л. Алексеева, И. Зимняя, Н. Кузьмина, А. Маркова, Л. Митина, Л. Петровская, А. Хуторской, Н. Шаблыгина и др.
Цель нашей статьи - исследование содержания этих понятий и их значения для образования в целом.
Понятие „компетентность"’ не является чем-то абсолютно новым, но в то же время его определение остается проблематичным.
Термины „компетенция” и „компетентность” имеют свои смысловые оттенки. Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. А компетентный - это осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.
Согласно словарю иностранных слов компетенция определяется как круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность определяется как обладание знаниями, которые позволяют судить о чем- либо, высказывать авторитетное мнение; информированность, авторитетность.
В Современном толковом словаре русского языка „компетенция” определяется как: а) область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; б) круг полномочий какого-либо учреждения, лица; в) круг дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению.
В Глоссарии терминов ЕФО, компетентный в широком смысле это - знающий, осведомленный в какой-либо области; в узком смысле - обладающий правом авторитетного суждения как специалист высокого уровня в определенном круге вопросов.
Большинство ученых отмечают определенную сложность (особенность) в понимании характеристик (содержания) данных понятий.
Французский исследователь Ж. Делор дает образное определение компетентности, опирающейся на четыре основополагающих действия: „...научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить”.
Дж. Равен определяет компетентность в широком плане как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимания ответственности за свои действия. Он выделяет „высшие компетентности”, которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий. В своих исследованиях он подчеркивает, что компетентность состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга. Некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. Дж. Равен приравнивает компоненты компетентности к мотивированным способностям, т. е. способностям, которые можно формировать и воспитывать, используя стремление будущего педагога к саморазвитию на основе сильной познавательной или профессиональной мотивации. При этом образовательные компетенции понимаются как результат развития тех способностей, которые приобретены самим индивидом. Именно они „позволяют достигать людям личностно значимых для них целей”.
Участник международного проекта ДЕЛФИ Б. Оскарссон приравнивает компетентность к „базовым навыкам”, которые развиваются в дополнение к „специфическим профессиональным”. Они включают, помимо прочего, эффективность работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки.
В исследованиях отечественных ученых компетенция определяется как предметная область, о которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности. При этом компетенция связана с содержанием области будущей профессиональной деятельности.
По мнению Г. Селевко, понятие компетенция чаще применяется для обозначения:
- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, „обособленности” выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;
- такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды.
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Исследователь А. Белкин рассматривает компетенцию как составляющую компетентности. Он условно определяет компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность как совокупность того, чем он владеет.
В концепции А. Белкина выделены следующие основные позиции:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно!!!
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
- компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации;
- большое значение имеют его морально-этические, психологические качества, а также условия жизни, деятельности, психологическая атмосфера коллектива;
- профессионально-педагогическая компетентность не возникает без соответствующих компетенций, т. е. без права на преподавательскую деятельность, так же как без реализации этих прав учитель не может в педагогическом процессе накапливать опыт, создавать базу будущей компетентности;
- профессионально-технологическая компетентность учителя обеспечивается профессиональным владением методическими, инновационными и творческими приемами, наиболее эффективно организующими познавательную деятельность учащихся;
- профессионально-информационная компетентность заключается в умении из большого объема информации отобрать необходимую;
- успешная реализация компетенций возможна при наличии компетентности педагога, но и достижения в реализации компетенций сказываются на успешности, характере, скорости формирования компетентности. В этом проявляется их инверсионная зависимость.
Говоря о компетентности, О. Таизова подчеркивает, что речь идет о новой единице измерения образованности человека, т. к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования. Определение компетенции как единицы социализации (процесса присвоения, освоения человеком социальных норм и ценностных ориентиров) позволяет прогнозировать более гибкое социальное поведение индивида, комфортность его пребывания в обществе, при котором он способен воспроизводить усвоенные способы деятельности в нестандартной ситуации, адаптируя к ним ранее усвоенные алгоритмы.
По мнению исследователя Е. Огарева, компетентность - это категория оценочная, она характеризует человека как субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда, что предполагает: глубокое понимание существа выполняемых задач и проблем; хорошее знание опыта, имеющегося в данной области, активное овладение его лучшими достижениями; умение выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувство ответственности за достигнутые результаты; способность учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей.
В исследованиях В. Шадрикова термин „компетенция"’ служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Компетентность, как считает ученый, - это владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать, или решать что-либо, а также наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.
По мнению Э. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения, а в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.
По заключению исследователя М. Чошанова следует рассматривать компетентность в виде формулы: мобильность знания + гибкость метода + критичность мышления. Он считает, что компетентность - не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями. Это гибкость и критичность мышления.
Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включают:
- направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации);
- ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления;
- характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
Из-за множественности толкований компетентности или компетенций происходит некоторая путаница между результатом и процессом. Однако при всех различиях определений у них, тем не менее, есть нечто общее: компетенция понимается как заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере.
Таким образом, компетентность - это владение субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности; компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Не забываем поделиться:
Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть одно-единственное женское имя, которое не оканчивается ни на «а», ни на «я». Назовите его.